Фотоаппарат для макросъемки в стоматологии – Выбор комплекта для внутриротовой фотосъемки

Содержание

Выбор комплекта для внутриротовой фотосъемки

Сегодня многие врачи имеют в своем распоряжении цифровые зеркальные фотокамеры, пользуются ими дома или на отдыхе, но не всегда применяют их для решения каких-либо профессиональных задач. Кому-то неудобно подойти с фотоаппаратом к пациенту, кто-то просто экспериментирует, меняя настройки, крутит колесико зеркальной камеры в поисках случайных хороших снимков, другие мечтают о покупке зеркальной камеры, представляя себе профессиональную модель с полным кадром и макрообъективом класса люкс, и лишь некоторые стоматологи делают по настоящему резкие информативные кадры, используя оптимальные (цена/качество) технические решения. Поэтому я посвятил эту статью выбору фототехники для врачей-стоматологов.

Пару слов о том, в чем разница между профессиональной и любительской камерами. По определению профессиональная камера предназначается тому, для кого фотосъемка стала профессией.

Другими словами, это средство для зарабатывания денег фотографией. Или же такая камера для тех, кто исчерпал все возможности любительской зеркальной камеры и переходит на технику профи, чтобы расширить какие-то творческие возможности либо найти себе новое увлечение.

Однозначно практикующему врачу-стоматологу для начала стоит выбрать зеркальную камеру любительского или полупрофессионального класса, потому что она легче, а такие преимущества профи-камер, как высокая частота кадров, необходимая при репортажной съемке, для врача-стоматолога не имеют смысла: съемка во рту покадровая; съемка на ISO 1600 (для профессиональной полнокадровой камеры это вполне рабочая чувствительность) нужна, например, для того, чтобы сфотографировать первый танец молодоженов при выключенном свете, а мы делаем внутриротовые фото на ISO 100.

У профи-камер ресурс батареи выше, чем у любительских, и это для стоматолога тоже не так важно. Менять камеру на профи нужно лишь тогда, когда почувствуете, что ваша любительская камера работает на пределе возможностей. При использовании ее в стоматологии это практически невозможно. Ресурс затвора профи-камер — 100—150 тыс. кадров, у любительской техники — 40—60 тыс. кадров.

Матрица любительской зеркальной фотокамеры (например, у Canon 500d) приблизительно в 1,6 раза меньше, чем матрица профессионального боди с полным кадром 24х36 мм (например, 5d mark ii).

Это соотношение называют «кроп-фактор». Это заметно уменьшает угол обзора в эквиваленте к большему фокусному расстоянию. Например, если на любительский или полупрофессиональный фотоаппарат с кроп-фактором 1.6 поставить объектив 100 мм, то угол обзора у него будет такой же, как если поставить на профессиональную камеру с полным кадром объектив с фокусным расстоянием 160 мм, при этом поле кадра будет очень маленькое, то есть снимать «соткой» на «кропнутой» камере будет очень неудобно. Другое дело на полном кадре — 100 мм будут работать без поправок.

Сейчас выбор фототехники действительно большой, и ориентироваться в этом море непросто.

В стоматологическом сообществе прочно закрепилось мнение, что для правильной съемки в полости рта все же обязательно нужен объектив 100 мм. В действительности в нашей профессии в основном идет съемка с рук, а с таким объективом снимать без штатива очень сложно — масса фотоаппарата в таком варианте резко возрастает. Вес камеры для стоматолога важен: иногда приходится держать фотоаппарат в одной руке, а другой поддерживать зеркало или ретрактор. Поэтому макрообъективы с фокусным расстоянием 100 мм я не рекомендую использовать в качестве основного инструмента для получения внутриротовых фотографий. Исключение можно сделать лишь для камер с полным кадром, но лучше всего для этих целей подходят макрообъективы с фокусным расстоянием 50—60 мм.

Ими же можно делать прекрасное портретное фото.

Какой же комплект лучше выбрать?

У меня есть несколько предложений на этот счет.

1. Для тех, у кого уже есть зеркальная фотокамера. Можно использовать любительскую или полупрофессиональную зеркальную фотокамеру со штатным объективом 18—55 мм или 17—85 мм и докупить к ней кольцевую вспышку Sigma EM 140 (рис. 1) или комбинированную Doerr Combi TTL Flash (D371030) (рис. 3). Получится самый экономный вариант.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

При этом штатный объектив будет снимать достаточно хорошо для того, чтобы зафиксировать патологию (рис. 4, 5), наличие коронок и пломб или ортодонтической аппаратуры, потому что он дает высокую резкость на больших величинах диафрагмы: от 1:22 до 1:36 (рис. 6) и если захочется сделать апгрейд, то можно просто купить макрообъектив.

Рис. 4.

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 5.

Рис 6.

Рис 6.

При этом покупать макрообъектив Sigma 50 мм начинающему фотографу я бы не советовал, потому что на нем часто не срабатывает автофокус, да и производитель не предусмотрел возможности в комплекте с кольцевой вспышкой Sigma сделать снимок в масштабе 1:1, так как вспышка освещает пространство за объектом съемки, а если попытаться сфотографировать передние зубы в масштабе 1:1, то вспышка упирается в нос, но если переключить фокусировку в ручной режим и взять другой масштаб, например 1:1,5 (рис. 2), то с этим объективом можно добиться гораздо лучших результатов, чем снимая им в режиме автофокуса или используя «китовый» объектив.

При желании разнообразить серые будни нужно лишь перевернуть ваш объектив байонетом к объекту съемки, а передней линзой к корпусу камеры (рис. 7) и выставить такие же настройки, а кольцевую вспышку надеть на поролон, если нужно, то закрыть лампы на вспышке кусочками бумаги и, удерживая все это в руках, сделать снимок (рис. 8).

Рис. 7.

Рис. 7.

Рис. 8.

Рис. 8.

Если понравится, то покупайте недорогой реверсивный адаптер для макросъемки, так как он предназначен для того, чтобы удерживать перевернутый объектив на корпусе фотокамеры. Качество получается относительно неплохое с учетом того, что затраты минимальные, но приходится делать больше кадров, а затем оставлять наиболее резкие. Учтите, что этим приемом можно пользоваться очень ограниченно: например, этим способом нельзя сфотографировать зубной ряд через окклюзионное зеркало, потому что глубина резкости здесь очень маленькая, ведь в перевернутом виде диафрагма отсутствует.

2. Тем, у кого сохранилась фототехника со старых времен, можно при наличии опыта вполне удачно использовать широко распространенный в Советском Союзе макрообъектив «Индустар-61л/з-мс» (рис. 9) вместе с любым цифровым зеркальным боди и кольцевой вспышкой, применяя переходник с резьбой м42 для крепления объектива и соответствующие по диаметру 49 мм для крепления вспышки.

Рис. 9.

Рис. 9.

Съемка таким объективом возможна только в режиме ручной фокусировки, что дает дополнительные сложности и не всегда хороший результат, особенно для тех, кто плохо знаком с фотоаппаратом (рис. 10).

Рис. 10.

Рис. 10.

3. Тем, кому любительская зеркальная камера порядком надоела и хочется гораздо большего, можно купить профессиональный фотоаппарат с полным кадром.

Например, у фирмы Canon это 5d mark ii (рис. 11) с макрообъективом Canon EF 50 mm f2.5 Compact Macro или Carl Zeiss 50 mm F2 Macro Planar T ZE вместе с Macrolite Adapter 67 со вспышкой MT-24EX Macro Twin Lite или MR-14EX Twin Macrolite. Также при необходимости расширить возможности или снимать в масштабе 1:1 можно купить объектив EF 100 mm F2.8 L Macro IS USM или EF 100 mm F2.8 USM macro в комплекте с Macrolite Adapter 67.

Рис. 11.

Рис. 11.

Для Nikon этот комплект может выглядеть так: nikon_d700, Nikon 60mm f2.8G ED AF-S Micro-Nikkor или Nikon 105mm f2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor и вспышка Nikon Speedlight Commander Kit R1C1.

Эти комплекты обойдутся дороже, чем все остальные варианты.

4. Для тех, кто хочет купить комплект фототехники оптимально и надолго, предлагаю следующее:

недорогое любительское боди. У фирмы Canon это, например, 500d плюс макрообъектив Canon EF-S 60 mm F2.8 USM macro, который позволяет снимать в масштабе 1:1 (рис. 12—14) или в более обзорном (рис. 15, 16), фокусируется почти бесшумно, а вместе с кроп-фактором 1,6 на боди будет давать нам почти такой же угол обзора, эквивалентный фокусному расстоянию на профессиональном аппарате с полным кадром и макрообъективом 100 мм; глубина резко изображаемого пространства на 500д + 60 мм будет заметно больше, а вес и габариты заметно меньше.

Рис. 12.

Рис. 12.

Рис. 13.

Рис. 13.

Рис. 14.

Рис. 14.

Рис. 15.

Рис. 15.

Рис. 16.

Рис. 16.

Также важно, что макрообъектив 60 мм почти в 2 раза короче, чем 100 мм (рис. 17), и центр тяжести будет смещаться ближе к рукоятке. К этому комплекту советую добавить вспышку MT-24EX Macro Twin Lite или MR-14EX Twin Macrolite, которые крепятся на корпус марообъектива 60 мм без переходных колец, и получится отличный набор для врача-стоматолога (рис. 18).

Рис. 17.

Рис. 17.

Рис. 18.

Рис. 18.

Для Nikon этот набор может быть таким: nikon_d3100 боди, Nikon 60mm f2.8G ED AF-S Micro-Nikkor и Nikon Speedlight Commander Kit R1C1.

У других фирм-производителей, например Soni или Pentax, можно выбрать аналогичные в отношении цены и характеристик продукты.

И в заключение скажу, что фотоаппарат не принесет стоматологу прибыли (но и расходных материалов не потребует), однако, освоив фотографию, вы станете еще на одну ступеньку выше на бесконечной лестнице профессионального роста.

dentalmagazine.ru

Дентальная фотография в вопросах и ответах

А. М. Аванесов
д. м. н., профессор, заместитель декана медицинского факультета РУДН, заведующий кафедрой общей стоматологии

К. А. Аванесов
врач-стоматолог общей практики, ассистент кафедры общей стоматологии РУДН

Интерес к дентальной фотографии среди российских стоматологов стремительно растет: об этом свидетельствует огромное количество востребованных курсов, освещающих данную тематику, и это неслучайно. Фотоаппарат в кабинете стоматолога является полноценным многофункциональным инструментом, который позволяет фиксировать исходную клиническую картину, отслеживать динамику лечения, полноценно общаться с зуботехнической лабораторией, одним словом, грамотно документировать свою работу.

Сложно представить специалиста-стоматолога или же зубного техника, нацеленного на высокие эстетические результаты работы — и обходящегося без фотокамеры. Для сотрудников кафедр стоматологических факультетов и специалистов, занимающихся частным преподаванием, необходимо систематически применять в клинике дентальную фотографию, без чего их просветительская деятельность теряет всякий смысл. Именно по этой причине стоматолог, решивший внести в свою практику новшество в виде дентальной фотографии, должен серьезно подойти к выбору фотосистемы и строго следовать установленному фотопротоколу.

Обращаясь к истории, отметим, что рядовые западные дантисты начали рутинно применять фотоаппараты в клинических условиях с 60-х годов прошлого века. Для российских стоматологов дентальная фотография была долгое время в диковинку, и приоритет использования фотоаппарата принадлежал энтузиастам из числа профессорско-преподавательского состава ведущих российских стоматологических вузов. Почему энтузиасты? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что при тотальном дефиците всего и вся в СССР было очень сложно достать и укомплектовать должным образом пленочную фотосистему для дентальной макросъемки, не говоря уже о том, что пленку нужно было проявлять, фотографии печатать, слайды готовить, то есть не каждый был готов к таким жертвам.

Пленочный фотоаппарат «Зенит 3М» с комплектом макроколец, который с 70-х годов прошлого века применялся для клинической фотосъемки в хирургическом стационаре ЦКБ МПС № 1, и фотографии, сделанные при помощи этой камеры, из гематологического фотоархива профессора А. М. Аванесова (рис. 1—4).

Рис. 1. Пленочная зеркальная камера «Зенит 3М» с комплектом макроколец.

Рис. 1. Пленочная зеркальная камера «Зенит 3М» с комплектом макроколец

 

Рис. 2. Фотографии из гематологического банка, сделанные при помощи камеры «Зенит 3М», из личного фотоархива профессора А. М. Аванесова.

Рис. 2. Фотографии из гематологического банка, сделанные при помощи камеры «Зенит 3М», из личного фотоархива профессора А. М. Аванесова

 

Рис. 3. Фотографии из гематологического банка, сделанные при помощи камеры «Зенит 3М», из личного фотоархива профессора А. М. Аванесова.

Рис. 3. Фотографии из гематологического банка, сделанные при помощи камеры «Зенит 3М», из личного фотоархива профессора А. М. Аванесова

 

Рис. 4. Фотографии из гематологического банка, сделанные при помощи камеры «Зенит 3М», из личного фотоархива профессора А. М. Аванесова.

Рис. 4. Фотографии из гематологического банка, сделанные при помощи камеры «Зенит 3М», из личного фотоархива профессора А. М. Аванесова

В нашей статье, посвященной этой тематике, мы хотим обратить внимание читателя на выбор и комплектацию цифровой фотосистемы, а также разберем ключевые технические термины, без которых затруднительно понять философию макросъемки.

Итак, один из первых вопросов, которым задается стоматолог, решившийся на приобретение фотосистемы: может быть, не зеркалку, а что-нибудь попроще? Качественные фотографии и максимальное удобство в работе на сегодняшний день возможны только с цифровой зеркальной камерой. Стоматологу важно смириться с этим фактом, ведь фотокамера в полной комплектации для макросъемки — это полноценный профессиональный инструмент. И пусть спорят те, кого подкупают «простота» и ценовая доступность цифровых компактов, рано или поздно все равно «спорщики» приходят к покупке зеркалки. Почему? Да потому, что преимущества цифровой зеркальной камеры по сравнению с цифровым компактом очевидны. Зеркальная камера включается мгновенно в отличие от цифрового компакта, которому перед включением надо «подумать». Цифровая зеркальная камера позволяет в ответственный момент быстро сфокусироваться и сделать нужный кадр (это важно, особенно в хирургии), для зеркальных фотокамер, в отличие от компактов, есть полный набор необходимых дополнительных принадлежностей, оптимизирующих съемку, таких как макрообъектив, макровспышка. Наличие множества устрашающих кнопок на корпусе камеры не должно пугать, именно эти кнопки, необходимые для настройки, позволяют полностью контролировать процесс фотосъемки. Как правило, цифровая зеркальная камера настраивается один раз, непосредственно перед применением камеры, доктору не нужно «бегать» по меню настроек, как на компактах, камера включается в считанные секунды и готова к работе. Причем, вкладывая достаточно большие деньги в покупку зеркальной цифровой фотокамеры и необходимых дополнительных принадлежностей, вы приобретаете надежный инструмент, неподвластный быстротечной моде на цифровые гаджеты, через год новую систему покупать не придется. Срок службы цифровой фотосистемы будет зависеть исключительно от вашей аккуратности: камеру надо держать крепко и не ронять.

Следующий вопрос начинающего пользователя — какой фотосистеме отдать предпочтение — на сегодняшний день абсолютно не принципиален и в чем-то сравним с выбором марки автомобиля: бери, что нравится. Выбирать, конечно, есть из чего: Nikon, Canon, Sigma, Sony, — но чаще выбор падает на марки с устоявшимся именем, на Nikon или Canon.

Чтобы не запутать неискушенного читателя хитросплетениями выбора комплектации фотосистемы для макросъемки, мы обратим ваше внимание на цифровую фотосистему Nikon, линейку цифровых фотоаппаратов, которую с успехом применяем уже в течение более чем 13 лет. Также, чтобы статья имела практическую ценность для читателя, мы не будем делать широкий обзор всего, что есть в розничной торговле, а сразу скажем, что лучше приобрести с целью экономии вашего времени, нервов и финансов.

Комплектация фотосистемы для дентальной фотографии начинается с покупки собственно камеры без объектива Body, практика показывает, что вполне достаточно среднеформатной полупрофессиональной камеры, например Nikon D90 BODY или Nikon D7100 BODY (по наличию на 2013 год), отличительной чертой этих моделей от великолепной предшественницы Nikon D80 является наличие режима live view который позволяет оператору эргономично использовать камеру, в частности легко осуществлять фокусировку в неудобном положении не через окуляр, а глядя на экран, также этими камерами можно снимать качественные видеоролики. Покупка же полнокадровой профессиональной камеры остается на усмотрение стоматолога, специализирующегося на сложных высокоэстетичных работах.

Но купить зеркальную камеру и ждать отличных кадров недостаточно, одна из важнейших конструктивных деталей фотоаппарата, обеспечивающих качественную передачу изображения на матрицу, — макрообъектив.

Да, получение качественных дентальных снимков невозможно без макрообъектива, на сегодняшний день максимальный комфорт в работе обеспечивает объектив с фокусным расстоянием 100 мм, обязательно с внутренней фокусировкой.

Фокусное расстояние — это расстояние от фокуса объектива (точка оптической оси, в которой сходятся лучи, параллельно входящие в объектив) до главной точки объектива (точка на оптической оси, которую пересекает главная плоскость; при прохождении этой плоскости параллельные лучи начинают сходиться в фокусе). От этого параметра зависит, как будут выглядеть объекты съемки в кадре в зависимости от дистанции. Фокусное расстояние указывается в миллиметрах. Для сменных макрообъективов фокусное расстояние может быть 30,50, 60, 70, 85, 100, 105, 200 мм.

Как уже было отмечено, для стоматологической съемки наиболее оптимальный вариант — макрообъектив с фокусным расстоянием 100 мм.

От фокусного расстояния макрообъектива будет зависеть и минимальная дистанция фокусировки, которая для 105 мм макрообъектива составляет 25 см. Соответственно, чем меньше фокусное расстояние, тем ближе придется приближаться к фотографируемому объекту при масштабе съемки 1:1. С макрообъективом с наружной фокусировкой это будет вызывать у стоматолога некоторые неудобства во время съемки 1:1. Следует учесть, что 25 см будет отсчитываться не от края передней линзы объектива, как хотелось бы, а от матрицы, расположение которой указано на корпусе камеры в виде обозначения «ф».

На фотографии отмечен участок, от которого ведется отсчет минимальной дистанции фокусировки, «ф» находится на уровне расположения светочувствительной матрицы, то есть при масштабе 1:1 расстояние от передней линзы объектива до объекта съемки или дентального зеркала составит около 12 см. Объектив с наружной фокусировкой при таком выдвижении может «уткнуться» в зубы пациента или затруднит работу вспышки (рис. 5).

Рис. 5. Отметка на корпусе камеры, сообщающая о расположении матрицы.

Рис. 5. Отметка на корпусе камеры, сообщающая о расположении матрицы

Обратите внимание на следующие модели макрообъективов:

  • Nikon AF-S 105 mm f/2.8 VR Micro
  • SIGMA AF 105 mm f/2.8 EX DG OS HSM MACRO для NIKON

Покупать более дешевые макрообъективы с наружной фокусировкой, так называемые хоботы, мы не советуем, как бы на том ни настаивал консультант в магазине. Да, раньше такие объективы были широко распространены, и в устаревшей литературе можно встретить рекомендации по таким объективам, но сегодня, когда появилась внутренняя фокусировка, в этом нет никакого смысла.

На фотографиях показано неэргономичное изменение габаритов макрообъектива с наружной фокусировкой, такой вид объективов подходит для работника зуботехнической лаборатории, который делает фотографии технической «настольной» работы. Внутриротовые промежуточные и финальные фотографии зубному технику передает стоматолог (рис. 6, 7).

Рис. 6. Макрообъектив с наружной фокусировкой.

Рис. 6. Макрообъектив с наружной фокусировкой

 

Рис. 7. Изменения габаритов макрообъектива с наружной фокусировкой во время съемки 1:1.

Рис. 7. Изменения габаритов макрообъектива с наружной фокусировкой во время съемки 1:1

Несмотря на то что стоматолог имеет мощный светильник, встроенный в модуль стоматологической установки, его не всегда можно применять совместно с фотоаппаратом, поэтому необходимо использовать дополнительные источники освещения. В профессиональной литературе вспышка относится к дополнительным приспособлениям, но в то же время без правильного освещения сделать качественную фотографию зубов в полости рта будет сложно. Профессиональные фотографы считают вспышку «убийцей» естественного цвета, с ними нельзя не согласиться, конечно, чтобы передать всю красоту цветочка, букашки, капелек росы без бликов, вспышка не нужна, но нужно очень хорошее освещение или очень длинная выдержка, штатив и неподвижная модель. Мы не знаем, как объяснить пациенту, что дыхание нужно будет задерживать на 10 секунд, а при закрытой диафрагме, может быть, и больше, при этом пациент должен быть абсолютно неподвижен, в противном случае будут вибрации, снимки получатся смазанными. Будет ли усидчив пациент, получится ли хороший, читаемый кадр — вопрос. Именно по этой причине фотографировать с такими параметрами экспозиции стоматологу будет сложно, и поэтому в нашем случае нужна вспышка.

Исходя из полученного клинического опыта (мы применяли различные системы макровспышек и диодных осветителей) считаем, что для повседневной комфортной работы дантисту необходимо использовать точечную фотовспышку Sigma EM-140 DG Macro для Nikon (рис. 8 а, б).

Рис. 8а. Точечная макрофотовспышка Sigma EM-140 DG Macro для Nikon.

Рис. 8а. Точечная макрофотовспышка Sigma EM-140 DG Macro для Nikon

 

Рис. 8б. Точечная макрофотовспышка Sigma EM-140 DG Macro для Nikon, закрепленная на камере.

Рис. 8б. Точечная макрофотовспышка Sigma EM-140 DG Macro для Nikon, закрепленная на камере

Зубному технику, который хочет запечатлеть на снимке особенности своей лабораторной работы, больше подойдет креативная система точечных беспроводных вспышек Nikon Remote Kit R1 или Nikon Commander Kit R1C1.

На фотографиях макровспышка из набора NIKON Remote Kit R1 и пример фотографии керамических вкладок (рис. 9, 10).

Рис. 9. Макровспышка Nikon Remote Kit R1.

Рис. 9. Макровспышка Nikon Remote Kit R1

 

Рис. 10. Пример фотографии керамических вкладок.

Рис. 10. Пример фотографии керамических вкладок

Перед применением вспышки (как впрочем, и любого другого источника освещения, если это требуется) нужно настроить баланс белого.

Если доктор пренебрегает настройкой баланса белого, доверяя эту операцию автоматике, то чаше всего его фотографии выглядят приблизительно так, как показано на фотографиях (рис. 11 a, б), сильно отличаясь от реальности (рис. 12).

Рис. 11а. Пример неправильной настройки баланса белого.

Рис. 11а. Пример неправильной настройки баланса белого

 

Рис. 11б. Пример неправильной настройки баланса белого.

Рис. 11б. Пример неправильной настройки баланса белого

 

Рис. 12. Пример правильной настройки баланса белого.

Рис. 12. Пример правильной настройки баланса белого

Это связано с цветовой температурой — параметр, описывающий спектральный состав света, излучаемого источником освещения. Низкая цветовая температура характеризуется повышенным содержанием теплых красноватых тонов в спектре излучения, повышенная цветовая температура отличается обилием холодных синеватых оттенков.

Измеряется цветовая температура в градусах по шкале Кельвина.

Для коррекции цветовой температуры применяются настройки баланса белого (ББ) — операция, производимая встроенным программным обеспечением цифровой камеры при генерации файла со снимком. Она корректирует цветовую гамму кадра так, чтобы он выглядел как можно более естественно для человеческого взгляда. Настройку ББ можно корректировать и потом, на компьютере, если снимки сделаны в расширении RAW, при помощи графических редакторов.

На первой фотографии (рис. 13) ISO 200 f32, выполненной со вспышкой и высокой цветовой температурой 9100 кельвинов, преобладают холодные тона, на второй (рис. 14) низкая температура, 2500 кельвинов, на 3-й фотографии (рис. 15) баланс белого выполнялся автоматически, и мы видим преобладание легкого желтого оттенка, на последней фотографии (рис. 16), цветовая температура составляла 5300 кельвинов, и именно этот снимок наиболее соответствует естественной цветопередаче.

Рис. 13. 9100 кельвин.

Рис. 13. 9100 кельвин

 

Рис. 14. 2500 кельвин.

Рис. 14. 2500 кельвин

 

dentalmagazine.ru

Инструменты Для Съемки Дентальной Фотографии • OHI-S

Еще в 2006 году, когда я начал делать интраоральную дентальную съемку, я использовал DSLR Canon 400D (Digital Single Lens ReflexЦифровой Однообъективный Зеркальный фотоаппарат) с кольцевой вспышкой Sigma и макрообъектив Sigma 17-70. После 3 лет тестирования и съемки дентальной фотографии я начал читать лекции о ней в Румынии.

Большим преимуществом для меня и для моих студентов была возможность протестировать многие цифровые (DSLR) фотокамеры: те, которые студенты приносили во время семинаров. После такого опыта и полученных навыков я могу сказать, что тестировал почти все самые простые камеры, макрообъективы и вспышки, которые сейчас находятся на рынке. Кроме того, в моих руках были штативы (кронштейны), рассеиватели, непрерывный свет и другие стоматологические аксессуары.

Главная цель заключалась в том, чтобы найти простой набор устройств (сет-ап) с хорошим балансом света и использовать его в моей повседневной работе. Уже 4 года я использую этот набор и не собираюсь ничего менять. Набор включает: Nikon D7100, объектив Nikon 60 мм и двойную вспышку Nikon R1. Одно из преимуществ этого набора заключается в том, что у вас есть эффект двойной вспышки без использования штатива. Другими преимуществами являются: светосильная линза, небольшое расстояние до объекта, красивые портреты, быстрая фокусировка.

Чтобы протестировать это, я провел эксперимент с этой системой: эффект двойной вспышки достигается, когда свет падает с боков (вокруг линий перехода) и идет внутрь зуба. Эффект двойной вспышки дает трехмерную перспективу зуба и очень красивую текстурированную десну. В этом эксперименте я смотрел, как свет отражается от двойной вспышки R1 Nikon с и без рассеивателя. Эффект двойной вспышки достигается, если объект помещен ПЕРЕД пересечением света. После этой точки результат вспышки изменяется на эффект от кольцевой вспышки, потому что свет идет перпендикулярно объекту.

Author: Dan Lazar

Вспышки и объективы для дентальной фотографии

Фото 1. Сет-ап 60 для фотографии.

Фото 2. Для этого эксперимента я взял на рассмотрение 3 основные макровспышки от Nikon. Объективы Nikon 60 мм, Nikon 85 мм и Nikon 105 мм. Я измерил минимальное расстояние от объектива до объекта, используя формулу на изображении.

Фото 3. С минимального расстояния объект получает эффект двойной вспышки.

Фото 4. При значении 10 см до объекта также достигается эффект двойной вспышки.

Фото 5. Используя вспышку Nikon R1 непосредственно на объективе (помещается на кольцо), свет проходит расстояние около 13 см от объектива. При коэффициенте увеличения до 1: 3 эффект такой же, как при использовании кольцевой вспышки.

Фото 6

Фото 7

Фото 8. В последних 3 изображениях я тестировал свет, когда вспышки находились под углом 60 градусов. Таким образом, свет от них пересекается примерно на 8 см от поверхности объектива. Эффект кольцевой вспышки появляется на двух последних изображениях.

Фото 9

Фото 10

Фото 11. Когда вспышка наклонена на 45 градусов, эффект двойной вспышки достигается в диапазоне до 6 см. После этой точки на объекте появляется полный свет.

Фото 12

Фото 13

Фото 14. Когда вспышки находятся под углом 90 градусов и на вспышках размещаются рассеиватели, свет проходит расстояние в 22 см. Таким образом, при коэффициенте увеличения на 1: 1, 1: 2 и 1: 3 достигается эффект двойной вспышки.

Фото 15. Все результаты сравниваются.

Фото 16. Только с 60-миллиметровым объективом и «голым» R1, установленным на объективе, вы можете получить эффект двойной вспышки. Чтобы получить тот же эффект с другими двумя объективами, вам нужно использовать штативы для вспышек, дабы увеличить расстояние между ними.

Фото 17. При использовании рассеивателей эффект двойной вспышки достигается с 60 мм объективом в 100%, а с 85 мм и 105 мм объективами эффект достигается при максимальном коэффициенте увеличения 1: 2.

Выводы

60-мм объектив Nikon является хорошим выбором для съемки дентальных фотографий и обладает некоторыми преимуществами:

  1. Стоматолог может стоять во время съёмки интраоральной фотографии
  2. Легкий вес всей системы позволяет снимать снимки одной рукой, что особенно уместно для девушек.
  3. Двойной световой эффект можно получить с помощью этой линзы без использования фото-штативов.

Перевод выполнил Филанович С. специально для сайта OHI-S.COM. Пожалуйста, при копировании материала не забывайте указывать ссылку на текущую страницу.

Homepage

ohi-s.com

Камеры для дентальной фотографии Nikon Dental kit

Nikon D750 Dental Kit

Компания Nikon уже не первый год предлагает специальные комплекты Dental kit, предназначенные, как понятно из названия, для дентальной фотографии. Эти комплекты пользуются большой популярностью у стоматологов, т.к. позволяют достаточно просто получать качественные фотографии ротовой полости, извлеченных зубов, зубных протезов и так далее. Дентальная фотография может применяться стоматологами для разных нужд: в образовательных целях, для обмена опытом и повышения квалификации, для облегчения работы зубного техника, для рекламы клиники и продвижения в социальных сетях. Известно, что большинство врачей не являются профессиональными фотографами, к тому же фотографирование ротовой полости – это сложный процесс сам по себе, поэтому неудивительно, что стоматологи заинтересованы в технике, которая выполняла бы свою работу максимально удобно и просто. Почему Nikon?

Внутренняя фокусировка. Объективы Nikkor 60mm f/2.8G Micro ED и 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED, который идут в комплектах Dental kit, имеют такую особенность как внутренняя фокусировка. Другими словами, у них нет «хобота», который выезжает вперед, когда вы пытаетесь сфокусироваться поближе. Это крайне помогает при работе на малой дистанции. Помимо очевидного неудобства, связанного с тем, что объектив выезжает прямо в лицо пациента, есть и вторая проблема: на этом «хоботе» обычно крепятся вспышки, и когда он перемещается, меняется угол освещения, в результате нужный вам участок рта может оказаться в тени, хотя вы сами никуда не двигались.

Пример объектива с внешней фокусировкой («хоботом»):

Lens with external focus

Какой из объективов выбрать, 60 или 105 мм? Ответ достаточно прост: если вы стремитесь к максимальному увеличению, макро 1:1, лучше выбрать 105 мм: благодаря увеличенной рабочей дистанции (расстоянию между объективом и объектом съемки), он гораздо комфортнее для этой цели. Если же вам не требуется такое сильное увеличение, то можно немного сэкономить, взяв комплект с объективом 60 мм, тем более, если вы выбираете камеру APS-C формата.

Быстрота и точность фокусировки. Оба объектива отличаются высокой скоростью автофокуса (для макрообъективов), а зеркальные камеры Nikon с фазовыми датчиками фокусировки наводят их точно и практически моментально. Кроме того, оба объектива поддерживают ручную доводку автофокуса: если вам не нравится, куда сфокусировался фотоаппарат, вы можете быстро довести фокус простым поворотом кольца на объективе, вместо того, чтобы повторять попытки сфокусироваться на нужной точке.

Nikon D7500 focus points array

Точки фокусировки и электронный уровень в видоискателе Nikon D7500

Биполярные вспышки со свободным движением и наклоном. Две вспышки Nikon R200 крепятся на передней части объектива на специальном кольце, по которому они могут свободно перемещаться (при необходимости). Вы можете расположить одну из сверху, а вторую – сбоку, наклонить их для съемки в упор или вернуть в обычное положение, когда между фотоаппаратом и объектом съемки есть какая-то дистанция. Таким образом, вы можете освещать именно нужный участок и делать это максимально эффективно.

Отсутствие проводов. Большинство макровспышек используют другой принцип питания: батареи располагаются в отдельном блоке и электричество подается на вспышки с помощью витого кабеля. Это не очень удобно: провода болтаются вокруг, а если вы активно вращаете вспышки, то могут и намотаться на объектив. Вспышки Nikon R200, которые идут в комплекте R1C1, питаются от литиевых батареек CR123A. Сейчас в продаже можно найти и перезаряжаемые батареи такого типа, вместе с зарядными устройствами. Синхронизация с блоком управления происходит в беспроводном режиме, по инфракрасному импульсу. Блок SU-800, который ставится в башмак на камере, также довольно прост в использовании: управление может быть в полностью автоматическом режиме, в автоматическом с ручной коррекцией или в полностью ручном. Корректировать несложно: несколькими нажатиями можно увеличить или убавить яркость обеих вспышек или одной вспышки относительно другой, вплоть до полного отключения. Управлять вспышками можно также через меню камеры.

Nikon R1C1 kit

Полное содержание комплекта R1C1: вспышки, рассеиватели, блок управления, установочные, гибкий держатель для аксессуаров

Качество изображения. Фотоаппараты Nikon славятся высоким качеством изображения, точной цветопередачей, низким уровнем шума и других нежелательных артефактов. В данный момент в Dental кит предлагаются 3 камеры: продвинутая любительская D5600 обладает удобным эргономичным хватом (анатомической формой рукоятки) – редкость в любительском сегменте. Поворотный экран может пригодиться при съемке из неудобных положений. D7500 – камера более высокого класса, с обновленной высокочувствительной матрицей, продвинутым модулем фокусировки и прочным корпусом. Экран у нее также подвижный, но наклоняется только в одной плоскости. И, наконец, D750 – полнокадровая зеркальная камера. Для дентальной съемки можно использовать любую из них. Мы бы сказали, что конкретно для этой задачи APS-C модели (D5600 или D7500) будут даже предпочтительнее, из-за меньшей цены и большей глубины резкости APS-C формата. Если же вы хотите использовать камеру не только как рабочий инструмент, но и для собственного удовольствия, то полнокадровая D750, конечно, раскроется здесь с лучшей стороны: высокая светочувствительность «полного кадра» гарантирует отсутствие шумов при съемке с естественным светом, а меньшая глубина резкости делает фотографии по-настоящему объемными. Объективы 60 и 105 мм, кстати, можно вполне успешно использовать для съемки портретов и других фотосюжетов, а также для съемки видео.

Наборы Nikon Dental kit 2019 года уже доступны для заказа на нашем сайте и в розничных магазинах «Яркий фотомаркет».

Nikon: Я помогаю профессионалам

www.yarkiy.ru

зачем, что требуется, как настроить камеру, что снимать (видео) – Стоматологический портал Стоманет.ру

Д-р Рина Вадиа (Reena Wadia), практикующий в Лондоне стоматолог, делится в этом ролике рядом советов для коллег, которые хотели бы внедрить в свою работу дентальную фотографию. Рина рассматривает как вопрос необходимости фотографирования в стоматологии, так и чисто практические аспекты: что нужно для начала, как настроить камеру для тех или иных ракурсов. Краткое руководство для начинающих, позволяющее быстро внедрить в практику дентальную фотографию.

Подписывайтесь на наш канал на YouTube: Канал стоматологического портала Stomanet.ru

Советы, касающиеся материально-технического оснащения, начинаются с 46-й секунды ролика, вопросы настроек камеры – с отметки 3:19. В общем и целом, Рина рекомендует следующее.

  1. Тип камеры — SLR, однообъективный зеркальный фотоаппарат. отличное качество снимков, оптимальную эксплуатацию света, возможность снимать на коротком расстоянии и задавать настройки вручную.
  2. Если вы берёте камеру только для дентальной фотографии, корпус («тушка») большого значения не имеет.
  3. Критически важный компонент – объектив. Он должен позволять делать снимки на близком расстоянии (макросъёмка).
  4. Во рту очень темно, поэтому без вспышки в дентальной фотографии не обойтись. Рекомендуется применять кольцевую вспышку, так как она позволяет получить чёткий снимок без теней.
  5. Также вам понадобятся: карта памяти, запасные аккумуляторы, сумка для камеры, в которую можно поместить всё необходимое.
  6. Прочие аксессуары – ретракторы, зеркала и контрасторы.

Настройки камеры для съёмки зубов (дентальной фотографии)

  1. Под вашим контролем – диаметр отверстия в диафрагме, через которое свет попадает на матрицу и запечатлевает на ней изображение. Диаметр называется «апертурой» (aperture) или «фокусным числом» (focal number, f-number). Чем меньше фокусное число, тем больше диаметр отверстия. С ростом фокусного числа растёт и глубина резкости. Рекомендованные значения фокусного числа:
    – съёмка лица — f8;
    – съёмка губ и зубов — f13-16;
    – съёмка внутри ротовой полости — f22-29.
  2. ISO (светочувствительность) выставляйте на 100 или 200,
  3. Скорость затвора — 1/160,
  4. Баланс белого — автоматический или “вспышка”.

Ракурсы в дентальной фотографии

  1. Сначала сделайте снимки лица (без очков и украшений). Фон выбирайте однотонный, камеру ставьте на уровне лица пациента и просите его смотреть прямо перед собой. Можно также сделать пару снимков естественного состояния лица пациента.
  2. Возможный следующий шаг – кадр естественную улыбку пациента и кадр максимально широкой улыбки.
  3. Далее – непосредственно снимки зубов. В кадре:
    – передние зубы с ретракторами;
    – левый и правый щёчные сегменты;
    – окклюзионные поверхности верхней и нижней дуг;
    – любые другие области/зубы, представляющие интерес.

Д-р Рина Вадиа активно делится опытом, мнением и снимками в своём блоге и социальных сетях. Подписывайтесь:

Ознакомьтесь и с другими материалами о дентальной фотографии, которые мы сделали для вас:

Не менее полезными в вашей практике будут и стоматологические плакаты от Stomanet.ru:

http://lavka.stomanet.ru

Каждый из них разработан с целью не только информировать пациента, но и побуждать его чаще обращаться к вам. Бесплатная доставка по России, оплата со счёта юр. лица, банковской картой, электронными деньгами.

Присылайте нам свои ролики, которыми вы хотели бы поделиться с коллегами! Поможем с обработкой, опубликуем и донесем до тысяч стоматологов.

Поделитесь материалом с друзьями и коллегами:

Читайте также:

stomanet.ru

Основы дентальной фотографии

Визуализация с помощью качественных фото – важный инструмент для полноценной диагностики, составления плана лечения и коммуникации с пациентом. Если вы давно хотите освоить дентальную фотографию и не знаете, с чего начать – не переживайте: это не так сложно, как кажется. Разберем основные моменты, которые помогут вывести вашу стоматологическую практику на новый уровень.

 

 

Преимущества работы с фотографией

Хорошее фотооборудование – недешевое удовольствие и решиться на дополнительные траты непросто. Но плюсы такого приобретения все-таки перевешивают и действительно помогают в работе.

1. Прозрачность общения с пациентом. Наглядная демонстрация дает возможность доступно объяснить проблему, обсудить ее решение и исключить недопонимание. Пациент сам увидит весь процесс, сможет сравнить ситуацию «до» и «после» и не будет задавать вопросы, почему лечение обошлось в определенную сумму.

2. Составление собственного архива работ. Фотоархив дополнит карточку пациента и позволит досконально отслеживать состояние его полости рта. Также это будет полезно для анализа собственного развития как специалиста и проработки недочетов.

А еще архивные фотографии аналогичных случаев помогут показать пациенту, каких результатов можно добиться и убедят его в необходимости рекомендуемого вами плана лечения.

3. Продуктивная коммуникация с зубным техником. Например, в вопросе подбора цвета конструкции при протезировании. Человеческий взгляд не всегда способен уловить мелкие отличия полутонов, к тому же цветовосприятие у всех разное. Правильно настроенные высокоточные объективы идеально считывают цвета и исключают риск промаха в цвете из-за человеческого фактора.

4. Возможность делиться кейсами с коллегами. Вы наверняка подписаны на тематические сообщества стоматологов в социальных сетях или принимаете участие в конференциях. Обсуждения клинических случаев эффективнее и интереснее именно при демонстрации качественной картинки. К тому же легче показать, чем объяснять все на словах.

5. Самореклама. Если вы занимаетесь продвижением клиники или своего личного бренда, качественный контент – то, что нужно для завоевания аудитории. Рекламные картинки из фотобанка вряд ли кого-то убедят, а вот пример успешного решения конкретной проблемы станет честным инструментом привлечения новых клиентов.

Итак, преимущества мы определили. Теперь перейдем непосредственно к оборудованию.

 

 

Выбор оборудования

В техническое оснащение стоматологического кабинета подойдет хороший однообъективный зеркальный фотоаппарат (SLR). Использование цифровых компактов ухудшает качество снимка и не передает нужную информацию. Зеркальная камера намного быстрее и обеспечивает:

  • отличное качество снимков;
  • оптимальное использование света;
  • четкую настройку параметров;
  • комфортную съемку на коротком расстоянии.

Выбор марки не принципиален. Берите то, что нравится, но предпочтение отдайте известному производителю: Nikon, Canon. Sigma, Sony. Кроп-камеры будет вполне достаточно: например, присмотритесь к Nikon D90, D7100 и D3400, Canon 70D, 60D, EOS 350D и аналогичным.

В дентальной фотографии большую роль играет объектив для макросъемки – важнейшая конструктивная деталь фотоаппарата, обеспечивающая качественную передачу изображения на матрицу. Максимальный комфорт в работе подарит объектив с фокусным расстоянием 100 мм и внутренней фокусировкой. Пример подходящих моделей – Nikon AF-S 105 mm f/2.8 VR Micro, Sigma AF 105 mm f/2.8 EX DG OS HSM MACRO.

Следующий элемент, без которого не обойтись – вспышка. Оптимальным вариантом считается кольцевая, которая монтируется прямо на объектив и дает бестеневое ровное освещение. Также популярны двойные вспышки, которые лучше захватывают текстуру и топографию. Стоит присмотреться к следующим моделям: Sigma EM-140 DG Macro, Canon Macro Ring Lite MR-14 EX, Raylab R-10TTL, Nikon Speedlight Commander Kit R1C1, Remote Kit R1.

Если вы решите не покупать отдельную вспышку, а пользоваться штатной, докупите рассеиватель: он поможет избежать появления засветов и темных зон. Хорошим выбором станет насадка для дентальной макросъемки Kit Macro Canon.

Не забудьте сразу приобрести аксессуары: запасные аккумуляторы, карту памяти, сумку для принадлежностей. Также вам понадобятся ретракторы, контрасторы, боковые и окклюзионные зеркала.

 

 

Как провести съемку

Рекомендуем сначала выставить следующие базовые настройки, которые потом можно подкорректировать под себя уже в процессе:

  • диафрагма – f8 для съемки лица, f13-16 – для губ и зубов, f22-29 – для внутриротовой полости;
  • ISO (светочувствительность) – 100 или 200;
  • Скорость затвора – 1/160;
  • Баланс белого – автоматический или «вспышка».

Наиболее распространенные ракурсы:

  • лицо в профиль и в анфас, с улыбкой и без нее;
  • улыбка крупным планом;
  • передние зубы с ретрактором;
  • левый и правый щечные сегменты;
  • окклюзионные поверхности верхней и нижней дуг;
  • верхние и нижние резцы на просвет с контрастором.

Съемка внутриротовой полости – довольно сложный процесс для тех, кто не имел опыта в фотографии. Несколько советов, которые помогут вам все сделать отлично.

1. При макросъемке переведите настройки фотоаппарата и объектива в ручной режим. В этом случае лучше не использовать автофокус.

2. Располагайте контрастор в области первых или вторых моляров на достаточном расстоянии от фотографируемых зубов. Это позволит избежать появления светлых пятен на контрасторе из-за отражения зубов.

3. Чтобы прямое и размытое изображение фотографируемых зубов не попадало в композицию снимка, окклюзионное зеркало должно практически лечь на зубы противоположной челюсти. Такой принцип актуален и при внутриротовом фотографировании с боковым зеркалом.

4. Если зеркало запотевает во время съемки, нагрейте его струей теплой воды и попросите пациента ненадолго задержать дыхание.

5. При работе с окклюзионным зеркалом в кадр не должен попадать нос. Для этого передние зубы по оси должны быть у края изображения, а зубная дуга – равномерно занимать все поле снимка.

6. Перед фотосъемкой просушите зубы и десны воздухом, чтобы минимизировать присутствие слюны.

7. Для регистрации флуоресценции зубов и реставрации установите на камере светочувствительность на максимум и выключите вспышку.

 

Наше резюме

Стоит ли тратить на дентальную фотографию время и силы? Определенно, да.

Во-первых, визуализация с помощью фото – ценное дополнение карточки пациента, необходимое для составления анамнеза, выбора корректного плана лечения и последующего наблюдения. Привычка фотографировать свои работы поможет вам создать портфолио из всех ваших клинически случаев.

Во-вторых, это полезный образовательный инструмент в общении с пациентом. Вовлеченный в процесс пациент ответственно прислушивается к рекомендациям врача, лучше понимает все стадии лечения.

stomshop.pro

Сложные Вопросы Внутриротового Фотографирования • OHI-S

Е. А. ПАЧИНА

врач-стоматолог
частная практика, клиника Da Vinci

Итак, у нас уже имеется зеркальная фотокамера с макрообъективом и макрофотовспышкой. Прежде чем приступать к фотографированию, следует разобраться с «меню» камеры.

Это важно, так как позволит при необходимости очень быстро поменять нужный параметр. Вся дентальная фотография выполняется в ручном режиме настройки параметров фотографирования, или «М» (мануальный). В этом режиме для каждого вида съемки, интересующего стоматолога, существуют определенные настройки.

Выставив нужные настройки на фотокамере и вспышке, рекомендуется сделать пробные фотографии. Их анализ позволяет сделать выводы о том, правильно ли подобраны параметры фотографирования для данного вида съемки. Как показывает практика, достаточно однажды откалибровать камеру при определенных условиях освещения, и выставленные значения ISO, выдержки, размера диафрагмы, баланса белого и мощности вспышки будут актуальны всегда, требуя лишь незначительной корректировки. Значения этих параметров можно сохранить и в дальнейшем не тратить драгоценное время доктора в поисках наилучшей экспозиции для того или иного вида съемки. Не менее важно правильно расположить пациента в кресле. Удобно, когда он находится в горизонтальном положении и угол наклона кресла меняется в зависимости от ракурса фотографирования. Поскольку данный вид съемки проводится без использования штатива, очень важно, чтобы доктор находился в устойчивом положении, и камера не балансировала в его руках. Для того чтобы пропорции размера зубов не изменялись, важно правильно расположить ось объектива к фотографируемой плоскости. Очень важен угол, под которым выполняется фотографирование. Если камера будет располагаться слишком низко, то на полученном снимке будет создаваться впечатление укорочения зубов во фронтальном отделе.

При слишком высоком положении камеры — наоборот. Для выполнения зеркальных фотоснимков ось объектива располагается перпендикулярно передней части зеркала.

Что касается выбора фотовспышки, стоить обратить внимание, что в данном разделе преимущественное количество зеркальных фотоснимков. Для них рекомендовано использовать кольцевую макрофотовспышку, так как свет от нее идет параллельно оптической оси. Это обстоятельство позволяет снимать недоступные объекты глубоко в полости рта. Если же вы являетесь владельцем сегментарной макрофотовспышки, нужно максимально близко расположить источники света к объективу, чтобы сделать зеркальный фотоснимок.

Для внутриротовой съемки потребуются аксессуары. О них подробным образом было написано ранее. Важно помнить, что в кадре нежелательно появление ретракторов, краев зеркала, пальцев ассистента, носа и отраженных зубов. Порядок фотографирования зубов доктор определяет для себя самостоятельно.

Важным пунктом процесса фотографирования является знание точек фокусировки. Для этого необходимо определить точку в центре фотографируемого пространства и сфокусироваться немного дистальнее нее. В этом случае удастся получить максимальную глубину резкости.

Перед тем как приступить к фотографированию, пациенту подробно рассказывают о предстоящих действиях. Некоторые манипуляции могут вызвать дискомфорт, и поэтому лучше, если он будет предупрежден об этом заранее.

 ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 1. Пример точки фокусировки. Желтым цветом обозначен центр изображения. Зеленым — точка фокусировки. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 2. Пример точки фокусировки. Желтым цветом обозначен центр изображения. Зеленым — точка фокусировки. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 3. Пример точки фокусировки. Желтым цветом обозначен центр изображения. Зеленым — точка фокусировки.

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЗУБОВ

Для этого вида съемки необходимо с помощью ретрактора отодвинуть губы и щеки от зубов. Ретрактор мягких тканей удерживает ассистент либо сам пациент. Выполняется серия фотоснимков при полном смыкании зубов и при разных степенях дезокклюзии. При необходимости выполняются снимки с использованием фотоконтрастера.

«Для предотвращения появления бликов в области режущего края камеру немного наклоняют в сторону шейки зуба. Это приводит к смещению бликов на другие участки зуба, что позволяет визуализировать скрытые оптические характеристики» (Aesthetic & Restorative Dentistry: Material Selection & Technique Douglas A. Terry, DDS, Willi Geller, MDT, 2013).

Но такое положение камеры может дать ложное представление о форме зубов, поэтому подобные фотоснимки могут быть использованы только для анализа внутренних эффектов зуба.

 ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 4. Съемка фронтальной группы зубов при полном смыкании. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 5. Схема съемки фронтальной группы зубов при полном смыкании. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 6. Съемка фронтальной группы зубов с использованием фотоконтрастера. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 7. Схема съемки фронтальной группы зубов с использованием фотоконтрастера. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 8. Положение камеры для предотвращения появления бликов в области режущего края.

СЪЕМКА ФРОНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЗУБОВ ПОД УГЛОМ 45 И 90 ГРАДУСОВ

Этот вид съемки подразумевает использование ретракторов мягких тканей и фотоконтрастеров для боковых групп зубов. Губные ретракторы фиксируют в полости рта, на стороне, противоположной камере, располагают фотоконтрастер. При невозможности расположить два ретрактора мягких тканей во рту пациента поступают следующим образом. С одной стороны располагают ретрактор, а с другой ретракцию проводят фотоконтрастером, выполненным из жесткого материала. При фотографировании камера располагается под углом 45 или 90 градусов по отношению к саггитальной плоскости.

 ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 9. Съемка фронтальной группы зубов с использованием фотоконтрастера под углом 45 градусов. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 10. Схема съемки фронтальной группы зубов с использованием фотоконтрастера под углом 45 градусов.

ОККЛЮЗИОННЫЕ СНИМКИ ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Для данного вида съемки необходимы окклюзионное зеркало и фотоконтрастер.
Они подбираются индивидуально под размер зубного ряда пациента. Контрастер должен быть изготовлен из жесткого материала, для того чтобы изогнутым краем легко отодвинуть губу и щеки от альвеолярного отростка и зубов.

Это предотвращает попадание в кадр мягких тканей, носа и усов. Зеркало позиционируется таким образом, чтобы в отражение попадал весь зубной ряд. Если в арсенале доктора не находится нужного размера зеркала, фотографирование можно произвести по сегментам, а впоследствии сопоставить снимки. Пациент проинструктирован дышать через нос во избежание запотевания зеркальной поверхности. Слегка изменяя положение зеркала и угла его наклона, мы можем получить снимки окклюзионной поверхности режущего края фронтальной группы зубов и их небной поверхности.

 ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 11. Съемка окклюзионной поверхности зубов верхней челюсти. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 12. Схема съемки окклюзионной поверхности зубов верхней челюсти. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 13. Съемка окклюзионной поверхности режущего края фронтальной группы зубов. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 14. Схема съемки окклюзионной поверхности режущего края фронтальной группы зубов.

ОККЛЮЗИОННЫЕ СНИМКИ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

При помощи губных ретракторов отодвигают мягкие ткани от зубов и альвеолярного отростка. Окклюзионное зеркало нужного размера располагается во рту таким образом, чтобы язык был прижат ко дну полости рта или отодвинут им как ретрактором кзади. Запотевание отражающей поверхности можно предотвратить, если ассистент заранее согреет зеркало или периодически будет направлять воздух из пистолета на его плоскость. Немного изменяя положение зеркала, можем получить дополнительные снимки окклюзионной поверхности режущего края резцов и клыков, а также их язычной поверхности.

 ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 17. Съемка окклюзионной поверхности зубов нижней челюсти. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 18. Съемка окклюзионной поверхности зубов нижней челюсти.

САГГИТАЛЬНАЯ ЩЕЛЬ. ВИД С ОККЛЮЗИОННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Для получения данного снимка проводится ретракция мягких тканей. Окклюзионное зеркало имеет полулунную вырезку на одной из боковых граней. Именно этой вырезкой обращаем зеркало к альвеолярному отростку нижней челюсти. Меняя угол наклона зеркала, добиваемся нужного отражения в нем.

 ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 19. Сагиттальная щель. Вид с окклюзионной поверхности. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 20. Схема съемки сагиттальной щели. Вид с окклюзионной поверхности.

СЬЕМКА БОКОВЫХ ГРУПП ЗУБОВ. ЩЕЧНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

Губной ретрактор располагают в полости рта, на стороне, противоположной камере, — специальное узкое зеркало, предназначенное для съемки боковых групп зубов. Следовательно, с одной стороны ретракция выполняется губным ретрактором, с другой стороны — зеркалом. Зеркало позиционируется таким образом, чтобы в отражение попадали интересующие доктора элементы зубочелюстной системы. Из всех видов съемки этот является самым неприятным для пациента, поскольку края зеркала могут травмировать слизистую щеки или альвеолярного отростка. Как показывает практика, пациенты меньше чувствуют дискомфорт, если сами удерживают зеркало и самостоятельно контролируют силу ретракции.

Как уже было сказано в предыдущей статье, данный вид фотографирования достаточно сложен. И не всегда удается запечатлеть дистальный и фронтальный отдел боковой проекции на одном снимке. В таком случае подобный вид съемки можно провести в два этапа. Первый: съемка сегмента, в который входит несколько зубов, моляры и премоляры. Второй: съемка сегмента, в который входит фронтальный отдел.

 ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 21. Съемка щечной поверхности боковых групп зубов. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 22. Схема съемки щечной поверхности боковых групп зубов.

СЪЕМКА БОКОВЫХ ГРУПП ЗУБОВ. ЯЗЫЧНАЯ И НЕБНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

Предварительно выполняется ретракция мягких тканей. Получить снимки язычной и небной поверхности зубов помогает специальное зеркало. Оно имеет вырезку на боковой грани, что упрощает позиционирование зеркала в полости рта. 

 ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 23. Съемка язычной поверхности боковых групп зубов. ВНУТРИРОТОВОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯРис. 24. Съемка язычной поверхности боковых групп зубов.

Таблица 1. Рекомендуемые настройки зеркальной фотокамеры.

ИНТРАОРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА
УЛЫБКА, МИНИЭСТЕТИКА
ПОРТРЕТ
ПРЕДМЕТНАЯ ФОТОСЪЕМКА

ISO

100-400

100-400

100-400

100-400

диафрагма

22-32

около 16

около 8

8-22

выдержка/скорость

200

200

200

200

фотовспышка

1/4

½-1/4

1/1

1/1-1/4

фокусировка

режим «М» (manual)

режим съемки

режим «М» (manual)

контроль фотовспышки

режим «М» (manual)

баланс белого

Kelvin «К» 5560 или ручная настройка

формат изображения

в повседневной практике jpg, в «особых» случаях RAW

размер изображения

Large «L»

ohi-s.com

Фотоаппарат для макросъемки в стоматологии – Выбор комплекта для внутриротовой фотосъемки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх