Довима: Довима: что нужно знать о музе Ричарда Аведона

Довима: что нужно знать о музе Ричарда Аведона

Первые успехи

Дороти Вирджиния Маргарет Джуба родилась в семье эмигрантов в Куинсе, Нью-Йорк. Отец работал полицейским, мать всю свою энергию тратила на уход за домом и заботу о дочери — в возрасте около 10 лет у девочки был обнаружен ревматизм, и почти до самого своего совершеннолетия она пролежала в кровати. В изоляции на домашнем обучении редким развлечением Дороти стало рисование. Свои работы она подписывала псевдонимом Довима, основу которого составили первые буквы каждого ее имени. Тогда она и не думала, что однажды он сможет ей пригодиться — ее амбиции после школы ограничивались работой в кондитерской. Локация, правда, была выбрана удачная — неподалеку от офиса Vogue. В 1949 году один из редакторов приметил девушку с осиной талией прямо на улице и предложил Дороти попробовать себя в качестве модели. Ей выпала редкая удача — сразу же позировать легендарному Ирвину Пенну. Карьера резко пошла вверх — Дороти, точнее уже Довима, стала получать больше всех своих современниц. Средний гонорар за съемку составлял $25, Довима просила $30. Позже она будет получать все $60 и именоваться «Девушкой-Доллар-За-Минуту».

Холодная красота Довимы в сочетании с загадочностью обеспечили ей статус иконы — она почти безраздельно властвовала на глянцевых страницах в 1950-х. Из-за улыбки ее сравнивали с Моной Лизой — такого эффекта Довима добилась не нарочно на одной из первых съемок, аккуратно улыбнувшись в надежде, что никто не заметит ее сколотый зуб. Она повредила его в детстве за игрой в переодевания с мамиными платьями и очень стеснялась.

Ричард Аведон

Знаменитый американский фотограф Ричард Аведон говорил, что Довима обладает «самой яркой и необычной красотой среди своих современниц». Он был пленен ей и как творец. Их союз с Довимой подарил глянцу десятки культовых снимков. Модель Дориан Ли говорила, что Аведон использует красоту модели, как художник — краски. Довима была музой в том смысле, что принимала каждый раз ту форму, которую создавала фантазия ее любимого гения.

Их самой знаменитой коллаборацией стала фотография «Довима и слоны». Модель в первом вечернем платье Ива Сен-Лорана для Dior позировала для Аведона в парижском цирке в 1955 году. «Съемка со слонами была самой страшной, потому что я должна была просто на слово поверить, что все будет хорошо. Но это было чудесно! Я, как настоящая муза, просто отдалась моменту. Это было самым важным решением, которое я приняла для того, чтобы добиться славы, в которой я нуждалась», — позже вспоминала модель. «Довима и слоны» была продана в 2010 году на аукционе Christie’s более чем за миллион долларов.

Личная жизнь

Аведон был главным мужчиной в жизни Довимы, но, естественно, не единственным. Она трижды была замужем. Первый раз — за своим соседом, свадьбу молодые сыграли в 1947 году, еще до начала карьеры Довимы в Vogue. Этот брак продлился десять лет. Во второй раз девушка сказала «да» сотруднику иммиграционной службы — и вскоре пожалела об этом. Муж бил ее, а после развода еще и обвинил бывшую супругу в том, что она украла их дочь (дело дошло до ареста). Кроме того, несмотря на внушительные гонорары, у нее совсем не оказалось сбережений, и жизнь свободной женщины она вновь начала с нулем на банковском счете. Обо всем этом модель подробно рассказывала в своих дневниках, которые вела всю жизнь. Третьим мужем Довимы стал бартендер — и, говорят, она была действительно счастлива с ним. Правда, недолго — через три года он скончался. Ей в этот момент было уже под 60 лет, она работала официанткой в пиццерии во Флориде.

Последние годы

Модельную карьеру Довима закончила в смешные по сегодняшним меркам 35 лет, объяснив это тем, что не хочет дожидаться того момента, когда камера станет к ней «жестока» (в целом она чувствовала угасание интереса к себе со стороны фотографов и не скрывала в интервью обиды из-за этого — ей казалось, что ее использовали, а потом выкинули). После моды она попыталась переключиться на кино. Подружилась с Одри Хепберн и даже получила эпизодическую роль в «Забавной мордашке», но прорывом это было назвать нельзя. Потом еще немного Довима попробовала поработать агентом, но окончательно разочаровалась и в кино, и в моде. В конце концов она уехала к родителям, которые в то время жили во Флориде, и стала учиться жить по-новому — без вспышек фотоаппаратов, кутюра и глянца. «Мне всегда казалось, что все это было просто фильмом. И я в нем тоже играла. Но это была не я», — как-то сказала она о своих годах славы в интервью районной газете.

как модель Довима вошла в историю моды и закончила жизнь в бедности

Кого считать первой в мире топ-моделью, похоже, не определились даже сами историки моды. Претендовать на этот статус могла бы Довима, которая прославилась в 1950-е. Обладательница невероятно тонкой талии и загадочной улыбки была музой фотографа Ричарда Аведона, получила в индустрии прозвище «девушка-доллар-в-минуту», а ее самое знаменитое фото уже в нынешнем тысячелетии продали с аукциона больше чем за миллион долларов. Как сломанный зуб помог модели стать «новой Моной Лизой» и как получилось, что она закончила жизнь практически в бедности — рассказываем ее историю.  

Болезнь и неожиданный успех

Довима — звучит как псевдоним, который придумывали продюсеры, однако Дороти Вирджиния Маргарет Джаба сама изобрела его, еще когда была ребенком. Она просто сложила первые слоги всех своих имен. «Довима» — так она подписывала рисунки.

Довима/Horst P. Horst/Vogue

Девочка родилась в нью-йоркском Квинсе, в семье ирландки и американца с польскими корнями. Дороти мечтала стать балериной или художницей, но от многих занятий пришлось отказаться по состоянию здоровья. В 10 лет она заболела ревматической лихорадкой. Доктора прописали постельный режим на год: в те времена с данным заболеванием еще не научились эффективно бороться, и оно считалось весьма опасным. Мать Дороти так переживала за дочку, что период покоя затянулся: пока девочке не исполнилось 17, основную часть времени она проводила дома, находилась на домашнем обучении и страдала от недостатка общения.

Девушка рано вышла замуж — за своего соседа, банковского служащего, вместе с которым стала жить в квартире своих родителей. С профессией пока не определилась и пробовала себя в разном: подрабатывала в магазине сладостей, была ассистентом дизайнера в рекламном агентстве. Однажды 18-летнюю Дороти заметила на улице сотрудница Vogue. Журналу как раз срочно требовалась модель: девушка, которая должна была сниматься, заболела. Дороти подходила по всем параметрам: от природы стройная, с очень тонкой талией и выразительным лицом, она сразу же получила предложение сделать пробные снимки. А на следующий день позировала легендарному фотографу Ирвину Пенну. За несколько часов фотосессии ей заплатили 17,5 доллара. 

Довима/Irving Penn/Vogue

Через год она уже получала 30 долларов в час (ее муж столько зарабатывал в банке за неделю) и была одной из самых высокооплачиваемых моделей в индустрии. Такой резкий взлет случился после съемки для Vogue: с Довимой подписало контракт модельное агентство Эйлин Форд — то самое, которое позднее откроет миру Брук Шилдс и Наоми Кэмпбелл. Довима стала сниматься для ведущих журналов, появлялась почти в каждом издании о моде, на ее счету за всю карьеру более 500 обложек. К тому же в историю Довима вошла как первая модель, которую знали только по имени, без фамилии. 

Пресса называла ее красоту холодной и аристократичной, а ее улыбку сравнивали с улыбкой Моны Лизы. На самом деле все было довольно прозаично: на первых же своих съемках Довима старалась не улыбаться, так как стеснялась сломанного в детстве зуба — она когда-то повредила его, играя в мамином шкафу. По собственному признанию, модель в детские годы была «худым и неуклюжим ребенком», а красавицей себя не считала никогда — даже на вершине карьеры, когда ей платили 60 долларов в час, в то время как другие популярные модели из того же агентства зарабатывали почти в три раза меньше.

Довима, слоны и Аведон 

Зато профессионалы модного бизнеса высоко оценили внешние данные Довимы. «Очень утонченная модель того уточненного времени, точно не девочка из соседнего двора, — описывал ее Джерри Форд, один из основателей агентства Ford. — После нее пришло время подростковых образов в лондонском духе — Джин Шримптон, Твигги, Пенелопа Три — мода пошла по совершенно новому пути».

Фотограф Ричард Аведон называл Довиму «самой выдающейся и необычной красавицей своего времени» и сравнивал с царицей Нефертити. «Она была последней из великих элегантных, аристократичных красавиц», — говорил он после того, как Довима завершила карьеру.

Довима в объективе Ричарда Аведона

Именно Аведон сделал самое знаменитое фото модели — «Довима и слоны». Кадр, вошедший в историю мировой фотографии, был снят в 1955 году в парижском цирке, что само по себе было необычно: как правило, фотосессии в то время были студийными. Аведон изменил эту тенденцию и, как пишут о нем теперь, «вывел моду за стены фотостудий».

Довима в объективе Ричарда Аведона

Фотография со слонами была опубликована в журнале Harper’s Bazaar. 28-летняя Довима на ней одета в вечернее платье Dior — одно из первых, которые создал для этого модного дома 19-летний Ив Сен-Лоран, вступивший в должность ассистента Кристиана Диора. 

Элегантный наряд и тонкая фигура Довимы на контрасте с мощью слонов создали необычный контраст, благодаря которому снимок и сейчас производит на зрителей сильное впечатление.  

Модель вспоминала, что ей было очень страшно позировать рядом с огромными животными, но она доверилась фотографу, и вместе они создали настоящий шедевр. Решение участвовать в этой фотосессии Довима считала важнейшим в своей карьере. 

«Довима и слоны» — еще и одна из самых дорогих в мире фотографий: в 2010-м снимок был продан на аукционе Christie’s более чем за миллион долларов. Его приобрел модный дом Dior. Снятые Аведоном портреты Мэрилин Монро, Энди Уорхола, участников The Beatles тогда же ушли с молотка по гораздо более низким ценам. «Неподвластная времени, сюрреалистичная фотография — по-настоящему культовый снимок, укрепивший Аведона в статусе одной из важнейших фигур среди модных фотографов и в целом в фотоискусстве XX века», — говорится об этой работе на сайте аукционного дома.

«Довима и слоны»/Ричард Аведон/The Richard Avedon Foundation

В 2017 году журнал Time включил «Довиму и слонов» в список «100 самых влиятельных изображений всех времен», причем это единственное фэшн-фото в сотне.  

Этот снимок — самая знаменитая, но далеко не единственная коллаборация Аведона и Довимы: она была его любимой моделью. «Мы с ним стали как сиамские близнецы в ментальном плане, — говорила Довима. — Я понимала, чего он хочет, еще до того, как он начинал объяснять. Иногда он просил делать что-то необычное, но я всегда знала, что это необходимо для отличного кадра».

Впрочем, далеко не всегда девушка была покладистой: знакомые вспоминают, как она устроила Аведону истерику во время съемок на Эйфелевой башне и чуть не упала с высоты. Также о Довиме говорят, что она не отличалась высоким интеллектом, а книгам предпочитала комиксы. Когда они с фотографом отправились на съемки в Египет, Довима привезла туда целый чемодан комиксов. А еще очень удивилась, узнав, что Египет находится на Африканском континенте. «Правда? Боже мой, если бы я знала, что еду в Африку, попросила бы двойную оплату», — сказала она Аведону.

Довима в объективе Ричарда Аведона

Фотограф рассказывал, что Довима нравилась ему своей непринужденностью. «Она не обладала какой-то всепоглощающей энергией, но и робкой не была. А еще имела особое чутье, когда дело касалось одежды», — говорил фотограф о модели.

Фотограф работал с ней в течение 10 лет, пока Vogue не возглавила Диана Вриланд. Она посчитала, что Довима уже слишком примелькалась, и предпочла сотрудничество с другими моделями. 

Диана Вриланд, Ричард Аведон и ДовимаДовима в объективе Ричарда АведонаДовима в объективе Ричарда Аведона

Семейная драма 

В 30 лет Довима ушла от первого мужа и вскоре вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал сотрудник иммиграционной службы Алан Мюррей, у них родилась дочка Элисон. Модель была в то время на пике карьеры, супруг взял под контроль ее финансовые дела и, по сути, жил за ее счет. Гонорары за съемки позволяли семье вести роскошный образ жизни: они поселились в девятикомнатных апартаментах на Седьмой авеню, ежедневно ужинали в ресторанах, летали на модные показы в Париж. Мужу Довимы этого было мало, и он уговорил ее еще повысить цену на свои услуги: теперь за час съемки она просила 75 долларов — но только заказов по этой причине становилось все меньше.  

Как потом выяснилось из дневников модели, муж регулярно поднимал на нее руку. Порой избиения были такими жестокими, что Довиме приходилось отказываться от съемок. Возможно, с домашним насилием она сталкивалась и в других своих отношениях, по крайней мере, ее коллега и близкая подруга Кармен Делль’Орефиче рассказывала, что Довима «к сожалению, могла быть лишь с теми мужчинами, которые ее били». «Я находила ее у себя на пороге в синяках и забирала жить к себе», — вспоминала Кармен.

Довима/Richard Quartley Art

Второй брак Довимы распался, когда дочери было два года. У модели начались серьезные проблемы с деньгами: похоже, что все накопленное было к тому времени потрачено на путешествия, рестораны и роскошный образ жизни. 

У нее возникали мысли о начале карьеры в кино: еще в конце 1950-х она подружилась с Одри Хепберн и сыграла эпизодическую роль в фильме «Забавная мордашка». После этого ее нередко приглашали сниматься в эпизодах, она занималась в студии знаменитого тренера по актерскому мастерству Ли Страсберга.  

Одри Хепберн и Довима в фильме «Забавная мордашка», 1957

После расставания с Мюрреем Довима в мечтах о Голливуде улетела из Нью-Йорка в Лос-Анджелес вместе с дочкой. Бывший муж воспользовался этим, чтобы привлечь ФБР и обвинить экс-супругу в похищении ребенка. Дошло до ареста и суда, который в итоге передал мужчине полную опеку над дочерью. Довиме так и не удалось восстановить свои права: по некоторым сообщениям в прессе, она вообще больше никогда не виделась с ребенком. Как сложилась жизнь Элисон — неизвестно: в сети о ней нет никакой информации.

Уход из моды 

Карьеру модели Довима завершила в 35-летнем возрасте — по сегодняшним меркам совсем рано. Как говорила знаменитость, ей не хотелось дожидаться того момента, «когда камера станет жестока», и она сама перестала сниматься.

В последующие годы она иногда появлялась в небольших ролях в кино и на телевидении, но о славе говорить было уже сложно. Попыталась открыть собственное модельное агентство, однако успеха оно не добилось и быстро закрылось. Даже когда в финансовом плане становилось совсем тяжело, Довима не предпринимала никаких попыток вернуться к съемкам — она навсегда распрощалась с профессией. А реализоваться в других сферах не удавалось: образования она так и не получила. 

Довима/Vogue

После безуспешных попыток заново найти себя 47-летняя Довима покинула Нью-Йорк и уехала к родителям-пенсионерам в городок Форт-Лодердейл во Флориде. Там у нее началась совершенно другая жизнь — без фотосессий и модных показов: она торговала косметикой, потом устроилась работать хостес в местную пиццерию. В третий раз вышла замуж — за мужчину по имени Вест Хеллингсворт, которого называла в интервью своей первой настоящей любовью. Они провели вместе 11 лет, пока Вест не умер. Довима тяжело переживала эту утрату. 

В 1990 году не стало и самой Довимы: знаменитость скончалась от рака печени в возрасте 62 лет. В пиццерии, где она работала в последние годы жизни, после ее смерти повесили самое знаменитое фото модели — то самое, со слонами.  

«Мне всегда казалось, что все это просто кино, в котором я играю. Но это лишь моя роль, а не я сама», — говорила Довима в интервью местной газете, когда ее попросили рассказать о своих звездных годах. 

Довима/Henry ClarkeДовима/Horst P. Horst/Vogue

По материалам: Vanity Fair, The New York Times, Vogue, Blue 17, WWD, The Fashion Insider

продуктов | Довима Париж

Лимитированная серия

БЛУЗКА AERIN — Темно-белая полоска Nolan

590,00 $

Ограниченная серия

БЛУЗКА AERIN — Розовая орхидея Ben Stripe

590,00 $

Онлайн-эксклюзив

БЛУЗКА AERIN — Бело-розовая полоска

590,00 $

Онлайн-эксклюзив

БЛУЗКА AERIN — Простой черный

$590,00

Онлайн-эксклюзив

БЛУЗКА AERIN — Однотонная темно-синяя стрейч

590,00 $

Подарочная карта Dovima Paris

От $100. 00

ПЛАТЬЕ IRVING — В полоску Lucas Синий Белый

770,00 $

ХЛОПКОВОЕ ПЛАТЬЕ JAY — Ben Stripe Pink Orchid Pink

720,00 $

ХЛОПКОВОЕ ПЛАТЬЕ JAY — David Stripe Black White

720,00 $

ХЛОПКОВОЕ ПЛАТЬЕ JAY — Harvey Oxford, синяя полоска

720,00 $

ХЛОПКОВОЕ ПЛАТЬЕ JAY — Lucas Blue White Stripe

720,00 $

ШЕЛКОВОЕ ПЛАТЬЕ JAY — Fuxia & Orange Silk

960,00 $

ПЛАТЬЕ JAY SILK — Изумрудно-зеленый и синий шелк

$960,00

KARINA KAFTAN — разноцветный шелк Alocasia

980,00 $

KARINA KAFTAN — Розовый и красный шелк

980,00 $

KARINA KAFTAN — Tessella мульти зеленый и синий шелк

980,00 $

KARINA KAFTAN — Tessella мульти розово-красный шелк

980,00 $

ПЛАТЬЕ LYNDON — Ben в полоску Orchid Pink

730,00 $

ПЛАТЬЕ LYNDON — Полоса Harvey Синий Оксфорд

730,00 $

РУБАШКА LYNDON — Тонкий белый хлопковый поплин

480,00 $

Онлайн-эксклюзив

РУБАШКА LYNDON — Розовая герань

490,00 $

РУБАШКА LYNDON — Синий Хлопок Поплин Оксфорд

480,00 $

ПЛАТЬЕ MINTY — Harvey в крупную полоску Oxford Blue

750,00 $

Нет в наличии

ПЛАТЬЕ MINTY — Полоса Lucas Ultra Blue

750,00 $

ЮБКА NARDY — Ben Stripe Orchid Pink

620,00 $

ПЛАТЬЕ С ПИЖЖЕЙ — Ben Stripe Orchid

650,00 $

ПЛАТЬЕ С РОЖЖЕВОЙ — Harvey Stripe

650,00 $

ПЛАТЬЕ С ПИЖЖЕЙ — Мемфис Черный

670,00 $

Онлайн-эксклюзив

ПЛАТЬЕ С ПИЖЖЕЙ — Темно-синий Мемфис

670,00 $

ЮБКА VERNON — Синий Аляска

680,00 $

Онлайн-эксклюзив

ЮБКА VERNON — Черный

680,00 $

ЮБКА VERNON — Шокирующая роза

680,00 $

РЕМЕНЬ ИЗ ТКАНИ — Чёрный

$300,00

РЕМЕНЬ ИЗ ТКАНИ — Fuxia

$300,00

ТКАНЫЙ РЕМЕНЬ PASSEMENTERIE — Темно-синий

$300,00

Нет в наличии

РЕМЕНЬ ИЗ ТКАНИ — Белый

$300,00

ОБ | Довима Париж

Добро пожаловать на веб-сайт Довима Париж

Здравствуйте и Bonjour,

Меня зовут Джейн Пендри, и я основатель/дизайнер Dovima Paris.

Я оттачивал свой профессиональный взгляд сначала на WWD в Париже, а затем в VOGUE в Лондоне в качестве начинающего журналиста и стилиста. За этим последовало 7 лет разработки и проектирования предметов интерьера для Лоры Эшли, которые познакомили меня с радостью работы с ремесленниками и фабриками. Большую часть своей карьеры я провел в роли директора по дизайну и бизнесу в Yves Saint Laurent, Givenchy с Джоном Гальяно и Александром МакКуином, а затем в Ralph Lauren в Нью-Йорке. Я отвечал за все аксессуары для этих многоэтажных домов и считаю, что мне невероятно повезло работать с такими новаторскими, талантливыми, творческими провидцами и их командами — это было так важно и обогащало!

По возвращении в Париж я решила создать свой собственный бренд одежды, потому что не могла найти стильные, красиво сшитые вещи, из отличных тканей и насыщенных цветов, которые можно было носить круглосуточно, легко укладывать вверх или вниз, и это давало мне очарование, а не «мода».

Я хочу модную, но вневременную, шикарную, продуманную одежду, в которой можно по-настоящему жить и получать удовольствие, потому что для меня мода — это люди, женщины, которые носят мою одежду. Я хочу заниматься дизайном для своих друзей, матерей, дочерей и сестер. Я хочу, чтобы одежда была достаточно простой, чтобы ее можно было стилизовать, чтобы ее было легко носить в шкафу, но чтобы она была настоящей, потому что приятно, когда тебя замечают и получают комплименты. Я хочу одежду, которая не перегружена и которую можно упаковать, потому что я люблю путешествовать. И я хочу – великолепный цвет – потому что он вызывает отклик у того, кто его носит, а также у всех остальных… и это просто делает меня счастливой!

Dovima Paris ориентирован на клиента, инклюзивен, изготовлен с соблюдением этических норм и принципов устойчивого развития, что для меня означает «сделано на века». Он включает в себя опыт высокой моды моего прошлого через мысль и детали. Я сосредотачиваюсь на дневной одежде, которая, как мне кажется, может и должна быть столь же желанной, как и самая роскошная вечерняя одежда, без необходимости привязки к конкретному случаю.

И все должно быть так же хорошо, как выглядит.

В первую очередь я ориентируюсь на своих клиентов, потому что моя одежда создана, чтобы быть практичной, актуальной и льстивой. Суть в простоте, чтобы показать свои лучшие черты и иметь возможность поставить личную печать на то, что вы решите носить. Я хочу, чтобы ты подогнал мою одежду под себя.

Добро пожаловать на веб-сайт Dovima Paris… есть сезонные коллекции, лимитированные выпуски и эксклюзивные предметы первой необходимости, проверенные и проверенные любимые силуэты, которые регулярно обновляются новыми цветами и тканями.

С Dovima Paris я хочу отпраздновать и поделиться ноу-хау, которое мне посчастливилось испытать. И видеть, как кто-то носит мою одежду, и, что еще лучше, наслаждается тем, что носит мою одежду, чувствует себя привлекательным и уверенным в себе, — это моменты гордости и удовлетворения. Огромное спасибо всем тем женщинам… матерям, дочерям, сестрам и друзьям, всем, кто делает это и еще добрее, кто сообщил мне об этом.

Довима: Довима: что нужно знать о музе Ричарда Аведона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх