Хроматические контрасты.
Одновременный хроматический контраст – возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического. Вид контраста, при котором изменяется не только светлота, но и цветовой тон и насыщенность, а у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок. Серое пятно на красном фоне позеленеет, на желтом – посинеет. Желтый цвет в окружении красного позеленеет, станет лимонно желтым, на зеленом фоне покраснеет. Если цвет находится в окружении хроматических, то к нему примешивается (по закону оптического смешения) цвет, близкий к дополнительному цвету окружения.
Чем больше насыщен по цвету окружающий фон, тем большее влияние оказывает он на расположенный в его окружении или на соседний цвет. Контраст будет более заметным, если окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно или предмет.
Контраст взаимодополнительных цветов.
При сопоставлении
дополнительных цветов не возникает
восприятия новых оттенков, а происходит
взаимное повышение насыщенности и
яркости, пока они занимают сравнительно
большую площадь зрения.
Дополнительные пары цветов:
зеленый — красный, желто-зеленый – фиолетово-красный,
желтый – фиолетовый, желто-оранжевый – фиолетово-голубой,
оранжевый – голубой, красно-оранжевый – зелено-голубой.
При рассматривании с боле далекой дистанции в силу вступает закон оптического смешения цветов и цвета тускнеют.
Краевые контрасты.
Однотонно гладкие
цветные поверхности, находясь в цветовом
окружении, в силу его контрастного
влияния кажутся неравномерно цветными.
На любой поверхности можно усмотреть
множество оттенков, заполняющих каждый
малый участок поверхности. Наиболее
сильный контраст наблюдается по границам
соприкосновения цветовых пятен –
явление краевого контраста.
Ахроматический (светлотный) краевой контраст – возникает в местах, где светлое поле соприкасается с более темным. Светлое поле на границе с темным кажется еще светлее, а темное – темнее, что создает впечатление неравномерной окрашенности того и другого поля и эффект рельефности. Наблюдая объемный светлый предмет на более темном фоне, можно заметить посветление затененной части предмета по линии ее соприкосновения с фоном. Если, изображая данный предмет на таком фоне пренебречь посветлением в теневой части предмета, то снизиться рельефность изображения. Если же усилить это посветление, то форма в изображении покажется искаженной: светлый край в тени будет казаться не уходящим вглубь, а выступающим вперед.
Хроматический краевой контраст.
При хроматическом
контрасте границы соседних цветов
изменяются: желтое пятно на границе с
красным позеленеет, но чем дальше оно
отступает от красного, тем слабее эффект
пограничного контраста. Для того чтобы
действие пограничного контраста исчезло,
нужно иметь между контрастирующими
цветами узкую темную или светлую полоску.
В орнаментальных композициях, где несколько плоскостей, различных по цвету, светлоте, примыкают друг к другу, они обводятся, как правило, белым, черным или серым контуром. Контур мешает действию краевого контраста.
Если имеется небольшое светлое пятно на темном фоне, то пограничный контраст почти отсутствует.
Хроматический контраст — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Cтраница 1
Хроматический контраст лучше всего наблюдается тогда, когда оба цвета имеют средний уровень светлоты. Когда фон и фигура темные, контраст менее заметен вследствие пониженной чувствительности глаза к восприятию цветности при низких значениях яркости цветов. При высоких светлотах фона и фигуры хроматический контраст также менее заметен, что объясняется более слабой реакцией глаза в этих условиях в соответствии с законом Вебера-Фехнера.
[1]
При одновременном хроматическом контрасте ахроматические цвета воспринимаются хроматическими или наблюдается изменение цветового тона и насыщенности хроматических цветов. Серая фигура на желтом фоне будет казаться синеватой, а лежащая на зеленом фоне — розоватой. [2]
Таким образом, при хроматическом контрасте всякий цвет под влиянием окружающих его хроматических цветов изменяется так, как будто бы к нему добавлен в некотором количестве цвет, являющийся дополнительным к цвету фона. [3]
Насыщенность цвета фона также влияет на восприятие хроматического контраста. На цветном фоне малой насыщенности он проявляется заметнее, чем на фоне высокой насыщенности, объясняется это кажущееся противоречие следующим образом. На фоне высокой насыщенности ахроматическая фигура приобретает более насыщенный цвет, чем на фоне с малой насыщенностью. Однако ввиду большой разницы в насыщенностях фона и фигуры в первом случае изменение цвета фигуры визуально менее заметно по сравнению с фигурой, лежащей на малонасыщенном фоне.
[4]
При большой разнице в светлотах фона и фигуры хроматический контраст менее заметен. В этих условиях одновременно с хроматическим проявляется и светлотный контраст, снижающий восприятие хроматического контраста. [5]
Из рассмотренных примеров следует, что возникающий при хроматическом контрасте цвет является приблизительно дополнительным к цвету, первоначально воздействовавшему на глаз. [6]
Для одновременного контраста цветов характерны следующие закономерности: 1) чем больше светлота фона отличается от светлоты цвета фигуры, тем в большей степени проявляется светлотный контраст; 2) чем ближе светлота цвета фигуры к светлоте фона, тем сильнее проявляется хроматический контраст. [7]
Цветов пятна и фона должна быть как можно меньше. Во-вторых, хроматический контраст оказывается более сильным, если площадь пятна невелика. В-третьих, надо помнить, что восприятие цвета объекта изменяется с изменением фона. Так, красный цвет на сером воспринимается как красный, на белом — как бордовый, на черном — как красновато-розовый, на зеленом — как красно-малиновый, на голубом и синем — как алый, ярко-красный. В ряде случаев меняется и воспринимаемый цвет фона; так, красный фон как бы синеет, если поместить на нем желтое пятно.
[8]
Явление, связанное с изменением цвета, находящегося в окружении другого, носит название одновременного контраста. Такой контраст наблюдается в двух видах: цветового, или хроматического контраста, когда под влиянием цвета, окружающего некоторое цветовое поле, может измениться цветовой тон или чистота поля, и светлотного контраста, когда под влиянием цвета, окружающего некоторое поле, может измениться светлота ( яркость) этого поля. [9]
При большой разнице в светлотах фона и фигуры хроматический контраст менее заметен. В этих условиях одновременно с хроматическим проявляется и светлотный контраст, снижающий восприятие хроматического контраста
.
Хроматический контраст лучше всего наблюдается тогда, когда оба цвета имеют средний уровень светлоты. Когда фон и фигура темные, контраст менее заметен вследствие пониженной чувствительности глаза к восприятию цветности при низких значениях яркости цветов. При высоких светлотах фона и фигуры хроматический контраст также менее заметен, что объясняется более слабой реакцией глаза в этих условиях в соответствии с законом Вебера-Фехнера. [11]
Страницы: 1
Что такое хроматическая контрастная чувствительность?
С возрастом ваши глаза претерпевают множество изменений. Например, вы можете заметить, что вам труднее видеть при тусклом свете, вести машину ночью или видеть при ярком свете. Это означает, что вы испытываете снижение люминесценции или контрастной чувствительности свет/темнота [1]. Когда это происходит, вы изо всех сил пытаетесь увидеть объект, поскольку освещение меняет интенсивность [2].
Но есть еще один тип контрастной чувствительности, который может меняться с возрастом: хроматическая контрастная чувствительность. Хроматическая контрастная чувствительность относится к вашей способности видеть контраст между цветами [3]. По мере того, как ваша хроматическая контрастная чувствительность снижается, цвета выглядят менее яркими, а мир вокруг вас выглядит немного размытым и менее четким. Думайте об этом, как о просмотре телевизора стандартной четкости вместо телевизора высокой четкости. Вместо того, чтобы видеть каждую щетину на подбородке супергероя, как вы могли бы видеть на телевизоре высокой четкости, вы едва можете сказать, что у него тень на 5 часов.
Снижение контрастной чувствительности может происходить по многим причинам. Контрастная чувствительность имеет тенденцию к естественному ухудшению с возрастом [4]. Чрезмерное воздействие синего света от светодиодных ламп и цифровых устройств, таких как смартфоны, планшеты, экраны компьютеров и телевизоры, также может негативно повлиять на контрастную чувствительность [5]. Ухудшение контрастной чувствительности может даже быть признаком более серьезных заболеваний глаз, таких как катаракта, глаукома, дегенерация желтого пятна или диабетическая ретинопатия [4;6]. Вот почему, если вы заметили изменения в своем зрении, вам следует обратиться к своему окулисту, чтобы проверить вашу контрастную чувствительность.
Врачи обычно используют таблицу контрастной чувствительности Пелли Робсона, которая содержит буквы темного цвета вверху и постепенно светлеющие к низу. Чем светлее становятся буквы, тем меньше они контрастируют с белым фоном, а значит, людям с низкой контрастной чувствительностью их труднее увидеть [7].
Если вы боретесь с низкой контрастной чувствительностью, это может негативно сказаться на вашей жизни несколькими способами. Это может вызвать дискомфорт при вождении в ночное время. Это также может подвергнуть вас риску получения травмы, потому что вам становится труднее видеть такие вещи, как бордюры и ступеньки, что увеличивает ваши шансы упасть [7].
К счастью, контрастность можно улучшить. Раньше врачи считали, что если ваша контрастная чувствительность ухудшилась, пути назад уже нет, но недавние исследования доказали обратное [6]. На самом деле, исследование 2009 года показало, что видеоигры могут улучшить вашу контрастную чувствительность [8].
Исследования также показывают, что антиоксиданты, такие как лютеин, мезо-зеаксантин и зеаксантин, могут поддерживать здоровую контрастную чувствительность [9; 10; 11]. Это потому, что эти антиоксиданты используются для создания так называемого макулярного пигмента [12]. Макулярный пигмент представляет собой набор каротиноидов, обнаруженных в вашей сетчатке [12]. Он защищает сетчатку от вредного воздействия синего света, поэтому здоровый уровень макулярного пигмента связан с лучшим общим состоянием здоровья глаз и контрастной чувствительностью [12].
Ваше тело не может самостоятельно производить антиоксиданты, используемые для создания макулярного пигмента [13]. Итак, чтобы убедиться, что ваш макулярный пигмент в изобилии, вам необходимо снабжать свое тело достаточным количеством лютеина, мезо-зеаксантина и зеаксантина. Добавки — отличный способ сделать это. Если вы хотите поддержать свои глаза каротиноидной добавкой, подумайте о том, чтобы попробовать Lumi Shield, жидкую добавку, содержащую мезо-зеаксантин, лютеин и зеаксантин в идеальном научно подтвержденном соотношении 10:10:2.
Если вы ищете быстрое решение проблемы низкой контрастной чувствительности, смена рецепта на очки также может помочь противодействовать потере контрастной чувствительности, а также ношение линз с желтым оттенком в условиях низкой освещенности [6].
Контрастная чувствительность играет важную роль в здоровом зрении, поэтому делайте все возможное, чтобы улучшить или сохранить свою контрастную чувствительность. Таким образом, вы сможете продолжать видеть мир таким, каким он должен был быть — в ярких цветах и с высокой детализацией.
Источники:
[1] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2932653/
[2] https://jamanetwork.com/journals/jamaophthalmology/article-abstract/ 2678792?redirect=true
[3] https://link.springer. com/referenceworkentry/10.1007%2F978-3-642-27851-8_17-1
[4] https://www.ncbi.nlm. nih.gov/pmc/articles/PMC5384124
[5] http://www.pointsdevue.com/article/blue-light-scientific-evidence-patient-care
[6] https://www.aoa. org/Documents/optometric-staff/Articles/Contrast-Sensitivity.pdf
[7] http://www.allaboutvision.com/eye-exam/contrast-sensitivity.htm
[8] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2921999/
[9] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26720458
[10] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28425969
[11] https: //www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27367585
[12] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3725486/
[13] https://www .ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3705341/
Центральный механизм хроматического контраста
. 2000;40(23):3173-80.
doi: 10.1016/s0042-6989(00)00167-x.
С К Шевелл 1 , J Wei
принадлежность
- 1 Факультеты психологии, офтальмологии и визуальных наук, Чикагский университет, 939 East 57th St.
, 60637, Чикаго, Иллинойс, США. [email protected]
- PMID: 11008136
- DOI: 10.1016/s0042-6989(00)00167-x
Бесплатная статья
С.К. Шевелл и соавт. Видение Рез. 2000.
Бесплатная статья
. 2000;40(23):3173-80.
doi: 10.1016/s0042-6989(00)00167-x.
Авторы
С К Шевелл 1 , Дж Вэй
принадлежность
- 1 Факультеты психологии, офтальмологии и визуальных наук, Чикагский университет, 939 East 57th St.
, 60637, Чикаго, Иллинойс, США. [email protected]
- PMID: 11008136
- DOI: 10.1016/s0042-6989(00)00167-x
Абстрактный
Цветовой вид источника света можно изменить, введя второе окружающее поле. Это явление, называемое хроматической индукцией, ослабляется хроматическими вариациями в отдаленной области за пределами окружающего пространства [Shevell & Wei (19).98). Vision Research, 38, 1561-1566]. Теперь мы рассмотрим местонахождение нервного механизма, опосредующего затухание, вызванное отдаленным хроматическим контрастом. В первом эксперименте величина хроматической вариации в удаленной области изменяется либо: (i) в том же глазу, который смотрит на пятно, оцениваемое по цвету; или (ii) только в противоположном глазу. Измерения практически одинаковы в обоих случаях, что означает, что ослабление хроматической индукции опосредовано центральным бинокулярным механизмом. Во втором эксперименте участок с его непосредственным индуцирующим окружением изменяется по бинокулярному несоответствию по сравнению с удаленным участком с хроматическими вариациями. Патч и окружение, видимые вместе в одной плоскости глубины, воспринимаются как находящиеся впереди, позади или в той же плоскости, что и удаленная область с хроматическими вариациями. Затухание хроматической индукции наиболее сильное, когда заплата и окружение находятся в той же плоскости глубины, что и удаленная область. Это изменение внешнего вида цвета с несоответствием согласуется с центральным бинокулярным процессом. В целом, измерения цветопередачи объясняются монокулярным кодированием хроматических различий на краях и центральным бинокулярным механизмом управления усилением хроматического контраста.
Похожие статьи
Разделение монокулярных и бинокулярных нервных механизмов, опосредующих хроматические контекстуальные взаимодействия.
Д’Антона А.Д., Кристиансен Д.Х., Шевелл С.К. Д’Антона А.Д. и соавт. Дж. Вис. 2014 17 апр;14(4):13. дои: 10.1167/14.4.13. Дж. Вис. 2014. PMID: 24744449 Бесплатная статья ЧВК.
О бинокулярной суммации хроматического контраста.
Симмонс DR, Королевство FA. Симмонс Д.Р. и соавт. Видение Рез. 1998 апр; 38 (8): 1063-71. doi: 10.1016/s0042-6989(97)00272-1. Видение Рез. 1998. PMID: 9666966
Хроматическая индукция с отдаленным хроматическим контрастом различалась по величине, пространственной частоте и цветности.
Барнс С.С., Вей Дж., Шевелл С.К. Барнс С.С. и соавт. Видение Рез. 1999 г., октябрь; 39 (21): 3561-74.
doi: 10.1016/s0042-6989(99)00062-0. Видение Рез. 1999. PMID: 10746126
Цветовой контраст: механизм, способствующий постоянству цвета.
Херлберт А., Вольф К. Херлберт А. и др. Прог Мозг Res. 2004; 144:147-60. doi: 10.1016/s0079-6123(03)14410-x. Прог Мозг Res. 2004. PMID: 14650846 Обзор.
Стабильность соответствия сетчатки при нормальном бинокулярном зрении.
Вик Б. Вик Б. Optom Vis Sci. 1991 г., февраль; 68 (2): 146–58. doi: 10.1097/00006324-199102000-00011. Optom Vis Sci. 1991. PMID: 2027655 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Разделение монокулярных и бинокулярных нервных механизмов, опосредующих хроматические контекстуальные взаимодействия.
Д’Антона А.Д., Кристиансен Д.Х., Шевелл С.К. Д’Антона А.Д. и соавт. Дж. Вис. 2014 17 апр;14(4):13. дои: 10.1167/14.4.13. Дж. Вис. 2014. PMID: 24744449 Бесплатная статья ЧВК.
Самая верная лекция: уроки цвета из пространства, времени и движения.
Шевелл СК. Шевель СК. J Opt Soc Am A Opt Image Sci Vis. 1 февраля 2012 г .; 29 (2): A337-45. doi: 10.1364/JOSAA.29.00A337. J Opt Soc Am A Opt Image Sci Vis. 2012. PMID: 22330398 Бесплатная статья ЧВК.
Эффекты контекста в тактильном восприятии шероховатости.
Кариманович М., Бергманн Тиест В.М., Капперс А.М. Кахриманович М. и соавт. Опыт Мозг Res. 2009 г.Апр; 194(2):287-97.
Хроматический контраст: Цветовой контраст, явление одновременного контраста цветов