Цветные светофильтры B+W для чёрно-белой фотографии в цифровую эпоху
Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы с вами поговорим на тему, о которой давно никто не говорит. О цветных светофильтрах B+W. С одной стороны, о них много говорили в плёночные времена, а с другой стороны, в цифровую эпоху незаслуженно забыли, хотя они актуальны и по сей день, ведь «цифра» работает совсем не так как цветной фильтр. Задача цветного фильтра не просто раскрасить изображение, как думают многие, а изменить спектральный состав света, который попадает на светочувствительный материал (в нашем случае сенсор фотокамеры).
Ассортимент цветных светофильтров довольно велик, потому я расскажу пока лишь о нескольких из линейки B+W: жёлтый F-Pro 022 Yellow 495, оранжевый F-Pro 040 Orange 550 и красный F-Pro 091 Red 630.
Зачем нужны цветные светофильтры
Главное применение подобные светофильтры находят в чёрно-белой фотографии.
Ансель Адамс
Снимки А.Адамса
Я ни в коем случае не претендую на заслуженные лавры А.Адамса, но, постоянно совершенствуясь, изучаю инструменты, которыми он пользовался и знакомлю с ними вас, уважаемые читатели.
В чёрно-белой фотографии объекты, имеющие разные цвета, вполне могут иметь одинаковую яркость и потому на черно-белом снимке могут сливаться в одно пятно и не иметь разделения по яркости. Контрастные фильтры при умелом использовании позволяют осветлить одни цвета и затемнить другие на черно-белом снимке и, таким образом, вы сами строите контраст снимка, получая или очень высокий драматический контраст для пейзажного снимка или низкий контраст для съемок на природе.
Поскольку фильтры цветные, то, если не переводить фото в чёрно-белый вид, снимки будут иметь цвет как у фильтра. Светофильтр же имеет такой цвет (например, красный) потому что красный спектр он пропускает, а синий и зелёный поглощает.
На чёрно-белом фото светофильтры действуют, осветляя тот цвет, который имеют сами. Так, например, зелёные фильтры осветляют на чёрно-белом фото растительность относительно других цветов, а красные фильтры могут осветлять красные цветы, например.
Какой светофильтр выбрать вы должны решить сами в зависимости от ситуации. Если нужно осветлить листву, то жёлтый или зелёный. Если нужно затемнить небо и высветлить скалы, то красный и т.д. Более подробно вы можете прочесть в книге Анселя Адамса «Негатив».
B+W 022 (жёлтый фильтр средней плотности)
Умеренно подавляет фиолетовый и синий (затемняет небо и тени). Зелёный, жёлтый, оранжевый и красный цвета таким фильтром осветляются (например, осветляет листву и траву). На чёрно-белом снимке, представленном ниже, видно, например, как осветлился и цвет «синей» крыши в нижнем правом углу. Такой фильтр рекомендуется использовать для пейзажей, так как. белые облака будут сильнее контрастировать с более тёмным голубым небом, а градации яркости зелени видны лучше. Дальние виды в дымке выглядят более чёткими. Если говорить о портретной съемке, то таким фильтром можно достичь эффекта ослабления недостатков кожи, а загар отобразится светлее (осветлится красный и оранжевый).
Турция, г.Каргипенари
Очень простой по яркостному распределению снимок. Горы на заднем плане блёклые, ввиду висящей в воздухе пыли и рассеянному свету, который от неё отражается. Здесь задача фотографа — сделать задний план более читаемым, а снимок более контрастным и мне здесь поможет жёлтый светофильтр.
На самом деле мне и такое «прочтение» нравится, но будем следовать плану и посмотрим на чёрно-белую картинку, которую жёлтый фильтр призван улучшить.
Съемка без желтого фильтра B+W
Съемка с желтым светофильтром B+W 022
Как видите, листва и трава осветлились, дымка на заднем плане рассеялась в большой степени, а небо притемнилось. Это кардинально меняет снимок и уже с таким результатом можно работать — отличное фото большого формата. Здесь вам нужно будет сделать выбор между тем, чтобы дальше повышать контраст снимка или оставить снимок более близким к тому, что вы видели глазами. Я лично всегда выбираю максимальный контраст, так как он сильнее привлекает зрителя. Но это мой личный выбор.
Если вам, как фотографу все эти годы мешала «дымка» в горах, то вот решение. Единственный минус состоит в том, что снимок у вас будет или одноцветный, или черно-белый.
Посмотрим, что смогут сделать светофильтры с более сильным эффектом.
B+W 040 Orange (оранжевый)

Съемка с оранжевым светофильтром B+W 040
Здесь вы видите, что снимок выровнялся по экспозиции между небом и землей. Трава и листва довольно сильно осветлились, «дымка» почти полностью ушла, а на более притемненном небе хорошо проявились облака.
B+W 091 Red (красный)
Красный светофильтр затемняет синий, зеленый и фиолетовый, а осветляет красный, жёлтый и оранжевый.
В тенях много синего цвета, так что красный светофильтр затемняет тени. А вот если бы мы использовали синий светофильтр, то осветляли бы их. Красный светофильтр сильно затемняет небо, создавая большой контраст.
Так выглядит снимок, снятый с красным светофильтром B+W.
Съемка с красным светофильтром B+W 091
Этот фильтр даёт сюрреалистичный эффект «шторма» (ярко-белые облака на тёмном, почти чёрном небе) в пейзажной и архитектурной фотографии. Красный светофильтр также используется в предметной фотосъемке для репродукции документов, которые стали трудными для чтения из-за деградации чернил. Фактор фильтра: 8.
Как видите, мы в корне переработали исходный снимок с помощью красного светофильтра. «Дымка» полностью ушла, а небо и зелень потемнели. В результате мы получили снимок высокого контраста.
Возьмём для примера еще один простой пейзаж.
Индонезия, о. Бали, г.Амед
Здесь вы видите светло-голубое небо, на котором с трудом можно различить облака. Песок средне-серый, а желтая трава на заднем плане будет самым светлым, но не близким к белому тоном. Если просто конвертировать такой снимок в чёрно-белый вид ничего хорошего не получишь.
Конвертация в чёрно-белое изображение
Как можно улучшить этот снимок и подобные, которых встречается много? Нужно затемнить небо и воду. Тогда будет хороший контраст со светлой травой. Самый мощный эффект по затемнению синего (небо и вода в которой отражается небо) даст как раз красный светофильтр.
Съемка с красным светофильтром B+W 091
Как видите, небо стало темнее и теперь оно визуально уже достаточно хорошо отделимо от холма справа. Вода тоже стала темнее и добавила контраста. Макушки деревьев стали темнее и соответственно стали лучше контрастировать с травой.
Можно ли такое сделать с помощью программного «цветного фильтра» в фотокамере? Теоретически можно, но уровень «шумов» будет так высок, что снимок вряд ли можно будет считать годным. Ведь что делает стеклянный светофильтр? Он просто перераспределяет пропорции спектров света. Было красного мало, а он добавляет его аналоговым способом. А цифровой берёт то мизерное количество красного, что есть и пытается его сильно вытягивать — это само собой ведёт к сильным артефактам.
Для того чтобы получить еще больше контраста и прозрачную воду я добавил бы поляризационный светофильтр B+W.
Теперь вы видите, как сильно меняется снимок при использовании специальных светофильтров. Из унылого сюжета с белёсым небом я получил нечто драматическое. Вопрос был всего лишь в контрасте снимка.
Не пренебрегайте качественным поляризатором B+W!
Съемка без поляризатора
Фотосъемка с поляризационным светофильтром B+W
Хотелось бы еще раз подчеркнуть то, что, например, в горах поляризационный светофильтр просто обязателен.
Другие примеры использования цветных (контрастных) светофильтров
Пример 1
Замок Нойшванштайн, Германия
Анализируем снимок:
Небо слишком светлое и облаков почти не видно. Значит требуется затемнить небо, выделив облака.
Крыша замка голубоватая, так что, не имея синего фильтра её не осветлить, можно только затемнить.
Стены серо-голубые, поэтому особо их не поменять по яркости фильтрами.
На заднем плане местность в дымке и её можно убрать фильтрами.
Решение:
Желтый фильтр позволил бы осветлить зелень (переменная облачность — то одна сторона замка в тени, то другая), которая здесь местами темновата, но он не особо помог бы с дымкой и недостаточно затемнил бы небо. Потому я использовал красный фильтр B+W 091 чтобы притемнить слишком светлое небо и убрать «дымку».
Конвертация в чёрно-белое изображение
Съемка с красным светофильтром B+W 091
Пример 2
Собор в городе Гельдельберг, Германия.
Переменная облачность и неконтрастный сюжет. Что в цвете, что при конвертации в черно-белое изображение, выглядит не слишком привлекательно.
Анализируем снимок:
Много красных крыш. Если я использую красный светофильтр, то все они станут белыми и снимок из темного станет слишком светлый. Кроме того, неба тут почти не предвидится, есть только маленький кусочек, так что сильно бороться с дымкой нет необходимости.
Решение:
Выбираю оранжевый светофильтр для того. чтобы существенно убрать дымку и осветлить крыши. придав контраст снимку. Всё будет светлое в черно-белом изображении, но не совсем белое, как при использовании красного светофильтра.
Съемка без фильтра B+W
Съемка с применением оранжевого светофильтра B+W 040
Дымка, как и ожидалось, ушла, и снимок стал намного контрастнее за счёт того, что крыши посветлели.
Итоги и выводы
Чем больше инструментов для лучшего самовыражения в руках фотографа — тем лучше. В данном случае я рассмотрел незаслуженно забытый инструмент в виде цветных светофильтров на примере контрастных светофильтров B+W 022, 040 и 091.
Выводом данной статьи будет то, что цветные светофильтры работают и в цифровой фотографии и не стоит ими пренебрегать, обрекая себя исключительно на программные методы, которые неотвратимо губят снимок. Используйте аналоговые методы для наилучшего результата!
Советы по использованию контрастных светофильтров для чёрно-белой фотографии
1. Перед тем, как использовать цветные светофильтры, оцените реальные цвета объектов в кадре. Например, для обывателя трава и листва всегда зелёные, но в случае с контрастными фильтрами нужно различать зеленую траву и желтую. То же самое с листвой, так как один фильтр затемняет зеленое, но может осветлять жёлтое. Осенью, когда много желтой и красной листвы, фильтры с ней работают не так как летом.
То же самое касается скал, которые могут быть коричневыми, красными или жёлтыми. Есть и известковые серые скалы, которые получая оттенок неба, станут серо-голубыми и будут затеняться красным фильтром, а не осветляться как красные и желтые.
2. Довольно часто возникают случаи, когда не сделать всё, что хочешь. Например, нужно осветлить зеленую траву и затемнить светло-голубое небо. В этом случае нужно расставить приоритеты. Обычно более драматичное небо имеет больший эффект на зрителя, нежели светлая трава, которая хорошо бы контрастировала со стенами замка.
Кроме того, контрастными фильтрами набор фотографа не ограничивается и конкретно этот случай решается инфракрасными светофильтрами, с помощью которых трава становится более светлой, а небо более тёмным.
Инфракрасный снимок того же замка Нойшванштайн, Германия.
Автор: Дмитрий Евтифеев
Ссылка на статью Автора Дмитрия Евтифеева: http://evtifeev.com/66945-kontrastnye-cvetnye-svetofiltry-b-w-v-cifrovuju-jepohu.html
Цветные светофильтры
Светофильтры – это устройства, способные изменять спектральный состав светового потока, проходящего через них. Они используются для исправления цветового баланса освещения, достижения оригинальных художественных эффектов, смягчения рисунка изображения и поляризации света. Сегодня существует большое разнообразие светофильтров – защитные, ультрафиолетовые, поляризационные…
Но первыми в фотографии начали использоваться цветные (окрашенные) светофильтры, которые делали передачу тонов на черно-белом изображении более реальной и более близкой к действительности. Черно-белые фотоматериалы еще несколько десятилетий назад были не настолько чувствительны, чтобы правильно передавать на снимке, сделанном при дневном освещении, те или иные тона. Как раз для этой цели и применялись цветные светофильтры, чтобы тональная передача на фотографии полностью соответствовала нашему восприятию.
С появлением более чувствительных пленок необходимость в использовании цветных светофильтров отнюдь не отпала. Все дело в том, что фотопленка в любом случае не обладает такими специфическими, избирательными особенностями восприятия, как человеческие глаза. Она передает окружающую нас действительность документально, фотограф же хочет видеть предметы и краски на изображении такими, как он их сам воспринимает. Поэтому цветные светофильтры по-прежнему сохраняют свою актуальность для корректировки цветового баланса изображения, изменения яркости или контрастности фотографируемых объектов.
Конечно, цветные светофильтры наиболее востребованы в черно-белой фотографии. Несмотря на постоянное совершенствование черно-белой фотопленки, пока не удается создать такую пленку, которая бы по восприятию яркости цветов соответствовала особенностям зрения человека. Здесь-то на помощь фотографу и приходят светофильтры.
В черно-белой фотографии действует следующее правило: при съемке объекта, цвет которого близок к цвету светофильтра, он будет высветляться, в то же время объекты, которые окрашены в дополнительные к цвету светофильтра цвета, наоборот, будут получаться на снимке более темными. Желто-зеленый фильтр применяется в черно-белой фотографии для блокирования ультрафиолета, с его помощью можно сделать синее небо гораздо более темным. Применение же красного фильтра сделает небо по-настоящему черным. Голубой фильтр часто используется для акцентирования тумана или дымки, оранжевый светофильтр помогает немного притемнить синие цвета.
Помимо правильной передачи тонов, в черно-белой фотографии цветные светофильтры также применяются для изменения контраста изображения между отдельными объектами разных цветов, присутствующих в кадре. Необходимость в применении таких фильтров управления контрастом возникает тогда, когда на черно-белом снимке близкие по своей яркости объекты контрастных цветов практически сливаются друг с другом.
Например, небольшие белые облака и сине-белесое небо. Для того, чтобы сделать снимок более выразительным можно увеличить контрастность передачи синего неба и белых облаков, использовав для этой цели желтый, оранжевый или красный светофильтр. С помощью цветного светофильтра можно несколько притемнить сине-фиолетовый свет, идущий от неба, и выделить, таким образом, облака на снимке. В результате, пейзаж на фотографии получится более соответствующим зрительному восприятию человека. По степени эффективности управления контрастом красный фильтр оказывает более мощное воздействие, чем желтый светофильтр средней плотности.
Интересно, что окрашенные светофильтры могут применяться не только в черно-белой фотографии, но и в цветной. Хотя на первый взгляд кажется, что в цветной фотографии каких-либо проблем с правильной передачей цветов и разделением тонов не должно быть в принципе. Особенно при использовании высококачественных цветных фотоматериалов и современной цифровой фототехники.
Но дело в том, что свет может иметь различную цветовую характеристику, разницу в которой заметить иногда довольно сложно. Самый яркий пример этому – свет обычного фонарика, который ночью будет восприниматься человеческим глазом как белый, а при дневном освещении становится желто-оранжевым. Цветовая характеристика освещения несколько меняет и цвет объектов в кадре. Обычная же цветная фотопленка передает цвета предметов на снимке точно такими, какие они есть при имеющемся освещении.
Для измерения цветовой характеристики или «цветовой температуры» источника света используют специальный прибор – колорметр (color meter). Диапазон значений цветовой температуры света при чистом безоблачном синем небе достигает10000-20000 К. Средняя же цветовая температура дневного освещения составляет порядка 5500 К, а при студийной съемке с использование галогенных ламп – порядка 3000 – 3200 К. Зачем нужно знать цветовую температуру источника света?
Для того, чтобы правильно согласовать цветовые характеристики объекта съемки и самой фотопленки. Это позволит получить на снимке изображение, которое будет наиболее близким по цветопередаче восприятию фотографа. Сегодня выпускаются пленки, предназначенные специально для съемок в условиях дневного света с цветовой температурой в 5500 К, а также «вечерние» пленки, подходящие для съемок при свете ламп накаливания. Имеются и другие виды фотопленок, ориентированные на применение в условиях разного освещения.
Окрашенные светофильтры в данном случае нужны для того, чтобы иметь возможность, например, использовать пленку, сбалансированную для дневного света, для съемки при свете галогенных ламп. То есть синие и оранжевые светофильтры обеспечивают изменение цветовой температуры источника света для пленки. Кроме того, они позволяют скорректировать при пейзажной съемке излишнюю теплоту освещения сразу после восхода солнца или незадолго перед его закатом. Причем от плотности используемого светофильтра зависит и интенсивность получаемого эффекта на снимке.
Таким образом, цветные светофильтры позволяют корректировать чувствительность пленки, управлять контрастностью сюжета, сохранять или намеренно искажать правильную цветопередачу в черно-белой фотографии. С помощью окрашенных фильтров также обеспечивается «приспособляемость» цветовой фотопленки к тому или иному освещению, чтобы, в конечном счете, изображение на снимке выглядело максимально близким к тому, каким его видит сам фотограф.
Источник: Фотокомок.ру – учимся фотографировать (при копировании или цитировании активная ссылка на источник обязательна)
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Цветные фильтры
Цветные фильтры представляют собой поглощающие фильтры, изготовленные из цветного стекла, которые в различной степени поглощают свет в определенных диапазонах длин волн и в значительной степени пропускают другие диапазоны. В зависимости от технической функции и прозрачности в определенных диапазонах длин волн эти поглощающие фильтры называются цветными фильтрами, фильтрами для устранения дневного света, фильтрами верхних частот и т. д.
Классические цветные фильтры
весь спектр таким образом, чтобы произвести что-то вроде цветного освещения.
Фильтрующие стекла (очень часто цветные стекла Schott или Hoya) красного, зеленого, оранжевого, синего или желтого цвета. Они пропускают в наибольшей степени (около 90 процентов) длины волн своих собственных цветов и блокируют любые другие. Часть лучей отражается от поверхности стекла. Если вы используете цветной фильтр с белой подсветкой, вы должны ожидать значительных потерь света. Они работают по принципу субтрактивного смешения цветов и благодаря своей конструкции не такие узкополосные, как интерференционные фильтры.
Все эти фильтры представляют собой цветные очки и не подходят для цветных камер.
Пример: красный фильтр – обязателен.
Таким образом, с помощью красного фильтра можно различить одинаково яркий зеленый или красный цвет, которые невозможно различить на монохромном изображении с камеры: красный становится светлее, зеленый тест-объект затемняется. Однако обязательным условием для этого является наличие в качестве основы белого света, из спектра которого отфильтровываются подходящие диапазоны.
Примеры цветофильтрации:
Цветное изображение
Освещено флуоресцентным светом и с выполненным балансом белого.
Монохромное изображение
С флуоресцентным освещением. Различение цветов в монохромном изображении очень сложно.
Монохромный и красный фильтр
Красные и оранжевые цвета кажутся очень яркими, зеленые и синие цвета очень темными.
В дополнение к подчеркиванию цветов тестовых объектов, особенно красный фильтр (091 / RG 630) может оказывать дополнительные важные услуги:
Пропускает почти весь свет красного светодиода или красного лазера, но блокирует многие эффекты дневного света и флуоресцентного освещения. Таким образом, помехи из-за воздействия постороннего света могут быть значительно уменьшены. Этот стандартный фильтр следует использовать на любом красном светодиодном освещении. Гораздо более надежные приложения доступны за очень небольшие деньги!
Лазерная линия с дневным светом
Красная лазерная линия с рассеянным светом — лазерную линию иногда трудно распознать на поверхности объекта.
Лазерная линия с красным фильтром
Практически полностью блокируется окружающий свет (флуоресцентные лампы). Видна только яркая лазерная линия.
Фильтры устранения дневного света
Обычно это относится к фильтрам верхних частот, которые пропускают высокие диапазоны длин волн спектра. Обычно они используются в сочетании с инфракрасным освещением. Пропускание в инфракрасном излучении максимальное, дневной свет и УФ блокируются и не регистрируются сенсором камеры. Таким образом почти полностью исключается влияние дневного света.
Невидимое инфракрасное освещение используется везде, где есть много постороннего света (машины рядом с окнами или световым люком) или когда промышленное освещение может мешать операторам (на ручном рабочем месте). В зависимости от диапазона длин волн используемого инфракрасного освещения существуют подходящие фильтры, пропускающие свет только с длиной волны 800 или 900 нм.
Эти фильтры имеют темно-красный цвет и поэтому не подходят для цветных камер.
Цветные фильтры для черно-белой фотографии: полное руководство
Фильтры для объективов — один из самых доступных, но в то же время самых универсальных аксессуаров, которые можно положить в сумку для объектива. Некоторые из них, такие как поляризаторы и УФ-фильтры, практически повсеместно используются в современной фотографии и используются как для придания изображениям уникальности, так и для защиты вашего дорогостоящего оборудования.
Но об одном конкретном фильтре для линз в наши дни говорят очень редко: скромном цветном фильтре.
Сегодня давайте это исправим. Анализируя не только то, что такое цветовые фильтры и как они работают, но и то, что повлияло на их сильно меняющуюся популярность с годами, легко определить, как цветовые фильтры могут вписаться в ваш творческий процесс!
Содержание
Идентификация цветного фильтра
Держите цветной фильтр в руке, и невооруженным глазом сразу бросаются в глаза две вещи. Во-первых, это интенсивность и четкость сплошного цвета, который он излучает. Резкие, сильные контрасты, которые очень эстетичны, являются отличительной чертой высококачественного цветного фильтра.
Во-вторых, это физическое сходство между цветными фильтрами и любыми другими фильтрами для объективов, с которыми вы, возможно, уже знакомы. В цветных фильтрах используется та же резьба и такая же конструкция, как и в любом другом круглом фильтре, устанавливаемом на объектив.
Единственная разница заключается в способе обработки поверхности стекла для достижения желаемого эффекта, что делает кривую обучения для тех, кто имеет опыт использования фильтров, практически нулевой.
Желтый фильтр для линз. Фото Скиттерфото.Для чего используются цветные фильтры?
Возникает вопрос: зачем использовать цветные фильтры?
Ответ немного сложен (если бы это было не так, я бы не стал писать об этом целое руководство), но в двух словах, цветовые фильтры помогают контролировать контрасты и световой баланс в монохромной фотографии.
Применительно к цветной фотографии цветной фильтр делает очень простую вещь: при съемке с красным фильтром весь кадр окрашивается в красный цвет, при съемке с зеленым фильтром все в видоискателе становится зеленым и так далее.
Но именно в монохромной фотографии цветные фильтры действительно могут сделать что-то уникальное и интересное.
Как работают цветные фильтры
При съемке через цветной фильтр определенные длины волн света не могут попасть на пленку (или цифровой датчик, если уж на то пошло). На красном фильтре это будет соответствовать всем длинам волн света, кроме тех, которые невооруженным глазом кажутся красными. Точно так же зеленый фильтр удаляет как можно больше, кроме видимого зеленого спектра, и так далее и тому подобное.
Или, говоря по-другому, что может быть более интуитивно понятным для некоторых: цвет фильтра, который вы видите невооруженным глазом, глядя сквозь него, является частью спектра света, который проходит через вашу экспозицию. . В терминах монохромной фотографии это означает, что этот цвет получится светлее, чем обычно. В реальной жизни немногие цветовые фильтры сделаны настолько идеально, что они будут отражать только видимый свет, соответствующий их предполагаемому цвету. Следовательно, красный фильтр может также исключать некоторые части спектра, перетекающие в пурпурный или оранжевый, просто в менее заметных количествах.
Также обратите внимание, что цветовые фильтры во многом определяются тем, какие цвета они пропускают, и теми, которые они исключают из передачи. Например, для желтого фильтра наиболее сильно блокируемая длина волны света — синий, дополнительный цвет желтого. Вот почему ярко-синее небо может выглядеть очень темным при съемке с желтым фильтром!
Вся палитра цветных фильтров, доступных сегодня
Давайте подробнее рассмотрим каждый из цветных фильтров для черно-белой фотографии, обычно используемых сегодня, и то, как их эффекты переносятся на финальное изображение.
Желтые фильтры
Желтый фильтр на сегодняшний день является наиболее распространенным цветным фильтром в монохроматической фотографии. На самом деле, он считался стандартным фильтром для использования с первых дней существования среды, и большинство молодых фотографов в прошлом веке обучались использовать желтый фильтр на своих объективах по умолчанию.
Почему? Проще говоря, это потому, что желтый фильтр тонко влияет на ваше изображение, что чаще приветствуется, чем нет, что делает его довольно универсальным.
Желтый относительно легко прорезает небольшую дымку или туман, немного очищая кадр. Это также увеличивает контраст между облаками и небом, помогая предотвратить эффект «белой мглы», который вы можете получить в ясный день.
Кроме того, многие люди считают, что средние и светлые тона кожи выглядят более привлекательными при использовании желтого фильтра, который помогает при съемке портретов.
Сравнительные фотографии цветных фильтров предоставлены Hoya.
Зеленые фильтры
Многолетний фаворит фотографов-пейзажистов, зеленый цвет прорезает грязь, которая часто возникает при съемке широких открытых участков, покрытых густой листвой. Отфильтровывая большие части зеленого спектра, он позволяет лучше выделить контрасты между листьями, цветами, деревьями и другими природными элементами, делая их более четкими и трехмерными.
Красные фильтры
Красные фильтры создают эффект, аналогичный желтым фильтрам, хотя результаты могут выглядеть намного интенсивнее. Как и желтый, фильтрующий красный отделяет облака от неба. Тем не менее, красные фильтры делают больше, чем просто добавляют тонкий слой контраста — в яркий день голубое небо будет отображаться на вашей фотографии как почти черное, а облака выделяются резкими оттенками темно-серого!
Узоры, такие как текстура кирпичной плитки в архитектуре или мелкие детали кожи, выглядят более грубыми и детализированными через красный фильтр. Это часто используется, чтобы придать фотографиям «выветренный», грубый вид.
Также как и желтый, красный прорезает туман, дымку и тонкие слои облаков. Тем не менее, он делает это гораздо эффективнее, позволяя красному фильтру устранять почти все формы атмосферной дымки с изображения и в значительной степени очищать удаленные сцены.
Сравнительные фотографии цветных фильтров предоставлены Hoya.Оранжевые фильтры
Оранжевые фильтры не так распространены, как красные или желтые, но они представляют собой нечто среднее между ними.
Не такие интенсивные, как первые, но гораздо более заметные, чем вторые. Они особенно полезны для балансировки определенных оттенков кожи. Они также передают более интересные детали и контрасты в светлых органических объектах, таких как цветы и другие растения, где более сильный зеленый фильтр затемнит слишком большую часть кадра.
Синие фильтры
Еще реже встречается синий фильтр. Этот фильтр, по сути, действует противоположно красному фильтру — его эффект примерно такой же мощный, но вместо того, чтобы прорезать туман и повышать резкость текстур, он, кажется, сглаживает цветовые градиенты и усиливает дымку и туман.
Хотя синие фильтры встречаются редко, они могут быть полезны, если вы имеете дело с чрезмерно засвеченной сценой и хотите снизить контрастность, чтобы отдельные детали выделялись больше.
Сравнительные фотографии цветных фильтров предоставлены Hoya.Цвета специального назначения
Помимо этих «стандартных» цветовых фильтров существует множество других опций, которые редко обсуждаются. Если у вас будет достаточно времени и усердия, вам, вероятно, удастся найти хотя бы один цветовой фильтр для каждого названного оттенка спектра видимого света!
Однако это не означает, что каждый мыслимый цветной фильтр будет делать что-то эстетически предпочтительное для вашего изображения.
На упаковке большинства редких и необычных цветных фильтров для монохромной фотографии относительно четко указано, для какого конкретного случая они предназначены.
Назову только один известный мне пример: французская марка FOCA изготовила специальный коричневатый фильтр под названием «DYMA» для своих камер. Его цветовой профиль поглощает примерно тот же спектр, что и желтый и зеленый фильтр вместе взятые (хотя и немного менее интенсивно, чем любой из них), что делает его идеальным решением для пейзажных сцен с большим количеством флоры.
Факторы цветового фильтра
Обратите внимание, что не все цветные фильтры одинаковы. Я говорю не только об очевидных проблемах качества небрендового снаряжения, но и о том, что называется фильтрующим фактором.
Каждый цветной фильтр будет отображать небольшой коэффициент, помеченный «X», за которым следует число. Обычно его можно найти на краю фильтра, а число указывает на фактор потерянной экспозиции.
Поскольку цветные фильтры буквально удаляют свет с изображения, необходимо соответствующим образом настроить экспозицию. Фактор фильтра помогает определить количество дополнительного света, которое необходимо пропустить через объектив, чтобы добиться такой же экспозиции, как и без фильтра.
Обратите внимание, что фильтры с более сильными эффектами, такие как зеленый и красный, естественным образом удаляют больше света, чем более тонкие фильтры, и поэтому имеют более высокий коэффициент фильтрации.
К счастью, большинство современных камер способны автоматически компенсировать это с помощью замера экспозиции TTL. Тем не менее, полезно знать о факторах фильтрации, чтобы иметь возможность быстро оценить экспозицию в уме, когда это необходимо.
Номера Враттена для цветных фильтров
Есть еще один способ, которым цветные фильтры отличаются друг от друга, даже если они одного цвета!
Это потому, что не существует универсального стандарта, например, для оттенка зеленого, который считается подходящим для зеленого фильтра.
Скорее всего, все фильтры бывают разных оттенков или интенсивности, и вам решать, какой из них использовать! Когда я ранее упоминал желтый цвет как давний стандарт черно-белой фотографии, я имел в виду один конкретный желтый: Wratten 8, также обычно называемый K2 в серии K номеров Wratten, предназначенных для использования с вольфрамовыми источниками света. .
Что означает 8 или К2? Ну, если вы посмотрите их, фильтр 8 или K2 называется «средне-желтым». Это стандартизированное определение, основанное на так называемых кодах Враттена или числах Враттена.
Первоначально запатентованные Kodak для собственных фильтров объективов, числа Враттена стали глобальным эталоном, по которому до сих пор измеряются все оттенки цветных фильтров. Поскольку Kodak больше не производит оригинальные фильтры Wratten, сторонние производители должны придерживаться кодов Wratten, и не все это делают, особенно недорогие бренды.
Но, вообще говоря, вы все равно можете взять исходные обозначения цветных фильтров Враттена в качестве ориентира, чтобы понять, как разные оттенки одного и того же цветного фильтра будут действовать по-разному.
Следует ли использовать цветные фильтры в камере или при постобработке?
В то время как простое привинчивание фильтра выбранного цвета к передней части объектива позволит выполнять цветовую фильтрацию в камере, что в настоящее время является лишь одним из способов компенсации цветовых контрастов в монохромной фотографии.
Возможности цифровой постобработки позволяют нам делать многое из того, что делают физические цветовые фильтры, в программном, а не в аппаратном обеспечении. Все, что вам нужно сделать, это перейти к выбранному вами набору и отредактировать цветовой баланс вашей фотографии. Обычно программа предлагает несколько способов сделать это, например, с помощью ползунков или настройки цветовых кривых.
Некоторые программы постобработки даже имеют встроенные цветовые фильтры! Например, выберите «красный», и программа автоматически отфильтрует именно те части спектра, которые были бы физически фильтром красной линзы.
Это имеет несколько очевидных преимуществ по сравнению с креплением фильтров на объектив. Редактирование цифровых фотографий в основном неразрушающее — вы можете играть с эффектами различных цветовых фильтров, повторять и отменять их и выбирать тот, который вам больше всего нравится.
Это особенно актуально при съемке файлов RAW, которые дают вам гораздо больше возможностей для редактирования, чем файлы JPEG.