Архитектор Антонио Гауди: 7 лучших проектов
Один раз увидев здание, спроектированное этим архитектором, вы запомните его стиль навсегда. Антонио Гауди хотят причислить к лику святых, а семь его творений внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вспоминаем самые знаменитые работы
Фото: Shutterstock
Отсутствие прямых линий, красочные мозаики, игра света и цвета, исключительное внимание к деталям, и в результате — архитектурные объекты, которые появились в обычном городе как будто из другого мира. Гауди называют «гением места», большинство его творений находятся в Барселоне, и именно они стали лицом столицы Каталонии. Своим главным вдохновением Гауди считал природу и старался максимально передать красоту окружающего мира в цветовых решениях, архитектурных изгибах и формах.
Каталонский модерн Гауди: 7 зданий, которые сделали Барселону знаменитой
- Биография
- Лучшие проекты
- Комментарии архитекторов
www. adv.rbc.ru
Краткая биография Антонио Гауди
Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городке Реус. В 1873 году он поступил в Провинциальную архитектурную школу в Барселоне. Его первыми проектами стали газовые фонари на Королевской и Дворцовой площадях и Национальном бульваре Барселоны. Поворотным моментом в биографии молодого мастера оказался заказ от хозяина перчаточного магазина: Гауди спроектировал ему стенд для Всемирной парижской выставки 1878 года. Богатый промышленник Эусеби Гуэль был настолько впечатлен витриной, что захотел познакомиться с автором. Так начался крепкий союз большого творца и щедрого мецената, который привел к созданию проектов, определивших облик Барселоны.
Фото: Public Domain
Благодаря коллаборации Гуэля и Гауди появились такие архитектурные объекты, как дворец Гуэль, парк Гуэль, винные погреба Гуэль, павильоны усадьбы в Педральбесе близ Барселоны, часовни и крипты Колонии Гуэль. После того как строительство дворца завершилось, Антонио стал одним из самых модных архитекторов Барселоны. В период с 1898 по 1912 год он построил три жилых дома — Кальвет, Мила и Бальо, которые вскоре стали значимыми достопримечательностями города.
Параллельно в 1880 годах Гауди реализует не менее знаковые проекты — дом Висенс, виллу Эль Каприччо — одна из немногих его работ, которые находятся за пределами Барселоны.
В 1884 году Гауди возглавил строительство храма Святого Семейства. Он пришел на смену архитектору Франсиско де Паула дель Вильяра, который из-за разногласий с заказчиком отказался от работы. Антонио полностью посвятил себя возведению храма.
В 73 года, так и не успев завершить свой главный проект, Гауди, который всегда предпочитал ходить пешком, попал под трамвай. Из-за того что последние годы жизни архитектор не особенно следил за внешним видом, местные таксисты приняли его за нищего и долго отказывались везти в больницу. Так некогда самый преуспевающий мастер, у которого была очередь из богатых заказчиков, оказался в лечебнице для малоимущих. Когда же Гауди наконец узнали, было слишком поздно — спасти его не удалось.
От Гауди до Хадид: 7 проектов, которые не были реализованы
Дом Висенс
Первой значительной работой Гауди считается именно это здание. Мануэль Висенс, владелец фабрики по производству плитки и кирпича, заказал архитектору построить летнюю семейную резиденцию в 1878 году. Фасад здания выполнен из кирпича и цветных керамических плиток с растительными орнаментами, расположенных в шахматном порядке. Выбор этих материалов послужил фактически нативной рекламой деятельности главы дома. По всему периметру расположены многочисленные декоративные элементы — эркеры, балконы, башенки, выступы фасадов. Каждую деталь архитектор спроектировал лично, поэтому ни один элемент не выбивается из общей картины.
Фото: Pol Viladoms/wikipedia.org
Дизайн дома выполнен в стиле нео-мудехар, отсылающем к испанской архитектуре времен средневековья. Но уже тогда был заметен узнаваемый почерк Гауди, и одна из первых его работ сразу же обращала на себя внимание своей оригинальностью по сравнению с общим видом Барселоны того времени.
Фото: Andrea G/Pexels
Вокруг дома был разбит сад, в котором Гауди спроектировал фонтан, часть ограды и ротонду в форме листьев пальмы. Дом в середине ХХ века несколько раз менял владельцев, и до наших дней эти детали не сохранились. В 2005 году Дом Висенс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2017-м в нем открыли музей.
Башня Бельесгуард
В 1900 году к Антонио Гауди обратилась жена промышленника Жауме Фигераса с просьбой построить дом на месте бывшей резиденции короля Мартина Арагонского, с которым связывают расцвет Каталонии. Когда архитектор взялся за дело, от резиденции оставались лишь несколько стен и внутренний двор. Гауди был патриотом и бережно относился к истории, поэтому старался максимально передать дух средневековья в своем проекте. Внешне дом похож на замок того времени, дополненный яркими деталями в стиле архитектора. Проект был сдан в 1909 году.
Фото: Catalan Art & Architecture Gallery
Torre Bellesguard увенчана характерным для архитектуры Гауди крестом, украшенным красной и желтой мозаикой — цвета каталонского флага. Благодаря этому шпилю компактное квадратное здание кажется больше, чем на самом деле, высота в два раза превышает его длину. В этой работе Антонио оставил прямые линии, которых тщательно избегал в других проектах. Над входной дверью — яркий витраж в виде восьмилучевой звезды Венеры.
Фото: Catalan Art & Architecture Gallery
Дом Фигераса состоит из первого этажа, главного этажа, подвала и мансарды. Оригинальным решением в интерьере стала необычная система переходов: спиральная лестница завершается на террасе, окруженной зубцами, с которой открывается живописный вид на город. В этом проекте стиль Гауди все еще был в процессе формирования: в нем нет броских мавританских акцентов и ярких цветов, которые впоследствии стали отличительными чертами многих его поздних работ.
Дворец Гуэль
Дворец был построен в качестве главной резиденции Эусеби Гуэля в районе Эль-Раваль в центре Барселоны в 1885–1890 годах. Он стал первым крупным проектом Гауди, выполненным по заказу Гуэля.
Фото: Seth Lemmons/wikipedia.org
На фасаде здания две пары больших ворот, которые были сделаны специально для конных экипажей: гости могли выйти и сразу подняться по лестницам на нужный этаж, а повозки отправлялись в нижние конюшни и погреба. Входную арку украшает железная решетка, имитирующая виноградную лозу. В этом проекте впервые реализовалась идея Гауди декорировать не только фасад, но превращать в произведение искусства еще и крышу. На ней расположены 20 дымоходов, украшенных в технике тренкадис. Само здание облицовано серым гаррафским мрамором.
Фото: Thomas Ledl/wikipedia.org
Центральным помещением в интерьерах стал зал для приема гостей, который венчает параболический купол, проходящий через несколько этажей. Он окрашен в глубокий темно-синий цвет ночного неба, чтобы у всех приходящих во дворец создавалось ощущение единства с природой. В куполе Гауди проделал небольшие отверстия, а внутри шпиля подвесил фонари — таким образом, свет, который просачивается через них, похож на мерцающие в небе звезды. В 1984 году дворец Гуэль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Jun Seita/wikipedia.org
Парк Гуэль
Парк Гуэль стал последним проектом, который Эусеби Гуэль заказал у Антонио Гауди. Он был создан в 1900–1914 годах и расположен в верхней части Барселоны. На территории более чем в 17 га есть и жилая часть, и зеленые зоны садов. При входе в парк первое, на что падает взгляд, — два здания, похожие на пряничные домики из сказок. Правый павильон с декоративной башней (пинакл) и пятилучевым крестом был создан для администрации парка, левый — для привратника.
Фото: Sung Shin/Unsplash
Центральное место в парке занимает большая верхняя терраса, с которой открывается обзорный вид на Барселону. Чтобы наслаждаться им в комфортных условиях, Гауди поставил на террасе длинную, изогнутую в форме змеи скамью. Она украшена в традиционной для Гауди технике тренкадис. Мозаику из частиц мрамора, стекла и битой плитки также можно увидеть и оценить на входных павильонах, на перилах парадной лестницы и в зале Ста колонн.
Фото: Håkon Grimstad/Unsplash
Гауди очень бережно относился к природному ландшафту, поэтому старался максимально сохранить деревья на территории строительства. В парке есть специальная система полива растений с помощью виадуков, а их колонны стилизованы под стволы деревьев. За свой необычный вид они получили название «Птичьи гнезда». От главной площади разбегаются пешеходные дорожки, тропинки и прогулочные аллеи, построенные из местного камня.
Фото: Roy Tack/Unsplash
В 1963 году в коттедже на территории парка, где жил Гауди, был открыт дом-музей его имени, в котором есть мебель из построенных архитектором Домов Бальо и Мила. А в 1984 году парк Гуэль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дома архитекторов: 10 зданий, построенных для себя
Дом Бальо
Дом Бальо представляет собой реконструкцию первоначального здания, построенного в 1877 году, которым с 1900 года владел текстильный магнат Хосе Бальо. Он расположен на Пасео-де-Грасиа, одном из самых главных бульваров в центре Барселоны. Площадь восьмиэтажного дома 4,3 тыс. кв. м, а высота — 32 м. Из-за каркаса, похожего на клетку, и вертикальных элементов, напоминающих своими изгибами формы человеческого скелета, здание прозвали «Дом костей». В дизайне проявилась характерная для последующих проектов черта Гауди — отсутствие прямых линий как во внешнем облике, так и во внутренних интерьерах. Архитектор также старался по-максимуму использовать природные материалы местного происхождения — так, первые три этажа дома украшены камнем горы Монжуик.
Фото: ChristianSchd/wikipedia.org
Во внутреннем дворе, чтобы освещение было равномерным, Гауди положил градиентную плитку, которая меняет цвет по мере продвижения вверх от белого до лазури. Для той же цели окна, выходящие в патио, отличаются по размеру: к верху они становятся все меньше.
Фото: Sara Terrones/wikipedia.org
Таким образом создается удивительная игра светотени. Мебель, которая делалась по проекту архитектора, упоминают в контексте его творчества не так часто. Но отдельные работы Гауди в этой области заслуживают внимания. Например, двухместный диван в доме Бальо — образец эргономики, которую взяли на вооружение многие мастера: два сиденья с общим подлокотником и уже традиционной для Гауди идеальной формой для человеческого тела подчеркивает еще и связь с природой — спинки сидений напоминают яблоко. Дом Бальо был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.
В Москве появится стилизованная копия «Дома костей» Гауди
Дом Мила
Жилой дом, построенный Гауди в 1906–1910 годах по заказу семьи Мила, стал его последней светской работой перед тем, как он полностью посвятил себя строительству храма Святого Семейства.
Фото: Thomas Ledl/wikipedia.org
Из-за массивного фасада он получил прозвище La Pedrera (Каменоломня). Каса Мила стал новаторским как в архитектурном плане, так и с точки зрения коммуникаций. В нем создана уникальная система естественной вентиляции, позволяющая отказаться от кондиционеров.
Фото: Pixabay
А межкомнатные перегородки в каждой из квартир можно перемещать по своему усмотрению. В здании также нет несущих и опорных стен, только несущие колонны. В доме есть подземный гараж, что для начала ХХ века стало очень необычным решением.
Фото: Pixabay
Три внутренних двора архитектор объединил в один, чтобы в здании было как можно больше естественного света и свежего воздуха. Рельеф крыши повторяет волнистые очертания фасада, и на ней разместились выходы лестничных клеток, вентиляционных и дымовых труб, преображенные в необычные скульптуры. Они украшены мозаикой тренкадис. Каса Мила стал первым из сооружений XX века, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Саграда Фамилия
Храм Святого Семейства остается самым знаменитым и противоречивым творением Гауди. Первый проект здания был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр в 1882 году — он планировал построить его в готическом стиле. Вильяр ушел в отставку спустя год после начала работ, строительство возглавил Гауди и внес в проект кардинальные изменения. Храм также приобрел звание самого известного долгостроя в мире: работы ведутся уже почти 140 лет, их планируют закончить только к 2030 году.
По замыслу инициаторов, финансирование происходит только за счет пожертвований прихожан, которые поступают «неравномерно», и это сильно тормозит строительство. Также завершение проекта задерживает сложность изготовления каменных блоков. Кроме того, во время Гражданской войны в Испании в июле 1936 года вся мастерская Гауди сгорела вместе с его макетами и эскизами церкви. Они были частично восстановлены в 1939–1949 годах, и по этим моделям, в которых сохранился изначальный замысел архитектора, продолжилось дальнейшее строительство. В 2010 году храм был освящен папой Бенедиктом XVI, в нем проходят ежедневные богослужения.
Фото: Enrico Perini/Pexels
Саграда Фамилия спланирована в форме латинского креста, с апсидой и крытой галереей для прогулок. У здания три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Они символизируют рождение, смерть и воскресение Христа. Над каждым должны возвышаться 12 башен, по числу апостолов, и еще шесть планировалось возвести над центральным нефом. Они должны быть посвящены Деве Марии, четырем евангелистам и Иисусу Христу. Высота башни Христа — 167 м, и она станет вторым по высоте объектом в городе: по замыслу Гауди, человеческое творение не должно было быть выше божьего — горы Монжуик.
Восточный фасад храма посвящен теме Рождества Иисуса Христа и разделен на три части-портала, которые олицетворяют Веру, Надежду и Милосердие. Фасад Рождества — главный вход в церковь, он украшен барельефами и скульптурными композициями, посвященными сценам из Библии. В центральной части — рождественское дерево, под которым из камня вырезана сцена прославления Богоматери. А в боковых порталах — сцены рождения Иисуса и символические фигуры апостолов. Для того чтобы фигуры были максимально правдоподобны, он снимал гипсовые слепки с птиц, животных и даже с мертворожденных младенцев. Моделями для скульптурных групп могли выступить и церковный сторож, и местный козопас.
Фото: Andrea G/Unsplash
Внутри храма также прослеживается подражание природе: своды, которые достигают 60 м в высоту, разветвляются к потолку и создают конструкцию, повторяющую лесные пейзажи. В этом решении есть и функциональный смысл: благодаря ветвящимся структурам, Гауди избежал строительства традиционных для готической архитектуры контрфорсов — вертикальных прямых опор для усиления несущих стен.
С противоположной стороны храма находится фасад Страстей. На контрасте с фасадом Рождества он смотрится более мрачным и лаконичным. Идея Гауди была в том, чтобы скульптуры и образы в порталах фасада Страстей символизировали грехи и вызывали трепет. В центре архитектурного сюжета — распятие Христа, которое окружают гротескные фигуры и мрачные сцены.
Фото: Joseph Gilbey/Unsplash
Гауди посвятил храму Святого Семейства 12 лет, и на момент смерти архитектора базилика была завершена всего на 20%. Антонио успел построить только часть апсиды, восточный фасад и крипту, в которой его похоронили. Гауди был ярым католиком, он догадывался, что не доживет до окончания проекта, но это его не останавливало. На вопрос о сроках он отвечал «Мой клиент никуда не торопится».
На данный момент ведется строительство третьего фасада (Славы), оформление интерьеров храма. На территории также есть дом-музей архитектора и школа. Гауди открыл ее в 1909 году для детей рабочих, которые строили церковь. Раньше она была расположена на месте главного фасада храма, но затем ее демонтировали и перенесли.
Фото: Greg Lois/Pexels
Все это время строительство Sagrada Famíliа было незаконным, поскольку на него не было официальной лицензии. Но в 2019 году ее наконец получили, и столетний конфликт разрешился. Руководство храма согласилось выплатить мэрии города £36 млн с рассрочкой на десять лет на развитие квартала Эшампле, транспортной сети города, организации прямого доступа из станций метро. В 2005 году Саграда Фамилия была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самый известный проект Гауди достроят в 2026 году
Стиль Гауди: комментарии архитекторов
Николай Фанеев, ведущий архитектор IND architects:
— Антонио Гауди работал в стиле модерн. Каждое направление в искусстве, литературе, архитектуре имеет яркого представителя, с которым начинают ассоциировать направление, и Гауди стал таким для модерна. Когда он «творил», происходили сильные переломы в общественной жизни Европы, появлялись новые идеи и идеологии, и архитектор не совсем отвечал духу времени со своими религиозными взглядами. Именно это одна из причин, почему его критиковали современники.
Архитектуру Гауди нельзя рассматривать только как зрительный образ — так ее невозможно понять. Отличительная черта всего модерна заключалась в том, что архитекторы активно работали с интерьерами. Интерьеры Гауди — важная часть его проектов и его творчества. Еще одна грань — конструкции зданий, именно в них проявился гений Гауди. Приемы, используемые им, как правило, придумали уже до него. Но он отличался принципами и подходами в работе. Гауди, как и другие представители модерна, мастерски использовал железобетон, много работал с конструкциями, превращая их в художественные элементы, яркий пример — параболические арки. В архитектуре Гауди преобладают естественные и природные формы. Сегодня мы воспринимаем железобетон как урбанистическую составляющую, но в руках Гауди он превращался в растительные образы.
Гауди, в первую очередь, архитектор, работающий с конструкциями и естественными формами, профессионал, который уделял внимание деталям.
Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»:
— Несмотря на частые заказы и работу над крупными объектами в его родном городе — Барселоне, истинная популярность и признание Гауди пришли после смерти.
Среди работ Гауди прежде всего выделяют его жилые дома в Барселоне — они очень характерные, художественные и ремесленные. По ним видно, что архитектурный язык автора яркий, самобытный и вневременной. Самый известный проект архитектора — храм Святого Семейства (Sagrada Família). Это уникальный для мировой архитектуры прецедент, когда проект строят так долго — храм заложили в 1882 году по проекту Антонио Гауди и продолжают строить после его смерти, используя чертежи и наработки.
Идеи Гауди, его архитектура и решения не стали массовыми. Это связано с его стилем, который, из-за уникальности, нельзя скопировать и даже подражать ему. Архитектура Гауди — его личное высказывание, очень персонифицированное. Именно поэтому он не создал нового направления в архитектуре и архитектурной школы, не приобрел последователей, а остался феноменом. Иногда последователем Гауди называют австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, но его сложно считать таковым. Хундертвассер прежде всего создавал декоративную и эпатажную архитектуру, своего рода кич, а для Гауди свойственна художественная архитектура с использованием качественных и натуральных материалов.
14 работ, которые удивляют ракурсами — Российское фото
Фотосъемка от архитектора:
14 работ, которые удивляют ракурсами
19 июня 2022
Фото:Вейл Онси
Текст:Вейл Онси
Вейл Онси — египетский фотограф, снимающий архитектуру. Путешествия и исследование стран — то, что его привлекает и вдохновляет. Мы поговорили с Вейлом о том, как фотография стала его жизнью, о его работах и о том, что нужно сделать, чтобы тебя выбрали в жюри 35AWARDS.
Вейл, вы помните тот день, когда сделали фотографию, после которой поняли, что теперь это больше, чем хобби?
Я архитектор, привык большую часть времени путешествовать по разным странам, чтобы открывать для себя новую архитектуру. Раньше я снимал на телефон, но в 2012 году один из моих друзей посоветовал купить камеру, и, как только я нажал на кнопку, открыл в себе страсть к фотографии. Это началось как хобби и быстро развивалось. Мне нравится фотографировать с точки зрения архитектора, чтобы показать людям свой особый взгляд на вещи.
Почему вам так нравится снимать именно архитектуру?
Как я уже упоминал ранее, я архитектор, так что это связано с моей повседневной работой. Более того, я хочу показать людям другое видение, отличное от того, к которому они привыкли.
Как вы обычно готовитесь к фотосессии?
Все начинается с изучения места, которое я хочу сфотографировать: например, обхожу здание, чтобы выбрать идеальные ракурсы. Затем я снимаю его с традиционных точек, с которых снимают все. Потом перехожу к новым ракурсам, разным уровням, использованию разных объективов и т.д. Вы всегда должны использовать устойчивый штатив, а также поляризационные и ND-фильтры, особенно в местах массового скопления людей.
Перед съемкой я также просматриваю похожие фотографии, сделанные в тех же местах другими фотографами на популярных сайтах, таких как 35photo и 500px. Тем не менее, я планирую свой визит в предполагаемое место, прежде чем отправиться туда, поскольку это может потребовать определенного времени, погодных условий и транспортировки. Очень важно выбрать правильное время для наилучшего освещения (в погоне за «золотым» часом).
Более того, вы должны сосредоточиться на главном предмете фотографии или, как его называют, «герое» фотографии и избегать любых отвлекающих факторов. Разумеется, нужно хорошо знать настройки своей камеры, чтобы держать всё под полным контролем. Постарайтесь сделать снимок идеально, чтобы свести к минимуму использование программ редактирования. И последнее, но не менее важное: всегда следите за тем, чтобы расположение здания было идеально вертикальным, вы можете использовать тилт-шифт объективы, если это возможно. И последнее — ваша фотография должна рассказывать историю.
Что вы делали во время изоляции?
Я совершенствовал свои навыки, изучая новые программы и работы разных известных фотографов.
Вейл, пожалуйста, расскажите нам больше о ваших работах в National Geographic.
Мне посчастливилось дважды опубликоваться в National Geographic. Первой работой была фотография Бурдж-Халифы, которую опубликована в качестве обложки журнала на арабском языке, второй фотографией — летящая газель: она была выбрана среди лучших работ на международном веб-сайте.
Что вас вдохновляет?
Больше всего меня вдохновляет путешествие в новое место, развитие новых навыков и открытие чего-то нового. Вдохновением также может быть человек с другим художественным видением.
В каких странах вы предпочитаете фотографировать архитектуру?
В любой новой стране, которую я посещаю, всегда есть что-то новое. Однако, мои любимые города — Париж, Лондон и, конечно же, Дубай.
В этом году вы представляете Египет в качестве жюри в 35AWARDS. Какие фотографии и каких фотографов будете выбирать? Какой совет можете дать участникам?
Картинка должна быть креативной и привлекательной. Она не должна быть сильно отредактирована и должна рассказывать историю. Я бы посоветовал фотографам внимательно ознакомиться со всеми правилами и условиями конкурса, и заглянуть в профили членов жюри, чтобы узнать их стиль и образ мышления. Более того, участники должны изучить работы победителей предыдущего года. Наконец, фотографы должны избегать прокрастинации, и отправлять свои фотографии пораньше, чтобы избежать любых проблем, которые могут возникнуть в последнюю минуту.
Architect Stock-Fotos und Bilder — Getty Images
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM
Durchstöbern Sie 273.


Откройте для себя неограниченное количество изображений архитектора с высоким разрешением и стоковых изображений для коммерческого использования.