Портрет натюрморт пейзаж это – Виды живописи — Какие бывают стили картин и чем они различаются

Содержание

Иерархия жанров — Википедия

Иерархия жанров, высокие и низкие роды живописи — систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.

Наиболее известной являлась иерархия жанров живописи, созданная французской Академией изящных искусств в период классицизма. Главными жанрами считались (по убыванию): историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт. Данная иерархия на протяжении XVII—XIX веков была основополагающей для академической живописи. В качестве бунта против неё во 2-й половине XIX века возникли движения передвижников (Россия), импрессионистов (Франция) и прерафаэлитов (Англия).

Классицистическая теория жанровой иерархии была сформулирована в 1669 году Андре Фелибьеном, историографом, архитектором и теоретиком французского классицизма, секретарем Французской академии, в своем предисловии к курсу лекций, прочитанным студентам.[1]

Этой системы, иногда чуть её варьируя, придерживались все художественные академии Европы (Париж, Рим, Флоренция, Лондон, Берлин, Вена, Санкт-Петербург и проч.).

Высокий и низкий жанр[править | править код]

  1. Grand genre (Высокий жанр): так называемая Историческая живопись:
    1. Включала картины не только на историческую тематику, но и на аллегорический религиозный, мифологический, исторический, литературный сюжет. Эти полотна воплощали интерпретацию жизни и событий, основываясь на определённом моральном или интеллектуальном посыле.
  2. Petit genre (scènes de genre, Низкий жанр): сцены из повседневной жизни:
    1. Портрет[2]
    2. Жанровая живопись
    3. Пейзаж
    4. Морской пейзаж
    5. Анималистическая живопись
    6. Натюрморт
      1. С дичью, рыбой и прочими животными
      2. С цветами и фруктами

В 1667 году иерархию «канонизировал» секретарь французской Академии Андре Фелибьен:

Тот, кто изрядно пишет пейзажи, стоит выше пишущего единственно фрукты, цветы и раковины. Тот, кто пишет живых животных, ценится больше, чем рисующие лишь мёртвые и неподвижные вещи; и коль скоро образ человеческий есть самое совершенное творение Бога на Земле, столь же несомненно, что тот, кто становится подражателем Божиим, изображая человеческий образ, делается превосходнее всех других… Художник, делающий лишь портреты, ещё не достиг того высокого совершенства Искусства и не может претендовать на честь, которую получают наиболее умелые. Для того потребно ему перейти от единственной фигуры к представлению купно нескольких; должно обратиться к истории и баснословиям древних; надобно представить великие дела, подобно историкам, или предметы приятные, подобно Поэтам, и поднимаясь ещё выше, при помощи композиций Аллегорических надлежит уметь скрывать под покровом баснословия добродетели величайших мужей и возвышеннейшие из таинств.

Россия, XVIII век ↓

  1. Цветочной с фруктами и насекомыми.
  2. Звериной с птицами и дворовыми скотами.
  3. Ландшафтной.
  4. Портретной.
  5. Баталической.
  6. Исторический домашний.
  7. Перспективный.
  8. Исторический больший, заключающий в себе все историческия деяния.
Иван Устрялов. Краткое руководство
к познанию рисования и живописи исторического
рода, основанное на умозрении и опытах.
Сочинено для учащихся художником И. У. СПб, 1793′[3]

В России эта систематизация была пересказана Иваном Устряловым в его руководстве для учащихся Академии художеств.

Иерархии жанров соответствовала иерархия размеров: большой формат — для исторической живописи, маленький — для бытовой.

  • Хруцкий. «Цветы и плоды», 1839

  • Н. Сверчков, «Лошадь в беговых санях с седоком»

  • С. Щедрин. «Новый Рим. Замок Святого Ангела». 1823/25

  • И. Лампи. «Портрет Платона Зубова», 1796

  • Л. Каравак. «Полтавская битва», 1709

Толкование[править | править код]

Согласно академической концепции, «жанровые» картины стояли на низшей ступени, поскольку они являлись просто повествующим, запечатляющим искусством, без какой-то попытки морали и назидательности. Эта жанровая живопись, пусть и совершенная по стилю и рисунку, хвалилась только за умение, изобретательность и даже юмор, но никогда не считалась высоким искусством.

Современная жизнь — современные события, манеры, одежда, внешний вид — считались несовместимым с высоким стилем, и лишь идеализированное прошлое могло служить подходящей, благородной и уместной темой. (Соответственно, обычное тело тоже не служило предметом изображения — рисовали лишь по-античному прекрасные, идеальные тела).

Теоретики академического искусства считали, что эта иерархия была оправдана, поскольку она отражала присущую возможность морального воздействия для каждого из жанров. Так, например, художник намного эффектнее донесёт мораль через историческое полотно, затем портрет или жанровую живопись, чем через пейзаж или натюрморт. Кроме того, мастера античности и ренессанса считали, что высшей формой искусства является изображение человеческой фигуры. Таким образом, пейзаж или натюрморт, где человека не изображали, действительно является более «низкой» формой жанра. Наконец, система академической иерархии отображает потенциальную стоимость каждого из полотен: крупная историческая живопись является наиболее подходящим и удобным жанром для государственного заказа, далее портрет, бытовой жанр и пейзаж — а натюрморты, как правило, мелки и выполняются для личных интерьеров.

Причины[править | править код]

Андрей Александрович Карев пишет: «Осознание жанрового разнообразия живописи как свойства культуры Нового времени в условиях века Просвещения было, в известной степени, аналогом тяготения к энциклопедическому познанию, а значит и столь же многоаспектному познанию мира. Рост специализации без утраты универсализма вообще является драгоценной чертой этого времени, что позволяло одновременно увидеть малое и большое, особенное и всеобщее и, наконец, человеческое и божественное. Неповторимая точка зрения на тот или иной объект нисколько не противоречила общему образу вселенной, хотя к нему напрямую и не апеллировала, как это было в эпоху барокко. Интерес к слитной многогранности бытия сменяется вниманием к отдельным её граням, обладающим самостоятельной красотой и соответственно — ценностью. [Российская] Академия художеств не могла не отреагировать на эти процесс и, не дожидаясь появления соответствующих запросов в среде заказчиков, открывала один за одним классы, в которых обучали особенностям работы в том или ином жанре»

[4]

Воздействие[править | править код]

Эта иерархическая система, основанная на традициях греческого и римского искусства, подытоженных в ходе итальянского Возрождения, была использована академиями в качестве основы для присуждения премий и стипендий, а также системы развески на публичных выставках (Салонах). Она также оказывала значительное влияние на предполагаемую стоимость произведений искусства.

Французская академия имела конкурсы Grand и Petits Prix соответственно по двум направлениям. Таким образом, самые высокие призы априори доставались произведениям в историческом жанре — практика, которая вызвал много недовольства среди студентов. Эта негибкая иерархия вызывала много недовольства среди известных художников, что со временем привело к подрыву авторитета академий. Кроме того, ради престижа некоторые живописцы совершали попытки писать грандиозные исторические полотна, что получалось не у всех. Если художник обладал даром скорее портретиста, чем исторического живописца, то неудача могла нанести ему душевную травму.

Портрет[править | править код]

Любопытно угнетённое место портрета в данной иерархии. В обзоре Салона 1791 года можно было прочесть: «Исторический живописец, который должен подражать природе во всех её аспектах, должен уметь написать портреты. Однако портрет не может считаться самостоятельным жанром».

Катрмер де Кенси, один из самых влиятельных теоретиков классицизма, считал жанр портрета настолько низким, что даже не удостаивал его специального внимания: «Нет ничего более ограниченного, чем удовольствие, которое получаешь от созерцания портрета. Если отбросить в сторону тот интерес, который придают портрету личные или общественные привязанности и талант художника, то совершенно очевидно, что разум и воображение почти не участвуют в такого рода подражании». Получаемое от портрета удовольствие не может сравниться с эстетическим наслаждением, достижение которого является целью изящных искусств. Портрет показывает то, что существует в действительности, в то время как «большое искусство с помощью того, что есть, должно изображать то, чего реально не существует, должно показывать идеал».

Критики, впрочем, допускали неизбежность существования исторического портрета, который, по их глубокому убеждению, может быть создан только историческим живописцем. «Именно они, исторические живописцы, могут написать настоящий портрет». Об исторических портретах нередко пишут в обзорах выставок, подчас их рассматривают сразу же за исторической картиной. О портретах же частных лиц (которых с каждым годом становилось всё больше) предпочитают не упоминать или просто перечисляют их по названиям, никак не комментируя.

[5] Понимание портрета как некоего дополнения к исторической картине было весьма распространено. Об этом писали не только известные приверженцы классицизма Катрмер де Кенси, Делеклюз, но и критики следующего поколения, чьи эстетические воззрения отличались большей гибкостью, например Г. Планш[6].

Поджанры и попытки найти выход[править | править код]

Хотя европейские академии, как правило, строго настаивали на этой иерархии, некоторые художники оказывались способными изобретать поджанры, благодаря чему поднимались в этой иерархии наверх:

  • Джошуа Рейнольдс создал стиль портретов, называемый им Grand Manner, в котором он льстил своим моделям, изображая их в качестве мифологических персонажей.
  • Антуан Ватто изобрел Fêtes galantes — сценки развлечений придворных, которых он помещал в ландшафт Аркадии. Таким образом, картина с «пастушками» приобретала аллегорический и поэтический смысл, что её с точки зрения академиков облагораживало.
  • Клод Лоррен практиковался в жанре, называемом «Идеальный пейзаж», где полотно в основном наполнял пейзаж, который дополнялся не очень заметными мифическими или библейскими фигурами. Он был так искусен в сочетании пейзажа и исторической живописи, что тем самым его «легализировал». Таким образом, появился «Исторический пейзаж», который получил официальное признание во Французской Академии, когда в 1817 году за этот жанр был учреждён Prix de Rome.
  • Жан-Батист Шарден писал натюрморты, которые благодаря выбранным предметам воспринимались как аллегорические полотна.

Дальнейшая история[править | править код]

До середины XIX века женщинам не разрешалось обращаться к исторической живописи, поскольку они не были допущены к заключительному этапу обучению в Академиях — обнажённой натуре, так как это нарушало правила приличия. Женщины могли работать в Petit genre — писать портреты, натюрморты и тому подобное, а также копировать старых мастеров, скульптуру и гравюру.

К концу XIX художники и критики начали бороться против правил Французской Академии, а также утверждать, что оценка этих жанров в истории искусства является неправильной. Появившиеся новые художественные течения — реализм, а позже импрессионизм, были заинтересованы в изображении повседневной жизни и текущего момента. «Иго» было сброшено.

В настоящий момент потомками ценятся именно полотна низкого жанра, в особенности, портреты и сценки из жизни, в то время как академическая историческая живопись в большинстве случаев кажется скучной и незанимательной.

Соответственно возвышенным этическим идеям, эстетика классицизма устанавливала иерархию литературных жанров

  • «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.)
  • «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).
  • Paul Duro. Giving up on history? Challenges to the hierarchy of the genres in early nineteenth-century France // Art History. Volume 28 Issue 5, Pages 689—711

ru.wikipedia.org

Жанры в изобразительном искусстве и живописи. Деление картин по жанрам

Анималистика (произошло от лат. animal — животное), анималистический жанр — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные.

Анимализм картины
Аллегорический жанр (от греч. allegoria — иносказание) — жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

Батальный жанр (произошло от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Батальный жанр картины

Былинный жанр — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора.

Былинный жанр картины

Бытовой жанр (жанровая живопись) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Бытовой жанр картины Разновидности фигуративного жанра

Ванитас (от лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Ванитас картины

Ведута — жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи — венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Ведута картины

Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Городской пейзаж картины Разновидности жанра городской пейзаж

Завтрак — подвид жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII в.
Завтрак — изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.

Завтрак картины

Интерьер (произошло от фр. intérieur — внутренний) — жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

Интерьер картины

Иппический жанр (произошло от греч. hippos — лошадь) — жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.

Иппический жанр картины

Исторический жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Исторический жанр картины

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

Каприччо картины

Карикатура (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.

Лениниана — жанр изобразительного искусства, посвященный Владимиру Ильичу Ленину.
Над созданием образа Ленина работали многие мастера изобразительного искусства СССР и одним из первых художников этого жанра был Исаак Израилевич Бродский.
Неоимпрессионист Эмиль Бернар один из первых зарубежных художников, кто изобразил Ленина. В своих произведения не обошли образ Ленина и знаменитые художники Энди Уорхол, Сальвадор Дали, Диего Ривера, Николай Фешин и др.

Лениниана картины

Мифологический (от греч. mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов.

Мифологический жанр картины

Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра — И.К.Айвазовский (1817-1900).

Морской пейзаж картины

Натюрморт (в переводе с фр. — мертвая, неодушевленная натура) — это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта — фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.

Натюрморт картины Разновидности жанра натюрморт

Ню (произошло от фр. nu — нагой, раздетый) — один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.

Ню картины

Обманка — один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением.

Обманка картины

Охотничьи трофеи, охотничий натюрморт — олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков.
Жанр Охотничьи трофеи был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии.
Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Охотничьи трофеи картины
Парсуна (от лат. persona — личность, особа) — условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. — переходная между иконой и светским произведением форма портрета.

Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Пастораль картины
 

Пейзаж (произошло от фр. paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Пейзаж картины Разновидности пейзажного жанра

Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет.

Портрет картины Разновидности жанра портрет
 

Религиозный жанр, религиозная живопись — жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.

Религиозный жанр картины

Сюжетно-тематическая картина — смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг

Сюжетно-тематические картины

www.art-spb.ru

Виды картин кроме пейзажей натюрмортов и портретов. Натюрморт в живописи: виды и описание

Жанры живописи появлялись, набирали популярность, угасали, возникали новые, внутри существующих стали выделять подвиды. Процесс этот не прекратится, пока существует человек и пытается запечатлеть окружающий его мир, будь то природа, здания или другие люди.

Ранее (до 19 в.) существовало деление жанров живописи на так называемые «высокие» жанры (фр. grand genre) и «низкие» жанры (фр. petit genre). Такое деление возникло в 17 в. и основывалось на том, какой предмет и сюжет были изображены. В связи с этим к высоким жанрам относили: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический, а к низким — портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.

Деление на жанры довольно условно, т.к. на картине одновременно могут присутствовать элементы двух и более жанров.

Анималистика, или анималистический жанр

Анималистика, или анималистический жанр (от лат. animal — животное) – жанр, в котором основным мотивом выступает изображение животного. Можно сказать, что это один из наиболее древних жанров, т.к. рисунки и фигуры птиц и зверей присутствовали в жизни уже первобытных людей. Например, на широко известной картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» природа изображена самими художником, а медведи – совершенно другим, как раз специализирующемся на изображении животных.


И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Как подвид можно выделить Иппический жанр (от греч. hippos — лошадь) – жанр, в котором центром картины выступает изображение лошади.


Н.Е. Сверчков «Лошадь в конюшне»
Портрет

Портрет (от фр. слова portrait) – картина, на которой центральным является изображение человека или группы людей. Портрет передает не только внешнее сходство, но также отражает внутренний мир и транслирует чувства художника по отношению к человеку, чей портрет он пишет.

И.Е. Репин Портрет НиколаяII

Жанр портрета подразделяется на индивидуальный (изображение одного человека), групповой (изображение нескольких человек), по характеру изображения — на парадный , когда человек изображен в полный рост на заметном архитектурном или пейзажном фоне и камерный , когда человек изображен по грудь или по пояс на нейтральном фоне. Группа портретов, объединенных по какому-либо признаку, образует ансамбль, или портретную галерею. Примером могут выступать портреты членов царской семьи.

Отдельно выделяется автопортрет , на котором художник изображает себя.

К. Брюллов Автопортрет

Портрет является одним из древнейших жанров – первые портреты (скульптурные) присутствовали уже в древнем Египте. Такой портрет выступал как часть культа о загробной жизни и являлся «двойником» человека.

Пейзаж

Пейзаж (от фр. paysage — страна, местность) – жанр, в котором центральным является изображение природы – реки, леса, поля, море, горы. В пейзаже главным моментом является, конечно, сюжет, но не менее важно передать движение, жизнь окружающей природы. С одной стороны, природа прекрасна, вызывает восхищение, а с другой – довольно сложно отразить это на картине.


К. Моне «Поле маков у Аржантёя»

Подвидом пейзажа является морской пейзаж, или марина (от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – изображение морской баталии, моря или других событий, разворачивающихся на море. Яркий представитель маринистов – К.А. Айвазовский. Примечательно, что многие детали этой картины художник писал по памяти.


И.И. Айвазовский «Девятый вал»

Однако зачастую художники стремятся и море рисовать с натуры, например, У.Те

craft-m.ru

Натюрморты и пейзажи в современном интерьере

Стиль диктует жесткие условия: такое можно вешать дома, а такое — моветон. И вам повезло, если вы любите абстракции или концептуальные работы, и у вас есть деньги на картину, представляющую художественную ценность. Тогда все в порядке. И ваш дизайнер останется доволен, и вы будете наслаждаться смыслами и идеями. Но в жизни не всегда все удачно совпадает.

В современных интерьерах нет места цветочным натюрмортам, вазочкам и пейзажам в стиле «Шишкин». Откройте любой журнал по интерьеру и прочтите эту «прописную истину». Но что делать, если после трудного дня хочется смотреть именно на дорогие сердцу простые знакомые формы и цвета, закаты, реки, горы, ромашки? Если хочется сделать дом уютным и радующим глаз, а глаз радуется «василькам» а «Кандинскому» — нет?

Модные тенденции диктуют свои правила: наивная простота не в почете, большинство натюрмортов и пейзажей не представляют художественной ценности, автор, как правило, неизвестен.

Но они красивые! Это может быть единственное, но именно для вас ценное качество таких работ.

Что же делать?

  • Множество пейзажей и натюрмортов сейчас продаётся на художественных вернисажах и развалах. Зачастую они «штампуются» как на конвейере, и в этом самая главная слабость таких работ. В них нет искорки. Попробуйте подобрать милые вашему сердцу картины и образы у профессионального художника. Можно рассмотреть вариант картины на заказ специально для вас. И работа будет уникальна, и вы почувствуете в ней «огонек».

Александра Бакл. «Осенние деревья»

Вахе Еремьян. «Гран Каньон»

Андре Балде. «Гонконг 3» (2019)

Сара Энн Митчел. «Тени» (2010)

Виталий Диденко «Лес»

  • Реалистичные натюрморты и пейзажи хороши только для классических интерьеров. В других случаях вы можете подобрать работу в импрессионистической или иной модернистской манере. А авангардный стиль подойдет даже к самому современному интерьеру. Обращайте внимание на использование необычных материалов, техник и коллажирование.

Белинда Рейнелл. «Глядя вверх» (2019)

Ренни Пилгрэм. «Залив с лодкой» (2019)

Джулиан Сазерленд-Битсон. «Винтер Хедж, Нижний Уиллингдон, Восточный Суссекс» (2018)

Виктория Козмоличи. «Весенний ветер»

Фабьен Монестьер. «Розы снова и снова!»

  • Внимательно подберите раму — она будет служить не только обрамлением картины, но и связывать работу с окружающей обстановкой. В современных интерьерах часто отказываются от рамы — но это не подходит для классических техник.
  • Композиция. Она может уничтожить картину, а может даже из самой простой вещи сделать уникальную. Присмотритесь к картинам с необычной композицией. Самое небольшое смещение ракурса может сделать работу вполне современной. Прочувствуйте расположение предметов и планов, сочетание заполненных и пустых пространств. Даже простые «васильки» в вашем доме могут стать самым современным объектом искусства.

Александа Бари. «Внутри коробки»

Ребекка Колман. «Обрывается здесь»

Зара. «Галька»

  • Идея также может сделать картину более актуальной, так как реалистичные классические пейзажи и натюрморты обычно являются простым копированием окружающего мира. Подберите картину с идеей, нарративом, сюжетом — и привычные предметы на холсте заставят вас задуматься и будут постоянно притягивать взгляд.

Rytis Minkevicius. «Выбор» (2017)

Андрея Вандони. «Вещи на горизонте»

Бенджамин Вест. «Подвергнутый процессу»

www.livemaster.ru

картины Левитана, Репина, Крамского, Малевича, Серебряковой, Машкова, Никич-Криличевского.

Знойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.

«Лесные фиалки и незабудки»

Лесные фиалки и незабудки

Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».


«Яблоки и листья»

Яблоки и листья

Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.


«Букет цветов. Флоксы»

Букет цветов. Флоксы

Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову. И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.


«Натюрморт»

Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.


«Селедка и лимон»

Селедка и лимон

Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»… В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.


«Натюрморт с самоваром»

Натюрморт с самоваром

Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы… Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.


«Этюд с медалями»

Этюд с медалями

Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.

www.culture.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5, 6, 7 класс) на тему: Презентация к уроку «Виды и жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт.»

Слайд 1

Виды и жанры живописи. Женский портрет ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Педагогический факультет Портрет, пейзаж, натюрморт. ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Педагогический факультет Плотникова С.Н. Преподаватель – доцент Боровская Е.Р. 2009/2010 уч.г .

Слайд 2

Методические комментарий Класс: 5 Предмет «Искусство» Тема 1. У каждого искусства свой язык. Урок 5. Женский портрет (искусство живописи). (можно также использовать в 4 классе по теме 4 Искусство объединяет народы) Презентация: по щелчку. Планирование по предмету «Искусство» составлено на основе программ: «Мировая художественная культура» (программа Л.А.Рапацкой ) «Изобразительное искусство и художественный труд» (программа Б.М.Неменского ). Учебники: — Горява Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство и художественный труд / под ред. Неменского Б.М./, 5 класс, М.: Просвещение, 2006; -С D ROM «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства» — мультимедийное учебное пособие по курсу МХК для учащихся общеобразовательных школ. Автор: д.п.н. профессор Л.А.Рапацкая . -Использованы материалы Интернет. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства сайт

Слайд 3

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, учебная доска -зрительный ряд: презентация на CD ROM ; репродукции картин с изображением портретов разных эпох. -литературный ряд: стихотворения Л. Татьяничевой, Д. Кедрина и др. авторов; -музыкальный ряд: Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Слайд 4

Женский портрет Цели: -по содержанию : знать один из основных жанров живописи: портрет; знать об изображении женского портрета в искусстве разных эпох, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. -по способу работы : уметь изображать основные пропорции лица человека. Планируемый результат: -уметь рисовать женский портрет ( портрет мамы). Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства фильм

Слайд 5

Послушайте стихотворение к портрету графини Струйской Ф. Рокотова . Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Картины, где изображены личности, — портреты, не оставляют спокойными наши сердца . Что называется портретом? Что главное пытаются отразить в портретах художники?

Слайд 6

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека. Каноны красоты — это, скорее, совокупность правил, пропорций. Ах, красота! Тут есть над чем подумать. Как это сложно. Гармония, красота. Они всегда ускользают от нас. Они всегда остаются тайной. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Слайд 7

Портрет — это изображение человека или группы людей в произведениях живописи. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Портрет – жанр живописи. Какие жанры живописи Вы еще можете назвать?

Слайд 8

Основные жанры живописи. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства … Пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, бытовая картина.

Слайд 9

Виды портрета История портрета- это практически история живописи. Портрет может быть: -индивидуальным; -групповым; -автопортрет; -сатирическим. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Слайд 10

Сегодня мы будем учиться портретному искусству. Но прежде, чем рисовать, ответим на вопросы: Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Какое лицо можно назвать красивым? Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Слайд 11

«Джоконда» Леонардо да Винчи Портрет Моны Лизы очень популярен. Картина — действительно загадка. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Слайд 12

Рембрант «Портрет старушки» 1654 г. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Женщины сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди. Художник блестяще показывал не только внешние черты, но и духовный облик человека.

Слайд 13

У русских женщин есть такие лица: К ним надо приглядеться не спеша, Чтоб в их чертах могла тебе открыться Красивая и гордая душа. Л.Татьяничева Портрет Марии Алексеевны Дьяковой, в замужестве Львовой Д.Г. Левицкий, 1781 г. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства галерея

Слайд 14

Насколько разные чувства мы видим на лицах женщин, девушек. Назовите их… Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Портрет М.И.Лопухиной Боровиковского Портрет Л.К. Маковской Тропинина Кружевница Тропинина Женщина в покрывале Рафаэля Дама под вуалью Рослина

Слайд 15

Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Изображение портрета матери, женского портрета. Практическая работа

Слайд 16

Послушайте стихотворение Д.Кедрина «СЕРДЦЕ» и ответьте на вопросы: Девчину пытает казак у плетня: «Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Девчина в ответ, заплетая косу. «Про то мне ворожка гадала в лесу. Пророчит она: мне полюбится тот, Кто матери сердце мне в дар принесет. В пути у него помутилось в глазах, Всходя на крылечко, споткнулся казак. И матери сердце, упав на порог, Спросило его: «Не ушибся, сынок?» Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Каковы чувства матери в этом стихотворении? Существует ли связь между внутренними качествами человека и внешним обликом? 3. В чем отличительные особенности лица Вашей мамы? 4. Каковы ее внутренние черты?

Слайд 17

Последовательность работы: Намечаем горизонтальные и вертикальные линии. Находим расположение глаз, носа, рта.

Слайд 18

Последовательно прорисовываем линии глаз, век, зрачков, а также брови

Слайд 19

Переходим к изображению носа.

Слайд 20

Осталось нарисовать рот и уши.

Слайд 21

А теперь дело за красками или графическими материалами.

Слайд 22

Итоги урока: 1 . Выставка работ учащихся (исходя из времени урока работы сделаны пастелью, пробовали работать с новым материалом, закрепляя тему «Графика») . 2. Подведение итогов урока. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному, передать характеры изображенных женщин. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Слайд 23

Работы учащихся Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Дорофеев Костя Шапошниченко Дарья Могущая Злата Ковалев Костя

Слайд 24

Работы учащихся Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Покровская Даша Царевский Алеша Абрамова Мария Гурьянова Ольга

Слайд 25

Послушайте стихотворение. Подберите к нему заголовок. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. Говорят: талант от Бога Этим дан, а этим нет… Всем зато дана дорога – Кто какой оставит след? С. Викулов А какой свой след вы хотели бы оставить на земле? Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Слайд 26

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации с изображением различных образов человека, попытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Песня о маме

Слайд 27

Используемые источники: Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского / О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2006. http://artclassic.edu.ru/ http://rusportrait.narod.ru/ http://taralex.da.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/430 http://worldleonard.h2.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C http://rembr.ru/ Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Слайд 28

Об авторе: Плотникова Светлана Николаевна ГОУ СОШ № 854 г. Зеленограда (603-а) Тел. 499-736-75-15 Выбрана тема «Женский портрет», т.к. вызывает интерес у учащихся и учителя, очень люблю еще рисовать цветы. svplotni@yandex.ru Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

nsportal.ru

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Портрет, пейзаж,, натюрморт»

«Портрет, пейзаж, натюрморт».

/Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста/

Цель: развивать  художественно-эстетическое  восприятие, эмоциональный отклик  на  проявления  красоты  в  произведениях искусства. Развивать  представления  об  жанрово-видовом  разнообразии  искусства формировать  опыт  восприятия произведений искусства. Развивать желание познавать искусство.

Описание игры: перед началом игры воспитатель проводит вступительную беседу о жанрах живописи. Можно прочитать стихи о жанрах живописи, чтобы дети вспомнили их характеристики. Далее педагог выкладывает на стол картинки с репродукциями произведений живописи разных жанров. Ребёнок берёт картинку и называет жанр, к которому относится картина. За правильный ответ игрок получает фишку. Игрок, набравший большее количество фишек, является победителем.

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или морс в большом графине, или розу в хрустале

Или бронзовую вазу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это…натюрморт.

Если видишь на картине, нарисована река

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… пейзаж.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется — портрет.

Материал: стихи о жанрах живописи, репродукции картин разных жанров

                  Примеры картинок:

Вариант II.

Используя материал этой игры можно поиграть в игру «Четвёртый лишний».

Для этого педагог предлагает четыре репродукции, одна из которых относится к другому жанру живописи, нежели три другие репродукции. Ребёнок должен найти лишнюю картину и объяснить выбор.

nsportal.ru

Портрет натюрморт пейзаж это – Виды живописи — Какие бывают стили картин и чем они различаются

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх