Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский, фотохудожники СССР: биография и личная жизнь
Их сравнивают с Робертом Капой и Гердой Таро — только в их объективах был не фронт, а любовь. Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский — одна из самых знаменитых творческих пар в фотографии и легенда фотоискусства СССР.
Лилит Мазикина
Сорок лет вместе — у каждой пары свои итоги такого долгого союза. У Нины и Дмитрия итогом стали множество фотографий, выставленные в музеях по всей стране. Просто удивительно, что познакомились они не в профессии — ведь оба изначально фотографами не были. Нина была учительницей русского языка, Дмитрий — аспирантом нефтехимического института. То и другое от фотоискусства далековато.
Нина попала во власть фотоаппарата первой. Когда она встретила Дмитрия, то зарабатывала объективом уже четыре года. Встретились они — как в типичном кино шестидесятых, в солнечном сиянии. В дачном посёлке, у реки, куда шли купаться. Дмитрий поразил Нину своей красотой: «как греческий бог», вспоминала она потом. То ли чтобы познакомиться поближе, то ли ещё почему, Дмитрий попросил об уроках фотографии. И тут выяснилось, что через объектив они видят мир совершенно одинаково — полным счастья и света. И, кажется, не только через объектив.
Так они и начали делать всё вместе. Снимать с одного фотоаппарата, не разбирая потом, где чей снимок. Проявлять. Печатать. Подписывать фото двумя именами, в алфавитном порядке. Жить.
Им очень хотелось всегда и во всём быть вместе. Советские журналы были переполнены их снимками. Западные издания тоже постоянно что-нибудь скупали и публиковали у себя — такое яркое впечатление оставляли эти чёрно-белые снимки. Отпуск — только вместе; впрочем, и отпуск был только сменой декораций для фотографий. Камер у них на самом деле было две, чтобы можно было разбрестись. Но, снова встретившись, Нина и Дмитрий немедленно менялись фотоаппаратами. И так несколько раз до конца плёнки.
Больше ста советских и международных выставок. Бесконечные вопросы поситетелей: а вот это фото… Это всё же кто снимал, а кто проявлял? Где заканчивается на нём Нина Свиридова и начинается Дмитрий Воздвиженский? Фотопара только улыбалась. А где заканчивается Нина и начинается Дмитрий в их общем сыне? Фотографии были такими же их детьми. Сын, вспоминая их, говорит — нет, они были не реалисты. Мечтатели, оптимисты… Видели то, что хотели видеть. Видели только свет. И этим светом действительно переполнены их снимки — даже те, на которых льёт дождь.
Удивительно, что настолько выраженный оптимизм — не реализм! — никак не помешал Свиридовой войти в список двадцати самых значимых женщин-фотографов века. Награды в ГДР, Франции, Гонконге находили её. У фотографа должна быть своя тема, говорила Свиридова, когда её просили поделиться секретом успеха. И добавляла, что её тема — все лица счастья.
От внештатного сотрудничества с журналами пара доросла до «взрослых» должностей. Свиридова стала сотрудником издательско-редакционного отдела Госкомитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию, Воздвиженский — редактором «Культуры и жизни». А фотографии оставались прежними, девичьими, юношескими — не по качеству, по взгляду, по надеждам и ожиданиям в этом взгляде.
Никто не знает, чем обошлись фотопаре девяностые. Они не говорили об этом прилюдно. Сын их вырос профессиональном фотографом (конечно!), а ещё — филологом по образованию (как мама), а ещё — тележурналистом. В отличие от родителей, он больше любит этнографические сюжеты — и надеется никогда не стать военным фоторепортёром. Фотоаппарат был его его первой игрушкой. Воздвиженский-младший осиротел сначала в 2005, потом в 2008 году. И на этот раз известно точно, к какой дате относится какое имя. 2005 — Дмитрий, 2008 — Нина.
союз сердец, союз талантов » BigPicture.

Это был прекрасный творческий и семейный союз — почти сорок лет продолжалась совместная работа и совместная жизнь Дмитрия Воздвиженского и Нины Свиридовой, оставив на память потомкам множество великолепных снимков, значительная часть которых оказалась в экспозициях музеев.
И ведь не сказать, чтобы Дмитрий или Нина изначально имели какое-то отношение к фотографии. Она — учительница русского языка, выпускница филологического факультета МГУ, он — аспирант Нефтехимического института имени Губкина. Но к моменту встречи оба уже были профессиональными фотографами, пусть пока что и начинающими. И случайная встреча, произошедшая в дачном поселке на Николиной горе в начале 1960-х, была будто бы и неслучайной — два молодых фотографа с одинаковым взглядом на профессию и на окружающий мир встретились и больше уже не расставались.
Смотрите также: СССР 50-х-70-х годов: Фотогалерея из архива ИТАР-ТАСС, Советская мода 1960-х, 1970-х и 1980-х годов в фотографиях ЛенТАСС, Теплый ламповый Донецк времен Хрущева
Источник: rosphoto. com
Фото: Дмитрий Воздвиженский и Нина Свиридова
1. «У меня такой характер». 1969
В 60-е и 70-е годы прошлого века фотографии Дмитрия Воздвиженского и Нины Свиридовой регулярно печатались в различных советских изданиях, попадали на обложки журнала «Советское фото» и даже публиковались в зарубежной прессе.
2. Новоселы. 1960
Регулярно Дмитрий и Нина участвовали и в различных выставках — всего порядка ста советских и международных экспозиций. Многие снимки этой пары стали широко известны, отделившись от создателей и начав собственную жизнь уже в качестве общего культурного достояния.
3. «Солнышко». 1960
Как позднее писал о своих родителях Дмитрий Воздвиженский — младший: «Они не замечали ничего другого и видели только то, что отвечало их внутреннему восторженному состоянию души. Художники вообще очень часто не замечают то, чего не хотят видеть.
4. У автоматов с газированной водой. 1970
Они жили в своем параллельном мире, который создавали независимо от реальности своими руками, мире столь же иллюзорном, сколь и прекрасном. Сейчас, глядя на эти фотографии, я с уверенностью могу сказать, что судить о тех временах надо не только с исторической точки зрения, но и с точки зрения людей, видевших все собственными глазами. Взглядов таких может быть очень много, и этот — только один из них. Судя по всему, для них это было время счастья, время надежд и время великих иллюзий».
5. Прогульщики. 1960 г.
В самом деле, большинство снимков Дмитрия Воздвиженского и Нины Свиридовой проникнуты искренним оптимизмом и ощущением счастья.
6. Вратарь. 1970.
Они не стеснялись своей любви к жизни и к миру и выражали ее наилучшим способом, который был в их распоряжении, — через фотографии.
7. Кузнецкий мост. Московский дождь
…Дмитрий Воздвиженский скончался в 2005 году, а в 2008 году не стало и Нины Свиридовой. Но с нами по-прежнему их снимки, множество замечательных фотографий, которые нам завещали двое художников, сорок лет не выпускавших из рук фотокамеру.
8. На страже. 1960 9. Мечтатели. Волгоград. 1960 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26.
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Галерея Люмьер — Свиридова Нина, Воздвиженский Дмитрий — Галерея Люмьер
Вы бы купили репродукцию?Свиридова и Воздвиженский – творческий семейный союз, один из ярких представителей фотографии эпохи «оттепели» и последующих лет. Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский проработали вместе около сорока лет и стали авторами известных фотографий, иллюстрирующих с лучшей стороны советское, а позже и новое российское время.
Нина Свиридова (1933-2008) окончила филологический факультет МГУ, после чего работала учителем русского языка и литературы. С 1961 года Свиридова начала работать фотокорреспондентом в советских изданиях: «Учительская газета» и журнале РТ. С 1968 по 1978 год — фотокорреспондент Государственного комитета Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. За это время она окончила Институт журналистики при Союзе журналистов СССР.
Дмитрий Воздвиженский (1942-2005) окончил Московский нефтяной институт им. И. М. Губкина, а также Институт повышения квалификации журналистов Союза журналистов СССР. С 1967 года фотокорреспондент журнала «Семья и школа», затем редактор журнала «Культура и жизнь».
Их случайная встреча, произошедшая на даче на Николиной горе в начале 1960-х годов, была как бы не случайна — встретились и больше не расставались два молодых фотографа с одинаковым взглядом на профессию и окружающий мир.
С середины 1960-х пара регулярно печаталась в прессе, их работы попадали на обложки «Советского фото» и других известных журналов. Они много путешествовали по СССР, были в Прибалтике, Белоруссии, на Урале и в Закарпатье. Нина Свиридова рассказала, что их работы с Дмитрием очень похожи и непонятно, чья это фотография, поэтому пара подписывала свои работы вместе на протяжении всего творческого союза.
Как позже писал о своих родителях Дмитрий Воздвиженский-младший: «Они ничего другого не замечали и видели то, что однозначно соответствовало их восторженному внутреннему состоянию души.
Работы Свиридовой и Воздвиженского экспонировались в СССР и за рубежом, многие из них отмечены престижными наградами: Серебряной медалью в Берлине («5 Bifoto») и Бронзовой медалью на Салоне 35 мм в Гонконге за работу «Двое на острове». », Золотая медаль на выставке «Любовь, дружба, солидарность» в Берлине за работу «Здравствуй, любовь», а также их тандем, удостоен второй премии и медали МИД Франции за сборник работ на выставке «Фотовселенная-76».
ИЗБРАННЫЕ ВЫСТАВКИ
2017
«Дети страны Советов», ГРМ, Санкт-Петербург
«Мастера советской фотожурналистики», ФотоВиза, Краснодар
2016
«ГАУДЕАМУС: Из истории российского студенчества», Центр братьев Люмьер фотографии, Москва, Россия
«Поцелуй», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия
2015
«Советское фото», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия
2013
«Красота без гламура», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Московские истории. ХХ век. Часть II (1960-1990-е годы)», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия
2012
«Мы. Лучшие фотографии ХХ века», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия
«Коллекция галереи братьев Люмьер. Юбилейная выставка», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия
2010
«Советское фотоискусство 60-70-х годов», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, Россия
2008
«Антология русской фотографии ХХ века. Фото 60-70», Галерея братьев Люмьер
2005
«Путешествие в пространстве и времени»
1990
Вернисаж цветной художественной фотографии «Вера, Надежда, Любовь», МДМ
Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки
«Мечта потребителя» представляет собой экскурс в историю дефицита в СССР и соотношения дефицита и рекламы в России с конца 1910-х до середины 19-го гг.90-е.
К 1918 году последствия Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны привели к тому, что уже разрушенная страна столкнулась с острой нехваткой продуктов питания, одежды, предметов повседневного обихода и предметов первой необходимости.
Новая экономическая политика или НЭП в какой-то мере сняли проблему дефицита, но лишь временно. Потребительский дефицит не был полностью решен до середины 1990-х годов, с отменой плановой экономики и введением свободной торговли в новой России.
Реклама была парадоксальным явлением в обществе, пораженном дефицитом: дилемма заключалась не в том, как увеличить спрос, а в том, чтобы найти средства для удовлетворения спроса. Для советских граждан любой предмет потребления, даже предметы первой необходимости, стал предметом их мечты. Каждый предмет нужно было «добыть», а для этого недостаточно было работать и получать заработную плату. В погоне за этой «мечтой» люди должны были поменять галоши на отрезы ткани, ткань на пылесосы… Их в свою очередь заменили дефицитные книги, затем билеты в театр, холодильники и автомобили…
Советская реклама не просто демонстрировала книги или зубную пасту, галоши и майонез, фруктовые соки, шампанское и черную икру, пылесосы и полировщики, телевизоры, автомобили и, конечно же, советскую парфюмерию. Каждый рекламный плакат должен был прежде всего создавать образ довольного общества с изобилием товаров, подтверждая изначальный советский лозунг: «Жить стало лучше, жить стало счастливее!»
Фотографии на этой выставке отражают меняющиеся времена в СССР, с начала до конца 20 века. Их снимали известные российские фотографы, такие как Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Ахломов и многие другие. Также представлены плакаты выдающихся советских художников, в том числе Александра Родченко.
Выставка оснащена многочисленными экранами, на которых демонстрируются сцены из классики советского кино, где повторяющейся темой стала «потребительская мечта». Это легендарные фильмы Бориса Барнета, Георгия Александрова, Константина Юдина, Эльдара Рязанова и др.
Экспозицию дополняют предметы из повседневной советской жизни, предоставленные Московским музеем дизайна: флаконы востребованной парфюмерии, телевизор КВН, бережно хранящиеся баночки из-под черной икры и даже «импортные» заплатанные джинсы известного фотографа и журналиста Юрия Роста.