Фото московское метро – Ой!

ФотоТелеграф » Самые красивые станции Московского метрополитена

В мире можно насчитать много красивых станций метро, но безусловно московские станции займут в этом списке достойное место. А в целом, Московский метрополитен является одним из самых красивейших.

Корреспондент ФотоТелеграфа пробежался с фотокамерой по наиболее впечатляющим станциям. Конечно, охватить удалось не все, поэтому пишите в комментариях, какие станции московского метро вы также считаете красивыми, и мы обязательно сделаем продолжение этой публикации. (30 фотографий)

1. “Киевская” (Арбатско-Покровская линия). Открыта в 1953 году. несмотря на то, что находится на кольце, станция была конечной на протяжении 50 лет, до 2003 года. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

2. Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Украшена большим количеством живописных полотен. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

3. На своде над пилонами в лепных медальонах размещены фрески, изображающих трудящихся Советской Украины («Архитекторы», «Физкультурники», «Энергетики», «Строители», «Овощеводы» и проч.) (Вячеслав Лопатин / ФТ)

4. Фреска “Танец”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

5. “Новослободская“. Станция открыта в 1952 году. Название — по одноимённой улице. Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

6. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди (архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном), а на остальных – геометрические узоры и пятиконечные звёзды. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

7. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

8. “Белорусская” (кольцевая). Станция открыта в 1952 году. Названа по Белорусскому вокзалу, близ которого расположена. Кстати, в первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

9. Панно с символикой СССР на потолке станции “Белорусская”. Всего же здесь 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

10. “Комсомольская” (кольцевая). Открыта в 1952 году. Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Архитектурно станция «Комсомольская» – апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

11. Учитывая местоположение – у трех вокзалов – станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

12. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. На двух были изображения Сталина, которые потом заменили изображением Ленина. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

13. Ленин и герб Советского Союза в конце зала станции “Комсомольская”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

14. “Проспект Мира” (кольцевая). Открыта в 1952 г. До 1966 года называлась “Ботанический сад”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

15. “Площадь Революции”. Открыта в 1938 году. Станция является работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по одноимённой площади. Главный элемент оформления – 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

16. В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации они пострадали, от них остались лишь разрозненные части. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить. Они расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 г. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

17. Знаменитая статуя пограничника с собакой, которой изначально терли нос московские студенты на удачу перед экзаменом. Теперь, наверное, трут все. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

18. Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях». (Вячеслав Лопатин / ФТ)

19. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

20. “Аэропорт”. Открыта в 1938 году. Названа по бывшему Центральному московскому аэродрому, находившемуся поблизости, на Ходынском поле. Линии на потолке символизируют стропы парашюта. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

21. “Киевская” (кольцевая). Открыта в 1954 году. Названа по находящемуся рядом вокзалу. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

22. В зале мы видим 18 пилонов, которые украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

23. Станция была последней и самой «богатой» на изображения Сталина. Остался только Ленин. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

24. “Краснопресненская”. Станция открыта в 1954 году. Название по улице Красная Пресня. Тема художественного оформления — революционное движение 1905 и 1917 годов в Российской империи. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

25. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

26. “Маяковская”. Открыта в 1938 году. Своё название станция получила в честь советского поэта Владимира Маяковского. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

27. Свод станции украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

28. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, приехавший на «Маяковскую» на поезде со стороны станции «Белорусская». (Вячеслав Лопатин / ФТ)

29. Украшением станции являются размещённые в потолочных нишах мозаичные панно из смальты на тему «Сутки советского неба». Плохо то, что, чтобы их увидеть, надо задирать голову. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

30. “Выставочная”. Не красивая станция, но необычная. Зал над платформой украшен галереей фотографий на тему истории метростроя. Открыта в 2005 году. Названа по расположенному рядом Экспоцентру. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

fototelegraf.ru

Москва | Прогулки по метро

Московский метрополитен — первый в России и СССР, был открыт 15 мая 1935 года. Начало было скромным по сравнению с более поздними результатами: всего 13 станций простого архитектурного оформления на одной линии с развилкой. Но в скором времени масштабы московского метростроения выросли многократно (строительство не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны), а архитектурному оформлению стало уделяться намного больше внимания.

По состоянию на 2015-й год Московский метрополитен — это гигантская транспортная система, имеющая около 200 станций на 12 линиях (более 300 километров), соединённых в 30 пересадочных узлах. Ведутся одновременные работы по продлению многих линий в различных направлениях, а также проектированию и строительству нескольких новых линий. Новые станции в Московском метро открываются в среднем по три в год, а в ближайшие годы, по официальной информации, количество ежегодно открываемых станций будет существенно увеличено.

Московский метрополитен — первый в Европе и второй в мире по суммарному пассажиропотоку. Также он считается одним из самых красивых метрополитенов мира. 44 станции объявлены объектами культурного наследия, многие станции имеют богатую отделку, выполненную из ценных материалов.

В московском метро есть станции всевозможных конструкционных типов: односводчатые, колонные и пилонные, глубокого и мелкого заложения, наземные крытые и открытые, и даже эстакадные. Архитектурное оформление станций очень разнообразно, представлено много архитектурных стилей различных исторических эпох. Есть и уникальные станции, построенные по экспериментальным проектам 1930-х, и станции-дворцы сталинской эпохи с роскошной отделкой, построенные в 1940–50-е годы, и типовые станции 1960–70-х, проектировавшиеся во время хрущёвской эпохи борьбы с излишествами в проектировании и строительстве, и более разнообразные по оформлению станции поздних советских времён, и многочисленные новые станции, оформленные с использованием современных инновационных материалов. Рассказывать словами про это разнообразие — пустая трата времени, поэтому предлагаем сразу перейти к просмотру без лишних банальных слов.

www.metrowalks.com

Московское метро: фото самых красивых станций

«ЭЛЕКТРОЗАВОДСКАЯ»

По указу правительства станцию, названную в честь Московского электролампового завода, нужно было превратить в канонический античный храм. Дело поручили выпускникам Императорской академии художеств Владимиру Щуко и Владимиру Гельфрейху. Так пол «Электрозаводской» стал напоминать плитку из дворца Миноса, но вместо греческих статуй на станции появились бюсты Михаила Ломоносова с пером и бумагой, Бенджамина Франклина с громоотводом, Александра Попова с грозоотметчиком и других ученых.

«Фонвизинская»

Какая связь у станции, построенной в московской промзоне, с драматургом Денисом Фонвизиным – было непонятно даже ­архитектору проекта Николаю Шумакову, построившему здесь тоннель со световыми витражами. Через два года литературная справедливость взяла верх, и витражи заменили четырехмерными изображениями-сценками из «Недоросля», где одного из ­персонажей комедии играет сам архитектор.

«КИЕВСКАЯ»

В 1953 году Никита Хрущев стал пер­вым сек­ретарем ЦК КПСС и сразу принялся строить станцию на Кольцевой линии, посвященную родной Украине (две уже существовавшие «Киевские» его не устраивали). Богато расписанные фрески посвятили 300-летию воссо­единения двух стран. Закончив строительство, Хрущев объяви­л «вой­ну архитектурным излишествам» и на много лет уберег станцию от конкурентов.

«РАССКАЗОВКА»

Станция-библиотека названа так в честь соседней деревни. Стены вдоль путей «Рассказовки» украшены корешками книг, а колонн­ы имитируют шкафы-картотеки: на каждом ящике указано имя писате­ля, его произведение и QR-код. Отсканировав последний, можно скачать книгу на смартфон и взять с собой в самолет. Аэропор­т Внуково, кстати, находится неподалеку.

«ГОВОРОВО»

На станции «Свиблово» Тимур Бекмамбетов снимал «Ночной дозор». На «Новослободской» разворачивается действие фильма «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. А новая станция «Говорово» вполне подошла бы для съемок «Матрицы»: подсвеченные изнутри колонны в центре зала создают  эффект метеоритного дожд­я, а по потолку тянутся лампы в виде лабиринто­в.

«МАЯКОВСКАЯ»

Архитектор Алексей Душкин, проектировавший станцию, писал о ней так: «Мы ведем работу над лайнером на стальной основе». По слухам, ленты из стали в арочных пролетах не что иное, как переплавленный дирижабль, выполненный по проекту Циолковского. Считается, что металлические вставки должны были проводить на станцию звук классической музыки из Концертного зала имени П. И. Чайковского, построенного прямо над ней.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ»

К работе над станцией архитектора Алексея Щусева побудила фраза Иосифа Сталина «Слава победоносному русскому оружию!», произнесенная на военном параде 1941 года. Привлеченный к оформлению художник Павел Корин создал мозаики из смальты с изображениями Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Еще две мозаики, на которых присутствовал Сталин, пришлось переделывать после доклада о культе личности. Так панно «Парад 1941 года» превратилось в «Выступление В. И. Ленина на Красной площади», а «Парад Победы 1945 года» заменили на «Родину-мать».

«НОВОПЕРЕДЕЛКИНО»

В 2014 году за проект латвийского архитектурного бюро United Riga Architects проголосовали триста тысяч москвичей. По ­задумке ­авторов дизайн станции олицетворяет русский народный стиль в эпоху хай-тека. Алюминиевые конструкции в подземке напоминают московские боярские палаты, а в вестибюле – убранство Теремного дворца Кремля. Резьба в металлических световых панелях выполнена в виде стволов деревьев, ветвей берез или сосен; а по вечерам и в праздничные дни светодиоды мерцают разными цветами.

Вероятно, вам также будет интересно:

Самые крутые поезда, из которых не захочется выходить

15 народных блюд, которые стоит попробовать

8 вокзалов, на которых стоит побывать

Фото: Getty Images; LEGION-MEDIA; Александр Попов; ТАСС; Vostock Photo; Дмитрий Чистопрудов/Vostock; Дмитрий Иванов (пресс-служба московского метрополитена)

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

www.gq.ru

Московское метро в старых фотографиях и эскизах

В музее Архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка рассказывающая о московских подземных дворцах под названием «Московское метро — подземный памятник архитектуры». Посетители могут познакомиться с уникальными материалами из фондов Музея архитектуры – это фотографии разных лет и более 200 графических листов с проектами станций, как реализованными, так и конкурсными. Важным разделом экспозиции стали  фотографии и документы из архива и музея Московского метрополитена, а также материалы из Метрогипротранса – организации, занимающейся проектированием и строительством новых станций.

И.А. Фомин, Н.Н. Андриканис. Проект станции метро «Красные ворота». 1935.
Осуществлен. Перронный зал. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.


Выставка акцентирует внимание на первых четырех очередях строительства метро, запущенных с 1935 по 1954 год. Многие станции и павильоны метро возводились по итогам архитектурных конкурсов, при этом победивший проект часто претерпевал изменения в процессе доработки. Экспозиция предоставляет возможность увидеть первоначальные варианты проектов станций метро и их оформление, отличающееся от осуществленного.

Н.А. Алешина. Станция метро «Чертановская». 1983. Осуществлен. Перронный зал. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.


15 мая 1935 года в 7 часов утра для москвичей открылись двери первого в СССР метрополитена. В первой очереди было сооружено тринадцать станций. Проезд стоил 50 копеек, а поезда стояли на каждой станции 30 секунд.

Станция метро «Дворец Советов» («ныне «Кропоткинская»). Подземный вестибюль. Вид из аванзала на перронный зал.
Фотография, 1935. Современная печать.


Фотографии представленные на выставке также помогают увидеть как выглядело метро в те далекие годы, ведь с течением времени изменились названия, в угоду политическим ветрам изменялось декоративное украшение станций. Вот интересно, а возможно вернуть пальмы в метро или совсем никак?

Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина и наземный вестибюль станции метро «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад»). Общий вид с Моховой улицы. Фотография, 1939 г. Современная печать.


Решение о создании метро было приянто на пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года. В ноябре того же года на Русаковской улице был заложенпервый опытный участок шахты, которую поначалу разарабатывали лопатами и мотыгами. На этом участке важно было на практике проверить, возможно ли возведение метро в Москве закрытым, «парижским» способом.

Арбатский рынок и наземный павильон станции метро «Арбатская» Филевской линии. Общий вид с площади Арбатских ворот.
Фотографии, конец 1930-х. Современная печать.


Постановление СНК СССР, принятым в мае 1932 года, предписывалось безотлагательно начинать строительство участка от Сокольников до площади Свердлова (Театральной) закрытым способом с закладкой на большую глубину. В марте 1934 года был объявлен конкурс на создание станций первой очереди, к котрому был привлечен широкий круг архитекторов. 25 марта 1934 года в Белом зале Моссовета были представлены все конкурсные предложения. Первая премия не была присуждена, вторую разделили архитекторы И.А. Фомин («Красные ворота») и Н.Я. Колли («Чистые пруды»).

С.М. Кравец. Проект станции метро «дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). 1934. Осуществлен. Наземный павильон. Перспектива.
Калька, карандаш, акварель, аппликация.


Глубина заложения определяла тип конструкции станции — колонный или пилонный. Восемь из девяти станций первой очереди были мелкого заложения – колонные, кроме односводчатой «Библиотеки имени Ленина». Четыре станции глубокого заложения проектировались как пилонные трехсводчатые.

А.Н. Душин, Я.Г. Лихтенберг. Проект станции метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), 1934. Наземный павильон. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель.


Также выставочное пространство знакомит своих гостей с интерсеными фактами «из жизни» уже привычных станций. Например, для разделения пассажиропотока на станции «Сокольники» используются «палладианские» лестницы. Надеюсь, все успели посетить выставку «Палладио в России»?
Во время Великой Отечественной войны в центральном подземном зале станции был оборудован командный оперативный пункт Народного комиссариата путей сообщения. В 1962 году на станции «Красные ворота» был установлен первый в истории советского метро турникет.

И.А. Фомин, Н.Н. Андриканис. Проект станции метро «Красные ворота». 1935. Перронный зал. Перспектива.
Бумага, карандаш, акварель, белила.


И.А. Фомин, Н.Н. Андриканис. Проект станции метро «Красные ворота». 1935. Наземный павильон. Интерьер нижнего вестибюля.
Бумага, карандаш, акварель, белила.


В годы войны на станции «Чистые пруды» работал аппарат Генерального штаба РККА, станция была закрыта для пассажиров с июня 1941 по апрель 1945 года. В 1930-е годы, при строительстве станции, опасные грунты не позволили осуществить проект центрального подземного зала, поэтому до реконструкции 1971 года имела два коротких аванзала.

А.И. Гонцкевич, С. Сулин. Фрагмент. Проект станции метро «Улица Коминтерна» («ныне «Александровский сад»). 1934. Перронный зал. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила.


Проектирование второй очереди Московского метрополитена началось еще во время сооружения первой. Открытие станций второй очереди состоялось в три этапа в течении полутора лет. 20 марта 1937 года открылось движение на перегоне «Смоленская» — «Киевская», первом открытом участке Московского метрополитена. Здесь же был построен первый в СССР метромост.

И.Г. Таранов, Н.А. Быкова. Проект станции метро «Сокольники». 1934. Подземный вестибюль. Интерьер кассового зала.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила.


А.Н. Душкин, В.С. Белявский, Н.С. Князев. Фрагмент. Большого академического кинотеатра на площади Свердлова, 1936.
Перспектива с наземным вестибюлем метро «Площадь революции». Бумага, карандаш, тушь, акварель.


Фотография с проекта И.Г. Таранова, Н.А. Быковой здания. Центральной электроподстанции Московского метрополитена. 1934.
Перспектива. Современная печать. Архив А.И. Таранова.


Фотография с проекта И.Г. Таранова, Н.А. Быковой Дома управления метрополитена в Москве. 1940. Фасад на Новокузнецкую площадь.
Эскиз. Современная печать. Архив А.И. Таранова.


А.Г. Сотников. Изразцовая вентиляционная решетка для станции метро» Таганская Кольцевой линии.
1948-1949. Модель. Майолика, эмаль.


Строительство третьей очереди Московского метрополитена началось в 1939 годы и выпало на тяжелейшие годы Великой Отечесвтенной войны. В июне 1941 года строиельство было приостановлено, к этому моменту были построены все тоннели. Возобновили сторительство в 1942 году. К новому 1943 году в Москве открылась новая линия метро. В годы войны строительство метро переходит под контроль Государственного Комитета Обороны СССР.

В.Г. Гельфрейх, И.Е. Рожин. Проект станции метро «Новокузнецкая». 1943. Платформенный зал. Перспектива.
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, белила.


Война внесла значительные коррективы в образы станций, утвержденные в 1938 году. Станции получили новое архитектурное и декоративное решение, обусловленное темой народных подвигов и предвосхищение побед над врагом. На станции «Новокузнецкой» на торцевой стене «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» художника Б.В. Покровского, на фоне башен Московского Кремля и танков среди строителей метро – слева и защитников отечества – справа – запечатлены авторы станции И.Г. Таранов и Н.А. Быков. В 1970 годы перронный зал был удлинен, в его южном торце был устроен переход на станцию «Третьяковская», и панно перенесли на лестничную площадку.

В.А. Андреев. Скульптура «Десантник» для перронного зала станции метро «Бауманская». 1940-1944. Модель, тонировка.


В.А. Артамонов. Фрагмент. Проект станции метро «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская». 1939.
Перронный зал. Перспектива. Бумага, карандаш, акварель.


В. Савостьянов и Л.А. Великжанин. Станция «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Южный наземный павильон.
Общий вид. Фотография, 1947. Современная печать.


Фотография с проекта Л.Н. Воронкова станции метро «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская»). Конец 1930-х.
Перронный зал. Перспектива. Современная печать.


Фотография с проекта И.Г. Таранова двухъярусной станции метро «Киевская». 1947. Макет. Общий вид.
Современная печать. Архив А.И. Таранова.


Жаль, что в нашем метрополитене не появилась такая двухъярусная станция.

В.А. Веснин, А.А. Веснин, С.В. Лященко. Проект станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Конец 1940-х.
Наземный вестибюль. Интерьер аванзала. Бумага, карандаш, акварель, белила.


Сразу после окончания войны, согласно первоначальному плану развития метрополитена, началось строительство четвертой очереди. Станции четвертой очереди имеют подчёркнуто парадный характер отражающий победу Советского государства в Великой Отечественной войне.

А.А. Сорокин. Станция метро «Новослободская» Кольцевой линии. Перронный зал. Смальтовое панно «Мир во всем мире» на торцевой стене. Фотография, 1952. Современная печать.


Обойти вниманием, наверное, самую роскошную станцию Московского метрополитена, просто невозможно. Фотографии, эскизы Павла Корина, проекты Щусева рассказывают о нам о станции «Комсомольская» Кольцевой линии.

А.В. Щусев, В.С. Варанин. Фрагмент. Проект станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. 1949.
Панорама Комсомольской площади с Ленинградским и Ярославским вокзалами и наземным павильоном метро.
Фасады, планы. Бумага, карандаш, тушь, акварель.


П.Д. Корин. Декоративное панно «Дмитрий Донской перед Куликовской битвой», 1950.
Эскиз композиции плафона перронного зала станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии.
Картон, тушь, гуашь, белила, масло, золотой порошок, фольга.


Изготовление мозаичного панно «Дмитрий Донской перед Куликовской битвой» для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Фотография, 1951. Современная печать. Архив М.В. Евстратовой.


Ф.А. Новиков. Станция метро «Краснопресненская» Кольцевой линии. Перронный зал. Торцевая стена с памятником В.И. Ленину и И.В. Сталину. Фотография, 1949. Современная печать.


И.Г. Петухова, В.П. Качуринец, Н.И. Шумаков. Проект станции метро «Тульская». 1983. Перронный зал. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила, апликация.


Приходите на выставку, чтобы еще больше узнать о метро, которое мы видим каждый день, но так редко любуемся его декором. Выставка дает нам возможность увидеть каким оно могло бы быть, какие замыслы были у архитекторов и как они воплотлись в жизнь. Нам после выставки очень захотелось прогуляться по этим дворцам Страны Советов и с новыми знаниями спуститься в подземный город. Экспозиция без сомнения будет очень интересна нашим друзьям москвоведам и всем любителям архитектуры нашего города.

К открытию выставки Московский метрополитен выпустил билет который будет действителен до конца работы экспозиции. Ищите в кассах метро.

Выставка продлится до 17 июля 2016 года.

Адрес: ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда).
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад», «Боровицка

visualhistory.livejournal.com

«Самые красивые станции московского метро: настоящие и будущие»

Московское метро без преувеличения самое красивое в мире. 44 из почти 190 станций подземки признаны объектами культурного наследия, то есть историческими памятниками. Вспомним же, с чего этот триумф начинался, а еще посмотрим, каким метро будет в недалеком будущем, в 2020 году.

 

В разное время такие станции как «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота» были удостоены международных премий и вошли в учебники мировой архитектуры как образцы совершенства формы и содержания. Кстати, первая линия метро «Сокольники» — «Парк культуры» открылась еще в 1935 году. Вот одна из немногих фотографий тех лет, москвичи едут на работу:

Но первыми, конечно, подземку опробовали счастливые строители. Кстати, профессия метростроевца в те времена стала одной из самых престижных.

Самой красивой станцией считают «Маяковскую». Еще в 1939 году, через год после ее ввода, проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. И это в суровые сталинские времена!

Во время войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года здесь прошло заседание Московского Совета депутатов. На нем выступил сам Сталин. На станцию он приехал на поезде со стороны «Белорусской». А вот уже послевоенная фотографии станции, 1947 год:

В один год с «Маяковской» открылась станция «Площадь революции». По замыслу авторов, в зале размещены скульптуры, изображавшие людей и животных «нового мира»: матросов, солдат, шахтеров, студентов, пограничника с собакой и других.

В 41-м в скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию и возвращены после окончания войны. Многие из них пострадали при перевозке, но были полностью восстановлены.

Станция «Новокузнецкая» открыта в разгар войны, в 43-м году. Потолок зала украшает шесть панно ленинградского художника Владимира Фролова. Изготавливал он их, умирая от голода в осажденном городе. Это были последние его работы. Панно вывезли из блокадного города по Дороге жизни. Примечательно, что мраморные скамейки станции были вынесены из храма Христа Спасителя перед его разрушением.

Вся помпезность сталинского ампира выразилась в архитектуре «Комсомольской». Тема оформления здесь — борьба русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага.

Вот панорамное фото станции, сделанное одним умельцем из ЖЖ.

Особенность станции «Театральная» — скульптурные вставки из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигуры изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Почему-то из 11 существовавших в 1938 году советских республик здесь представлено только семь.

При проектировании станции «Новослободская» авторы хотели сделать что-то сказочное. И это у них получилось. Москвичи окрестили станцию «подземной сказкой» и «каменным цветком».

Панорамное фото от уже знакомого умельца:

Станция «Таганская», доля арестантская, пела группа «Любэ». Зал украшен фигурами, изображающими советских бойцов. Кстати, во время строительства чуть не снесли мешавшую церковь Николая Чудотворца. Однако благодаря инженерам-умельцам ее удалось сохранить.

Вот советское фото 50-х:

«Киевская» на кольце логично посвящена Украине. 18 пилонов станции украшены мозаичными панно на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов. На торце зала – большое панно с Лениным и строчками советского гимна. Кстати, один из выходов со станции в 2006 году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена.

«Проспект мира» отличается от других станций тем, что выход в город здесь осуществляется через наземный вестибюль, встроенный в жилое здание. Зал вестибюля декорирован смальтовым панно «Матери мира».

«ВДНХ» — одна из самых глубоких станций московского метро. Глубина — 53,5 метров, это больше чем высота двенадцатиэтажного дома. Минимализм оформления зала станции разбавляют круглые литые решетки на вентиляционных отверстиях и люстры с хрустальными светильниками.

Станция «Выставочная» была открыта совсем недавно, в 2005 году. И изначально называлась «Деловой центр». Но потом была переименована из-за близкого расположения к «Экспоцентру». Оформление здесь выполнено в популярном сегодня стиле хай-тек, с использованием стекла и стали. На втором «этаже» станции — фотогалерея.

А вот одна из самых последних станций – «Новокосино». Открыта прошлым летом. Здесь за основу оформления был взят минимализм и модная нынче серо-черно-белая гамма. Это одна из первых станций из глобального плана Сергея Собянина по развитию метро до 2020 года.

Всего к 2020 году, по задумке Собянина, будет построено 79 новых станций. Протяженность метро увеличится на 160 км всего за семь лет. Доехать до далекого Новопеределкино или Ховрино из центра можно будет за 30-40 минут. 90% москвичей получат подземку в шаговой доступности. Проекты оформления некоторых станций уже можно оценить сейчас. В них минимализм сменяют яркие тона, а простые архитектурные формы – геометрически сложные решения. Время идет, а метро хорошеет. Вот некоторые из эскизов.

«Улица 800-летия Москвы»

«Спартак»

«Селигерская»

«Раменки»

«Ломоносовский проспект»

«Косино-Ухтомская»

«Жулебино»

sdelanounas.ru

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Большой и очень интересный репортаж о строительстве первой очереди Московского метрополитена.
Далее весь текст авторский:
Несколько лет назад ко мне в руки попала пачка старых фотографий из редакции газеты «Метростроевец».
Они были отсканированы и надолго похоронены на жестком диске. Теперь я вам их покажу. Десяток фотографий было подписано
с обратной стороны. Ещё на некоторых можно угадать, какой объект на них изображен или чем заняты метростроевцы.
А на некоторых невозможно определить, где низ, а где верх. Но к каждой я постараюсь дать хоть какой-нибудь комментарий.
Затопленный ствол. Могу предположить, что это шахта №20 (— Товарищи… Двадцатую шахту затопило… Энергии нет, насосы не работают. Вода стремительно прибывала. 20-я проходилась забивным металлическим шпунтом, и вода шла по нему с большой быстротой и силой.), но по факту мы видим затопленный ствол с уходящей вниз лестницей.


Кессонные аппараты. На заднем плане здание с табличкой: «Парикмахерская №3. *-* треста сокольнического района».

Там же. На переднем плане можно угадать воротник шахты.

Ну да, это шахта. Рабочие возятся с кессонным аппаратом.

Судя по пару и металлическому шпунту, это копер для его забивания.


Окаменелость.

Какие-то работы в стволе. По нынешним меркам ТБ, конечно, аховая — у рабочих отсутствовали даже каски. Но для тех времен это
считалось вполне приемлемо.

Кажется, опять забивание шпунта. Напомню, что технологий проходки стволов существовало тогда очень много.
В том числе, и забивание шпунтом по контуру, и выемка грунта.

Вагонетка в клети наверху копра. На улице, судя по сосулькам, холодно.


В забое штольни.

Штольня.

Судя по кружалам на переднем плане, это подготовка калотты к бетонированию.

Деталь кессона.



Старый фотошоп. Видимо, монтаж для верстки.

Из фото вырезали нужное, накладывали на белую бумагу и переснимали снова.

Кессонные аппараты, установленные в шахте.

Ещё одна окаменелость.

В стволе. Слева — большой резервуар (скорее всего, для сжатого воздуха), справа — какой-то насос. Может быть, водоотлив.

Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL»

Замок свода. Что самое интересное, сделан он из камня, а не из монолитного бетона.

Домкрат с бревном.

Вынутая порода?

Непонятно, где тут верх, и для чего предназначена эта конструкция. Какие-то забитые клинья в металлические трубки.

Кажется, что это уже раскрытая калотта, но ещё не забетонированная.

Радиатор?

Шахта на улице.

Водопонижение?

Какие-то радиаторы.

Ствол шахты. Обратите внимание на трещину в бетоне, отмеченную стрелками.

Судя по всему, это бетонирование перемычки в стволе между зонами высокого и обычного давления. Наверх торчит труба кессона.
Сам аппарат, где происходит компрессия и декомпрессия, будет находиться сверху. Помните те большие бочки с фото №4?

Расстрелы повело. Вернее, их сдавливает горным давлением.

За расстрелом стоит человек. Обратите внимание на масштаб.

Руддвор шахты и выдача породы в байде наверх?





Кажется, сориентировал правильно.






Установка радиатора.

Доводка кувалдометром.

Радиатор почти собрали. Не знаю, для чего он. Может, система заморозки на шахте №18 или часть любой компрессорной станции?

Надпись на обороте говорит, что на фотографии запечатлен монтаж какого-то кольца 18-й шахты. Скорее всего, имеются в
виду два кольцевых контура для заморозки. Кстати, посмотрите на лестницу вниз: никакой страховки и колец за спиной.

Оборот: Шахта 20. Сборка металлического шпунта в забое шахты.

Оборот: Замок свода.

Оборот: Шахта 18. Сегменты ножа.

Оборот: Образцы вынутой породы.

Подпись на обороте нечитаема, но понятно, что это лебедка клетьевого подъема. Кстати, и спустя 80 лет вагонетки считают так же,
как и тогда — палочками, втыкаемыми в доски.

Оборот: Шахта 18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты.

Оборот: Шахта №18. Распалубка форшахты.


Оборот: Шахта №18. Горизонтальное бурение.

Оборот: ш. 23. Установка арматуры ж. б. оболочку кромки **** шахты. Снято 29 IV 33 г.

Оборот: Шахта 18. Грейфер в раскрытом виде.

Эта фотография оказалась в той же пачке, но на ней точно изображено строительство второй или более поздней очереди, т.к. перегонных тоннелей из чугунных тюбингов на первой очереди нет.

fishki.net

Прогулка по Московскому метро « FotoRelax

Московское метро работает уже более 80 лет, имеет более 200 станций и ежедневно перевозит до 9 миллионов пассажиров. Большая часть станций была построена в советские времена.

 

Прогуляемся по Московскому метро.

 

1. Логотипом Московского метрополитена является большая буква М русского алфавита красного цвета с засечками у основания. С 1979 года до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе. В 2014 году было принято решение создать единообразный логотип в контексте ребрендинга всего московского транспорта. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

2. Станция метро  «Фонви́зинская». Занимает второе место по глубине заложения (65 метров) после станции «Парк Победы». (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

3. Московское метро — пятое в мире по интенсивности использования после метрополитенов Пекина, Токио, Сеула и Шанхая. (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

4. Многие станции московского метро являются памятниками архитектуры. Это станция «Комсомольская» на Кольцевой линии.  Открыта 30 января 1952 года. Является одной из самых загруженных станций метро в Москве. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

 

5. Без Владимира Ленина — никуда. Особенно на станции «Площадь Ильича». Название дано по расположенной на поверхности площади Ильича (сегодня — площадь Рогожская Застава). Станция «Площадь Ильича» — одна из самых интересных в палеонтологическом плане станций метро. Колонны на ней отделаны красным мрамором (мраморовидным известняком), в котором очень часто встречаются окаменелости. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

6. Станция «Менделеевская». Глубина заложения — 48,5 м. В подуличном переходе станции 17 февраля 2007 года установлен памятник бездомным собакам — бронзовая фигура пса-дворняги на невысоком постаменте, созданная по инициативе группы народных артистов России и выполненная Александром Цигалем, появилась после нашумевшего случая, когда бездомный пёс по кличке «Мальчик», долгое время живший при этой станции, был убит в 2001 году. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

Московское метро состоит из 13 линий (2 из которых впоследствии соединятся в одну) общей протяжённостью 346.6 км в двухпутном исчислении. В Московском метрополитене 206 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия.

 

7. Станция метро «Щукинская». В отделке стен подземных вестибюлей использован розовый мрамор. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

8. За 3 года по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 53 станции, а протяжённость линий должна возрасти более чем на 160 км. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло. Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы, 13 станций и 12 составов.

 

9. Станция «Отрадное». Открыта 1 марта 1991 года. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалётов в метро родилось 217 детей.

 

10. Это станция «Парк Культуры». А самая глубокая станция метро в Москве — «Парк Победы», которая находится на Арбатско-Покровской линии метрополитена. Глубина ее заложения соответствует 84 метрам. (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

11. «Киевская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Открыта 14 марта 1954 года. 18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов. Конкретно здесь: провозглашение Советской власти В. И. Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года. (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

12. Машинист поезда. По состоянию на 2017 год в Московском метрополитене используются электропоезда пяти поколений, и в настоящее время идёт деятельное обновление парка вагонов, в частности — старейшие и отслужившие свой срок списываются, менее старые проходят капитально-восстановительный ремонт, а также интенсивно закупаются новые. В последние 10 лет произведена полная замена подвижного состава на Филёвской, Арбатско-Покровской, Кольцевой, Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиях.

 

Инвентарный парк вагонов составляет 4535 шт.; эксплуатационный — 3557 шт. (в среднем столько вагонов ездят в сутки). (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

13. Станция метро «Баррикадная». Глубина заложения — 30 метров. Массивные, трапециевидные в профиле, расширяющиеся кверху пилоны отделаны розовым мрамором. Интерьер вестибюля был заменён при капитальном ремонте в 2015—2016 годах. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

14.  Станция метро «Киевская». Построена в 1954 году. Эта мозаика посвящена русско-украинской дружбе. (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

15. Мойка вагонов на станции метро «Красная Пресня». (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

16. Станция метро «Авиамоторная». Глубина — 53 метра. Оформление станции посвящено строителям авиационных двигателей. Пол выложен гранитными плитами разных оттенков серого. Свод станции украшен декоративным куполом из анодированных под золото четырёхугольных пирамид — над залом будто бы парит волшебный ковёр-самолёт. Несколько картин, соединяясь, образуют цветок, в центре которого горит лампочка словно звезда на небосводе. (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

17. Московский метрополитен как объект гражданской обороны. В тоннелях, а также на выходах со станций метро сооружаются герметичные двери (гермозатворы). Они могут выдержать воздействие взрывной волны, а также способны предотвратить затопление станций и тоннелей в случае наводнения. Но гермозатворы не обеспечивают абсолютной изоляции. На случай отключения городского электропитания предусмотрены дизельные электростанции. Их мощности достаточно для поддержания освещения и вентиляции. (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

18. Станция метро «Дубровка». Открыта 11 декабря 1999 года. Названа по одноимённой местности. Это мозаичное панно. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

 

19. «Киевская». Один из лестничных сходов в подземный переход, ведущий во второй совмещённый вестибюль (с Филёвской линией), открытый в 1970-х годах, в 2006 году был оформлен французскими архитекторами по образцу Парижского метрополитена. (Фото Grigory Dukor | Reuters):

 

20. Станция метро «Площадь Революции». Название получила по одноимённой площади (до 1918 года она носила название Воскресенская). На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья. В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Московское центральное кольцо: город стал ближе

fotorelax.ru

Фото московское метро – Ой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх