Фото температура – Свет в фотографии 3. Цветовая температура и баланс белого

Свет в фотографии 3. Цветовая температура и баланс белого

Цветовая температура света – это характеристика, определяющая цветовую тональность, присущую конкретному источнику освещения. Так, по цветовой температуре обычно различают холодный, теплый и нейтральный свет. Для измерения этой характеристики света существует специально разработанная шкала, где за единицу измерения приняты тысячи Кельвинов (К).

Сгруппируем основные источники освещения на три большие группы согласно их цветовой температуре:

1. Теплый свет, которому соответствует низкое значение цветовой температуры в Кельвинах (1500 К – 3500 К):


— лампы накаливания (60-100 Вт) – 2600-2800 К- солнечный свет в режимное время (закат или восход) – 3300-3500 К2. Нейтральный свет, которому соответствуют средние значения цветовой температуры в Кельвинах (4500-6500 К)- дневной свет в ясную погоду (4500 – 5000 К)

— дневной свет в полдень, когда на небе появились кучевые облака (5500 К)

— вспышка (5500-5600 К)

3. Холодный свет, которому соответствуют высокие значения цветовой температуры в Кельвинах (6500-20000 К)

— дневной свет в пасмурный день, высокая облачность (6500К-7500К)

— сумерки (7500К-8500К)

— ясное голубое небо зимой – 15000К

Чтобы адекватно отображать цвета на фотографии, необходимо выставить такой важный параметр съемки как баланс белого. В цифровой фотографии именно этот параметр отвечает за цветопередачу изображения.

При помощи баланса белого определяется соответствие цветовой гаммы полученного изображения (фотографии) реальной цветовой гамме объекта съемки в момент получения снимка. Установка определенного значения баланса белого – один из методов цветокоррекции цифровой фотографии.

При выставлении значения цветовой температуры (регулировке баланса белого) можно либо отдать предпочтение реалистичности цветопередачи (приоритет – соответствие цветов изображения натуральным цветам), либо субъективно подбирать баланс белого, при котором снимок выглядит максимально привлекательно. Так, первый метод выставления баланса белого обычно используется в репортажной съемке, а второй – в художественной фотографии.

Существует несколько способов выставления баланса белого для достижения нормальной цветопередачи:

1. Выставление баланса белого в настройках фотоаппарата перед началом съемки. Возможен выбор из предустановленных настроек камеры (дневной свет, вспышка, лампа накаливания и проч.) или же ручной ввод конкретного значения цветовой температуры в Кельвинах.

2. Корректировка баланса белого в графическом редакторе. При таком способе максимальной точности можно достичь только при съемке в формате RAW, т.е. при получении необработанной информации об изображении. Так, например, при корректировке баланса белого в программе Adobe Lightroom при работе с фотографиями RAW, баланс белого можно изменять без потери качества картинки и без искажения снимка.

3. Выставление баланса белого по нейтрально-серой карте. Этот способ считается наиболее точным, так как позволяет достоверно идентифицировать нейтрально-серый цвет на изображении. Метод заключается в следующем: перед съемкой рядом с главным объектом устанавливается нейтрально-серая карта и делается тестовый снимок. Затем проводится съемка, а при цветокоррекции в графическом редакторе (например, лайтруме) баланс белого выставляется по серой карте на первом снимке (ее изображение принимается за нейтрально-серый цвет, а все остальные цвета корректируются под эти настройки). Затем полученные настройки баланса белого переносятся на все снимки из серии. Обращаю внимание, что снимки должны быть сделаны в формате RAW. Также некоторые камеры позволяют перед съемкой выполнить регулировку баланса белого по серой карте прямо в настройках самого фотоаппарата.

А теперь практический совет:

Если вы снимаете в формате RAW, то можете не задумываться насчет правильности предустановленного баланса белого в вашем фотоаппарате. Его всегда можно скорректировать или изменить при обработке фотографии на компьютере. Предварительные настройки баланса белого в этом случае нужны больше для адекватного представления изображения на экране фотоаппарата в режиме предпросмотра.

Если вы снимаете в формате JPG, следите за правильностью выставленного значения баланса белого. Потому что фотографии, сжатые в формат JPG не поддаются такой глубокой обработке, как RAW-файлы. Также следите за настройками баланса белого при изменении условий освещения в течение съемочного дня. Меняйте настройки баланса белого при изменении места съемки (на улице или в помещении), при изменении характера освещения (яркий день или закатное солнце), при включении или отключении вспышки.

Оставляйте ваши комментарии внизу записи. Хороших вам снимков!

studyfoto.ru

Что такое цветовая температура простыми словами?

Поделиться статьёй:

Начинающие фотографы на первых порах пути, особенно при самостоятельном изучении тонкостей фотографии, сталкиваются с десятками взаимосвязанных сложных терминов и понятий. Как тут не запутаться в них? Если с диафрагмой и фокусировкой можно разобраться «методом проб и ошибок», то термины «баланс белого», «экспозиция» и «цветовая температура света» сложно понять путем тренировок. Все эти понятия напрямую влияют на результат и очень важны для фотографа.

Содержание статьи:

Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии? В Википедии есть сложное научное определение с графиками и схемами. Если говорить простым языком, то цветовая температура – это оттенок, который накладывает свет на все предметы вокруг себя. Освещение бывает нейтральным, холодным и теплым, с первым все понятно – он практически не влияет на цветопередачу. Большинство студийных осветителей относятся именно к этой группе. Холодный свет дает вокруг себя голубоватый оттенок, а теплый – желтоватый. В некоторых случаях такое положение вещей выглядит естественно и не требует корректировки со стороны фотографа, но в большинстве жанров температура учитывается и обязательно. К примеру, портретная съемка построена на игре оттенков и голубоватый тон кожи не всегда уместен, а предметы под теплой желтоватой лампой буду выглядеть неестественно, да и фон уже не будет кипельно-белым.

Уличный свет тоже отличается по температуре, летом и осенью он более теплый, зимой и весной – более холодный. Связано это с отражающими свойствами снега, именно он дает голубоватый оттенок. Кроме того температура освещения зависит от места съемок, времени суток, окружающей обстановке. Облака на небе повышают ее на несколько сотен пунктов, что также необходимо учитывать при подготовке к фотосъемке.

Обозначения и числовые показатели

Измеряется цветовая температура в Кельвинах, обозначается буквой «К» и сильно варьируется в зависимости от разных параметров. Самые низкие показатели у оранжевого и красного свечения, солнца на закате к примеру (до 2000К), а самые высокие у синего неба и белоснежных просторов – свыше 7000К. Разделение освещения на 3 группы происходит таким образом:

Теплый, или желтоватый, свет получает от огня, вольфрамовых ламп и солнца на закате. Он находится в пределах от 1000 до 3500К: свечка или костер дадут 1000-2000К, лампы накаливания чуть больше – около 2400-2800К, а солнечный свет в начале или в конце дня даст уже 2900-3500К, ближе к нейтральному. Естественно, это не константа, показатели будут зависеть от перечня факторов: погода, время года, облачность и прочие моменты.

Нейтральный, или белый, свет не влияет на цветопередачу и является идеальным с точки зрения фотографии. Конечно, если автором не задумано использование свойств освещения в художественных целях. Условно нейтральным считается свет в пределах 4000-6500К. Сюда можно отнести и солнечный день без облаков в летнюю пору (4000-5000К), и облачность (около 5500К), и стандартную вспышку на камере (6000-6500К). Именно нейтральный света чаще всего используется в фотографии в жанрах: портрет, натюрморт, предметный. Да и «пейзажники» стараются поймать момент, когда солнце в зените, особенно при съемках архитектуры и урбанистических панорам.

Холодный, или синеватый, цвет освещения сразу рождает в голове изображения заснеженной равнины и покрытых «шапками» елей на окраине леса. И все залито голубоватым светом. Именно так и выглядит снимок в холодном освещении. Оно имеет показатели в пределах 6500-20000К. И к холодному свету относятся: сильная облачность или пасмурная дождливая погода (6500 – 7500К), время после заката, когда небо теряет золотистый оттенок и становится синим (7500-8000К). А самым «холодным» светит ясное зимнее небо, в зависимости от места цифра может варьироваться от 9000 и до 15000К.

Для фотографа крайне важно понимать, какое освещение ему придется использовать в съемки, тогда на выходе можно будет получить вполне сносный, а иногда и удивительно удачный кадр. Для удобства все виды источников света и их температуры приведены в таблице:

Как фотографировать при теплом освещении?

Желтоватый оттенок подходить для пейзажной съемки, свадебных душевных снимков, для придания старины и величия историческим зданиям. Теплый свет добавляет в кадр мягкости и нежности, а час-полтора перед закатом называют «золотым временем» для фотографии. Блики огня от свечи или костра придают картине некую интимность, добавляют тонкую нотку чуда. Золото от такого освещения можно использовать для королевских съемок, когда наряд и интерьеры полны помпезности и величия. Теплый свет подчеркнет очертания предметов и слегка смажет детали. Поэтому такой вариант используется для создания настроения и практически не применяется в рекламной предметной съемке.

Для работы со свечами или вольфрамовыми лампами вам понадобится:

  • светосильный объектив;
  • штатив;
  • много терпения на первых порах.

Нужно отключить штатную вспышку, настроить выдержку для съемок ночью (до 1 секунды), зафиксировать камеру на штативе, включить системы стабилизации изображения и искать оптимальный ракурс, чтобы свечи освещали нужные участки снимка. Двигайте источники света до получения нужного результата – несколько свечек рядом дадут резкие тени и много бликов, слишком удаленные скроют слишком много деталей.

Баланс белого скорее всего придется выставлять вручную, автоматика сдастся или выдаст не тот эффект, который ожидается. Настраивайте камеру по белому листу перед съемкой и снимайте в Raw, это даст возможность корректировать полученный материал по данному параметру.

Для работы рано утром или на закате требования схожи: накамерная вспышка не используется, штатив не обязателен, но весьма желателен. Не становитесь напротив солнца, пусть оно будет смещено от центра снимка, тогда лучи будут скользить и создавать узоры на фотографии. Фокусировка и баланс белого тоже придется строить вручную, выдержка может быть стандартной, тогда кадр будет более живой. Если увеличить время экспозиции при сниженном ISO солнечные лучи будут отчетливо видны – это очень красиво смотрится на природе среди деревьев. Но потребует наличие штатива.

Холодное освещение и его влияние на снимок

Синеватый оттенок на фотографии вряд ли украсит модель во время фотосессии, но может дать удивительные результаты во время съемок природы, берега моря или реки, в рекламе или фотографии автомобилей. Снежные пейзажи создаются гармоничными только при холодном свете, сложно представить снежную равнину желтого или кремового оттенка. Часто голубой свет нарочито усиливают для достижения художественного эффекта, зимние съемки на улице, в жанре «Снежная королева» и другие футуристические образы отлично смотрятся в холодном освещении.

Студийная съемка подразумевает контроль баланса белого, фокусировку и настройку выдержки вручную, чтобы автоматика не скорректировала их в сторону нейтрального оттенка.

Осветители, придающие коже голубоватый оттенок, чаще всего LED-происхождения, их стоимость достаточно высока, а работать с ними правильно весьма сложно. Если используется именно холодный свет, то его можно разбавить нейтральным для прорисовки объема или фона, сочетать с теплым можно только в случае, когда это задумано автором. Между собой желтый и оранжевый не смешиваются и дают непонятную нехудожественную картину.

Естественное освещение такого типа встречает еще и за час до рассвета и через полчаса-час после заката, когда на землю ложатся сумерки. Нужно поймать момент, когда детали еще различимы, а солнце уже не светит, тогда пейзаж вокруг будет залит изумительным голубоватым свечением. Свет отражается от неба и максимально рассеивается. Тут пригодятся навыки съемки в условиях недостаточной освещенности: удлиненные выдержки, штатив, отсроченный пуск ли пульт ДУ затвором, системы стабилизации снимка. Желательно иметь светосильный объектив, так как снимать придется на минимальных значения ISO.

Комбинированное освещение

Теплый и холодный свет могут соседствовать вместе только в руках опытных мастеров, если смешивать их необдуманно и хаотично, результат будет неожиданный и не всегда приятный. Проблема сочетания разных источников максимально актуально в студийной съемки и при работе на улице с необходимостью подсветки отдельных участков сцены. Лампы накаливания, вспышки импульсные и постоянный свет имеют разные значения цветовой температуры и часто портят даже самый интересный и красивый кадр. Ситуации и варианты использования смешанного освещения:

Съемка на улице с использованием дополнительного освещения. Часто происходит такая ситуация – есть солнце в разных его проявлениях и есть фонари, которые чаще всего светят нейтральным или теплым светом, есть вспышки и прожектора, которые могут быть абсолютно любыми. Скорректировать разницу можно путем выбора правильного ракурса, когда освещение не будет сильно конфликтовать в одном кадре. А также применять конверсионный фильтр, именно он позволить получить на выходе более-менее ровную картину, снизив температуру холодного света ближе к нейтральному.

Портретная съемка подразумевает естественный цвет кожи, а он ближе к нейтральному или теплому. Если нет возможности исключить холодный источник света, то выставляем баланс белого на нейтральный (около 3000К), выбираем однотонный фон белоснежного, серого или черного цветов, увеличиваем время экспозиции до 0,5 – 1 сек и максимально закрываем диафрагму. Так как используется длинная выдержка, то светочувствительность необходимо выбрать минимально возможную, около 100-150. Таким образом, размоется фон, а влияние от холодного света будет минимально губительным и максимально художественным для данной ситуации.

Предметная съемка при отсутствии лайт-бокса превращается в кошмар для фотографа. Лампы накаливания и вспышки смешиваются не всегда удачно. Выход такой — максимально исключаем прямые лучи любого осветителя, делаем свет рассеянным с помощью белой ткани со всех сторон от предмета.  Расставляем источники постоянного освещения таким образом, чтобы теней было минимальное количество и включаем накамерную вспышку. Настройки схожие с портретной съемкой – баланс белого на нейтральный, светочувствительность минимальная, диафрагма закрыта. Только выдержку можно выбирать уже и длинную и короткую, по ситуации.

Сочетания света от разных источников может привести к неожиданным результатам, а правила в фотографии существуют для классической съемки на первых порах обучения. Опытные фотографы используют именно отклонения от нормы и нарушение правил фотосъемки для создания удивительных ярких снимков.

Корректировка баланса белого

Используя различные источники света, приходится учитывать их цветовую температуру и корректировать баланс белого. Это можно сделать тремя способами:

  • до начала съемки по свойствам освещения;
  • на отснятом материале с помощью возможностей фоторедакторов;
  • при балансировке с использованием кусочка серой бумаги, нейтральной карты.

Любой из этих способов, а также их совокупность позволит вам контролировать влияние освещения на итоговый результат. Фотографии в формате JPEG не дают возможности глубокой обработки отснятого материала, в них просто не записано достаточное количество информации, чтобы скорректировать баланс белого в графическом редакторе. При малейших сомнениях в результате переходите на RAW, он позволит не только выправить ошибки света, но и скорректировать множество других параметров, даже недочеты экспонирования.

Совет начинающим фотографам

Оценивать температуру освещения и корректировать параметры съемки в соответствии с полученными значениями достаточно сложно на первых порах. Именно для этого придуманы различные фильтры и автоматические режимы с разными приоритетами. Достаточно освоить их для начала работы с разными объектами и источниками света, а впоследствии постепенно переходить на ручные настройки. Это сэкономить кучу времени и нервных клеток, позволит плавно прийти к более высокому уровню съемок и не бросить процесс на полпути из-за трудностей понимания всех тонкостей.

Профессионализм фотографа не зависит от уровня камеры, количества аксессуаров и дополнительных инструментов. Она складывается из понимания физических процессов, происходящих на матрице фотоаппарата, и влияния изменения настроек на эти процессы. А остальное является только следствием многочасовых съемок и трудоемкой работы.

Поделиться статьёй:

top100photo.ru

Способы коррекции цветовой температуры

Снимая в автоматическом режиме, фотограф не часто имеет проблемы с искаженной цветопередачей на снимках. Однако иногда в силу особенностей освещения фотографии неожиданно приобретают не естественный оттенок. Причина паразитной окраски на снимках кроется в такой важной характеристике света, как цветовая температура. О том, что это такое и какие существуют способы изменения цветовой температуры мы и поговорим в этой статье.

Цветовая температура

Цветовая температура является одной из главных характеристик света в фотографии. В отличие от цифровой фотокамеры, зрение человека обеспечивает очень точное восприятие цвета, независимо от особенностей освещения. Белый лист бумаги выглядит для нас белым и при солнечном свете под открытым небом, и при свете обычной лампочки накаливания. Однако, как известно, белого цвета в принципе не существует, в том смысле, что белый цвет является спектром всех излучаемых длин волн, от красного до фиолетового цвета. Такой спектр может излучать нагретое до высокой температуры физическое тело.

В этой связи в зависимости от температуры тела спектр может смещаться, например, в красную (при низких температурах), либо в синюю сторону (при высоких). Если человеческий глаз способен быстро адаптироваться к изменению цветовой температуры, то цифровые камеры очень чувствительны к этой характеристике света и встроенная автоматика не всегда справляется со своей работой. При нарушении баланса белого, в частности, дневной свет может придать фотографии голубоватый оттенок, а лампа накаливания слишком желтый.

«Синий снег»

Во время фотосъемки камера фиксирует весь свет, падающий на светочувствительную матрицу, не делая никакой поправки на цветовую температуру. В результате, иногда у фотографа получаются снимки с «синим» снегом в морозную погоду, либо фотографии людей на морском побережье с телами красноватого оттенка. Поэтому при фотографировании в разных световых условиях делается поправка на цветовую температуру источника освещения.

Снег после применения фильтра

Поменять установки цветовой температуры и баланса белого можно в соответствующих настройках цифрового фотоаппарата. Фотографам довольно часто приходится работать над коррекцией цветовой температуры снимков. Обычно такой брак встречается при неправильно определенной цветовой температуре или неправильно подобранной экспозиции, а также при нарушениях в настройках балансе белого. Кроме того, проблемы с цветовой температурой снимка возникают из-за чрезмерного или низкого контраста сцены, отсутствия дополнительного освещения, плохого сочетания оттенков и мелких недоработок фотографа.

Цветовая температура обычно измеряется в градусах Кельвина  (К). При съемке бывает довольно сложно определить цветовую температуру света, что называется на глаз, особенно если происхождение источника света неизвестно. Можно привести небольшую сравнительную таблицу цветовой температуры естественных и искусственных источников света:

Солнечный день 5600 — 6500 К
Солнечный свет на закате и на рассвете 3000 – 4000 К
Сумеречное небо поздним вечером 2000 К
Дневной свет неба при сильной облачности 7000 – 8500 К
Чистое голубое небо 12000 – 20000 К
Пламя свечи 1500 – 2000 К
Керосиновая лампа 1900 – 2050 К
Люминесцентная лампа 3500 – 5000 К
Импульсная лампа-вспышка 4000 – 6500 К
Лампочка  накаливания 2500 – 3000 К
Свет от прожектора 3300 – 3500 К

Для точного определения цветовой температуры предназначены специальные приборы – колорметры. Но они достаточно дороги и редко применяются в нашей стране даже среди фотографов-профессионалов. Измерители цветовой температуры дают показания не только в Кельвинах, но и в майредах (майред – единица измерения цветовой температуры излучения абсолютно черного тела, равная 106/t, где t – температура абсолютно черного тела).

Дело в том, что разница в 500 К при цветовой температуре 3000 К совсем не то же самое, что разница в 500 К при температуре 15 000 К. Чтобы, например, получить шкалу, по которой одним и тем же числовым значениям разностей соответствовали бы конкретные фильтры для обеспечения цветового баланса, необходимо превратить цветовые температуры именно в майреды. Для этого нужно разделить 1 000 000 на цветовую температуру в Кельвинах — 5000 К соответствует 200 майред. В инструкции к светофильтрам, используемых в фотографии, производители обычно указывают плюсовые или минусовые значения сдвига цветовой температуры именно в майредах.

Светофильтры

В пленочной и цифровой фотографии для изменения цветовой температуры непосредственно во время съемки можно применять специальные конверсионные и коррекционные светофильтры. Такие фильтры, будучи установленными на объектив цифрового фотоаппарата, изменяют цветовую температуру снимка соответствующим образом. Например, синие светофильтры (обозначаемые № 80А, № 80В, № 80С и № 80D) обладают широкой полосой пропускания, а в синей области спектра пропускают практически весь световой поток, что позволяет им увеличивать цветовую температуру до нужных оттенков.

Светофильтр № 80B

В свою очередь, конверсионные светофильтры янтарного цвета (№ 85, № 85А и № 85В) поглощают часть лучей в синей области спектра, в меньшей степени поглощают в зеленой области и прозрачны для лучей в красной области спектра. Сине-голубые конверсионные фильтры служат для повышения цветовой температуры, а красно-коричневые — для ее понижения.

Коррекционные светофильтры способствуют меньшему изменению цветовой температуры по сравнению с конверсионными фильтрами. Например, коррекционные светофильтры желтого оттенка (81, 81А, 81В, 81С, 81D и 81EF) могут использоваться для небольшого уменьшения эффективной цветовой температуры источника света. Каждый светофильтр обладает собственным корректирующим коэффициентом для определения экспозиции и изменения цветовой температуры (сдвига) в майредах.

Стоит помнить, что изменение цветовой температуры подчиняются закону аддитивности. Это означает, что при использовании одновременно двух светофильтров общее изменение цветовой температуры будет равно сумме изменений для каждого светофильтра в отдельности. Какие фильтры наиболее полезно иметь под рукой фотографу? Наверное, можно упомянуть конверсионные фильтры 85 (янтарный) и 80В (синий), а также более слабые коррекционные фильтры 81А (янтарный) и 82А (синий).

Хотя фотографу всегда стоит стремиться к обеспечению «правильной» цветовой температуры на снимках, эту характеристики света нельзя рассматривать исключительно как технический параметр. Иногда неправильный цветовой оттенок может даже улучшить вид фотографии. Например, при фотосъемке в пасмурный день в вечернее время на снимках может проявиться синий оттенок, который выглядит довольно эффектно.

При фотографировании на закате, когда солнечный свет имеет пониженную цветовую температуру, снимки часто окрашиваются в привлекательные золотистые и оранжевые тона. И изменять эти оттенки в целях улучшения фотографии Вам вряд ли захочется. На практике, экспериментируя с различными фильтрами, можно довольно быстро понять, в каких условиях освещенности и какие именно светофильтры необходимо применять для исправления цветопередачи.

Коррекция в Photoshop

Грамотная коррекция цветовой температуры может существенно изменить настроение окончательного снимка. Преимущество цифровой фотографии заключается в том, что готовые, отснятые фотографии можно всегда обработать в графическом редакторе для исправления допущенных ошибок, в том числе и для коррекции снимков с неправильной цветовой температурой. Когда Вы допустили ошибку в настройках баланса белого или определении правильной цветовой температуры, на помощь приходит Photoshop, располагающий всеми необходимыми инструментами для коррекции цветопередачи снимка.

В большинстве случаев достаточно воспользоваться инструментарием AutoTone  в этой программе для того, чтобы скорректировать цветовую температуру снимка. Но когда композиция фотографии включает в себя сложные схемы освещения, например, с подсветкой фасадов зданий или интерьерным декоративным освещением, то можно использовать ручную коррекцию баланса белого с помощью разнообразных фильтров (PhotoFilter), которыми также располагает Photoshop. В частности, если на фотографии преобладают теплые тона, то для коррекции и выравнивания цветовой температуры можно предпочесть холодный фильтр (CoolingFilter).

В завершение стоит еще раз отметить, что теория цвета в фотографии и цветовая температура в частности имеют дело не с технической точностью цветопередачи, а, в первую очередь, с восприятием цвета человеком и психологическими понятиями. Цветовую температуру снимка можно изменять сообразно характеру объекта, цели фотографирования и творческому замыслу. Порой некоторые погрешности в цветовой температуре сцены могут придать снимку совершенно неожиданное настроение, которое будет с восторгом воспринято зрителем.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

www.fotokomok.ru

Фото температура – Свет в фотографии 3. Цветовая температура и баланс белого

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх