Аркадий Шайхет: снимки, которые потрясли мир
Ранее в серии классики фотоискусства: Иван Шагин / Эжен Атже
Аркадий Шайхет
(1898 — 1959 гг.)
Одна из знаменитых фигур в истории советского фоторепортажа, признанный мастер «правдивого» отражения советской действительности, снимки которого — фотоэнциклопедия жизни в СССР в первой половине XX века.
Жизнь и творчество
Аркадий Шайхет (Абрам Шойхет) родился на юге России в 1898 году в небогатой семье. Его отец развозил пиво, а мать шила шляпы и вела хозяйство. Мальчик был четвертым ребенком в семье и не получил последовательного образования, закончив лишь четыре класса школы. Образовательный ценз по национальному признаку позволял только одному ребенку в еврейской семье получить среднее образование, но и безо всякого ценза средств на обучение всех детей у семьи все равно не было.
В двенадцать лет Шойхет устроился подручным слесаря на Николаевский судостроительный завод. Там он провел следующие пять лет, а возможно, провел бы и остаток жизни, но начались смутные времена: Первая Мировая война, волнения, революция, гражданская война. Абрам Шойхет отправился на фронт. Служил он в духовом оркестре, пока не заболел тифом. После окончания войны будущий фотограф сменил имя и, как и многие молодые люди того времени, отправился в Москву. Шел 1922 год.
Жить в столице было непросто, но для молодого человека с минимумом потребностей и сильным характером – возможно. Первая же работа, на которую удалось устроиться Шайхету, определила всю его дальнейшую жизнь. Он пошел работать в фотостудию с громким названием «Рембрандт», которая распологалась на Сретенке. Сам Аркадий Шайхет вспоминал об этом так: «В конце 1922 года, я устроился ретушером к частному фотографу на Сретенке в фотоателье «Рембрант». Может быть, так и протекала бы моя жизнь в задней комнатушке ателье за столом ретушера, если бы не случай. Один опытный журналист посоветовал мне перейти на фоторепортаж… Вооружившись универсальной камерой размером 9х12 с выдвижным мехом, я, полный молодого задора, приступил к работе. Первые мои снимки появились в популярной у москвичей «Рабочей газете». Для пробующего свои силы фоторепортера это было хорошим началом».
Опытным журналистом, разгадавшем в ретушере будущего большого фотографа, был Дмитрий Бразуль, руководитель РОСТа. Он же посоветовал Шайхету отнести свои фото не только в «Рабочую газету», но и в журналы «Красная нива» и «Московский пролетарий». Работы молодого автора быстро привлекли внимание – его мастерство росло с каждым днем. К тому же, Шайхету была близка и актуальная для времени тематика, о которой без устали твердили все газеты и журналы, в том числе и «главный орган» — журнал «Советское фото»: «Сейчас надо снимать правду, не парадную, а будничную… Мы хотим видеть рабочего и крестьянина такими, какие они есть, без сусальных прикрас». Фотографии Аркадия Шайхета стали неизменно появляться в каждом номере «Советского фото», начиная с самого первого, вышедшего в 1926 году.
Фотографии 1924-1926 гг. (18 фото)
1. Слет фотокоров. 1926 г.
2. Выступает Е. Ярославский. Москва. 1 мая 1926 г.
3. Девушки физкультурницы. 1924 г.
4. Ходоки в приемной М.И.Калинина. Москва. 1924 г.
5. Странники. 1925 г.
6. Единогласно. Выборы в местные советы. 1925 г.
7. Парад на Красной площади. Велосипедисты. 1924 г.
8. Обучение беспризорников сапожному делу. 1926 г.
9. Забастовка у частника. Москва. 1924 г.
10. Лампочка Ильича. 1925 г.
11. Пуск Шатурской ТЭЦ. 1925 г.
12. Испытание новой техники в Сельхозакадемии. Москва. 1924 г.
13. Испытание трактора в Сельхозакадемии. Москва. 1924 г.
14. Установка стобов для линии электропередач в деревне Ботино. 1925 г.
15. Крестьянский курорт в Ливадии. Утренняя зарядка. 1926 г.
16. У фонтана. Крестьяне отдыхают в царском дворце Ливадия. 1926 г.
17. Агитационный автомобиль на Мясницкой. Москва. 1924 г.
18. Сухаревский рынок. Москва. 1926 г.
Шайхет превосходно справлялся с любыми репортажами – его знали во многих московских редакциях, часто и с удовольствием публиковали. Он снимал первомайские демонстрации, похороны Ленина, Пленум V конгресса Коминтерна.
В 1925 году Михаил Кольцов пригласил фотографа в журнал «Огонек». Работа в «Огоньке» дала невиданные ранее творческие возможности – стоит лишь упомянуть, что специально для редакции «Огонька» был куплен самолет, который позволял фотографам успевать на важные мероприятия практически в любой точке огромной страны. В 1926 году на открытии Шатурской ГРЭС Аркадий Шайхет сделал один из своих самых знаменитых снимков – «Лампочку Ильича». На других снимках Шайхета этого времени — колхозники, красноармейцы, спортсмены.
Впрочем, работа в «Огоньке» не всегда была сплошным праздником — однажды ему пришлось провести четыре месяца на Лубянке. Вот как вспоминал об этом сын фотографа: «Как-то, фотографируя Клару Цеткин — вождя немецкого пролетариата, отец порвал и выбросил неудачный снимок, на котором из-под платья революционерки виднелась нижняя юбка. Кто-то склеил порванный отпечаток и с комментариями: «Вот как некоторые фоторепортеры снимают вождей мировой революции» — отправил куда следует». Шайхета арестовали и, если бы не заступничество всесильного редактора «Огонька» Михаила Кольцова, эта история могла бы закончиться весьма трагически. Отделавшись «легким испугом», Аркадий Шайхет вернулся к профессиональной деятельности.
Первая выставка, в которой принимали участие несколько работ фотографа, была организована Ассоциацией московских фоторепортеров и состоялась в 1926 году. В 1928 году на выставке «Советская фотография за 10 лет» Шайхет выставил уже 60 своих фоторабот, которые получили самые благосклонные отзывы критиков и прессы. В 1931 году фотограф принимал участие в выставке «огоньковских» фотографов в Лондоне. Английские репортажи об этой выставке пестрели словами «выдающиеся», «поразительные», «исключительные», а Бернард Шоу с «большевистской прямотой» заявил, что «…советское искусство оставило далеко позади современное западно-европейское». Летом 1935 года Шайхет вошел в число двадцати трех участников выставки «Мастера советского фотоискусства». В экспозиции было представлено около двадцати его фотографий («Корабль степей» (1934), «Самолет в Колхозе» (1934), «Сортировка зерна» (1933), «Катки» (1930), «Лыжный поход красноармейцев» (1929), «Утренняя зарядка» (1927)).
Главные причины успеха Аркадия Шайхета – фанатичное отношение к работе, невероятная скрупулезность, умение выхватить самую суть момента и выстроить идеальную композицию. Возможности отказаться от задания редакции или просрочить его выполнение для фотографа просто не существовало.
Фотографии 1927-1929 гг. (23 фото)
19. Стростная площадь. Москва. 1928 г.
20. Изба читальня. Деревня Амерово. 1928 г.
21. Писатель народник С.П.Подъячев с женой читателями в родовом селе Подъячево у своего дома. 1928 г.
22. И.Сталин и В.Молотов после заседания 5 съезда Советов. Москва. 1929 г.
23. Комсомолец за штурвалом. Балахна. 1929 г.
24. С.М.Буденный на Красной площади. 1927 г.
25. Купание беспризорника. Москва. 1927 г.
26. Фининспектор у нэпманши. Москва. 1928 г.
27. Пахота. Самарская губерния совхоз Герой социализма. 1929 г.
28. Раскулаченные около своего дома. Украина. 1929 г.
29. Красный обоз. Поставка зерна государству. 1929 г.
30. На пашне. Село Коломенское. 1927 г.
31. Криворожье. Еврейский колхоз кибуц Бухариндорф. Первомайская демонстрация. 1929 г.
32. Криворожье. Колхоз — кибуц Бухариндорф. Еврейка колхозница. 1929 г.
33. Физкультурники. 1928 г.
34. Новые дома на Усачевке. Москва. 1928 г.
35. ЦАГИ. Гидроканал. 1929 г.
36. Элиста. Обучение калмыков в школе. 1929 г.
37. Горный аул. Горец с сыном. 1929 г.
38. Узбек под новым солнцем. Амбулатория. 1928г.
39. Красноармеец. 1928 г.
40. Лыжный поход красноармейцев. 1928 г.
41. Утренняя зарядка. 1927 г.
А задания были самые разные, даже рискованные. Например, во время репортажа о свадьбе процветающего нэпмана (Шайхет запечатлел все ее этапы — от бракосочетания и поздравлений до пьяной драки) «герои» угрожали фотографу физической расправой и обзывали нехорошими словами. А для съемки знаменитых летчиц Гризодубовой, Расковой и Осипенко Шайхету пришлось поработать не только фотографом, но и стилистом – по заданию редакции он отвел знаменитых летчиц в Торгсин и на редакционные же деньги подобрал им подходящие костюмы. Возможно, этим отчасти объясняется искренняя радость моделей на этих весьма удачных снимках. Впрочем, умение войти в контакт, расположить к себе своего героя тоже всегда было сильной стороной Шайхета. В его присутствии люди не чувствовали скованности: на фотографии «На пашне. Село Коломенское» (1927) колхозница спокойно кормит ребенка грудью, «странники» с одноименной фотографии 1925 года так же спокойно пьют чай за неспешным разговором, не обращая на фотографа никакого внимания, что было довольно странно по тем временам — для фотографии полагалось «позировать».
Тем не менее, даже самые «непринужденные» снимки Шайхета были тщательно отрежиссированы. Он ставил пограничника в позу статуи, отыскивал в веренице машин на конвейере единство ритма, а для фотографии «Узбек под новым солнцем» добивался от щек старого узбека, лежащего под кварцем, металлического блеска. В отношении ракурса Шайхет любил верхние точки – для съемки он забирался на крыши, деревья, колокольни. Однажды он залез на крышу Киевского вокзала и провалился там сквозь стекло, но успел за что-то ухватиться и все же сделал нужную фотографию.
Фотографии 1930-1939 гг. (24 фото)
43. Государственный обвинитель Крыленко выступает на процессе меньшевиков. Москва. 1931 г.
42. На заработки в Москву. Казанский вокзал. 1930 г.
44. Первые ясли в колхозе Новая жизнь. 1931 г.
45. Горьковский автомобильный завод. Главный конвейер. 1930 г.
46. Первые машины Горьковского автозавода. 1930 г.
47. Первые автомобили на экспорт. Москва. 1930 г.
48. Киевский вокзал. Москва. 1936 г.
49. Извозчик и автомобиль. Площадь Революции. Москва. 1937 г.
50. Юные техники. Москва. 1930 г.
51. Фабрика кухня. Москва. 1930 г.
52. Кафе. Москва. 1930 г.
53. Пограничники на реке Вахш. 1930 г.
54. Рельсовая смычка на Турксибе. 28 апреля 1930 г.
55. Смычка Туурксиба. Первый поезд. 1930 г.
56. На строительстве Большого Ферганского канала. 1939 г.
57. Строительство Большого Ферганского канала. 1939 г.
58. Дозор в горах. Пограничники на Памире. 1937 г.
59. Пограничники. 1938 г.
60. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Павильон Поволжье. Москва. 1939 г.
61. На опытном поле академика Лысенко. 1936 г.
62. Токатель ядра. 1932 г.
63. Утренняя зарядка. 1932 г.
64. Газгольдер. 1938 г.
65. Заточка инструмента. 1939 г.
Однако времена менялись, и работа Шайхета в «Огоньке» подходила к концу. Фотограф не вступал в партию и отказывался занимать руководящие должности. Постепенно ему перестали поручать ответственные съемки, и в 1938 году Шайхет был вынужден уйти из «Огонька», которому отдал почти тринадцать лет жизни.
Великую Отечественную войну Шайхет прошел фронтовым фотокорреспондентом. Он работал в «Фронтовой иллюстрации», печатался в «Правде», «Красной звезде», «Комсомольской правде».
Фотографии 1941-1945 гг. (17 фото)
66. Парад на Красной площади. 7 ноября 1941
67. Подземный вестибюль станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги. январь, 1942 г.
68. Казачья конница под Москвой. 1942 г.
69. Политрук. Сталинград. 1942 г.
70. Радиопедвижка с пропагандистами на передовой призывающими немецких солдат сдаваться в плен. 1943 г.
71. Памятник мирным жителям убитым фашистами. Киевская область. 1943 г.
72. В освобожденной Виннице. 1944 г.
73. Переправа через Днепр. 1943 г.
74. Взятие Мюльхаузена. Германия. 1945 г.
75. Освобождение из концлагеря. Германия. 1945 г.
76. Данциг. Уличный бой. 1945 г.
77. Данциг. Жители возвращаются домой. 1945 г.
78. Белые флаги. Берлин. 1945 г.
79. Германия. 1945 г.
80. Москва. Белорусский вокзал. Встреча воинов — победителей. 1945 г.
81. Мосва. Встреча воинов — победителей на Белорусском вокзале. 1945 г.
82. День физкультурника. Август 1945 г.
Одним из первых его снимков военного времени стал кадр, запечатлевший испуганных женщин и детей на перроне станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги. Снимки, которые Шайхет сделал на передовой, часто строятся на укрупненном изображении главного героя, на них – человеческое страдание и отвага, боль и героизм. Сожженные избы, разрушенные храмы, бойцы во время кратких передышек между боями… Шайхет участвовал в боях наряду с красноармейцами, а в сражении под Кенигсбергом вместе с шофером на редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, за что был награжден орденом Красного Знамени. Шайхет запечатлел эпизоды битвы под Москвой, Сталинград (здесь в 1942 году был сделан его знаменитый снимок «Политрук»), Курскую дугу и сражения в Белоруссии. Закончил войну Аркадий Шайхет в Берлине, а летом 1945 года он уже снимал встречу советских воинов на Белорусском вокзале: радостных и усталых солдат, счастливых детей и восторженных женщин.
После войны Шайхет снова вернулся в «Огонек».
Фотографии 1946-1955 гг. (4 фото)
83. Вид города Жигулевска. Середина. 1950-х гг.
84. Главный конвейер Горьковского автозавода. Автомобили Победа. 1947 г.
85. Целина. Школьники помогают колхозу. 1955 г.
86. Будущие сталевары. Днепродзержинск. 1950 г.
Он много работал, часто выставлялся, но возраст и две войны подорвали его здоровье – у фотографа обострилась полученная в молодости болезнь, он страдал от сердечных приступов и на протяжении нескольких лет перенес три инфаркта. Однако отказаться от любимого дела Аркадий Шайхет не мог. В 1958 году он получил почетный диплом всесоюзной выставки «Фотоискусство СССР за 40 лет». Через год, во время съемки на Тверской улице Москвы А.С. Шайхет скончался от сердечного приступа.
Источники публикации (текст + фото):
Стигнеев В.Т. , «Аркадий Шайхет. Серия Фотографическое наследие», М., Арт-Родник, 2007 г.
Стигнеев В.Т., «Век фотографии. 1984-1994 Очерки истории отечественной фотографии», М., «Издательство ЛКИ», 2007 г.
Левашов В., «Лекции по истории фотографии» Нижний Новгород, ГСЦИ, 2007 г.
Морозов С.А., «Творческая фотография», М., Планета, 1989 г.
Биография
30 августа 1898 г. Родился в г.Николаев
1912 г. Заканчивает 4 класс общеобразовательной школы
1912-1917 гг. Работает помощником слесаря на Николаевском судостроительном заводе
1918-1922 гг. Служит в Красной армии, участвует в гражданской войне.
1922 г. Переезжает в Москву. Работает ретушером в частном фотоателье «Рембрандт»
1923 г. Начинает систематически заниматься фотографией. Публикует работы в «Рабочей газете» и журнале «Красная нива». Принят штатным корреспондентом в журнал «Московский пролетарий»
1925 г. Публикует первые работы в журнале «Огонек»
1926 г. Принят на постоянную работу в журнал «Огонек», участвует в создании журнала «Пролетарское фото». Принимает участие в 1-й московской выставке фоторепортажа (второе место, премия журнала «Советское фото»)
1928 г. Участвует в выставке «Советская фотография за 10 лет» (Москва). Награжден почетным дипломом 1 степени
1930 г. На постоянных началах сотрудничает с журналом «СССР на стройке». Участвует в выставке Soviet Photography Exhibition в Лондоне
1931 г. По заказу «Союзфото» выполняет для австрийской выставки «Общества друзей СССР в Австрии» серию «24 часа из жизни Филипповых», которая в дальнейшем публикуется в немецкой газете AIZ. Участвует в выставке фоторепортеров журнала «Огонек» (Москва), награжден почетной грамотой.
1935 г. Участвует в выставке работ московских фотомастеров (Москва), награжден дипломом 1 степени
1936 г. Участвует в Первой Всеукраинской выставке фотоискусства (Киев), награжден дипломом 1 степени
1937-1938 гг. Участвует в Первой Всесоюзной выставке фотоискусства (Москва – Ленинград – Киев), награжден дипломом 1 степени
1938 г. Уходит из журналов «Огонек», «Советское фото», «СССР на стройке». Поступает на работу в «Иллюстрированную газету». Участвует в выставке работ московских мастеров фотографии, посвященной XVIII съезду ВКП(б), (Москва) и выставке International Exhibition of Photography (Великобритания), награжден медалью
1941-1945 гг. Работает специальным корреспондентом в газете «Фронтовая иллюстрация», а также в других военных изданиях. Снимает на разных фронтах Великой Отечественной войны, которую прошел до Берлина. Награжден орденом Красного знамени за подвиг в боях за Кенигсберг.
1946-1959 гг. Работает в различных периодических изданиях, в «Музгизе», в книжной иллюстрации
1948 г. Участвует в выставке «Великая Отечественная война в художественной фотографии» (Москва), награжден дипломом
1955 г. Участвует в выставке художественной фотографии (Москва), награжден дипломом
1956 г. Участвует в выставке работ московских фотокорреспондентов (Москва), награжден дипломом
1958 г. Участвует во Всесоюзной выставке «Фотоискусство СССР за 40 лет» (Москва), награжден Почетным дипломом
18 ноября 1959 г. Скончался в Москве
Lumiere Gallery — Шайхет Аркадий — Lumiere Gallery
2019
Avant-Garde and Propaganda / Vanguardia y propaganda. Russian Books and Magazines from the Archivo Lafuente 1913-1941 / Libros y revistas rusos en el Archivo Lafuente 1913-1941, Círculo de Bellas Artes, Мадрид, Испания
2018
The Soviet Century: Russian Photography from the Lafuente Archive (1917-1972), PhotoEspaña18, Мадрид, Испания
2017
«Мастера советской фотожурналистики», PhotoVisa, Краснодар
СССР строит социализм. Шедевры советской фотокниги 1930-х годов, Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
«Революция людей», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва
2016
«Аркадий Шайхет. 1945-1959. Эпизод 4-й», МАММ, Москва
«GAUDEAMUS: Из истории российского студенчества», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
The Power of Pictures. Early Soviet Photography and Film, Jewish Historical Museum, Амстердам, Нидерланды
Битва за Москву, МАММ, Москва
2015
«PROзавод», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва
«Советское фото», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
The Power of Pictures. Early Soviet Photography, Early Soviet Film, Jewish Museum, Нью-Йорк, США
Отоваренная мечта, МАММ, Москва
2014
«Аркадий Шайхет 1932-1941», МАММ, Москва
XVII Encuentros Abiertos, Festival de la Luz 2014, Fundación Luz Austral, Буэнос-Айрес, Аргентина
2013
Советское фото. Фотографии из коллекции РОСФОТО, Росфото, Санкт-Петербург
2012
«Аркадий Шайхет. Продолжение, 1928 -1931», МАММ, Москва
«МЫ. Люди страны. Лучшие фотографии XX века», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
«Коллекция Фотогалереи имени братьев Люмьер. Юбилейная выставка», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
«Россия. ХХ век в фотографиях. 1918-1940», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия
WAR/PHOTOGRAPHY. Images of Armed Conflict and Its Aftermath, The Museum of Fine Arts, Хьюстон, США
2011
«Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920-1940-х годов»,
РОСФОТО, Санкт-Петербург, Россия
2010
Аркадий Шайхет «Начало. 1923—1927», Галерея Искусств Зураба Церетели, Москва
2009
Politische Bilder. Sowjetische Fotografien 1918-1941. Die Sammlung Daniela Mrázkowá, Museum Ludwig, Кёльн, Германия
2006
Shooting in 35: The First 35mm Photographs. Museum of Photographic Arts, Сан-Диего, США
Bilder vom Krieg und vom Frieden, Russisches Haus der Wissenschaft und Kultur, Берлин, Германия
2005
1945 — Im Blick der Fotografie. Kriegsende und Neuanfang, Westfälisches Landesmuseum, Мюнстер, Германия
2004
«Фотоэстафета: от Родченко до наших дней», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия
Fotografie der Russischen Avantgarde aus der Sammlung Ludwig — Alexander Rodtschenko und Zeitgnossen. Suermondt-Ludwig-Museum, Аахен, Германия
2003
Russische Tafelrunde, Russisches Haus der Wissenschaft und Kultur, Берлин, Германия
Seasons of Russian photography, Palazzo Arese Borromeo, Чезано-Модерно
2001
«Аркадий Шайхет. Фотографии 1924-1951», Русский музей, Санкт Петербург.
2000
«Аркадий Шайхет. Фотографии 1924-1951», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Аркадий Шайхет — 1920-1930-е годы — Галерея Наиля Александра
Аркадий Шайхет (1898-1959) родился в городе Николаеве (Украина) в небогатой еврейской семье. В 1922 году он переехал в Москву, где устроился ретушером в мастерскую Рембрандта. Первые его фотографии были опубликованы в 1923 году. В 1924 году, в возрасте 26 лет, он стал одним из ведущих фотокорреспондентов газет «Красная нива» и «Московский пролетарий». В следующем году Шайхет присоединился к коллективу национального иллюстрированного журнала «Огонёк», и с самого начала его фотографии использовались для обложек. Шайхет был одним из основателей «Советского фото» в 1926, а с 1930 года активно участвовал в строительстве СССР. Его первый фоторепортаж был «Двадцать четыре часа из жизни семьи Филипповых» в немецком журнале AIZ.
Необходимость построить новую страну после разрушений большевистской революции и Гражданской войны потребовала мастеров-фотографов с хорошей техникой. Этих фотографов просили по-новому отразить действительность, представить нового советского человека, новый быт, новую культуру. Фотография стала широко применяться по мере того, как советские власти осознавали силу фотографического изображения как средства управления массами. Экспериментирование с фотографическим языком и бурные дискуссии об искусстве (в частности, о проблемах формы и стиля) способствовали созданию нового визуального стиля в советской фотографии и поставили советских фотографов в один ряд с их зарубежными коллегами в Париже, Берлине и Нью-Йорке.
Стиль Шайхет отличается тематическим разнообразием, эмоциональностью образов и экспериментальностью композиционных приемов. Его известные типы — комсомолка, налогового инспектора, крестьянина и курсанта — снятые в естественной среде, стали обложками ведущих изданий 1920-х и 30-х годов. Эти образы были обязаны своей выразительностью особой связи, которую фотограф смог установить со своими героями в процессе работы. Они стали плакатами своего времени. Шайхет постоянно искал способы обновить используемый им фотографический язык. На это же была направлена и «левая» формалистическая фотография, которой, несомненно, интересовался Шайхет, хотя он и был членом РОПФ (Российского союза пролетарских фотохудожников) и имел четкое представление о границах дозволенного в журналах, направленных у масс.
В подходе Шайхета чувствуется постоянное стремление создать композиционно свежий, яркий и запоминающийся кадр. В «Открытие Шатурской ГЭС» (1925) Шайхет сумел передать как грандиозность праздничного события, так и массивность самого объекта. Чтобы сделать свои фотографии более выразительными и подчеркнуть монументальность формы, Шайхет часто использовал низкий ракурс для «приподнятия» центральной фигуры, как в «Комсомольце за рулем» (19).29) и «Сборка глобуса на Центральном телеграфе» (1928). Еще одна техника, которую он использовал, заключалась в том, чтобы показать детали крупным планом, как в «Газгольдере» (1930). Чтобы передать масштаб и эмоции социалистической стройки, Шайхету пришлось снимать с большого ракурса. Примерами являются его «Первый турксибский паровоз» (1930), «Сверху: новые квартиры» (1928) и «Первые вагоны Горьковского автозавода» (1930). Динамизм этого периода требовал, чтобы фотографии были полны движения, и Шайхет любил использовать диагональную композицию, как видно из его «Похода Красной Армии» (1928), а затем и в его знаменитом «Экспрессе» (1939), ставшем каноническим образом Советской России, идущей в социалистическое будущее.
Аркадий Шайхет получил диплом I степени за достижения в области фотографии на исторических московских выставках «10 лет советской фотографии» (1928 г.) и «Выставка мастеров советской фотографии» (1935 г.). В 1930-е годы Шайхет участвовал в ряде зарубежных выставок под эгидой Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС). Творчество Шайхета занимает значительное место в истории отечественного искусства наряду с творчеством его ровесников Александра Родченко, Элизара Лангмана и Бориса Игнатовича. Его фотографии стали классическими образцами советского фотоискусства и репортажа.
Во время Великой Отечественной войны Шайхет был фотокорреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация», где показывал серию снимков Сталинградской битвы, а затем освобождения Киева, Украина.
Аркадий Шайхет Фотограф | Все о фото
Страна: Россия
Год рождения: 1898 | Дата смерти: 1959
Шайхет Аркадий Самойлович был вначале учеником слесаря на судоверфи в Николаеве, где он родился. Он приехал в Москву в 1918. Сначала он работал в фотоателье, где ретушировал чужие снимки, но в 1924 году началась его карьера фотожурналиста. Работал в «Рабочей газете» и еженедельнике «Огонек». Он был пионером нового стиля документальной фотографии под названием «художественный репортаж».
Стал членом Союза пролетарских фотографов России (РОФФ), конкурирующего с другим объединением «Октябрь», основанным Александром Родченко. Шайхет предпочитал строгую журналистскую точку зрения, и его работа была очень чувствительна к социологическим проблемам. Его изображения были на рубеже документальной и художественной фотографии. В 1931 вместе с двумя своими друзьями, М. Альпертом и Сергеем Тулесом, а также главным редактором Межерихером, он за четыре дня сделал 80 снимков и назвал свою серию «24 часа из жизни семьи Филипповых, сталеваров завода красных пролетариев им. Москва» Эти документы были опубликованы в немецком журнале «Arbeiter Illustrierte Zeitung (A.I.Z.), а затем в русском журнале «СССР в строительстве». Они имели огромное международное влияние.
В 1928 году Шайхет представил 30 изображений на большой выставке «Десять годы советской фотографии» и завоевали первую премию. В 1930 лет он помогал российским фотожурналистам показывать свои работы в Camera Club в Лондоне. В 30-е годы он сделал много снимков экономических и социальных изменений, происходящих в его стране. Он следовал за Туркестано-Сибирской железной дорогой, соединяющей Среднюю Азию и Сибирь, а также за первыми автомобилями и тракторами. Он был военным репортером во время Второй мировой войны в газете Frontavaïa Illioustratsia.
Галерея
Наиля Александр Галерея
Inspiring Portfolios
Esther Bubley
© Esther Bubley
Arthur Rothstein
© Arthur Rothstein
Dorothea Lange
© Dorothea Lange
Stay up-to-date with call for entries, deadlines and other news about exhibitions , галереи, публикации и специальные мероприятия.
Еще больше великих фотографов, которых стоит открыть для себя
Жан-Кристоф Беше
Франция
1964
Год рождения: 1964 года в Марселе, Жан-Кристоф Беше живет и работает в Париже с 1990 года. Смешивание черно-белых и цветных, серебряных и цифровых отпечатков, 24×36 и среднего размера
формат, поляроиды и фотографические «случайности», Жан-Кристоф Беше ищет «правильный инструмент» для каждого проекта, тот, который позволит ему получить содержательный диалог между интерпретацией реальности и фотографическим материалом. Наследник «уличной фотографии», будь то американская, французская или японская, любит называть свои фотографии ОБИТАЕМЫМИ ПЕЙЗАЖАМИ. Его взгляд на мир конструируется книга за книгой, а пространство, предоставленное печатной страницей, является его «естественным» полем выражения. Его фотографии принадлежат нескольким частным и государственным коллекциям, и с 19 века они экспонировались более чем на шестидесяти выставках.99, в том числе на Rencontres d’Arles в 2006 г.

Ричард Тушман
США
Ричард Тушман начал экспериментировать с цифровыми изображениями в начале 1990-х годов, разработав стиль, в котором синтезировались его интересы в области фотографии, живописи и ассамбляжа. Его последняя серия «Медитации Хоппера» сочетает в себе миниатюрные диорамы ручной работы, органично сочетающиеся с реальными человеческими моделями, вдохновленными картинами Эдварда Хоппера. Его работы выставлялись на международных выставках и были отмечены, среди прочего, Photo District News, American Photography, Prix de la Photographie Paris, LensCulture Exposure Awards и International Photography Awards. В коммерческом плане его работы были представлены в публикациях и рекламе для таких клиентов, как Adobe Systems, The New York Times, Penguin, Sony Music, Newsweek и Random House, среди прочих. Он читал много лекций о своей художественной технике и творческом процессе, а также преподавал в Школе искусств Университета Акрон-Майерс (Акрон, Огайо), Колледже искусств и дизайна Ринглинга (Сарасота, Флорида) и Муниципальном колледже Кайахога (Кливленд, Огайо).
Рут Лауэр Маненти
США
Рут Лауэр Маненти получила степень магистра искусств Йельской школы искусств в области живописи и рисунка в 1994 году. В 2012 году ей подарили широкоформатную камеру, и она научилась ею пользоваться. Постепенно она достигла того, к чему стремилась в рисовании и живописи, через фотографию. Ее мать тоже была художницей, оставившей после себя неизвестные работы. Часть решимости Рут как художника состоит в том, чтобы вознаградить свою мать за ее усилия и создать континуум. В 2016 году она получила грант NYFA в области фотографии, а в 2020 году провела персональную выставку в Центре фотографии в Вудстоке, штат Нью-Йорк. Ее книга «Милостыня» в настоящее время представлена на онлайн-выставке в Музее фотографии Гриффина. Ее недавняя книга фотографий под названием «С тех пор, как увидела тебя» представляет собой визуальный дневник леса за ее домом, который она пережила во время блокировки. Картины дают паузу, чтобы обработать печаль времени, а не как бегство или стирание.

Матильда Петтерсен
Норвегия
1976
Матильда Элен Петтерсен, родилась в 1976 году в Норвегии.
Фотограф и визуальный художник, живет и работает в Кристиансанде, на юге Норвегии.
Имеет степень бакалавра фотографии и кино в Эдинбургском университете Нейпир, Шотландия, и степень магистра искусств в Университете Агдера, Кристиансанн, Норвегия. Петтерсен является членом Ассоциации норвежских визуальных художников и общества фотохудожников Норвегии. В период с 2013 по 2015 год она была выбрана для Норвежского журнала фотографии № 2, программы поддержки восьми независимых фотографов в Норвегии, работающих над долгосрочными проектами и опубликованной журналом, Стокгольм (2015). В этой публикации она решила показать отрывок из своего проекта «В поисках морошки», который был представлен в журналах Time Magazine/Lightbox и SHOTS и выставлен на фестивале Voies Off в Арле, Франция (2016 г.), а также на фестивале Encuentros Abiertos Festival de La. Лус в Буэнос-Айресе, Аргентина (2016 г.) и в Художественном центре Хени Онстад в Осло, Норвегия (2019 г.).). Ее работа «Мне нужен поцелуй, прежде чем они уйдут» выставлялась в Елисейском музее в Лозанне, Швейцария (2016 г.), в Кристиансанд Кунстхолл, Норвегия (2017 г.), на Международном фотофестивале PhotoVisa в Краснодаре, Россия (2017 г.) и в настоящее время находится на выставке. в Художественном музее Серландца (июнь-ноябрь 2020 г.
) вместе с такими фотографами, как шведы Кристер Стрёмхольм и Андерс Петерсен, а также норвежцы Том Сандберг, Даг Альвенг и Коре Кивиярви. Ее первая фотокнига I NEED A KISS Before They LEAVE была представлена на Paris Photo 2019.в Большом дворце немецким Kehrer Verlag в Гейдельберге. Матильда Петтерсен представляет два проекта: В поисках морошки (2008-), аналоговые черно-белые фотографии. Мои проекты вращаются вокруг портретной живописи и автопортрета, и в своих темах затрагивают материнство и семью как созвездия. Как и этот проект, которому в настоящее время уже десять лет. Он формируется, изображая чувство дисфункции бесплодного женского тела — тема, которая часто является табу в нашем обществе, — прежде чем оно поворачивается и растет в новом направлении, когда обнаруживается, что это не так, переходя к созерцанию развития ребенка и изменений. тела своей матери с течением времени в связи с жизненными циклами в природе. Мне нужен поцелуй, прежде чем они уйдут (2011-), цифровые цветные фотографии.
«МНЕ НУЖЕН ПОЦЕЛУЙ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОНИ УЙДУТ» — это эмоциональный семейный портрет, наполненный безмерной радостью, но также и тревожным осознанием чудесности, которую невозможно сохранить. Он отражает человеческое желание остановить время, чтобы навсегда насладиться теми моментами, которым суждено жить лишь как далекие воспоминания.
Фотография — это, конечно, художественная техника, позволяющая заморозить время и навсегда сохранить долю секунды. В этой книге норвежский фотограф Матильда Хелен Петтерсен запечатлела жизнь родителей со всеми ее яркими и темными моментами. Мне нужен поцелуй, прежде чем они уйдут, размышляет о том, как стать и быть матерью, о создании семьи, о непосредственном и непредсказуемом, о силе и хрупкости жизни, а иногда и о затмевающем страхе смерти и необратимости. Из текста книги Анны-Кайсы Растенбергер «Мне нужен поцелуй, прежде чем они уйдут»: Перво-наперво: любовь не для слабонервных. Любовь день за днем требует мужества, чтобы справиться с разочарованием повседневной любви, не соответствующей идеалу любви.
Требуется еще больше мужества, чтобы распространять любовь на социальные структуры, нуждающиеся в ремонте. (…)
«Это моя история.» Эти слова использовала Матильда Элен Петтерсен в начале своей книги «Мне нужен поцелуй, прежде чем они уйдут». Серия, состоящая из фотографий, сделанных на камеру телефона в течение восьми лет, представляет собой хронику родов, материнства и семейной жизни. Петтерсен пишет, что это была история, которую она не решалась рассказать.
Петтерсен говорил о вызове и дихотомии сочетания материнства с работой фотографа. С одной стороны, она ведет достаточно обычную, приземленную жизнь со своей семьей; с другой, у нее есть жизнь вне дома, она работает фотографом. Даже в скандинавских странах это не простое уравнение баланса. Хотя принцип гендерного равенства на рабочем месте твердо установлен или, по крайней мере, признан, на практике он остается труднодостижимым.
Караш Ионут
Румыния
Родившийся в феврале конца 70-х, я, кажется, увлекся прохладной погодой как источником вдохновения для фотографии в моей жизни как румынского художника; большая часть моих работ изображает осень и зиму, а моя механика включает в себя несколько оттенков синего и белого. Большинство людей, рассматривая сны, думают о хороших позитивных снах, и мне нравится думать, что я запечатлел это в своей работе. Я также, кажется, посещаю более темную сторону того, что люди могут видеть в снах, не обязательно то, что можно было бы воспринять как негативное, но, возможно, сон, который человек не может полностью понять или может чувствовать себя одиноким. Определение искусства может быть довольно широким, однако одним из аспектов искусства, который широко исследуется, является искусство через сны. Восприятие сна обширно, что по сравнению с представлениями об искусстве помогает охватить то, что художники хотят от своих зрителей. То есть восприятие многих разных мнений от их работы. Искусство становится наиболее популярным как из-за их сходства во взглядах, так и из-за их различий. В конце концов, это то, что действительно можно определить как искусство, используя такие работы в своей собственной жизни, потому что искусство бесполезно без личного восхищения и исповедания.
Источник: carasdesign.com
Milos Nejezchleb
Чехия
1978
Чешский фотограф Miloš Nejezchleb родился в 1978 году. Он живет в Чехии, у него трое детей. Он занимается концептуальной фотографией только с 2016 года; однако он уже получил несколько престижных международных наград. Он является абсолютным победителем премии Fine Art Photography Award в Лондоне (2021), где получил титул FINE ART PHOTOGRAHER OF THE YEAR. Он является победителем Мальтийской международной фотопремии (2020), двукратным золотым призером конкурса Trierenberg Super Circuit в Линце, а также, среди прочего, серебряным призером IPA 2021 — International Photography Award. Наиболее характерными чертами его фотографий являются заметно красочные элементы с явной направленностью на искусство фотографии. Милош часто выбирает актуальные социальные темы, которые он обрабатывает как истории, используя фотосерии. Эти истории рассказывают люди. Над такими сериями он работает самостоятельно и обеспечивает все арт-директорство. Он сам разрабатывает стайлинг, ищет локации и осуществляет пост-продакшн. Помимо концептуального искусства, в котором он указывает на обсуждаемые в настоящее время темы, у Милоша есть 2 долгосрочных тематических цикла фотографий, которые документируют истории реальных людей. Самый известный из них – фотоцикл «Сильнее», в котором Милош фотографирует людей, переживших тяжелые времена в своей жизни, и благодаря этому опыту ставших более сильными личностями. Милош находится в начале своей фотографической карьеры. Он был очарован художественной фотографией, когда купил свой первый фотоаппарат. Произошло это еще до рождения его первой дочери. В настоящее время он работает над другими производственно-интенсивными проектами.
Кшиштоф Владыка
Польша
1980
Кшиштоф Владыка родился в 1980 году в Олаве (Польша), где он живет и работает в настоящее время. Он открыл для себя фотографию как художественное средство в 2006 году. Как фотограф-самоучка, не связанный строго с рынком фотографии, он получил признание различных кураторов и галерей. Его работы выставлялись в Польше, США и Камбодже – во время фотофестиваля в Ангкоре в 2011 году. Самая популярная серия «Животные» была удостоена наград на многих фотоконкурсах, в том числе International Photography Awards (IPA) в 2010 году, и была выбрана для групповой выставки в Нью-Йорк как лучший на шоу. Фотографии Владыки полны символов, знаков, фрагментов живой природы, странного реквизита, которые смешаны в квадратных рамках. Для них характерны чистые формы, яркие цвета и безупречная композиция. Его уникальный стиль обязан наблюдению за реальностью и основан на синтезе его переживаний, мыслей, смыслов, эмоций и энергии.
Последние интервью
Интервью
Публикация
Эксклюзивное интервью с Нико Дж. Каллианиотисом он вырос. Изображения отражают стремление художника снова ассимилироваться в доме, который кажется одновременно чуждым и знакомым. На протяжении многих лет город и прилегающие территории пережили свою долю социально-экономической борьбы и топографических преобразований, которые изменили его самобытность. Город Афины на фотографиях Каллианиотиса эллиптически очерчен как яркая среда, которая связывает воедино роскошь и социальное неравенство. Фотограф изображает город, в котором временные и пространственные элементы часто сталкиваются друг с другом, проводя свои исследования дома, который изменился за эти годы так же сильно, как и он сам.
Подробнее
Интервью
Эксклюзивное интервью с Аве Пилдас
Моя новая книга STAR STRUCK посвящена людям и местам Голливудского бульвара. Вскоре после того, как я переехал в Лос-Анджелес в 70-х, я начал там снимать. Я работал в Capital Records, всего в полутора кварталах отсюда, в качестве одного из четырех арт-директоров. В обеденное время мы ходили поесть в «Браун Дерби», «Муссо» и «Фрэнс» или в какой-нибудь другой местный ресторан, и мне приходилось наблюдать за всей деятельностью, которая происходила на Голливудском бульваре. Это было потрясающе и весело, несмотря на то, что локация была «на очереди».
Подробнее
Интервью
Публикация
Эксклюзивное интервью с Элейн Мэйс
набор портретов молодежной культуры в ее районе. Мэйс был молодым фотографом, жившим в Сан-Франциско в 1960-х годах. Она фотографировала Монтерейский поп-фестиваль в 1967 году, и позже в том же году движение хиппи превратилось из эйфории в более тяжелые наркотики, а Хейт перестал быть убежищем для молодых людей, ищущих лучший образ жизни, чем дом на полпути. для сбежавших подростков.
Читать дальше
Интервью
Эксклюзивное интервью с Теофилусом Донохью
Новый выпуск Seventy-thhirty (опубликованный Damiani) изображает различные лица и выражения людей, от жителей мегаполисов до мигрантов, невидимых бездомных и знаменитостей, таких как Роберт Де Ниро. , Мухаммед Али, Рене Магритт, Дженис Джоплин и Энди Уорхол. Стив Шапиро фотографирует первых нью-йоркских скейтбордистов, а Теофилус Донохью фотографирует нынешних колумбийских брейк-дансеров. Попеременно глубокие и игривые, фотографии отца и сына отражают широкий спектр человеческих эмоций и переживаний. Для этого проекта Шапиро выбрал изображения движения за гражданские права 60-х годов и вместе с Донохью предоставил фотографии с сегодняшних протестов Black Lives Matter и экологических митингов.
Подробнее
Интервью
Публикация
Эксклюзивное интервью с Джессикой Тодд Харпер о ее книге здесь за ценность в повседневных моментах. В своей третьей монографии «Здесь» (опубликованной Дамиани) используется то, что находится прямо перед художником. Харпер показывает, как наше неисследованное или даже кажущееся скучным окружение иногда может освещать
Подробнее
Интервью
Публикация
Эксклюзивное интервью с Роджером Балленом о его книге «Отрочество»
«Отрочество» (опубликовано Damiani) Фотографии и рассказы Роджера Баллена ведут нас через континенты Европы, Азии и Северной Америки в поисках детства: детство, как оно проживается в Гималаях Непала, на островах Индонезии, в провинциях Китая, на улицах Америки. Каждая потрясающая черно-белая фотография, составленная из 15 000 изображений, сделанных Балленом в течение четырехлетнего путешествия, изображает волшебство юности, проявленное в их играх, их приключениях, их мечтах, их
Несчатье. Первая книга Баллена больше похожа на оду, чем на документальное произведение. Сегодня она так же мощна и актуальна, как и 43 года назад, — потрясающая серия вечных образов, выходящих за рамки социальных и культурных особенностей.
Читать дальше
Интервью
Эксклюзивное интервью с Ким Уотсон
Многопрофильный художник с многолетним опытом, Ким Уотсон пишет, снимает и фотографирует самые разные предметы, от культовых артистов нашего времени до «невидимых». «Люди из маргинализированных сообществ. Очень влиятельный режиссер на заре создания музыкальных видеоклипов, Уотсон снял лауреатов премии «Грэмми», снял их в уникально удаленных местах и написал сценарии для различных жанров, включая рекламу, художественные фильмы для голливудских студий, таких как Universal (Honey), MTV Films и Warner Brothers. и издатели, такие как Simon & Schuster. Его страстный союз искусства и социальной справедливости был стремлением на протяжении всей жизни, и в 2020 году, после консультации по вопросам взаимодействия и воздействия для ITVS / PBS, Ким вернулся на улицы, чтобы создать TRESPASS, документируя изображения и истории бездомных жителей Лос-Анджелеса. TRESPASS выставлен в The BAG (архитектурная галерея Bestor) в Силвер-Лейк, Лос-Анджелес, 17 сентября 2022 г. — 11 октября 2022 г.
Читать далее
Интервью
Эксклюзивное интервью с Джулией Дин, основательницей проекта «Лос-Анджелес» 2021. Джулия, уроженка Небраски, давно стремится создать специальный проект, в котором любовь к ее приемному Лос-Анджелесу и ее страсть к документальной фотографии могут быть разделены в более широком масштабе.
Подробнее
Интервью
Эксклюзивное интервью с Эммануэлем Коулом
Эммануэль Коул, лондонский фотограф, отмечает пятую годовщину съемок карнавала в Ноттинг-Хилле, который возвращается в этом году после двухлетнего перерыва. Фотография Эммануэля воплощает в себе самую суть карнавала и увековечивает чистые эмоции более 2 миллионов человек, собравшихся вместе, чтобы отпраздновать на улицах Западного Лондона.
Подробнее
Нравится ли вам печенье? 🍪 Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте, показывать вам персонализированный контент и анализировать трафик нашего веб-сайта.