Выбор оптимальной диафрагмы
© 2012 Vasili-photo.com
Умение эффективно использовать имеющийся объектив оказывает значительно большее влияние на резкость фотографии, нежели выбор самого объектива. Число диафрагмы – важнейший из съёмочных параметров, оказывающих влияние на техническое качество изображения. Разница между различными значениями диафрагмы одного и того же объектива может оказаться намного заметнее, чем разница между различными объективами при одной и той же диафрагме.
Очевидно, что для стандартного светосильного объектива, использовавшегося в данном тесте, резкость идеальна при диафрагме f/5,6, но и f/4 почти так же хороша. f/1,8 несколько мягковата, что закономерно для максимальной диафрагмы. При f/11 падение резкости вследствие дифракции уже заметно, но не фатально, а вот при f/22 картинка размыта весьма существенно.
Аберрации объектива
Никакой объектив не идеален. Законы физики не позволяют лучу света в точности следовать по тому пути, который предписан ему расчётами, выполненными для идеальной оптической системы. Это приводит к сферическим, хроматическим и прочим аберрациям, которые далеко не всегда могут быть полностью исправлены. Центр линзы, как правило, безупречен, но чем ближе к краю, тем в большей степени свет искажается, рассеиваясь и преломляясь.
Когда диафрагма полностью открыта, на плёнку или сенсор попадает свет, собранный со всей поверхности линзы. При этом аберрации объектива проявляются в полной мере. Прикрывая диафрагму, мы отсекаем часть светового потока, проходящую через края линз, позволяя только центру, свободному от искажений, участвовать в формировании изображения.
Казалось бы, чем меньше размер относительного отверстия, тем выше должно быть качество изображения, но не тут-то было. На другом конце шкалы значений диафрагмы нас поджидает коварный враг.
Дифракция
По мере того, как размер отверстия диафрагмы становится меньше, всё больший процент световых лучей, проходящих через отверстие, касается его краёв. При этом лучи несколько отклоняются от своего первоначального пути, как бы огибая край отверстия – это и есть дифракция. В результате каждая точка сцены, даже будучи строго в фокусе, проецируется на сенсор уже не как точка, а как небольшое размытое пятнышко, называемое диском Эйри. Его размер тем больше, чем меньше отверстие диафрагмы. Когда диаметр диска Эйри начинает превышать размер отдельного фотодиода матрицы, нерезкость становится очевидной. Дальнейшее закрытие диафрагмы только усугубляет дифракцию.
Разрешение современных камер столь высоко, что лёгкое размытие изображения вследствие дифракции можно заметить уже на диафрагмах от f/11 и больше. Компактные камеры с крошечными сенсорами в принципе не позволят вам использовать диафрагму больше, чем f/8, поскольку малый размер фотодиодов делает дифракцию особенно заметной.
Зона наилучшего восприятия
Оптимальное значение диафрагмы индивидуально для каждого объектива, но, чаще всего, лежит в районе двух ступеней от минимума, т.е. f/5,6-f/11, в зависимости от конкретной модели. Откройте диафрагму шире, и оптические искажения станут более заметными, прикройте диафрагму, и дифракция начнёт размывать изображение.
Чем лучше объектив, тем более достойно он смотрится на полностью открытой диафрагме. Особенно это касается краёв кадра. При больших значениях диафрагмы, таких как f/11-f/16 практически все объективы ведут себя одинаково.
Выбор диафрагмы – это баланс между собственно резкостью и глубиной резко изображаемого пространства. Художественный вкус, опыт и чёткое понимание стоящих перед вами фотографических задач окажут вам неизмеримо более весомую помощь, нежели любые теоретические рассуждения. Однако я всё-таки попробую облегчить вам существование.
Стратегия выбора оптимальной диафрагмы
- Найдите значение диафрагмы, при котором ваш объектив показывает наилучшую резкость, и используйте это значение во всех случаях, когда это только возможно (чаще всего это f/8 или около того).
- Если вам не хватает света или если требуется выделить основной объект съёмки с помощью малой глубины резкости, увеличьте размер отверстия диафрагмы, но старайтесь не открывать её полностью без нужды.
- Если нужда наступила, смело открывайте диафрагму и не переживайте по этому поводу. В ситуациях, когда это может вам понадобиться значение диафрагмы является далеко не самым главным фактором, ограничивающим резкость снимков. Шевелёнка портит изображение намного безжалостнее любых аберраций объектива.
- Если требуется большая глубина резкости, прикройте диафрагму, но не дальше чем до f/11 для широкоугольных объективов и до f/16 для телеобъективов.
- Если вам всё ещё не хватает глубины резкости, что не должно случаться часто, используйте f/16 для широкоугольных объективов и f/22 для телеобъективов. Зажимать диафрагму сильнее ни в коем случае не стоит – за увеличение ГРИП вы заплатите слишком заметным падением общей резкости.
Вот и всё. Зная о слабых сторонах вашего оборудования, вы получаете возможность избегать ситуаций, в которых они проявятся, а значит, можете эффективнее эксплуатировать его сильные стороны.
Спасибо за внимание!
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Желаю удачи!
Дата публикации: 19.09.2012 |
Вернуться к разделу «Технические аспекты фотографии»
Перейти к полному списку статей
Правильное использование объектива, которым оснащена ваша фотокамера, имеет намного большее влияние на резкость получаемого изображения, чем выбор собственно объектива. Не имеет смысла искать самый лучший объектив. Его просто нет. Один из самых важных параметров при съемке – это диафрагма. Именно она больше всего влияет на качество изображения. Разница между снимками, сделанными с разной диафрагмой одним и тем же объективом, будет намного заметнее, чем разница между снятыми с одним и тем же ее значением, но разными объективами.
Диафрагма F10, скорость затвора 1/400, ISO 64
Что такое аберрация
Как уже было сказано, идеального объектива просто нет. Законы физики никто не отменял и никогда не отменит. А они не позволяют световому лучу следовать именно по тому пути, который ему рассчитали оптики в пределах некой идеальной оптической системы. Именно это ведет к различного вида аберрациям (сферическим, хроматическим и пр.). И инженеры, разрабатывающие объективы, не могут это исправить. В центре линза идеальна. Но ближе к краям она в той или иной мере искажает свет. Чем ближе к краю линзы — тем в большей степени свет рассеивается и преломляется.
При полностью открытой диафрагме на плёнку или матрицу цифрового аппарата попадает свет, который собран со всей поверхности линзы. В этом случае все аберрации объектива проявляются очень наглядно. Когда мы прикрываем отверстие диафрагмы, часть светового потока, проходящая через края всех линз объектива, отсекается. Таким образом, в формировании изображения принимает участие только центр линз, который свободен от искажений.
Всё кажется довольно простым. Чем меньше отверстие диафрагмы, тем, таким образом, выше резкость изображения. Но это не так. При съемке на самых маленьких диафрагмах нас ждет неожиданная большая неприятность.
Дифракция
По мере уменьшения отверстия диафрагмы всё большая часть световых лучей, которые проходят через это отверстие, касается его краёв и немного отклоняются от своего основного пути. Они как бы огибают края. Это явление называется дифракция. При дифракции каждая точка снимаемого объекта, даже если она находится четко в фокусе, на матрицу проецируется не как точка, а как небольшое размытое пятно, которое принято называть диском Эйри. И размеры этого диска тем больше, чем меньше отверстие диафрагмы. И когда диаметр диска Эйри превышает размеры отдельного фотодиода на матрице, то нерезкость изображения становится очень заметной. И чем меньше мы делаем отверстие диафрагмы, тем больше усиливается дифракция.
Разрешение современных объективов настолько высоко, что даже лёгкое размытие изображения, вызванное дифракцией, заметно уже на диафрагме 11 и меньше. А компактные камеры, у которых сенсоры совсем крошечные, не позволяют в принципе использовать диафрагму меньше чем 8. При этом малый размер диодов матрицы делают дифракцию очень заметной.
Имеет значение и фокусное расстояние объектива. Нужно помнить, что такое диафрагменное число. Это отношение диаметра отверстия диафрагмы к фокусному расстоянию объектива. Проще говоря, при одном и том же значении диафрагмы физический размер отверстия в разных объективах весьма различен. Физический размер диафрагменного отверстия тем больше, чем больше фокусное расстояние объектива. Отсюда вывод: в объективах с разным фокусным расстоянием при одном и том же значении диафрагмы дифракция проявляется в разной степени. Например, при диафрагме 22 на широкоугольном объективе она очень заметна, а у диннофокусника – вполне терпима.
Зона наилучшего восприятия
Самое хорошее значение диафрагмы для каждого объектива индивидуально. Обычно это 5,6 – 11, или около этого. Всё зависит от модели объектива. Попробуйте открыть диафрагму пошире – оптические искажения будут заметны в большей степени. А если прикрыть диафрагму поуже – дифракция начнёт размывать изображение. На маленьких отверстиях диафрагмы, например, на 11 — 16, почти все объективы «рисуют» одинаково. Но вот на широких отверстиях у разных объективов качество изображения весьма разнится. Чем объектив лучше, тем лучше и картинка, «нарисованная» им при открытой диафрагме.
Правильный подбор диафрагмы – это некий баланс между общей резкостью и глубиной резко изображаемого пространства. Тут теоретические рассуждения и рекомендации вряд ли помогут. В этом случае нужно довериться своему опыту, четкому пониманию поставленной задачи, и, в конце концов, своему художественному чутью, вкусу. Но, тем не менее, некоторые рекомендации лишними не будут.
Как правильно выбрать диафрагму
- Определите диафрагму, при которой объектив вашей камеры будет давать изображение с наилучшей резкостью, и, по возможности, всегда используйте именно её.
- Если съемка проходит при недостаточном освещении, или вы хотите что-то в кадре выделить при помощи малой глубины резкости, то диафрагму можно увеличить. Но без особой необходимости не открывайте её полностью.
- Если такая необходимость возникла, диафрагму нужно смело открыть. Особенно переживать по этому поводку не стоит. Диафрагма — не самое главное, что влияет на резкость фотографий. Не забывайте про «шевелёнку». Она портит «картинку» намного сильнее всяких аберраций.
- Если по вашему замыслу на снимке требуется большая глубина резкости, диафрагму нужно прикрыть. Но не более чем до 11 у широкоугольников и 16 у длиннофокусных объективов.
- Если вам всё-таки не хватает глубины резкости, то можно снимать широкоугольниками на 16 и длиннофокусниками на 22. Но не более. В противном случае заметно упадет общая резкость изображения.
Вот, собственно и вся нехитрая наука. Теперь вы, зная о слабых сторонах вашей аппаратуры, сможете избегать тех ситуаций, когда они проявляются. И, стало быть, пора выжать из вашего детища все соки.
Что такое диафрагма в фотоаппарате? Как нужно управлять диафрагмой при съёмке портрета, пейзажа и ночной фотографии? Какую роль играет диафрагма в фотографии?
Рассмотрим сегодня, как связаны между собой глубина резкости и диафрагма. Поговорим о портретной фотографии.
Увидим, какую роль играет диафрагма в создании фотопейзажа.
История эта пригодится для фотографов, которые стремятся улучшить своё мастерство, но не используют, по-настоящему, в своей работе такой прекрасный инструмент, как диафрагма объектива.
Диафрагма фотоаппарата
Первым делом необходимо прояснить — где же находится диафрагма фотоаппарата?
Диафрагма в фотоаппарате не находится!
Диафрагма является преградой между матрицей цифрового фотоаппарата и изображением, которое Вы желаете сфотографировать.
Диафрагма — это регулируемая перегородка, которая изменяет количество света, проходящего сквозь объектив фотоаппарата.
Диафрагма — это устройство, которое поможет Вам создать фотоснимки, имеющие заданную глубину резкости.
Диафрагма объектива — это лепестковый механизм, при помощи которого Вы можете изменять размер апертуры.
Что такое апертура?
Некоторые фотографы, говоря о диафрагме, употребляют слово апертура.
Апертура — это синоним слова диафрагма.
Разница в том, что слово «апертура» обозначает только значение, то есть, величину диафрагмы. Размер отверстия, через которое изображение попадает на матрицу фотоаппарата.
А слово диафрагма означает и величину отверстия, и механизм, регулирующий эту величину.
Из чего состоит диафрагма?
Обычно, диафрагма объектива фотоаппарата состоит из нескольких лепестков, управляя которыми Вы можете увеличивать или уменьшать количество света, проходящего сквозь объектив фотоаппарата.
Открывать или закрывать диафрагму Вы можете, вращая кольцо, которое находится на оправе объектива.
Современные цифровые фотоаппараты имеют электронную систему управления величиной диафрагмы.
На фотоаппаратах и объективах Вы сможете увидеть диафрагменные числа. Например, f/2.8, f/5.6, f/16.
Каждое соседнее значение диафрагмы в 2 раза увеличивает или уменьшает количество света, проходящее сквозь объектив.
Для чего нужна диафрагма?
Управляя диафрагмой, Вы уменьшаете или увеличиваете интенсивность света, который попадает на матрицу цифрового фотоаппарата.
Этой регулировкой Вы подаёте на матрицу количество света, которое необходимо Вам для создания хорошей фотографии.
В случае, когда управляете диафрагмой осознанно и хочется Вам создать красивые фотографии.
Чем больше величина апертуры объектива, тем больше света попадёт на матрицу.
Чем больше закрыта апертура, тем меньше света пройдёт сквозь объектив.
Когда, при фотосъёмке, диафрагма открыта максимально — глубина резкости на снимке незначительная.
Максимально закрытая апертура позволит Вам сделать фотографии с большой глубиной резкости.
Регулировка диафрагмы
Перед Вами два объектива. Каждый из них имеет кольцо регулировки диафрагмы.
На объективе, который слева, числовое значение диафрагмы можно изменить от f/22 до f/1.8.
Вращая кольцо, Вы изменяете числовое значение диафрагмы.
Этой регулировкой, в то же время, Вы увеличиваете или уменьшаете «пропускную» способность объектива.
Регулируете количество света, которое «проникает» сквозь объектив.
Когда Вы установите значение диафрагмы f/22, она окажется максимально закрытой.
При числовом значении f/1.8 диафрагма станет максимально открытой.
А когда числовое значение диафрагмы f/5.6, Вы получите среднюю пропускающую способность объектива.
На рисунке прекрасно видна эта закономерность.
Регулируя диафрагму, Вы уменьшаете или увеличиваете отверстие объектива, сквозь которое изображение попадает на матрицу цифрового фотоаппарата.
Всё понятно? И никаких сложностей?
Тогда, для лучшего усвоения, рассмотрим маленькую «деталь».
Особенность регулировки диафрагмы в том, что когда Вы увеличиваете относительное отверстие объектива (размер отверстия), уменьшается его числовое значение (цифра).
Это, если подумать, не логично.
Важно помнить, что:
- чем больше цифровое значение, тем меньшим становится отверстие объектива;
- чем меньше цифровое значение, тем больше диафрагма открыта.
Это важно запомнить потому, что управлять диафрагмой, во время фотосъёмки, нужно быстро.
И, в то же время, чётко понимать, для чего Вы это делаете и какой фотоснимок желаете получить в результате.
Для того, чтобы быстро понять, как изменяется относительное отверстие в результате изменения числового значения диафрагмы, возьмите в левую руку объектив.
Посмотрите сквозь него на свет, а правой рукой вращайте кольцо регулировки диафрагмы. И сразу всё станет ясно.
Вы можете спросить: «А зачем мне всё это надо знать?»
Если Вы хотите научиться фотографировать профессионально, да и просто красиво, возьмите в свои руки управление процессом фотосъёмки.
В противном случае, процесс будет управлять Вами.
Поэтому, учитесь и практикуйтесь.
А чтобы лучше усвоить полученные знания, найдите в своём окружении учителя. Фотографа, который будет помогать Вам в продвижении. И не только в фотографии, но и в жизни.
Открытая диафрагма
Открытая диафрагма уменьшает глубину резкости фотоизображения.
Чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет глубина резкости. В этом режиме, обычно, создают фотопортреты.
Перед Вами пример, наглядно показывающий это.
Обратите внимание, как меняется рисунок фона в зависимости от степени открытия диафрагмы.
На первом снимке она f/5.6.
Средний снимок снят на f/3.5.
А правый — на f/1.8. Какая фотография Вам нравится больше?
Знаете, что удивительно?
Опыт профессиональной фотосъёмки показывает, что у каждого заказчика — своё мнение. Своя, порой, незыблемая точка зрения о созданной фотографии. Часто заказчику нравится не тот снимок, который нравится фотографу.
Поэтому, когда Вы фотографируете профессионально, делайте дубли. На разных значениях диафрагмы.
Чтобы у Ваших заказчиков появилось право выбора.
Фон в фотографии
Фон в портретной фотографии, обычно, играет второстепенную роль. Мы с Вами уже убедились в этом.
Фон не играет решающей роли и в классическом фотопортрете, созданном в фотостудии.
Когда Вы создаёте портрет на природе, Ваша задача в том, чтобы привлечь внимание зрителя к основному объекту на фотографии — человеку.
А в случае, когда фон, так или иначе, «влияет» на фотопортрет, будьте более внимательны.
Именно во время создания фотопортретов на пленэре Вам пригодится грамотное управление глубиной резкости фотографии.
Какой должна быть диафрагма для портрета?
Фотографируйте на открытой диафрагме, а также на средних её значениях и делайте дубли.
Благодаря этому у Вас появится больше хороших фотографий. И всегда будет шанс выбрать самые лучшие.
Конечно же, можно ещё больше закрыть диафрагму и создать фотопортрет в стиле «Я на фоне…»
В этом случае в зоне резкости будет не только человек, но и достопримечательности, играющие роль фона.
Вы создадите многоплановую композицию. Фотография станет объёмной и пространственной.
А теперь вопрос! Какой должна быть апертура при создании портретов?
Надеюсь, Вы знаете ответ на этот вопрос.
Диафрагма объектива — это фактор
Это важнейший фактор для создания красивой фотографии, но многое зависит от:
- того, какую задачу Вы перед собой поставили;
- условий создания фотографии;
- того, какую задачу поставил перед Вами заказчик;
- уровня вашей технической оснащённости и т. п.
И от того, какой Вы представляете будущую фотографию.
Ещё до нажатия на кнопку затвора фотоаппарата. До рождения той самой чудесной фотографии.
Глубина резкости и диафрагма
Городской пейзаж старайтесь фотографировать резко.
Для этого закройте диафрагму до значения f/11 или f/16.
Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), в этом случае, увеличивается.
У зрителей Ваших появляется возможность детально рассмотреть передний, средний и дальний планы фотографии. Так глубина резкости поможет Вам создать объёмную фотографию.
Как видите, «разобраться» с диафрагмой просто. А чтобы закрепить полученные знания, нужна практика фотосъёмки.
Поэтому, экспериментируйте с фотоаппаратом чаще! Фотографируйте с разной глубиной резкости.
И Вы увидите, как часто, в гости к Вам будут приходить прекрасные фотографии. Вами созданные!
Диафрагма для пейзажа
Фотосъёмка природы тоже требует осознанного управления фотоаппаратом.
При фотосъёмке пейзажей, обычно, нужна большая глубина резкости. Поэтому, фотографируйте на диафрагме f/16. А если Вам повезло и Вы являетесь обладателем уникального объектива, можете фотографировать и на f/64.
В случае, когда Ваш объектив плохо «пишет» на f/16 и не выдаёт нужное качество изображения на фотографии, снимайте на диафрагме f/11 и даже f/8. И подумайте о том, не пора ли Вам приобрести хороший широкоугольный объектив.
Вы уже знаете, что большие пространства в пейзажной фотографии принято «передавать» резкими.
А чтобы так произошло с Вашим пейзажем, закрывайте диафрагму и фотографируйте со штатива в формате RAW.
Если, конечно же, Вы не идёте от «обратного», применяя в работе монокль.
И вот что ещё важно.
На пленэре у Вас имеется время, чтобы создать несколько дублей.
Природа — не человек. Она более терпима к фотографу. Природа всегда относится к Вам с любовью и всегда предоставляет возможность реализовать задуманное.
Одиночные объекты, или их небольшую группу, фотографируйте на средних значениях диафрагмы. Экспериментируйте во время фотосъёмки, делайте дубли.
Потому, что не всегда качество снятой «картинки», а, тем более, глубину резкости изображаемого пространства Вы отчётливо сможете увидеть на жидкокристаллическом экране фотоаппарата.
Сфотографируйте объект при диафрагме f/11, например.
После этого — ещё больше откройте диафрагму. До значения f/8 и f 5.6, например. Перемещайтесь и снова делайте дубли. Чтобы по разному «размыть» фон.
Чтобы глубина резкости стала различной, а дальний план стал другим по цвету, освещённости и удалённости от главного объекта на фотографии.
Ведь, во время фотосъёмки невозможно понять, насколько фон оказался гармоничным.
А тем более, насколько он обогатил и подчеркнул главный объект Вашей фотографии.
Как научиться фотографировать безошибочно?
Ловите один из секретов!
Не жалейте дублей. И придёт к Вам очередной шедевр!
Ночная фотосъёмка
При ночной фотосъёмке, обычно, незачем думать о глубине резкости.
А, значит, «сильно» не закрывайте диафрагму. Ведь, чем больше Вы закроете её, тем длительнее должна быть выдержка. А это может привести к повышенному количеству шумов матрицы фотоаппарата.
К примеру.
Ещё до создания этой фотографии мне было ясно, что глубина резкости в этом сюжете не важна.
Здесь пригодился правильный экспозамер, который подчеркнул прекрасное небо. Но, увы, «провалил» объекты переднего плана.
Предполагая результат, этот снимок я сфотографировал на открытой диафрагме.
А эта ночная фотография представлялась мне более резкой.
А, значит, нужно было закрыть апертуру. И сделать экспозамер интенсивности основного источника света. Того, что освещал основной объект, лежащий в ночи.
Что такое диафрагма?
Для кого-то — это преграда. Для Вас, надеюсь, и в самое ближайшее время, она станет помощницей.
Ведь, регулировка диафрагмы — простой приём, который позволит Вам создавать фотографии нового, более высокого качества.
Открытая диафрагма всегда принесёт Вам удачный кадр при фотосъёмке в условиях низкого уровня освещения. Как на этой свадьбе, например.
Когда Вы фотографируете в этом стиле, портреты, снятые Вами на природе, получатся более мягкими и лиричными.
Именно фотографии, созданные Вами на открытой диафрагме, расширят круг Ваших друзей, знакомых и благодарных клиентов.
А когда Вам нужны фотографии, имеющие большую глубину резкости, закрывайте диафрагму. До разумных, конечно, пределов.
Понимание того, что такое диафрагма и эффективное применение её в фотографии открывает перед Вами прекрасные возможности.
Поэтому, творите и создавайте в своё удовольствие. У Вас получится побеждать!
И постарайтесь не называть апертуру «дыркой».
Диафрагма в фотографии, конечно же, не находится. Но, она присутствует всегда. И, в сочетании с выдержкой и ISO, является важнейшим инструментом, которым Вам необходимо управлять.
Автор: Виталий Гребенников, сайт «Русская фотография»
Диафрагма главный технический аспект фотографии, помимо ISO и выдержки. Благодаря пониманию как работает диафрагма и управляя ею мы делаем фотографии отделяя объект от фона или же снимаем детализированную картинку, на которой видно каждую деталь на фоне. В этой статье просто и наглядно показаны принципы работы с диафрагмой и разобрано такое понятие как диафрагменный ряд.
Что такое диафрагма?
Диафрагма – это отверстие в объективе, через которое в камеру проходит свет. Чтобы это понять, представим себе как устроен человеческий глаз. Роговица в наших глазах, как передний элемент объектива – собирает внешний свет, а затем передает его в радужную оболочку глаза. В зависимости от количества попадания света, зрачок либо увеличивается, либо уменьшается, и как следствие контролирует поток света, проходящий через него. Вот и выходит, что зрачок человеческого глаза, не что иное, как то, что мы называем отверстием в фотографии. Количество света, которое проходит в сетчатку (работает так же, как сенсор камеры), ограничивается размером зрачка (диафрагмой) – чем шире зрачок (диафрагма), тем больше света попадает на сетчатку (сенсор).
Таким образом, самый простой способ понять работу диафрагмы, сравнить его со зрачком. Чем больше размер зрачка, тем больше диафрагма, и чем меньше размер зрачка, тем меньше диафрагма.
Для наглядности, как работает диафрагма в объективе Canon 85mm f 1.8, можно посмотреть замедленное видео:
На видео хорошо видно, как 8 лепестков диафрагмы этого объектива сжимаются в момент спуска затвора и образуют отверстие, через которое проходит свет. К слову, чем больше лепестков диафрагмы у объектива и чем больше они закругляются, тем больше отверстие становится идеально круглым. Но это уже больше по теме боке.
Диафрагменный ряд – открытая или закрытая диафрагма
Диафрагменный ряд – последовательность чисел 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, указывающих на величину диафрагмы.
Диафрагменное число это отношение фокусного расстояния объектива к диаметру диафрагмы. Диафрагменное число так и записывается f/x (фокусное расстояние разделить на диаметр отверстия объектива).
Ряд диафрагменных чисел привязан к ступени экспозиции. Одна ступень экспозиции равна изменению освещённости в два раза. Соответственно, изменение на одно диафрагменное число равно изменению освещённости на одну ступень экспозиции.
Cтупень экспозиции на английский манер даже в России называют стопом («один стоп» или f-stop).
Чем больше открыта диафрагма, тем меньше диафрагменное число.
Чтобы через объектив проходило света в два раза больше (или иначе, на одну ступень больше), необходимо увеличить площадь отверстия в два раза. Рассмотрим иллюстрацию ниже. Размер круга представляет размер диафрагмы объектива – чем больше диаметр круга ( диафрагменное число), тем меньше значение диафрагмы f.
Теперь рассмотрим иллюстрацию ниже:
В первом случае свет проходит через отверстие площадью S1 с диаметром d1, а во втором случае площадь отверстия S2 в два раза больше
Диаметр отверстия d2 тоже увеличится, но не в два раза. Вычислить насколько изменится диаметр поможет формула расчёта площади круга.
Заменим площади отверстий в первом уравнении на формулы, выраженные через диаметры. И найдём соотношение между d2 и d1.
Извлечём корень из двойки и получим приблизительную формулу.
Другими словами, если площадь круга увеличилась в 2 раза, то его диаметр увеличился в 1.4 раза.
А теперь составим последовательность из диаметров отверстий так, чтобы каждое последующее отверстие имело площадь в два раза меньшую. Иначе говоря, количество света через каждое последующее отверстие должно уменьшаться на одну ступень. Начнём с единицы.
1 x 1.4 = 1.4
1.4 x 1.4 = 2
2 x 1.4 = 2.8
2.8 x 1.4 = 4
4 x 1.4 = 5.6
5.6 x 1.4 = 8
8 х 1.4 = 11 и т. д.
Теперь, понятно, откуда взялись столь странные цифры ряда диафрагм.
Этот диафрагменный ряд называется основным. В этом ряду изменение на одно число ведёт к изменению количества света на одну ступень. На фотоаппарате есть и другие диафрагменные числа, которые не входят в основной ряд.
Это промежуточные значения между основными числами. Благодаря промежуточным значениям, можно точнее выставить экспозицию. Например, между диафрагмой 5.6 и диафрагмой 8, есть ещё диафрагменные числа 6.3 и 7.1.
5.6 + 1/3 ступени экспозиции = 6.3
5.6 + 2/3 ступени экспозиции = 7.1
5.6 + 3/3 ступени экспозиции = 8
или
6.3 + 1/3 ступени экспозиции = 8
или
8 2/3 ступени экспозиции = 6.3 и т. д.
Таким образом, ряд диафрагм с шагом 1/3 ступени будет выглядеть следующим образом (красным выделены числа основного ряда):
…1, 1.1, 1,2, 1.4, 1.6, 1.8, 2.0, 2.2, 2.5, 2.8, 3.2, 3.5, 4, 4.5, 5.0, 5.6, 6.3, 7.1, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 29, 32…
В настройках фотоаппарата можно выбрать и другой шаг изменения диафрагм 1/2 ступени экспозици. Тогда ряд диафрагм будет выглядеть так:
1.4, 1.8, 2.0, 2.5, 2.8, 3.5, 4.0, 4.5, 5.6, 6.7, 8.0, 9.5, 11, 13, 16, 19, 22, 27, 32, 38
В первом и во втором случае иногда встречаются одни и те же числа промежуточного диафрагменного ряда. Например, и при шаге 1/3 и при шаге 1/2 есть число 2,5 и 13. Это из-за неточности вычислений. Но в практической съёмке этим можно пренебречь.
Может ли быть диафрагма меньше единицы? Да, может. Это означает, что фокусное расстояние меньше диаметра отверстия диафрагмы.
Минимальное диафрагменное число указывается прямо на объективе. Например, цифры в маркировке объектива Canon EF 85 F/1.8 USM расшифровываются так : фокусное расстояние 85 мм, минимальное диафрагменное число – 1.8.
Если взять объектив с переменным фокусным расстоянием (зум-объектив), то можно увидеть два значения диафрагмы. Например, Canon EF 70-300 F/4-5.6 USM. Здесь получается, что при фокусном расстоянии 70 мм минимальное диафрагменное число будет равно 4, а при фокусном расстоянии 300 мм – 5.6.
НО есть и зум-объективы с постоянным минимальным значением диафрагмы. Например, Canon EF 70-200 F/2.8L, где при любом расстоянии от 70 мм до 200 мм минимальная диафрагма будет равна 2.8.
Максимальное диафрагменное число обычно не указывается.
Диафрагменное число прижилось среди фотографов?
Из-за своего удобства. Рассмотрим два объектива с разным фокусным расстоянием – 50 мм и 100 мм. Для объектива 50 мм диафрагма f/2 будет означать, что её отверстие открыто на 25 мм, а для объектива 100 мм диафрагма f/2 будет означать, что диафрагма открыта на 50 мм. Но и в том и другом случае количество света, падающего на матрицу, будет одинаково. Следовательно нам не надо запоминать диаметры в миллиметрах каждого конкретного объектива. Достаточно запомнить ряд диафрагм.
Глубина резкости
Это пожалуй самый творческий и художественный принцип выбора диафрагменного числа для съемки. Глубина резкости – расстояние, которое будет резким перед объектом съемки и на за ним.
На схеме ниже показаны два варианта глубины резкости, на первой диафрагма открыта на максимум и диафрагменное число наименьшее, поэтому глубина резкости маленькая, а на второй диафрагма прикрыта и диафрагменное число наибольшее, поэтому глубина резкости большая.
Так и выходит, чем больше диафрагменное число, тем больше глубина резкости.
Чтобы понять как изменяется глубина резкости, достаточно посмотреть примеры фотографий с разным числом диафрагмы:
С художественной точки зрения получается, что чем меньше значение диафрагмы, тем лучше размывается фон, тем самым отделяя объект съемки. И наоборот, если не нужно отделять объект от фона, нужно увеличить диафрагменное число.
Влияние диафрагмы на экспозицию
Чем меньше значение диафрагмы, тем больше света попадает на матрицу, соответственно картинка получается светлее. С увеличением значения диафрагмы количество света уменьшается и картинка постепенно становится недоэкспонирована, при условии что ИСО и выдержка не меняются.
Все фотографии ниже сняты с одними параметрами выдержка 1/250 ИСО 250, менялась только диафрагма
Значения диафрагмы для различных съемок
Когда мы разобрались с тем, как диафрагма влияет на глубину резкости и на экспозицию, можно понять какие значения лучше использовать для той или иной фотографии.
Диафрагмы со значением от f/1.4 до f/2.8 хорошо использовать для съемки портрета (одного или двух человек), как уже говорилось выше, для того чтобы лучше отделить объект от фона.
Диафрагмы со значением от f/5.6 до f/11 лучше использовать для съемки пейзажей, больших групп людей или же фотографий где важно не упустить ни одной детали.
Также важно учесть, что на значениях к примеру f/1.2 – f/2.0 возможно появление хроматических аберраций (цветовых искажений), а на значениях от f/11 и больше – дифракция (потеря резкости).
Многие из вас используют свой смартфон, как основную камеру. Это и не странно, ведь цифровые зеркальные фотоаппараты не дешевые, да и не очень мобильные, в отличии от обычных телефонов. Если вы профессионально не занимаетесь съемкой фото и видео, вам вообще не нужен такой фотоаппарат. А для повседневных фото в Instagram — и телефон сойдет.
Хорошая новость: камеры в флагманских смартфонах сегодня по качеству не сильно уступают «зеркалкам», а мода на двойные камеры вообще позволяет делать фотографии в портретном режиме неотличимыми от таковых сделанных на цифровую камеру. Более того, камеры эволюционируют и становятся лучше с каждым годом даже в бюджетных смартфонах.
Апертура — это одна из характеристик камеры в вашем смартфоне, о который вы могли слышать и видели этот параметр в характеристиках телефона. Обычно, она обозначается как f/2.0, f/1.8, f/1.7 и f/1.6. Считается, чем меньше вторая цифра в обозначении, тем лучше фотографирует камера, но так ли это на самом деле? В этой статье на Galagram рассказываем в об апертуре в современных смартфонах.
Что влияет на качество фотографии
Вы могли слышать популярную фразу: «Чем больше света получает камера, тем лучше получается фотография». И это, в какой-то степени, верно. К примеру, в цифровых камерах — чем лучше датчик и объектив, тем лучше вы получите итоговый снимок (или видео). В смартфонах действует примерно тот же принцип, но есть некоторые отличия.
Так как датчик изображения и объектив в вашем телефоне занимают совсем мало места (в отличии от зеркального фотоаппарата), камера получает меньше света, чем на обычный фотоаппарат. Некоторые производители стараются исправить эту ситуацию установкой датчика с более крупными пикселями с размерами 1.15-1.25 мкм, которые должны захватить больше света.
Широкая апертура не всегда означает максимальное качество снимка
Но светочувствительная матрица составляет лишь половину уравнения идеальной фотографии. На второй чаше весов — оптика и линзы, через которые свет и попадает на датчик изображения. Здесь и подключается в работу такое понятие, как апертура.
Что такое апертура в смартфоне
И так, что же такое апертура или диафрагма в смартфоне? Понятие апертуры определяется размером отверстия, с помощью которого свет может попасть в камеру. Этот параметр обозначается, как «f/2.0» (цифры могут быть другими) и измеряется соотношением фокусного расстояния, деленного на размер отверстия.
Таким образом, чем меньше f, тем больше размер отверстия и тем больше света попадает через оптику на датчик изображения. Как вы и сами знаете, фотография сделанная при хорошем освещении даже на бюджетный смартфон: яркая, насыщенная, отчетливая и не имеет шумов.
Еще одна полезная штука в широкой диафрагме: это более быстрый спуск затвора и более четкая и стабильная фотография, без скачков и размытых участков. Когда камера получает много света, она меньше «думает», прежде чем сделать снимок. Некоторые производители добавляют в камеры современных смартфонов технологию оптической стабилизации изображения (OIS), что позволяет добиться еще более качественных снимков при среднем и плохом освещении.
Какая диафрагма лучше: f/2.2, f/2.0 или f/1.6
Датчик изображения в смартфоне находится очень близок к системе из оптических линз, что гораздо ближе, чем у зеркальных фотоаппаратов. Это приводит к тому, что фокусное расстояние в телефоне значительно короче, чем у профессиональных камер.
Поскольку мы знаем, что в уравнении идеальной фотографии применяется фокусное расстояние, деленное на размер отверстия, это помогает объяснить, почему камеры в смартфонах имеют более широкую диафрагму, чем у традиционных «зеркалок». Несмотря на более широкую фиксированную диафрагму, камера вашего телефона не всегда лучше подходят для захвата максимального количества света.
Апертура в смартфоне отличается от диафрагмы в цифровой камере
Таким образом, чем больше апертура в телефоне — тем лучше. В идеальном случае, камера должна иметь и широкую диафрагму и сенсор с большими пикселями 1.25-1.55 мкм. Но вот в чем еще одна проблема — в телефоне диафрагма имеет фиксированный размер и не меняется, в отличии от DLSR камер, когда вы крутите объектив.
Как получается эффект глубины резкости Боке
Более широкая диафрагма в цифровой камере позволяет более качественно выделить эффект глубины резкости (Боке или размытие фона). Но ваш смартфон имеет фиксированную диафрагму и маленький датчик, который расположен близко к оптике. Поэтому добавиться эффекта Боке на телефоне значительно сложнее, особенно, когда фон находится близко к главному объекту съемки в фокусе.
Для сравнения, камера смартфона с апертурой f/2.2 позволяет добиться глубины поля, как на фотоаппарате с диафрагмой f/13 или f/14. На практике получается совсем небольшое размытие. Современные телефоны, которые умеют делать снимки с размытым фоном, обычно используют для этого специальные программные алгоритмы, а не реальную работу оптики.
Оптика и качество линз
Еще одна важная характеристика камеры смартфона — это объектив. Да, мы привыкли называть объективами большую сменную оптику для фотоаппаратов, но в вашем телефон он тоже есть. Пускай объектив в смартфоне и гораздо меньше традиционных, но он тоже состоит из оптических линз. Если объектив грязный или линзы имеют плохую прозрачность, матрица получит меньше света в итоге.
Качество объектива становится особенно важным у смартфонов в широкими апертурами, вроде f/1.6. Ведь на более широком отверстии становится сложнее сфокусировать весь свет на датчике изображения. Здесь и появляются так называемые абразивные искажения.
Телефоны с широкой диафрагмой по определению менее сфокусированы на определенной части сцены, чем устройства с более закрытой диафрагмой и, следовательно, более подвержены проблемам и фокусировкой и искажениями.
Абразивное искажение проявляется во множестве эффектов. Они включают следующие моменты: сферическую аберрацию (уменьшенная прозрачности и резкости), размытость фотографии, кривизна поля (потеря фокуса по краям), искажение (выпуклость изображения или вогнутость) и хроматическая аберрация (несфокусированные цвета и искажение белого цвета).
Объективы в смартфонах построены из нескольких корректирующих групп линз, которые предназначенных для точного фокусирования света и уменьшения этих аберраций. Более дешевые объективы имеют меньше линз и, следовательно, более подвержены проблемам. Материалы оптики также играют важную роль.
О качестве линз сложно судить по их спецификациям, а многие производители телефонов вообще не упоминают об этом. К счастью, некоторые известные оптические компании сейчас активно интегрируются в камеры смартфонов, в частности мы с вами знаем о таких случаях: Leica и Huawei, Carl Zeiss и Nokia HMD Global. Компания LG тоже внедрила новый объектив «Crystal Clear Lens» с 6 линзами во флагман V30 для обработки более широкой диафрагмы камеры.
Выводы: на что обратить внимание
Надеемся, что после прочтения этой статьи вы поняли, что такое апертура. Если подытожить все выше сказанное, широкая диафрагма не всегда означает лучшее качество снимков. На итоговую картинку влияет еще и размер матрицы, количество света, которое попадает на датчик изображения, софт и конечно же оптика камеры в вашем смартфоне. Залог хорошей камеры простой, это следующие параметры:
- широкая апертура
- большие пиксели и размер матрицы
- слаженная работа софта и железа
- качественная оптическая система
Поэтому, когда вы выбираете себе смартфон, лучше протестировать его камеру вручную перед покупкой, чтобы убедиться в его реальном качестве снимков. Не стоит зацикливаться только на цифрах f/1.8 и f/1.6, ведь у качественной камеры не только широкая апертура, но и все остальные системы работают качественно в комплекте.
Секреты глубины резкости
Объектив в состоянии навестись на резкость только на определенной дистанции. Предметы, находящиеся на большом или маленьком расстоянии от предмета съемки могут быть достаточно резкими. Эта зона визуальной резкости может быть настолько мала, что будет едва заметна или может увеличиться настолько, что можно будет увидеть четкое изображение до самого горизонта. Глубину резкости можно назвать зоной визуальной резкости
Только идеальный фокус на определенном расстоянии может создать совершенно четкое изображение, составленное из небольших точек. При этом объекты, расположенные ближе или дальше, будут по-прежнему выглядеть резкими, их размытие будет слишком минимальным, чтобы быть заметным человеку.
Фотографируя пейзажи, мы стремимся к тому, чтобы достичь максимальной резкости во всем изображении, начиная с травы рядом со штативом и заканчивая самыми далекими холмами, но это не правило и не закон, а личный выбор фотографа. В портрете и при съемке спортивных сюжетов наоборот, размытый фон и находящиеся рядом с объектом съемки предметы, помогут сконцентрировать внимание на главном объекте.
Держим ситуацию под контролем
Глубина резкости может сильно различаться и обусловлена в основном тремя факторами.
Первый — это открытие диафрагмы. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. Запомните, что например, f/16 выражает меньшую диафрагму (отверстие объектива закрыто), а f/4 это большее диафрагменное число (отверстие объектива открыто). В зеркальных фотоаппаратах с предустановленными программами, при съемке пейзажей используются более закрытые диафрагмы, чтобы увеличить глубину резкости, а при съемке спортивных событий или портретов более открытые.
Чтобы контролировать открытие диафрагмы, установите режим приоритета диафрагмы и, камера автоматически подберет значение выдержки для установки точной экспозиции. Снимать в режиме приоритета диафрагмы, регулируя только диафрагменное число, достаточно просто, но это не всегда позволяет достичь желаемых результатов. К счастью, глубина резкости регулируется также с помощью фокусного расстояния. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.
Например, устанавливая фокусное расстояние 18 мм, можно создать полностью четкое изображение. Поэтому, если вы хотите размыть фон, используйте более длинное фокусное расстояние.
Третий фактор — это расстояние между фотоаппаратом и предметом съемки.
Чем меньше это расстояние, тем меньше глубина резкости. В качестве примера можно привести макросъемку при которой глубина резкости совсем отсутствует и в фокусе будут находиться все отдельные детали предмета съемки. Для достижения лучшей глубины резкости при съемке на большом расстоянии, не всегда достаточно просто сфокусироваться на самом отдаленном предмете.
К сожалению, упомянутые три фактора контроля глубины резкости не всегда хорошо работают вместе. Например, если вы решите установить широкоугольный объектив для лучшей глубины резкости, то предмет съемки окажется слишком маленьким и вы решите уменьшить расстояние до предмета съемки, чтобы увеличить его размеры.. но — это приведет к уменьшению глубины резкости.
Три способа изменения глубины резкости
Каким же образом диафрагма, фокусное расстояние и расстояние до предмета съемки могут изменить резкость изображения?
Выделим красным цветом места, где предмет съемки будет в фокусе.
1. Изменяем диафрагму
Чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет глубина резкости. Это не проблема, а возможность при фотографировании поместить вне фокуса менее важные детали фотографии.
2.Изменяем расстояние до предмета съёмки
Чем ближе предмет съемки, тем меньше глубина резкости.
3. Изменяем фокусное расстояние
Установки зума или объектива влияют на глубину резкости. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости.
Что происходит, когда некоторые части изображения не в фокусе?
Только некоторые части изображения, сфотографированные с правильного расстояния, будут восприниматься сенсорами фотоаппарата как точки и предметы, остальные же объекты, расположенные на другом расстоянии, окажутся вне зоны фокуса, и тогда каждая светлая точка станет диском, так называемым диском нерезкости
Чем дальше будет предмет от точки фокусировки, тем больше будут диски. Это образует зону допустимой резкости, которую мы называем глубиной резкости.
Диски нерезкости очень важны в фотографии.
Глубина резкости не касается только объектов вне фокуса. Разные части изображения могут быть слегка вне фокуса (маленькие диски нерезкости) и полностью расфокусированными.
Предметы, которые находятся рядом с зоной максимальной глубины резкости, еще различимы и поэтому могут создавать помехи в восприятии изображения. Чтобы уменьшить этот деффект, необходимо еще больше размыть некоторые части изображения ( обычно это фон) для того, чтобы они стали полностью неузнаваемы. То есть необходимо сделать все для того, чтобы уменьшить глубину резкости. Этим объясняется выбор фотографами-профессионалами объективов с максимально возможной открытой диафрагмой.
Смотря в видоискатель невозможно оценить, какой эффект окажет открытие диафрагмы на глубину резкости, так как в момент фокусирования диафрагма всегда максимально открыта и закрывается только в момет нажатия на кнопку спуска. Многие зеркальные фотоаппараты, например, Nikon, имеют кнопку предпросмотра, которая позволяет увидеть результат съемки с выбранными нами параметрами диафрагмы. Эта функция позволяет оценить глубину резкости, но не позволяет оценить полностью качество снимка, так как изображение будет затемненным.
Многие фотоаппараты не имеют функции предпросмотра и тогда можно использовать режим Live View. Будьте внимательны, так как в режиме Live View не отображаются измененные настройки диафрагмы. Поэтому, чтобы увидеть, как будет влиять изменение настроек диафрагмы на изображение, необходимо выйти из режима Live View и снова зайти. Если в вашем фотоаппарате нет ни режима Live View, ни функции предпросмотра, единственный выход — рассматривать отснятое изображение зуммируя детали.
Как предугадать глубину резкости?
Можно сделать предметы резкими и в фокусе, даже если они находятся не в центре изображения.
Используем видоискатель
С помощью видоискателя можно увидеть сцену с максимально открытой диафрагмой. При этом вы увидите минимальную глубину резкости, независимо от того, какое значение диафрагмы установлено
Предпросмотр
Многие зеркальные фотоаппараты имеют кнопку предпросмотра, при нажатии которой устанавливается заданное вами значение диафрагмы
Не обращайте внимание на яркость
При использовании кнопки предпросмотра, изображение покажется более темным, однако, это поможет представить какой будет глубина резкости на изображении.
Используйте live view
Если в вашем фотоаппарате нет функции предпросмотра, используйте режим Live View. Чтобы увидеть эффект, который будет достигнут при изменении настроек диафрагмы, выйдите и снова зайдите в режим Live View
Рассматривайте изображение с близкого расстояния
Для оценки резкости в режиме Live View, с помощью зума, можно увеличить любую часть изображения.
Проверьте снимок
После того, как вы нажали на кнопку спуска, можете рассмотреть фото во всех его деталях, увеличивая изображение кнопкой зума
Упражнения на практике
Это упражнение поможет вам применить ваши знания в области оценки глубины резкости.
Результат вашей работы будет более понятным при использовании небольшого пространства стола, так как глубина резкости лимитирована небольшим расстоянием. Мы использовали игру «Монополия», но вы можете фотографировать бутылки, консервные банки, чашки и любые предметы, которые найдете на кухне. Если есть возможность, используйте штатив, чтобы избежать эффекта шевеления во время съемки и тогда, любое отсутствие резкости, будет зависеть только от глубины резкости.
Если у вас нет штатива, снимайте в ярко освещенном помещении и используйте высокое значение ИСО, например, 1000, чтобы выдержка была достаточно короткой для того, чтобы использовать все возможные значения диафрагмы.
Установите на объективе фокусное расстояние 55 mm, сфокусируйтесь на самой ближней к вам точке и, перейдя в режим приоритета диафрагмы, установите ее минимальное значение для того, чтобы диафрагма была максимально открыта (обычно f/4-5,6) и нажмите на спуск. Теперь закройте диафрагму, установив ее значение на f/22, и сделайте второй снимок. Далее установите на объективе минимальное фокусное расстояние, например, 18mm и повторите съемку, установив минимальную и максимальную величину диафрагмы.
Рассмотрите внимательно полученные четыре снимка на компьютере, зумируя изображение, чтобы оценить отсутствие резкости в той или иной части изображения. Возможно, с диафрагмой f/22 изображение не будет полностью резким, но на меньшем фокусном расстоянии глубина резкости будет больше и предметы, которые раньше были полностью вне фокуса, теперь будут различимы.
Руководство по выбору правильной диафрагмы
Апертура — это отверстие в линзе, которое пропускает свет. Таким образом, широкое отверстие — это большое отверстие, а узкое отверстие — небольшое отверстие. Чтобы изменить размер диафрагмы, просто наберите другой f-номер в вашей камере. Чтобы создать широкую апертуру, используйте число f от f / 1.2 до f / 4. Чтобы создать узкую диафрагму, используйте f-число от f / 8 вверх.
Но что лучше, широкие и узкие отверстия? А что вы должны использовать в своей фотографии?
Широкий против Узкой Диафрагмы: Свет
Как я уже упоминал выше, апертура относится к отверстию или диафрагме в объективе.
Апертура сокращается, когда вы набираете большое число f, например, f / 11.
И диафрагма расширяется, когда вы набираете небольшой F-номер, например, F / 2,8.
Почему это важно?
Поскольку большие апертуры позволяют большему количеству света достигать датчика камеры, что приводит к более яркой фотографии.
Существуют и другие настройки камеры, которые также влияют на яркость, поэтому изменения яркости могут быть не сразу очевидны; выдержка затвора и ISO — две другие ключевые настройки, которые вы используете для установки общей экспозиции.
Но при прочих равных, если вы расширяете диафрагму, фотография становится ярче. Как это:
А если сузить диафрагму, фото станет темнее. Как это:
Так что яркость — это одна из главных причин, по которой вы должны обращать внимание на апертуру Вам часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда у вашей камеры недостаточно света для получения хорошей экспозиции — если только вы не расширяете диафрагму. Потому что широкая диафрагма будет привлекать больше света, что позволит вам осветлить фотографию и получить отличный конечный результат.
Но есть еще одна важная причина, почему диафрагма имеет значение:
Широкий против Узкой Апертуры: Глубина резкости
Глубина резкости относится к количеству фотографий, которые находятся в фокусе.
Итак, фотография с большой глубиной резкости имеет большой фокус, от объекта на переднем плане до областей отдаленного фона. Вот пример фотографии с большой глубиной резкости:
Фото с небольшой глубиной резкости, с другой стороны, имеет очень мало в фокусе.Основной объект будет резким, но области спереди и сзади будут размытыми, например:
Обратите внимание, что ни малая глубина резкости, ни большая глубина резкости на самом деле не лучше , а — это просто разные способы создания креативных фотографий. В то время как некоторые объекты работают лучше с малой глубиной резкости, а другие объекты лучше работают с малой глубиной резкости, бывают случаи, когда фотографы идут против соглашения и получают что-то действительно уникальное.
Но какое отношение имеет глубина резкости к апертуре?
Одним словом:
Все.
Видите ли, апертура определяет глубину резкости. Если вы используете широкую диафрагму — например, f / 2.8 — вы получите очень малую глубину резкости. Вы также получите более яркое фото (по причинам, указанным выше).
И если вы используете узкую апертуру — например, f / 16 — вы получите очень большую глубину резкости. И вы получите более темное фото, при прочих равных.
Другими словами, вы можете творчески контролировать количество резких фотографий — просто изменив диафрагму.
Круто, да?
Теперь давайте взглянем на некоторые ситуации, когда вы хотите попробовать широкую апертуру, и некоторые ситуации, когда вы хотите попробовать узкую апертуру, и настройки, необходимые для того, чтобы она выглядела хорошо:
Использование узкой диафрагмы: пейзажная фотография
Пейзажная фотография — самый распространенный жанр для узкой апертуры; вы увидите фотографов, использующих его снова и снова.
Это потому, что пейзажная фотография основана на фокусировке всей сцены, от реки на переднем плане до гор на заднем плане и всего промежуточного.
Для пейзажных фотографов глубокая глубина резкости — вот что делает сцену привлекательной. Это заставляет зрителя ценить каждый аспект сцены, включая детали переднего и заднего плана.
Чтобы сделать пейзажную фотографию с большой глубиной резкости, вам нужно использовать диафрагму не менее f / 8, хотя вам, возможно, придется пройти весь путь до f / 16 или f / 18. Точная диафрагма зависит от расстояния от вашей камеры до ближайшего объекта — в тех случаях, когда ближайший объект находится очень близко к камере, вам потребуется большая глубина резкости, а также в тех случаях, когда ближайший объект находится далеко от камеры. , малая глубина резкости будет хорошо.
Обратите внимание, что если ближайший объект находится на действительно близко к , например, ледяные трещины на переднем плане зимнего горного снимка, у вас не будет возможностей диафрагмы, чтобы сделать всю сцену четкой. Вам нужно сделать что-то, что называется Stack Stacking , где вы делаете несколько фотографий, фокусируясь на разных участках сцены, и смешиваете их во время редактирования фотографий. Это довольно сложная техника, которую я не рекомендую новичкам.
Итак, если вы сосредоточены на предмете, который очень близок, попробуйте немного подкрепиться и посмотреть, сможете ли вы найти альтернативную композицию.
Еще одна вещь, которую стоит отметить относительно диафрагмы в пейзажной фотографии:
Если вы хотите получить четкость как на переднем, так и на заднем плане, вам нужно сфокусироваться на 1/3 от кадра. Это гарантирует, что вы максимально увеличите глубину поля обзора и получите красивую фотографию.
Использование узкой апертуры: архитектурная фотография
Архитектурная фотография — еще одна область, где узкая апертура очень распространена. Диафрагма f / 8 и выше часто требуется для обеспечения четкости всего здания, особенно при работе с более креативными композициями (по сравнению с фотографией плоского фасада здания).
Например, эта фотография требовала большой глубины резкости, чтобы все было четко:
Как это сделал:
Теперь, если вы решили делать архитектурные фотографии, которые сохраняют четкость всей фотографии, вам нужно будет выбрать диафрагму на основе ближайшей области, которую вы хотите сфокусировать (точно так же, как в пейзажной фотографии). Тем не менее, вы также хотите принять во внимание самую дальнюю область от вашей камеры, которую вы хотели бы быть резким. Если вам нужна только глубина резкости для передней и задней части небольшого здания, вам может не потребоваться большая глубина резкости!
Однако, если вы расположите край здания очень близко к объективу и хотите сохранить остроту всего объекта, вам понадобится диафрагма около f / 16 — хотя, если вы ищете, очень экстремальных Вам может понадобиться сосредоточить стек.
Использование узкой апертуры: Макросъемка
Если вы хотите сделать макросъемку, то предпочтительным вариантом является узкая диафрагма.
Это позволит вам делать четкие снимки, например:
Общая резкость покажет много приятных деталей, и снимок будет очень интимным.
Похожие сообщения: Освещение для макросъемки: как перенести ваши макросъемки на новый уровень
Макросъемка с большой глубиной резкости, однако, может стать очень трудной, если вы начнете снимать с большим увеличением.У вашего объектива недостаточно диафрагмы, чтобы сделать резкий снимок спереди , а — очень близко. Таким образом, вы не можете просто сделать снимок насекомого на f / 22 и назвать это днем.
Вместо этого вам придется использовать процесс фокусировки, который я описал выше.
Поскольку это требует более технического подхода, многие макро-фотографы избегают использовать большую глубину резкости при фотографировании с большим увеличением. Вместо этого вы можете использовать широкую апертуру для малой глубины резкости, например:
Похожие сообщения: Лучшие макрообъективы для Canon
Использование широкой диафрагмы: портретная фотография
Портретные фотографы любят эффектов широкой диафрагмы.
Почему?
Потому что это размывает фон, выделяя основной объект.
Вот портретная фотография, сделанная с широкой апертурой:
Вы видите, как диафрагма создала красивый фон?
Похожие сообщения: Лучшие объективы для портретной фотографии в 2019 году [Ultimate Guide]
Обычно апертура от f / 1.2 до f / 4 должна сработать. Однако будьте осторожны, чтобы не переместиться на слишком мелко на , иначе вы в конечном итоге получите размытые участки вашего объекта, которые вы хотите сохранить резкими!
Обратите внимание, что вы не хотите просто размещать свой портретный объект перед любым старым фоном и полагаться на эффект малой глубины резкости, чтобы позаботиться о любых фоновых отвлечениях.Вместо этого вы должны найти приятный фон, простой и довольно равномерный.
Потому что, когда оно размыто широкой диафрагмой, оно действительно улучшит вашу фотографию.
Похожие сообщения: Как размыть фон ваших портретов
Использование широкой диафрагмы: фотографии птиц
Фотографы-птицы любят эффект малой глубины резкости по той же причине, что и портретные фотографы:
Это выделяет основной предмет.
Хорошо размытый фон может творить чудеса, заставляя птицу выскакивать со страницы. Поэтому очень часто можно увидеть фотографии птиц, например, такие:
И этот:
Вы видите, как малая глубина резкости удерживает ваше внимание на птице? Обратите внимание, что фон был достаточно чистым, прежде чем я использовал широкую диафрагму, но диафрагма действительно завершила эффект.
Однако следует понимать, что глубина резкости на этих фотографиях была в области f / 7.1. Тем не менее, он все еще создает эффект глубины резкости.
Почему?
Потому что я фотографировал птиц при таком большом увеличении, что потребовалась диафрагма f / 7.1, чтобы получить резкость всей птицы.
Но иногда вы будете сталкиваться с ситуациями, когда f / 4 или f / 5.6 добьются цели; это действительно вопрос экспериментов и выяснения того, что работает для вашего предмета.
Широкий против Узкой Апертуры: Заключение
Теперь, когда вы закончили эту статью, вы знаете все о широких отверстиях, узких отверстиях и ключевых различиях между ними.
И вы знаете, как использовать разные апертуры для потрясающих фотографий.
Так что выходите и начинайте тестировать различные варианты диафрагмы.
Существует целый мир потенциальных фотографий!
Что лучше, широкие или узкие отверстия?Ни широкая, ни узкая апертура технически не лучше — просто разные. Широкая диафрагма даст вам более мягкий вид, с очень небольшим фокусом и красиво размытым фоном.Это одобрено фотографами портрета и некоторыми макро фотографами, потому что это помогает сделать объект популярным. Узкая диафрагма даст вам более четкий вид, в фокусе будет вся фотография, включая объекты переднего и заднего плана. Пейзажные фотографы любят узкие апертуры и используют их довольно последовательно. Макро-фотографы также используют узкие апертуры, чтобы сохранить резкость всего объекта. И архитектурные фотографы также используют множество эффектов с узкой апертурой, чтобы максимизировать резкость.
Вот итог:
Здесь важны как широкие, так и узкие отверстия.Если вы не уверены, какой вариант предпочитаете для сцены, попробуйте оба варианта и сравните их во время последующей обработки.
Как добиться малой глубины резкости?Для получения малой глубины резкости просто используйте широкую апертуру, например, f / 2.8. Это размывает фон и гарантирует, что ваш основной объект выделяется. Это также помогает отодвинуть основной объект от фона (что усилит размытие фона).
Должен ли я использовать узкую диафрагму для пейзажной фотографии?Пейзажная фотография обычно предполагает использование узкой апертуры.Довольно часто встречаются пейзажные изображения, сделанные с апертурой не менее f / 8, а обычно f / 11 или даже f / 16. Узкая диафрагма обеспечивает четкость изображения, что делает изображение более эффектным. Тем не менее, можно создавать интересные ландшафтные изображения, используя узкую апертуру; ты просто должен быть креативным!
Как сделать так, чтобы фотография была четкой?Чтобы фотография была четкой, следует использовать узкую диафрагму — в диапазоне от f / 8 до f / 16, с идеальной диафрагмой, зависящей от величины глубины в сцене.Если сцена имеет большую глубину (то есть существует значительное расстояние между элементами переднего плана и элементами фона), то вам понадобится более узкая апертура. Обратите внимание, что более узкая апертура всегда безопаснее, хотя слишком узкая апертура рискует размягчиться из-за дифракции.
Вам также следует тщательно сфокусировать объектив в пределах сцены. Чтобы максимизировать резкость, стремитесь к области приблизительно на одной трети пути в кадре.
Что такое апертура камеры?Апертура камеры — это отверстие (или диафрагма) в объективе камеры, которое сжимается и расширяется в зависимости от настройки диафрагмы.Когда вы выбираете маленькое число f, например 2.8, диафрагма будет большой. Когда вы выбираете большое число f, например, 16, диафрагма будет маленькой. Это контролирует уровень яркости фотографии: большие апертуры пропускают больше света и создают более яркие изображения, а небольшие апертуры пропускают меньше света и создают более темные изображения (при прочих равных условиях).
Апертура также контролирует глубину резкости фотографии — иными словами, апертура контролирует область фотографии, которая является резкой.Если вы используете широкую диафрагму, очень мало снимка будет в фокусе. Узкая диафрагма обеспечивает фокусировку большого участка фотографии.
,Что такое диафрагма на камере?
Посмотрите видео: Что такое диафрагма?
Независимо от того, являетесь ли вы новичком в фотографии или только начинаете изучать мир ручного управления, возможно, единственное, что вам нужно понять, — это диафрагма.
Слово «апертура» происходит от латинского термина «апертура», что означает отверстие. В фотографическом плане это означает то же самое: апертура — это отверстие в линзе, через которое проходит свет.
Внутри объектива камеры находятся апертурные лепестки, которые составляют диафрагму объектива. Когда вы поворачиваете кольцо диафрагмы на объективе (если оно есть) или настраиваете диафрагму на камере, эти лезвия открываются или закрываются.
Это позволяет вам контролировать размер апертуры — и, следовательно, количество света, который проходит через объектив и попадает на пленку или датчик внутри вашей камеры, чтобы экспонировать изображение.
(Автор изображения: Future)Это первая функция диафрагмы: управление яркостью изображения.Размер отверстия описывается значениями, называемыми «стопами» света, которые также называются «диафрагмами», поскольку числовое значение также описывает отношение фокусного расстояния объектива («f») к диаметр отверстия.
Каждая последующая остановка вдвое ярче своей предшественницы, что несколько сбивает с толку, так как большее число f фактически означает меньшую апертуру . Таким образом, f / 2 наполовину ярче, чем f / 1.4, f / 2.8 наполовину ярче, чем f / 2, и так далее.
Когда кто-то снимает «широко открытыми», это означает, что у него диафрагма в самом широком положении, чтобы пропустить максимально возможное освещение.И, как правило, чем шире максимальная диафрагма объектива, тем она дороже (именно поэтому оптика f / 1.2 имеет такую большую цену).
Объектив с широкой диафрагмой также известен как «быстрый» объектив, поскольку он позволяет использовать более короткую выдержку. Если вы снимаете при f / 1.2, в объектив попадает много света — это значит, что для экспонирования изображения затвор не нужно открывать так долго.
В отличие от этого, если вы «остановите» объектив на более узкой диафрагме, например, f / 16, будет меньше света — это означает, что затвор должен быть открыт длиннее , чтобы экспонировать изображение.
Изображение «широко открытое» на f / 1.4 делает фон не в фокусе, с малой глубиной резкости (Изображение предоставлено: Future) «Остановка» на f / 13 делает больше фона в фокусе, с большой глубиной резкости (Изображение предоставлено: Future)Однако диафрагма не просто контролирует яркость вашего изображения; это также очень мощный креативный инструмент.
Это потому, что диафрагма также контролирует глубину резкости — это объем изображения, которое находится в фокусе.Опять же, терминология здесь немного сбивает с толку, потому что чем шире ваша апертура, тем уже будет ваша глубина резкости, и наоборот.
Так, например, если вы снимаете портрет, съемка с низким f-числом, например, f / 1.8, приведет к малой глубине резкости, что означает, что фон за вашим объектом будет размытым; съемка с большим числом f, например, f / 11, приведет к большой глубине резкости, а это означает, что фон позади вашего объекта будет более сфокусированным.
Овладение диафрагмой — это ключ к овладению экспозицией, а также овладению креативностью в вашей фотографии!
Подробнее:
Видеосюжеты о том, как делать фотографии и советы.
Почему у небольших отверстий большие числа f?
Научитесь работать с широкими отверстиями для достижения лучших результатов
Цифровые камеры оснащены различными автоматическими режимами, каждый из которых имеет свое собственное назначение. Изучив некоторые из этих режимов, вы можете облегчить переход от автоматической фотографии к ручной фотографии. Это, безусловно, имеет место с режимами приоритета выдержки и диафрагмы. Я недавно обсуждал оба этих режима в своих информационных бюллетенях, но какой из них лучше и почему?
Вы можете использовать режим приоритета диафрагмы, чтобы делать подобные снимки
Что делает каждый режим?
Прежде чем мы сможем решить, какой из двух режимов является лучшим, имеет смысл поговорить о том, какие два режима.У каждого свой акцент. Режим приоритета диафрагмы позволяет указать диафрагму для использования при съемке. Камера делает все остальное за вас. Точно так же режим приоритета выдержки делает ставку на выдержку. При использовании этого режима вы выбираете выдержку, оставляя все остальное на камеру.
Вопрос на самом деле следующий: из каждой настройки, диафрагмы или выдержки, что для вас как фотографа важнее контролировать? Хотя многие будут утверждать, что оба важны, если бы мне пришлось выбирать один, это было бы отверстием по многим причинам.Я не говорю, что выдержка не является важным параметром для изоляции. Это просто не так важно, как диафрагма с точки зрения значения всей фотографии.
Почему режим приоритета диафрагмы явно победитель
Почти все профессиональные фотографы, которые разбираются в ручном режиме, имеют определенный набор шагов, которые они проходят при каждой съемке. Можете ли вы угадать, каков первый шаг? Это верно, они выбирают отверстие. Выбранная диафрагма — это не просто неважная переменная.Это абсолютно важно для фотографий, которые вы делаете. Все остальное, почти во всей фотографии, является второстепенным.
Почему это? Итак, апертура определяет, какая часть вашего изображения находится в фокусе, а какая — вне фокуса. У фотографов есть термин для этого. Они называют это глубиной резкости. Когда у вас большая глубина резкости, больше изображения находится в фокусе. Если у вас более низкая глубина резкости, то меньше.
Все это оказывает огромное влияние на фотографию. В зависимости от того, что вы снимаете, вы можете или не хотите иметь большую глубину резкости.Скажем, например, что вы снимаете портрет крупным планом на оживленной улице. Если вы увеличите глубину резкости, фон будет полностью сфокусирован, и это может отвлекать внимание. Однако, если вы уменьшите глубину резкости, фон станет размытым, и изображение станет более концентрированным и визуально привлекательным.
Большая часть фотографии посвящена выяснению этого. Вы должны развивать глаза на определенные сцены и диафрагму, которая сопровождает их. Портреты крупным планом, как я уже говорил выше, хорошо работают с широко открытыми маленькими апертурами f-числа.С другой стороны, большие и открытые ландшафты хорошо работают с закрытыми большими апертурами числа f. При закрытии диафрагмы и увеличении числа f увеличивается и глубина резкости. И когда вы хотите, чтобы весь пейзаж был в кадре, это помогает, когда он полностью сфокусирован.
Холмы полны музыки. Используйте большие апертуры f-числа (например, F22) для таких изображений, как эта
Некоторые сцены являются промежуточными. Мы называем это зоной «все идет», где диафрагма не имеет большого значения.Какие типы фотографий попадают в эту категорию? Закаты, рисунки на стенах, изображения облаков и вообще все, что не имеет большой глубины. Закат слишком далеко, чтобы иметь глубину, поэтому мы выбираем апертуру, которая достаточно хороша для относительно «плоской» вещи, которую мы пытаемся сфотографировать. То же самое касается стен или людей, стоящих перед стенами. Глубина фотографирования невелика, поэтому глубина резкости не имеет большого значения.
Вот удобная ссылка с F-номерами:
- Портретная и макрозона (F1.4 — F5.6) Когда вы снимаете в этой зоне, вы хотите, чтобы фон выглядел настолько размытым, что его практически не было в кадре. Это прекрасно работает с изображениями лиц, цветов, жуков и крупных планов животных.
- Зона «это не имеет значения» (от F8 до F10) Ваш объект при съемке в этой зоне не имеет большой глубины. Может быть, вы снимаете что-то очень далеко, например, закат, или стреляете чем-то плоским, как сторона сарая. В любом случае, эти промежуточные апертуры дают вам достаточно глубины резкости для работы.
- Пейзажная зона (от F11 до F22) Если говорить прямо, вы снимаете длинные холмы из «Звука музыки» и хотите, чтобы каждая травинка отображалась с четкими и плавными деталями. С этими отверстиями вы практически гарантированы. Просто не забудьте взять штатив. Вам, вероятно, понадобится более длительная выдержка.
Контраст с режимом приоритета выдержки
Режим приоритета выдержки также может быть полезен, если вы знаете, когда он вам нужен. Как и в режиме с приоритетом диафрагмы, режим с приоритетом выдержки дает вам контроль только над одной настройкой — скоростью затвора.Хотя выдержка не так важна для фотографии, как диафрагма, она все же очень важна. Иногда это важнее, особенно когда ты занимаешься спортом. Это потому, что с правильной выдержкой вы можете заморозить действие.
Вода — это еще один пример, когда изменение скорости затвора может изменить внешний вид изображения. На фотографии справа, чтобы выдержать воду на месте, была использована быстрая выдержка. Если бы использовалась более низкая скорость затвора, вода выглядела бы как «течет» на фотографии.
Вот компромисс. Вы выбираете более высокую скорость затвора, чтобы вы могли заморозить действие, но затем камера выбирает более широкую диафрагму, чтобы дать больше света. Ваш спортсмен выглядит совершенно замороженным без размытия, но фон немного не в фокусе. Сравните это с изображением, подобным изображению справа, на котором у вашего спортсмена размыто движение, а фон больше сфокусирован. Первый, при съемке спортивной фотографии, обычно является лучшим вариантом. Выбрав режим приоритета затвора и выбрав скорость затвора, скажем, 1/500 с, вы получаете именно ту фотографию, которую вы предлагаете сделать камере.
В конце концов, когда вы научитесь использовать оба режима, вы получите четкое представление о том, что важнее на каждом снимке, который вы делаете. Приблизительно в 90% случаев вы сначала будете выбирать диафрагму, а в остальные 10% скорость затвора будет первой.
Как только вы выясните, что более важно для каждого отдельного типа выстрела, вы будете полностью готовы к ручному режиму. В конце концов, единственная разница между ручным режимом и режимом приоритета диафрагмы или приоритета затвора — это одна дополнительная переменная.Когда вы узнаете, что каждое изображение зависит от одной диафрагмы или переменной скорости затвора, остальные настройки камеры вручную становятся на свои места. Это похоже на решение математической задачи.
Так что пока что, идите туда и попрактикуйтесь в режиме приоритета диафрагмы. Получите реальное представление о том, как каждая из перечисленных диафрагм работает с каждым типом сцены. Как только вы поняли это, переключитесь в ручной режим и попробуйте сделать те же снимки, используя диафрагмы, которые вы выбрали ранее. В этот момент достаточно просто подобрать выдержку.Вы получите ручной режим в кратчайшие сроки!
Есть вопросы по приоритету диафрагмы или режиму приоритета затвора? Отправьте мне письмо или оставьте комментарий ниже, и я буду рад ответить.
Большинство людей считают этот пост удивительным. Что вы думаете?