Портрет мужчина: Портрет мужчины — Гумилев. Полный текст стихотворения — Портрет мужчины

Содержание

Портрет мужчины — Гумилев. Полный текст стихотворения — Портрет мужчины

Литература

Каталог стихотворений

Николай Гумилев — стихи

Николай Гумилев

Портрет мужчины

Картина в Лувре работы неизвестного
Его глаза — подземные озёра,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.

Его уста — пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом.
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.

И руки — бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий —
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он — на небе
Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.

1910 г.

О жизни

Серебряный век

О мужчине

Стихи Николая Гумилева – О жизни

Стихи Николая Гумилева – Серебряный век

Стихи Николая Гумилева – О мужчине

Другие стихи этого автора

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

О животных

Она

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Серебряный век

О тебе

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

Серебряный век

За что

О, что за скучная забота

Пусканье мыльных пузырей!

Серебряный век

Капитаны

Серебряный век

Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Серебряный век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Голосование: портрет мужчины-атлета • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Пушкинский музейМатериалы

Материалы

Голосование: статуэтка юноши с петухом

Выберите предмет из запасников ГМИИ — и он окажется в экспозиции

Голосование

Выбирайте сами, что должно быть в музее

Как устроены шедевры XIX–XX веков

Разбор 10 картин

Как устроена картина Винсента Ван Гога

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

Голосование: фрагменты шумерской статуи

Выберите предмет из запасников ГМИИ им.  А. С. Пушкина — и он окажется в экспозиции

Пазл: старые мастера

Сложите правильно четыре картины из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина

Голосование: маска чехла мумии

Выберите предмет из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина — и он окажется в экспозиции

Голосование: портрет мужчины-атлета

Выберите предмет из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина — и он окажется в экспозиции

Голосование: пелика краснофигурная

Выберите предмет из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина — и он окажется в экспозиции

Голосование: плита с надписью Ашшурнацирапала II

Выберите предмет из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина — и он окажется в экспозиции

Как устроена картина Клода Моне

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

Как устроена картина Анри Матисса

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

Как устроена картина Пабло Пикассо

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

Как устроена картина Поля Сезанна

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

Как устроена картина Анри Руссо

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

Как устроена картина Мориса Дени

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

Как устроена картина Поля Гогена

Как устроена картина Поля Гогена

Как устроена картина Андре Дерена

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

Как устроена картина Филиппа Фейта

Разбор 10 шедевров XIX–XX веков

3 место

(23,6 %)

Текст составлен на основе интервью с Ольгой Васильевой, заведующей отделом Древнего Востока ГМИИ им.  А. С. Пушкина На портрете — этнический грек, живший в одном из городов Фаюмского оазиса во II веке н. э. Скорее всего, он был атлетом: на это указывают его голые плечи, обнаженная грудь и хорошая физическая форма. В эту эпоху атлеты получали большие гонорары и нередко становились героями портретов  Известна целая серия портретов мужчин-атлетов — например, в коллекции Британского музея.. Возможно, однако, что перед нами аристократ: в облике обнаженных героев нередко изображались знатные граждане Римской империи. Так или иначе, черты лица указывают на то, что он был греком, а прическа — борода — на то, что он жил во времена правления императора Адриана. Позволить себе заказать портрет могли только очень состоятельные граждане городов.

О портретном сходстве мы не можем сказать ничего определенного. Дело в том, что такие портреты имели погребальное назначение  При этом существует предположение, что писались они еще при жизни человека и могли сначала висеть в доме. и вставлялись в мумию вместо маски — но антиквары в XIX–XX веках  Фаюмские портреты были найдены в 80-е годы XIX века. вырезали их и продавали отдельно от мумий. Впрочем, есть и счастливые исключения — например, много мумий с портретами хранится в Британском музее. Проведенный анализ и реконструкция некоторых мумий показали почти полное совпадение облика изображенных на портретах людей с лицами мумий.

Мумия младенца. Фаюм, 40–55 годы The Trustees of the British Museum

Мумия мальчика-подростка. Фаюм, 100–120 годы The Trustees of the British Museum

Мумия юноши. Фаюм, 80–100 годы н. э. The Metropolitan Museum of Art

В мире существует примерно 1100 фаюмских портретов  Их название происходит от оазиса Фаюм в Египте, где были найдены первые портреты; позже аналогичные портреты находили и в других областях. , все они были написаны в I–III веках н. э., когда Египет был провинцией Римской империи. В фаюмском портрете соединились традиции египетской и античной культуры. От египетской в нем погребальный контекст (портрет вместо погребальной маски), от античной — внимание к человеку и к его индивидуальным чертам (так называемый римский веризм  От итал. vero — «истинный», «правдивый».).

Это изображение, как и другие портреты II века, интересно своей реалистичностью: лицо человека показано в трехчетвертном повороте, проработаны все черты, присутствует психологическая характеристика персонажа, живопись не плоскостная, а со светотенью. В III веке фаюмские портреты становятся более схематичными и плоскостными — похожими на будущие иконы. В иконописи заимствуется и сама техника темперной энкаустики  Техника энкаустики (то есть живопись восковыми красками), в которой писались портреты, была достаточно трудоемкой. Сперва особым образом варили в воде пчелиный воск, затем смешивали его с натуральными пигментами.

На доску разогретую красочную массу наносили специальным металлическим инструментом — каутерием. Получалось нечто вроде дробной мозаики. Дальше нагретым каутерием (у него было два конца — более острый и тупой, вроде лопаточки) можно было прорабатывать детали. Для фаюмских портетов чаще всего использовали не чистую энкаустику, а так называемую энкаустическую темперу: восковые краски разбавлялись темперными яичными. Такие более жидкие краски наносили кистями разной толщины., и золотой фон, который присутствует на некоторых фаюмских портретах, и сильно выделяющиеся на лице глаза.

Потрет молодой девушки. Фаюм, Египет, II век н. э. Google Cultural Institute

Погребальный портрет мужчины. Антинополис, Египет, III век н. э. Google Cultural Institute

Христос Пантократор. Икона из монастыря Святой Екатерины. Синай, середина VI века н.  э. Wikimedia Commons

Святой Петр. Икона из монастыря Святой Екатерины. Синай, VII век н. э.

campus.belmont.edu

Курсы

Все курсы

Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес) | Мужской портрет, возможно, автопортрет

Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес) | Мужской портрет, возможно, автопортрет | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Портрет мужчины, возможно, автопортрет

Художник: Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес) (испанский, Севилья, 1599–1660 гг. , Мадрид)

Дата: ок. 1635

Середина: Масло на холсте

Размеры: 27 х 21 3/4 дюйма (68,6 х 55,2 см)

Классификация: Картины

Кредитная линия: Коллекция Жюля Баша, 1949 г.

Регистрационный номер: 49.7.42

Узнайте больше об этом произведении

СоединенияВиртуозность

Реставратор картин Майкл Галлахер говорит о привлекательности технической виртуозности.

Хронология истории искусств

Музейные публикации

Веласкес заново открыт

Незавершенное: мысли оставлены видимыми

Европейские картины в Метрополитен-музее художников, родившихся до 1865 года: сводный каталог

Похожие произведения

  • Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес)
  • Европейские картины
  • Холст
  • Масляная краска
  • Картины
  • Из Европы
  • Из Испании
  • С 1600 по 1800 год нашей эры

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met.

Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Европейские картины в Метрополитене

Знаменитая коллекция европейских картин Метрополитен-музея включает более 2500 произведений искусства с тринадцатого по начало двадцатого века.

Франс Хальс | Мужской портрет

Франс Хальс | Портрет мужчины | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Портрет мужчины

Художник: Франс Хальс (голландский, Антверпен, 1582/83–1666, Харлем)

Дата: начало 1650-х

Середина: Масло на холсте

Размеры: 43 1/2 x 34 дюйма (110,5 x 86,4 см)

Классификация: Картины

Кредитная линия: Коллекция Маркана, дар Генри Г. Маркана, 189 г.0

Регистрационный номер: 91.26.9

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Музейные публикации

Незавершенное: мысли оставлены видимыми

Музей Метрополитен. Том. 6, Европа в эпоху монархии

Путеводитель по Метрополитен-музею

Шедевры живописи в Метрополитен-музее

Узнать больше

Похожие произведения искусства

  • Франс Хальс
  • Европейские картины
  • Холст
  • Масляная краска
  • Картины
  • Из Европы
  • Из Нидерландов
  • С 1600 по 1800 г.
    Портрет мужчина: Портрет мужчины — Гумилев. Полный текст стихотворения — Портрет мужчины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх