ЧЕРНО-БЕЛАЯ? НЕТ, ЦВЕТНАЯ! | Наука и жизнь
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Илл. 1.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Полихромные изображения из коллоидных частиц серебра, сформированных на черно-белых слоях конденсационным методом.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
В зависимости от условий обработки фотослоя с одного негатива можно получить изображения с разными цветовыми оттенками.
Полихромное изображение, сформированное диспергационным методом.
‹
›
Открыть в полном размере
Сегодня никого не удивляет простота получения фотоснимка: достаточно сдать экспонированную пленку в фотолабораторию и через час получите готовые отпечатки. И это не говоря о цифровом фото, когда картинка возникает на экранчике сразу после нажатия кнопки. Поэтому многие выказывают недоумение, узнав, что до сих пор существуют научные коллективы, которые всерьез продолжают изучать теорию фотографических процессов, занимаются усовершенствованием фотопленок и фотобумаг, а полученные результаты обсуждают на региональных и международных конференциях.
Так в чем же дело? Что еще можно изучать, если и так все просто? Однако не будем торопиться с выводами.
Фотография не ограничивается любительскими снимками с помощью простых и доступных фотоаппаратов. Она нужна не только для того, чтобы запечатлеть на фотобумаге окружающий мир во всей его красоте. Фотография — профессиональный метод исследования в самых разных сферах человеческой деятельности — физике, химии, биологии, геологии, медицине, астрономии, космонавтике… Перечень легко продолжить. Любое из приложений фотографий диктует свои требования к выбору материала, обеспечивающего получение фотоснимка высокого качества независимо от условий съемки (жара, холод, воздух, вакуум). В зависимости от назначения фотографический материал должен иметь определенную фотографическую чувствительность к свету разного спектрального состава и рентгеновскому излучению, а изображение — требуемый контраст и цветопередачу. Все это позволяет понять трудности создания универсального фотоматериала, пригодного на все случаи жизни, и причину, по которой ассортимент выпускаемых фотоматериалов составляет сотни наименований. Это не только бытовые, но также специальные фототехнические, медицинские и рентгеновские пленки, бумаги, пластинки и даже фототкани.
Фотография появилась на свет немногим более 150 лет тому назад. За прошедшее время реализованы самые различные фотохимические и фотофизические процессы, обеспечивающие возможность получения изображений на светочувствительных веществах неорганической и органической природы. Тем не менее на мировом рынке доминируют фотоматериалы, в которых функцию светочувствительного вещества выполняют галоидные соли серебра. Это неслучайно. В составе фотослоя они в наибольшей степени удовлетворяют самым разным требованиям. Их мировое ежегодное потребление хотя и сокращается в связи с созданием электронных средств записи информации, но все еще оценивается суммой около 15 млрд долларов США. На эти цели расходуется более 5 тыс. тонн серебра в год.
Ниже будет рассказано о некоторых интересных в научном и прикладном отношении результатах исследований в области фотографической химии, полученных при непосредственном участии автора статьи вместе с коллегами В. В. Свиридовым, В. Д. Сташонком и О. В. Сергеевой в Белорусском государственном университете. Речь идет о так называемой полихромной (многоцветной) фотографии, занимающей промежуточное место между обычной черно-белой и обычной цветной.
Нам удалось выявить условия, при которых на обычном черно-белом фотоматериале формируется (без применения окрашенных пигментов или красителей) многокрасочное изображение с яркими цветовыми оттенками. Это изображение состоит из микрокристаллов серебра, оптические свойства которых на разных участках изображения определяются их размерами и формой.
Справедливости ради отметим, что с момента начала становления и развития фотографии неоднократно предпринимались попытки получить цветные изображения на черно-белых фотослоях без применения окрашенных пигментов или красителей. Мотивация была проста: если объектив фотоаппарата проецирует на фотографический материал цветное изображение, то почему получаемая картина должна быть иной? Более того, известны случаи, когда галоидные соли серебра изменяли цвет на такой, каким их освещали через призму. В частности, это удалось осуществить в 1848 году французскому физику Эдмонду Беккерелю: полученный им цветовой спектр до сих пор можно увидеть в лондонском Музее науки. (Заметим, что Эдмонд Беккерель — представитель целой династии французских ученых. Его отец, Антуан Сезар Беккерель, занимался электрохимией, а сын, Антуан Анри Беккерель, открыл радиоактивность).
Изображения с разными цветовыми оттенками удавалось получать без применения красителей на посеребренных медных пластинках, обработанных в парах иода. Их назвали дагеротипами в честь одного из основоположников фотографии — Луи Жака Манде Дагера. После экспонирования в камере-обскуре такие пластинки обрабатывали в парах ртути. Подобные изображения хранятся во многих музеях мира. Одна из наиболее интересных экспозиций, относящаяся к истории фотографии, собрана в частном музее инженера Нэйлора в городе Бостоне.
Отличительная особенность изображений на дагеротипах состоит в том, что они отражают свет преимущественно только одной длины волны и потому выглядят монохромными, а не разноцветны ми. Этот недостаток иногда компенсировали ручным раскрашиванием в естественные цвета.
Ситуация в корне изменилась после появления на рынке фотопластинок со светочувствительны ми эмульсиями из очень мелких микрокристаллов бромистого серебра. С подобными фотопластинками проводил опыты французский физик Габриель Липпман. Пластинки вставляли в специальную кассету, обеспечивающую возможность их контакта с поверхностью ртути. Свет в камере для экспонирования проходил через пластинку и эмульсионный слой, после чего отражался от поверхности ртути. Отраженный свет вызывал образование в светочувствительном слое скрытого изображения, которое усиливалось при последующем проявлении с формированием уникальных по размерам прослоек из микрокристаллов серебра, расстояние между которыми зависело от длины волны экспонировавшего света, а их толщина определялась величиной экспозиции и способом химико-фотографической обработки. Сформированное изображение зрительно воспринималось как обычное негативное изображение. Но при рассмотрении его под определенным углом отраженный свет давал картинку с естественной цветовой гаммой. За создание метода цветной фотографической репродукции Габриелю Липпману в 1908 году присуждена Нобелевская премия по физике.
В последующие годы метод Липпмана некоторое время успешно использовался в коммерческих целях, но из-за очевидных технических трудностей был вытеснен другими методами получения цветных изображений из ярких красителей органической природы, которые к настоящему времени доведены до совершенства.
В отличие от обычного цветного обычное черно-белое изображение не содержит окрашенных пигментов или красителей. Оно образовано частицами серебра. Форма таких частиц установлена с помощью электронного микроскопа. Это небольшие по размерам нити разной длины либо клубки из нитей. Необычная форма обеспечивает микрокристаллам серебра свойство поглощать падающий на них свет всех длин волн видимого спектра. По этой причине изображение, сформированное на прозрачной пленке или белой бумаге, зрительно регистрируется как черно-белое. Интересно, что если нити серебра очень малы, то изображение приобретает цветной оттенок, но один и тот же на всех участках, то есть изображение остается монохромным.
Многие исследователи в разное время изучали взаимосвязь между размерами и формой частиц различных веществ, с одной стороны, и их свойством поглощать и рассеивать падающий на них свет — с другой. Существование такой взаимосвязи в математической форме описал Густав Ми в 1908 году. Он смог объяснить, почему небо имеет голубой цвет и почему Солнце красное при восходе и закате. Это определяется многими тонкими особенностями процессов рассеивания, поглощения и преломления света, проходящего через среду, состоящую из частиц одинаковой формы, но разных размеров (пылинки и другие частицы атмосферы).
Уравнения Ми предсказывают существование зависимости между размерами частиц серебра и их цветом. И это предсказание было реализовано в середине 1980-х годов в так называемой хромоскедасической живописи (термин «хромоскедасический» образован от греческих корней и означает «цвет при рассеивании света»). Черно-белую фотобумагу освещают красным светом, а затем с помощью кисточки наносят в разной последовательности растворы реактивов, предназначенных для обычной химико-фотографической обработки: проявители, фиксажи, стабилизаторы, активаторы. Далее бумагу промывают и сушат. Цветовая гамма в нарисованной картине зависит от размеров сформированных коллоидных частиц серебра. На разных участках они различны. В соответствии с теорией желтый цвет должны давать частицы диаметром 10-30 нм, а красный свет — частицы размером от 35 до 65 нм. Однако детали процессов рассеяния света разных длин волн в реальном хромоскедасическом изображении окончательно не установлены.
С сожалением отметим, что в статьях о хромоскедасической живописи, опубликованных в 1992 году в журнале «Scientific American», не упомянуты наши работы, из которых следует, что на черно-белом материале можно не только нарисовать с помощью кисточки картину из коллоидных частиц серебра, но и полномасштабно воспроизвести объект фотографирования в условных цветах. Удивительно, но в ряде случаев удается приблизиться к реальной цветопередаче. Так, небо и снег могут быть переданы голубым или розовым цветом, трава и листья деревьев — зеленым, тени — коричневым, песок — желтым или оранжевым. Наиболее эффектно выглядят пейзажные и архитектурные сюжеты, особенно в тех случаях, когда объект сфотографирован при лобовом освещении или в рассеянном свете пасмурного дня.
Ориентируясь на результаты теоретических работ Ми, мы могли надеяться на то, что черно-белые фотослои удастся использовать для получения полихромных изображений. Надо только разработать методические приемы, при которых на участках фотослоя, получивших разную экспозицию, на стадии последующей химической обработки будут формироваться не нитевидные, а коллоидные частицы серебра разных размеров. Возможен и другой подход к решению этой задачи: имея готовое черно-белое изображение из нитевидных черных частиц серебра, трансформировать их в коллоидные частицы, отличающиеся по размерам на участках с разной оптической плотностью. И те и другие условия мы выявили в процессе работы. В конечном итоге сейчас можно говорить о существовании по меньшей мере двух принципиально разных методов получения полихромных изображений — конденсационных и диспергационных.
Конденсационные методы реализуются в две основные стадии: фотослой экспонируют, как обычную фотобумагу, контактным или проекционным способом (через обычный или цветной негатив либо позитив с помощью фотоувеличителя), а затем обрабатывают только в одном растворе при красном свете в темноте в течение 30-40 с. Затем включается свет, чтобы визуально оценить время, требуемое для завершения процесса (цветовая гамма формирующегося изображения зависит от продолжительности обработки). Далее следуют промывка в воде и обычная сушка фотоснимка.
В чем оригинальность метода? При воздействии света формируются, как и в обычном процессе, центры скрытого изображения из частиц серебра, состоящие примерно из четырех атомов серебра. Центры скрытого изображения невидимы в электронном микроскопе и устойчивы при длительном хранении фотослоя в темноте. На участках фотослоя, где экспозиция выше, таких центров больше. При погружении проэкспонированного фотослоя в монованну (она одновременно содержит растворитель галоидного серебра и восстановитель этого вещества) микрокристаллы галоидного серебра начинают растворяться. Процесс восстановления приводит к увеличению размеров центров скрытого изображения с образованием не нитевидных, а коллоидных частиц серебра: там, где центров скрытого изображения много, образуются небольшие по размерам коллоидные частицы серебра близкой к сферической формы, а там, где центров мало, — более крупные частицы. И те и другие по-разному рассеивают свет в готовом изображении и воспринимаются глазом как окрашенные.
Изюминка процесса состоит в том, что фотослой необычен. Для его изготовления использована монодисперсная эмульсия на основе бромистого серебра, нечувствительная к красному свету. Слово «монодисперсная» означает, что микрокристаллы бромида серебра примерно одинаковы по размеру (~ 100-125 нм). Кроме того, частицы серебра прекрасно рассеивают световое излучение и гораздо слабее его поглощают, представляя собой необычную «светлую» модификацию коллоидного серебра. Поэтому эмульсия должна быть нанесена не на прозрачную, а на светопоглощающую (черную) основу.
В справочной литературе приводится много составов проявляюще-фиксирующих монованн для обработки фотослоев после экспонирования. Кроме обычных проявляющих веществ (метол, гидрохинон, фенидон и др.) в них содержится растворитель галоидного серебра, как правило, тиосульфат натрия (гипосульфит). Это вещество полностью удаляет чувствительные к свету галоидные соли серебра с участков, на которые не попадал свет во время экспонирования фотослоя. В этом случае для получения полихромных изображений в составе монованн вместо гипосульфита используется роданид калия (КСNS), причем в весьма значительном количестве. Это неслучайно. Как оказалось, ничтожно малые количества серы, которые могут адсорбироваться на серебре из растворов, содержащих гипосульфит, изменяют оптические свойства коллоидных частиц в худшую сторону и вместо полихромного образуется монохромное изображение с тусклыми цветовыми оттенками. Таким образом, метод прост, достигаемый положительный результат очевиден, однако его трудно реализовать в домашних условиях из-за отсутствия серийно выпускаемых фотослоев на черной основе. Решить проблему можно, если использовать для экспонирования через фотоувеличитель мелкозернистые фотопластинки для голографии. Но после получения на них полихромного изображения на их обратную сторону необходимо нанести черную краску или наклеить черную бумагу.
Процессы получения полихромных изображений путем разрушения клубковой структуры нитевидного серебра (диспергационные), из которого состоит обычное черно-белое изображение, могут быть реализованы по-разному.
В одном из случаев для этих целей используется раствор экзотического с точки зрения химии состава: в нем содержатся одновременно сильный окислитель серебра (это так называемая красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]) и восстановитель продукта окисления серебра (это борогидрид натрия NaBH4). Борогидрид малодоступен, и работать с ним необходимо с большой осторожностью, соблюдая меры противопожарной безопасности. Совместимость в одном растворе сильного окислителя и сильного восстановителя, исключающая их взаимодействие друг с другом при хранении, достигается присутствием в растворе большого количества щелочи (NaOH). При помещении черно-белого фотоснимка в такой раствор изображение исчезает. Это происходит в результате химических реакций, приводящих к образованию бесцветных комплексных соединений серебра. Их состав окончательно не установлен. Самое интересное состоит в том, что после промывки в проточной воде на месте черно-белого формируется полихромное изображение с богатой цветовой гаммой, обусловленное различием в размерах коллоидных частиц серебра и плотности их упаковки на разных его участках. В данном случае, как оказалось, размеры частиц серебра значительно меньше, чем при конденсационном методе (от 2-3 до 20 нм), а их количество на единицу поверхности изображения существенно больше. Подобные частицы практически не рассеивают видимый свет, а только избирательно поглощают его. Это позволяет трансформировать черно-белое изображение в полихромное независимо от того, какой была основа — прозрачной или белой, как на фотобумаге.
Принимая во внимание отмеченные трудности работы с борогидридом, мы предприняли попытки заменить это вещество в составе обрабатывающих растворов на более простые и более доступные восстановители, что позволило реализовать процес в следующем варианте. Черно-белое изображение на пленках или фотобумагах вначале обрабатывается в растворе йода, содержащем йодид калия. В таком растворе серебро окисляется и, возможно, частично трансформируется в соединение, представляющее собой смешанную соль из йодида серебра и калия KАgJ2. В электронном микроскопе можно увидеть, что микрокристаллы этого вещества имеют размеры 10-40 нм и треугольную форму. Однако при последующей обработке фотослоя в растворах таких восстановителей, как гидрохинон или фенидон, они трансформируются в окрашенные в разные цвета коллоидные частицы серебра близкой к сферической формы. В данном случае цветовая гамма полихромного изображения может регулироваться от светло-голубой до темно-розовой введением в раствор в разных количествах фенилмеркаптотетразола, сульфита натрия и других соединений.
Интересно, что если процесс окисления нитевидного серебра черно-белого изображения осуществлять на свету в сильнощелочном растворе K3[Fe(CN)6], а продукт окисления после этого восстанавливать в растворах, содержащих соли двухвалентного железа и лимонную кислоту в разных сочетаниях, то цветовую гамму формирующегося полихромного изображения можно существенно расширить. Как оказалось, в этом случае цвет изображения определяется, с одной стороны, размерами и формой коллоидных частиц серебра и, с другой — окрашенными соединениями железа типа берлинской лазури.
Подписи к иллюстрациям
Илл. 1. В обычном черно-белом изображении серебро имеет нитевидную структуру (а). Чтобы получить полихромное изображение, необходимо сформировать сферические частицы серебра. Цвет изображения зависит от размеров и формы частиц: рассеяние света на частицах размером 250-300 нм дает зеленый оттенок (б), 150-180 нм — розовый (в), 100-200 нм — желтый (г), 50-70 нм — голубой (д).
Рисунки для развития новорожденных. Как использовать черно-белые картинки для новорожденных
Это правда, но не в полной мере относится к новорожденным.
Малыши любят яркие игрушки потому, что их зрение ещё не развито, пастельные цвета и полутона – не для них.
А новорожденные видят настолько смутно, что для них идеально контрастное сочетание черного и белого цветов.
Черно-белые картинки для новорожденных – это лучшее средство для стимуляции зрения. Такие картинки им очень нравятся, они их подолгу и внимательно рассматривают.
Это вовсе не должны быть какие-то настоящие картины, сложные изображения. Лучше всего простые мотивы, геометрические узоры, лица, но достаточно крупные, четкие и контрастные.
Но что же делать – где взять такие картинки и как их показывать? Для этого существует несколько вариантов.
1. Одежда, пеленки, покрывала, коврики с черно-белым рисунком
Нет, никто вас не призывает оформить всю детскую в черно-белой гамме.
2. Собственно картинки
Это могут как специальные черно-белые картинки для новорожденных, которые можно найти в интернете и распечатать, так и ваши собственноручные рисунки черным маркером по белой бумаге.
Особенно интересны картинки-лица для новорожденных. Картинки можно показывать или прикреплять каким-то образом в поле зрения малыша – к кроватке, например. Малышу понравится всё.
3. Черно-белый мобиль на кроватку
Так как в продаже вы вряд ли найдете такую вещь, то мобиль можно сделать своими руками. Например, сшить черно-белые игрушки для новорожденных на мобиль из фетра. К мобилю можно подвесить и просто картинки “лицом” к ребенку, или специальные черно-белые кубики для новорожденных.
>>>
4. Карточки и книги для новорожденных с черно-белыми картинками
Например, “Привет, малыш! Книжка для новорожденных”, которая представляет собой отдельные карточки, соединяемые кольцом в книжку.
Другие книжки бывают со специальными креплениями-прищепками для кроватки или коляски.
Такие кубики можно найти в продаже, но более простой вариант распечатать “выкройку” такого кубика (см. ниже), вырезать и склеить. Кубики можно подвесить над кроваткой или прикрепить к мобилю. Ваш малыш будет зачарован!
На кубиках может быть нарисовано всё, что угодно, но помните, что очень полезны картинки лица для новорожденных. Предложите ему нарисованные смайлики или мордашки животных с глазками.
Вот несколько вариантов кубиков, которые вы можете сохранить к себе на компьютер и распечатать
Формирование мозга человека происходит еще в мамином животе. А развитию мозга после рождения способствует возникновение новых нейронных связей. И зрительное восприятие в этом важном процессе имеет огромное значение – львиная доля информации поступает к человеку именно через него.
Один из вариантов стимуляции зрительного восприятия для развития малыша – черно-белые картинки .
Какие картинки для новорожденных нравятся самым маленьким – польза картинок для развития малышей
Дети – неисправимые исследователи, которые приступают к изучению мира, едва научившись держать голову и хватать мамин палец. Зрение новорожденного – это более скромные возможности, чем у взрослого – предметы кроха способен четко рассмотреть только на близком расстоянии . Далее зрительные возможности меняются в соответствии с возрастом. А уже вместе с ними — и интерес к тем или иным картинкам.
- В 2 недели «от роду» кроха уже способен узнать лицо мамы (папы), но тонкие линии рассмотреть ему пока сложно, как и различить цвета. Поэтому в таком возрасте лучший вариант – картинки с ломаными и прямыми линиями, упрощенные изображения лиц, клетки, простая геометрия.
- 1,5-месячного кроху привлекают концентрические круги (причем, более – сама окружность, чем ее центр).
- 2-4 месяца . Зрение крохи резко меняется – он уже поворачивается туда, откуда идет звук, и следит за предметом. Для этого возраста подойдут картинки с 4-мя кругами, кривыми линиями и более сложными формами, зверюшками (в простом изображении).
- 4 месяца. Малыш способен сфокусировать взгляд на предмете любой дальности, различает цвета и наблюдает за окружающим миром. Кривые линии рисунков в этом возрасте более предпочтительны, но уже вполне можно использовать и сложные рисунки.
Как использовать черно-белые картинки для новорожденных – первые игры с картинками для детей до года
- Начинайте с самых простых линий.
- Меняйте изображения раз в 3 дня.
- При проявлении у малыша интереса к картинке оставьте ее на более долгое время – пусть кроха изучит ее.
- Картинки можно рисовать вручную на бумаге и развешивать прямо в кроватке, приклеивать на стены, холодильник или на большие кубики. Как вариант – карточки, которые можно поочередно демонстрировать малышу, контрастный мягкий мячик с черно-белыми рисунками, развивающий коврик, книжка, карусель с рисунками, коллажи и пр.
- Показывайте крохе картинки, пока прогуливаетесь с ним по квартире, кормите или укладываете его на животик . Визуально богатое пространство (и постоянная стимуляция зрения) имеет прямую связь со спокойным сном малыша.
- Не показывайте крохе слишком много картинок сразу и наблюдайте за реакцией. Если он не фокусирует взгляд на рисунке и совершенно не проявляет к нему интереса – не расстраивайтесь (всему свое время).
- Расстояние от глаз ребенка до изображения в возрасте 10 дней – 1,5 месяца – около 30 см. Размер рисунков – формат А4 или даже его четверть.
- С 4 месяцев изображения можно заменять цветными, сложными и «гигиенически чистыми» — малыш начнет тащить их в рот. Здесь уже можно использовать качественные игрушки с черно-белыми рисунками и мультики для самых маленьких (движение черно-белых линий и форм под правильную музыку).
- И, конечно, не забывайте о таких нюансах развития зрительного восприятия, как общение с малышом на расстоянии 30 см , контакт с помощью улыбок и «рожиц», упражнения с погремушками (из стороны в сторону, чтобы малыш следил за ней взглядом), новые впечатления (экскурсии по квартире с демонстрацией всех интересных предметов).
Черно-белые картинки для новорожденных: нарисуйте или распечатайте — и играйте!
Зрение развивается только тогда, когда оно задействовано.
Малыши проводят свои первые недели и месяцы жизни, обучаясь видеть окружающий мир. В этот период развиваются такие умения как фиксация взгляда, содружественные движения обоих глаз, распознавание глубины, развитие зрительно-тактильных реакций, пространственное восприятие. Изначально, чем больше зрительной информации получает ваш малыш, тем активнее развивается его мозг. Поэтому ребенок, окружение которого визуально обогащено, более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции.
Первые и самые главные зрительные объекты, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие зрения малыша с самого рождения — это лица мамы и папы. Поэтому как можно чаще смотрите на своего ребенка, общайтесь с ним, улыбайтесь.
На втором месте — контрастные черно-белые структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать». Глядя на то, как моему Главному Читателю нравилось смотреть на осенние черные ветки деревьев на фоне светлого неба, я всегда жалела, что у нас дома нет панды, зебры, или хотя бы далматинца.
Период от рождения до шести месяцев крайне важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируется глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период, как критический для формирования зрительной системы. Именно первое полугодие жизни ребенка — самое чувствительное к внешней стимуляции время развития зрительной системы, оптимальное для проведения занятий. В результате таких занятий улучшаются зрительные функции: светоощущение, острота зрения, цветоощущение, контрастная чувствительность, поле зрения. Занятия можно проводить на пеленальном столике, в кроватке, на кровати и т.
В первые месяцы жизни важно формирование двух зрительных умений: фиксировать и рассматривать предмет, и прослеживать его. Вот ряд упражнений с картинками на фиксирование и прослеживание, которые помогут вашему малышу (Ф — фиксирование, П — прослеживание):
0-1 месяц:
При рождении поле зрения вашего малыша ограничено — 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу, на расстоянии не более 90 см от тела. Его зрение на 10 — 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. К тому же, новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету).
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение), а в 20 дней — сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.
Ф: Показывайте, а также прикрепите к стенкам кроватки листы бумаги с черно — белыми контрастными рисунками. Меняйте их с нарастанием сложности. Это поможет малышу фокусировать взгляд. Подойдут и черно-белые фотографии мамы и папы.
Полезно смастерить малышу черно-белый мобиль. Подвесить его можно на вешалку, предварительно сделав на ней насечки для ниток, или на скрещенные карандаши. Еще проще купить в магазине готовый вращающийся мобиль и временно поменять подвесные игрушки на черно-белые.
П: На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите малышу картинку. Ребенок заметит ее и зафиксирует на ней взгляд. Медленно переместите картинку вправо, потом влево (горизонтальное прослеживание). В дальнейшем приближайте картинку к малышу и снова удаляйте (20см — 1 метр — вертикальное прослеживание).
1 — 3 месяца:
Малыш может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться, рассматривает детали лица, узоров. Его особенно привлекают изображения кругов, колец, пятна. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Ребенок уже следит за предметом, когда его отводят немного в сторону. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете. К концу третьего месяца жизни переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом на расстоянии 20-80 см. Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.
Ф: Картинки можно развесить на стенах по всему дому — малыш уже может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого), так что его ждут интересные прогулки.
П: В этом возрасте усложните траекторию движения предметов для прослеживания. К горизонтальным и вертикальным перемещениям картинки по прямой линии добавьте прослеживание по двум диагоналям, по дуге, по кругу, вслед за волнообразным движением картинки. Теперь можно прослеживать картинки не только лежа на спине, но и вертикально на руках у мамы или папы, и лежа на животе (когда малыш уверенно держит голову). Прослеживание предметов по кругу можно тренировать при помощи мобиля, сняв с него все объекты, кроме одного.
3 — 4 месяца:
Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Кроме того, он помнит увиденное, наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову. В этот период происходит становление цветовосприятия, потому что в сетчатке начинают усиленно работать колбочки.
Ф: Можно вводить цвет (попробовать стоит с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше). Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже — зеленый и синий. Дальше вы можете показывать любые цвета в произвольном порядке и комбинациях.
Для фиксирования цвета покажите малышу поочередно с интервалом в 30 секунд две картинки с цветочком, отличающиеся только цветом (форма и размер у них одинаковые). Проделайте то же для фиксирования формы с изображениями бабочки и елки (цвет объектов одинаковый).
П:
1. Возьмите одну из картинок и плотный лист белой бумаги такого же размера. Покажите малышу картинку на расстоянии 30-50 см. Убедитесь в том, что он ее зафиксировал, а затем закройте белым листом половинку картинки. Секунд через 30 опять покажите всю картинку целиком.
2. Проделайте то же самое, но на этот раз прячьте за белым листом не половинку, а всю картинку сразу.
3. Возьмите две картинки и белый лист бумаги, сложив их поочередно, как колоду карт: картинка, белый лист, еще одна картинка. Покажите ребенку первую картинку, и, после того, как он ее зафиксирует, уберите в конец «колоды». Появится белый лист. Через 20-30 секунд покажите вторую картинку. Малыш удивится.
4-6 месяцев:
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах, образы, полученные от правого и левого глаза начинают объединяться в один — у малыша развивается бинокулярное зрение и зрительное восприятие глубины. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. В этом возрасте малыши очень любят рассматривать объекты народных промыслов — жостовские подносы, хохлому, гжель, орнаменты и ковровые узоры. Оказывается, что помимо получения эстетического наслаждения, их созерцание является отличной тренировкой для зрительной системы ребенка — в них есть ритм, симметрия и асимметрия, четкость и выверенность композиции.
Ф: Одновременно покажите ребенку две картинки. Малыш будет переводить взгляд с одного рисунка на другой. Покажите ребенку картинку, отраженную в зеркале.
П: Вам понадобится картинка и плотный лист белой бумаги шириной около 40 см. Покажите картинку малышу на расстоянии 50-60 см. Пусть ребенок зафиксирует ее. Затем медленно переместите ее в горизонтальном направлении в поле зрения ребенка. После 2-3 показов возьмите второй рукой белый лист, и держите его перед глазами ребенка таким образом, чтобы картинка на пути своего движения исчезала за ним, а потом появлялась с другой стороны.
Если у ребенка уже сформировалось понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект, во первых, не перестает существовать, и, во вторых, продолжает двигаться, то вы сможете увидеть, как малыш переведет взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.
Можно нарисовать черно-белые рисунки самостоятельно, а можно распечатать себе такие же, как у нас.
Чтобы получить печатные материалы, можно здесь: (черно-белые картинки и готовые развертки для самодельных мобилей, цветные картинки, хохлома, гжель, орнаменты и ковровые узоры).
Остается сказать, что в занятиях важны умеренность и хорошее настроение мамы и малыша. Проводите игры, когда ребенок доволен, спокоен и не очень устал, например, после кормления. Не увлекайтесь только зрительно-ориентировочными реакциями. Для целостного развития важно стимулирование и взаимодействие всех органов восприятия ребенка: слуха, осязания, обоняния, вкуса. А еще помните, что самое главное для развития зрительной системы — не количество и разнообразие картинок, а мамино улыбающееся лицо.
Список использованной литературы:
1. Сирс У., Сирс.М. Ваш малыш от рождения до двух лет. — М. : Эксмо, 2010. — 912 с.
2. Иванова Л. В. Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. — 448 с.
3. Брюэр С. Суперребенок. До рождения и после. — М. : Попурри, 2003. — 256 с.
4. Результаты психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, прив. Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.
Зачем малышу черно-белые изображения
«Младенцы первых двух месяцев жизни еще только учатся фокусировать взгляд и лучше всего различают высококонтрастные изображения. Среди прочих предпочитают широкие полоски, круги, ломаные и волнистые линии в черно-белой расцветке. Новорожденные лучше всего видят на расстоянии 25-30 см.» — вот, собственно, выжимка фактов о развитии зрения у младенцев, которые приводятся практически во всех книгах для молодых матерей.
Я всего этого перед самыми родами начиталась и наделала карточек еще до рождения второго ребенка. Что поделать, люблю я всякие карточки. С первой дочкой мы «черно-белую» стадию пропустили. Паника «развивать, развивать, развивать!» у меня тогда началась месяца в 3, и я решила уже сразу с цветных начать.
Мою коллекцию черно-белых картинок для малышей можете скачать (там много всего), а также , из группы проекта Вконтакте.
Итак, подготовила я карточки с контурами животных (как оказалось, «на вырост»: новорожденному мало что в них понятно), сделала кубики с черно-белым орнаментом. Часть из них прикрепила к мобилю («родные» подвески на время сняла), остальные тоже снабдила тесемками, чтобы можно было и просто так их ставить друг на друга, и подвешивать куда-нибудь.
Напоследок вспомнила, что у меня есть замечательный журнал издательства «Карапуз» с геометрическими узорами для малышей, распечатала карточки и оттуда. К слову, у нас они оказались самыми востребованными.
Во всех книгах советуют размещать все это богатство в кроватке, на комфортном для малыша расстоянии (эти самые 25-30 см). Со старшей, помнится, я еще пыталась с линейкой что-то измерять, но еще тогда убедилась, что многие рекомендации из книг далеки от реалий. И одна из них – малыш не лежит в кроватке. Поэтому местом для разглядывания картинок у нас была переносная люлька, которая чаще всего оказывается на кухне (маме надо готовить, кормить остальных домочадцев и питаться самой) или в детской (маме надо развлекать старшую сестренку).
К слову, мобиль вскором времени тоже переехал на кухню. Малыш дольше соглашается лежать один, если рядом есть другие люди. А кроватка используется только тогда, когда у меня есть дела собственно в спальной – месте ее нахождения, или когда я читаю старшей книжки на ночь (мы все спим в одной комнате).
Где использовать, куда крепить
К кроватке, между прочим, прикрепить картинки проще всего: можно приклеить скотчем на перекладины или повесить на бортиклист, согнутый пополам.
Столько картинок, как на фото, вешать не стоит, я вычисляла, как удобнее разглядывать, ну за одним сфотографировала. В дальнейшем я планирую приклеивать скотчем не сами картинки, в несколько прозрачных файлов формата А4 и А5, и уже туда вставлять карточки, чтобы удобно было менять экспозицию.
Когда мы с малышом гуляем по квартире, специальные картинки для рассматривания припрятаны еще в нескольких местах: в зале, на стенке для телевизора (как раз на уровне глаз ребенка, когда он на ручках находится), на кухне, в детской.
Первое время я прислоняла их к бортику люльки, а малыша клала на бок. Когда он чуть подрос, долго думала, как бы их размещать на кухне так, чтобы держались в зоне видимости. Случайно получилось найти выход: свежераспечатанные листы (по 2 картинки на лист) я не стала превращать в двусторонние карточки, заклеивая скотчем края, а просто согнула пополам, и в таком виде лист очень здорово повесился на длинные ручки кухонного гарнитура, как раз на нужном уровне. Можно, наверное, так свешивать со столов, табуреток и стульев.
Давно пора было это написать – нашему Паше картинки с геометрическими узорами пришлись очень по вкусу, разглядывал он их довольно долго (быстро обнаружились любимые), следил за ними взглядом. В месяц-полтора с удовольствием рассматривал уже фигуры и силуэты животных.
Немного о кубиках (с тесемками). Они у нас крутятся на мобиле, подвешиваются в люльку и на коврик с дугами, чтобы можно было толкать руками, в коляску во время прогулок, ставятся пирамидкой, когда малыш лежит на животе. Старшая дочь, Ирина любит болтать ими перед малышом, когда общается с ним, а он иногда их ловит взглядом (уж очень быстро болтает).
Какое-то время спустя картинки я наклеила на коробку, получилась объемная игрушка с шестью гранями, все — с разными изображениями. Главное — устойчивая, можно перед лежащим малышом куда угодно поставить. Когда картинки ребенка перестали интересовать, я поверх приклеила новые.
Как использовать?
Итак, что можно делать с этими карточками-кубиками, кроме развешивания в доступных для взгляда малыша местах:
- Тренировать прослеживание: ловим взгляд на картинке и перемещаем ее медленно вправо-влево, вверх-вниз, потом со временем усложняем траекторию: по дуге, по диагонали, по кругу.
- Привлекать и переключать внимание, успокаивать. У нас не раз получалось малыша угомонить на «смотри, какая картинка!». Как надоест, показываем следующую.
- Использовать в качестве экспонатов при прогулках по квартире на руках взрослых. Когда все комнаты за день уже обошли раза 3 и все посмотрели, чем новым развлечь малыша? Новыми картинками на полках, и не только черно-белыми.
- Использовать во время лежания на животе и ползания. Малыш старается поднимать голову выше и выше, и ему будет интересно что-то там увидеть, что приковывает взгляд (стены редко подходят, а если прислонить к ним картинку…).
- Сделать одним из средств проявления заботы старшего ребенка о младшем. Ирине очень нравится расставлять для Паши картинки. Даже если он в данный момент их не может видеть (мама делает гимнастику), она довольна, что позаботилась о малыше.
Где взять?
Сделать самим (варианты: нарисовать черным маркером, красками, сделать аппликацию из темной и белой бумаги, сшить из ткани) – казалось бы, проще и дешевле всего, но надо начинать до рождения ребенка, после, в первые месяцы, когда, собственно, материалы и будут востребованы, свободного времени может не оказаться. На фото — часть нашего
Распечатать готовые. Если есть где печатать, самый подходящий для молодых родителей вариант, тем более что печать бюджетная, без цвета. Нужные файлы легко найти в интернете, там как раз гуляют несколько комплектов. Мою коллекцию черно-белых картинок для малышей можете скачать (там много всего), а также
Это кажется удивительным, но развитие ребенка начинается еще в утробе матери. Зрительное восприятие проявляется в реакции малютки на яркий свет, слуховое в том, что крошечный человечек слышит шум извне и биение материнского сердца. И сразу после рождения есть прекрасная возможность стимуляции зрения путем демонстрации новорожденному контрастных изображений. Подробнее – в нашей статье.
Польза картинок
Зрение новорожденного малютки еще далеко от идеального. В первый месяц жизни кроха еще не различает цвета, видит размытые силуэты предметов, гораздо лучше видит на близком расстоянии.
Зрение младенца активно развивается в первые 6 месяцев жизни. Конечно, простое наблюдение за окружающим миром, разглядывание обычных предметов в любом случае сформируют зрение. Но использование черно-белых картинок для грудничков благотворно повлияет как на зрительные функции, так и на общее развитие ребенка.
Особенно положительно такие изображения влияют на:
- Развитие концентрации внимания;
- Стимулирование зрительного восприятия;
- Ощущение цвета;
- Зрительную остроту;
- Чувствительность глаз к контрастам.
Рассматривание карточек с различными силуэтами привносит в повседневную жизнь новорожденного новые впечатления, которые подпитывают присущую всем детям тягу к познанию всего нового. Очень хорошо, если мама найдет время для подобных необычных занятий с крохой.
Как выбрать подходящие картинки
Выбор изображений для занятий зависит от возраста малыша, уровня развития его зрительных функций. В Интернете доступно большое количество черно-белых картинок для детей для распечатки, каждая мама может подобрать изображения для занятий с ребенком, подходящие ему по возрасту:
Применение аксессуара
Занятия с рисунками можно проводить самыми разнообразными способами:
- Просто показывать напечатанные либо самостоятельно разрисованные карточки. Начинать нужно с расстояния не менее 30 см: дальше малютка не сможет различить изображение. Позвольте крохе сосредоточить взгляд на рисунке, хорошо рассмотреть детали.
- Рисунки можно развешивать на стенки кроватки, чтобы в период бодрствования ребенок самостоятельно их рассматривал.
- Развивать зрение можно и во время прогулок по квартире, развесив изображения по пути передвижения с грудничком на руках: на стенах, зеркалах, холодильнике.
- Интересным решением будет использование мобиля в познавательных целях: можно вешать картинки либо подходящие по цветам и формам игрушки, которые будут медленно двигаться напротив глаз лежащего малыша. Детки и так с интересом наблюдают за плавным движением этого устройства, а так оно еще будет выполнять полезную для зрения функцию.
- Помимо зрительной стимуляции полезной будет в первые недели жизни воссоздавать младенцу условия, к которым он привык в утробе матери. Привычным для малютки является мерный . Многие родители отмечают изумительную способность младенцев успокаиваться и засыпать под шум пылесоса или фена, в связи с этим так популярны подборки различных шумов. Это благотворно влияет на нервную систему новорожденного.
Занятия будут проходить интересно и с пользой, если следовать несложным советам:
- Постепенно меняйте техники показа карточек: начиная с простой демонстрации, переходите к плавным движениям, меняйте траектории, положение относительно глаз ребенка. Медленно двигайте, чтобы чадо училось следить взглядом за движущимися предметами. Давайте крохе рассмотреть изображение, затем спрячьте его за белым листом и снова покажите.
- Не забывайте менять карточки примерно раз в три дня. Если же малыш заинтересовался каким-то определенным узором, оставьте его дольше.
- Занятия не должны быть слишком частыми и интенсивными: отнеситесь к этому без фанатизма, не переусердствуйте, иначе ребенок перестанет обращать внимание на рисунки и пропадет элемент познания.
- Занятия с черно-белыми картинками для детей проходят продуктивно, только если и у мамы, и у малыша хорошее настроение.
Черно-белые картинки для детей – видео
Вы можете увидеть примеры самых разнообразных контрастных узоров для грудничков в этом видео. Здесь немало изображений, которые также можно показывать с экранов планшетов и компьютеров.
Развитие ребенка начинается еще до появления на свет и очень быстро прогрессирует с самого момента рождения, и в ваших силах помочь крохе познавать мир самыми разными способами.
Все черно-белое: потрясающие монохромные изображения — в картинках | Искусство и дизайн
Покинутый: 2-е место за одиночное изображение
Во время короткой прогулки зимой 2019 года на окраине города я заметил пастуха, который был далеко от своего стада овец, пытаясь добраться до них только посреди скал, снега и бури. Это состояние безуспешных усилий для меня напоминает нынешнее положение молодежи страны. При обработке фотографий используется техника двойной экспозиции. Полный список победителей доступен на LensCulture.Фотография: Амирхоссейн Нами
Невероятная боль, но также и невероятная радость: победитель серии, занявший 1-е место
Муж Тейлор Альмодовар Джастин Гарднер смотрит, как Тейлор испытывает болезненные схватки во время родов в акушерстве «Новая жизнь» в Аркадии, Калифорния. Тейлор Альмодовар решила перейти на работу акушеркой из-за вспышки Covid-19, обеспокоенная тем, что ее мужу запретят посещать родильный зал. Из серии «Невероятная боль, но и невероятная радость».Фотография: Мэгги Шеннон
Бре и Джеймс Форевер: 1-е место в номинации «Единое изображение»
Вдохновленная своей красотой и любовью, эта молодая пара разделяет момент близости у реки в дождливый летний день.Фотография: Хосе Ибарра Ризо
Насилие трансгендеров: 3-е место за одно изображение
Бразилия имеет худший показатель в мире, когда речь идет о насилии и убийствах трансгендеров.Фотография: Луис Максимиано
Часы: 3-е место в серии
Из серии «Потерянное, найденное и увиденное».Фото: Питер Франк
Коровы чуют запах смерти: победитель серии 2 место
«Мой текущий проект посвящен специальной операции, проведенной в июле 1945 года, когда Советы убили от 600 до 2000 человек в Подлясье в Польше. В течение 40 лет коммунизма в Польше было запрещено говорить об этом событии, и эта история была глубоко засекреченной. Она жила из уст в уста, передававшейся из поколения в поколение. Моя работа предвосхищает историческое исчисление и направлена на исследование коллективной памяти».Фотография: Михал Дьюк
Грейсленд: выбор присяжных
«В этом проекте я попытался задокументировать кое-что из жизни старых друзей в моем родном городе, многие из которых борются с героиновой зависимостью. Я считаю, что то, что произошло в последние годы в таких областях, как моя, имеет историческое значение».Фотография: Мэтью Барбарино
Посвящение Ренуару: Бал в Мулен де ла Галетт, 1876: Финалист
Из серии «Найдены негативы времен холодной войны». «В 2010 году мне удалось спасти несколько тысяч брошенных и испорченных анонимных черно-белых негативов, которые я нашел на бывшей территории СССР, документирующих жизнь в годы холодной войны на Украине. Благодаря официальному письму местного художественного музея мне удалось вернуть утерянный архив в Германию для его восстановления. После кропотливой очистки и сканирования я приступил к работе с материалом».Фотография: Буркхард фон Хардер
Майша и Виктор: Финалист
«На берегу озера в Проспект-парке в Бруклине, штат Нью-Йорк, есть своего рода волшебство. Он находится в самом сердце одного из самых оживленных и неистовых городов мира, что придает повышенное качество его блаженному спокойствию. Меня тянет сюда фотографировать людей, потому что я ловлю их в состоянии паузы; мы можем разделить момент на их собственных условиях. Эти документы созерцания, обновления, любви, ритуала, дружбы и общности связаны этим рукотворным оазисом. Сделанные в основном в первые дни пандемии, это фотографии города, находящего место, чтобы перевести дыхание».Фотография: Кент Мейстер
В связи с Ничто: Финалист
‘Эта работа, снятая в ночное время с использованием фонарика, приближается к чувству страха, испытываемому в местах одиночества, разрухи и тьмы. Меня особенно интересует тонкий, размытый и иррациональный вид страха. Страх — это не только личное состояние души, это характеристика общества».Фото: Александр Харбич
Извержение Этны, Сицилия: Финалист
Впечатляющее извержение вулкана Этна, при котором столб дыма достиг примерно 15 км над уровнем моря. Фотография сделана из города Чезаро в горах Неброди, примерно в 30 км от вулкана.Фото: Джузеппе Марио Фамиани
Без названия (Снег и вороны): Финалист
«То, что мы видим и то, что формируется (цвет), — это то, что меняется время от времени, но не существует как сущность, и нет неизменной сущности (неба)».Фотография: Ясухиро Симока
Фиеста-де-лос-Торос-де-Хирон, Эквадор: Финалист
Двое мужчин лежат на траве и отдыхают после тяжелой работы по снятию шкуры с быка. Эта серия фотографий, сделанных в сельской местности Хирона на юге Эквадора, призвана запечатлеть жизнь и суть интимной и почти недоступной Фиесты-де-лос-Торос-де-Хирон.Фотография: Алессандро Ясеволи
Из серии «Метафизические телесные пейзажи». Финалист
«Я провел свое детство в доме моей бабушки в Румынии, недалеко от Карпат. Видение прочной связи между человеком и Землей, наблюдение за природой и ландшафтами — все это повлияло на мое понимание красоты Земли и связи человечества с ней. Чтобы воссоединиться, я начал искать пейзажи в теле в своих фотографиях».Фото: Анна Лаза
Перхт из серии In Unternächte:
Выбор жюри Елена Хельфрехт возвращается в свою родную Баварию, чтобы исследовать такие темы, как смерть, семья, ритуалы и женское ясновидение. Фотографии вызывающие воспоминания, мощные и тревожно готические. «Unternächte» — это термин, который мои бабушка и прабабушка в Баварии использовали для обозначения времени самой длинной ночи, между зимним солнцестоянием и Крещением — время, известное в других частях южной Германии и Австрии как «Rauhnächte». Здесь встречаются жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, и открывается дверь в потусторонний мир».Фото: Елена Хельфрехт
UnforeSEEN: Финалист
Интересный момент, о котором я даже не догадывался, я запечатлел во время гала-концертаФото: Элфилд Ривз
Stoney’s Plaza, Henrietta, NY: выбор присяжных
Эти телефоны-автоматы в районе Большого Рочестера были оставлены на месте и обслуживались на благо одного из беднейших городов США. Для многих людей эти телефоны-автоматы служат социальным маркером.Фото: Эрик Кунсман
Из серии «Память детства» (Recuerdo Infantil): выбор жюри
Иерархия и социальная динамика между учащимися выходят за рамки культур и стран.Фото: Глория Сальгадо Гисперт
Из серии «Земли: выбор присяжных»
Местная молодая женщина на сборе винограда в долине Франшхук, Вайнлендс, Западный Кейп, Южная Африка, 2020 год. неравенство.Фотография: Джузеппе Потенте
Кафе в Брюсселе: Финалист
«Я заново открыл кадры в брюссельском кафе, которые, как мне казалось, были утеряны. Кафе 3 Portes располагалось в районе Les Marolles на площади Жё-де-Баль в Брюсселе. Это было место повседневных встреч местных жителей, которого, к сожалению, больше не существует».Фотография: Ален Шредер
Темы
Создание лучшего черно-белого изображения
Создание черно-белого изображения всегда было настоящей аурой для любого фотографа. Было много примеров, показывающих важность и значение создания монохромной фотографии. И, возможно, есть много цитат и замечательных заявлений, хвастающихся важностью съемки черно-белого изображения. Эти картины всегда служили своему назначению, будь то портрет или пейзаж. Мы, фотографы в цифровую эпоху, приобрели эту черту от наших мастеров, которые дали нам множество примеров, чтобы преуспеть в создании черно-белых изображений.
В этом посте мы хотели настоять на создании черно-белой фотографии, различных факторах, способствующих этому, и некоторых замечательных советах, как это сделать.
Фото Ашока Сараванана
#1 Почему черно-белое
Как мы все знаем, все началось с ч/б, цвет не был доступен сразу нашим фотографам первого поколения. Позже это было связано с импровизацией, и наука дала возможность фотографам второго поколения попробовать свои свежие мысли на пленке. Но ч/б никогда не терял своего очарования, он был дешевым и доступным. А затем стало важным стилем и простой формулой снимать в черно-белом режиме, что наиболее важно, фотографировать в цвете сложно по сравнению с подобными черно-белыми фотографиями.
Сказав это, зачем кому-то в нашу цифровую эпоху с нетерпением ждать черно-белой съемки. Это открывает перед нами множество утверждений о природе монохроматических изображений и вызываемых ими психотических видениях. Когда характер цвета на изображении не имеет значения, когда вы чувствуете тайну, настроение или сильную эмоцию в изображении, когда цвет может отвлекать или не будет соответствовать существующей фотографии. Лучше нейтрализовать цветовую среду в одно единственное монохроматическое изображение. Другими словами, это может выглядеть как компромисс для получения лучших результатов, что также является единственной причиной в конце дня. Немногие изображения требуют такой обработки, и у немногих изображений нет выбора. Я считаю, что есть профессионалы, которые снимают моно на цифру, чтобы улучшить свое видение черно-белых зон.
Зональная система #2
Ансель Адамс, один из пионеров и мастеров черно-белой пейзажной фотографии, придумал невероятную систему для просмотра фотографии с мыслью о готовом изображении. Это привносит в картину концепцию превизуализации и заставляет нас двигаться вперед. Хотя поначалу все это может показаться немного сложным и математическим, после этого вы овладеете искусством фотографии технически.
Использование системы зон — это в лучшем случае научный подход в создании искусства. Речь идет об управлении светом, вычислении переменных и осознании того тонкого изменения света, которое может внести в вашу картину. Разделение между светлым и темным и частичное распределение баланса по фотографии многое объясняет в системе зон.
#3 Качество света
Для лучшей оптимизации любой художник должен понимать концепцию света и его интеграцию с окружающей средой или объектом. Различные физические свойства отвечают за запись света через датчик вашей камеры. Чаще это отраженный свет, в зависимости от интенсивности света добавляется контрастность к финальной сцене, обеспечивая больший динамический диапазон в картинке. Помня о разнице между зеркальным и рассеянным светом, вы сможете творить чудеса с черно-белой фотографией.
Проще говоря, зеркальный свет возникает, когда источник света находится далеко от объекта. Существует высокий диапазон контрастности, благодаря чему получаются яркие блики и резкие темные тени. С другой стороны, рассеянный свет — это мягкий свет, который не дает резких теней и ярких бликов. Освоение этих световых вариаций может помочь вам создавать звездные монохромные изображения, будь то на улице или в вашей студии.
#4 Экспозиция
Любой профессионал согласится с этой фразой: «Черно-белая фотография — это свет и экспозиция». Подход остается прежним с точки зрения экспозиции, будь то пленка или цифровая фотография. Как уже было сказано в «Системе зон», изменение диафрагмы, безусловно, может привести к изменению зоны для любой конкретной части кадра.
В процессе экспонирования вашей сцены в тенях следует помнить о том, чтобы не переэкспонировать блики, которые также могут повлиять на соответствующие средние тона. Здесь пленка действует иначе, чем цифровая, каждая экспозиция пленки дает S-образную характеристическую кривую, тогда как цифровая дает прямую линию во всем диапазоне изображения. И, наконец, никогда не затемняйте переэкспонированную область, поскольку это никогда не добавляет деталей, а просто приводит к неприятному серому оттенку, поэтому экспонируйте кадр с умом.
#5 Постобработка
Постобработка никогда не бывает плохим словом, и на самом деле я лично не считаю изображение законченным без прохождения через конвейер обработки.