«Индия последовала за ним» 75 лет назад убили Махатму Ганди. За что он боролся и как его идеи изменили мир?: Политика: Мир: Lenta.ru
Ровно 75 лет назад, 30 января 1948 года в Нью-Дели был убит индийский политик, философ и общественный деятель Махатма Ганди. Во время очередного выступления его застрелил индуист-фанатик Натхурам Годзе, несогласный с идеологией отца нации. В памяти индийцев Махатма Ганди остался как борец за освобождение Индии от колониального гнета Британской империи. Его идеи заложили основу философии ненасильственной борьбы за гражданские права и свободы. В 1930 году журнал TIME признал лидера движения за независимость Индии человеком года, в BBC — международным символом мира и добродетели. За что боролся, у кого учился и какое наследие оставил после себя Махатма Ганди — разбиралась «Лента.ру».
Иллюзии юности
Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в городе Порбандар на северо-западе Индии. Его семья происходила из торговой касты бания, а отец занимал министерский пост в одноименном княжестве. Большое влияние на него оказала мать, которая была очень религиозной женщиной. Все детство Мохандас провел, посещая храмы и соблюдая религиозные обряды, не зная вкуса мяса.
Однако в подростковом возрасте Ганди тайком отходил от строгих правил и начал нарушать вегетарианские правила. «Англичане питаются мясом, поэтому способны управлять нами», — полагал он. Тогда Индия была колонией Британской империи.
К середине XIX века британская Ост-Индская компания вытеснила из Индии всех европейских конкурентов и установила над страной колониальную власть.
В 1876 году королева Виктория объявила себя императрицей Индии и встала во главе феодальной системы государства. Частью Британской империи стали территории современной Индии, Пакистана и Бангладеш, а численность населения составляла более 280 миллионов человек.
Метрополия развивала на управляемых территориях промышленность и транспортную систему, однако главной целью контроля была экономическая эксплуатация регионов и выкачивание ресурсов. Доходы Индии отправляли в метрополию, а не вкладывали в развитие инфраструктуры, страна оставалась в бедности и разрухе. Миллионы людей умирали от голода и антисанитарных условий. Колониальная зависимость Индии продлилась до 1947 года.
Будущий активный борец за независимость Индии, молодой Ганди, напротив, восхищался англичанами. В 1888 году он отправился в Лондон изучать юриспруденцию и начал перенимать английскую моду и манеры: носил европейский костюм и галстук, брал уроки танцев, ездил только первым классом. При этом Мохандас прилежно учился и уделял много времени самообразованию.
Мохандас Ганди в западном костюме, 1893 год
Фото: Mondadori / Getty Images
Именно англичане познакомили Мохандаса Ганди с «Бхагавадгитой» — одним из главных текстов в индуистской философии, ставшим основой его собственного философского учения
Впервые он прочел «Песнь Господа» и другую религиозную литературу на английском. Лишь вдали от Индии он проникся большим уважением и интересом к религии и философии своей страны.
При этом с погружением в британский быт его очарование Соединенным Королевством рассеивалось. Из небожителей англичане превратились для него в обычных людей со своими недостатками и слабостями. Вместе с тем Ганди понял, что доход среднего англичанина в десять раз превышает заработок индийца. Он увидел несправедливость, на которой была основана система колониального правления.
Первые шаги
В 1891 году Ганди вернулся в Индию. Он пробовал построить карьеру адвоката, но ему не удалось достичь в этом успеха. Спустя два года ему предложили работу по специальности в Южной Африке, в торговой фирме купца-мусульманина Дады Абдуллы. Мохандас уехал на другой континент, где провел следующие 20 лет.
Тогда в Южной Африке, большая часть которой тоже была под контролем Британской империи, действовала политика апартеида. Согласно этому курсу, проживавшие на континенте европейцы пользовались широкими правами, в то время как коренное африканское население было практически бесправным.
С первых дней пребывания в Африке Ганди столкнулся с неравенством и расовой дискриминацией, так как индийцев также относили к чернокожим. Так, в поезде его попросили покинуть вагон первого класса. Мохандас отказался уходить добровольно, и граждане вызвали полицейских, которые выгнали его силой.
Наблюдая несправедливость апартеида, Ганди еще больше разочаровался в Британской империи и начал полноценную борьбу с угнетением и нарушением прав чернокожих
Мохандас Ганди (в центре) в окружении сотрудников своей адвокатской конторы в Йоханнесбурге, Южная Африка, 1902 год
Фото: AP
Вдохновляясь работами философов, критикующих западное буржуазное общество, он сформировал свое видение идеального мироустройства. Основывалось оно на идее равенства прав всех граждан, отказе от насилия, предпочтении простого ручного труда и жизни с чистыми помыслами.
Если мы хотим вырастить истинный дух демократии, мы не можем позволить себе быть нетерпимыми
Махатма Гандиполитик и философ
Помимо индуистских текстов Ганди изучал другие философские и литературные труды.
Большое влияние на его взгляды оказало учение русского писателя Льва Толстого о непротивлении злу насилием и всепрощении. «Книга Толстого «Царство Божие внутри нас» буквально захватила меня. Она оставила неизгладимый след в моей душе. Перед независимым мышлением, глубокой нравственностью и правдивостью этой книги показались неинтересными все другие книги», — вспоминал он. Ганди и Толстой даже обменялись несколькими письмами, в которых обсуждали ненасильственную борьбу с несправедливостью, ценности свободы и равенство прав.
В то время в Южной Африке существовала большая индийская диаспора. Вместе с ее представителями Ганди создал Индийский конгресс — общественный союз для борьбы с расизмом и сегрегацией. Он также издавал еженедельник Indian Opinion («Индийское мнение»), в котором продвигал идеи мирного сопротивления дискриминационным законам. За несколько лет ему удалось превратить индийцев в важную политическую силу, с которой власти были вынуждены считаться.
Получил ваш журнал Indian Opinion и был рад узнать все то, что там пишется о непротивляющихся (. ..). Чем дольше я живу, и в особенности теперь, когда живо чувствую близость смерти, мне хочется сказать другим то, что я так особенно живо чувствую и что, по моему мнению, имеет огромную важность, а именно о том, что называется непротивлением, но что в сущности есть не что иное, как учение любви, не извращенное ложными толкованиями
Лев Толстой в письме Мохандасу Ганди
За организацию маршей и мирных протестов Ганди несколько раз арестовывали. Однако он быстро стал известным как в Южной Африке, так и в Великобритании, поэтому полиции приходилось отпускать его, опасаясь общественных волнений.
Мохандас Ганди с женой Кастурбой по возвращении в Индию из Южной Африки, 1915 год
Фото: AP
В результате ему удалось добиться отмены ряда расистских законов. Так, благодаря его усилиям метрополия понизила подушевой налог для граждан индийского происхождения с 25 до 3 фунтов стерлингов в год, а позднее и вовсе его отменила.
Успех в борьбе с расизмом и дискриминацией в Южной Африке убедил Ганди в необходимости продолжить свое дело в родной Индии. Он верил, что насилие, жестокость и неравноправие — ценности, навязанные его стране британскими колонизаторами. Ганди был уверен, что Индия могла встать на путь развития и процветания, лишь избавившись от гнета.
Уверен, что цивилизация, которую создала Индия, не проиграет в мире. Ничто не может сравниться с семенами, посеянными нашими предками. Рим исчез, Греция тоже; мощь фараонов была сломлена; Япония ориентируется на Запад; о Китае сказать нечего. Но Индия так или иначе все еще сильна в своей основе
Махатма Гандиполитик и философ
От Мохандаса к Махатме
В 1915 году Ганди вернулся в Индию. Он уже не был похож на молодого франта, каким покидал родину, теперь он носил традиционную одежду — дхоти и тюрбан. Политик вступил в Индийский национальный конгресс (ИНК) — партию, объединяющую всех сторонников национально-освободительного движения. Главной целью его возвращения стало освобождение Индии от колониальной зависимости. Считается, что в том же году индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые назвал Ганди «Махатма», что означает «великая душа». Под этим именем он навсегда остался в истории.
Свою философию Ганди назвал «сатьяграха», что переводится с санскрита как «упорство в истине». В основе этого понятия лежали три принципа: гражданское неповиновение, отказ от сотрудничества с британскими властями и отказ от насилия
Ганди считал насильственные методы недопустимыми даже в отношении врагов. Любые протестные действия, по его мнению, должны носить мирный характер и не причинять никому боли. Под неповиновением он понимал неисполнение несправедливых законов и готовность понести за это наказание. Несотрудничество заключалось в отказе от любых контактов с системой угнетателей: увольнение с работы, бойкотирование школ и госучреждений, отказ от званий и титулов, а также от покупки товаров, произведенных метрополией.
Я против насилия. Потому что когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно
Махатма Гандиполитик и философ
Соляной марш
Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Getty Images
Руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов в разговоре с «Лентой. ру» отметил, что Махатма Ганди был хорошим оратором и знал свою аудиторию, поэтому ему удалось повести за собой так много людей.
«Он умел объяснить свои идеи и концепции простым и понятным для рядового индийца языком, апеллировал к старым, доколониальным временам, золотому веку, и предлагал простые и понятные рецепты, хорошо сочетающиеся с индуизмом и буддизмом», — уточнил ученый. Ганди призывал индийских рабочих и крестьян бороться не только за независимость, но и за благополучное будущее, в котором все будут счастливы.
Люди последовали за Ганди в первую очередь благодаря самой ситуации в Индии: межвоенный период был отмечен всплеском национального самосознания, ощущения того, что индийцы должны вернуть себе политическую, экономическую, военную власть над страной
Алексей Куприяновруководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН
Путь к независимости
В марте 1919 года колониальная администрация Индии приняла «закон Роулетта», который стал поводом для перехода индийцев к активным протестам против зависимости. Новое законодательство давало местным властям право применять экстраординарные меры при поиске и задержании граждан, которых заподозрили в экстремизме и нелояльности империи. Фактически власти могли сажать людей в тюрьму без суда и следствия. В ответ на это Ганди призвал всех своих сторонников к общенациональной сатьяграхе — акции ненасильственного неповиновения.
В апреле того же года жители города Амритсар попытались высказать свои требования местному чиновнику и призвали освободить политических заключенных. Более 15 тысяч демонстрантов вышли на городские улицы. В ответ 50 солдат британской гвардии открыли огонь по собравшимся. В ходе амритсарской бойни погибли несколько сотен человек, по большей части — женщины и дети.
После этого события Ганди перешел к решительной борьбе за свержение власти метрополии.
Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире
Махатма Гандиполитик и философ
В 1920 году Махатма снова призвал граждан к общенациональной сатьяграхе и бойкотированию монополии британских властей на текстильную промышленность. Тогда весь хлопок с индийских плантаций отправляли на остров, где из него производили ткань, которую после этого перепродавали индийцам с наценкой. Символом этого протеста стала ручная прялка. Следуя призывам Ганди, тысячи индийцев начали изготавливать ткань дома и продавать ее на местных рынках. После этого Махатму на два года посадили в тюрьму.
Более ста тысяч индуистов и мусульман слушают речь Мохандаса Ганди о независимости Индии на берегу реки Сабармати в Ахмедабаде, 1931 год
Фото: APЕще одной известной акцией Ганди и его последователей стал Соляной поход 1930 года, который стал ответом на запрет метрополии индийцам самостоятельно добывать соль на территории Индии. Махатма призвал сторонников нарушить этот закон и показательно выпарить соль на заброшенных солеварнях в деревне Данди.
Ганди прошел пешком 400 километров, собрав по пути многотысячную толпу. Об акции узнала вся страна, и тысячи граждан начали добывать соль, протестуя против несправедливого запрета
Важным аспектом деятельности Ганди стала борьба за права неприкасаемых — низшей касты в Индии. Тогда местные элиты считали, что представители этой касты могли осквернить людей из высших сословий. Махатма же относился к ним с уважением, называя их хариджанами — детьми божьими, и пытался добиться расширения их гражданских прав. Однако жесткая кастовая система сохраняется в Индии и сегодня.
Деление общества Индии на сословия зародилось в древности и сохраняется до сего дня. Исторически индийский народ подразделялся на четыре варны: брахманы — жрецы и ученые, кшатрии — воины, вайшьи — торговцы, крестьяне и ремесленники и шудры — слуги, наемные рабочие. Позже внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию множества каст. Деление на мелкие группы происходило по этническому и территориальному признаку, а также в связи с принадлежностью к определенному клану.
В отдельную социальную группу выделяют неприкасаемых — низший общественный слой в Индии. Они составляют около 20 процентов всего населения страны. Обычно они занимаются самой грязной работой, живут в бедности, в изолированных гетто на окраинах городов. Неприкасаемые сильно ограничены в гражданских правах. Им запрещено посещать магазины, больницы и госучреждения, пользоваться общественным транспортом.
Также Ганди боролся за мирное сосуществование мусульман и индусов на территории страны. В 1931 году он посетил Лондон в качестве представителя ИНК, чтобы обсудить возможность предоставления Индии независимости. Однако переговоры провалились. Великобритания отказалась отпускать доминион в свободное плавание, а представители мусульманских общин не поддержали идею политика о единой Индии. Вскоре после этого Ганди ушел из партии, но продолжил проводить идеологическую мобилизацию своих сторонников.
Итоги борьбы
В период Второй мировой войны Махатма Ганди продолжал бороться за независимость Индии от метрополии: он публично осуждал фашистов, но призывал индийцев к отказу от сотрудничества с британскими военными. Он написал два письма фюреру Третьего рейха Адольфу Гитлеру с призывом остановить войну. В обоих письмах он обращался к нему как к «дорогому другу», за что многие его критиковали. Ответа от нацистского диктатора Ганди не получил.
В 1942 году Махатма Ганди призвал британские войска покинуть Индию, за что его в очередной раз отправили в тюрьму вместе с женой и несколькими сторонниками
Жители Лондона приветствуют Махатму Ганди во время его турне по Англии, 1931 год
Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Getty Images
Однако война сильно ослабила метрополию, у которой не осталось ресурсов, чтобы удерживать власть над колониями.
В результате в 1947 году, после ряда попыток сохранить колониальную администрацию, британские силы полностью ушли из Индии. Освободительное движение Ганди сыграло ключевую роль в этом решении
Алексей Куприянов отмечает, что образ Ганди пришелся как нельзя к месту в период деколонизации и был равно выгоден и интеллектуалам освободительных движений, и части колониального чиновничества.
Ганди призывал к мирной кампании неповиновения и добился победы, Индия стала независимой без лишнего кровопролития и жертв — идеальный путь для борцов за свободу, не желающих лишних жертв, и для готовых пойти на уступки колонизаторов, ищущих приемлемый вариант ухода
Алексей Куприяновруководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН
Однако достижение основной его цели не привело к решению всех проблем. После того как страна стала независимой, она была разделена по религиозному признаку на два государственных образования — Индию и Пакистан. Этот раскол разрушил надежды Махатмы Ганди на мирное сосуществование мусульман и индуистов на одной земле.
Разделение вызвало всплеск жестоких межконфессиональных конфликтов. Жертвами погромов и столкновений мусульман и индуистов в Бенгалии и других регионах стали десятки тысяч человек.
В октябре 1947 года территориальный спор о принадлежности штата Джамму и Кашмир стал поводом к началу первой индо-пакистанской войны. До сих пор на границе двух стран регулярно происходят перестрелки и вооруженные столкновения
Махатма Ганди и Джавахарлал Неру на заседании комитета Всеиндийского конгресса в Бомбее, 6 июля 1946 года
Фото: Max Desfor / AP
Ганди продолжал ездить по стране в попытках убедить индусов вернуться к методам мирной борьбы. Он проводил многодневные голодовки в знак протеста против насилия. Однако противоречия в обществе оказались сильнее проповедей Махатмы, и на этот раз он все чаще вызывал раздражение у разных социальных групп. Традиционалисты критиковали его за отстаивание прав низших каст и попытку уравнять в правах мусульман и индуистов.
20 января 1948 года на Ганди совершили покушение. Радикалы бросили самодельную бомбу в толпу сторонников политика, которые пришли в парк, чтобы послушать его речь. После этого Махатме предлагали усилить охрану, но он отказался от дополнительных мер предосторожности. Через десять дней, 30 января, на том же месте националист Натурам Годсе подошел к Ганди и трижды выстрелил в него в упор. Ганди скончался на месте. Позже убийца объяснил свой поступок недовольством тем, что политик слишком активно защищал права мусульман в Индии. Его приговорили к смертной казни через повешение.
На следующий день тело Махатмы кремировали, следуя обычаям индуизма. Его оплакивала не только вся страна, но и весь мир. Имя Ганди стало синонимом свободы, независимости и отказа от насилия ради справедливости.
История войн
Востоковед Алексей Куприянов считает, что Махатма Ганди ошибался, полагая, что это британцы принесли в Индию жестокость и конфликты. Он напомнил, что история Индии — это в том числе история войн и насилия, и этим она не отличается от других стран.
«Во времена британского владычества пламя этих конфликтов погасло, но угли продолжали тлеть, тем более что британцы склонны были опираться на отдельные социальные группы, тем самым противопоставляя их другим. Отчасти это были ситуативные действия, отчасти — осознанная политика с прицелом на будущее», — заключил ученый.
После ухода британцев из Индии в стране произошел социальный взрыв, в том числе и потому, что уходили они наспех и границы между Пакистаном и Индией рисовали на скорую руку. Это привело к массовым миграциям с огромными жертвами
Алексей Куприяновруководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН
Махатма Ганди с ученицами, одна из которых несет медную чашу со святой водой, январь 1948 года
Фото: AP
При этом нельзя сказать, что Ганди боролся впустую. Миллионы людей по всему миру знают его как главного идеолога мирного сопротивления, стремления к свободе и равноправию. Он позволил Индии и Великобритании разойтись без жертв и революций и сохранить хорошие отношения. По оценкам экономистов, за 200 лет колониального управления британцы вывезли из Индии богатств на сумму около 45 триллионов долларов. Стране не удалось восполнить эти потери, но после ухода колониалистов ее разграбление прекратилось.
Каждый год 2 октября, в день рождения Махатмы Ганди отмечается учрежденный ООН Международный день ненасилия. Труды и жизнь Ганди вдохновили многих борцов с расовой дискриминацией, в том числе Мартина Лютера Кинга и Нельсона Манделу. Учение Махатмы о том, что справедливости невозможно достигнуть несправедливыми средствами, а миролюбивое общество невозможно построить с помощью насилия, впоследствии неоднократно подтверждалось мировой историей.
Обычно, когда я в отчаянии, я вспоминаю многие эпизоды истории. На протяжении веков правда и любовь всегда побеждали. Да, много в истории было всесильных тиранов, но в конце концов все они терпели крах. Помни об этом в трудные минуты жизни
Махатма Гандиполитик и философ
Почему Махатма Ганди навсегда изменил мир: Статьи общества ➕1, 01.
10.20222 октября исполняется 152 года со дня рождения Махатмы Ганди. Он начинал как неудачливый адвокат, а к концу жизни превратился в духовного наставника для борцов за свободу по всему миру. Plus-one.ru рассказывает о том, как Ганди стал Махатмой, откуда взялось его учение и за что его убили тремя выстрелами в упор.
Фото: GEORGE RINHART
Мохандас Карамчанд Ганди родился в 1869 году в портовом городе Порбандаре на западе Индии. Он происходил из влиятельной семьи, принадлежавшей к касте банья — верхушке сословия вайшьев, то есть торговцев и земледельцев. Отец Ганди занимал пост главного министра (дивана) княжества Порбандар.
Большое влияние на мальчика оказала его мать, которая была очень набожной даже по индийским меркам. Детство Мохандаса проходило в бесконечных постах, каждодневных посещениях храмов, совместных чтениях священных текстов. Впоследствии все это повлияло на формирование собственного учения Ганди, его политической и религиозно-философской доктрины.
В 13 лет родители женили Мохандаса на его ровеснице по имени Кастурбай. В 1888 году, в возрасте 19 лет, Ганди по совету друга семьи отправился в Лондон, где три года учился на адвоката.
Махатма со своей женой Кастурбай. Помолвлены с семи лет
Фото: автор неизвестен
Учеба в имперской столице стоила дорого, отец к тому времени умер, и семья Ганди испытывала финансовые трудности. Чтобы купить билет на пароход, Мохандас продал драгоценности своей жены. Три года в Лондоне дались ему нелегко. Придерживаясь строгого вегетарианства, он питался в основном хлебом и шпинатом, поскольку денег на другие растительные продукты не было. Учеба помогла Мохандасу закалить характер и преодолеть природную робость.
Получив диплом барристера (адвокат высшей категории в Великобритании) в Иннер-Тэмпл, Ганди вернулся в Индию и открыл практику в Бомбее. Первое же дело он проиграл, в следующих процессах успех к нему так и не пришел.
В 1893 году через своего брата Ганди получил предложение: работать по специальности в Южной Африке в торговой фирме купца-мусульманина Дады Абдуллы. Мохандас согласился. В Южной Африке существовала многочисленная индийская диаспора. Белые относили индийцев к «чернокожим», что означало апартеид. Права африканских индийцев были ограничены во всем — от поездок в транспорте до вопросов собственности.
Ганди служил в армии и видел ужасы англо-бурской войны. Этот опыт повлиял на формирование его концепции ненасилия.
Фото: автор неизвестен
Заслужив репутацию отменного юриста, которому доверяли вести дела не только индийцы, но и белые, Мохандас стал влиятельным членом диаспоры. Он учредил Индийский конгресс колонии Наталь и открыто обсуждал идеи борьбы с неравенством со всеми, кто был готов его слушать.
Ганди удалось превратить десятки тысяч индийцев в единую политическую силу, которую колониальные власти не смогли игнорировать. Индийский конгресс Наталя собрал десять тысяч подписей под петицией против неподъемного для индийцев подушевого налога в £25 в год и направил ее в лондонское Министерство по делам колоний и вице-королю Индии. Налог был снижен до £3.
Махатма Ганди был номинирован на Нобелевскую премию мира пять раз.
Фото: автор неизвестен
Свое учение о борьбе с угнетением Ганди назвал «сатьяграха», что на санскрите означает «упорство в истине». В основе концепции лежали три главных принципа: гражданского неповиновения, несотрудничества и — самое важное — ненасилия.
По убеждению Ганди, насилие — это воплощение иррациональности, даже к врагу следует обращаться рассудительно и без злобы, а в ответ на его агрессию — сохранять самообладание. Чтобы обрести подобную силу духа, Ганди принял обет целомудрия, вел спартанский образ жизни, подолгу постился. Эти убеждения вскоре стали его серьезным политическим оружием.
Гражданское неповиновение, по Ганди, заключалось в сознательном нарушении несправедливых законов. Наказание за это — будь то арест или тюремное заключение — следовало терпеливо переносить.
Несотрудничество означало прекращение любых контактов с несправедливой системой правления, включая увольнение с государственной службы, отказ от титулов и званий, а также бойкотирование судов, школ, административных учреждений. Наконец, несотрудничество подразумевало отказ от приобретения товаров, производимых экономикой угнетателей.
Впервые к сатьяграхе, то есть к тактике ненасильственной борьбы, Ганди призвал южноафриканских индийцев в 1906 году. Тысячи людей в Натале и Трансваале уходили с работы, устраивали мирные митинги и забастовки. Мохандаса часто арестовывали, но потом отпускали: слишком велико было его влияние на народ.
В результате индийцам удалось добиться смягчения дискриминационных законов. Новости о победах протестного движения широко освещались в Англии, и постепенно о Ганди узнавали по всему миру. В 1915 году он с семьей вернулся в Индию, чтобы распространить свое учение на родине.
Главная роль Анджелины Джоли
Как секс-символ и мать шестерых детей борется за права обездоленных по всему миру
Демонстрация несогласия. Ганди инициировал ненасильственные протесты.
Фото: автор неизвестен
Гандизм как учение имел несколько источников. Основным были индуистские религиозные тексты. Оттуда была взята концепция ахимсы, или «ненасилия». На Ганди также повлияло учение Льва Толстого. Мохандас с ним переписывался и был приверженцем его идей, концепций непротивления злу насилием и всепрощения.
Свои идеи Ганди излагал так, будто читал проповеди. Он призывал своих единомышленников «придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души», предрекая «триумф истины, победу истины, победу правды силами души и любви». Это превращало его не столько в политическую фигуру, сколько в духовного лидера.
Рабиндранат Тагор и Ганди в 1940 году
Фото: автор неизвестен
По возвращении в Индию Ганди создал под Ахмадабадом ашрам (общину) Сабармати, где проходило обучение принципам сатьяграхи.
В 1915 году знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор назвал Ганди «Махатмой», что означает «великая душа». Этот титул навсегда закрепился за Мохандасом.
В марте 1919 года британская администрация Индии приняла закон Роулетта, предоставлявший чрезвычайные полномочия генерал-губернатору. Любой индиец, которого подозревали в нелояльности империи, мог быть арестован и заключен под стражу без суда и следствия. В ответ Ганди провозгласил общенациональную сатьяграху. Он ездил по стране, призывая к ненасильственному сопротивлению британскому произволу.
13 апреля в Амритсаре 50 солдат расстреляли толпу демонстрантов, погибли сотни людей, в основном женщины и дети. После этой бойни Ганди стал решительным противником Британской империи.
В 1920-м Махатма вновь объявил всеиндийскую сатьяграху, призвав соотечественников бойкотировать имперскую текстильную монополию. Весь хлопок с индийских плантаций отвозили в Англию, где изготавливали ткани, а затем втридорога продавали их индийцам. В самой Индии производство тканей находилось под запретом.
С того времени символом национально-освободительной борьбы стала ручная прялка. Сотни тысяч последователей гандизма стали ткать дома и сами торговать тканями. Махатма верил, что кустарный труд — в частности, ручное ткачество — позволит стране обрести экономическую независимость. Ганди называл это «ненасильственной экономикой».
Продолжением такой политики стал Соляной поход. Британский закон, принятый еще в 1882 году, предоставлял колониальным властям монополию на сбор и производство соли в Индии. В апреле 1930 года Ганди с ближайшими последователями отправился из Сабармати в 400-километровый пеший поход к заброшенным солеварням близ селения Данди на берегу Аравийского моря, чтобы демонстративно выпарить соль в нарушение колониального законодательства. Весть об акции облетела всю Индию, и нелегально выпаривать соль стали десятки тысяч индийцев.
После Соляного похода Ганди оказался в тюрьме Йервада в Пуне. Как лидер протестного движения он был там частым гостем, хотя никогда не задерживался надолго. И на этот раз Махатма заключил пакт с колониальными властями: все политзаключенные освобождались в обмен на приостановку общенациональной кампании неповиновения.
В 1932 году Ганди начал кампанию против дискриминации низшей касты — «неприкасаемых». Он называл их «хариджанами» — «детьми божьими».
Махатма Ганди переписывался со многими людьми, были среди них и Толстой, и Эйнштейн, и Гитлер
Фото: Мохандес К. Ганди
Ганди дважды писал Адольфу Гитлеру — в июле 1939-го, накануне Второй мировой, и в декабре 1940-го. Он дважды призывал нацистского лидера остановить войну, и оба раза обращался к нему «дорогой друг», за что впоследствии неоднократно подвергался критике.
Впрочем, в то время мировая общественность еще не знала обо всех зверствах нацистского режима. Оба письма остались без ответа.
С одной стороны, Ганди публично осуждал фашизм и нацизм. С другой, он призывал соотечественников не поддерживать англичан в войне. В 1942 году в Мумбаи Махатма публично призвал индийцев не сотрудничать с властями и потребовал, чтобы британцы покинули Индию. Сразу после этой речи Ганди, его жену и лидеров Индийского национального конгресса (ИНК) арестовали.
Заключение Ганди длилось два года. Его жена скончалась в тюрьме в феврале 1944-го от обострения бронхита, а сам Махатма подхватил малярию. В мае его выпустили из-за критического состояния здоровья — власти понимали, что смерть в тюрьме могла привести к новым волнениям.
Когда война завершилась, по договоренности с колониальными властями Ганди призвал своих сторонников прекратить борьбу в обмен на освобождение более 100 тыс. политических заключенных.
В 1946 году один из лидеров ИНК, будущий премьер-министр Индии и воспитанник Ганди Джавахарлал Неру получил от англичан мандат на формирование национального правительства. Глава Всеиндийской мусульманской лиги (ВМЛ) Мухаммед Али Джинна выступил за отделение от Индии независимого Пакистана. Ганди был резким противником такого раскола.
Джинна призвал мусульман к проведению Дня прямых действий. 16 августа в Калькутте состоялся массовый митинг в поддержку идеи об отделении. Акция сопровождалась погромами и массовыми убийствами, более 4 тыс. человек погибли. Это положило начало жестоким столкновениям индуистов и мусульман в Бенгалии.
Ганди с последователями пешком обошел весь регион, призывая прекратить кровопролитие и не допустить раскола страны. Эта кампания не возымела эффекта. 15 августа 1947 года Индия и Пакистан получили статусы двух отдельных доминионов. Столкновения в приграничных районах не прекратились. В октябре 1947-го территориальный спор о принадлежности Джамму и Кашмира перерос в первую индо-пакистанскую войну.
Махатма, живший в то время в Нью-Дели, проводил многодневные голодовки в знак протеста против насилия.
Традиционалисты давно не любили Ганди — за демонстративную поддержку низших каст, за то, что принимал делегации мусульман. Более того, радикалы утверждали, что Ганди привел Индию к разделу «антинациональной» мирной проповедью.
В январе 1948 года состоялось первое покушение на его жизнь. Экстремисты бросили самодельную бомбу в толпу, собравшуюся в парке у дома духовного лидера, чтобы послушать его речь. После инцидента Ганди предлагали усиленную охрану и отказ от публичных выступлений, однако он не согласился и 10 дней спустя на том же месте произошло второе покушение.
Большую часть того дня, 30 января, Ганди трудился у себя дома над предложениями к проекту Конституции. Вечером в сопровождении своей племянницы он направился в парк для публичного совершения молитвы. Из приветствовавшей Махатму толпы к нему приблизился человек и трижды выстрелил в упор.
Убийцей оказался националист Натурам Годсе. Его скрутили на месте, помешав ему совершить самоубийство. Годсе приговорили к повешению. Вера Ганди в то, что насилие и жестокость принесены на его родину англичанами, а Индия с ее древней культурой может стать мирной страной, не оправдалась.
Похоронная процессия Махатмы Ганди была длиной восемь километров
Фото: outlookindia.com
Философия Ганди навсегда изменила политическую практику, продемонстрировав человечеству эффективность мирного протеста, ненасильственной борьбы и пассивного сопротивления. Его идеологией вдохновлялись последующие поколения политиков по всему миру — от Мартина Лютера Кинга (США) и Нельсона Манделы (ЮАР) до Аун Су Чжи (Мьянма).
Сегодня во многих городах мира есть памятники и мемориалы Махатмы. Его день рождения — 2 октября — провозглашен ООН Международным днем ненасилия.
25-й кадр Шарлиз Терон
Как жертва домашнего насилия стала символом борьбы за права женщин
Автор
Илья Арзуманов
3,329 Махатма Ганди Стоковые фото, картинки и изображения
Счастливый день независимости индии 15 августа с индийскими борцами за свободу. векторная иллюстрация дизайнPREMIUM
Мохандас махатма ганди — индийский лидер 1869-1948PREMIUM
Векторная иллюстрация ко дню Индии ганди джаянти с текстом ганди джаянти означает ганди джаянти дизайн старая бумага фонPREMIUM
Махатма Ганди вектор и цветPREMIUM
С Днем независимости 15 августа с Днем независимости ИндииPREMIUM
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливого Ганди Джаянти или 2 октября.PREMIUM
Векторная иллюстрация дизайна плаката или баннера для празднования счастливого Ганди Джаянти. 2 октября, национальный праздник Индии. ПРЕМИУМ
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливого Ганди Джаянти или 2 октября. ПРЕМИУМ
Векторная иллюстрация дизайна плаката или баннера для празднования счастливого Ганди Джаянти. 2 октября, национальный праздник в Индии.PREMIUM
Иллюстрация фона Индии с героем нации и борцом за свободу Махатмой Ганди, широко известным как Бапу на 2 октября Ганди ДжаянтиPREMIUM
Счастливый Ганди Джаянти векторная иллюстрация. covid19, концепция вируса короныPREMIUM
Ручная раскраска Махатмы Ганди, Лондон, 1931. фотография, раскрашенная вручную цветное изображение индуистского индийского юриста, который использовал ненасильственное сопротивление, ведущее кампанию за независимость Индии от Великобритании rPREMIUM
Векторная иллюстрация дизайна плаката или баннера для празднования счастливого Ганди Джаянти. 2 октября, национальный праздник в Индии.PREMIUM
Дизайн баннера шаблона мультяшного стиля Ганди Джаянти. PREMIUM
Иллюстрация индийского фона с национальным героем и борцом за свободу Махатмой Ганди для Ганди ДжаянтиPREMIUM
Иллюстрация индийского фона с национальным героем и борцом за свободу mahatma gandhi for gandhi jayantiPREMIUM
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливого gandhi jayanti или 2 октября.PREMIUM
2 октября Happy Gandhi Jayantipremium
Мохандас Махатма Ганди — Индийский лидер 1869-1948 гг. рупия для целей дизайнаPREMIUM
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливого Ганди Джаянти или 2 октября.PREMIUM
Фон Индии с героем нации и борцом за свободу Махатмой Ганди на День независимости или Ганди ДжаянтиPREMIUM
Иллюстрация фона Индии с героем нации и борцом за свободу Махатмой Ганди на Ганди ДжаянтиPREMIUM
Векторная иллюстрация рисованной Махатма Ганди Джаянти индийский борец за свободуPREMIUM
Индия фон с национальным героем и борцом за свободу Махатма Ганди для Ганди ДжаянтиPREMIUM
Махатма Ганди портрет из индийских денегPREMIUM
Однострочный рисунок Махатмы ГандиPREMIUM
Иллюстрация фона Индии с национальным героем и борцом за свободу Махатмой Ганди для Ганди ДжаянтиPREMIUM
Фон Индии с национальным героем и борцом за свободу Махатмой Ганди ко Дню независимости или Ганди ДжаянтиPREMIUM
Mohan или Махатма Ганди простая векторная иллюстрация. абстрактный дизайнPREMIUM
Happy gandhi jayanti.PREMIUM
Иллюстрация индийского фона с национальным героем и борцом за свободу Махатмой Ганди для Ганди jayantiPREMIUM
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливого Ганди Джаянти или 2 октября. ПРЕМИУМ
Махатма Ганди Джаянти — 2 октября 2021 года с креативным дизайном векторной иллюстрации, день рождения Мохандас Карам Чандра Ганди. ПРЕМИУМ
Крупный план индийских рупий. Банкноты 500 рупий на заднем плане. ПРЕМИУМ
Иллюстрация фона Индии с героем нации и борцом за свободу Махатмой Ганди для Ганди Джаянти. ПРЕМИУМ
Коллекция индийских банкнот.0003
Фон Индии с национальным героем и борцом за свободу Махатмой Ганди на День независимости или Ганди ДжаянтиPREMIUM
Иллюстрация трехцветного фона Индии с национальным героем и борцом за свободу, таким как Махатма Ганди, Бхагат Сингх, Субхаш Чандра Бозе на День независимостиPREMIUM
Индия фон с нацией герой и борец за свободу махатма ганди на день независимости или ганди джаянтиPREMIUM
Иллюстрация трехцветного фона индии с национальным героем и борцом за свободу, таким как махатма ганди, бхагат сингх, субхаш чандра бозе на день независимостиPREMIUM
Счастливый Ганди Джаянти. PREMIUM
Иллюстрация элементов фона Ганди ДжаянтиPREMIUM
Крупным планом вид новых банкнот 2000 индийских рупий на фоне банкнот 500 рупий. национальный герой и борец за свободу махатма ганди на день независимости или ганди джаянтиPREMIUM
Амстердам, нидерланды — 05 сентября 2017 г.: махатма ганди музей восковых фигур мадам тюссо в амстердамеPREMIUM
Трехцветный фон Индии с национальным героем и борцом за свободу на День независимостиPREMIUM
Иллюстрация элементов фона Ганди ДжаянтиPREMIUM
Иллюстрация трехцветного фона Индии с национальным героем и борцом за свободу Махатмой Ганди на День независимости или Ганди ДжаянтиPREMIUM
Ручной рисунок Махатма Ганди эскиз для фона Ганди ДжаянтиPREMIUM
Иллюстрация элементов фона Ганди ДжаянтиPREMIUM
Иллюстрация элементов фона Ганди ДжаянтиPREMIUM
Махатма Ганди, портрет из индийских денегPREMIUM
Трехцветный фон Индии с национальным героем и борцом за свободу за день независимостиPREMIUM
Иллюстрация счастливого Ганди Джаянти, 2 октября со старыми элементамиPREMIUM
Амстердам, Нидерланды — 05 сентября 2017 г . Музей восковых фигур Тюссо в АмстердамеPREMIUM
Иллюстрация индийского фона для празднования дня рождения 2 октября Ганди Джаянти Махатмы ГандиPREMIUM
Иллюстрация Ганди Джаянти, индийского активиста, который был лидером движения за независимость Индии против британского правления. PREMIUM
Иллюстрация фона Индии для празднования дня рождения Махатмы Ганди 2 октября Ганди ДжаянтиPREMIUM
Иллюстрация фона Индии с национальным героем и свободой боец махатма ганди для ганди джаянтиPREMIUM
Иллюстрация элементов фона ганди джаянтиPREMIUM
Плакат с ходьбой махатмы ганди, 2 октября дизайн иллюстрации ганди джаянтиPREMIUM
Иллюстрация трехцветного фона Индии с героем нации и борцом за свободу, таким как Махатма Ганди, Бхагат Сингх, Субхаш Чандра Босе, ко Дню независимостиPREMIUM
Трехцветный фон Индии с героем нации и борцом за свободу ко Дню независимостиPREMIUM
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливый ганди джаянти или 2 октября. PREMIUM
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливого ганди джаянти или 2 октября.PREMIUM
Будь тем изменением, которое ты хочешь видеть в мире. вдохновляющие мотивирующие цитаты махатмы ганди.PREMIUM
Иллюстрация трехцветного фона индии с героем нации и борцом за свободу махатмой ганди на день независимости или ганди джаянтиPREMIUM
Мохандас махатма ганди — индийский лидер 1869-1948PREMIUM
Векторная иллюстрация дизайна плаката или баннера празднование счастливого ганди джаянти. 2 октября, национальный праздник в Индии. PREMIUM
Иллюстрация фона Индии с национальным героем и борцом за свободу Махатмой Ганди для Ганди ДжаянтиPREMIUM
Векторная иллюстрация для счастливого Ганди Джаянти-2октябряPREMIUM
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливого Ганди Джаянти или 2 октября.PREMIUM
Векторная иллюстрация фона или плаката для счастливого Ганди Джаянти или 2 октября.PREMIUM
Иллюстрация фон индии с национальным героем и борцом за свободу махатмой ганди на день независимости или ганди джаянтиPREMIUM
Ганди джаянти — это событие, отмечаемое в индии в ознаменование годовщины со дня рождения махатмы ганди, векторный дизайн с индийским флагомPREMIUM
Индия фон для празднования дня рождения 2 октября Ганди Джаянти Махатмы ГандиPREMIUM
Махатма Ганди Джаянти — 2021. 2 октября с векторной иллюстрацией креативного дизайна, день рождения Мохандас Карам Чандра Ганди. или 2 октября.ПРЕМИУМ
Иллюстрация индийского фона для 2 октября Ганди Джаянти празднование дня рождения Махатмы ГандиPREMIUM
Ганди Джаянти фон векторная иллюстрацияПРЕМИУМ
Gandhi jayanti — это событие, отмечаемое в Индии в ознаменование годовщины рождения Махатмы Ганди, векторный дизайн черной доски backgroundPREMIUM
Крупный план совершенно новых индийских банкнот 2000 рупий и смартфона. Банкноты номиналом 500 рупий в фоновом режиме. PREMIUM
Иллюстрация трехцветного фона Индии с героем нации и борцом за свободу, таким как Махатма Ганди, Бхагат Сингх, Субхаш Чандра Бос на День независимости. бапу на 2 октября Ганди ДжаянтиПРЕМИУМ
Ганди Джаянти — это событие, отмечаемое в Индии в честь годовщины рождения Махатмы Ганди. он отмечается ежегодно 2 октября и является одним из трех национальных праздников Индии. PREMIUM
Иллюстрация трехцветного фона Индии с национальным героем и борцом за свободу Махатмой Ганди на День независимости или Ганди Джаянти. ПРЕМИУМ
Иллюстрация трехцветного индийского фона с героем нации и борцом за свободу, таким как Махатма Ганди, Бхагат Сингх, Субхаш Чандра Бозе на День независимости. ПРЕМИУМ
Иллюстрация индийского фона с героем нации и борцом за свободу махатмой ганди, широко известным как бапу, для 2 октября ганди джаянтиPREMIUM
Однострочный рисунок махатмы гандиPREMIUM
Мохандас махатма ганди — индийский лидер 1869-1942 ганди гандхи