Александр родченко произведения: краткий путеводитель по жизни и творчеству • Arzamas

Содержание

краткий путеводитель по жизни и творчеству • Arzamas

Искусство

К 125-летию со дня рождения Родченко вместе с Мультимедиа-арт-музеем вспоминаем его биографию

Подготовил Никита Слинкин

Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Влади­мир Маяковский — советской поэзии. Западные фотографы, начиная с осно­вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют приемы, введенные Родченко в фотографический медиум. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его пла­каты, коллажи и интерьеры. К сожалению, в остальном творчество Родченко забыто — а ведь он не только фото­графировал и рисовал плакаты, но зани­мался живописью, скульптурой, театром и архитектурой.

1 / 4

Анатолий Скурихин. Александр Родченко на строительстве Беломорканала. 1933 год© Музей «Московский дом фотографии»

2 / 4

Александр Родченко. Похороны Владимира Ленина. Фотоколлаж для журнала «Молодая гвардия». 1924 год

© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

3 / 4

Александр Родченко. Здание газеты «Известия». 1932 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

4 / 4

Александр Родченко. Пространственная фотомультипликация «Самозвери». 1926 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Родченко и искусство

Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театраль­ного бутафора. С детства он оказался вовлечен в мир искусства: квартира нахо­дилась прямо над сценой, через которую нужно было пройти, чтобы спустить­ся на улицу. В 1901 году семья переехала в Казань. Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Впрочем, эту профессию он скоро бросает и стано­вится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).

В 1914 году в Казань приезжают футуристы Владимир Маяковский, Давид Бур­люк и Василий Каменский. Родченко сходил на их вечер и написал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклон­ником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал переломным: именно после него вольнослушатель Казанской художе­ственной школы, увле­кающийся Гогеном и мирискусниками, понимает, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством. В том же году Родченко знакомится со своей будущей женой, ученицей той же Казанской художественной шко­лы Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.

Родченко, Татлин и Малевич

Попав в Москву, через общих друзей Александр знакомится с Владимиром Тат­линым, одним из лидеров авангарда, и тот приглашает Родченко принять уча­стие в футуристической выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса художника просят помочь с организацией — продавать билеты и рассказывать посетителям о смысле работ. Тогда же Родченко знакомится с Казимиром Ма­левичем, но к нему, в отличие от Татлина, симпатии не испытывает, да и идеи Малевича кажутся ему чужими. Родченко интереснее скульптоживопись Тат­лина и его интерес к конструкции и материалам, чем размышления Малевича о чистом искусстве. Позже Родченко напишет о Татлине: «Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных худож­ников, которых я встречал, нет равного ему».

1 / 2

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918 годMoMA‎

2 / 2

Александр Родченко. Из серии «Черное на черном». 1918 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA‎

В ответ на «Белое на белом» Малевича Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности Родченко использует фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом ис­кусстве, вдохновленном наукой и техникой, он вперые использует «нехудоже­ственные» инструменты — циркуль, линейку, валик.

Родченко и фотомонтаж

Александр Родченко. «Мена всех». Проект обложки сборника поэтов-конструктивистов. 1924 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомон­тажа в качестве нового вида искусства и начинает эксперименти­ровать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекаю­щих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным спо­собом невербальной передачи информации.

Работа в этой технике принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллю­стрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.

«Реклам-конструкторы» Маяковский и Родченко

Родченко считается одним из идеологов конструктивизма, направления в ис­кусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей бе­лых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструк­цию — треугольник, вторгающийся в пространство круга, — и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он — художник-конструктор.

1 / 4

Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». 1924 годТАСС

2 / 4

Эль Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых!». 1920 годWikimedia Commons

3 / 4

Александр Родченко. Реклама Добролета. 1923 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA

4 / 4

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Реклама часов «Мозер». 1923 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией «Добролёта» (Маяковский раскри­тиковал слоган Родченко, думая, что его написал какой-то второсортный поэт, тем самым серьезно Родченко обидев), Маяковский и Родченко решают объе­динить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается гра­фическим оформлением. Творческое объединение «Реклам-конструктор „Мая­ковский — Родченко“» ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.

Создавая новые плакаты, Родченко штудирует советские и иностранные фото­графические журналы, вырезая оттуда все, что может пригодиться, тесно общается с фотографами, которые помогают ему в съемке уникальных сюже­тов, и в конце концов в 1924 году покупает собственную камеру. И моменталь­но становится одним из главных фотографов в стране.

Родченко-фотограф

Фотографировать Родченко начинает достаточно поздно, будучи уже сформи­ровавшимся художником, иллюстратором и преподавателем ВХУТЕМАСа. Он переносит в новое искусство идеи конструктивизма, через линии и плос­кости показывая в снимке пространство и динамику. Из массива этих экспе­риментов можно выделить два важных приема, которые Родченко открывает для мировой фотографии и которые актуальны до сих пор.

1 / 4

Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

2 / 4

Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

3 / 4

Александр Родченко. Лестница. 1930 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

4 / 4

Александр Родченко. Девушка с фотоаппаратом «Лейка». 1934 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожи­данных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией. 

Второй прием называется диагональ. Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Именно линия станет основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве — фото­монтаже, архитектуре и, конечно же, фотографии. Чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несет в себе необходимую динамику; уравновешенная статичная композиция — это еще один анахронизм, против которого он будет активно бороться.

Родченко и соцреализм

В 1928 году в журнале «Советское фото» публикуется кляузное письмо, где Род­ченко обвиняется в плагиате западного искусства. Эта атака оказалась предве­стником более серьезных неприятностей — в тридцатых годах деятелей аван­гарда одного за другим осуждают за формализм. Родченко тяжело переживал обвинение: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы», — писал он в дневнике.

В 1933 году Родченко выпадает шанс наладить отношения с властями. Ему предлагают оформить целый номер «СССР на стройке», посвященный строи­тельству Беломорско-Балтийского канала. Родченко снимает очень сдержанно, оставив в прошлом идеи 1920-х. Хотя в этих фотографиях есть ракурсы и диа­гонали, больше они напоминают современные фотографии: это вспомогатель­ный инструмент, а не вызов.

1 / 2

Александр Родченко. Фотомонтаж «Кризис». 1923 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

2 / 2

Александр Дейнека. Сбитый ас. 1943 годРусский музей / deineka.ru

После этой работы Родченко снова попадает в милость. Теперь он среди созда­телей новой, «пролетарской» эстетики. Его снимки физкультурных парадов — апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников — Александр Дейнека). Но с 1937 года отношения с властью снова разладились. Родченко не принимает входящий в силу тоталитарный режим, и работа больше не приносит ему удовлетворения.

Родченко в 1940–50-е

Александр Родченко. Акробатка. 1940 год© Архив Александра Родченко и Варвары Степа­новой / музей «Московский дом фотографии»

После войны Родченко почти ничего не создает — только оформляет книги и альбомы вместе с женой. Устав от по­литики в искусстве, он обращается к пикториализму — направлению, появившемуся в фото­графии еще в восьмидесятых годах XIX века  Фотографы-пикториалисты старались уйти от натуроподобности фотографии и снимали на специальные мягкорисующие объективы, меняли свет и выдержку, чтобы создать живописный эффект и приблизить фотогра­фию к живописи. . Он увлекается класси­ческим театром и цирком — ведь это последние обла­сти, где политика не определяет худо­жественную программу. О настроении и творчестве Родченко в конце соро­ковых годов много говорит новогоднее письмо его дочери Варвары: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де­лал все в „соцреализме“. Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри­суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи. Целую тебя и поздравляю с Новым годом, Муля».

В 1951 году Родченко исключают из Союза художников и только спустя четыре года благодаря бесконечной энергии Варвары Степановой восстанавливают. Александр Родченко умер в 1956 году, совсем немного не дожив до своей пер­вой фото­графической выставки, также организованной Степановой.


Материал был подготовлен совместно с Мультимедиа-арт-музеем к выставке «Опыты для будущего».

Источники

  • Родченко А. Революция в фотографии.

    М., 2008.

  • Родченко А. Фотография — искусство.

    М., 2006.

  • Родченко А., Третьяков С. Самозвери.

    М., 2014.

  • Родченко А. М. Опыты для будущего.

    М., 1996.

  • В гостях у Родченко и Степановой!

    М., 2014

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Александ Родченко и его работы

Я хотела бы напомнить о творчестве уникального и многогранного Художника — Александра Родченко. Он был одним из плеяды русских художников, творчество которых раскрылось на идеях революции, идеях ломки старого мира и образования новой среды. Творчество этого человека имеет всемирное значение.

В это й публикации я напомню лишь об одной грани его творчества — фотографии. Сколько поколений творческих людей училось на гениальных творениях Родченко!

РОДЧЕНКО Александр Михайлович родился 23 ноября 1891 в Петербурге .

Российский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства — дизайна.

Александ Родченко и его работы, фото № 1

Летний день 1929

Родченко учился в Казанской художественной школе, затем поступил в Строгановское училище в Москве.

К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, К. С. Малевич, Л. С. Попова и другими. С 1916 началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней.

Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 — графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича, но очень скоро он осознал свою индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма.

Александ Родченко и его работы, фото № 2

Александ Родченко и его работы, фото № 3 У колонки. Жарко 1932 г.

С начала 1920-х гг. внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов «Кино-фот», «Огонек», Смена», «Книга и Революция», «Пионер», «Современная архитектура» и др.; с 1923 был оформителем журнала «ЛЕФ», в 1927-28 — «Нового ЛЕФ’а»; в 1933-41 работал совместно со Степановой над оформлением журнала «СССР на стройке».

Александ Родченко и его работы, фото № 4

Дом Моссельпрома 1932

Александ Родченко и его работы, фото № 5

Железнодорожный мост 1926

Александ Родченко и его работы, фото № 6

Планетарий 1932

Александ Родченко и его работы, фото № 7

Бокал из серии Стекло и свет 1928

Александ Родченко и его работы, фото № 8

Пешеходы 1928

Александ Родченко и его работы, фото № 9 Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925

Александ Родченко и его работы, фото № 10

Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929

Александ Родченко и его работы, фото № 11 Шуховская башня, 1929 год

Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко — шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского «Про это» (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т. д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг.

Александ Родченко и его работы, фото № 12 Маневры Красной Армии 1924

Александ Родченко и его работы, фото № 13

Москва-река 1926

Александ Родченко и его работы, фото № 14 Сосны. Пушкино 1927

Александ Родченко и его работы, фото № 15

За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933

Александ Родченко и его работы, фото № 16 Полевые цветы 1937 г

Александ Родченко и его работы, фото № 17

Рено Маяковского 1929

«У телефона», 1928 год

Александ Родченко и его работы, фото № 18

Портрет шофера 1929 г.

Александ Родченко и его работы, фото № 19

Пионер 1928 г.

Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов «перспектива Родченко» и «ложная перспектива Родченко».

Александ Родченко и его работы, фото № 20

Пионер-трубач 1930

Александ Родченко и его работы, фото № 21

Портрет матери 1924

Александ Родченко и его работы, фото № 22

Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ

Александ Родченко и его работы, фото № 23 Варвара Степанова. Двойная экспозиция 1924

Александ Родченко и его работы, фото № 24 Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция 1924

Александ Родченко и его работы, фото № 25 Владимир Маяковский 1924

Александ Родченко и его работы, фото № 26 Актриса Юлия Солнцева 1930

В 1925 Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба).

Александ Родченко и его работы, фото № 27 Прыжок в воду 1932

Александ Родченко и его работы, фото № 28 Метательница диска 1937

Александ Родченко и его работы, фото № 29

Футбол 1937

Александ Родченко и его работы, фото № 30 Прыжок в воду 1932

«Готов к труду и обороне!», 1930 год

Александ Родченко и его работы, фото № 31 Дорогу женщине 1934 г.

Александ Родченко и его работы, фото № 32 Утренняя зарядка 1932 г.

В 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951; восстановлен в 1954). В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий («10 лет Узбекистана», 1934; «Первая Конная», 1935-37; «Красная Армия», 1938;»Советская авиация», 1939, и др.).

«Фабрика-кухня», 1932 год

Александ Родченко и его работы, фото № 33

Указатель 1932 г.

Александ Родченко и его работы, фото № 34 «Фотоурок». Регина Лемберг с фотоаппаратом 1934 .

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в городе Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943-45 был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х гг. проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-56 создал эскизы оформления поэмы Маяковского «Хорошо!» совместно со Степановой.

В публикации использованы материалы сайтов:

.peoples.ru

about-artart.

Родченко Александр Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины

Александр Родченко был одним из основоположников конструктивизма и создателей первой советской рекламы. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня.

«Я был приверженцем». Знакомство с авангардом

Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье Михаила и Ольги Родченко. Его мать работала прачкой, отец — театральным бутафором. Жили они в небольшой квартире прямо над помещением театра; чтобы выйти на улицу, нужно было каждый раз проходить прямо через сцену. Поэтому раннее детство мальчика проходило в «закулисной» обстановке. Михаил Родченко не хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и настаивал на получении «настоящей профессии». Сразу после окончания четырех классов церковно-приходской школы мальчик пошел учиться на зубного техника и даже какое-то время работал протезистом. Однако в 1911 году он поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому моменту переехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая позже стала женой и соратницей Родченко, известным художником и дизайнером.

В 1914 году во время всероссийского турне в Казань приехали футуристы — Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Их вечер произвел на Александра Родченко сильное впечатление: он понял, что хочет заниматься футуристическим искусством.

В конце 1915 года Александр вместе с женой переехал из Казани в Москву. Там через общих друзей он познакомился с художником Владимиром Татлиным — одним из основоположников авангардистского движения. Татлин предложил Родченко принять участие в футуристической художественной выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса Александр Родченко помогал в организации мероприятия: продавал билеты и рассказывал гостям о представленных работах.

«Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».

Александр Родченко. Галерея 1

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк

Александр Родченко. Галерея 1

Александр Родченко. Черное на черном. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

В эти годы Родченко окончательно определился с направлением собственного творчества. Вдохновившись картиной Малевича «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»), он создал серию работ «Черное на черном». Однако если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура — именно она сделала композицию объемной.

Иллюстратор, декоратор, мастер авангардного плаката

Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма — его работы отличались лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъемок, однако наиболее известными стали его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко использовал приемы фотомонтажа, создавая лаконичные и информативные коллажи.

Целую серию рекламных плакатов художник выпустил совместно с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать.

В технике фотомонтажа Родченко создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В частности, к поэме Маяковского «Про это».

Александр Родченко. Галерея 2

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Приезжий с дач, из городов и сел (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu

Александр Родченко. Галерея 2

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Нигде, кроме как в Моссельпроме». 1925. Изображение: n-europe.eu

Александр Родченко. Галерея 2

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu

Фотоэксперименты Александра Родченко

Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1924 года. К тому времени он был не только состоявшимся художником, но и педагогом — преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала Родченко снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность. Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приемы Александра Родченко быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в профессиональной фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера.

Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты — самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик — и репортажи.

Александр Родченко. Галерея 3

Александр Родченко. Пионерка. 1930. Фотография: moma.org

Александр Родченко. Галерея 3

Александр Родченко. Лиля Брик (Портрет для рекламного плаката «Ленгиз: книги по всем отраслям знания»). 1924. Фотография: n-europe.eu

Александр Родченко. Галерея 3

Александр Родченко. Портрет матери. 1924. Фотография: fotogenico.ru

С конца 1930 годов Александр Родченко перестал экспериментировать с темами и жанрами. Он практически не снимал и не рисовал, лишь оформлял книги вместе с женой.

После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счет особых настроек света и выдержки. В этот период Александр Родченко интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.

Художник умер 3 декабря 1956 года. Он немного не дожил до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Сегодня имя Родченко носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко

Продолжая рубрику » Мои любимые художники», не могу не рассказать о творчестве одного из основоположников конструктивизма и родоначальника дизайна и рекламы в СССР, выдающемся фотографе начала прошлого века, Александре Родченко.

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 1

Александр Михайлович Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино.

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 2

Родченко с женой Варварой Степановой в своей мастерской. Фото Кауфмана.

Александр родился в семье театрального бутафора. Отец никак не хотел, чтоб сын пошел вслед по его стопам и как мог, старался, чтоб сын получил престижную профессию.

Фотографиями Родченко увлекся не сразу. Он активно занимался живописью в десятых годах двадцатого века. Со своими абстрактными композициями он принимал участие во многих выставках.

Удачливее Родченко было в сфере фотографа, чем художника. Вскоре юный фотограф обрел репутацию новатора, он выполнял ряд разнообразных коллажей и монтажей, в которых использовал собственные фотографии и некоторые вырезки из журналов.

В это же время он создавал обложки книг и журналов, делал титры для кино, разрабатывал плакаты и рекламу, конструировал одежду и мебель. В процессе этой работы он обратился к технике коллажа. Первые коллажи Родченко создал еще в самом начале своей деятельности («НАТЮРМОРТ. ОБОИ», 1915; «БЛАНКА», 1919; «ТЕХНИКА», 1919-1920). Именно при работе над данными произведениями художник обратился к фотографии. Он сам проводил съемки для коллажей, снимал также свои живописные работы, рисунки и делал фотопортреты своих друзей — В. Маяковского, Лили и Осипа Бриков, Н. Асеева, которые также использовал в фотомонтажах.

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 3

Лиля Брик

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 4

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 5

В.В.Маяковский

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 6

Осип Брик

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 7

Варвара Степанова

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 8

Портрет матери

С 1923 года Родченко начал сотрудничать с журналом «Фото-ЛЕФ» по приглашению В. Маяковского — редактора этого издания. В работе над журналом Александр Михайлович выступил настоящим мастером фотомонтажа и конструктором. В 1923-м художник оформил в технике фотомонтажа поэму В. Маяковского «Про Это».

С 1927 года художник работал также в журналах «Вокруг света» и «За рубежом». В этот период он выполнил циклы художественных фотографий, на которые оказало влияние искусство конструктивизма («Балконы», 1925; натюрморты «Стекло и свет», 1926).

Родченко был известен, прежде всего, своими ракурсными фотографиями.

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 9

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 10

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 11

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 12

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 13

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 14

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 15

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 16

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 17

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 18

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 19

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 20

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 21

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 22

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 23

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 24

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 25

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 26

Купание в тазу

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 27

Шухов

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 28

Москва 20-х

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 29

Москва 30-х

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 30

Москва 30-х

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 31

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 32

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 33

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 34

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 35

Динамо

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 36

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 37Скачки

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 38

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 39

Лестница

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 40

Море 1934 год

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 41

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 42

Парк культуры

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 43

Карелия. За червями — 1934 год

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 44

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 45

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 46

Буйство таланта и безграничность идей. Александр Родченко, фото № 47

Летчики

Усложнение внутренней политики в Советском Союзе в 1930-е оказало влияние на творчество Родченко. Обстановка в среде профессиональных фотографов была столь же трагичной, как и во всей стране. В 1937-1938 годах художник снимал фотоциклы спортивных соревнований на стадионе «Динамо», военные парады на Красной площади. Однако в те годы работать с изображениями военной техники стало опасно, и Родченко перешел к более нейтральным сюжетам. В конце 1930-х — начале 1940-х он создал фотоциклы «Театр», «Зоопарк» и «Цирк».
Умер Родченко в Москве 3 декабря 1956 в возрасте 65 лет.

В публикации использованы материалы из Интернета.

Александр Родченко: жизнь и творчество художника — Этносы

 

 

Александр Михайлович Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

 

 

 

Биография Александра Родченко

 

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.

 

В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

 

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников.

 

Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ.

 

С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах.

 

 

 

Творчество Родченко

 

Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.

 

В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).

 

Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями.

 

Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

 

The Fire’s Man
Галоши Резинотреста
Рекламный плакат для Моссельпрома

 

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва).

 

Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката.

 

Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э. Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 годах работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л.В. Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б.В. Барнета, 1927; Альбидум С.С. Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С.П. Комарова, 1928.

Родченко начинал как живописец и промышленный дизайнер, многие из его работ принимали участие в известных выставках. К фотографии будущий фотохудожник обратился почти случайно, когда столкнулся с необходимостью фиксировать свои работы на пленку…

…Мир фотографии увлек Родченко на всю жизнь. Влюбившись в это искусство, он много экспериментировал, используя технику фотомонтажа и коллажа, чем заслужил себе репутацию новатора. Маяковский пригласил Родченко для иллюстрирования своих книг:

Александр Родченко. Иллюстрация для книги Владимира Маяковского «Про это. Ей и мне», 1923 год. Фотомонтаж

Родченко запечатлел и самого Маяковского в знаменитой серии портретов (1924), которые сегодня считаются классикой, однако в то время нарушали все каноны павильонной съемки:





Не менее яркая работа – «Портрет матери» (1924), ставший классикой съемки крупным планом:

Кроме того, Александр Родченко активно снимает фоторепортажи, многие из которых печатаются в самых крупных изданиях того времени — газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель».

Однако наибольшую известность фотографу принесли ракурсные снимки, сделанные под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы:


Дом на Мясницкой (1925)


Дом Моссельпрома (1926)

Эксперименты художника были настолько смелыми, что вызывали немалое возмущение общественности. Например, знаменитый «Пионер-трубач» (1930) вызывал у критиков ассоциации с «откормленным буржуа», что противоречит духу пролетарской фотографии:

В послевоенные годы Родченко активно работает в качестве оформителя и возвращается к живописи, однако  по-прежнему часто обращается к излюбленному жанру фоторепортажа.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.).

 

С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

 

 

 

Интересные факты из жизни художника

 

 

 

«Когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…», — вспоминал Родченко в автобиографических записках.

 

В 20 лет Родченко бросил медицинский и поступил сначала в Казанскую художественную школу

 

В 1916 году Родченко призовут в армию. Он будет заведовать хозяйством санитарного поезда. Так медицинское прошлое спасет его от отправки на фронт.

 

В начале 20-х Родченко-Степанова образовали один из самых известных творческих дуэтов. Совместно они разрабатывали так называемый «новый быт для новой жизни», совмещали множество искусств и художественных техник. Родченко становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа, на знаменитой выставке «5х5=25» демонстрирует триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет».

 

А в 1923 году Родченко-Степанова спроектировали новый тип одежды — комбинезон, предназначенный воспевать трудовую активность и скрывать гендерные различия между людьми будущего.

 

В 1925 году в жизни Родченко случилась первая и последняя «заграница»: он был отправлен не куда-нибудь, а в Париж, для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и Художественной промышленности. В Париже Родченко пробудет несколько месяцев, привезет из поездки много крахмальных воротничков, шесть пар чулок для жены, много техники для работы и концепцию «товарищ-вещь».

 

В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении «Октябрь». Его «визитной карточкой» стали так называемые «ракурсные снимки», сделанные с необычной, чаще всего неповторимой точки.

 

 

Послевоенные годы превратились для Родченко в один бесконечный кошмар. В дневнике только черные записи:

 

«Октябрь 1947 г. Ничего не работаем по 800-летию. Теперь скоро 30-летие Советской власти, и опять ничего. Все делается жить хуже и скучней. Все дорого, а денег нет, работы нет. Варва от безработицы мрачная. Я от скуки. Осталось одно — молиться Богу! Вот до чего дошли. Начали молиться… Мы, левые художники…».

 

В 1951 году Родченко исключают из Союза художников за отход от социалистического реализма. Это предвещало скорые репрессии, однако его не тронули, а четыре года спустя даже восстановили в Союзе. Но уже поздно. 3 декабря 1956 года Родченко скончался, и был похоронен на Донском кладбище.

 

 

 

Библиография

 

  • Родченко А. М. «Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма». М., «Советский художник», 1982. — 224 с., 10 000 экз.
  • Волков-Ланнит Л. «Александр Родченко» Советское Фото, № 12, 1961. стр. 19-22
  • Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. Фотографии. — М.: Планета, 1987. — 192 с. — 10 000 экз.

 

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: russian7.ru, kino-teatr.ru, ru.wikipedia.org

Александр Родченко: жизнь и творчество художника

Александр Михайлович Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

Содержание

Биография Александра Родченко

Творчество Родченко

Интересные факты из жизни художника

Картины Александра Родченко

Библиография

Биография Александра Родченко

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников.

Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ.

С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах.

Творчество Родченко

Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.

В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).

Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями.

Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

The Fire
The Fire’s Man
Галоши Резинотреста
Галоши Резинотреста
Рекламный плакат для Моссельпрома
Рекламный плакат для Моссельпрома

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва).

Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката.

Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э. Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 годах работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л.В. Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б.В. Барнета, 1927; Альбидум С.С. Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С.П. Комарова, 1928.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.).

С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

Интересные факты из жизни художника

Родченко родился в Санкт-Петербурге, в семье театрального бутафора и прачки. По настоянию отца отправился получать профессию врача.

«Когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…», — вспоминал Родченко в автобиографических записках.

В 20 лет Родченко бросил медицинский и поступил сначала в Казанскую художественную школу

В 1916 году Родченко призовут в армию. Он будет заведовать хозяйством санитарного поезда. Так медицинское прошлое спасет его от отправки на фронт.

В начале 20-х Родченко-Степанова образовали один из самых известных творческих дуэтов. Совместно они разрабатывали так называемый «новый быт для новой жизни», совмещали множество искусств и художественных техник. Родченко становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа, на знаменитой выставке «5х5=25» демонстрирует триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет».

А в 1923 году Родченко-Степанова спроектировали новый тип одежды — комбинезон, предназначенный воспевать трудовую активность и скрывать гендерные различия между людьми будущего.

В 1925 году в жизни Родченко случилась первая и последняя «заграница»: он был отправлен не куда-нибудь, а в Париж, для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и Художественной промышленности. В Париже Родченко пробудет несколько месяцев, привезет из поездки много крахмальных воротничков, шесть пар чулок для жены, много техники для работы и концепцию «товарищ-вещь».

В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении «Октябрь». Его «визитной карточкой» стали так называемые «ракурсные снимки», сделанные с необычной, чаще всего неповторимой точки.

Books

Послевоенные годы превратились для Родченко в один бесконечный кошмар. В дневнике только черные записи:

«Октябрь 1947 г. Ничего не работаем по 800-летию. Теперь скоро 30-летие Советской власти, и опять ничего. Все делается жить хуже и скучней. Все дорого, а денег нет, работы нет. Варва от безработицы мрачная. Я от скуки. Осталось одно — молиться Богу! Вот до чего дошли. Начали молиться… Мы, левые художники…».

В 1951 году Родченко исключают из Союза художников за отход от социалистического реализма. Это предвещало скорые репрессии, однако его не тронули, а четыре года спустя даже восстановили в Союзе. Но уже поздно. 3 декабря 1956 года Родченко скончался, и был похоронен на Донском кладбище.

Библиография

  • Родченко А. М. «Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма». М., «Советский художник», 1982. — 224 с., 10 000 экз.
  • Волков-Ланнит Л. «Александр Родченко» Советское Фото, № 12, 1961. стр. 19-22
  • Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. Фотографии. — М.: Планета, 1987. — 192 с. — 10 000 экз.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: russian7.ru, kino-teatr.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Александр Родченко: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Александр Родченко: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

картины, фотографии, работы, биография художника

Творчество Александра Михайловича Родченко (1891—1956)

Александр Михайлович Родченко

Александр Михайлович Родченко — художник из замечательной плеяды разносторонних мастеров советского искусства, ярко проявивших себя в 1920-30-е годы. Он оставил след практически во всех областях современной визуальной культуры. Его имя известно архитекторам и дизайнерам, модельерам одежды и театральным художникам, фотографам и кинорежиссерам многих стран мира. Родченко — художник универсального типа: его наследие включает живопись и графику, плакат и искусство книги, дизайнерские и архитектурные проекты. Родченко — основатель первой советской дизайнерской школы Вхутемаса-Вхутеина, сотрудник журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Советское фото», член художественного объединения «Октябрь», в которое входили С. Эйзенштейн, А. Дейнека, Д. Моор и другие.

«Он родился над сценой», — так писал о себе Родченко в 1939 году в автобиографической сказке «Черное и белое». Отец — бутафор в театре на Невском в Петербурге, мать — прачка. Условности и иллюзии театра казались естественными, привычными и знакомыми. Семья переехала в Казань, и в 1910 году Родченко поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу, которую успешно окончил. Но как было написано в выданном Родченко, «сыну крестьянина», удостоверении, он «не может воспользоваться правами, предоставленными окончившим курс упомянутой школы так как не проходил общеобразовательного курса и не имеет свидетельства об окончании какого-либо другого среднего общеобразовательного учебного заведения». В Казани он познакомился с художницей Варварой Степановой, своей будущей женой.

Родченко дебютировал как живописец и график в Москве, в 1916 году на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным, где выставил несколько кубофутуристических живописных работ, серию театральных костюмов и ряд графических композиций, выполненных с помощью чертежных инструментов. Молодые художники-новаторы, в круг которых вошел Родченко, приняли революцию без колебаний. «Мы пошли работать с большевиками», — писал Родченко позднее в своих воспоминаниях «Работа с Маяковским». Он занимался праздничным оформлением города, устраивал выставки, участвовал в первых конкурсах молодой республики на эмблемы для профсоюзов и газетные киоски. В 1917- 19 годы Родченко от живописно-графического изображения переходит к проектированию воображаемых пространственных структур. «Динамизм плоскости» — называется одна из серий холстов, в которых геометрические формы парят, пересекаются, стремительно двигаются в глубину поля картины. Художник внимательно исследует проблемы цвета, фактуры и конструкции в живописи.

В 1921 году вместе с группой художников-конструктивистов (пионерами советского дизайна: А.Весниным, Л.Поповой, А.Экстер) Родченко и Степанова подводят итоги своему станковому аналитическому творчеству (выставка «5×5=25», где Родченко выставил три монохромных холста: красный, желтый и синий) и обращаются к совершенно новой для себя области — проектированию вещей, книг, плакатов. Родченко становится «конструктором», он ищет рациональную форму для одежды, посуды, книжной обложки. Титры Родченко к «Кино-правде» Д.Вертова своей броскостью, динамичностью «озвучивали» зрительно немую кинохронику. Тот же призывный характер сохранялся и в первых образцах яркой, демократичной советской рекламы, созданной Родченко совместно с Маяковским. Они называли себя «реклам-конструкторами».

По предложению Маяковского, Родченко было поручено оформление советского раздела Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Оборудование для показательного Рабочего клуба (1925) — одно из основных произведений Родченко-дизайнера. В павильоне стоял продолговатый стол с откидными поверхностями для чтения, шахматный столик для двух игроков, книжная полка-витрина, трансформируемая трибуна, превращавшаяся в стенд для выставок и экран для показа фильмов. Все оборудование было задумано с учетом многофункционального использования помещения. Открытые цвета: черный, серый, красный, белый — подчеркивали конструктивность мебели. Не случайно этот комплект оборудования в 1970-80-е годы неоднократно реконструировался для выставок, посвященных искусству революции. В нем сконцентрированы художественные и гуманистические идеи дизайна двадцатых годов.

Творчество Александра Родченко неразрывно связано с идеями научно-технического прогресса. Наука и техника входят в искусство не только прямо, изобразительно. Они меняют мышление, средства и области работы художника. Наиболее часто употреблявшиеся Родченко слова: изобретение, эксперимент, открытие, индустрия. Его библиотека свидетельствует о постоянном интересе к науке. Здесь есть книги не только по истории искусства, но и по астрономии, физике, радиотехнике, дневники путешественников. Родченко жил в то время, когда перемены в жизни, связанные с наукой и техникой, еще только намечались. Но люди искусства уже предчувствовали будущее. О стеклянных небоскребах писал В. Хлебников. «Город-сад» — метафора Маяковского. Здание-памятник придумал В. Татлин. Родченко тоже набрасывал контуры небывалых зданий с мачтами, воздушными переходами, экранами. Его пространственная конструкция «Круг в круге» напоминает во много раз увеличенную модель атома, хотя она выполнена в 1920 году, когда в физике еще только начиналось исследование структуры материи. В пространственных моделях и дизайнерских проектах Родченко угадываются математические алгоритмы и программы построения структуры.

Интерес к науке, к познанию объективных законов искусства привел Родченко и Степанову в 1920 году в Институт художественной культуры, созданный по инициативе В.Кандинского при Отделе ИЗО Наркомпроса. Здесь художники обсуждали особенности зрительного восприятия, секреты творческих технологий и приемов, фундаментальные основы структуры произведений искусства, вопросы влияния техники на искусство. При активном участии Родченко подготавливался теоретический и творческий переход к конструктивизму, производственному искусству. Идеи, высказанные в эти годы, нашли применение и в учебных программах Вхутемаса-Вхутеина.

«Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч.», — писал Родченко. Он учил своих студентов быть не рисовальщиками и прожектерами, а учеными, изобретателями, конструкторами. Он учил их обращаться с техникой и технологией как инструментами художника. Его выпускники работали на Метрострое, в ЦАГИ, создавали новые транспортные средства, разрабатывали массовую мебель.

Александр Родченко не мог не обратиться к фотографии. Фотография — детище науки и техники. Художник превратил это техническое средство в способ культурной коммуникации. Он снимал своих современников, Москву, спорт, новостройки, первую советскую технику. Он отстаивал своими статьями о фотографии и снимками необходимость подвижности фотоаппарата, показывал разнообразие точек зрения. Родченко агитировал фотографией за новый мир, новый быт, новую визуальную культуру. Его плакаты и книжные обложки насыщены фотоизображениями, фотомонтажами. Родченко раскрывал творческие возможности фотографии, ее социальность, документальность, техническую совершенность, современность.

С начала 1930-х годов Родченко и Степанова работали над оформлением фотокниг и фотоальбомов: «Первая Конная», «Красная Армия», «10 лет Узбекистана», «Москва» и многих других. В этих книгах был минимум текста, и вся нагрузка восприятия содержания целиком ложилась на документальный фотоматериал. Родченко и Степанова становились как бы режиссерами визуальных книг, подробно разрабатывая каждый разворот, подбирая снимки и образы, как слова в предложениях. Эти фотоальбомы, так же как и номер журнала «СССР на стройке», оформленные художниками, стали этапными в развитии советского полиграфического искусства.

В 1941-42 годах Родченко был в эвакуации в г. Очер (Пермская обл.), состоял внештатным фотокорреспондентом, оформлял «Окна ТАСС». В послевоенные годы продолжал занятия фотографией и живописью. В отличие от композиции 1920-х годов, живопись Родченко, выполненная в 1930-40-е годы — фигуративна. Он изображал цирк, таинственный мерцающий огнями зрительный зал, на фоне которого раскачиваются гимнасты, скачут лошади, летают шары жонглеров. Другая поздняя живописная серия — портреты-впечатления, совсем крошечные по формату, но виртуозно написанные. Они тоже напоминают театр, впечатления детства…

В какой бы области творчества не работал Родченко — всюду он стремился найти новое, оригинальное решение, созвучное настроениям времени. Родченко считал, что творческим материалом художника может стать весь мир. Нужно лишь мечтать и не бояться нового. По его представлению, в сферу искусства попадает не только наука и техника, но и вся повседневная жизнь человека. В его творческой судьбе как бы постоянно слышен один из лозунгов, придуманных Родченко для студентов еще в 1920 году: «Человек, организовавший свою жизнь, работу и самого себя — есть современный художник».

А.Лаврентьев

Галерея работ Александра Михайловича Родченко

В этой галерее нет фотографий, которые могли бы быть показаны.

Кем был Александр Михайлович Родченко? Художником книги, мастером плаката и рекламы, изобретателем небывалых пространственных конструкций и архитектором-утопистом, агитатором, экспериментатором в живописи, промышленном искусстве? Все эти грани его творчества как-то не спорили друг с другом, не были обособлены друг от друга и возникли в результате потребности художника участвовать в самом процессе строительства нового.

Как писал сам Родченко в одном из стихотворений: «сдвигаем тишину с упрямством ярости… Искатели! смелые бунтари! Прочь гоните отживших мумий, влюбленных в романтические сумерки исписанных старух со сгнившим разва­лившимся великолепием… Дерзание дерзостных настоящее наше «вперед»!» И в одной из своих статей, заявляя о том, что лично он видит призвание художника в том, чтобы новое, не бывшее прежде вносить в жизнь, писал: «Христофор Колумб был открывателем новых материков и только. Художник не пассивно отражает эпоху, а рядом со всеми строит ее. Отсюда самые широкие сферы приложения творческих сил».

В живописи Родченко отражает мир динамичных, острых контрастов. В ней ощущается ясное, мажорное восприятие самого искусства как радостного активного действия. От его проектов конструкций тянутся нити к новым архитектурным решениям, к широко вошедшим в практику приемам оформления городских пространств и опытам по изучению движения в искусстве, исследованиям роли фактора времени. В полиграфии Родченко ясная устойчивость геометрических элементов составляет, как в здании, каркас книги. Он вводит в ее структуру фотографию как самый подлинный, реальный документ. Плакатная агитационная направленность, свойственная монтажу его книг, была особенно уместна в книге массовой, политической, в оформлении книг Маяковского. Родченко оформил 13 книг поэта, в том числе поэму «Про это» (1923).

Проекты мебели, разрабатываемые с учениками во Вхутемасе. Проект оформления рабочего клуба для Всемирной выставки деко­ративных искусств в Париже в 1925 году. Работа для театра и кино…

Что все это — самоуничижительное растворение в утилитарности? Иные стулья и обложки устаревают (неизбежно!), но остается ценной сама демонстрация возможностей искусства в решении про­стых житейских задач. В луч­ших проектах Родченко мы чувствуем не только четкость функ­ционального решения (удобно сидеть, читать). В них есть пафос, эмоциональность пластики, стро­го рассчитанной в своем действии. Например, сила воздействия оформления рабочего клуба определялась, в частности, продуманной артистической «аранжировкой» цвета. Сочетание белого, красного и серого создавало ощущение спокойствия и ясности. В фотомонтажных обложках, книгах, плакатах мы часто видим неожиданные сопоставления различных мотивов, контрасты мас­штабов, создающие впечатление увлекательной фантастической композиции. Было логично, что именно Родченко, художник, на­стойчиво искавший в своем искусстве наиболее активные мето­ды воздействия на зрителя, так решительно преобразовал фото­графию, сделав ее ветвью изобразительного искусства. Его ра­бота в этой области приучала фо­тографов к особому динамичному взгляду на действительность и смелым композиционным сопоставлениям, вскрывающим самую суть явления, отучала от подражания живописи, картине в построении кадра.

Художник, агитировавший своим творчеством за новые формы жизни, не упускавший для этого никогда никаких возможностей, Родченко особое значение придавал точности пластики вещи. Сталкивая рациональное и фантастическое, статичное и динамичное, изысканное и «грубое», он всегда давал себе ясный отчет о цели каждой практической и экспериментальной работы. Интуи­ция не исключала контроля, и в этом эстетика Родченко сродни Брехту. Без Родченко двадцатых годов нельзя представить художественную культуру эпохи. Он среди тех, кто формировал ее, талантливо ошибался и талантливо находил. Простое, энергичное искусство Родченко могло показаться почти схематическим в сравнении со сложно выстроенными художественными мирами иных его современников. Или даже в сравнении с его собствен­ной виртуозной динамикой живописных холстов. Он доводил форму своих работ до «сгущенности» и выразительности знака, знака пространства, знака социального понятия. Это сознательный аске­тизм, вобравший в себя богатство и энергию пластической культу­ры. Искусство должно действовать сразу и эффективно, как изобразительный фольклор, обращаться к массе, понятой не как сумма индивидуальных восприя­тий, а как некое единство чувств, мыслей, восприятий. Это созна­тельная концентрация художественной воли — закономерный, почти запрограммированный вывод из личного понимания ак­тивности социальной функции искусства и напряженных аналитических исканий,

В 1930 и 1940-е годы внимание Родченко все больше сосредоточивалось на фотографии в книге. Вместе с В. Степановой он оформляет журналы и проекти­рует интереснейшие документальные альбомы. И снова в его жизни важное место занимает живопись. Таковы небольшие, артистичные вариации на темы цирка, поразительные, фантасти­чески напряженные по ощущению холсты 1942—1943 годов. Он и теперь не повторял в новых вещах старых опытов. Во всем, что ни делал Родченко, чувствуешь единство отношения к миру, единство пластики. Это не мане­ра, а метод решения пластических задач, философия творчест­ва. Он не был настолько универсален, как это представлялось са­мому мастеру, но, пожалуй, в наш век ни один метод и не мо­жет претендовать на всеобщ­ность. Во всяком случае, вклад Родченко в развитие художест­венной культуры значителен и бесспорен. ­

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Александр Родченко | МоМА

Когда первый директор Музея современного искусства Альфред Х. Барр-младший встретился с Александром Родченко во время его поездки в Москву в 1927 году — один из первых визитов историка англоязычного искусства в Советский Союз за годы, прошедшие после русской революции — писал он, — Родченко показал нам ужасающее разнообразие вещей — супрематические картины (предшествующие самым ранним геометрическим предметам, которые я видел в 1915 году, выполненные с помощью компаса) — ксилографии, порезы линолеума, плакаты, рисунки книг, фотографии, наборы кино, и т.д….[Он] выразил большое удовлетворение тем, что нанес смертельный удар по живописи ». Родченко объявил о смерти живописи в 1921 году с тремя монохромными картинами — «Чистый красный цвет», «Чистый желтый цвет» и «Чистый синий цвет», которые экспонировались на выставке 5×5 = 25 вместе с работами русских художников Варвары Степановой, Александры Экстер, Любови Поповой, и Александр Веснин. В этих работах Родченко подчеркивал материальные качества картин, применяя три основных цвета таким образом, чтобы привлечь внимание к их сущности как материи.«Я довел живопись до логического завершения и выставил три холста: красный, синий, желтый», — заявил он. «Я подтвердил: все кончено. Основные цвета. Каждый самолет — это самолет, и больше не должно быть представления ».

После того как он отказался от живописи, Родченко обратил свое внимание на слияние искусства с жизнью. Он стал одним из основателей Конструктивистской рабочей группы в 1921 году, которая определяла искусство как форму профессионального опыта и труда, как и любой другой, а не как духовное призвание.Используя материалы и инструменты архитектора или инженера — компаса, линейки и фанеры — в 1921 году он создал серию пространственных конструкций, которые были подвешены к потолку. С этими круговыми структурами он отказался от помещений традиционной скульптуры — массы, постамента и драгоценных материалов — в пользу открытых объемов, сделанных из повседневных материалов, таких как проволока и фанера. Его пространственные конструкции были включены наряду с работами ведущих конструктивистов Карела Иогансона, Георгия и Владимира Стенберга и Константина Медунецкого в выставку, организованную ОБМОХУ ( Общество молодых художников ) в Москве в мае 1921 года.В период с 1920 по 1930 год Родченко преподавал строительство и металлоконструкции во ВХУТЕМАСе ( Высшие художественно-технические мастерские ), российском эквиваленте немецкого Баухауза.

В середине 1920-х годов Родченко обратился к другим средам, включая графический дизайн, книжные иллюстрации и, прежде всего, фотографию. Во время поездки в Париж в 1925 году он купил ручную камеру, что позволило ему легко экспериментировать с композицией изображений.Он создал мир с новой точки зрения — сверху, снизу и под другими неожиданными острыми углами — поощряя зрителя видеть знакомые вещи по-новому. Его фотографии и фотомонтажи широко публиковались в таких авангардных изданиях, как LEF и Novyi LEF , а также в таких государственных изданиях, как Sovetskoe Foto и СССР на стройке . В начале 30-х годов он использовал фотографию как инструмент для социальных комментариев, критически изобразив несоответствие между идеализированным и живым советским опытом.Созданные им образы контрастировали с соцреализмом, который был объявлен официальным стилем искусства в Советском Союзе в 1934 году. Предпочитая сахариновые изображения положительных, героических и идеализированных предметов, не обремененных испытаниями и невзгодами повседневной жизни, советские критики обнаружили, что Родченко фотография слишком формалистская время от времени. Тем не менее, он продолжал находить поддержку за границей, выставляя свои работы в Film und Foto: Internationale Ausstellung des Deutschen Werkbunds в Städtische Ausstellungshallen в Штутгарте, Fotomontage в Staatliche Kunstbibliothek в Берлине, , , и 1 Аннотация и Аннотация и . Абстрактная живопись: формы вещей (1941) в МоМА и Mezinárodní Výstava Fotografie в выставочном зале «Манес» в Праге.Родченко скончался 3 декабря 1956 года в Москве.

Введение, Ксения Нурил, сотрудник C-MAP по Центральной и Восточной Европе, Департамент фотографии, 2016

,

Александр Родченко — Биография — IMDb

Александр Михайлович Родченко (Александр Родченко) родился 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге, Россия. Его отец, по имени Михаил Михайлович Родченко, был театральным дизайнером. Его мать по имени Ольга Евдокимовна была прачкой. С 1908 по 1910 год Родченко работал зубным техником в стоматологической школе доктора Натансона. С 1910-1914 учился искусству в Казанском художественном училище у Николая Фечина, затем в Строгановском художественном институте в Москве.

Родченко испытал влияние Казимира Малевича, Владимира Татлина, Василия Кандинского и других художников, работающих в абстрактном стиле. Он был учеником и помощником Владимира Татлина, и его работа первоначально была под влиянием кубизма, затем кубофутуризма. Его ранние рисунки и картины следили за развитием супрематизма и футуризма. Он работал с различными СМИ в качестве декоратора, дизайнера мебели и театра, типографа, художника, скульптора и фотографа. После русской революции 1917 года Родченко присоединился к большевикам.Он верил в новые возможности для искусства и стал активным во многих приложениях искусства, иллюстрации, коммерческого дизайна и фотографии. В 1921 году Родченко сменил Василия Кандинского на посту председателя Государственного института художественной культуры (ИНХУК) и председателя музейного бюро и Российской государственной комиссии по приобретению произведений искусства. В 1921 году он стал соавтором Манифеста Конструктивиста. Сотрудничал с писателем и актером Владимиром Маяковским, режиссером Всеволодом Мейерхольдом, композитором Дмитрием Шостаковичем, режиссером Дзига Вертовым и многими другими.С 1923-1928 он сотрудничал с Осипом Бриком в левом фронте искусства (ЛЕФ). В 1925 году Родченко завоевал четыре серебряные медали на Парижской международной выставке.

Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма и продуктивности в России. Его инновации произвели революцию в искусстве фотографии. Он использовал свою камеру, как будто это был инструмент для рисования. Он освоил использование фотомонтажа, нечетных углов, широких рамок и фотосерий. Его способ фотографирования с необычных и непонятных точек зрения, исследуя потенциал теней, открыл новые измерения в фото-искусстве.Родченко стрелял в своих объектов с высоких углов выше или ниже, чтобы шокировать зрителя и отложить признание. Он сделал важные фотопортреты актрисы Лили Брик, писателя Осипа Брика, актера Владимира Маяковского, режиссера Всеволода Мейерхольда, режиссера Дзиги Вертова, режиссера Александра Довженко и других светских деятелей русской культуры. Он также организовал много фотовыставок. Родченко был арт-ужас

.
Александр родченко произведения: краткий путеводитель по жизни и творчеству • Arzamas

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх