Где живут ительмены: происхождение народа, где и как живут, фото

происхождение народа, где и как живут, фото

Ительмены — древнейший северный народ, предки которого поселились в Камчатском регионе 15 000 лет назад. Гены, мифология и обряды объединяют их с североамериканскими индейцами. Бытовые и семейные привычки шокируют, составляя самобытную ительменскую культуру.

Название

Ительмены — искаженное, адаптированное для русского звучания самоназвание народа итәмән, или итэнмэн. Переводы имеют похожее значение с разными оттенками: «тот, кто существует», «живущий здесь», «сущий». В XIX столетии этноним был зарегистрирован лишь у части народа, живущей на северо-западе региона. Ощущая единство, между собой ительмены называли себя именем рода, общности или местности: кшаагжи, кыхчерен, чупагжу, бурин, лингурин, кулес. Русские колонизаторы называли все народности региона камчадалами.

Где живут, численность

В XVIII столетии, по официальным данным, численность ительменов составляла 12 000, нынешние исследователи считают — нескольких десятков тысяч. Меньше чем за сотню лет их стало на 30% меньше из-за завезенных иностранцами болезней: горячки, оспы, сифилиса.
По данным переписи 2010 года, число ительменов в России составляет 3093 человека. Больше всего проживает в Камчатском крае — 2296 человек, Магаданской области — 643 человека. Незначительное число представителей народности зарегистрировано в Чукотском и Корякском АО.

Язык

Ительменский язык входит в состав чукотско-камчатской семьи, имеет три схожих диалекта. На протяжении истории существовал в устной форме: серьезные попытки создать письменность стали предприниматься лишь в последние десятилетия. Сегодня изучается в национальных школах, на нем издаются газеты, вещает местное радио. По данным переписи, языком владеет 18% представителей народности, большинство старшего поколения.

История

Территория нынешнего проживания ительменов начала заселяться еще 15 тысяч лет назад: по землям проходили, частично оседая, древние племена островов северной части Тихого океана, Дальнего Востока, Сибири. Ительмены — древнейшее коренное население региона, образовавшееся путем смешения древних народов с эскимосами, алеутами, айнами.
В XVIII веке территории были колонизированы русскими, порядок в ительменских селениях устанавливали казаки. В 1720-1740 года происходит повсеместная христианизация народа, воспринимавшаяся неохотно. С приходом советской власти регион стал активно заселяться русскими, коренное население вытеснили на север, ассимилировали.

Внешность

Антропологи относят ительменов к арктической малой расе, принадлежащей к типу северных монголоидов. Ученые нашли схожие гены у индейцев североамериканского племени навахо и аляскинских тлинкитов. Визиты ительменов к оставшимся представителям племен подтвердили наличие схожих элементов в культуре, обрядах, мифологии.

Путешественники XVIII-XX веков отмечали непрезентабельную, отталкивающую, внешность ительменов. Они никогда не мылись, не стригли ногти, не расчесывали волосы, не чистили зубы, постоянно контактировали с рыбой, что сказывалось на их аромате и внешнем виде.
Среди определяющих черт внешности отмечали:

  • низкий рост;
  • темную пигментацию кожи;
  • менее выраженные, чем у соседей, монголоидные черты;
  • слабый рост бороды и растительности на теле;
  • косолапость;
  • большой рот с пухлыми выступающими губами;
  • неуклюжесть;
  • бегающие глаза;
  • выступающие скулы;
  • цепкие и тонкие руки.

Ительмены отличались выносливостью, могли без одышки долгое время бегать, выполнять тяжелую работу. Несмотря на антисанитарию, отличались богатырским здоровьем и долголетием: средний возраст составлял 60-75 лет.

Одежда

Зимняя одежда обоих полов одинакова: двухслойные оленьи шубы до колен или до пят, мехом внутрь и наружу. Наружный слой красили в коричневый цвет корой ольхи. Из оленьей шкуры делали штаны, обувь и меховые чулки. Летом в качестве материала применяли шкуры ластоногих. Домашней одеждой мужчин служила набедренная повязка, женщины надевали комбинезоны. В холода голову покрывали меховыми капюшонами, капорами, летом шапочками из перьев, бересты.

Семейный уклад

К приходу русских на Камчатку среди ительменов главенствующую роль играл мужчина, однако значительное место занимали пережитки матриархата. Женщин не обижали, всячески почитали, исполняли любые прихоти.
Сохранился обычай «отработки» потенциального жениха в доме невесты. Мужчина переселялся в юрту приглянувшейся девушки, где на правах слуги выполнял любую работу. Иногда «служба» затягивалась на несколько лет, причем согласия невесты на женитьбу не означала. Парадокс: во время совместного проживания при «отработке» потенциальные муж и жена предавались плотским утехам.

Препятствием к женитьбе выступал и свадебный обряд. Когда мужчина решал, что послужил уже достаточно и завоевал симпатии невесты, он предлагал провести обряд «Хватай». Выбранной девушке плотно связывали веревками ноги, опутывали ее сетями и наряжали в несколько слоев одежды. Цель жениха — распутать оковы и прикоснуться к ее лону.
Задача осложнялась собравшимися вокруг невесты родственницами женского пола, препятствовавшими совершению обряда. Они били, кусали, царапали мужчину не в шуточной форме, а в полную силу. Часто обряд заканчивался серьезными травмами: тогда после залечивания ран ритуал повторялся. Если цель достигнута, невеста произносила «ни-ни»: после брак считался заключенным.
Невинность в мире ительменов не относилась к числу добродетелей, нравы в общинах стояли свободные. Разрешались браки внутри рода между кузенами, активно практиковался левират и полигамия. Единственное препятствие к многоженству — обычай сватовства, поэтому ительмены предпочитали заводить легкие, не обязывающие ни к чему отношения. Разрешалось это мужчинам и женщинам.
Если ительмен решался завести вторую жену, он просил разрешения у первой. Если дамы нравились друг другу, начинали жить вместе большой семьей. В противном случае, муж постоянно переходил из одной юрты в другую. Отказывать мужчине не решались: мог уйти насовсем, развод не считался постыдным.

Жилище

Ительмены селились родовыми общинами от 15 до 100 человек, называвшимися остожки. Во главе общины стоял старейшина, в его жилище проходили общие собрания, обсуждались важные вопросы. Социального неравенства у народности не было: роль старейшины ограничивалась большим вниманием к его советам.

Зимой родовая община жила в одном общем доме: полуземлянке, выкопанной вглубь на 1,5 метра, огороженной небольшим округлым навесом с крышей, покрытой дерном, снегом. Его называли юртой, вдоль боковых стен размещались спальные места: нары, положенные на землю циновки. В дальнем углу размещали деревянного идола, хранителя рода.
В центре разводили очаг, дым выходил в окошко верхней боковой части: через него же спускались в жилище мужчины. Для женщин и детей строили боковой лаз: сквозь него пробираться внутрь удобнее.
Летом селились в шалашах, обустроенных на четырех шестах высотой до 4 м. Четырехугольные шалаши имели крышу конической формы. Издалека поселения ительменов выглядели как города с башнями. Пришедшие казаки толковали причудливую форму по-своему, называя жилища балаганами. Между шестами свободно гулял ветер: место использовали для сушения, вяления рыбы. Рядом возводили простые наземные постройки для чистки рыбы.

Жизнь

Основное занятие ительменов — речная рыбная ловля лососевых пород. Промысел занимал длительный период с апреля по ноябрь. Рыбу ловили сетями, неводами, ставили ловушки. Существовал обряд «Первой рыбы»: косу, сплетенную из лососевой икры первого улова с травами, опускали в воду против течения с наговорами о богатом новом рыболовном сезоне.

Морской промысел развит слабо: ловили мойву, корюшку, зимой навагу. Но морскому богу Митгу, хозяину моря, молились усердно. Ительмены считали, что благожелательное к ним настроение божества даст богатый рыбный улов. Охотились на ластоногих: тюленей, морских котиков. Стрелами с ядовитыми наконечниками убивали китов. В пищу использовали мясо и жир, шкуры шли на изготовление обуви, из костей и бивней делали клинки, наконечники для стрел, иглы.
Зимой охотились на суше, добывали снежных баранов, соболей, лисиц, оленей. До контактов с русскими колонизаторами пушной мех не имел высокой ценности: использовался для пошива одежды, ритуальных обрядов. Из шкур оленей шили теплые шубы, штаны, зимнюю обувь, использовали для покрытия нарт, лыж. Медведь считался священным животным: после убийства проводили медвежий праздник, традиционный для северных народов, приносили хозяину леса дары. Охотились с собаками, их любили больше других животных: хорошо кормили, тренировали, использовали в качестве ездовых.

Религия

Религиозные верования ительменов разнообразны: анимизм, шаманизм, фетишизм, тотемизм. Народ верил: земля плоская, в нижней части находится «подземное небо», где время года противоположное ительменскому. Единого бога не существовало, мир населяло множество духов:

  1. хозяев
  2. покровителей
  3. помощников
  4. спутников
  5. вредителей

Главный герой мифов — Бог-Ворон Кутх, творец неба и земли, присутствующий в верованиях северных народов, индейцев. Забавно, но ительмены его не почитали: сочиняли нелепые и скабрезные истории о его приключениях. Властителем подземного мира считали сына Кутха по имени Гаеч, а его шпионами в мире живых — ящериц. Чтобы они не передали владыке вести о жизни народа, встречавшихся ящериц разрубали на мелкие куски.

Ительмены верили: живые существа, от человека до мухи, после смерти возрождаются в подземном мире, где начинают жить лучше. Смерть не страшила: при малейшем недовольстве реальностью ительмены с легкостью шли на самоубийство. После пришествия казаков, сильно осложнивших быт, начались массовые самоубийства. Отличавшийся сообразительностью народ подметил, что казаки после смерти, по их рассказам, попадают на небо. А значит, в подземном мире докучать возродившимся северным жителям не будут.

Традиции

Большую роль для ительменов играла дружба: традиция посвящения в лучшие друзья необыкновенно причудливая. Выбранный кандидат приезжал в гости к будущему другу, готовящему к визиту роскошный пир и жарко топившему чум. Оба заходили в жилище, раздевались догола, кандидат начинал трапезу, хозяин подливал воду на раскаленные камни, как в бане.
Когда гость начинал просить о пощаде, у него забирали привезенные вещи, одежду, собак. Взамен давали обноски и больных животных. Через некоторое время менялись ролями: после ответного визита дружба считалась скрепленной навеки.

Еда

Основу рациона ительменов составляла рыба лососевых пород. Национальное блюдо — юкола: разделанный на 6 частей высушенный лосось. Икру сушили с корой деревьев, ей и юколой питались всю зиму. Шокирующее современного человека блюдо, слывшее любимым деликатесом ительменов — заквашенные в специальных ямах или бочках рыбьи головы. Когда они достигали явного душка, их промывали и ели с особым удовольствием.

В отличие от других народов Камчатки, ительмены подвергали рыбу термической обработке. Поскольку металлических котлов не знали, придумали хитроумный способ: в деревянные емкости с водой бросали раскаленные на огне камни. Реже рыбу запекали на огне, коптили. Солить начали лишь с приходом русских: трудность доставки соли не благоприятствовала этому способу заготовки.
Ительменские женщины занимались собирательством грибов, кореньев, трав, кедровых орехов, ягод. Хлеб заменяли луковицами сараны, истолченными с голубикой: иностранцы отмечали приятный вкус этого блюда.

Видео

Народ ительмены. Традиции ительменов, религия, язык, одежда и жилища

Факты

Численность в РФ — 2596 человека

Основной регион — Камчатский край

Родной язык — ительменский

Владение родным языком — .

Истоки — Камчатка

Содержание:

  1. Происхождение народа ительмены
  2. Язык
  3. Религия и обычаи народа ительмены
  4. Культура народа
  5. Жилище народа
  6. Внешность народа

Ительмены – народ, проживающий на полуострове Камчатка, преимущественно в Тигильском и Мильковском районах Камчатского края и в Петропавловске-Камчатском (2361 человек, 2010 год), а также в Магаданской области (600 человек, 2010 год).  По данным Переписи населения 2020 года — 2596. 

Происхождение народа ительмены

Ительмены — народ в России, представители которого с давних пор проживают на полуострове Камчатка. Самоназвание — ительмень, итэнмън, которое в большинстве случаев переводится как «местный житель». Разговаривают жители народа на своем языке – ительменском, который исторически относится к чукотско-камчатской группе.

Принято считать, что ительмены как отдельный народ начали формироваться во время мезолитической культуры, когда путешествующие охотники-рыболовы искали места, где остановиться. Культурные истоки начинаются с восточной Монголии. Оттуда местная культура стала распространяться на восток Сибири и северо-восток азиатских стран. Ранняя племенная культура начала образовываться на стадии неолита на северо-востоке Азии. Первой из таких культур стала тарьинская, появившаяся в центральных и южных регионах Камчатки. Многие специалисты считают, что именно ительмены стали ее наследователями. Культурное наследие ительменов во многом пришло из других регионов и даже стран, по культуре и традициям они больше похожи на приамурские, приморские и североамериканские.

Ко времени прихода русских на Камчатку в конце 17 века ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. В XX веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание ительменов. Увеличивается интерес к языку, культуре, традиционному быту, а также возрастает численность — с 1,1 до 2,5 тыс. человек.

Язык

Язык ительменов принадлежит исторически к чукотско-камчатской группе и делится на три диалекта:

  • Седанкинский.
  • Хайрюзовский.
  • Напанский.

На сегодняшний день произношение многих слов изменилось из-за употребления русского и корякского языков. В настоящее время местные жители могут разговаривать на двух языках. Русский язык используется преимущественно для общения среди жителей, межэтнических связей и преподавания в школах.

Только 18,8% из всех ительменов, преимущественно пожилые люди, до активно используют в быту ительменский язык.

В 1932 году была предпринята первая попытка разработать и внедрить ительменскую письменность. Вопрос решили только в 80-ые годы.

Религия и обычаи народа ительмены

Религиозные традиции и обряды ительменов основываются на:

  • анимизме — почитание подземного мира после смерти, где находятся злые и добрые духи;
  • тотемизме — веровании в родство с различными животными, поклонение «богам» леса и моря.

После того как в 1747 году большинство жителей были обращены в христианство посредством крещения, стали почитаться православные обычаи: проводится крещение младенцев, венчание в церкви, отпевание умерших. На данный момент религия ительменов преимущественно православная.

После крещения детям стали преимущественно давать русские имена. Ительмены были прихожанами камчатских церквей, поэтому они получили фамилии от служителей духовенства.

Среди некоторых представителей народа до сих пор достаточно широко распространено шаманство. Развито поклонение киту и касатке, волку и медведю.

Народ ительмены каждый год отмечает праздник Ал­хала­лай, на котором едят рыбу. Также существуют Медвежий праздник, когда мужчины ходят на охоту на медведя. Во время праздникв Хантай, который отмечается осенью, устанавливается антропоморфный столб – изображение хранителя жилища Хантая.

Культура народа

Культура ительменов во многом зависит от влияния соседних народов. Например, в Корякском автономном округе в школах обучают родному языку. В селах Ковран и Хайрюзово построены школы, работают клубы, организован детский ансамбль «Сузвай». Также традиционный ансамбль «Эльвель» выступает в Российской Федерации и за границей.

С 1989 года начали выпускаться первые сборники с загадками и поэзией на ительменском. Позже начали печататься другие произведения народной литературы.

Музыкальное и художественное мастерство народа ярко можно наблюдать на ежегодном праздновании «Алхалалай». Это праздник, наполненный различными обрядами, заканчивает хозяйственный цикл года. Во время празднования в обрядовой форме разыгрываются стародавние мифы о сотворении мира и проводятся ритуалы, связанные с благодарением сил природы.

Традиционное занятие — рыболовство (главным образом ловят рыбу лососёвых пород). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены использовали орудия из камня, кости, рога и дерева, знали гончарство.

Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте часто использовали ступательные лыжи-ракетки.

Носили ительмены закрытую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины — комбинезоны — рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины — кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.

Наиболее развитые виды прикладного искусства — вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развито танцевальное искусство.

Жилище народа

Жилище ительменов зимой — полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом — свайный шалаш пирамидальной формы (один на семью). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни.

Внешность народа

Специалисты в антропологии относят ительменов к арктической малой расе, типу северных монголоидов. Согласно исследованиям ученых, ительмены обладают теми же генами, что индейцы североамериканского племени навахо и аляскинские тлинкиты.

Среди самых примечательных черт можно отметить:

  • невысокий рост и смуглую кожу;
  • неярко выраженный монголоидный разрез глаз;
  • негустую бороду у мужчин;
  • крупный рот с большими губами;
  • выступающие скулы;
  • тонкие пальцы.

ительменов | люди | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Ительмены в России Профиль группы народов

Введение / История

Ительмены — одна из самых малочисленных народностей Севера, а также одна из древнейших. «Ительмен» означает «житель суши, человек». Название впервые было использовано русскими исследователями Камчатки Г. Стеллером и Крашенниковым примерно в конце 1730-х гг. Их также называют камчадалами, потому что они живут на Камчатке. Происхождение ительменов неизвестно, но известно, что они коренные жители Камчатки. Некоторые люди говорят, что они переселились сюда тысячи лет назад из материковой Азии. В 1697, население ительменов составляло 12 680 человек, но в 1738 г. оно сократилось до менее 9 000 человек из-за заразных болезней (оспа и др.).

Ительменский язык не похож ни на что другое; относится к чукотско-камчатской группе палое-азиатских языков. Количество носителей языка уменьшается; например, в 1979 г. в качестве говорящих ительменов было зарегистрировано около 350 человек, то есть столько же, сколько и в 1959 г. В советский период ительмены получили свою письменность. Единый алфавит был создан для скандинавских народов в 1930, который состоял из 28 символов на основе латинского алфавита. В Хабаровске был создан ительменский алфавит, состоящий из 27 знаков.


Где они расположены?

У ительменов нет своего района из-за малочисленности населения; однако они живут в основном между Седанкой и Сопочным на западном побережье полуострова Камчатка. Климат муссонный, средняя температура января -11°С, июля +12°С. В 1950-х годах их собрали в более крупные села, потому что количество колхозов росло.


Какова их жизнь?

Ительмены, как правило, речные рыболовы и охотники за пушниной, а все остальное, например охота, второстепенно. Они хранили различные дикорастущие травы и корни для еды и лекарств. Наряду с хранением вещей, они делали сети, тканые коврики и некоторые другие предметы домашнего обихода. Они также стали следовать примеру русских и начали использовать железные инструменты, рыболовные сети, новую утварь и одежду. Ительмены селились на реке рядом со своими сородичами с общими промысловыми угодьями. Вся семья жила бы в полуземлянке. Большинство названий их фортов произошли от названий рек, на которых они были построены. Их лидера называли старейшиной форта. Все решения о жизни вокруг форта, все мероприятия и их празднования обсуждались в доме старейшин форта. Постепенно они начали мириться с присутствием русских в своих городах; со временем у них начались смешанные браки, которые затем создали группу камчадалов.


Каковы их убеждения?

Одним из их религиозных верований является фетишизм: мужчины и женщины носят амулеты в виде идолов. Они также практикуют шаманизм и хотят понять все, включая природные явления и духов, которые живут вокруг них. Когда они почитали этих духов, это было напрямую связано с предположением, что это повлияет на их материальное благополучие. Они поклонялись духу моря, давшему человеку рыбу. В ноябре устраивали праздники «очищения» духа моря. Они также поклонялись огню, который представлялся как святыня. Они верили, что мир вечен, а души бессмертны. Предком, создателем нации, считался Ворон (Кутха). Все их поверья и приметы имели свою жизненную роль. Например, старые домики и будки весной не разберешь, потому что было много «юкольских мотыльков».

Где живут ительмены: происхождение народа, где и как живут, фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх