Обзор Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20
За предоставленный объектив Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20 огромная благодарность Сергею Гузенко.
Обзор Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20
Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20 – довольно известный широкоугольный объектив, ценится многими фотографами и видеографами. Я встречал его в трех разных вариантах: с белым кольцом диафрагмы и черным кольцом фокусировки, с кольцами с полосатой раскраской (“зебра”, такой, как в этом обзоре) и в полностью черном корпусе с черными кольцами управления. Также, существуют объективы с посадочной резьбой М42 и с байонетом Exakta, последние часто переделывают под М42.
Carl Zeiss под маркой ‘Flektogon’ выпускал широкоугольные объективы еще с 1956 года. Flektogon 4/20 был разработан в 1961 году и стал первым супер-широкоугольным объективом от Carl Zeiss, до этого можно было встретить только Carl Zeiss Jena Flektogon 4/25. В 1976 объектив обновили до более светосильной версии – Carl Zeiss Jena Flektogon 2.
8/20. С 90-х Flektogon’ы больше не выпускают, они были заменены на объективы марки ‘Distagon’.
Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20, сфокусированный на МДФ
Корпус объектива весь выполнен из металла, кольца фокусировки и диафрагмы тоже металлические, с черно-белой окраской как у зебры. Экземпляр из обзора довольно потрепанный жизнью, кольцо фокусировки и диафрагмы имеют небольшой люфт. Лично меня удивила очень маленькая задняя линза объектива.
Объектив из обзора скорее всего сломан. На полноформатной камере левый край изображения абсолютно не рабочий, потому в данном обзоре я не могу судить про качество изображения этого объектива.
Если у кого-то есть реальный опыт использования Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20, пожалуйста, оставьте свои впечатления в комментариях.
Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20
Кольцо фокусировки очень туго вращается на 300 градусов, при этом хобот объектива удлиняется на полсантиметра. При фокусировке передняя линза не вращается.
Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20
Диафрагма состоит из 6-ти блестящих, не зачерненных лепестков, закрывается до F/22, можно использовать значения F/4, 5.6, 8, 11, 16, 22 и по одному промежуточному значению между ними. Объектив имеет автоматическое управление диафрагмой на соответствующих камерах. Данный экземпляр попал ко мне с зафиксированным выступом для управления диафрагмой, таким образом, управление диафрагмой стало полностью ручным.
Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20 на Canon EOS Digital 350D
Объектив использует светофильтры большого диаметра, на 77 мм, и, из-за сочетания небольшой длины и столь большой передней линзы довольно необычно смотрится на камере.
В этот раз обзор получился без пака с RAW-файлами, ибо показывать особо-то и нечего:
Оптическая схема Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20 легла в основу советского МС Мир-20Н 3.5/20 (и его over 9000 модификаций).
Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20 на Nikon AF N8008S
Я использовал Carl Zeiss Jena Flektogon 4/20 на камерах Canon с переходником М42-Canon EOS, а на камерах Nikon с переходником М42-Nikon. Отдельная благодарность Онищуку Вадиму, который подарил Радоживе переходник М42-Canon EOS с чипом 🙂
Каталог современных объективов Carl Zeiss можете посмотреть по этой ссылке.
Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Объективы и акции на них смотрите на Moyo.ua.
Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram.
Carl Zeiss Jena Flektogon 50mm f4
Сверкающий бриллиант от Carl Zeiss Jena — это не только красиво выглядящий объектив, но и очень хорошие оптические характеристики.![]()
Галерея полноразмерных изображений Используемый на K10D с переходным кольцом, объектив, хотя и довольно тяжелый, хорошо сочетается с камерой. (indianados) Согласен с indianidos, хотя использую свой с Nikon D700. Цвета приятные, центр резкий, но если вы хотите, чтобы линза была резкой в углах, скажем, f 4 или f 5,6, вам, вероятно, лучше поискать в другом месте. Я широко использовал мультипокрытие 50/4 Flektogon. Среди всех объективов Zeiss, которые у меня были, 50 был моим любимым объективом (ну, за ним последовал Sonnar 180). Прекрасный резкий объектив, абсолютно без бликов, даже при съемке прямо на свет. Ищите версию МС. Метки:
|
Flektogon 50mm f/4 – camerajunky
У меня особое отношение к моей камере Pentacon Six TL, так как это моя единственная работающая среднеформатная камера. Меня всегда сильно привлекала фотография среднего формата, но какое-то время я не мог себе этого позволить. В конце концов, P6 стала той камерой, которая позволила мне снимать кадры 6×6, и с тех пор я ни разу не пожалел о своем решении и не подумал о переходе на другую систему. В этом посте я рассказываю свою историю с этой камерой и пытаюсь показать как плохие, так и хорошие стороны, надеясь, что кому-то из вас эта информация будет полезна. Это будет больше похоже на вычитание моего личного пользовательского опыта и всех важных моментов, которые я узнал во время своего исследования.
Моя история Pentacon Six
Я учился в университете где-то на втором курсе, когда впервые услышал об этой камере. Я только начал экспериментировать со стареньким «Зенитом-Е», когда мой приятель и сосед по комнате показал мне сайт с кучей фотографий и описанием Р6. Мы оба были очень взволнованы, когда поняли, что есть мир за пределами 35-мм пленки, поэтому мы начали гуглить и находить больше информации об этом звере.
Несколько недель спустя я случайно нашел небольшой магазинчик в небольшой деревне рядом с моим родным городом.

Это была непростая сделка, потому что парень не особо стремился продавать что-либо из своей коллекции, но в конце концов я получил свой Pentacon Six со стандартным объективом Biometar 80mm f/2.8 производства Carl Zeiss Jena и с искателем уровня талии. И камера, и объектив были красивыми, красивыми, чистыми и полностью исправными. На самом деле, она не очень активно использовалась, и, кроме того, мастер по ремонту был достаточно любезен, чтобы проверить выдержки, прежде чем передать их мне.
2 Pentacon six bodys
2 искателя уровня талии
Пентапризма ТТЛ
2 Carl Zeiss Jena (CZJ) 80mm f/2. 8 Biometar
1 CZJ 50 мм f/4 Флектагон
1 CZJ 120 мм f/2,8 MC Биометар
1 CZJ 180mm f/2.8 MC Sonar (этот объектив принадлежит другу, я просто им пользуюсь)
1 CZJ 500mm f/5.6 MC Pentacon
Набор удлинительных трубок
Разделенный экран фокусировки изображения
Всегда готовые кейсы
К сожалению, есть не только хорошие слухи об этой камере, но лишь частично правдивые слухи. Итак, давайте начнем с не очень приятного, прежде чем сосредоточимся на хороших вещах.
Многие считают, что гарантия качества при производстве этих камер была не самой лучшей, поэтому покупка такой камеры – настоящая авантюра, так как можно получить довольно плохую и ненадежную.
Правда трудно найти Pentacon Six в хорошем рабочем состоянии с идеально точными выдержками, но к качеству камер это не имеет никакого отношения. Дело в том, что эти камеры довольно старые и большинство из них использовались в профессиональных целях, где, скорее всего, из них было прожжено огромное количество пленки. Вы должны думать о них так же, как о старой машине, например, VW Beetle. Это хороший автомобиль с очень небольшим количеством недостатков, но поскольку он старый и проехал вокруг экватора около 30 раз, вам нужно уделять внимание обслуживанию, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии. Вы же не будете ездить на 40-летнем Жуке, найденном на чьем-то заднем дворе, не проверив уровень масла, не так ли? Конечно, нет, так почему же вы относитесь к камере по-другому? Старая механическая камера похожа на старую машину. Он нуждается в некотором обслуживании и уходе. Конечно, если бы вы были пользователем Hasselblad, вы могли бы не согласиться, но категория и ценник у этих брендов совершенно разные, тем не менее, получаемые изображения могут быть очень похожими.
Мне повезло, потому что я лично встречал очень мало выпусков, которые можно прочитать в Интернете по версии P6.
Большинство проблем легко исправить во время капитального ремонта, который включает чистку, смазку, регулировку струн и т. д.
Низкая и неточная скорость затвора
Pentacon Six TL использует огромный брезентовый затвор в фокальной плоскости, который имеет 3 последствия.
- Объективы дешевле, потому что в объективе нет затвора.
- Съемка со вспышкой ограничена выдержкой синхронизации, которая составляет 1/30 с.
- Огромному полотну нужны большие и прочные струны, которые со временем могут потерять свою регулировку.
Обычно скорость 1/125 с является наиболее точной, все, что быстрее, может быть медленнее, чем предполагалось, если камера не использовалась в течение длительного времени. Медленное время также может быть проблематичным, потому что механические часы могут собирать пыль.
Решение — капитальный ремонт тем, кто знает, что он делает. Камеру необходимо разобрать, почистить и отрегулировать. Здесь нет больших опасений, если вы используете камеру случайно, это не нужно делать слишком часто, может быть, раз в 10 лет.
Перекрывающиеся кадры
Эта проблема более очевидна, чем предыдущая. У многих людей есть проблема «целующихся» или, что еще хуже, перекрывающихся кадров. Думаю, в большинстве случаев это происходит из-за неправильной неплотной загрузки пленки. Посмотрите это видео от PentaconSixExpert на Youtube. Я не говорю, что это единственная проблема, потому что мои рулоны тоже имеют неравные промежутки между кадрами (но пока нет соприкосновения или перекрытия), но во многих случаях это только из-за того, как вы загружаете пленку.
Счетчик кадров
У меня тоже не было проблем с этой функцией, но это однозначно одно из слабых мест камеры. Я видел несколько пентаконов, у которых задняя часть камеры была изменена путем добавления небольшого окошка, закрытого красным пластиком, чтобы можно было видеть нумерацию на обратной стороне пленки. Это конечно решение, но очень жесткое. Вы можете отдать счетчик на ремонт профессионалу или можете жить без него, в конце концов, вы сможете стрелять, даже если он сломан.
Теперь, когда мы покончили с не очень приятными вещами, пришло время отпраздновать и проверить, почему эта система так хороша.
Если бы мне пришлось быть кратким, я бы сказал, что нам нужно взглянуть на следующие аспекты для обоснования:
- Объективы и качество изображения
- Размер
- Гибкость
- Соотношение цена/качество
Выбор объектива
Выбор объектива для этой системы просто фантастический, на мой взгляд. Вы можете найти отличную оптику буквально без денег (по сравнению с современными объективами) для любого фокусного расстояния от самых разных производителей, в первую очередь от Carl Zeiss Jena (CZJ). Объективы, которые я использую большую часть времени, как правило, очень быстрые, резкие и с ними приятно снимать. Следует отметить, что даже версии с многослойным просветлением (MC) более склонны к бликам, чем современные объективы с аналогичной оптической формулой, поэтому использование бленды всегда является хорошей идеей.
Если вы хотите узнать больше о совместимых объективах, посетите замечательный сайт pentaconsix.com.
Мой друг дал мне использовать 180mm f/28 Sonnar. Хотя это один из лучших и самых знаковых объективов с байонетом Pentacon, я редко использую его, потому что он намного больше и тяжелее, чем ненамного более короткий 120-мм Biometar.
Размер и вес
Pentacon Six выглядит как 35-мм зеркальная фотокамера, за исключением того, что она намного больше, поэтому многие люди называют ее усиленной SLR или SLR на стероидах.
Хотя они действительно значительно крупнее и тяжелее своих 35-мм собратьев, на самом деле P6 — это довольно компактная камера среднего формата, которая снимает кадры 6×6 см.
Да, есть и поменьше, но они, как правило, не имеют возможности смены объектива или имеют такие же габариты, но весят больше.
Если вы, как и я, любите путешествовать с максимально возможным «датчиком», то этот аспект размера/веса может быть для вас очень важен.
Надо сказать, что этот комплект может быть очень тяжелым, особенно если вы возьмете с собой более одного объектива и штатив.
Соотношение цены и качества
Я думаю, что система Pentacon Six в настоящее время имеет очень привлекательную цену. Вы можете получить свое тело с отличным стандартным объективом примерно за 100 евро, и даже если вы добавите дополнительные средства для очистки и настройки, это все равно намного дешевле, чем большинство других систем среднего формата со сменными объективами.
Эстер задокументировала, как я сделала портрет художника в Стамбуле. Я думаю, что это отражает мои эмоции во время использования этой камеры.
Съемка на Pentacon Six TL, Стамбул (Турция) Художник (Стамбул, Турция) Pentacon Six TL, Carl Zeiss Jena Biometar 120mm f/2.8, Fujicolor Pro 160NS, Canoscan 9900F За годы использования Pentacon Six я приобрел большой опыт работы с ним. Поэтому я хотел бы поделиться некоторыми случайными мыслями, которые, я думаю, могут быть вам полезны.
Пентапризма и определитель уровня талии
У меня есть призма TTL, которая обеспечивает правильное изображение в видоискателе (без переключения сторон) и может использоваться для считывания света через объектив.
С другой стороны, призма очень темная, и замер освещенности не очень прост в использовании. В некоторых случаях это здорово, но в целом я предпочитаю внешний экспонометр. Доступны различные более яркие призмы, например, старая версия без замера. Если я не ошибаюсь, даже более яркая призма Kiev 60 также совместима и может быть присоединена.
Напротив, индикатор уровня талии, безусловно, самое яркое решение, поэтому я использую его чаще всего. Но он переключает стороны изображения в видоискателе, и вы можете держать камеру ниже, чем обычно, чтобы иметь возможность видеть через видоискатель. Для меня с ним гораздо проще фокусироваться, особенно со встроенной маленькой лупой.
Несмотря на все неудобства поясного уровнемера, изображение в нем — нечто особенное. Я знаю, что это оксюморон, но выглядит даже лучше, чем реальность. Он огромный, яркий и сочный, к нему не приблизится ни один видоискатель любой 35-мм камеры.
Фокусировка
Фокусировка, как всегда, очень важна, когда речь идет о любой фотографии. Мне пришлось узнать, что глубина резкости намного меньше, когда вы снимаете в среднем формате, поэтому даже небольшое движение камеры может привести к тому, что ваш объект выпадет из резкой области.
Когда я снимаю с рук с объективами 80 мм/120 мм, я стараюсь не использовать шире, чем f/4 или даже f/5,6, потому что это по-прежнему дает хорошее боке, но имеет некоторую безопасность с точки зрения размера областей резкости. Естественно, я часто снимаю на открытой диафрагме (f/2.8) на улице, но это всегда рискованно.
Ремонт
К счастью, у меня не было много проблем с камерами, но за последние 6 лет у меня было несколько случаев, когда мне приходилось просить кого-нибудь о помощи.
Я один раз почистил, смазал и отрегулировал «старый» (мой оригинальный) Р6 после того, как услышал необычные звуки из затвора. С тех пор работает идеально. Никаких проблем с экспозицией даже при съемке Velvia.
У моего 120-мм объектива однажды застряла диафрагма, что потребовало разборки и общей чистки объектива. К сожалению, это распространенная проблема со старыми объективами.
Заключение и рекомендация
Излишне говорить, что эта камера не для всех. Пока вы можете признать, что ваша камера нуждается в некотором уходе в виде регулярного обслуживания, вы можете быть очень довольны ею. Поэтому имейте в виду, что окончательная цена может быть выше, чем сама покупка, поскольку может потребоваться базовый ремонт.
В настоящее время не всегда легко найти квалифицированного специалиста по ремонту старых механических камер. Поэтому лучше всего покупать у надежного источника с получателем гранта, чтобы вы получили работающую камеру. Я думаю, что это стоит дополнительных денег, чтобы получить капитально отремонтированный фотоаппарат в первую очередь.
Я думаю, что это отличная камера, и она может стать хорошим выбором для тех, кто хочет попробовать себя в фотографии среднего формата и нуждается в решении со сменными объективами.