ФЭД-5В | обзор с примерами фото
Содержание страницы
ФЭД-5В — советский дальномерный фотоаппарат со сменной оптикой, выпускавшийся с 1975 по 1991 годы прошлого столетия Харьковской Трудкоммуной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского (Украина), к тому моменту существовавший, как крупный завод по производству фотоаппаратов и оптических приборов.
ФЭД-5В — развитие дальномерных фотоаппаратов ФЭД. ФЭД-5, ФЭД-5В, ФЭД-5С выпускались параллельно. ФЭД-5В имел совмещенный с видоискателем дальномер с уменьшенной по сравнению с ФЭД-2, базой до 43мм. Фотоаппараты выпускались без экспонометра. Оптика устанавливалась на устаревшее к тому моменту соединение M39 (Leica Screw Mount). Нумерация камер кодированная, точно установить год выпуска не представляется возможным. За период с 1975 по 1991 гг. произведено около 650 000.
Модификации ФЭД-5В
ФЭД-5В встречается с разным написанием шрифта в наименовании модели, а также с несколько измененными органами управления.
По каталогу «1200 фотоаппаратов СССР» ФЭД-5В имеет следующие модификации:
- ФЭД-5
- ФЭД-5
- ФЭД-5 Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 1
- ФЭД-5 Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 2
- ФЭД-5 Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 3 (специальный)
- ФЭД-5 Модельная линия II Модификация 1 Выпуск 4
- ФЭД-5 Модельная линия II Модификация 2 Выпуск 5
- ФЭД-5 Модельная линия II Модификация 2 Выпуск 6 (специальный)
- ФЭД-5С
- ФЭД-5С Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 1
- ФЭД-5С Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 2 (специальный)
- ФЭД-5С Модельная линия II Модификация 1 Выпуск 3
- ФЭД-5С Модельная линия II Модификация 2 Выпуск 4
- ФЭД-5С Модельная линия II Модификация 2 Выпуск 5
- Отличительные особенности выпусков камер модели»ФЭД-5С»
- ФЭД-5В
- ФЭД-5В Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 1
- ФЭД-5В Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 2 (специальный)
- ФЭД-5В Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 3 (специальный)
- ФЭД-5В Модельная линия I Модификация 1 Выпуск 4
- ФЭД-5В Модельная линия II Модификация 1 Выпуск 5
- ФЭД-5В Модельная линия II Модификация 1 Выпуск б
- ФЭД-5В Модельная линия II Модификация 1 Выпуск 7
- ФЭД-5В Модельная линия II Модификация 1 Выпуск 8 (специальный)
- ФЭД-5В Модельная линия II Модификация 2 Выпуск 9
- ФЭД-5В Модельная линия II Модификация 2 Выпуск 10 (специальный)
- ФЭД-5В Модельная линия II Модификация 2 Выпуск 11 (специальный)
- Отличительные особенности выпусков камер модели»ФЭД-5В»
ФЭД-5В в работе
Фотоаппарат на 1975 год выпуска, хоть и имел устаревшее крепление объективов, все же, позволял делать хорошие фотографии. Имел совмещенный дальномер с видоискателем, но при этом, фокусировка менее одного метра для объективов этих дальномерных камер была недоступна. Имелся обширный парк оптики, позволявший устанавливать различные объективы со стандартизированным рабочим отрезком без юстировки дальномера, а штатные объективы серии «Индустар» изначально обладали хорошим качеством изображения, в отличие от большинства того, чем оснащаются сейчас камеры со сменной оптикой в комплекте.
Главным неудобством при работе с дальномерным фотоаппаратом была невозможность увидеть изображение с объектива. Дальномер и видоискатель представляли собой обособленную систему, которая давала только информационное представление о фокусировке. Глубину резкости визуально возможности определить не было, поэтому пользовались шкалой глубины резкости с объективов.
Корпус, качество сборки ФЭД-5В
Безукоризненное качество изготовления деталей экстерьера и отделки. Ни люфта, ни скрипов. Зазоры между панелями минимальны, задняя стенка откидывается, но закрывается на два замка.
Управление
Все органы управления сосредоточены на верхней крышке. Здесь диск установки выдержек затвора, привод устройства взвода затвора и протяжки пленки, а также напоминание о светочувствительности пленки. Кнопка спуска с активацией режима смотки пленки обратно в приемную катушку находится между башмаком и устройством взвода затвора, а сам башмак для аксессуаров, в который в основном могли устанавливаться вспышки или различные приспособления типа револьверного или одиночного видоискателя, находится в самой высокой точке верхней крышки.
Управление диафрагмой
Ручное управление диафрагмой, определение глубины резкости по шкале с объектива. Не было никакой механизации или предустановки диафрагмы. Все манипуляции производились вручную.
Визирование через видоискатель

Управление выдержкой
Управление выдержкой ручное. Для установки выдержки необходимо было взводить затвор, и только потом крутить диск установки выдержек. Выдержки, доступные для установки — B, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, и 1/500 сек. Затвор оснащен механическим замедлителем. Выдержки приведены в соответствии с ГОСТ СССР.
Синхронизация со вспышкой
Выдержка синхронизации со вспышками классически, доступна на 1/30 секунды. Имеется (бескабельный) центральный синхроконтакт.
Экспонометр и замер экспозиции в ФЭД-5В
ФЭД-5В не оснащен селеновым экспонометром. Выдержка и диафрагма подбирались фотографом на основании опыта, или по показаниям отдельного экспонометра.
Удобство работы
Удобство работы, как с пленочной камерой. Ничего лишнего в аппарате нет, но оперативности не способствуют некоторые ограничения системы:
- Не определяется глубина резкости
- Невозможно снимать динамику, так как не всегда корректно можно наблюдать движущуюся часть изображения дальномера
- Нет возможности фокусироваться ближе 1 метра по умолчанию
- Нет возможности просто сменить фокусное расстояние установкой более длинного или короткого объектива и снимать, не глядя в дополнительный видоискатель
- Отсутствуют рамки кадрирования прямо в видоискателе, для объективов, отличных от 50мм фокусного расстояния
Ну, и самый смак:
- Фотографа бьет током из гнезда синхроконтакта при установленной и подключенной в башмаке, вспышке
На некоторых фотоаппаратах кабельного синхроконтакта нет.
Надежность
Надежность механики ФЭД-5В чуть ниже, чем у фотоаппаратов с неподвижной головкой взвода затвора. Хотя бы потому, что есть возможность сломать затвор или механизм взвода неверными действиями. В остальном, беды как у фотоаппаратов со шторными затворами. Затворы использовались типичные для моделей «Зоркий», «Зенит», «ФЭД» различных версий, с сопутствующими проблемами в виде:
- Заедания шторок
- Ослабления пружин и некорректной отработки выдержек
- Обрыв шторок
- Прогорание шторок из-за старения резины или выгорания их на солнце, если пользователь забил накрыть объектив крышкой
- Механизм взвода реально сломать, если переключать выдержки на невзведенном затворе
Работа с пленкой
Пленка загружается под откидную крышку, необходимо просунуть и закрепить хвост пленки в приемной катушке. Обратная перемотка плёнки осуществляется с помощью убирающейся головки. Счетчик кадров — ручной, сброса нет. Загрузка фотопленки производится под заднюю снимающуюся крышку.
Шум
ФЭД-5В принадлежит классу камер с самыми тихими затворами. Просто «клак» и все. Мягкая кнопка спуска, нет на сколько-либо ощутимой вибрации, нет зеркала, которое бы вибрировало и создавало дополнительный шум.
Работа затвора ФЭД-5В
Загрузка пленки ФЭД-5В
Загрузка пленки весьма проста, производится под заднюю открывающуюся крышку, как и на ФЭД-5В. Хвост свежей пленки просовываем в щель катушки-приемника, и делаем контрольный взвод затвора.
Достать пленку из ФЭД-5В
Достать пленку из ФЭД-5В не сложно. Необходимо нажать на юбку в основании кнопки спуска, а затем вынуть головку перемотки из диска слева. Смотать пленку по часовой стрелке.
Галерея изображений фотоаппарата ФЭД-5В
Пример фото с фотоаппарата ФЭД-5В
Автор — Иван Кулагин
Технические характеристики ФЭД-5В
Тип камеры | 35мм камера с фокальным затвором горизонтального хода |
Размер отпечатка | 24 x 36 мм |
Объектив в комплекте | Индустар-61 ЛД |
Крепление объектива | Унифицированное резьбовое соединение (M39×1/28,8) |
Замер экспозиции | Экспонометр приобретался отдельно |
Затвор | Двухосевой фокальный затвор с матерчатыми шторками.![]() Основной диск выдержек содержит значения B, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, и 1/500 сек |
Видоискатель | Видоискатель совмещенный с дальномером, диоптрийная регулировка |
Синхронизация вспышки | FP, центральный синхроконтакт |
Загрузка пленки | Съемная задняя стенка, катушка с пленкой вставляется внутрь. |
Счетчик кадров | Ручной ввод от 0 до 36 на верхней крышке камеры, совмещен со взводом затвора |
Перемотка пленки | Ручка перемотки на верхней крышке, напоминание о светочувствительности установленной в камере пленки |
Вес | 960 г. |
Резюме
Классическая дальномерная камера, для любителей именно дальномерных фотоаппаратов. По информации с Collectiblend, фотоаппараты этого типа в зависимости от модификации могут стоить до 250$. На нашем рынке фотоаппараты свободного хождения можно встретить очень дешево.
- Автор: Фотограф в Череповце Алексей Гвоздев
- https://liveviewer.ru
ФЭД 5В. Советский железный дедушка в хрупких женских · Lomography
41 53Продолжая тему дальномерных камер, я решила рассказать о своем лучшем друге. Это камера ФЭД 5В. Любимый тяжелый кирпичик, висящий на тонкой женской шее.
Credits: fish400«Феликс Эдмундович Дзержинский» – советский дальномерный фотоаппарат. Выпускался с 1975 по 1990 год. Модификация фотоаппарата «ФЭД-3». Штатный объектив — «Индустар-61 Л/Д» 2,8/53, просветлённый. Фотоэкспонометр отсутствует. Обратная перемотка фотоплёнки рулеткой. Имеется механизм диоптрийной коррекции видоискателя (в пределах + / – 2 диоптрий). Чистая механика.
Металлический корпус внушает уверенность в надежности аппарата, приятный и простой. Попал ко мне в руки полтора года назад от одногруппника. Это моя первая камера, первые опыты на пленку, первые эксперименты, первая любовь.
Камера, и правда, простая! На ней нет экспонометра, и до нее я никогда не сталкивалась с ручной настройкой. Посмотрела пару раз таблицу экспонометра, этого оказалось вполне достаточно. Все первые кадры получились на удивление хорошо. Может это магия, и камера сама поправляла параметры, я не знаю. Но два года без экспонометра прожила так и дальше собираюсь прожить. Это на уровне ощущений.
Фотографировать им можно абсолютно всё, использовать любые пленки и любые фишки с пленками. Классический вариант использования камеры – это, конечно, пейзажи:
Честно признаюсь, что первые полгода я совершенно не знала как пользоваться дальномерным способом фокусировки. Статьи про это, то ли не понимала, то ли не хотела понимать: ставила наугад, и 2 месяца радовалась снимкам, которые почти всегда были в фокусе. Затем пошла полоса неудач… Одна пленка, вторая, третья. Все кадры были нечеткие, кроме тех, что снимались на «бесконечность». Я не могла понять, в чем дело. Перечитала статьи, разобралась в фокусировке. Отнесла камеру знакомому, он поспешил расстроить меня тем, что дальномер сломался и больше не работает. В печали я ходила не больше трех дней, так как двухчасовое «шатание штырька» туда-сюда решило проблему, и в дальнейшем ФЭД меня больше не подводил.
Вернемся к обзору. Помимо пейзажей на ФЭД можно снимать и отличные портреты, если широко открыть диафрагму, например, и точно сфокусироваться, задний план будет подразмыт не хуже какой-нибудь зеркальной камеры. Еще мне нравится немного пересвечивать лица. Тогда портреты смотрятся мягче и, возможно, немного добрее, светлее:
Черно-белая пленка. Такую я пробовала на этой камере всего пару раз. Я не фанат чб, но не говорю, что она плохая, просто сейчас мне нужен цвет. Про первую чб пленку у меня есть целая история, но я просто покажу фотографии:
Рэдскейл. Я много раз пробовала его на этой камере. Готовая пленка мне не попадалась, всегда делала из обычных негативов. ФЭД, как и остальные схожие фотоаппараты, справляется с такими пленками «на отлично». А почему? Потому, что открывая/закрывая диафрагму, вы можете полностью контролировать свет и, следовательно, оттенок рэдскейла. Остается только выбрать пленку и нужную вам «дырку» и будет вам персиковый, ярко-желтый или малиновый колор:
Кросс-процесс. Любимый прием большинства ломографов, не самый легкий для исполнения на таких камерах как ФЭД. В общем-то, всё просто, если у вас есть экспонометр или глаз годами натренирован определять освещенность правильно. Слайд не терпит ошибок, это правда, но если проэкспонировать пленку правильно, да еще и снимать на солнце, можно получить очень насыщенные цвета и замечательный контраст:
Мультиэкспозиция. Такой встроенной функции, к сожалению, нет, но не страшно. Всегда можно отснятую пленку перезарядить заново и получить неожиданные результаты. Хотя мне больше нравится, когда последовательно накладываешь кадр на кадр. У модели ФЭД 5В удобная рулетка, достаточно сделать один оборот назад до еле слышного щелчка и взвести затвор снова. Так у тебя всегда есть выбор – делать мультиэкспозицию или нет:
Из отрицательных свойств камеры отмечу только ВЕС! Черт, для меня это номер один конечно. Не зря те люди, которые впервые слышат название камеры, переводят как «толстый» (fat).
А еще металлический корпус. Минус только для зимы, но скоро станет снова актуальный. В варежках снимать не очень удобно, не чувствуешь камеру. А если их снять, то можно примерзнуть к камере и тогда мы точно станем неразлучны. Хотя всё вышеперечисленное даже минусами назвать трудно, так, придирки.
Я пробовала и продолжаю пробовать снимать на другие камеры, но ФЭД 5В остается моей самой любимой. Меня устраивает его функционал и, наверно, за 2 года мы с ним действительно стали родные.
written by gotoarizona on 2012-10-24 #gear #review #camera #fed-5b #lomography #
More Interesting Articles
Recap: The Modernist La Sardina Lomowalk
2022-10-08 #newsWe teamed up with The Modernist and architecture expert Stephen Marland for a special La Sardina Lomowalk looking at the brutalist architecture around Manchester.
3Dhan Limwattana — Eye-Popping Portraits and Electrical Street Photography
written by permanent_vacation on 2022-10-07 #gear #placesPhotographer Dhan Limwattana took the Neptune Art Lens System to Thailand and put it to the test for us. Find the eye-catching results and his thoughts on this exceptional art lens system here.
5Around the World in Analogue: Philippines
written by eloffreno on 2022-10-07 #gear #people #placesLomoAmigo Yameen transports us to his trip in the Philippines where he shot LomoChrome Metropolis film. Let’s take a look at his results and hear about his tips for traveling with film!
5Shop News
La Sardina Camera & Flash Acapulco Caleta
Capture the captivating coastline in ultra-wide-angle snaps and enjoy effortless experimentation with the La Sardina Caleta, dressed in a one-of-a-kind striped fabric design!
Large Format Portraiture With Sarah Stellino
written by alexgray on 2022-10-06 #peopleIn this interview Wisconsin based photographer Sarah Stellino talks to us about her ongoing large format photography project, Queering Rural Spaces, and the ways in which it has allowed her to connect with her subjects.
7Analogue Culture: Cycling and Film Photography Around the World
written by rocket_fries0036 on 2022-10-06 #culture #placesBlending film photography and cycling, we take a look at stories from around the world to see how Lomographers capture cycling culture.
6A Visual Diary in Paris With Beatrice Granados and Lomography Redscale Film
written by melissaperitore on 2022-10-05 #gear #peopleBeatrice Granados Lafuente has been exploring Paris with our Lomography Redscale XR film. Check out her stunning shots!
2 18Shop News
Fisheye No. 2 Acapulco La Quebrada
Get loco in Acapulco with your new fisheye friend, dressed in a one-of-a-kind striped fabric design, to capture your wildest adventures in an incredible 170° fisheye view!
Expand Your Creative Photographic Skills With Lumen Prints
written by eparrino on 2022-10-04 #gear #tutorialsHow can we express meanings in ways that a picture taken with a conventional camera cannot? Alternative techniques such as lumen printing can be effective instruments.
5 15The Film Cypher is Bringing the Ohio Analogue Community Together
written by eloffreno on 2022-10-04 #cultureOhio-based photographer Jamie Ceasar recently started a film photography collective page and also hosted a Lomography inspired photowalk.
2 8Playfully Commanding — Julia Skopnik and the LomoChrome Metropolis
written by permanent_vacation on 2022-10-03 #gear #people #placesVisual artist and psychologist Julia Skopnik, aka zweifellosmondbetont, tested the LomoChrome Metropolis for us. You can find the beautiful series «this ain’t Metropolis, Magdeburg» and an interview with the artist here.
1 7Shop News
Your Quick Guide to Analogue Photography
Don’t know your 35 mm from your 110? Never heard of medium format? Confused about cross-processing? This guide gives a brief overview of everything analogue and you’ll be an expert in no time! Get a head start with film photography with our downloadable 12-page PDF guide.
Poetic double exposures by Charles Schneider with the Lomography Redscale 120
written by florinegarcin on 2022-10-02 #gear #peopleDive into a poetic pictorial universe with these ruby toned portraits created by Charles Schneider using our medium format redscale film.
1 7Dear Young Shutterbugs, Don’t Think, Just Shoot! — A Letter from @eva_eva
written by sylvann on 2022-10-02 #peopleAnyone who’s been around long enough surely remembers Malaysian film photographer @eva_eva, her bright and colorful photos and personality! We asked her to reminisce about her Lomography journey and her advice to film photographers, which include this, plain and simple: don’t think, just shoot!
6 13A Visual Diary With Inti Gajardo Gonzalez and Lomography Films
written by melissaperitore on 2022-10-01 #gearBarcelona-based photographer Inti Gajardo Gonzalez tried out our LomoChrome Metropolis and Berlin Kino films for the first time.
6Check out her first impressions.
Find Out More About
Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция
Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.
Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.
При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.
В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.
Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.
Что нового было в 5-й? А совсем мало на самом деле. Хотя камера выпускалась до 90-х годов. От первых ФЭДов отрыв был на 50 с лишним лет.
Ну не тянет прирост функционала между самой первой и 5-й моделями на половину столетия!
Нет, я, конечно, понимаю, что каждое поколение камер было, видимо, технологичнее и надежнее предыдущего. Но вам, как пользователю, — интересно, что ваша модель надежнее предыдущей? Не абсолютно надежна— так не бывает, — а именно процентов так на 10-15 надежнее? Лично меня это не трогало бы никак. Аппарат или работает или не работает.
В целом, линейка Зорких смотрится, конечно, разнообразнее. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что классические механические Зоркие не получили встроенного экспонометра. А у ФЭД экспонометр был с 4-й модели.
Насколько важен встроенный экспонометр?
Есть большие нарекания к точности этих устройств. И селеновый элемент со временем подвержен выгоранию, из-за чего экспонометр начинает совсем уж врать через несколько лет активной эксплуатации. А фотоаппараты-то служили десятилетиями! В итоге, есть мнение, что встроенный экспонометр — деталь лишняя.
Доводы понятные, но совсем без экспонометра-то никак не обойтись. Таскать всюду внешний — хоть и не очень сложно, но все-таки. Мало ли — забыл, потерял. А тут экспонометр всегда под рукой. Начнет привирать — так замерь погрешность с помощью внешнего и вводи поправки.
В общем, я считаю встроенный экспонометр — важным решением для дальномерных аппаратов. И харьковчане в этом вопросе были прогрессивнее красногорцев.
Но о линейке Зорких — позже. А сейчас, герой обзора — ФЭД-5.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. Вы также можете оформить подписку на платформе Boosty и оказывать необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Присоединяйтесь!
Пятых ФЭДов было аж 3 вида. ФЭД-5, -5В и -5С.
Я в детстве был счастливым обладателем -5В. И все время я думал, что буковка «В» означает что-то хорошее. На самом деле, модель с «В» — самая простая из трех. Конкретно, она отличалась от просто 5-й отсутствием этого самого экспонометра. :о)
В моделях -5 и -5С экспонометр был. А отличались они тем, что в -5С отсутствовала диоптрийная коррекция, но видоискатель был более совершенный. Со светящимися рамками и в целом давал картинку больше и немного светлее.
Мне, как очкарику, конечно, важно и то, и то. Но флагмана, который предлагал бы все плюшки сразу — не придумали.
Сейчас мы рассмотрим именно ФЭД-5
ФЭД-5 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1977 по 1990 год.
Корпус — классический для дальномеров того времени. Выполнен из светлого металла и оклеен черным текстурированным кожзаменителем.
Камера весьма крупная и увесистая. Мой экземпляр без объектива весит 630 грамм.
Штатный объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55.
Тип крепления оптики— резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.
Взвод затвора — курковый. Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1с, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Очень большой ассортимент выдержек. По мне, так за пределами целесообразности. Помню, перейдя на Зенит-12сд с его более чем скромным количеством выдержек, я нисколько не испытал дискомфорта.
Тем не менее, диапазон выдержек — это важная часть функционала фотокамеры. Далеко не все дальномерные камеры того времени могли похвастаться таким ассортиментом. Поэтому решение харьковчан заслуживает только поощрения.
Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом. Причем синхроконтакт есть и проводной и в «горячем» башмаке.
Элементы управления:
Спереди, помимо объектива, имеем:
— рычаг взвода и кнопку старта автоспуска — классически справа от объектива;
— прямоугольное окно видоискателя;
— небольшой круглый глазок дальномера. База дальномера 43 мм;
— окошко встроенного несопряжённого селенового фотоэкспонометра.
Сзади видим гнездо проводного синхроконтакта и окуляр видоискателя.
Окуляр снабжен ребристой оправой для диоптрийной коррекции в пределах ± 2 диоптрий.
Видоискатель совмещен с дальномером. Картинка в видоискателе совсем небольшая и тонированная серо-фиолетовым цветом. Все это делает видоискатель темным и не очень-то удобным. Зона фокусировки в центре — круглая, небольшая, более светлая, чем остальное поле видоискателя.
Снизу — 2 замка съемной задней стенки и штативное гнездо. Резьба штативного гнезда — 1/4 дюйма.
Основные элементы управления сосредоточены сверху.
Слева расположен массивный несопряженный калькулятор экспозиции. В его центре скрывается подъемная головка обратной перемотки.
Далее, слева направо идет окошко со шкалой экспонометра. Шкала имеет деления, пронумерованные от 1 до 11. В зависимости от уровня освещения объекта съемки по шкале ходит стрелка. Чем выше уровень, тем на большую цифру шкалы указывает стрелка.
Калькуляция экспозиции происходит так:
Вращением центрального кольца калькулятора пользователь выбирает чувствительность заряженной в аппарат фотопленки.
Далее пользователь видит номер, на который указывает стрелка на шкале экспонометра и вращением внешнего кольца калькулятора выставляет этот номер в окошке на калькуляторе.
После этого, любая из совпавших друг напротив друга пар выдержки и диафрагмы — является допустимой экспопарой.
Пользователь выбирает конкретную пару исходя из своего замысла и выставляет выдержку и диафрагму на соответствующих органах управления.
Как видим, экспонометр, калькулятор экспозиции и органы управления выдержкой и апертурой — это отдельные и независимые узлы аппарата, что не очень удобно.
Но идем далее. Правее шкалы экспонометра расположен горячий башмак.
Еще правее головка выдержек. Диапазон допустимых выдержек — вызывает, конечно, оптимизм, а вот техническая реализация этого узла неудобная.
Традиционно для камер того времени, чтобы изменить выдержку, головку нужно оттянуть наверх, перевести на нужную выдержку и опустить.
Менять выдержку можно только при взведенном затворе! Иначе камера выйдет из строя.
Далее идет кнопка спуска с втулкой отключения затвора и массивная головка, в которой совмещены курок взвода затвора, счетчик кадров и памятка типа заряженной пленки.
Расположение кнопки спуска — традиционное для камер этой серии. Кнопка смещена назад и хорошо прячется за головкой взвода затвора и счетчика кадров. Привыкаешь к такому расположению быстро, но удобным его назвать нельзя.
Дизайн камеры не очень самобытен. Все типично для линейки ФЭД. Нет ни изъянов ни изюма. В целом, я бы назвал дизайн скорее неудачным. На мой скромный вкус, конечно. Вроде все неплохо, но какие-то пропорции делают камеры недостаточно солидной.
Чтобы зарядить пленку требуется открыть снизу два поворотных замка и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.
Отношение к камере:
ФЭД-5 (конкретно, -5В) — это одна из пленочных камер, которые я реально много использовал и именно в советские времена.
Экспонометр у меня был внешний Лениград-8. Обзор этого замечательного устройства я обязательно сделаю.
О существовании вариантов пятого ФЭДа с экспонометром я просто не знал, а потому и не парился.
Отношение к пятому ФЭДу у меня сдержанное. Не могу сказать, что камера мне тогда прям не нравилась. Все вполне прилично. Против Смены-8М прирост функционала — очевиден.
Но что-то такое ощущалось….. В общем, на Зенит-12сд я перешел безо всякого сожаления.
Не знаю как кому, но для меня в 5-х ФЭД-ах было особенно неудобно то, что шкала выдержек нанесена на «погон» на корпусе камеры вокруг головки выдержек.
Почему это неудобно? А потому, что при взводе затвора головка вращается. И при взведенном и невзведенном затворе — стрелка на головке указывает не в одно и то же место! Понять, какая именно выдержка выставлена, можно только взведя затвор. При спущенном же затворе выдержку не только нельзя поменять, так еще и нельзя точно понять какая именно выдержка сейчас выставлена.
Во многих моделях ФЭД была иная конструкция. Там тоже вращается головка, но и до, и после, и даже во время взвода затвора можно видеть какая выставлена выдержка.
Я понимаю, что конструкторы перенесли шкалу на неподвижный «погон» в первую очередь потому, что выдержек много и на головке разместить их все было бы сложно и неудобно. Но удобства пользователю это ведь никак не добавляет, верно?
Конечно, такой механизм изменения выдержек был и на других фотоаппаратах. В том числе и на многих Зорких.
Но как-то все по мелочи накапливается в совокупности с общей громоздкостью, избыточным весом, мелкой и темной картинкой в видоискателе, отсутствием ярких решений в дизайне и т.д.
Все вместе это впечатление от камеры портит.
Хотя, возможно, я излишне придираюсь к этому аппарату. А вы как считаете?
Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.
Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.
Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. На беззеркалке возможно полноценное использование.
Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M39-Nikon F |
Canon | M39-Canon EF | |
Sony | М39-Sony/Minolta | |
Pentax | M39-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M39-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M39-m 4/3 | |
Fuji | M39-FX | |
Nikon | M39-Nikon 1 |
Инструкция:
FED 5B — Классические камеры Мэтта
щелкните для примера
Обзор
Теперь я знаю, что я действительно сумасшедший. Это та самая камера, о которой я сказал: «Я знаю, что у нее отличный объектив, но она такая УЖАСНАЯ!» В то время я не мог себе представить, чтобы кто-то действительно ходил с ним на публике. Я посмотрел на него уже достаточно, и он значительно вырос на мне — хотя это не совсем красивая камера, она более приятна лично, чем кажется на фотографиях. Как вам такой комплимент? Это базовая 5В, есть еще версия 5 с несвязанным селеновым экспонометром. Существует также вариант модельного года с другими кириллическими буквами на шильдике и кожаным покрытием с сеткой, как у ФЭД 3Б, что еще менее привлекательно, чем у этой модели. Примечание. Хотя эту модель обычно называют 5B, буква на самом деле эквивалентна английской V, поэтому вы увидите, что носители русского языка называют ее 5V.
В то время как FED 3B кажется надежным шутером, 5 кажется дешевой подделкой. Корпус немного выше, но весит примерно столько же, а на ощупь заметно слаще, как будто сделан из более дешевого или более тонкого металла. Даже крепление объектива кажется немного дешевым. Алюминий вместо стали? Может быть. Странно насчет дополнительной высоты, я вижу около 1/4 дюйма пространства под этой высокой верхней крышкой, интересно, было ли это просто для того, чтобы освободить место для проводов горячего башмака или какого-то другого производственного сокращения? В любом случае, из этой серии это определенно FED, чтобы взять с собой на грязный футбольный матч под дождем, тот, который можно стащить на ветреный пляж для тех прекрасных снимков заката, когда вы оставили бы более коллекционную камеру дома.
См. мои другие FED и ссылки ниже, чтобы узнать об этом звере, у него действительно отличный объектив, и это действительно главное. Импрегнированный редкоземельными элементами Индустар-61 Л/Д, который позиционируется как лучший из когда-либо произведенных в России LTM-объективов, входит в стандартную комплектацию ФЭД 4 и 5. Общее мнение состоит в том, что за такую цену вы получаете объектив мирового уровня. с уродливой задней крышкой объектива в форме камеры. Я сам не использовал его достаточно, чтобы сказать, лучше ли он, чем более ранний Индустар-61 или Индустар-26М, которые оба превосходны.
Я пропущу несколько грязную историю ФРС. Достаточно сказать, что завод ФЭД в Харькове был приютом, ставшим рабочей коммуной, названной в честь Феликса Э. Дзержинского, основателя первой советской тайной полиции. Это очень интересная история, и вы можете прочитать о ней все на этой замечательной странице, просто не забудьте вернуться, когда закончите ( я люблю этот сайт!). О, и уберите свой бумажник, иначе вы обнаружите, что не участвуете в торгах на FED, прежде чем узнаете об этом. Одного FED никогда не бывает достаточно!
Ремонт
Как новый в упаковке. Все, что я действительно хотел, это объектив, но за 16 долларов плюс доставка из Европы я просто не мог отказаться от него. Тем не менее, он нуждался в небольшой настройке дальномера, как по вертикали, так и по горизонтали. Обе регулировки тривиальны, учитывая, что объектив, как вы знаете, правильно отрегулирован на бесконечность. Снимите металлическую табличку с паспортными данными, сдвинув ее влево и приподняв, осторожно, чтобы не потерять пружинный зажим (легко ломающийся?). Затем удалите два очевидных винта, которые удерживают лицевую панель. (Вам не нужно делать это, чтобы перейти к регулировке, но я полагаю, что вы можете также очистить стекло, пока вы там.) Регулировка по горизонтали — это утопленный винт, регулировка по вертикали — это вращающееся кольцо вокруг круглое окошко дальномера. Сначала сделайте вертикальную съемку, затем, установив объектив на бесконечность, регулируйте винт, пока изображения не совпадут с удаленным объектом. Я считаю, что эта регулировка такая же, как и на FED 3B. Вы можете перепроверить фокусировку с помощью куска матового стекла, поднесенного к плоскости пленки с помощью лупы, с затвором, удерживаемым в положении «B»… более подробную информацию см. на моей странице с советами по ремонту.
Дополнительный кредит
Я думал, что за деньги, а так как это было уже как-то некрасиво, я бы немного развлекся со своим маленьким ФЭДом. Я аккуратно снял покрытие и заменил его внешним слоем женского ремня, который нашел в секонд-хенде за 1 доллар. Выглядит довольно kewl теперь!
Советы и подсказки
Как и в случае с другими ФЭДами и Зорками, а также в любой камере, в которой заводка также приводит к повороту переключателя скорости пленки, ВСЕГДА поднимайте затвор перед изменением скорости пленки! Это есть в руководстве, но стоит повторить. На самом деле, прочитайте руководство, прежде чем даже пытаться использовать камеру, информация о выдержке не является интуитивно понятной и имеет решающее значение для правильной работы камеры. Изменение светочувствительности пленки без натяжения затвора может повредить затвор!
Говоря о взводе затвора, вы сначала подумаете, что что-то не так с ветровым ударом, он чувствуется очень тугим в начале взмаха. Он не работает с Grind Wind, как 3B и мой Zenit, но тем не менее странно. Дополнительное сопротивление, похоже, исходит от встроенного счетчика кадров. Приятная особенность: рычаг не отходит от корпуса, в отличие от 3B.
Горячий башмак! Есть улучшение. Активируется только при выдержке 1/30, выдержке синхронизации, иначе это просто башмак для аксессуаров. Также есть разъем для синхронизации с ПК, в очень странном месте, в центре задней части верхней крышки. Это новое на мне.
Регулировка диоптрий с помощью кольца вокруг видоискателя, и в отличие от рычажка на ФЭД-2 и Зоркий-4 менее подвержена случайной регулировке. Хороший. Поставь и забудь.
Как и у моделей 3B и 4, у модели 5 нет ушек для ремешка, поэтому если вы хотите носить ее на плече, ее необходимо носить в чехле. К счастью, корпус немного легче, чем у его предшественников, поэтому на этот раз у меня не возникло соблазна срезать верхнюю часть, как я сделал с 3.9.0003
Ссылки по теме
- Моя специальная страница, посвященная замене смазки объективов Индустар-26 и Индустар-61
- Очень важное РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ – запомните его
- Так помогите мне, я ОБОЖАЮ эту русскую страничку дальномеров, она умная и забавная
- Страница, посвященная российским дальномерам
- И хорошая страничка на тему «Почему русские копии Leica?» Ну, потому что!
ФЭД 5Б — Обзор советского дальномера
ФЭД 5Б с Индустар-61 Л/Д.
ФЭД 5Б (с кириллицей ФЭД 5В) — советско-российский дальномер, выпускавшийся на украинском заводе в городе Харькове. Это был фотоаппарат моего папы, тот самый, который я хорошо помню с детских лет в нашей скромной московской квартирке.
Фотоаппарат продавался в комплекте 𝑓Объектив Индустар-61 2,8 55 мм L/D (рассматривается отдельно).
Дальномер FED 5B отличался круглой высококонтрастной накладкой с диоптрийной регулировкой для легкой фокусировки и плоскостным затвором с шелковой занавеской со скоростью 1–1/500 с + ручная выдержка. Он может быть синхронизирован со вспышкой на 1/30 с и имеет автоспуск.
Даже во времена скачков цен на пленку и резкого роста интереса к пленочной фотографии эти камеры по-прежнему продаются за бесценок . Это может заставить задуматься, а стоит ли вообще пробовать эту камеру?
Краткая история фотоаппаратов ФЭД-5.

ФЭД-5Б — «базовая» версия модельного ряда ФЭД-5. У него нет экспонометра и линий кадра в видоискателе. Правильный способ идентификации этой камеры — ФЭД-5В , так как кириллица « В » эквивалентна английской «9».0067 В. ”
Камеры ФЭД-5 были последним поколением камер ФЭД, восходящим к ФЭД-1 1930-х годов. FED-1 был почти идентичной копией немецкой камеры Leica II, сделанной русскими, тогда как с FED-2 Советы начали внедрять инновации на своей первой платформе, добавляя функции и оптимизируя производство.
Как вы могли заметить, ФЭД-5 значительно отличается от моделей дальномеров Leica. Он выглядит и ощущается дешевле, громоздче и менее изысканно. Федералы застряли с M39конструкция объектива с винтовым креплением, тогда как Leica уже давно перешла на M-крепление и другие. Но это была также очень популярная камера: было выпущено более 8,6 миллионов единиц .
Качество сборки ФЭД-5Б.
Качество сборки камер ФЭД странное. Они все очень тяжелые — мой ФЭД-5Б без объектива весит 599 г или 1,32 фунта. Это усложняет их переноску, но также увеличивает вес, часто связанный с более дорогими материалами и мастерством, необходимым для их изготовления. Действительно, на ФЭДах нет недостатка в металлических деталях и практически нет пластиковых бит.
Эти фотоаппараты наверняка ломаются — если бы были экземпляры со сгоревшей шторкой и просто отдали тот, у которого был медленный затвор. Но по большей части, учитывая их количество и материалы, они впечатляюще крепкие и функциональные .
Однако страдает дизайн. Чтобы упростить конструкцию, объем корпуса с годами увеличился, а большой вес является признаком отсутствия инноваций в методах миниатюризации. Дорогие металлические детали, хотя в основном хорошо подходят, иногда не подходят; например, стрелка управления скоростью затвора немного отличается от цифр, необходимых для этого, что может вызвать легкое замешательство у одних и раздражение у других.
У этой камеры можно найти и другие недостатки, такие как косое окно видоискателя с металлическим кольцом вокруг, которое царапает стекла. Памятное кольцо светочувствительности пленки изготовлено в соответствии с советским стандартом ГОСТ (ГОСТ), который необходимо преобразовать в ISO, чтобы использовать его сегодня. Памятное кольцо в виде пленки также бесполезно в 2020 году. Некоторые важные задачи, такие как перемотка пленки, нестандартны, и поэтому их сложно решить без руководства.
При всем при этом я не могу злиться на этот неуклюжий дальномер. Это, безусловно, выглядит уникально, и это работает. Я бы даже посчитал его более надежным, чем многие пластиковые и старинные пленочные камеры, продаваемые сегодня по аналогичной цене.
Fuji Natura Superia 1600, увеличена дополнительная остановка до 3200, с ФЭД-5б/Индустар-61 Л/Д. Эта фотография была сделана с широко раскрытой рукой, ночью. Несмотря на свои недостатки, эта камера может сделать нужный снимок в сложных условиях (например, при слабом освещении) — если вы хорошо знаете свои условия.
Элементы управления и эргономика ФЭД-5Б.
Камеры ФЭД-5 огромные , размером 14 см × 8,5 см и глубиной около 4 см (5,5” × 3,35” × 1,57”). Тем не менее, их огромных размеров недостаточно, чтобы их было удобно держать в руке. Положение кнопки спуска затвора вынудило мою правую руку схватиться за скользкую металлическую часть вместо кожзама — если у вас огромные руки, возможно, вам повезет больше.
Винтовка камеры не очень удобна — чтобы ее поддеть, приходится просунуть большой палец в небольшое пространство между рукояткой и корпусом камеры. И вы также должны не забыть установить выдержку затвора после того, как у вас будет камера . Если вы этого не сделаете, ваша камера может заклинить.
Чтобы установить скорость затвора, , вам нужно поднять штифт рядом с затвором, повернуть его, пока красная метка не совпадет с нужной вам цифрой, и отпустить, пока он не установится.
Кнопка спуска затвора имеет пружину, которая немного сильнее, чем мне бы хотелось. С большим расстоянием перемещения и таким большим сопротивлением может быть трудно точно рассчитать время для ваших выстрелов.
Щелчок шторки затвора громкий и сопровождается сильной вибрацией, что делает фотографии без дрожания, сделанные с выдержками длиннее 1/125 с, трудными или невозможными без штатива.
Окно видоискателя маленькое, косое и довольно темное, хотя круглое пятно — одно из самых контрастных, которые я использовал. Я полагаю, что здесь где-то есть компромисс. Но короче, это не лучшее.
Чтобы перемотать пленку обратно на канистру, необходимо нажать на металлическую оболочку/рукав вокруг кнопки спуска затвора до щелчка. Это разблокирует катушки, позволяя наматывать пленку с помощью рукоятки на верхней пластине.
Загрузка пленки в FED 5B довольно проста, хотя и не совсем удобна. Два выступа на нижней пластине должны быть перевернуты и повернуты — один по часовой стрелке, а другой против часовой стрелки. Вся крышка соскальзывает, и поводок пленки можно продеть в прорезь на приемной катушке.
Сравнение размеров ФЭД-2 и ФЭД-5.
ФЭД-5Б против ФЭД-2.
ФЭД-2 был значительным улучшением по сравнению с исходным ФЭД. Он отличался более длинной базой дальномера, комбинированным дальномером / видоискателем и приличной отделкой. Улучшения FED-5 по сравнению с FED-2 включают горячий башмак для съемки со вспышкой, улучшенный счетчик пленки, улучшенную рукоятку перемотки пленки, автоспуск, дополнительные медленные скорости затвора и модернизированную рукоятку перемотки.
Однако 5 стал тяжелее (на 118 грамм) по сравнению с 2, как минимум на 20% больше, а качество некоторых компонентов заметно ухудшилось. Рукоятка из кожзаменителя не очень хороша, приемная шпуля выглядит не очень качественно, основание дальномера короче, ушек для ремешка нет.
Таким образом, если вы хотите сэкономить несколько долларов, посмотреть, что придумали советские инженеры 80-х годов, или хотели бы насладиться некоторыми современными удобствами в качестве продвижения однотактной пленки, получите 5. В противном случае, посмотрите мой обзор ФЭД-2 для более красивого корпуса в более компактном корпусе.
❤ Кстати: Пожалуйста, рассмотрите возможность покупки камеры FED 5 по этой ссылке , чтобы этот веб-сайт мог получить небольшой процент от этой продажи — без дополнительной оплаты для вас — спасибо !
ФЭД-Микрон, ФЭД 4, ФЭД 5, ФЭД 5Б, ФЭД 5С
ФЭД-Микрон, ФЭД 4, ФЭД 5, ФЭД 5Б, ФЭД 5С
| |
ФЭД-Микрон, ФЭД 4, ФЭД 5, ФЭД 5Б, ФЭД 5С | |
1) ФЭД-Микрон
| |
2) ФРС 4
| |
3) ФЭД 5
|