Портрет или партрет: «Портрет» или «партрет» как пишется? Есть простое правило!

ЛИЦА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ПОРТРЕТ | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

 

Выставка в Центре современного искусства М’АРС


Олег КУЛИК. Лиза и Куилти. 2004
Из серии «Страхи белого мужчины». Ч/б фотография

В современной культуре и, в частности, в современном искусстве существует такой термин, как «реактуализация», то есть когда какое-то явление или жанр как бы снимается с архивной полки и предъявляется культурному сообществу в новом качестве, с новыми смысловыми значениями и с новой функциональной ориентацией.

Проект «ЛИЦА» является реактуализацией такого жанра, как портрет. Задача проекта состоит в том, чтобы попытаться обнаружить, показать и по возможности систематизировать те последние тенденции в современном искусстве, которые используют, цитируют или применяют этот жанровый прием для решения той или иной задачи.


Айдан САЛАХОВА. Глаза. 2005
Из серии «Спящая красавица». Холст, акрил. 100×150

В дофотографическую эпоху портрет выполнял очень важные функции — политическую и культурную. Монарх, государь через свое изображение в камне, в бронзе или на монетах визуально транслировал свою власть над подданными. Кроме того, состоятельные и культурно-значимые персоны сохраняли свой облик для истории, традиции, культуры. Так до нас дошли изображения — и мы представляем как они выглядели — Цезаря, Карла Великого, М. Лютера, Дж Байрона, Вольтера и др.

С появлением фотографии назначение портрета сильно изменилось. Возникли фотоизображение и художественный портрет. И если фотография взяла на себя функцию документации, сохранения, получения изображения для тех или иных надобностей, то художественный портрет сделался предметом решения чисто художественной задачи. В эпоху А. Модильяни и П. Пикассо очень важен был взгляд автора на персонаж, неповторимость и уникальность этого взгляда, тогда как фотография допускала тиражное изображение, а также предполагала документальность и подлинность.

Что касается новейшей истории искусств и современной культурной ситуации, то она показала и продолжает демонстрировать огромный спектр смысловых и художественных значений, качеств в обращении к такому жанру, как портрет. Начиная с Энди Уорхола, у которого портрет, изображение, имидж того или иного персонажа фактически аннигилирует, исчезает в тиражной стихии, и заканчивая Маурицио Кателаном, который бесшабашно перекраивает новую мифологию, создавая абсурдные и невероятные ситуации своими скульптурными композициями. В русском искусстве эта стратегия иного жанроприменения достаточно выразительно использовалась в соц-арте — у В. Комара и А. Меламида, Л. Сокова и В. Косолапова.

Дело в том, что в контексте позднего постмодернизма отношение зрителя к портрету, изображению сильно поменялось по сравнению с классической эпохой. Все изображения сегодня условно можно разделить на несколько категорий: информационные (политико-социальный контекст), рекламные, культовые (субкультурные), художественные и частные.

Современные авторы, впрочем, используют в своих работах все существующие категории, цитируя или симулируя оные. Это обусловлено тем, что зритель, реципиент сейчас воспринимает любое изображение как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее. Поэтому зрительское восприятие сейчас обусловленно, контекстуально и мифогенно. Вследствие этого художник, чтобы «достучаться» до зрителя, вынужден работать на чужих социально-культурных полях, постоянно меняя стиль, язык, манеру и message. Таким образом, можно сказать, что портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив. Но если рассматривать все актуальные практики сегодня и если есть некие живые проявления портретного жанра, то это, вероятнее, жизнь после смерти.

Проект «ЛИЦА» как раз призван показать срез актуального искусства в этом направлении. Среди авторов, с которыми мы сотрудничаем в проекте и которые подтвердили свою художественную стратегию в этом жанре, — Владислав Мамышев-Монро, Владимир Дубоссарский, Александр Виноградов, Олег Кулик, группа «АЕС», Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Брацо Димитриевич, «Синие носы», Айдан Салахова и другие.

Иллюстрации

СИНИЕ НОСЫ. Горячие головы
Цветная фотография

Дмитрий ВРУБЕЛЬ, Виктория ТИМОФЕЕВА. Шнур. 2005
Холст, акрил

Никита ГАШУНИН. B-182. 2005
Цветная фотография

Елена КИТАЕВА. Серия «Новые деньги». 1996
Компьютерная графика, холст, 87×198

Анна ЕРМОЛАЕВА. Видео. 2003

Авдей ТЕР-ОГАНЬЯН, Илья КИТУП, фотограф Иварс ГРАВЛЕЙС.

Чемпион мира Хорст Эбауер. 2004
Цветная фотография, печать на ткани, 4 части, 100×150

Загадочный портрет

Художники

Принято считать, что загадки в искусстве связаны с произведениями далекого прошлого. Но оказывается, что множество «неизвестных» может таить в себе  произведение,  созданное сравнительно недавно, в советское время, и известным художником. Речь идет о «Портрете В.А. Сидорова»  1946 года кисти прославленного русского  советского художника Александра Дейнеки.  

«Портрет В.А. Сидорова»  1946 года кисти прославленного русского  советского художника Александра Дейнеки поступил в фонды галереи в  1961 г из частного собрания.  Об изображенном на портрете боевом офицере ничего не было известно, кроме фамилии и инициалов. Из документа приема явствует, что владелец  портрета жил в Москве, на Красной пресне, и носил одну фамилию с изображенным молодым офицером Советской армии. Нет, к сожалению, и «легенды» – ценной для музейщиков информации о предмете, которую обычно получают от владельцев. Кто этот человек, за что получил серьезные боевые награды? Информация не давалась, утекая подобно песку сквозь пальцы.  И все же, благодаря сайту «Подвиг народа»,  удалось восстановить его боевую биографию.

Художник создал произведение в жанре парадного портрета, с присущиим ему акцентом на детали: награды, знаки отличия. Именно наличие таких деталей давало надежду, что портрет «заговорит».

Исследование начали с определения воинского звания. Внимательно рассмотрев картину, различили две полосы на погонах – вероятнее всего, майор, артиллерист. Предположительный возраст – в районе тридцати, тогда год рождения примерно 1916-1920. Но больше всего сведений должны были дать такие важные детали, как награды. Сидоровых в Красной армии служило большое количество, но отмеченных такими наградами совсем немного.  Слева на груди офицера – три ордена Красного Знамени, одной из высших наград СССР, вручаемой чаще всего за боевые подвиги, на поле боя, за особую храбрость; медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Справа – орден Отечественной Войны II степени,  орден Красной Звезды, ниже – знак «Гвардия».

Поиск на сайте «Подвиг народа» поначалу ничего не дал. Точнее, дал слишком много: сотни бойцов и командиров по фамилии Сидоров. Но настойчивость была вознаграждена, и наш герой был таки обнаружен: Сидоров Владимир Алексеевич, кавалер таких же наград, как на портрете Дейнеки.  Полное имя и отчество стали первым открытием. Просмотрев наградные документы, мы убедились, что в них упоминается человек, запечатленный именно на нашем портрете. Совпадали не только награды, но и предполагаемый возраст – сайт нам дал информацию о дате рождения: 1921 год.  Таким образом, офицеру всего 25. На портрете молодой человек, но военное прошлое сильно искажает приметы возраста. Это стало вторым открытием. Плюс место рождения: Москва, место призыва – Краснопресненский РВК.

Постепенно нашлась вся информация о боевом пути нашего героя.  Владимир Алексеевич Сидоров (1921-2007) был призван на военную службу в 1939-м,  на фронте оказался с первых дней войны, в 1942 уже был в звании старшего лейтенанта.

Первую награду, Медаль «За отвагу», он, командир батареи,  получил за участие в боях на Воронежском направлении страшным летом 1942 года, когда войска противника рвались к Сталинграду и Воронежу. Рукописный наградной лист лаконично свидетельствует: «Во время наступления немцев в р-не деревни Егоровка 28.06.42 тов. Сидоров выкатил орудие на открытую позицию и с дистанции 200 м прямой наводкой расстреливал противника. Уничтожил до 300 фашистов и отбил контратаку  немцев, уничтожив 2 станковых пулемета» (приложение к Приказу Военного совета Воронежского фронта от 23.

08.42).

Впоследствии тексты наградных листов, уже машинописные, большие по объему, становятся более подробными. Вторую награду, орден Красной Звезды, В.А. Сидоров получил в феврале 1943-го «В бою за село Криничное с открытой огневой позиции, поддерживая наступление стрелкового батальона, в упор расстреливал бежавших в панике фашистов, чем помог освободить этот населенный пункт».

Орденом Отечественной Войны II степени был награжден,  «… уничтожив до 1300 фашистских солдат и офицеров и множество объектов материальной части».

Теперь Владимир Алексеевич уже начальник артиллерии 278 гвардейского стрелкового полка 89 гвардейской Белгородской стрелковой дивизии. Воевал на Юго-Западном, Воронежском, Втором и Третьем Украинских фронтах и на Первом Белорусском.

В 1944 году В.А. Сидоров, уже в звании капитана, был награжден орденом Красного знамени за участие в Кишиневской операции. В январе 1945-го Сидоров получил звание майора, в котором и закончил войну. За участие в боях в Польше был представлен к ордену Ленина, но награжден  орденом Красного знамени. Еще одним – третьим по счету – орденом Красного Знамени был награжден за уличные бои в Берлине.

Одна из деталей портрета перекликается с реальной биографией героя: на стене за его спиной висит картина с изображением эпизода уличного боя.  В этом художник отчасти следует традиции русского парадного военного портрета, когда на заднем плане изображалось затянутое боевой дымкой сражение. В парадной форме, при орденах, офицер стоит на фоне картин в интерьере, очень напоминающем музейныйСветлая и легкая цветовая палитра вызывает ассоциации со свежим утром, устремленностью в будущее, соответствует общему эмоциональному настрою «времени победителей».

Пройдя всю войну, В.А. Сидоров ни разу не был серьезно ранен. Нет на кителе нашивок, свидетельствующих о ранениях. Это подтверждают и тексты наградных документов (где обязательно указывалось наличие ранений).

После войны Владимир Алексеевич продолжил военную службу, был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги», закончил службу  в звании полковника в 1970 году. В документах, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, значится «дата выбытия»: 20 сентября 2007.

Тема войны в творчестве Александра Дейнеки занимает важное место («Окраина Москвы», «Оборона Севастополя», «Сбитый ас»), но трактуется чаще всего эпически обобщенно. А портреты реальных участников войны встречаются редко. Один из таких редких портретов – как раз из фондов галереи. В нем есть черты плакатного обобщения натуры, сглаженность психологических характеристик. Художник не стремится отразить некие глубины, его привлекает в персонаже оптимизм, жизненная энергия и сила, уверенность победителя. Автор, пожалуй, даже любуется этой уверенностью победителя – отсюда и не характерный для Дейнеки пристальный интерес к деталям, хорошо читаемым наградам. Лицо героя практически советский «лик». Иконография такого типа выработана художником еще в работах 1930-х годов (например, в картине «Знатные люди Советской страны» из фондов Пермской художественной галереи) и служит воплощению образов светлого будущего.

Принято считать, что загадки в искусстве связаны с произведениями далекого прошлого. Но оказывается, что множество «неизвестных» может таить в себе  произведение,  созданное сравнительно недавно, в советское время, и известным художником.

Дейнека А.А. Картина. Портрет офицера Советской Армии Сидорова В.А. 1946

Portrait vs Portraiture — в чем разница?

портрет | портрет |

В качестве существительных разница между

портрет и портрет

заключается в том, что портрет представляет собой картину или другое изображение человека, особенно головы и плеч, в то время как портрет представляет собой портрет; подобие; нарисованное сходство; следовательно, то, что скопировано с какого-то примера или модели.

Как глагол

Портрет

(устарело) для изображения; рисовать.

В качестве прилагательного

портрет

представляет реальные черты человека; не идеально.

Другие сравнения: в чем разница?

Портрет против описания

Портрет против портрета

против портрета

Портрет против выставки

Очертания против портрета

Портрет против взгляда

Шоу против портрета

ФОТОГРАФИЯ против портретной живописи

Портрета против ландшафта

портрета против портретиста

Портретная живопись против сходства

. * pourtraict ( устаревшее )

Существительное

( en существительное )

  • Картина или другое изображение человека, особенно головы и плеч.
  • * Сэр Дж. Рейнольдс
  • В портретах изящество и, можно добавить, сходство заключаются больше в общем виде, чем в точном сходстве каждой черты.
  • (образно) Точное изображение человека, настроения и т. д.
  • Автор в своей последней книге нарисовал хороший портрет городской жизни Нью-Йорка.
  • (вычисления, печать) Ориентация печати, при которой вертикальные стороны длиннее горизонтальных.
  • Антонимы
    * (режим печати или выбор ) альбомная ориентация * ( режим печати или выбор ) профиль

    Verb

    ( и глагол )

  • (устаревшее) Для изображения; рисовать.
  • ( Спенсер )

    Прилагательное

    ( )

  • Представление фактических особенностей человека; не идеально.
  • портрет »’ бюст; »’портрет статуя

    —-

    Английский

    Существительное

    ( портреты )

  • Портрет; подобие; нарисованное сходство; следовательно, то, что скопировано с какого-то примера или модели.
  • * Шекспир
  • Ибо по образу моего дела я вижу / портрет его.
  • Искусство рисования или фотографирования портретов.
  • Портрет (или портреты, рассматриваемые как группа).
  • —-

    Определение

    в кембриджском словаре английского языка

    Примеры портрета

    портрета

    Это безошибочный портрет живого мира, и он приковывает внимание.

    Из Атлантики