Фокусное расстояние объектива что это такое с примерами
Автор Иван Чистяков На чтение 6 мин Просмотров 489 Опубликовано Обновлено
Привет, друг! Мы продолжаем наше знакомство и погружение в мир фотографии! Сегодня мы рассмотрим вопрос про фокусное расстояние объектива что это такое. Существует так называемая базовая информация, которой должен владеть начинающий фотограф.
Эта «база» состоит из материала по правилам обращения с техникой, базовые знания настроек и составляющих фотоаппарата. И одной из таких составляющих является фокусное расстояние.
Содержание
- Определение
- Подробнее
- Например
- Таблица фокусных значений
- Видео обзор
Определение
Объектив — это целая система, в составе которой есть множество линз. После того, как вы «щелкнули», нажали на затвор, изображение попадает на линзы, где преломляется и сводится к одной точке.
Она находится на определенном расстоянии от задней части объектива, где находится матрица. И именно эта точка является так называемой точкой фокусировки.
А промежуток от матрицы до точки фокусировки и называется фокусным расстоянием.
Подробнее
А теперь более подробно. Если фокусное маленькое, то в кадр помещается больше деталей, а если большое — тем ближе приближаются предметы и выделяется основной объект, например, портрет.
Если вы любитель съёмок пейзажей, архитектуры, коллективов — то используйте маленькое фокусное расстояние. В этом случае в кадр попадут все детали.
Для портретов, фотографий животных, спортивных съёмок используется большая фокусная величина. Если вам нужен крупный план, допустим, спортсмена во время забега, где в кадр не должно попадать ничего лишнего, кроме бегуна — это хорошо получается на длинном фокусе.
А теперь, интересный факт — фокусное расстояние, равное пятидесяти миллиметрам, примерно соответствует углу обзора глаза человека, которое равно 46 градусов.
И немного теории — объективы, имеющие фокусное значение до 35 миллиметров называются широкоугольными. Фокусное расстояние почти то же самое что и угол обзора. Эти понятия привязаны к друг другу, поэтому являются очень легкими в понимании и применении на практике.
Например
Более подробно можно разобраться с этим на примере портрета. Мы видим пять фотографий девушки. И каждая фотография имеет своё фокусное расстояние. Минимальное – 10 миллиметров. Что мы наблюдаем? Полный и четкий охват девушки, но и оптический дефект — очень большое искажение, похоже на дружеский шарж.
Поэтому следует быть очень аккуратным при работе с маленьким фокусными, и не использовать его в портрете (если это, конечно, не является задвижкой фотосессии).
В этом примере постепенно увеличивается расстояние. К концу, когда оно равно 300 миллиметров, мы видим только один четкий портрет. На фото не наблюдается никаких оптических дефектов, что очень хорошо для портерной съемки.
Таблица фокусных значений
Здесь вы можете увидеть как называются объективы, в зависимости от фокусного расстояния. Все они очень ценные и важные, если используются по своем назначению.
- Если брать с самых маленьких фокусных, то 8мм — 14мм — эти объективы называют сверх широкоугольные. Еще их называют фишай, или рыбий глаз (от англ. fisheye)
Когда вы смотрите на фотографии снятые на такой объектив, то угол обзора практически равен 180 градусам, я думаю, вы видели такие фотографии. И если это творческий замысел, то смотрится круто.
Однако портреты снимать им очень опасно, в плане художественной составляющей, если только у вас нет цели разыграть кого-то.
Обычно камеры телефонов и камеры видео наблюдения делают с очень широким углом. Это делается для того, чтобы захватить как можно большее пространство. Ни о какой геометрии здесь речи, конечно, не идет.
- 14мм-21мм — умеренно широкоугольные. Я знаю, что многие свадебные фотографы используют линзу Canon 16-35мм именно из-за широкого угла, а именно 16 мм.
Фотографии получаются такие полетные, с огромным пространством. Смотрятся очень впечатляюще. Единственное, что нужно понимать, это стараться, чтобы объект был ближе к центру, потому что по краям будет очень сильное искажение, и будет очень не красиво.
- 24мм-35мм — широкоугольные. Это объективы, приближающиеся по своему углу, к углу человеческого обзора человеческого глаза. Я тоже имею в своем арсенале стекло Сигма Арт 35мм, со светосилой 1.4. Это очень классная вещь. Однажды я снял всю свадьбу целиком на этот объектив и фото и видео.
Это реально универсальный инструмент. Да, им сложно снимать большие площади, когда нужно снимать природу или архитектуру. Но для свадебной съемки — это универсальное решение.
Портреты, групповые фотографии хорошо получаются. Когда нужно снимать объект не прямо рядом, а с небольшого расстояния, это как раз — самое то.
Хорошо таким стеклом снимать архитектуру и природу. Особенно на 24 мм.
Их называют «штатными». Дело в том, что это фокусное значение покрывает самые востребованные расстояния в фотографии. И для новичка иметь такой объектов — просто необходимость.
У меня тоже есть такой объектив от Сигмы 24-70 мм. И на него я снимаю свадьбы на улице, во время прогулки. И также снимаю на него видео.
- Следующее фокусное расстояние — 50мм. Очень хорошо для портретов. И таким мы видим мир своими глазами. Вот именно в таком ракурсе. Его еще называют «портретником».
Такие фотографии смотрятся очень гармонично и естественно. Но для свадеб он применяется очень редко, если только специально для фото прогулки, портретов, потому что слишком узкие получаются фотографии. Хочется захватывать больше пространства. Хотя у каждого свои приоритеты и предпочтения.
- 80мм-200мм длиннофокусные. У меня был однажды объектив 70-200 f4 от Кенон.
Честно скажу, это было какое-то волшебство. Когда я брал его в руки, то просто забывал все на свете. Реально, это сложно передать словами что происходит.
Обычно я снимал им цветочки, зеленые красивые. Очень классно снимать макро. С ним очень классно получаются портреты. Из-за малой глубины резкости, все, что дальше объекта просто размывается, и портрет становится очень выразительным и красивым.
- 300мм-600мм — сверх длиннофокусные. Это уже можно сказать специфические объективы очень дорогие. Из-за своей специфичности. Обычное их применение — в спорте, либо снимать птичек и животных на природе. Когда сложно подойти близко к объекту, и нужно снимать всегда издалека.
Видео обзор
Вот еще небольшое видео по этому вопросу, хочется, чтобы вам стало все понятно хотя бы теоретически, и, прочитав эту статью, вы начали для себя понимать суть данной темы.
В заключении
Вот такие есть разные фокусные расстояния, и разные объективы для разных задач. Думаю, наглядно все объяснять проще, чем в теории, поэтому сегодняшний урок и тема стали вам понятными.
Пишите в комментариях, на каких фокусных вы снимаете, и что для себя находите в них, какие плюсы и минусы? Может быть, у вас есть уже любимые фокусные, которые вы применяете чаще всего. Поделитесь, это интересно.
Обязательно пробуйте работать с разными фокусными значениями. Находите свои, необычные, интересные, которые вам ближе всего, изучайте теорию. А на этом закончим наш обзор.
С вами был Иван. До новых встреч!
Фокусное расстояние объектива
Понимание термина «фокусное расстояние» жизненно необходимо для правильного мечтания о покупке следующего объектива, ну и, конечно, для последующего применения покупки по прямому назначению в соответствии с выбором. В этой статье мы лишний раз расставим точки над «ё» в этом вопросе, попробуем изложить строгие технические определения понятным для творческого человека языком. «Поверим алгеброй гармонию»(С).
Что это на самом деле означает?
В первом приближении фокусное расстояние определяет, насколько «увеличена» Ваша фотография; чем число больше, тем более увеличенным будет объект.
Иногда можно слышать неверное определение, что фокусное расстояние измеряется от передней или задней точки объектива. На самом деле — это расстояние от точки схождения лучей до приёмника света (матрицы или плёнки). Фокусное расстояние — это характеристика объектива. Не может быть «лучшего» или «худшего» фокусного расстояния. Бывает только более или менее подходящий объектив для решения определённых задач.
Помните, мы с Вами говорили о кроп-факторе? Понятно, что этот фактор вносит свои коррективы в разговор о фокусном расстоянии. Чтобы внести ещё больше сумятицы некоторую определённость, давайте договоримся, что ниже речь пойдёт о классической, полнокадровой, плёночной классификации. Об объективах для «кропнутой» матрицы я каждый раз буду говорить отдельно.
Фокусное расстояние объективов, созданных специально для кроп-матриц имеет ту же размерность, что и для полнокадровых моделей. Разница в том, что эти объективы сконструированы именно для кропа и не имеют обратной совместимости с полнокадровыми аппаратами. То есть даже если их и удастся поставить на аппарат (у Canon, например, это невозможно), то виньетирование будет настолько сильным, что его не спасёт даже диафрагмирование.
Диапазоны фокусных расстояний и сферы их применения.
Ультра широкоугольный 14 — 24 мм.
Такие объективы часто рассматриваются как узкоспециальные, и в китовом наборе Вы никогда их не встретите («кит» — русская калька с английского kit — «комплект», имеется ввиду комплект, предлагаемый производителем). Они создают такой широкий угол обзора, что изображение может казаться искажённым, потому что наш глаз не привык видеть в этом диапазоне. Используются, когда на фотографии необходимо получить много пространства — пейзаж, архитектура, съёмка в помещении. Широкоугольные объективы совершенно не подходят для портретной съёмки из-за вносимых искажений.
Создаваемые широким углом искажения называются «бочкообразная дисторсия», и выглядят как изображение в самоваре — то, что находится близко к объективу, получается неестественно крупным, удалённые детали сюжета — слишком мелкими. Чаще всего с такими искажениями изготовители борются, зачастую дорогими методами. Если продолжать расширять угол зрения, то наступает момент, когда борьба становится невозможной по принципиальным соображениям из-за слишком большого угла зрения. Такой объектив с намерено присутствующей дисторсией называется «Фиш-Ай» (с английского Fish Eye — рыбий глаз). Изначально (лет 100 назад) их применяли в метеорологии для съёмки всей небесной сферы одним кадром, но позднее, как выразительное средство, объектив стали применять в кино, в журналистике, в фотоискусстве. (Знаю даже одного фотографа, который таким объективом умудрился снять почти всю свадьбу).
При использовании на камерах с кроп-матрицей, угол зрения объектива уменьшается на величину кроп-фактора (для простоты положим в полтора раза — именно такой кроп-фактор имеет подавляющее большинство кроп-матриц). С точки зрения физики фокусное расстояние объектива при этом не изменяется, но угол зрения увеличивается в полтора раза, и для того, чтобы вернуться к прежнему углу зрения, надо бы взять объектив с фокусным расстоянием в полтора раза меньше. Другими словами, чтобы остаться в прежних границах сюжета для того же угла зрения у фотоаппарата с кроп-матрицей должен быть установлен объектив с в полтора раза меньшим фокусным расстоянием.
Следовательно, диапазон фокусных расстояний тоже изменяется — чтобы получить аналогичные углы зрения, придётся применять объективы с меньшим фокусным расстоянием. Вместо 14 — 24 мм ультраширокоугольным объективом для кропа будет считаться объектив из диапазона 8-10 — 15-16 мм.
Представители: Nikon 10.5 mm f/ 2.8G DX ED AF Fisheye-Nikkor, Canon EF-S 10-22 mm f/ 3.5-4.5 USM, SMC Pentax DA 10-17 mm F3.5-4.5 ED (IF) Fish Eye, Sigma AF 8-16 mm F4.5-5.6 DC HSM, Tamron AF 10-24 mm F/ 3.5-4.5 Di II LD Aspherical [IF], Samyang MF 8mm f/ 3.5 Fisheye.
Широкоугольный объектив 24 — 35 мм.
Граница 24 мм условно принята за нижнюю границу широкоугольного объектива из-за того, что начиная примерно с неё растянутые части изображения перестают выглядеть неестественно. Такие объективы широко используются фотожурналистами, стрит-фотографами как раз из-за естественности изображения в сочетании с достаточно широким углом для включения в снимок большого пространства.
В случае кроп-матрицы диапазон превращается в 16 — 24 мм. Именно с этого фокусного расстояния (ну почти с этого — 18 мм) начинается нижняя граница фокусных расстояний у китовых объективов для аппаратов с кроп-матрицей.
Представители: Nikon 28 mm f/ 1.8G AF-S Nikkor, SMC Pentax DA 21 mm F3.2 AL Limited, Sigma AF 20 mm F1.8 EX DG, Samyang MF 14 mm f/ 2.8 AE.
Нормальный (Стандартный) 35 — 70 мм.
Фокусное расстояние около 45 — 55 мм называется нормальным потому, что объектив имеет тот же угол зрения, что и наш глаз (за исключением периферийного зрения). Если аппарат комплектуется единственным объективом с фиксированным фокусным расстоянием, то это расстояние как раз будет лежать именно в этом диапазоне. Вспомните советский «Зенит» с «Индустаром 50/3.5», а позднее с «Гелиосом 44М» — 58/2. 8, «Смена» — 40/4.
Многие фотографы считают даже, что для полноценной жизни вполне достаточно наличия единственного объектива с таким фокусным расстоянием, только с увеличенным отверстием диафрагмы — порядка F/1.8 или даже F/1.4. Такой объектив всегда обеспечит лучшие результаты, чем зум аналогичного диапазона.
Длинный конец диапазона (70 мм) очень хорош для создания портрета. Таким образом, объектив, перекрывающий два диапазона 24 — 35 и 35 — 70 мм, является очень даже универсальным инструментом для большинства окружающих сюжетов — от архитектуры и пейзажа, через репортаж и стрит, и до портрета. Именно такими объективами (ну почти такими — 28 — 70, 28 — 75) и комплектовалось подавляющее большинство плёночных зеркалок. (Кроме советских). И именно они составляют большую часть вторичного рынка объективов — их можно купить за бесценок.
Для семейства кропов диапазон «нормальных объективов» перемещается в 24 — 50 мм. А в сумме с широкоугольным — в 16-18 — 50-55 мм. Этот суммарный диапазон являются как раз диапазоном китовых объективов цифровой эры (читай эры кроп-матрицы). Практически все производители (ну кроме Олимпуса — у него кроп-фактор равен 2) имеют в своём ассортименте объективы 18 — 55 мм (у Олимпуса — 14 — 42 мм).
Представители нормальных объективов: Canon EF 50 mm f/ 1.8 II, SMC Pentax DA 35 mm F2,4, SMC-FA Pentax 43 mm F1.9 Limited, Nikon 50 mm f/ 1.8G AF-S Nikkor, Sigma AF 30mm f/ 1.4 EX DC, Samyang MF 35mm f/ 1.4 AE.
Китовые объективы: Canon EF-S 18-55 mm f/ 3.5-5.6 IS II, Nikon 18-55mm f/ 3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom-Nikkor, SMC Pentax DA 18-55 mm f/ 3.5-5.6 AL, OLYMPUS ED 14-42mm F/3.5-5.6.
Мягкий телефото 70 — 105 мм.
Объектив с расстоянием в этом диапазоне является лучшим портретником. Во-первых, у него почти отсутствуют перспективные искажения, а во-вторых, из-за увеличенной глубины резкости он довольно легко отделяет объект съёмки от фона. Классическим «портретным» фокусом для полного кадра является фокусное расстояние 85 мм.
Для камер с кроп-матрицей диапазон «мягкий телефото» из 70 — 105 мм превращается в 50-55 — 70-80 мм, а классические 85 мм (объектив типа 85/1. 4 есть у всех производителей) превращается в 55-60 мм (которого нет почти ни у кого). 85 мм уже немного длинноват для использования на кропе (85 * 1.5 = 130-135 мм) и им не совсем удобно пользоваться из-за необходимости удаления от объекта. «Pentax» *55/1.4 и «Nikkor» 58/1.4 находятся в гордом одиночестве среди одноклассников, однако их цена…..
Представители: Canon EF 85 mm f/ 1.8 USM, Nikon 85 mm f/ 1.8D AF Nikkor, SMC Pentax DA 70 mm F2,4 Limited, Samyang MF 85mm f/ 1.4 AE.
Телефото 105 — 300 мм.
Объективы этого диапазона часто используются для съёмки удаленных объектов, таких как здания или горы. Они не всегда подходят для съемки пейзажей из-за того, что сглаживают перспективу сцены.
Иногда вместо комплекта «кит» производитель предлагает комплект «double-kit» (даблкит), в котором кроме вышеупомянутого объектива 18 — 55 мм, покупателю предлагается ещё его длиннофокусный собрат — типа 55 — 200 мм (плюс-минус у разных производителей). Это также бюджетный объектив с относительно низкой светосилой.
Объективы более длинного диапазона в основном используются для съёмки спорта и животных.
Для владельца аппарата с кроп-матрицей наступает раздолье — фотограф задёшево получает прекрасный светосильный длиннофокусный объектив. Судите сами — если для плёнки объектив 200/4 является уже почти пределом мечтаний (из-за очень высокой цены на светосильную длиннофокусную оптику), то для кропа 300/4 — просто подарок судьбы. Поэтому, чтобы порадовать пейзажиста, производителю приходится специально изобретать, изготавливать и рекламировать принципиально новый объектив с широким углом, то для фотоохотника просто задаром можно и нужно использовать старую плёночную оптику.
Представители: Canon EF 135 mm f/ 2L USM, Canon EF 200 mm f/ 2.8L II USM, Nikon 105 mm f/ 2.8G VR IF-ED AF-S Micro-Nikkor, Nikon 300 mm f/ 4D AF-S Nikkor, SMC Pentax DA* 200mm f/ 2.8 ED [IF] SDM, Tamron SP AF 180mm F/ 3.5 Di LD [IF] Macro.
Дабл-кит: Canon EF-S 55-250 mm f/ 4-5.6 IS II, Nikon 55-200 mm f/ 4-5. 6G DX ED AF-S Zoom-Nikkor, SMC Pentax DA 50-200 mm F4-5.6 ED.
Как фокусное расстояние влияет на перспективу?
Немного об этом влиянии мы уже вскользь упомянули, но для получения лучшего представления об этом влиянии, рассмотрим четыре фотографии одного и того же сюжета, снятого объективами с разными фокусными расстояниями. Консервные банки во всех случаях остаются в неизменном положении на расстоянии примерно 20 см друг от друга. Точка съёмки каждый раз сдвигается назад, так, чтобы передняя банка всегда оставалась в одном масштабе. Что интересно, расстояние до объекта съёмки пропорционально фокусному расстоянию объектива.
Видите? Даже объяснять ничего не надо. Сразу ясно, почему не надо применять широкий угол для портрета, а длинный фокус — для пейзажа.
Удачных Вам снимков!
Фокусное расстояние – Tony & Chelsea Northrup
Телеобъективы имеют узкое поле зрения, пропуская свет с очень небольшой области перед вами на матрицу и блокируя весь остальной свет. Широкоугольные объективы фокусируют свет из гораздо более широкой области. Широкоугольные объективы имеют короткие фокусные расстояния, а телеобъективы — более длинные. Когда фотографы говорят о фокусных расстояниях, они всегда измеряют их в миллиметрах (мм) и обычно обсуждают их в полнокадровых 35-мм эквивалентах, даже если размер матрицы не равен 35 мм. Если у вас компактная камера, разделите фокусное расстояние 35 мм на 1,6 (для Canon) или 1,5 (для Nikon). В таблице ниже показаны распространенные фокусные расстояния для полнокадровых 35-мм объективов, их эквиваленты на камерах с матрицей APS-C и способы их использования. Большинство объективов зум-объективы
Полнокадровое фокусное расстояние | Фокусное расстояние APS-C | Типичное использование |
8 мм | 5 мм | Виды «рыбий глаз», которые искажают окружающий мир.![]() |
16 мм | 11 мм | Сверхширокоугольный обзор для фотографирования крупных объектов, например, зданий на узких улочках. |
24 мм | 16 мм | Широкоугольный объектив, подходящий для фотографирования групп людей в помещении. |
35 мм | 23 мм | Умеренно широкоугольный объектив, подходящий для пейзажной фотографии или съемки одного человека в помещении. |
50 мм | 33 мм | Называемый «обычным» объективом, его поле зрения примерно соответствует тому, как видит человеческий глаз. |
85 мм | 56 мм | Хорошее фокусное расстояние для фотографирования людей на открытом воздухе, когда вы можете стоять дальше от человека. |
120 мм | 80 мм | Умеренный телеобъектив, подходящий для портретной съемки, фотографирования играющих детей и домашних животных и фотожурналистики.![]() |
200 мм | 133 мм | Телеобъектив для съемки в голову и занятий спортом с близкого расстояния, например баскетболом. |
400 мм | 266 мм | Супертелеобъектив, подходящий для крупных животных, таких как олени или медведи. 400 мм идеально подходит для зоопарков и спортивных состязаний с большими полями, например, для футбола. |
800 мм+ | 586 мм | Экстремальный телеобъектив, используемый для наблюдения за птицами, занятий спортом на дальних дистанциях и шпионажа за знаменитостями. |
Описания в таблице дают общее представление об обычном использовании различных фокусных расстояний, но вы всегда можете приблизиться или отдалиться от объекта, что позволяет использовать широкоугольный объектив для съемки дикой природы или телеобъектив. использовать для ландшафтных работ. Ничто не мешает вам сфотографировать медведя 50-миллиметровым объективом, за исключением, пожалуй, медведя — вам нужно быть на расстоянии около четырех футов, чтобы заполнить кадр.
24 мм полнокадровый, 16 мм APS-C, 12 мм Micro Four-Thirds
50 мм полнокадровый, 33 мм APS-C, 25 мм Micro Four-Thirds
C, 50 мм Micro Four-Thirds
200 мм полнокадровый, 133 мм APS-C, 100 мм Micro Four-Thirds
400 мм полнокадровый, 267 мм APS-C, 200 мм Micro Four-Thirds1
и принцип работы встроенных камер — Arducam
Как оптический формат объектива и формат сенсора влияют на поле зрения?
Оптический формат объектива определяет размер круга изображения, в который будет втиснуто все поле, а формат сенсора определяет прямоугольную область, в которую будет захвачен круг изображения. В большинстве настроек камеры прямоугольная область датчика обрезает участок внутри круга изображения.
В идеальном случае оптический формат объектива будет соответствовать формату сенсора, где диагональ сенсора равна диаметру круга изображения, поэтому диагональное поле зрения сенсора (DFoV) равно собственному FoV объектива.
Также часто используются объективы с большим оптическим форматом, чем формат датчика изображения. Однако поле за пределами прямоугольника датчика будет пропущено, что приведет к уменьшению поля зрения. С объективами одного и того же оптического формата, чем меньше сенсор, тем меньше поле зрения мы получим. Если оптический формат меньше, чем формат сенсора, будут появляться темные неэкспонированные области вокруг, но полезно захватить все поле объективов «рыбий глаз».
Почему фокусное расстояние важно и как оно влияет на изображение?
Чтобы получить наилучший кадр на встроенных камерах, важно захватить соответствующее поле зрения (FoV). Поле зрения сильно зависит от фокусного расстояния объектива, потому что датчик изображения улавливает поле, сжатое объективом в круг изображения. Более короткое фокусное расстояние означает, что объектив может втиснуть больше полей в круг изображения на определенном расстоянии. Поскольку фокусное расстояние представляет собой способность собирать свет, линзы с одинаковым фокусным расстоянием будут аналогичным образом искривлять свет, что приводит к одинаковому полю зрения на датчиках определенного формата.
Как рассчитывается фокусное расстояние камеры?
Фокусное расстояние камеры — это расстояние от центра объектива до фокусных точек. Если фокусные точки расположены ближе к центру линзы, это означает, что у линзы больше оптической силы для схождения света. Чем сильнее мощность, тем шире поле, и существует взаимосвязь между полем зрения и фокусным расстоянием. Поскольку свет захватывается со сцены и направляется на датчик изображения одним и тем же образом, треугольники, образующиеся при входе и выходе света из объектива, подобны.