Определение понятия «Портрет»
ПОРТРЕТ литературного персонажа — “описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться” [5, с. 296].В литературе с ее невещественными словесными образами портрет помогает выделить персонаж из числа других и выполняет характеристическую функцию, в Новое время — преимущественно социальную и психологическую. Тот факт, насколько персонаж красив, для сюжета может играть роль, а может и не играть. В “Евгении Онегине” портрет пустоватой Ольги значительно конкретнее портрета душевно глубокой Татьяны. В прозе Пушкин обычно вообще обходится без портретов. Лермонтов же дает подробнейший портрет Печорина, но не в рассказе недалекого Максима Максимыча, а тогда, когда его видит умный повествователь, сопровождающий свои наблюдения психологическими комментариями.
Портрет тургеневского Базарова, принадлежащий к экспозиционному типу описаний, т.е. даваемый при первой встрече читателя с ним, представляет фигуру явно демократического вида и тут же предварительное определение характера, лицо “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Достоевский тоже почти сразу говорит о внешности Раскольникова: “Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен”. Однако это портрет достаточно общий, не то что портрет Базарова с его обнаженной красной рукой (перчатки были непременным условием костюма дворянина), широким лбом и висячими бакенбардами, и не случайна одна из столь свойственных Достоевскому оговорок: “Кстати…” Внешние описания для него явно менее важны, чем для Тургенева, психология гораздо важнее. С прекрасной внешностью Раскольникова контрастируют его лохмотья и слишком заметная старая круглая шляпа. Далее следует портрет процентщицы, позволяющий понять, почему для безобразно обносившегося красавца она — “вошь” (хотя данная мотивировка далеко не единственная): “Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела”. Детали бедной одежды играют совсем не ту роль, что в портрете Раскольникова, а говорят о прижимистости Алены Ивановны. Знаменательна даже простонародная форма повторяющегося прилагательного “вострый”: оно становится эпитетом.
Достоевский иногда возвращается к деталям портрета того или иного персонажа, а для Л.Н. Толстого это принцип, он делает «мраморную” белизну голых плеч Элен, прекрасные лучистые глаза некрасивой княжны Марьи, тоненькую фигуру Наташи Ростовой, очки толстого, неуклюжего Пьера и т.д. лейтмотивами, поддерживающими в такой большой книге, как «Война и мир”, единство образов, оживляет восприятие читателем персонажей как хорошо знакомых ему людей. Отдельные детали варьируются контекстом.
В XX в. портреты наряду с другими описаниями в целом играют несколько меньшую роль, хотя, например, интерес Горького к любому человеку выражался в создании оригинальных портретов даже третьестепенных, даже едва мелькающих персонажей (так, в “Ледоходе” упомянут один из слободских мещан, окруживших мокрых плотников, — “высокий старик с бородою апостола и глазами вора”, — больше он ни разу не появится). В облике булгаковского мастера — “бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос” — отмечается немаловажное для автора сходство с Гоголем, однако дальше герой оказывается бородатым. Булгаков не успел доредактировать свой последний роман, но это противоречие, имей оно принципиальное значение, подлежало бы первоочередному устранению.
3.1.2. Понятие «портрет» в разных исследовательских парадигмах
Термин «портрет» в парадигме разных наук используется по-разному: и в значении «жанр» (как, например, в литературоведении), и в значении «исследовательская методика», «прием обобщения» (как, например, в психологии). Рассмотрим это подробнее.
В психологии приемом психологического портретирования пользуются при выделении разнообразных психологических типажей. Таким образом, под портретом понимается набор определенных характеристик человека.
Интенсивность общения, потребность в нем, некоторые особенности стиля общения зависят от того, экстравертом или интровертом является данный человек. Эти два типа людей различаются ориентацией либо на внешние впечатления и деятельность, либо на внутреннюю жизнь и самоанализ (Межличностное общение, 2001:426-427). Обобщенные психологические портреты экстраверта и интроверта приведены в следующей таблице:
Экстраверт | Интроверт |
Импульсивный Необоснованно упрямый и задиристый Всегда находящийся в движении Игривый Поверхностный Тщеславный Несдержанный Экспансивный Имеющий тенденцию преувеличивать Склонный к публичным выступлениям Плохо переносящий одиночество | Спокойный Настойчивый Степенный Сдержанный Замкнутый Надежный Подверженный интроспективным наблюдениям Имеющий депрессивные тенденции Плохо переносящий шумные компании Тяготеющий к уединению |
Психологические портреты экстравертов и интровертов были детализированы, в результате чего индивидуальным особенностям темперамента были выделены четыре психологических типа, которые получили названия еще в древности: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (Межличностное общение, 2001:423-427).
На основе обобщенных психологических характеристик были составлены психологические портреты каждого типа. Рассмотрим их:экстраверт | интроверт |
Холерик | сангвиник | флегматик | меланхолик |
Высоко эмоциональный Аффективный Плохо управляет чувствами Гневливый и обидчивый Конфликтный Агрессивный Многоречивый Суетливый Общительный Экспансивный | Общительный Уравновешенный Живой С постоянно ровным хорошим настроением Способный на быстрые эмоциональные и интеллектуальные переключения Легко вступает в контакт Гибкий «Солнечный человек» | Уравновешенный Спокойный Замкнутый Миролюбивый Неэмоциональный Надежный Медлительный Избирательный в контактах Неинициативный «Мастер ожидания» | Ранимый Чувствительный Впечатлительный Раздражительный Деликатный Вокально и экспрессивно сдержанный Застенчивый Нерешительный Замкнутый Тревожный Склонный к самоанализу |
Наряду с коллективными психологическими портретами-типажами, существуют также и индивидуальные психологические портреты, раскрывающие индивидуальные психологические черты отдельной личности (например,
В лингвистике различают языковой портрет говорящего, его языковой паспорт – это «та информация, которую человек «автоматически», бессознательно сообщает окружающим о себе, когда говорит» (Стернин, 2001а:43). При составлении языкового портрета учитываются пол, возраст, профессия человека, место его рождения, уровень образованности, культурной и коммуникативной грамотности, соблюдение речевого этикета.
М.В. Карнаухова разграничивает речевой и текстовый портрет политика. Понимая под речевым портретом «совокупность письменных и устных выступлений политического деятеля, которые характеризуются индивидуальными лексико-грамматическими и психологическими особенностями», исследователь акцентирует внимание на текстовом портрете, «который формируется как результат восприятия письменно зафиксированного «общения» политического деятеля с реципиентами» (Карнаухова, 2000:9). Размышляя о феномене речевого портрета, Е.Ю.Мягкова и Т.Ю. Сазонова подчеркивают, что речевой портрет в «значительной степени обеспечивает узнаваемость политического деятеля (восприятие его не как посторонней недосягаемой личности, но как соседа, друга и т.
п., короче – «своего») и, следовательно, отношение к нему (позитивное или негативное) и его рейтинг» (Мягкова, Сазонова, 2000:78).А.Г. Баранов, используя когнитивно-прагматический подход, исследует дискурсивный портрет лидера, воссоздавая его по результатам его текстовой деятельности, т.е. анализируя массив текстов политического лидера, выделяя группу текстов определенного речевого жанра, наиболее типичную для этого политика (Баранов, 1998).
В психолингвистике исследован характер и структура ассоциативных портретов (Бедретдинова, 2002), впервые был реконструирован ассоциативно-соматологический портрет носителя татарского языка: «соматологический портрет является некоторой исходной точкой отсчета, позволяющей отграничивать своих от чужих, приписывая и тем, и другим соответствующие характеристики» (Бедретдинова, 2002:8). «Соматологические портреты — свои и чужие – являются опорными точками, помогающими ориентироваться в предстоящих состояниях дел и ходах «событий», которые «обсуждаются» в процессе межличностного/межэтнического общения» (Бедретдинова, 2002:10).
В литературоведении портрет не выделяется как отдельный жанр. Портрет, наряду с пейзажем и интерьером, представляет собой разновидность описания и играет роль композиционного компонента текста (КЛЭб, 1967:894). Как разновидности, выделяют идеализирующий портрет (характерный для высоких жанров литературы), портреты смехового, комедийно-фарсового характера (Хализев, 1999).
В качестве самостоятельной жанровой формы выделяют литературный портрет. Являясь разновидностью мемуаров, определяемых как «повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был» (КЛЭа, 1967:759), литературный портрет соотносится с жанром дневника, документально-исторического очерка, научной биографии и автобиографии.
Хроникальность и фактографичность изложения сближают литературный портрет с жанром дневника, представляющего собой периодические записи о событиях текущей жизни. Однако повествование в дневнике ведется от первого лица, в то время как о герое литературного портрета говорят в третьем лице.
Достоверность, отсутствие вымысла позволяют сопоставить литературный портрет с научными биографиями и документально-историческими очерками. Литературный портрет, однако, будет характеризоваться большей субъективностью, поскольку автор литературного портрета опирается преимущественно на собственные непосредственные впечатления и воспоминания, на первый план вынося свою точку зрения на описываемое (КЛЭа, 1967:759-761).
Литературный портрет стремится к воссозданию целостного физического, духовного, творческого облика героя или к раскрытию лейтмотива, пафоса его жизни, иногда – в определенный отрезок времени (КЛЭб, 1967:895). Фактологическая точность, преобладание событийных описаний, непосредственное выражение авторской позиции, преобладающая ретроспективность материала – характерные признаки жанра литературного портрета.
Определив конститутивные признаки литературного портрета как жанра, литературоведы выделяют два основных его вида: жанр мемуарно-биографического портрета и жанр художественно-биографического портрета (Альбурзи, 2001).Объединяющим фактором для вышеназванных разновидностей литературного портрета является наличие в центре реальной, в чем-то примечательной личности, о которой рассказывает автор. Анализируя художественно-биографический литературный портрет в противопоставлении к мемуарно-биографическому, М.Г.Альбурзи выделяет следующие различия (Альбурзи, 2001:162-163):
Критерий для сравнения | художественно-биографический литературный портрет | мемуарно-биографический литературный портрет |
по видовой номинации | рассказ или небольшая повесть | очерк |
по наличию сюжета | обязательно имеет сюжет | сюжет ослаблен или отсутствует |
по временному охвату | освещает какой-то яркий, небольшой по времени, примечательный момент (иногда день или несколько часов) | как правило, рассказывает о более продолжительном отрезке времени. |
по степени фактологической точности | художественное произведение, строящееся по всем признакам художественного произведения и допускающее определенные неточности | это мемуар, основанный на личных воспоминаниях автора и созданный по методу синтетического обобщения различных фактов из жизни портретируемого, его высказываний и высказываний о нем |
Таким образом, возможны психологический, литературоведческий, психолингвистический и собственно лингвистический подходы к понятию «портрет». Для нас представляет интерес анализ жанра политический портрет.
Исследование Т.М. Рысковой, основанное на анализе специальной и публицистической литературы, позволило выделить несколько основных типов политических портретов (Рыскова, 2000):
политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет, представляющий собой результат диагностики статуса, потенциальных возможностей и политического влияния лидера как представителя политико-идеологического течения в обществе. В этом случае образ политика подается через призму его принадлежности к политической (общественной) организации, или же с позиций соответствия-несоответствия определенным идеологическим постулатам;
политико-психологический портрет, концентрирующийся на взаимосвязи и взаимовлиянии особенностей психоэмоционального склада, темперамента, стиля мышления и др. лидера, с одной стороны, и его политической карьерой – с другой;
исторический портрет, выступающий как ретроспективное политическое исследование, отличающее аксиологичностью и хронологичностью. Нередко исторический портрет содержит сравнение лидеров прошлого и настоящего, при этом определяются отношения преемственности разных поколений политиков, происходит поиск характерных черт лидерства в разных политических системах;
политическая биография, распространенный в основном на Западе метод портретирования, активно использующий тактики и стратегии рекламного дискурса, являющийся способом воздействия на мнение электората в период политических кампаний.
Данная классификация политических портретов сделана с позиций политической социологии. Она является релевантной для нашего исследования, однако исключает языковой компонент. Выделяя политический портрет как разновидность публицистического жанра, мы имеем в виду, что существует политическая журналистика, которая пересекается с политическим дискурсом. Согласно концепции политической коммуникации, представленной в работе Е.И.Шейгал (Шейгал, 2000), политический портрет как жанр выполняет определенные функции, связанные с главной интенцией политического дискурса – борьбой за власть.
КОНЦЕПЦИОННЫЕ ПОРТРЕТЫ – ПОЧЕМУ ВАМ НУЖНО ПОПРОБОВАТЬ ИХ
Корпоративная портретная фотография или портретная съемка необходимы, когда речь идет о том, чтобы владеть своим бизнесом и хорошо его представлять, но задумывались ли вы когда-нибудь о том, чтобы использовать вместо этого концептуальные портретные фотографии? Концептуальный портрет — отличная альтернатива корпоративному снимку головы, потому что он позволяет вам продемонстрировать, кто вы есть на профессиональном уровне, но сделать это со своей индивидуальностью, придерживаясь своего бренда.
Не забывайте знать свою аудиторию. Если вы работаете в СМИ или рекламном агентстве или занимаетесь более творческой деятельностью, концептуальный портрет, если он сделан правильно, может действительно оживить ваш веб-сайт или визитные карточки. Если вы работаете с веб-дизайнером, вы оба можете придумать что-то действительно привлекательное, но при этом не будет выглядеть так, будто вы слишком стараетесь.
Вот несколько советов по концептуальной портретной фотографии:
1. Расскажите свою историю с помощью нескольких кадров…
Люди посещают ваш сайт снова и снова, почему бы не оживить обстановку, добавив серию фотографий с разные слои. Вы можете сделать это на странице «о себе», используя более одной своей фотографии. Это покажет, что вы мыслите нестандартно и что у вас достаточно творчества и смелости, чтобы предложить что-то необычное для корпоративной среды, сохраняя при этом профессионализм. Работая с графическим дизайнером и используя Photoshop, вы можете создавать слои в качестве дополнительной текстуры к своим концептуальным портретам. Кроме того, добавляя слои и размеры к своим фотографиям, вы сможете выделиться и продемонстрировать творческое и технически красивое произведение искусства, которое вполне может быть заметно на вашей визитной карточке. Поэкспериментируйте с различными типами фотокомбинаций, такими как откровенные снимки, ваше лицо с парой ключевых объектов, связанных с вашим брендом, или пара снимков крупным планом (например, ваш глаз). Если вы позволите своей личности руководить выбором концептуального снимка, возможности безграничны.
Серия для передачи опыта работы с этим человеком
2. Развитие концепции…
Большинство людей, придумывая концепцию для своих хедшотов, сразу же отправляются на соревнование. Хотя в теории здорово проверить, что там есть, но если вы основываете свою концепцию на своих конкурентах, следующее, что вы знаете, это будут двое из вас, и вы больше не уникальны в отрасли. Вместо этого лучше было бы пойти дальше и поработать с творческими профессионалами, такими как профессиональный фотограф, веб-дизайнер и графический дизайнер, чтобы разработать концепцию «большого успеха». В этом случае две головы лучше, чем одна, и с большой концепцией вы сможете взорвать носки конкурентов, в то же время затруднив воспроизведение своей концепции, потому что это заявление уникально и сосредоточено вокруг всех вещей, которые охватывают вас.
Предоставление места для проявления личности, которое дает представление о другом интересе человека в жизни
Добавление личного акцента с использованием реквизита, связанного с интересом человека
Использование реквизита, имеющего отношение к роли вашей команды в компании
3. Использование чего-то необычного, например забавного изображения в формате gif. Целью всего, что вы или ваш бренд производите, является возможность поделиться. Вы хотите, чтобы они поделились этим со своей рабочей командой, друзьями и семьей. Собрав серию неподвижных фотографий, вы можете создать очень интересные, простые в изготовлении забавные гифки, которые окажут сильное влияние и расскажут историю. Будьте смелее и изобретательны в выборе фотографий, это не обязательно должна быть просто куча фотографий, расположенных последовательно под музыку. Он может включать в себя и другие элементы, такие как живое действие, где вы, возможно, держите некоторые из этих фотографий. Или вы можете использовать анимацию вокруг фотографий, которые будут в центре видео. Вы можете придумать много отличных концепций при использовании фотографий в видео.
То, что заставляет кого-то улыбнуться, — это возможность установить связь
Это всего лишь пара советов, которые вы можете использовать, когда думаете о том, как создавать свои концептуальные фотографии. Самый важный вывод из всей этой информации — быть верным себе и своему бренду, найти уникальные и творческие способы продемонстрировать, кто вы есть, и обязательно рассмотреть множество вариантов, когда дело доходит до концепций для вашего окончательного концептуального портрета. выбор.
Чтобы создать несколько уникальных концептуальных портретов для вашей компании, заполните форму на нашем веб-сайте, чтобы мы могли приступить к настройке идей для вашей следующей портретной фотосессии.
Онлайн-курс — Введение в концептуальную портретную фотографию (Кристина Вараксина)
Активируйте курс с кодом подарка
- 100% положительных отзывов (57)
- 2177 студентов
- 25 уроков (5ч 42м)
- 14 дополнительных ресурсов (4 файла)
- Онлайн и в своем собственном темпе
- Доступно в приложении
- Аудио: английский
- английский, испанский, португальский, немецкий, французский, итальянский, польский, нидерландский
- Уровень: Начинающий
- Неограниченный доступ навсегда
С помощью концептуальной фотографии вы можете дать голос тем, кого обычно не видят и не слышат. Удостоенный наград фотограф Кристина Вараксина делает фотографии лиц и тел, которые рассказывают историю о людях, которым они принадлежат. Она работала с BBC, Harper’s Bazaar , The Telegraph , а также ее работы выставлялись по всему миру.
В этом курсе Кристина поможет вам найти свой художественный голос в фотографии, научившись общаться с помощью освещения, цвета и направления объекта. Научитесь преобразовывать свои личные идеи в осмысленные и яркие образы. Вы готовы делать фотографии с чувством?
Чему вы научитесь на этом онлайн-курсе?
Содержание курса
ПодробнееПознакомьтесь с фотографом Кристиной Вараксиной. Узнайте, как она перешла от карьеры графического дизайнера к штатному фотографу, и узнайте о влиянии, которое вдохновляет ее работу. Тогда взгляните на то, что вы можете ожидать от курса.
Узнайте, как создать концепцию вокруг значимого предмета и найти визуальные решения, которые воплотят ваши идеи в реальность. Кристина рассказывает вам о выборе темы и развитии ваших идей. Затем изучите, как цвет, текстура, форма, свет и многое другое могут повлиять на восприятие фотографии.
Погрузитесь в процесс подготовки к производству. Начните с создания двух художественных досок для ваших концепций, прежде чем переходить к техническим решениям. Узнайте, как различные камеры и объективы влияют на ваши фотографии, и узнайте, как Кристина использует свет и модификаторы в своем творческом процессе.
Научитесь настраивать и снимать две фотографии: автопортрет и чужой портрет. Узнайте, как запечатлеть смысл и эмоции с помощью ваших фотографий, принимая во внимание такие вещи, как освещение, одежду и связь с вашей моделью.
Подбирайте и выбирайте свои любимые снимки под руководством Кристины и узнайте о важности редактирования изображений в формате RAW. В завершение курса Кристина расскажет вам, как внести последние изменения в ваши изображения в Photoshop.
Что представляет собой проект этого курса?
Научитесь передавать чувства и послания с помощью фотографии и создавать изображения важных для вас предметов.
Проекты курсантов
Стефанович
Илья Далоццо
Беатрис Алькала
+5
Для кого этот онлайн-курс?
Этот курс предназначен для всех, кто интересуется созданием значимой фотографии или обучением портретной съемке.
Требования и материалы
Рекомендуется базовое понимание фотографии и света.
Вам понадобится камера, базовое студийное освещение или доступ к естественному свету, а также компьютер с установленным Photoshop.
Отзывы
Кристина Вараксина — лондонский фотограф, работающая в сфере рекламы, моды и изобразительного искусства. Выросшая в России, она много времени читала и всегда любила рисовать и рисовать. В конце концов, она получила степень в области архитектуры и дизайна интерьеров, а затем и степень магистра графического дизайна. Проработав несколько лет в области графического дизайна и рекламы, она переехала в США, чтобы получить степень магистра фотографии в Академии искусств Университета Сан-Франциско.
С тех пор Кристина работала с такими клиентами, как The BBC, The Telegraph , Harper’s Bazaar и L’Officiel. Ее работы выставлялись на международных выставках в галереях США, Европы и Китая, и она преподавала фотографию в Калифорнийском институте искусств и Нью-Йоркской киноакадемии. Она также была отмечена рядом наград, в том числе победителем конкурса «Портрет Британии 2020» и победителем конкурса Lens Culture Critic’s Choice 2020.
Содержание
Чего ожидать от курса Domestika
Учитесь в своем собственном темпе
Наслаждайтесь обучением дома без установленного расписания и с помощью простого в использовании метода. Вы сами задаете темп.
Учитесь у лучших профессионалов
Изучите ценные методы и приемы, объясненные ведущими экспертами в творческом секторе.
Познакомьтесь с опытными учителями
Каждый эксперт учит тому, что у него получается лучше всего, с четкими инструкциями, искренней страстью и профессиональным пониманием каждого урока.
Сертификаты
Плюс
Если вы являетесь подписчиком Plus, получите специальный сертификат, подписанный вашим учителем для каждого курса. Поделитесь им в своем портфолио, социальных сетях или где угодно.
Получите места в первом ряду
Видео высочайшего качества, чтобы вы не упустили ни одной детали. С неограниченным доступом вы можете смотреть их столько раз, сколько вам нужно, чтобы усовершенствовать свою технику.
Делитесь знаниями и идеями
Задавайте вопросы, запрашивайте отзывы или предлагайте решения. Поделитесь своим опытом обучения с другими учащимися в сообществе, которые так же увлечены творчеством, как и вы.
Присоединяйтесь к глобальному творческому сообществу
Сообщество является домом для миллионов людей со всего мира, которые любопытны и увлечены исследованием и выражением своего творчества.
Смотрите профессионально подготовленные курсы
Domestika курирует свой список учителей и самостоятельно разрабатывает каждый курс, чтобы обеспечить высококачественное онлайн-обучение.
Часто задаваемые вопросы
Что такое онлайн-курсы «Доместики»?
Курсы «Доместика» — это онлайн-курсы, которые предоставляют вам инструменты и навыки, необходимые для выполнения определенного проекта. На каждом этапе проекта видеоуроки сочетаются с дополнительными учебными материалами, поэтому вы можете учиться на практике. Курсы Domestika также позволяют вам делиться своими проектами с учителем и другими учениками, создавая динамичное сообщество курса.
Когда курсы начинаются и когда заканчиваются?
Все курсы на 100 % онлайн, поэтому после их публикации курсы начинаются и заканчиваются в любое время. Вы задаете темп урока. Вы можете вернуться, чтобы просмотреть то, что вас больше всего интересует, и пропустить то, что вы уже знаете, задать вопросы, ответить на вопросы, поделиться своими проектами и т. д.
Что входит в курсы «Доместики»?
Курсы разделены на разные блоки. Каждое из них содержит уроки, информационный текст, задачи и практические упражнения, которые помогут вам шаг за шагом выполнять проект, а также дополнительные дополнительные ресурсы и файлы для загрузки. У вас также будет доступ к эксклюзивному форуму, где вы сможете взаимодействовать с учителем и другими учениками, а также делиться своей работой и проектом курса, создавая вокруг курса сообщество.