Атмосферность текста — Журнал «Наука в мегаполисе Science in the Megapolis»
Аннотация. В статье рассматривается понятие «атмосферный текст», «атмосфера текста», «атмосферность», его история и роль в тексте, предлагается определение понятия «атмосфера текста».
Ключевые слова: атмосфера, атмосферность, атмосферный текст, перцептивная лексика, локус.
Понятие «атмосферный» как характеристика того или иного произведения (книги, музыки, фильма, компьютерной игры и так далее) возникает в речи и в интернет-дискурсе довольно часто, при этом не имея оформленной концепции, особенно в отношении текста как такового.
Целью этой работы и является попытка сформировать понятия «атмосфера текста», «атмосферность» и «атмосферный текст».
Первоначально, в химико-биологическом значении, «атмосфера» – это газообразная оболочка, окружающая планету или другое небесное тело. В словаре Даля: окружающий шар земной или иное небесное тело воздух, со всеми природными примесями его: испарениями, облаками и пр. , мироколица, колоземица, так же – круг или пространство испарения, или действия какого-либо тела, вещества. Атмосфера человека или цветка, магнита; околица [4]. Словарь Брокгауза и Ефрона также не предлагает никакого значения, кроме естественнонаучного [10]. Первым словарем, в котором появляется новое значение был словарь Петра Евстафьевича Стояна, в котором атмосфера, в одном из значений «среда, обстановка, окружающее» [5]. Словарь Ожегова помимо химико-биологического значения предлагает перен. «2. окружающие условия, обстановка. Товарищеская а. А. доверия. В атмосфере дружбы» [6]. Так же и словарь Кузнецова одним из значений слова «атмосфера» называет «окружающие условия, обстановку, психологический настрой где-либо» [2].
Термин еще в начале двадцатого века перешел в науку о сценическом мастерстве, в двадцатых его использовал Константин Сергеевич Станиславский [8]. Алексей Дмитриевич Попов в книге «Художественная целостность спектакля» писал: «…атмосфера — это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целом миром звуков и всевозможных вещей» [7].
Наталья Алексеевна Зверева и Давид Григорьевич Ливнёв в «Словаре театральных терминов» указывают, что в понятии «атмосфера» можно выделить несколько важных аспектов: пространственный, временной и психологический. Так же учитывается среда пьесы: быт, время действия, характеры, ритмы, события. Однако основная роль в создании атмосферы отводится именно актеру: именно актер создает и поддерживает атмосферу окружающих предметов и событий через взаимодействие с ними [9]. Ольга Юрьевна Багдасарян способами создания атмосферы спектакля называет элементы пространственно-временной организации (пейзаж, способы обрисовки характеров), так и речь, экспрессию диалогов.Так же, в противовес научной, существует и идеалистическая точка зрения, которая подразумевает, что атмосфера по сути своей непознаваема: «Тайна, извечно окутывающая настоящее искусство, – это, несомненно, его атмосфера. Эта тайна нас приманивает, искушает ещё до того, как мы начинаем умом исследовать произведение, т. е. «поверять алгеброй гармонию».
Театральный режиссер Владимир Викторович Петров в статье «Сценическая атмосфера» определяет атмосферу как душу искусства: «Как определить душу искусства? Вероятно, точного и емкого определения атмосферы мы не найдём. А может быть, и не нужно».
Однако следует все-таки согласиться, что изучение понятия «атмосфера» вызывает трудности. Гернот Бёме одной из причин этой трудности называет неопределенность онтологического статуса понятия. «Стоит ли относить атмосферы к объектам или элементам сред, из которых они исходят, или к субъектам, которые их испытывают на себе. Кажется, что они, словно туман, заполняют пространство определенным тоном ощущений». Можно сказать, что атмосфера занимает промежуточное положение между объектом и субъектом [11].
В эстетическом дискурсе были предприняты попытки описать понятия, более или менее смежные или схожие с понятием «атмосфера».
Вальтер Беньямин пробовал сформулировать концепцию ауры для того, чтобы определить ту атмосферу эстетической дистанции [1], и, если применять концепцию Беньямина по отношению к тексту, то аурами различной степени выраженности и различного качества будут обладать оригинальная рукопись «Войны и мира», её же коллекционное издание в позолоченной обложке невероятной красоты, книга в мягкой обложке, фанфик по этому произведению и школьное сочинение.
Концепцию атмосферы произведения искусства так же развивал Герман Шмиц, но его подход полностью исключал объектность, поэтому его концепция трудноприменима в отношении текста.
Чтобы понять, что такое «атмосфера текста» были проведены эксперименты, в которых приняли участие 114 человек.
В первом эксперименте принимали участие 95 человек, большая часть которых была представлена студентами-филологами второго курса. Им было предложено «составить текст, который можно охарактеризовать, как «атмосферный». Из 95 бланков 11 оказались пустыми или не содержали текста, а из оставшихся 84 сочинений (среднее количество слов в которых оказалось равным 50) мы смогли сделать несколько выводов о том, что такое атмосферный текст:
Атмосферный текст, это тот текст, в котором читатель способен ощутить некую атмосферу.
Атмосфера текста неразрывно связана с обстановкой, средой, окружением. В 76 из 84 текстов описывается определённая локация, наполненная характерными для этой локации предметами и явлениями. В 52 текстах из 84 используется лексика, связанная с описанием погоды: «идёт дождь», «солнечно», «тёплый осенний вечер».
Лексика, связанная с обозначением времени года, встречается в 44 текстах: «осень», «осенний», «Новый Год», «октябрьский», «сентябрь».
Лексика, связанная с обозначением времени суток (36 из 84):
- «Была глубокая ночь», «осенний вечер», «раннее утро»;
- «Яркий осенний день. Последнее теплое время перед долгой, холодной зимой.»;
- «Лето. Раннее утро. На часах только шесть утра.».
Каждый локус имеет свою собственную атмосферу, степень выраженности или насыщенности которой зависит от наполненности текста средствами выразительности. Атмосферы могут соседствовать или замещать друг друга, но в одном локусе в один момент не может быть больше одной атмосферы.
«Шёл дождь. было холодно и мокро на улице. Кроссовки, джинсы, куртка — все было мокрым. Надо было дойти домой. Лишь там было тепло и уютно. А пока, шел дождь. Листья опадали с деревьев. А где-то там, дома, ждёт кот.»
Атмосфера, в отличие от настроения текста, теснее связана с ощущениями, запахами, вкусами, состояниями, нежели с эмоциями.
Перцептивная лексика встречается в 78 текстах.
Лексика, связанная со зрительным восприятием, встречается 135 раз. Это цвета («пожелтевшие листья», «желтоватый свет», «яркие краски», «красные листья клёна», «море голубого цвета»), свет («яркий осенний день», «хмурое утро», «пасмурно», «переливается и сияет»), размер («маленькая кухонька», «бесконечная бездна неба», «тяжелая огромная капля дождя»).
Лексика, связанная со слуховым восприятием, встречается 94 раза: «капли с большой скоростью забарабанили по стеклу окна», «звонкий шорох опавших листьев», «пение птиц, лай собак», «тишина», «в парке играет музыка». Лексика, связанная с тактильным восприятием, встречается 68 раз: «босыми ногами шагая по нагретому асфальту», «камни приятно впиваются в кожу», «солнце щекочет моё лицо», «жаркие объятия», «здесь было тепло», «горячая чашка кофе», «склизкий воздух».
Лексика, связанная с обонянием, встречается 29 раз: «пахло приятной сыростью», «ароматный чай», «свежий воздух», «было невозможно дышать», «душно и нечем дышать».
Лексика, связанная с вкусовым восприятием, встречается 18 раз: «куриный суп», «чай с плюшками», «свежесваренный кофе».
Лексика, связанная непосредственно с чувствами-эмоциями, встречается 68 раз: «вдруг заплакала», «ощущали радость», «в душе царит гармония и удовлетворение», «ей казалось, что она свободна и счастлива», «на душе было светло», «жить можно, жить хорошо».
Атмосфера занимает промежуточное состояние между субъектом и объектом, с одной стороны будучи тесно связана с чувствами и ощущениями, категорией субъективной, с другой она претендует на объективное обнаружение в тексте, потому что связана с лексикой.
Во втором эксперименте приняли участие девятнадцать магистрантов-филологов первого и второго курса. Заданный им вопрос звучал так: «Какой текст можно назвать «атмосферным»? Приведите пример такого текста (с комментариями)».
Наиболее частотными были ответы, из которых можно сделать следующие выводы: определение «атмосферный», «атмосферность» как качество того или иного произведения само по себе – исключительно положительная характеристика.
Чтобы проверить это, мы проанализировали 56 текстов из социальных сетей, с сайтов. Во всех случаях «атмосферность» выступала как положительная характеристика произведения.
«10 атмосферных книг для осени», «атмосферно и не отпускает» (о книге), «удивительно атмосферые стихотворения!» (реклама), «добрая и атмосферная книжка о детстве» (о книге «Вафельное сердце»), «тут пишут много атмосферных и ламповых анкет».
Следовательно, можно прийти к выводу, что «атмосферность» – это положительная характеристика произведения, подразумевающая в нём наличие ярко выраженной атмосферы.
Атмосферность текста предполагает погружение в этот текст, то есть некий сильный эмоциональный эффект, создающий иллюзию присутствия читателя в тексте. Погружению способствует насыщенность перцептивной лексикой.
На базе всего сказанного можно сделать вывод, что атмосферность в тексте – связанная с локусом перцептивная система, погружающая читателя в некие чувства и ощущения, но это требует дальнейшего исследования.
Text Atmosfernost
Smolniakov I.D.,
student of the 5th course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Zakharova Maria Valentinovna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Annotation. The article discusses the concept of «atmospheric text», «atmosphere of the text», «atmospheric», its history and role in the text, the definition of the concept of «atmosphere of the text» is proposed.
Keywords: atmosphere, atmospheric, atmospheric text, perceptual vocabulary, locus.
- Беньямин В. Краткая история фотографии. / Пер. С. Ромашко. М.: Ad Marginem, 2015.143 с.
- Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.
- Вайман С.Т. Мерцающие смыслы. М.: Наследие, 1999. 398 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 573 c.
- Краткий толковый словарь русского языка / Сост. П.Е. Стоян. СПб.: В.Я. Макушкин, 1913. 704 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. М.: Оникс [и др.], 2009. 1359 c.
- Попов, А.Д. Художественная целостность спектакля. М., 1959. 213 с.
- Режиссёрские уроки К.С. Станиславского. Беседы и записи репетиции. М.: Искусство. 1951. 567 с.
- Словарь театральных терминов: создание актер. образа / Н.А. Зверева, Д.Г. Ливнев. М.: ГИТИС, 2007. 133 с.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 т. и 4 доп. т. М.: Терра, 2001.40726 с.
- Böhme G. (1993). Atmosphere as the Fundamental Concept of a New Aesthetics. Thesis Eleven, 36(1), С. 113-126.
- Benjamin W. A brief history of photography. / Per. S. Romashko. M.: Ad Marginem, 2015.143 pages.
- Large interpreted dictionary of Russian language: A-Ya / RAS. Ying t linguistic researches; originator Chief Ed. Cord. File of Sciences S.A. Kuznetsov. SPb.: Norint, 1998. 1534 pages.
- Weiman S.T. Flickering Meanings. M.: Heritage, 1999. 398 pages.
- Dal V.I. The interpreted dictionary of the living Great-Russian language: elected. Art. / V.I. Dahl; the combining editor of the edition V.I. Dahl and I.A. Boduena de Courtené; [scientific editor L.V. Belovinsky]. M.: OLMA Media Group, 2009. 573 pages.
- Russian Language Short Interpretation Dictionary / originator P.E. Stojan. SPb.: V.J. Makushkin, 1913. 704 pages.
- Ozhegov S.I. The interpreted dictionary of the Russian language: about 100,000 words, terms and phraseological expressions / S.I. Ozhegov; Under ed. L. I. Skvortsov. 26th ed., used and supplemented by M.: Onyx [et al.], 2009. 1359 pages.
- Popov, A.D. Artistic integrity of the performance. M, 1959. 213 pages.
- Director ‘s lessons K.S. Stanislavski. Conversations and rehearsal recordings. M.: Art. 1951. 567 pages.
- Dictionary of theatrical terms: creating an actor. Image / N.A. Zvereva, D.G. Livnev. M.: GITIS, 2007. 133 pages.
- The Encyclopedia Dictionary of Brockhouse and Ephron in 82 vol. and 4 vol. M.: Terra, 2001.40726 pages.
- Böhme G. (1993). Atmosphere as the Fundamental Concept of a New Aesthetics. Thesis Eleven, 36(1), Page 113-126.
Об атмосферности в тяжелой музыке
Тяжелая металлическая музыка имеет немало привлекательных качеств. Ее агрессия и воинственность входят в их число, но все же они отражают лишь самую внешнюю сторону этого жанра. Гораздо более интересным может представиться ее атмосферность. Она проявляется не во всех подстилях и далеко не у всех исполнителей, однако тенденция налицо, и любой, кто знаком с этой музыкой на протяжении более-менее продолжительного времени, здесь согласится.
Что понимается под атмосферностью? В психиатрии есть такое понятие, как агорафобия — боязнь открытых пространств. Если среди читателей этой статьи есть страдающие этим недугом, то им лучше прекратить чтение, так как атмосферность как раз подразумевает способность создавать своеобразное сенсорное ощущение присутствия на огромных открытых пространствах. Природные ландшафты: горы, моря, бескрайние долины, огромные заснеженные леса. Гигантские мертвые города. Ледяные космические бездны, далекие, чуждые человеку миры… В литературе в качестве примера атмосферности может служить произведение Лавкрафта «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата», особенно описания плато Ленг, способные глубоко увлечь читателя эффектом присутствия. Особенностью атмосферности в метале является ее мрачность, холодность и «темность» — иными словами, создаваемые этой музыкой звуковые миры лишены какой-либо благости и дружелюбия по отношению к человеку. Причины этого относятся к особенностям тяжелой музыки как жанра и выходят за пределы этой статьи.
Разумеется, не только в метале существуют произведения, обладающие атмосферностью. Ambient, etherial и множество других жанров также способны погрузить слушателя в иные измерения, но они не будут здесь рассматриваться.
Можно выделить два способа создания атмосферности в тяжелой музыке. Первый из них связан с использованием нетрадиционных для направления средств: инструментов симфонического оркестра, синтезаторов, электронных звуков. Второй из них связан с использованием только традиционных инструментов — гитар и ударной установки. Первым способом создать атмосферность, пожалуй, легче, чем вторым, так как сами тембры звучания нетрадиционных инструментов (например, синтезаторов) обладают очевидной объемностью и глубиной (на любом более-менее приличном синтезаторе можно найти большое количество инструментов с экзотическим, «космическим» звучанием). Так что можно создать нечто атмосферное, не обладая особым талантом; правда, «атмосферность» эта будет довольно плоской; тяжелая сцена переполнена такими группами. Примером группы, использующей синтезаторы и обладающей композиторским талантом, может послужить Summoning.
Второй способ, пожалуй, намного интереснее, так как для создания атмосферности с использованием одних лишь гитар и ударных нужен немалый композиторский талант. И атмосферность получается и более «тонкой», и более притягательной.
Рассмотрю в качестве примера три металлических альбома, обладающие этим качеством. Все они входят в число моих любимых. Многие из читателей смогут привести в качестве примера большое количество других альбомов, но все рассмотреть в рамках одной статьи невозможно.
Darkthrone «Soulside Journey» (1991)
Незаслуженно забытый альбом — в немалой степени из-за того, что сами музыканты всячески открещивались от него в своих интервью.
Но все же он выглядит довольно интересным. Сыгран на удивление технично; создается впечатление, что музыканты намеренны скрывают свою техничность на последующих блэковых альбомах с сырым и проникновенно злобным звучанием.
Этот же альбом, в отличие от последующих, отличается относительным спокойствием и неторопливостью. Обложка альбома способна дать представление о создаваемых музыкой образах; а текст песни «Neptune Towers» создан словно в качестве описания рисунка:
Landscapes of frozen methane
Vast fields of blue dust before my eyes
I was sent here to describe and tease
the minds of the fantasy kings (of my homeland)
On a ship of curiosity I sail
((oh) what treasure can be found here!)
And why must eyes face this
Unearthly show of morbid climate
Behind the Neptune hillsides
They say the towers stand tall
Built by hands dissimiliar to mine
And Brought alive
by hearts of ancient alien cultures
В целом музыка альбома вызывает ощущение прикосновения к течению Вечности — холодному, медленному, спокойному и опасному для того, кто отважится погрузиться в этот поток; к тому, что превосходит человеческие мерки и человеческие жизни.
Immortal «At The Heart Of Winter» (1999)
Тяжелое, резкое, но очень мелодичное вступление к альбому сразу же обрушивается на слушателя так же, как метель обрушивается на заснеженные поля.
Первые три песни альбома обладают отчетливым привкусом трагичности, обреченности и ожесточенности; должно быть, так себя чувствуют те, кто стоит на бескрайних просторах посреди разбушевавшейся природной стихии, в полном одиночестве. Этому весьма способствует музыка: мелодии отличаются своеобразным вьюжным, вихревым звучанием.
Остальные три песни отличаются от первых: трагичность сменяется воинственностью и торжественностью, но общая холодная и «метельная» атмосфера остается прежней.
Альбом посвящен воспеванию мистической страны Блэширк, существующей в воображении музыкантов, царства вечного холода и льда; наверное, его можно назвать своеобразным концентратом северной зимы и северной же ментальности.
Mayhem «De Mysteriis Dom Sathanas» (1994)
Альбом является классическим для блэк-метала; разумеется, в немалой степени из-за трагичных событий, происходивших вокруг этого альбома, но собственно музыкальную составляющую тоже нельзя упускать из виду, так как она — отменного качества.
Альбом представляет из себя серию коротких историй и образов, обладающих пронзительной мрачностью и способностью зачаровывать слушателей. Музыка словно погружает с каждой песней все глубже и глубже в некое чуждое человеку измерение ненависти, безумия, неуспокоенности и вечного Голода — запредельного, мистического, ненасыщаемого Голода. Интересен способ пения вокалиста — в некоторых местах его пение похоже на чтение заклинаний… Вероятно, этот альбом способен в чем-то изменить достаточно внимательного слушателя, оставляя в его подсознании неизгладимый темный отпечаток. Так что слушать его надо на свой страх и риск.
Atmosphere — Rhymesayers Entertainment
За 25 с лишним лет работы в дуэте рэпер Slug и продюсер Ant создали наследие, встроенное в ткань андеграундного хип-хопа. Поднимаясь в рядах Миннеаполиса, их дебютный альбом Overcast! был выпущен в 1997 году. Представленный как шквал виньеток и в сочетании с бесконечным гастрольным графиком, альбом стал трамплином, с которого группа смогла стать неотъемлемой частью музыкальной сцены Среднего Запада. Это было незадолго до того, как их сочинение песен превратилось из рассказывания изобретательных историй от третьего лица в интроспективное потрошение от первого лица, и к началу 2000-х Слаг в шутку породил фразу «эмо-рэп» в интервью, прежде чем публикации начали выходить с тегом жанра. описать их и др.
За десятилетия, прошедшие с момента их дебюта, Atmosphere продолжали упорно трудиться, выпустив более двух дюжин студийных альбомов, EP и совместные сайд-проекты за столько же лет. Почитаемый дуэт создал наследие, выдвинув честность, смирение и уязвимость на передний план своей музыки. Слаг доказал свое мастерство в рассказывании историй и написании захватывающих повествований, оставляя за собой след собственного влияния и отдавая дань уважения рэперам и авторам песен, которые помогли ему сформироваться. Между тем, Ант умело формировал саундтреки, вдохновленные соулом, фанком, роком, регги и волшебством новаторских ди-джеев и продюсеров хип-хопа, создавая свои собственные фирменные звуки и задавая импульс песням о жизни, любви, стрессе и неудачах. . По своей сути Atmosphere был музыкальным пастырем, ведущим поколения слушателей через то, что называется жизнью.
В их новейшем альбоме 2023 года « So Many Other Realities Exist одновременно, » собраны, пожалуй, одни из самых личных работ Atmosphere на сегодняшний день. Одиссея начинается с более мягкого подхода, чем недавние работы, с начальным треком «Окей», который, по-видимому, сосредоточен на том, чтобы утешить и успокоить слушателя. Когда Слаг читает рэп по поводу одного из самых ярких произведений, которые когда-либо выпускал Ant, песня закладывает основу для упражнения в неуклюжем сознании длиной в целый альбом. Тем не менее, как бы мягко ни начинался альбом, с самого начала присутствует безошибочное чувство беспокойства, которое продолжает развиваться на протяжении всего проекта, пока Слаг и Муравей переплетают слушателя с нечеткими темами бессонницы и горя.
От тонкой паники в сердце таких песен, как «Dotted Lines», до явной тревоги, такой как «In My Head», тревога в треках безошибочна. Тем не менее, по мере того, как слезы могут начать набирать силу, они снова находят решение в таких песнях, как «Still Life», чей обнадеживающий взгляд подрывает напряженность альбома. В то же время ритмы на So Many Other Realities являются одними из самых изобретательных в карьере Atmosphere. Игривая перкуссия Муравейника в «In My Head» выступает в качестве приятного противовеса взволнованному письму, в то время как паттерны ударных в «Holding My Breath» и «Bigger Pictures» позволяют Слагу играть со своим флоу, чтобы подчеркнуть тревогу, движущую записью.
Там, где предыдущие записи в этом последнем акте карьеры Atmosphere были сосредоточены на подчеркивании тех частей жизни, которые несут наибольшее значение — семья, братство, цель — So Many Other Realities — это почти нервирующие раскопки паранойи, вдохновленные общее недомогание утомленного пандемией общества, полного гражданских беспорядков. Напряжение в этих песнях ощутимо, но само присутствие альбома является свидетельством надежды, которая должна лежать в основе даже самых напряженных прозрений.
Самый большой риск, которому Атмосфера продолжали подвергаться в своей карьере, — это быть уязвимыми и бесстрашными. Мир непостижимо изменился с тех пор, как Слаг и Муравей вышли на андеграундную хип-хоп сцену, но, несмотря на сейсмические сдвиги в музыке и культуре, они крепко держались фундамента, основанного на хитроумных инновациях и правде. Неустанные графики релизов и гастролей дуэта рассказывают лишь часть истории, но время, проведенное с их записями, — независимо от того, являетесь ли вы новым поклонником или давним слушателем, — раскрывает пару друзей, которые любят творить и жить ради беззастенчивого самовыражения. . Их голые размышления о жизни, мирских травмах и радостях, которые делают жизнь стоящей, являются подарком, и это само по себе является наследием Atmosphere. Если завтра музыка остановится, дуэт превратится в двух тихих титанов, навсегда изменивших курс обычного рэпа.
Атмосфера | Определение, слои и факты
перистые перистые облака над провинциальным парком плотины Пинава
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джордж Доллонд Джозеф Пристли Жозеф-Луи Гей-Люссак Джон Далтон Джон Тиндалл
- Похожие темы:
- ионосфера и магнитосфера озоновый слой северное сияние свечение воздуха радуга
Просмотреть весь связанный контент →
атмосфера , газовая и аэрозольная оболочка, простирающаяся от океана, суши и покрытой льдом поверхности планеты в космос. Плотность атмосферы уменьшается наружу, потому что гравитационное притяжение планеты, которое притягивает газы и аэрозоли (микроскопические взвешенные частицы пыли, сажи, дыма или химических веществ) внутрь, наиболее близко к поверхности. Атмосферы некоторых планетарных тел, таких как Меркурий, практически отсутствуют, так как первичная атмосфера избежала относительно низкого гравитационного притяжения планеты и была выпущена в космос. Другие планеты, такие как Венера, Земля, Марс и гигантские внешние планеты Солнечной системы, сохранили атмосферу. Кроме того, атмосфера Земли смогла содержать воду в каждой из трех фаз (твердая, жидкая и газообразная), что было необходимо для развития жизни на планете.
Эволюция нынешней атмосферы Земли до конца не изучена. Считается, что нынешняя атмосфера образовалась в результате постепенного выделения газов как из недр планеты, так и в результате метаболической деятельности форм жизни, в отличие от первичной атмосферы, которая образовалась путем дегазации (вентиляции) во время первоначального формирования планеты. . Текущие вулканические газообразные выбросы включают водяной пар (H 2 O), двуокись углерода (CO 2 ), двуокись серы (SO 2 ), сероводород (H 2 S), монооксид углерода (CO), хлор (Cl), фтор (F) и двухатомный азот (N 2 ; состоящий из двух атомов в одной молекуле), а также следы других веществ. Приблизительно 85 процентов вулканических выбросов находятся в форме водяного пара. Напротив, углекислый газ составляет около 10 процентов сточных вод.
Во время ранней эволюции атмосферы на Земле вода должна была существовать в виде жидкости, поскольку океаны существовали по крайней мере три миллиарда лет. Учитывая, что мощность солнечной энергии четыре миллиарда лет назад составляла лишь около 60 процентов от сегодняшней, повышенный уровень углекислого газа и, возможно, аммиака (NH 3 ) должен был присутствовать, чтобы замедлить потерю инфракрасного излучения в космос. Первоначальные формы жизни, развившиеся в этой среде, должны были быть анаэробными (т. е. выживать в отсутствие кислорода). Кроме того, они должны были быть в состоянии противостоять биологически губительному ультрафиолетовому излучению солнечного света, которое не поглощалось слоем озона, как сейчас.
Когда организмы развили способность к фотосинтезу, кислород стал производиться в больших количествах. Накопление кислорода в атмосфере также способствовало развитию озонового слоя в виде O 9Молекулы 0047 2 диссоциировали на одноатомный кислород (O; состоящий из отдельных атомов кислорода) и рекомбинировали с другими молекулами O 2 с образованием трехатомных молекул озона (O 3 ). Способность к фотосинтезу возникла у примитивных форм растений между двумя и тремя миллиардами лет назад. До появления фотосинтезирующих организмов кислород производился в ограниченных количествах как побочный продукт разложения водяного пара под действием ультрафиолетового излучения.
Britannica Quiz
27 правильных или неверных вопросов из самых сложных научных викторин Britannica
Узнайте, сколько азота, кислорода, водяного пара, углекислого газа и других элементов составляют воздух Земли
Посмотрите все видео к этой статьеТекущий молекулярный состав атмосферы Земли состоит из двухатомного азота (N 2 ), 78,08%; двухатомный кислород (O 2 ), 20,95%; аргон (А) 0,93%; вода (H 2 0), приблизительно от 0 до 4%; и двуокись углерода (CO 2 ), 0,04 процента. Инертные газы, такие как неон (Ne), гелий (He) и криптон (Kr), а также другие компоненты, такие как оксиды азота, соединения серы и соединения озона, встречаются в меньших количествах.
В этой статье представлен обзор физических сил, управляющих атмосферными процессами Земли, структуры атмосферы Земли и приборов, используемых для измерения атмосферы Земли. Для полного описания процессов, которые создали современную атмосферу на Земле, см. эволюция атмосферы. Для получения информации о долгосрочных условиях атмосферы, которые наблюдаются на поверхности Земли, см. климат. Для описания самых высоких областей атмосферы, где условия во многом определяются присутствием заряженных частиц, см. ионосферу и магнитосферу.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Бюджеты поверхностей
Атмосфера Земли ограничена снизу водой и сушей, то есть поверхностью Земли. Нагрев этой поверхности осуществляется тремя физическими процессами — излучением, проводимостью и конвекцией, и температура на границе атмосферы и поверхности является результатом этого нагрева.