ТОП 10: |
Портрет Портрет (французское слово portrait) — один из древнейших жанров изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. Существуют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, но согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Портреты могут образовывать ансамбли – портретные галереи, объединяемые по профессиональному, семейному и др. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т.д.). В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя. Пейзаж Пейзаж (фр. paysage). Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем. Различают сельский, городской пейзаж (в т.ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзаж. В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения (А.Каналетто). С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж. В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы. Жанр пейзажа очень часто ставят на одно из последних мест при перечислении всех жанров живописи. Но это не совсем справедливо, поскольку художник-пейзажист сталкивается с большим количеством трудностей, чем, например, художник-портретист. Первый имеет дело с объектом, не поддающимся влиянию – природой, второй же способен управлять изображаемым объектом (изменять положение в соответствии с освещением и другими факторами). Талант пейзажиста определяется тем, сможет ли он «поймать момент» и запечатлеть все волшебство и красоту изображаемого явления природы. Если сумеет, то найдется огромное количество желающих купить такую картину. Натюрморт Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д. Исторический жанрИсторический жанр — рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем (“исторический пейзаж”), батальным жанром. Бытовой жанр — отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов. Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. Анимализм Анимализм (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором, ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского «звериного стиля» (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения начали рисовать животных с натуры. Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический — морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии и Фландрии. В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью или с декоративной стилизацией образов животного мира. Художники, работающие в анималистическом жанре называются анималистами. Батальный Батальный (от франц. bataille – битва), Батальным жанром называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Такого рода изображения известны с древнейших времен, в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Как самостоятельный батальный жанр формируется в Италии эпохи Возрождения. В 17 в. сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д. Веласкеса, глубоко раскрывавшего исторический смысли этическую подоснову военных событий, и произведения П.П. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом. В 1-й половине 19 в. на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма; события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи. Во 2-й половине 19 в. в военных сценах и батально-исторических полотнах усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала, внимание к действиям и переживаниям рядовых участников военных действий. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами. Айвазовский Иван Константинович «Девятый вал» Мифологический Происходит от греческого слова «mythos», что обозначает предание. Жанр посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов. Творчество, связанное с мифами, известно с глубокой древности, еще в эпоху первобытного искусства древний человек пытался запечатлеть изображения героев легенд и преданий своего народа. Однако не стоит думать, что в современном искусстве не нашлось места мифологическому жанру. Просто мифологический жанр получил переосмысление, соответственное нашему времени. |
infopedia.su
Анималистика (произошло от лат. animal — животное), анималистический жанр — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. Анимализм картины |
|
Аллегорический жанр (от греч. allegoria — иносказание) — жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. | |
Батальный жанр (произошло от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр картины |
|
Былинный жанр — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора. Былинный жанр картины |
|
Бытовой жанр (жанровая живопись) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Бытовой жанр картины |
|
Ванитас (от лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Ванитас картины |
|
Ведута — жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи — венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин. Ведута картины |
|
Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. Городской пейзаж картины |
|
Завтрак — подвид жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII в. |
|
Интерьер (произошло от фр. intérieur — внутренний) — жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения. Интерьер картины |
|
Иппический жанр (произошло от греч. hippos — лошадь) — жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади. Иппический жанр картины |
|
Исторический жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. Исторический жанр картины |
|
Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто. Каприччо картины |
|
Карикатура (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др. |
|
Мифологический (от греч. mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов. Мифологический жанр картины |
|
Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра — И.К.Айвазовский (1817-1900). Морской пейзаж картины |
|
Натюрморт (в переводе с фр. — мертвая, неодушевленная натура) — это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта — фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции. Натюрморт картины |
|
Ню (произошло от фр. nu — нагой, раздетый) — один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом. Ню картины |
|
Обманка — один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением. Обманка картины |
|
Охотничьи трофеи, охотничий натюрморт — олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков. |
|
Парсуна (от лат. persona — личность, особа) — условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. — переходная между иконой и светским произведением форма портрета. | |
Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пастораль картины |
|
Пейзаж (произошло от фр. paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзаж картины |
|
Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет. Портрет картины |
|
Религиозный жанр, религиозная живопись — жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия. Религиозный жанр картины |
|
Сюжетно-тематическая картина — смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг Сюжетно-тематические картины |
www.art-spb.ru
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству. Тема: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству.
Тема: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Совершенствовать умения в изображении пейзажа — закреплять умение передавать в рисунке образ природы располагать изображение по всему листу бумаги, вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Познакомить с новыми методами рисования свечой, нетрадиционного рисования цветными опилками, моделированием. Воспитывать аккуратность в работе.
Задачи образовательной деятельности:
1. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к
окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.
3. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусств художественной деятельности и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
4. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений,
желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.
Технические умения
Совершенствование моторных характеристик умений.
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и
инструментов, их сочетания.
Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических навыков.
Материал: картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, свечи, краски, разноцветные нитки, пуговицы, образцы натюрмортов, крашенные гуашью опилки, кисти, клей ПВА, альбомный лист с наклеенной вазой для фруктов.
Предварительная работа: рассматривание репродукций, рисование пейзажей, портретов, натюрмортов. Вырезать вазу для фруктов и наклеить на альбомный лист.
Ход НОД
1. Настрой на непосредственно-образовательную деятельность.
Ребята хотите с мной поехать в страну Живописи?
— Как называется профессия человека, который пишет
картины? /художник /
— Какие жанры живописи вы знаете? / пейзаж, натюрморт, портрет. /
— «Сели» в паровозик и поехали .
Чух- чух паровозик…(Звучит песня «Паравозик»)
— Остановка «Пейзажина»
— Посмотрите изображён пейзаж? Как вы узнали? /леса, поля, города, деревни, море, горы, поляны./
— Как можно рисовать пейзаж? / с натуры, а можно придумать самому. /
— О чём не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? / передний, ближний, дальний, задний планы/
Если видишь — на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Как называются художники, которые рисуют пейзаж?
— Художники — пейзажисты.
— Пройдите за столы, мы с вами будем художниками – пейзажистами и нарисуем загадочную картину свечой и красками.
Сначала рисуем свечкой, что можно рисовать (ответы детей)
А потом рисунок покрываем краской.
-Давайте пополним выставку своими рисунками.
-И поехали дальше. ( Звучит музыка «Паровозик»)
—Остановка «Портретина».
— Что изображены здесь? (портреты)
— Значит, что такое портрет?- /картины, где изображены люди /
— Как можно писать портрет? / с натуры, то есть, глядя на фотографии./
-Когда-то, давным-давно фотоаппаратов не было, не было и фотографий. А людям очень хотелось оставить свое изображение. И люди шли к художнику, и просили нарисовать их портрет. Картины стоили дорого, и заказать себе портрет могли только богатые люди.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина
Или Колька твой сосед,-
Обязательно картина
Называется портрет.
— Рисовать настоящий портрет очень трудно. Надо знать много премудростей: где расположены глаза, нос, рот, брови.
Сейчас мы с вами попробуем рисовать портрет без карандашей и красок, моделируя портрет из того, что бывает обычно под рукой: нитки и цветные пуговицы.
Вот такая ниточка со связанными кончиками будет у каждого из вас.
На листе бумаги из этой ниточки делаем контур лица узелком вверх.
Люди разные у кого-то узкое лицо с острым подбородком, у кого-то круглое.
— Глаза расположены на середине листа. У кого-то они расположены близко, у кого-то чуть дальше друг от друга. Глаза сделаем из пуговиц.
Найдем место носу, положим туда маленькую пуговицу.
— Какие черты лица помогают нам определить характер, настроение человека? (Брови и рот самые подвижные части лица)
Возьмем красную веревочку, это будет ротик. Загнем кончики вниз,
какой получился человек? (грустный).
— Загну кончики веревочки вверх. Какое настроение стало у человека? (Веселое)
— Брови сделаю черной ниткой. Приподнимем ниточку. Какое выражение лица? Удивленное и т.д.
— Я выбрала короткие волосы .Посмотрите на кого стал похож мой человек. (на мальчика)
— Заменю короткие волосы на длинные ,а теперь ( На девочку)
— А теперь самостоятельно попробуйте изобразить портрет человека.
(Работа детей)
У вас замечательные получились портреты.
Оставим портреты на память и поедим дальше.
-Чух-чух паровозик…
Остановка «Натюрмортина»
— Покажите картину, где изображен натюрморт? Почему вы
думаете, что это натюрморт? / цветы, фрукты, ягоды, предметы быта./
— Как создать натюрморт? / художник сначала красиво расставляет предметы, стараясь поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали, Художник как бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали./
Для чего же нужны натюрморты? / сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно./
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это натюрморт.
— Давайте вспомним, что такое натюрморт, что на нём может быть изображено? (цветы, ваза, графин, фрукты, грибы и т.д.)
— А чем можно нарисовать натюрморт? /гуашью, акварелью, карандашами/.
— Правильно! Но я предлагаю вам нарисовать цветными опилками. Вазу мы наклеили заранее, нарисовали фрукты простым карандашом. На столах у нас есть крашенные в разные цвета опилки, есть клей и кисточки. Посмотрите, как мы сегодня будем украшать натюрморт. Берем клей, обильно наносим на нарисованный фрукт и сверху посыпаем опилкой нужного цвета (лимон – жёлтым) и немного прижимаем пальцами опилки. Лишние опилки стряхиваем в поднос, затем также украшаем и другой фрукт.
Работа детей.
Походу работы помогаю нуждающимся детям, напоминая об аккуратности. Любоваться натюрмортами.
— Сели в паровозик поедим обратно в садик .
Понравилась вам в стране живописи? Что больше понравился? (Ответы детей).
infourok.ru
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Портрет, пейзаж,, натюрморт»
«Портрет, пейзаж, натюрморт».
/Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста/
Цель: развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в произведениях искусства. Развивать представления об жанрово-видовом разнообразии искусства формировать опыт восприятия произведений искусства. Развивать желание познавать искусство.
Описание игры: перед началом игры воспитатель проводит вступительную беседу о жанрах живописи. Можно прочитать стихи о жанрах живописи, чтобы дети вспомнили их характеристики. Далее педагог выкладывает на стол картинки с репродукциями произведений живописи разных жанров. Ребёнок берёт картинку и называет жанр, к которому относится картина. За правильный ответ игрок получает фишку. Игрок, набравший большее количество фишек, является победителем.
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это…натюрморт.
Если видишь на картине, нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется… пейзаж.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется — портрет.
Материал: стихи о жанрах живописи, репродукции картин разных жанров
Примеры картинок:
Вариант II.
Используя материал этой игры можно поиграть в игру «Четвёртый лишний».
Для этого педагог предлагает четыре репродукции, одна из которых относится к другому жанру живописи, нежели три другие репродукции. Ребёнок должен найти лишнюю картину и объяснить выбор.
nsportal.ru
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5, 6, 7 класс) на тему: Презентация к уроку «Виды и жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт.»
Слайд 1
Виды и жанры живописи. Женский портрет ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Педагогический факультет Портрет, пейзаж, натюрморт. ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Педагогический факультет Плотникова С.Н. Преподаватель – доцент Боровская Е.Р. 2009/2010 уч.г .Слайд 2
Методические комментарий Класс: 5 Предмет «Искусство» Тема 1. У каждого искусства свой язык. Урок 5. Женский портрет (искусство живописи). (можно также использовать в 4 классе по теме 4 Искусство объединяет народы) Презентация: по щелчку. Планирование по предмету «Искусство» составлено на основе программ: «Мировая художественная культура» (программа Л.А.Рапацкой ) «Изобразительное искусство и художественный труд» (программа Б.М.Неменского ). Учебники: — Горява Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство и художественный труд / под ред. Неменского Б.М./, 5 класс, М.: Просвещение, 2006; -С D ROM «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства» — мультимедийное учебное пособие по курсу МХК для учащихся общеобразовательных школ. Автор: д.п.н. профессор Л.А.Рапацкая . -Использованы материалы Интернет. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства сайт
Слайд 3
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, учебная доска -зрительный ряд: презентация на CD ROM ; репродукции картин с изображением портретов разных эпох. -литературный ряд: стихотворения Л. Татьяничевой, Д. Кедрина и др. авторов; -музыкальный ряд: Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
Слайд 4
Женский портрет Цели: -по содержанию : знать один из основных жанров живописи: портрет; знать об изображении женского портрета в искусстве разных эпох, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. -по способу работы : уметь изображать основные пропорции лица человека. Планируемый результат: -уметь рисовать женский портрет ( портрет мамы). Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства фильм
Слайд 5
Послушайте стихотворение к портрету графини Струйской Ф. Рокотова . Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Картины, где изображены личности, — портреты, не оставляют спокойными наши сердца . Что называется портретом? Что главное пытаются отразить в портретах художники?
Слайд 6
Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека. Каноны красоты — это, скорее, совокупность правил, пропорций. Ах, красота! Тут есть над чем подумать. Как это сложно. Гармония, красота. Они всегда ускользают от нас. Они всегда остаются тайной. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
Слайд 7
Портрет — это изображение человека или группы людей в произведениях живописи. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Портрет – жанр живописи. Какие жанры живописи Вы еще можете назвать?
Слайд 8
Основные жанры живописи. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства … Пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, бытовая картина.
Слайд 9
Виды портрета История портрета- это практически история живописи. Портрет может быть: -индивидуальным; -групповым; -автопортрет; -сатирическим. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
Слайд 10
Сегодня мы будем учиться портретному искусству. Но прежде, чем рисовать, ответим на вопросы: Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Какое лицо можно назвать красивым? Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
Слайд 11
«Джоконда» Леонардо да Винчи Портрет Моны Лизы очень популярен. Картина — действительно загадка. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
Слайд 12
Рембрант «Портрет старушки» 1654 г. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Женщины сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди. Художник блестяще показывал не только внешние черты, но и духовный облик человека.
Слайд 13
У русских женщин есть такие лица: К ним надо приглядеться не спеша, Чтоб в их чертах могла тебе открыться Красивая и гордая душа. Л.Татьяничева Портрет Марии Алексеевны Дьяковой, в замужестве Львовой Д.Г. Левицкий, 1781 г. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства галерея
Слайд 14
Насколько разные чувства мы видим на лицах женщин, девушек. Назовите их… Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Портрет М.И.Лопухиной Боровиковского Портрет Л.К. Маковской Тропинина Кружевница Тропинина Женщина в покрывале Рафаэля Дама под вуалью Рослина
Слайд 15
Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Изображение портрета матери, женского портрета. Практическая работа
Слайд 16
Послушайте стихотворение Д.Кедрина «СЕРДЦЕ» и ответьте на вопросы: Девчину пытает казак у плетня: «Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Девчина в ответ, заплетая косу. «Про то мне ворожка гадала в лесу. Пророчит она: мне полюбится тот, Кто матери сердце мне в дар принесет. В пути у него помутилось в глазах, Всходя на крылечко, споткнулся казак. И матери сердце, упав на порог, Спросило его: «Не ушибся, сынок?» Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Каковы чувства матери в этом стихотворении? Существует ли связь между внутренними качествами человека и внешним обликом? 3. В чем отличительные особенности лица Вашей мамы? 4. Каковы ее внутренние черты?
Слайд 17
Последовательность работы: Намечаем горизонтальные и вертикальные линии. Находим расположение глаз, носа, рта.
Слайд 18
Последовательно прорисовываем линии глаз, век, зрачков, а также брови
Слайд 19
Переходим к изображению носа.
Слайд 20
Осталось нарисовать рот и уши.
Слайд 21
А теперь дело за красками или графическими материалами.
Слайд 22
Итоги урока: 1 . Выставка работ учащихся (исходя из времени урока работы сделаны пастелью, пробовали работать с новым материалом, закрепляя тему «Графика») . 2. Подведение итогов урока. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному, передать характеры изображенных женщин. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
Слайд 23
Работы учащихся Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Дорофеев Костя Шапошниченко Дарья Могущая Злата Ковалев Костя
Слайд 24
Работы учащихся Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Покровская Даша Царевский Алеша Абрамова Мария Гурьянова Ольга
Слайд 25
Послушайте стихотворение. Подберите к нему заголовок. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. Говорят: талант от Бога Этим дан, а этим нет… Всем зато дана дорога – Кто какой оставит след? С. Викулов А какой свой след вы хотели бы оставить на земле? Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
Слайд 26
Домашнее задание: Подобрать иллюстрации с изображением различных образов человека, попытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Песня о маме
Слайд 27
Используемые источники: Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского / О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2006. http://artclassic.edu.ru/ http://rusportrait.narod.ru/ http://taralex.da.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/430 http://worldleonard.h2.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C http://rembr.ru/ Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
Слайд 28
Об авторе: Плотникова Светлана Николаевна ГОУ СОШ № 854 г. Зеленограда (603-а) Тел. 499-736-75-15 Выбрана тема «Женский портрет», т.к. вызывает интерес у учащихся и учителя, очень люблю еще рисовать цветы. [email protected] Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства
nsportal.ru
«Золотой век» русской живописи — портрет, графика, натюрморт, пейзаж
Золотым веком русской живописи называют в истории XIX столетие. Это было время, когда впитав и творчески переосмыслив мировые тенденции в искусстве, русские художники стали авторами величайших произведений, по всем оценкам не уступающих знаменитым образцам европейской живописи.
Портретный жанр
Жанровые искания в живописи были во многом предопределены главным учебным заведением в этой сфере – Петербургской академией художеств. Поскольку она отстаивала принципы классицизма, который еще назвали академизмом, то наиболее распространенным жанром оставался портрет. Продолжали творить свои шедевры В. Боровиковский, И. Аргунов к ним подключились С. Щукин и В. Серов. Знамениты парадный портрет Павла I и «Автопортрет» Щукина, а сам художник, будучи учителем портретного класса академии, способствовал воспитанию новой плеяды художников.
В обществе в то же время расцветали гуманистические тенденции, воспевался героизм народа, преследовались идеи его духовного пробуждения, проявлялось внимание к жизни простых людей и обличалась крепостная система России.
Раскрытию таковых тем и было посвящено изобразительное искусство XIX века.
А.С.Пушкин, худ. О.Кипренский
Поэтому на смену классическому приходит романтический портрет. Черты романтизма предугадывали в своем творчестве еще портретисты ХVIII века. Но особого расцвета этот жанр достиг в творчестве О.А. Кипренского. Самые знаменитые его работы — портреты:
- А. К. Швальбе;
- супругов Ростопчиных;
- портрет мальчика А.А.;
- супругов Хвостовых;
- Е. С. Авдулиной;
- полковника Евграфа Давыдова;
- А.С. Пушкина.
Художник для создания неповторимых индивидуально-характерных образов использовал следующие выразительные средства:
- драматичный светотеневой строй,
- пейзажный фон,
- символические детали,
- постоянно экспериментировал с цветовыми и светотеневыми контрастами и переходами.
В центре его внимания стоит прежде всего личность человека, его эмоции, а уже вслед за этим и подчеркивается нравственный идеал времени. В жанре романтического портрета работали также К. Брюллов, Н. Ге и А. Иванов.
Русская графика 19 века
Графика «Слепой музыкант», худ. О.А.Кипренский
Помимо портретного жанра широко представлена в творчестве Кипренского и графика. Он был замечательным рисовальщиком. Его графическая манера легка и эмоциональна. Образцы ее – это прежде всего бытовые картины:
- «Слепой музыкант»;
- «Калмычка Баяуста»;
- серия портретов участников войны 1812 года: А. Томилова, Е.Чаплица, П. Оленина, поэта Батюшкова и др.
Замечательны графические работы Федора Толстого к поэме Богдановича «Душенька» (Русский вариант Амура и Психеи)
Пейзажный жанр в 19 веке
Пейзаж стал для русской живописи XIX века тем, чем был портрет в XVIII жанром, который обогатил как русскую, так и всю мировую культуру замечательными образцами изобразительного искусства. Как Пушкин в литературе, так и мастера-пейзажисты воспевали красоту родной земли, выражая в картинах природы свои чувства и переживания.
В русской пейзажной живописи 19 века выделились три направления:
- итальянское;
Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский
- городская живопись;
- русский национальный пейзаж.
Романтические пейзажи писали: А. Венецианов, С. Щедрин, А.Крылов, А. Иванов.
В этом же направлении писал свои морские пейзажи И. Айвазовский, творчество которого выделяют в отдельное течение – маринизм.
«Золотая осень», худ. И.Левитан
Cо второй половины ХIХ века пейзажи в русской живописи становятся реалистичными. Художники старались изобразить окружающую русского человека природу такой, какой она была на самом деле, без излишнего лиризма и искажений, свойственных романтизму.
Представителями этого жанра стали:
А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, Ф. Васильев, И.Левитан, А. Куинджи, И. Остроухов, А.Киселев, С. Светославский и другие.
Талантов неподражаемых и оригинальных среди пейзажистов было так много, что время расцвета их творчества по праву названо золотым веком в русской живописи.
Натюрморт
К концу XIX века как отдельный жанр выделяется натюрморт. До этого его использует в составлении своих живописных композиций А. Венецианов. Непосредственно в этом жанре работал И. Хруцкий, который воплощал любовь к природе в изображениях фруктов, цветов, овощей.
Особо выделяются натюрморты конца столетия:
А. Харламова – «Фрукты»,
В. Жуковского — Подснежники»,
П. Кончаловского – «Хлебы на фоне подноса».
«Подснежники», худ. В.Жуковский
Живопись ХIХ века в России стала воплощением русского гения. Используя вышеупомянутые жанры, работая в разных стилевых направлениях, русские мастера сделали свои произведения ярчайшим выражением передовых взглядов своего времени. Изобразительное искусство этого периода нашей страны отразило самые наболевшие социальные проблемы русского общества и наряду с литературой подготовила благодатную почву для перемен.
Подробнее о жанрах русской живописи 19 века — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесьvelikayakultura.ru
картины Левитана, Репина, Крамского, Малевича, Серебряковой, Машкова, Никич-Криличевского.
Знойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
«Лесные фиалки и незабудки»
Лесные фиалки и незабудки
Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».
«Яблоки и листья»
Яблоки и листья
Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.
«Букет цветов. Флоксы»
Букет цветов. Флоксы
Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову. И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.
«Натюрморт»
Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.
«Селедка и лимон»
Селедка и лимон
Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»… В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.
«Натюрморт с самоваром»
Натюрморт с самоваром
Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы… Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.
«Этюд с медалями»
Этюд с медалями
Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.
www.culture.ru