Сколько будет 3% от 5?
Простой способ вычислить проценты от X
Сколько будет %
от ?
3% от 5 это: 0.15
Процент от — Таблица для 5
Процент от | Разница |
---|---|
1% от 5 это 0.05 | 4.95 |
2% от 5 это 0.1 | 4.9 |
3% от 5 это 0.15 | 4.85 |
4% от 5 это 0.2 | 4.8 |
5% от 5 это 0.25 | 4.75 |
6% от 5 это 0.3 | 4.7 |
7% от 5 это 0.35 | 4.65 |
8% от 5 это 0.4 | 4.6 |
9% от 5 это 0.45 | 4.55 |
10% от 5 это 0.5 | 4.5 |
11% от 5 это 0.55 | 4.45 |
12% от 5 это 0.6 | 4.4 |
13% от 5 это 0.65 | 4.35 |
14% от 5 это 0.7 | 4.3 |
15% от 5 это 0. 75 | 4.25 |
16% от 5 это 0.8 | 4.2 |
17% от 5 это 0.85 | 4.15 |
18% от 5 это 0.9 | 4.1 |
19% от 5 это 0.95 | 4.05 |
20% от 5 это 1 | 4 |
21% от 5 это 1.05 | 3.95 |
22% от 5 это 1.1 | 3.9 |
23% от 5 это 1.15 | 3.85 |
24% от 5 это 1.2 | 3.8 |
25% от 5 это 1.25 | 3.75 |
26% от 5 это 1.3 | 3.7 |
27% от 5 это 1.35 | 3.65 |
28% от 5 это 1.4 | 3.6 |
29% от 5 это 1.45 | 3.55 |
30% от 5 это 1.5 | 3.5 |
31% от 5 это 1.55 | 3.45 |
32% от 5 это 1.6 | 3.4 |
33% от 5 это 1.65 | 3.35 |
34% от 5 это 1.7 | 3.3 |
35% от 5 это 1.75 | 3.25 |
36% от 5 это 1. 8 | 3.2 |
37% от 5 это 1.85 | 3.15 |
38% от 5 это 1.9 | 3.1 |
39% от 5 это 1.95 | 3.05 |
40% от 5 это 2 | 3 |
41% от 5 это 2.05 | 2.95 |
42% от 5 это 2.1 | 2.9 |
43% от 5 это 2.15 | 2.85 |
44% от 5 это 2.2 | 2.8 |
45% от 5 это 2.25 | 2.75 |
46% от 5 это 2.3 | 2.7 |
47% от 5 это 2.35 | 2.65 |
48% от 5 это 2.4 | 2.6 |
49% от 5 это 2.45 | 2.55 |
50% от 5 это 2.5 | 2.5 |
51% от 5 это 2.55 | 2.45 |
52% от 5 это 2.6 | 2.4 |
53% от 5 это 2.65 | 2.35 |
54% от 5 это 2.7 | 2.3 |
55% от 5 это 2.75 | 2.25 |
56% от 5 это 2.8 | 2.2 |
57% от 5 это 2. 85 | 2.15 |
58% от 5 это 2.9 | 2.1 |
59% от 5 это 2.95 | 2.05 |
60% от 5 это 3 | 2 |
61% от 5 это 3.05 | 1.95 |
62% от 5 это 3.1 | 1.9 |
63% от 5 это 3.15 | 1.85 |
64% от 5 это 3.2 | 1.8 |
65% от 5 это 3.25 | 1.75 |
66% от 5 это 3.3 | 1.7 |
67% от 5 это 3.35 | 1.65 |
68% от 5 это 3.4 | 1.6 |
69% от 5 это 3.45 | 1.55 |
70% от 5 это 3.5 | 1.5 |
71% от 5 это 3.55 | 1.45 |
72% от 5 это 3.6 | 1.4 |
73% от 5 это 3.65 | 1.35 |
74% от 5 это 3.7 | 1.3 |
75% от 5 это 3.75 | 1.25 |
76% от 5 это 3.8 | 1.2 |
77% от 5 это 3.85 | 1.15 |
78% от 5 это 3. 9 | 1.1 |
79% от 5 это 3.95 | 1.05 |
80% от 5 это 4 | 1 |
81% от 5 это 4.05 | 0.95 |
82% от 5 это 4.1 | 0.9 |
83% от 5 это 4.15 | 0.85 |
84% от 5 это 4.2 | 0.8 |
85% от 5 это 4.25 | 0.75 |
86% от 5 это 4.3 | 0.7 |
87% от 5 это 4.35 | 0.65 |
88% от 5 это 4.4 | 0.6 |
89% от 5 это 4.45 | 0.55 |
90% от 5 это 4.5 | 0.5 |
91% от 5 это 4.55 | 0.45 |
92% от 5 это 4.6 | 0.4 |
93% от 5 это 4.65 | 0.35 |
94% от 5 это 4.7 | 0.3 |
95% от 5 это 4.75 | 0.25 |
96% от 5 это 4.8 | 0.2 |
97% от 5 это 4.85 | 0.15 |
98% от 5 это 4.9 | 0.1 |
99% от 5 это 4. 95 | 0.05 |
100% от 5 это 5 | 0 |
Как можно рассчитать 3% от 5
В магазине товар стоит 5₽, вам дали скидку 3% и вы хотите понять сколько вы сэкономили.
Решение:
Сэкономленная сумма = Цена товара * Скидка в процентах/ 100
Сэкономленная сумма = (3 * 5) / 100
Сэкономленная сумма = 0.15₽
Проще говоря, при покупке товара за 5₽ и скидке в 3%, вы заплатите 4.85₽ и при этом сэкономите 0.15₽.
Для рассчета НДС от 5₽, вы можете использовать Калькулятор НДС онлайн
Расчеты процентов: примеры
- 30 от 2000
- 30 от 1000
- 30 от 300
- 30 от 5000
- 40% от 307505
- 11% от 151307
- 53% от 239637
- 71% от 214196
- 51% от 5364
- 29% от 100202
- 90% от 102806
- 4% от 377904
- 12% от 199551
- 70% от 249110
- 7% от 292694
- 24% от 332376
- 20 от 40
- 20 от 4000
- 40 от 200
- 12 от 40000
percent-calc. com © 2023
❓Чат в
Телеграм
Дошкольник (3-5 лет) | CDC
Вехи развития
Такие навыки, как называние цветов, проявление привязанности и прыжки на одной ноге, называются вехами развития. Вехи развития — это то, что большинство детей может делать к определенному возрасту. Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, ползают, ходят или прыгают).
По мере взросления детей их мир начинает открываться. Они станут более самостоятельными и начнут больше ориентироваться на взрослых и детей вне семьи. Они захотят исследовать и расспросить о вещах вокруг них еще больше. Их взаимодействие с семьей и окружающими поможет сформировать их личность и их собственные образы мышления и движения. На этом этапе дети должны уметь кататься на трехколесном велосипеде, пользоваться безопасными ножницами, замечать разницу между девочками и мальчиками, помогать одеваться и раздеваться, играть с другими детьми, вспоминать отрывок из сказки и петь песенку.
Позитивные советы для родителей
Ниже перечислены некоторые вещи, которые вы, как родитель, можете сделать, чтобы помочь своему дошкольнику в это время:
- Продолжайте читать своему ребенку. Воспитывайте ее любовь к книгам, водя ее в библиотеку или книжный магазин.
- Пусть ваш ребенок помогает с простыми делами.
- Поощряйте ребенка играть с другими детьми. Это помогает ему узнать ценность обмена и дружбы.
- Будьте ясны и последовательны, наказывая своего ребенка. Объясните и покажите поведение, которого вы ожидаете от нее. Всякий раз, когда вы говорите ей «нет», расскажите, что он должен делать вместо этого.
- Помогите своему ребенку развить хорошие языковые навыки, разговаривая с ним полными предложениями и используя «взрослые» слова. Помогите ему использовать правильные слова и фразы.
- Помогите ребенку пройти этапы решения проблем, когда он расстроен.
- Предоставьте ребенку ограниченное количество простых вариантов выбора (например, решить, что надеть, когда играть и что съесть на закуску).
Дошкольники (3-5 лет) значок pdf[PDF – 771K]
Безопасность детей прежде всего
По мере того, как ваш ребенок становится более самостоятельным и проводит больше времени во внешнем мире, важно, чтобы вы и ваш ребенок знали, как оставаться в безопасности. Вот несколько советов по защите вашего ребенка:
- Расскажите своему ребенку, почему важно держаться подальше от дорожного движения. Скажи ему, чтобы он не играл на улице и не бегал за брошенными мячиками.
- Будьте осторожны, позволяя ребенку кататься на трехколесном велосипеде. Держите ее на тротуаре и подальше от улицы, и пусть она всегда носит шлем.
- Проверьте оборудование для открытых площадок. Убедитесь, что нет незакрепленных частей или острых краев.
- Всегда следите за своим ребенком, особенно когда он играет на улице.
- Будьте в безопасности в воде. Научите своего ребенка плавать, но всегда наблюдайте за ним, когда он находится в водоеме или рядом с ним (включая детские бассейны).
- Научите своего ребенка, как быть в безопасности с незнакомцами.
- Держите ребенка в автокресле лицом вперед с ремнями безопасности, пока он не достигнет верхнего предела роста или веса, разрешенного производителем автокресла. Как только ваш ребенок перерастет автомобильное кресло, обращенное вперед, с ремнями безопасности, ему пора будет путешествовать в детском кресле-бустере, но все еще на заднем сиденье автомобиля. Значок PDF-файла Национальной администрации безопасности дорожного движения[1,15 МБ / 1 страница]внешний значок содержит информацию о том, как обеспечить безопасность вашего ребенка во время поездки в транспортном средстве.
Healthy Bodies
- Ешьте вместе с ребенком, когда это возможно. Пусть ваш ребенок увидит, как вы наслаждаетесь фруктами, овощами и цельнозерновыми продуктами во время еды и закусок. Ваш ребенок должен есть и пить только ограниченное количество продуктов и напитков, содержащих добавленные сахара, твердые жиры или соль.
- Держите телевизоры подальше от спальни вашего ребенка. Установите ограничения на экранное время для вашего ребенка не более чем на 1 час в день качественных программ, дома, в школе или внешкольных учреждениях и разработайте план использования медиа для вашей семьи. Значок внешнего вида
- Обеспечьте вашего ребенка подходящим для его возраста игровым оборудованием, таким как мячи и пластмассовые биты, но пусть ваш дошкольник сам выбирает, во что играть. Это превращает движение и активный образ жизни в удовольствие для вашего дошкольника.
- Убедитесь, что ваш ребенок спит рекомендуемое количество часов каждую ночь: для дошкольников 3–5 лет: 10–13 часов в сутки (включая дневной сон)
Дополнительная информация
- Младенцы и дети младшего возраста
- Дошкольное
- Среднее детство
- Подростковый возраст
CDC «Изучай знаки. Действуйте заранее». Кампания
Для получения более подробной информации о вехах развития, предупреждающих признаках возможной задержки развития и информации о том, как помочь развитию вашего ребенка, посетите страницу «Изучите признаки. Действуйте заранее». сайт кампании.
Информация CDC для родителей (дети от 0 до 3 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам узнать, как обеспечить здоровое начало жизни вашего ребенка.
Основы CDC для воспитания детей ясельного возраста и дошкольников
Узнайте, как вы можете помочь построить безопасные, стабильные и заботливые отношения со своим ребенком.
Информация CDC о грудном вскармливании
На этом сайте есть ответы на часто задаваемые вопросы о грудном вскармливании.
Информация CDC о питании младенцев и детей ясельного возраста
Советы для родителей — идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
CDC’s Protect the Ones You Love
В Центре травматизма CDC есть информация о том, как вы можете защитить своего ребенка от утопления и других распространенных причин травм.
Информация CDC о прививках
Просмотрите график прививок для младенцев и детей и узнайте, сделаны ли прививки вашему ребенку.
My Plate – Infantsexternal icon
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании детей в возрасте от 2 до 5 лет.
My Plate – Toddlersexternal icon
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании малышей
HealthyChildren.orgexternal icon 9Веб-сайт 0077 AAP «Здоровые дети» предоставляет информацию о кормлении, питании и фитнесе для всех стадий развития от младенчества до юношеской взрослой жизни.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Healthy Kids Healthy Futureexternal icon
Вы найдете информацию о физической активности для маленьких детей и о том, как заставить их двигаться.
Внешний значок Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзывах и советы по безопасности для детей, которые едут в автомобиле, ходят пешком, ездят на велосипеде, играют на улице, ждут на остановках школьного автобуса и т. д.
Национальный институт детского здоровья и развития человека.external icon (NICHD)
Посетите NICHD, чтобы узнать, как снизить риск синдрома внезапной детской смерти (SIDS) и о безопасных условиях сна.
Информация Всемирной организации здравоохранения о детском питанииexternal icon
На этом сайте содержится информация о правильном питании младенцев и детей младшего возраста.
CDC «Изучай знаки. Действуйте заранее». Кампания
Для получения более подробной информации о вехах развития, предупреждающих признаках возможной задержки развития и информации о том, как помочь развитию вашего ребенка, посетите страницу «Изучите признаки. Действуйте заранее». сайт кампании.
Информация CDC для родителей (дети 4−11 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам направить вашего ребенка к здоровому образу жизни.
Основы CDC для родителей малышей и дошкольников
Узнайте, как вы можете помочь построить безопасные, стабильные и заботливые отношения со своим ребенком.
Информация о здоровом весе CDC.
Советы родителям – Идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
Руководство CDC по физической активности молодежи
На этом сайте есть информация о том, как помочь детям быть активными и играть.
My Plate- Preschoolersexternal icon
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании дошкольников.
HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт AAP Healthy Children предоставляет информацию о кормлении, питании и фитнесе на всех этапах развития от младенчества до юношеской взрослой жизни.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Healthy Kids Healthy Futureexternal icon
Вы найдете информацию о физической активности для маленьких детей и о том, как заставить их двигаться.
Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзывах и советы по безопасности для детей, едущих в автомобилях, гуляющих, катающихся на велосипеде, играющих на улице, ожидающих на остановках школьного автобуса и т. д.
Информация CDC для родителей (дети от 4 до 11 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам вести вашего ребенка к более здоровому образу жизни.
Информация о здоровом весе CDC.
Советы родителям – Идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
Основы физической активности молодежи CDC
На этом сайте есть информация о том, как помочь детям быть активными и играть.
Kids Quest CDC
Kids Quest — это веб-сайт CDC, предназначенный для учащихся четвертого, пятого и шестого классов, чтобы заставить их задуматься о людях с ограниченными возможностями и некоторых вопросах, связанных с повседневной деятельностью, здоровьем и доступностью.
БАМ CDC! Тело и разум
БАМ CDC! Body and Mind — это веб-сайт, предназначенный для детей в возрасте от 9 до 13 лет и предназначенный для предоставления им информации, необходимой им для выбора здорового образа жизни. Сайт фокусируется на темах, которые, по словам детей, важны для них, таких как стресс и физическая подготовка, с использованием удобного для детей жаргона, игр, викторин и других интерактивных функций.
Моя тарелка – детская внешняя иконка.
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании детей старше 5 лет.
HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт AAP Healthy Children предоставляет информацию о кормлении, питании и фитнесе на всех этапах развития от младенчества до юношеской взрослой жизни. Посетите этот веб-сайт, чтобы узнать больше об эмоциональных проблемахexternal icon, нарушениях обучаемостиexternal icon и других проблемах со здоровьем и развитием.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Let’s Move-Kidsexternal icon
Пять простых шагов для родителей к созданию здоровой атмосферы в доме.
Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзывах и советы по безопасности для детей, едущих в автомобилях, гуляющих, катающихся на велосипеде, играющих на улице, ожидающих на остановках школьного автобуса и т. д.
StopBullying.govвнешний значок
StopBullying.gov предоставляет информацию от различных государственных учреждений о том, как дети, родители, педагоги и другие члены сообщества могут предотвратить или остановить травлю.
Приложение SAMHSA KnowBullying appВнешний значок
Бесплатное приложение для родителей, помогающее предотвратить травлю, созданное Агентством по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA).
Здоровье подростковexternal icon
Посетите этот сайт, чтобы получить информацию о здоровом питании и физических упражненияхexternal icon для детей и подростков, советы по безопасности для вашего ребенка домаexternal icon, когда вас нет дома, а также другие важные темы, касающиеся здоровья и безопасности.
Психическое здоровье подростков и школьников CDC
Узнайте, как связь является ключом к хорошему психическому здоровью подростков.
Информация CDC для родителей (подростки 12–19 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам узнать, как помочь вашему подростку быть в безопасности и стать здоровым и продуктивным взрослым.
Информация о здоровом весе CDC.
Советы родителям – Идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
Руководство CDC по физической активности молодежи
На этом сайте есть информация о том, как помочь детям быть активными и играть.
Предотвращение беременности CDC для подростков.
Советы и информация специально для подростков, разработанные с участием подростков.
БАМ CDC! Тело и разум
БАМ CDC! Body and Mind — это веб-сайт, предназначенный для детей в возрасте от 9 до 13 лет и предназначенный для предоставления им информации, необходимой им для выбора здорового образа жизни. Сайт фокусируется на темах, которые, по словам детей, важны для них, таких как стресс и физическая подготовка, с использованием удобного для детей жаргона, игр, викторин и других интерактивных функций.
Информация CDC о здоровье молодежи лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров
Узнайте о физическом и психическом здоровье молодых лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров
Американская академия детской и подростковой психиатрииexternal icon
Американская академия детской и подростковой психиатрии подготовила множество информационных бюллетеней для родителей по вопросам здоровья и развития детей и подростков.
My Plate – Teenexternal icon
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании подростков.
HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт AAP Healthy Children предоставляет информацию о кормлении, питании и фитнесе на всех этапах развития от младенчества до юношеской взрослой жизни.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзывах и советы по безопасности для детей, едущих в автомобилях, гуляющих, катающихся на велосипеде, играющих на улице, ожидающих на остановках школьного автобуса и т. д.
Национальный институт психического здоровьяexternal icon
Национальный институт психического здоровья располагает информацией о психических расстройствах у детей и подростков, включая тревогу и депрессию.
StopBullying.govвнешний значок
StopBullying.gov предоставляет информацию от различных государственных учреждений о том, как дети, родители, педагоги и другие члены сообщества могут предотвратить или остановить издевательства.
Приложение SAMHSA KnowBullying appВнешний значок
Бесплатное приложение для родителей, помогающее предотвратить травлю, созданное Агентством по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA).
Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA)external icon
SAMHSA работает над улучшением качества и доступности услуг по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, лечению алкогольной и наркотической зависимости и психиатрических услуг.
Teens Healthexternal icon
Посетите этот сайт для получения информации о здоровом питании и физических упражнениях для детей и подростков.
9.2 Репликация ДНК – концепции биологии – 1-е канадское издание
Перейти к содержанию
Глава 9: Введение в молекулярную биологию
Цели обученияК концу этого раздела вы сможете:
- Объяснять процесс репликации ДНК
- Объясните важность теломеразы для репликации ДНК
- Описать механизмы репарации ДНК
При делении клетки важно, чтобы каждая дочерняя клетка получила идентичную копию ДНК . Это достигается за счет процесса репликации ДНК. Репликация ДНК происходит во время фазы синтеза или S-фазы клеточного цикла, прежде чем клетка вступает в митоз или мейоз.
Выяснение структуры двойной спирали дало представление о том, как копируется ДНК. Напомним, что адениновые нуклеотиды сочетаются с тиминовыми нуклеотидами, а цитозин с гуанином. Это означает, что две нити дополняют друг друга. Например, цепь ДНК с последовательностью нуклеотидов AGTCATGA будет иметь комплементарную цепь с последовательностью TCAGTACT (рис. 9)..8).
Рисунок 9.8. Две цепи ДНК комплементарны, а это означает, что последовательность оснований в одной цепи может быть использована для создания правильной последовательности оснований в другой цепи.Из-за комплементарности двух нитей наличие одной нити означает возможность воссоздания другой нити . Эта модель репликации предполагает, что две нити двойной спирали расходятся во время репликации, и каждая нить служит шаблоном, с которого копируется новая комплементарная нить (рис. 9)..9).
Рис. 9.9 Показана полуконсервативная модель репликации ДНК. Серым цветом обозначены исходные цепи ДНК, а синим — вновь синтезированная ДНК.Поскольку эукариотические геномы очень сложны, репликация ДНК представляет собой очень сложный процесс, в котором участвуют несколько ферментов и других белков. Он протекает в три основных этапа: инициация, элонгация и терминация.
Напомним, что эукариотическая ДНК связана с белками, известными как гистоны, и образует структуры, называемые нуклеосомами.
Во время инициации ДНК становится доступной для белков и ферментов, участвующих в процессе репликации. Как механизм репликации узнает, где начинается двойная спираль ДНК? Оказывается, существуют определенные последовательности нуклеотидов, называемые точками начала репликации, с которых начинается репликация. Определенные белки связываются с точкой начала репликации, в то время как фермент, называемый геликазой, раскручивает спираль ДНК. Когда ДНК раскрывается, образуются Y-образные структуры, называемые репликационными вилками (рис. 9)..10). В начале репликации формируются две вилки репликации, которые расширяются в обоих направлениях по мере репликации. На эукариотической хромосоме существует несколько источников репликации, так что репликация может происходить одновременно из нескольких мест в геноме.Во время удлинения фермент под названием ДНК-полимераза добавляет нуклеотиды ДНК к 3′-концу матрицы. Поскольку ДНК-полимераза может добавлять новые нуклеотиды только в конце остова, последовательность праймеров, которая обеспечивает эту отправную точку, добавляется с комплементарными нуклеотидами РНК.
Процесс репликации ДНК можно обобщить следующим образом:
- ДНК раскручивается в точке начала репликации.
- Новые основания добавляются к комплементарным родительским цепям. Одна новая прядь изготавливается непрерывно, а другая прядь изготавливается по частям.
- Удаляют праймеры, вместо праймеров помещают новые нуклеотиды ДНК и остов запечатывают с помощью ДНК-лигазы.
Репликация теломер
Поскольку хромосомы эукариот линейны, репликация ДНК происходит в конце линии в хромосомах эукариот. Как вы уже знаете, фермент ДНК-полимераза может присоединять нуклеотиды только в одном направлении. В ведущей цепи синтез продолжается до тех пор, пока не будет достигнут конец хромосомы; однако на отстающей цепи нет места для создания праймера для копируемого фрагмента ДНК на конце хромосомы. Это представляет проблему для клетки, потому что концы остаются непарными, и со временем эти концы становятся все короче, поскольку клетки продолжают делиться. Концы линейных хромосом известны как теломеры, которые имеют повторяющиеся последовательности, не кодирующие определенный ген. Как следствие, с каждым раундом репликации ДНК укорачиваются не гены, а теломеры. Например, у человека последовательность из шести пар оснований, TTAGGG, повторяется от 100 до 1000 раз. Открытие фермента теломеразы (рис. 9.11) помогли понять, как сохраняются концы хромосом. Теломераза прикрепляется к концу хромосомы, а на конце цепи ДНК добавляются основания, комплементарные матрице РНК. Как только матрица отстающей нити становится достаточно удлиненной, ДНК-полимераза теперь может добавлять нуклеотиды, комплементарные концам хромосом. Таким образом, концы хромосом реплицируются.
Рис. 9.11. Концы линейных хромосом поддерживаются действием фермента теломеразы.Теломераза обычно активна в зародышевых клетках, взрослых стволовых клетках и некоторых раковых клетках. За открытие теломеразы и ее действия Элизабет Блэкберн (рис. 9.12) получила Нобелевскую премию по медицине и физиологии в 2009 году.
Рисунок 9.12 Элизабет Блэкберн, лауреат Нобелевской премии 2009 года, была ученым, открывшим принцип работы теломеразы. (кредит: посольство США, Стокгольм, Швеция)Теломераза не активна во взрослых соматических клетках. Взрослые соматические клетки, которые подвергаются клеточному делению, по-прежнему имеют укороченные теломеры. По сути, это означает, что укорочение теломер связано со старением. В 2010 году ученые обнаружили, что теломераза может обратить вспять некоторые возрастные состояния у мышей, и это может иметь потенциал в регенеративной медицине. 1 В этих исследованиях использовались мыши с дефицитом теломеразы; у этих мышей наблюдается атрофия тканей, истощение стволовых клеток, недостаточность системы органов и нарушение реакции на повреждение тканей. Реактивация теломеразы у этих мышей вызвала удлинение теломер, уменьшение повреждения ДНК, обратимую нейродегенерацию и улучшение функционирования семенников, селезенки и кишечника. Таким образом, реактивация теломер может иметь потенциал для лечения возрастных заболеваний у людей.
Репликация ДНК у прокариот
Напомним, что прокариотическая хромосома представляет собой кольцевую молекулу с менее обширной спиральной структурой, чем у эукариотических хромосом. Эукариотическая хромосома линейна и сильно закручена вокруг белков. Хотя в процессе репликации ДНК есть много общего, эти структурные различия обусловливают некоторые различия в процессе репликации ДНК у этих двух форм жизни.
Репликация ДНКчрезвычайно хорошо изучена у прокариот, в первую очередь из-за небольшого размера генома и большого количества доступных вариантов. Escherichia coli имеет 4,6 миллиона пар оснований в одной кольцевой хромосоме, и все они реплицируются примерно за 42 минуты, начиная с одного источника репликации и проходя по хромосоме в обоих направлениях. Это означает, что в секунду добавляется примерно 1000 нуклеотидов. Процесс идет намного быстрее, чем у эукариот. В таблице ниже приведены различия между прокариотическими и эукариотическими репликациями.
Недвижимость | Прокариоты | Эукариоты |
---|---|---|
Происхождение репликации | Одноместный | Несколько |
Скорость репликации | 1000 нуклеотидов/с | от 50 до 100 нуклеотидов/с |
Хромосомная структура | круговой | линейный |
Теломераза | Нет | Подарок |
Концепция в действии
Просмотрите руководство по репликации ДНК.
ДНК-полимеразаможет ошибаться при добавлении нуклеотидов. Он редактирует ДНК, проверяя каждую вновь добавленную базу. Неправильные базы удаляются и заменяются правильными, а затем полимеризация продолжается (рис. 9.13 a ). Большинство ошибок исправляются во время репликации, хотя, когда этого не происходит, используется механизм исправления несоответствия. Ферменты репарации несоответствия распознают неправильно включенное основание и вырезают его из ДНК, заменяя правильным основанием (рис. 9)..13 б ). При еще одном типе репарации, эксцизионной репарации нуклеотидов, двойная цепь ДНК раскручивается и разделяется, удаляются неправильные основания вместе с несколькими основаниями на 5′- и 3′-концах, которые заменяются путем копирования матрицы с помощью ДНК-полимеразы (рис. 9.13 c ). Эксцизионная репарация нуклеотидов особенно важна для коррекции димеров тимина, которые в первую очередь вызываются ультрафиолетовым светом. В димере тимина два нуклеотида тимина, соседствующие друг с другом на одной цепи, ковалентно связаны друг с другом, а не с комплементарными основаниями. Если димер не удалить и не восстановить, это приведет к мутации. Люди с дефектами в генах эксцизионной репарации нуклеотидов проявляют чрезвычайную чувствительность к солнечному свету и рано заболевают раком кожи.
Рис. 9.13. Корректура с помощью ДНК-полимеразы (а) исправляет ошибки во время репликации. При восстановлении несоответствия (б) неправильно добавленная база обнаруживается после репликации. Белки восстановления несоответствия обнаруживают это основание и удаляют его из вновь синтезированной цепи под действием нуклеазы. Промежуток теперь заполнен правильно спаренной базой. Удаление нуклеотидов (с) восстанавливает димеры тимина. При воздействии УФ-излучения тимины, лежащие рядом друг с другом, могут образовывать димеры тимина. В нормальных клетках они вырезаются и замещаются.Исправлено большинство ошибок; в противном случае они могут привести к мутации, определяемой как постоянное изменение в последовательности ДНК. Мутации в генах репарации могут привести к серьезным последствиям, таким как рак.
ДНКреплицируется полуконсервативным методом , в котором каждая из двух цепей родительской ДНК действует как матрица для синтеза новой ДНК. После репликации каждая ДНК имеет одну родительскую или «старую» цепь и одну дочернюю или «новую» цепь.
Репликация у эукариот начинается с нескольких источников репликации, в то время как репликация у прокариот начинается с одного источника репликации. ДНК вскрывается ферментами, в результате чего образуется репликационная вилка. Primase синтезирует РНК-праймер для инициации синтеза ДНК-полимеразой, которая может добавлять нуклеотиды только в одном направлении. Одна цепь синтезируется непрерывно в направлении репликационной вилки; это называется ведущей нитью. Другая цепь синтезируется в направлении, противоположном репликационной вилке, на коротких участках ДНК, известных как фрагменты Оказаки. Эта нить известна как отстающая нить. После завершения репликации РНК-праймеры заменяются нуклеотидами ДНК, а ДНК запечатывается с помощью ДНК-лигазы.
Концы хромосом эукариот представляют собой проблему, так как полимераза не может удлинить их без праймера. Теломераза, фермент со встроенной матрицей РНК, удлиняет концы, копируя матрицу РНК и удлиняя один конец хромосомы. Затем ДНК-полимераза может удлинить ДНК с помощью праймера. Таким образом, концы хромосом защищены. В клетках есть механизмы для восстановления ДНК, когда она повреждается или при репликации возникают ошибки. Эти механизмы включают репарацию несоответствия для замены нуклеотидов, которые связаны с некомплементарным основанием, и эксцизионную репарацию нуклеотидов, которая удаляет поврежденные основания, такие как димеры тимина.
Глоссарий
ДНК-лигаза: фермент, катализирующий соединение фрагментов ДНК вместе
ДНК-полимераза: фермент, синтезирующий новую цепь ДНК, комплементарную матричной цепи для раскрытия спирали ДНК во время репликации ДНК путем разрыва водородных связей
отстающая цепь: во время репликации 3′-5′-цепь, цепочка, которая реплицируется короткими фрагментами и удалена от репликационной вилки
ведущая цепь: цепь, которая непрерывно синтезируется в направлении от 5′ к 3′, которая синтезируется в направлении репликативной вилки
репарация несоответствия: форма репарации ДНК, при которой распознается, вырезается и заменяется правильными нуклеотидами
мутация: постоянное изменение в последовательности нуклеотидов генома повреждения нуклеотидов, поврежденные нуклеотиды удаляются и заменяются новыми нуклеотидами с использованием комплементарной цепи, а цепь ДНК повторно запечатывается и позволяет воссоединиться с комплементарной
Фрагменты Оказаки: фрагменты ДНК, которые синтезируются короткими участками на отстающей цепи
праймер: короткий участок нуклеотидов РНК, необходимый для инициации репликации и обеспечения возможности связывания ДНК-полимеразы и начала репликации
репликации вилка: Y-образная структура, образующаяся во время инициации репликации
полуконсервативная репликация: метод, используемый для репликации ДНК, при котором двухцепочечная молекула разделяется, и каждая цепь действует как матрица для синтеза новой цепи , поэтому полученные молекулы ДНК состоят из одной новой нити нуклеотидов и одной старой нити нуклеотидов
теломераза: фермент, содержащий каталитическую часть и встроенную РНК-матрицу; он поддерживает теломеры на концах хромосом
теломеры: ДНК на концах линейных хромосом
Footnotes
1 Mariella Jaskelioff, et al.