Картье брессон: 404 | Артифекс

Содержание

Брессон | это… Что такое Картье-Брессон?

Картье-Брессон, Анри

Анри́ Картье́-Брессо́н (фр. Henri Cartier-Bresson) (22 августа 1908 — 3 августа 2004) — французский фотограф, один из выдающихся французских фотографов XX века. Отец фоторепортажа, фотожурналистики.

Содержание

  • 1 Творчество
  • 2 Биография
  • 3 Фотографии в коллекциях
  • 4 Книги Анри Картье-Брессона
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Фильмы
  • 8 Ссылки

Творчество

Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…

— сказал когда-то Брессон.

Биография

Матерью Анри была Марта Ле Вердьер (девичья фамилия), а отцом Андре Картье-Брессон. Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити.

Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье поступили учениками к Брессону и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Бизнес процветал, и имя «Картье-Брессон» стало в начале XX-го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.

Его назвали Анри в память о дедушке с отцовской стороны, он был старшим из пяти детей.

Живописью он интересовался с юности. В декабре 1913 Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввел его в мир искусства. К сожалению, дядя умер в 1915-м, но Анри продолжал следовать его советам. Он учился в ателье художника Андре Лота. Фотография Картье-Брессона во многом обязана его образованию как художника и графика.

В 1930 году, после начала обучения живописи и графики, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи (англ.

) в 1929 или 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики (Танзания)[1]. Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно написал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!». В том же году в Марселе он приобрел фотоаппарат фирмы Лейка, новинку тогдашнего рынка, так называемую «35-миллиметровую фотокамеру», легкую камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность.

Анри Картье-Брессон,
Франция, 1968—1969

Способности и методы работы Анри Картье-Брессона стали легендами в мире фотографии: например, он прославился за свою способность оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. Бликующие металлические части своего фотоаппарата он заклеил черной изолентой, чтобы они не блестели. Он всегда делал законченный снимок в момент съемки: он никогда не изменял, не кадрировал сделанную фотографию. Также он известен тем, что старался снимать любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения, которое он называл

«решающим моментом», широко известное выражение в фотографическом мире, которое для Картье-Бресснона означало

моментальное распознавание, в долю

секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию

Об отношениях Картье-Брессона со временем Линкольн Кирштейн (англ.

), писатель и специалист в области культуры и искусства, говорил, что Картье-Брессон

постоянно боксировал со временем, время было одновременно противником и товарищем … чтобы быть пораженным и нокаутированным; они танцуют вокруг мгновения, ожидая открытия, чтобы зафиксировать его, остановить, победить

Но для т. н. решающего момента, не только пойманного, но и эстетично зафиксированного, необходима большая чувствительность и понимание природы человека, которыми Анри Картье-Брессон обладал в высочайшей степени. В 1952-м году словосочетание решающий момент сделалось названием его книги.

В 1947-м Картье-Брессон со своими коллегами Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром (en:David Seymour), Джорджем Роджером (en:George Rodger), Марией Айснер (en:Maria Eisner), Биллом Вандивартом и Ритой Андиверт основал содружество фотожурналистов — агентство Magnum Photos.

В 1954-м музей Лувр организовал свою первую выставку фотографий, и фотографом был Картье-Брессон.

Он выставлял свои работы в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств.

Он фотографировал как обычных людей, так и важных персон и значительные события XX-го века. Вот только некоторые известные личности, которых он снимал: Ирен и Фредерик Жолио-Кюри (1944), Анри Матисс (1944), Альбер Камю (1944), Поль Валери (1946), Уильям Фолкнер (1947), Труман Капоте (1947), Хоан Миро (1953), Жан Ренуар (1960), Андре Бретон (1961), Мэрилин Монро (1961), Ролан Барт (1963), Коко Шанель (1964), Жан-Поль Сартр, Эзра Паунд (1970), Луи Арагон (1971).

Анри Картье-Брессон был женат дважды: в 1937-м на Ратне Мохини, танцовщице, приехавшей из Джакарты (с которой развелся в 1967-м), и в 1970-м на фотографе Мартине Франк (en:Martine Franck), у которой от него родилась дочь Мелани (Melanie).

Он умер 3 августа 2004-го года в Montjustin (Альпы Верхнего Прованса, Франция).

Фотографии в коллекциях

Работы Анри Картье-Брессона находятся в коллекциях музеев во всем мире. Право приобрести «Основную Коллекцию» работ было предоставлено 385 печатным изданиям, выбранным в 1979 году Анри Картье-Брессоном:

  • Bibliothèque Nationale de France, Paris, France.
  • De Menil Collection, Houston, Texas, USA.
  • University of Fine Arts , Osaka, Japon.
  • Victoria and Albert Museum, Londres, Royaume Uni.
  • Maison Européenne de la Photographie, Paris, France
  • Musée Carnavalet, Paris, France
  • Museum of Modern Art, New York, Etats Unis
  • The Art Institute of Chicago, Etats Unis
  • The Getty Museum, Los Angeles, Etats Unis
  • International Centre of Photography, New York, Etats Unis
  • The Philadelphia Art Institute, Philadelphia, Etats Unis
  • The Museum of Fine Arts, Houston, Etats Unis
  • Kahitsukan Kyoto Museum of Contemporary Art, Kyoto, Japon
  • Museum of Modern Art, Tel Aviv, Israel
  • Stockholm Modern Museet, Suède

Книги Анри Картье-Брессона

  • 1947. The Photographs of Henri Cartier-Bresson. Text by Lincoln Kirstein, Museum of Modern Art, New York.
  • 1952. The Decisive Moment. Texts and photographs by Henri Cartier-Bresson. Cover by Henri Matisse. Simon & Schuster, New York. French edition
  • 1954. Les Danses à Bali. Texts by Antonin Artaud on Balinese theater and commentary by Béryl de Zoete Delpire, Paris. German edition
  • 1955. The Europeans. Text and photographs by Henri Cartier-Bresson. Cover by Joan Miro. Simon & Schuster, New York. French edition
  • People of Moscow. Thames and Hudson, London. French, German and Italian editions
  • 1956. China in Transition. Thames and Hudson, London. French, German and Italian editions
  • 1958. Henri Cartier-Bresson : Fotografie. Text by Anna Farova. Statni nakladatelstvi krasné, Prague and Bratislava.
  • 1963. Photographs by Henri Cartier-Bresson. Grossman Publisher, New York. French, English, Japanese and Swiss editions
  • 1964. China. Photographs and notes on fifteen months spent in China. Text by Barbara Miller . Bantam Books, New York. French edition
  • 1968. The World of HCB. Viking Press, New York. French, German and Swiss editions
  • 1969. Man and Machine. commissioned by IBM. French, German, Italian and Spanish editions
  • 1970. France. Text by François Nourissier. Thames and Hudson, London. French and German editions
  • 1972. The Face of Asia. Introduction by Robert Shaplen. Published by John Weatherhill (New York and Tokyo) and Orientations Ltd. (Hong Kong). French edition
  • 1973. About Russia. Thames and Hudson, London. French, German and Swiss editions
  • 1976. Henri Cartier-Bresson. Texts by Henri Cartier-Bresson. History of Photography Series. History of Photography Series. French, German, Italian, Japanese and Italian editions
  • 1979. Henri Cartier-Bresson Photographer. Text by Yves Bonnefoy. Bulfinch, New York. French, English, German, Japanese and Italian editions
  • 1983. Henri Cartier-Bresson. Ritratti. Texts by André Pieyre de Mandiargues and Ferdinando Scianna. Coll. » I Grandi Fotografi «. Gruppo Editoriale Fabbri, Milan. English and Spanish editions
  • 1985. Henri Cartier-Bresson en Inde. Introduction de Satyajit Ray, photographies et notes d’Henri Cartier-Bresson. Texte d’Yves Véquaud. Centre National de la Photographie, Paris. Editions anglaise
  • Photoportraits. Texts by André Pieyre de Mandiargues. Thames and Hudson, London . French and German editions
  • 1987. Henri Cartier-Bresson. The Early Work. Texts by Peter Galassi. Museum of Modern Art, New York. French edition
  • Henri Cartier-Bresson in India. Introduction by Satyajit Ray, photographs and notes by Henri Cartier-Bresson, texts by Yves Véquaud. Thames and Hudson, London . French edition
  • 1989. L’Autre Chine. Introduction by Robert Guillain. Collection Photo Notes. Centre National de la Photographie, Paris
  • Line by Line. Henri Cartier-Bresson’s drawings. Introduction by Jean Clair and John Russell. Thames and Hudson, London. French and German editions
  • 1991. . America in Passing. Introduction by Gilles Mora. Bulfinch, New York. French, English, German, Italian, Portuguese and Danish editions
  • Alberto Giacometti photographié par Henri Cartier-Bresson. Texts by Henri Cartier-Bresson and Louis Clayeux. Franco Sciardelli, Milan
  • 1994. A propos de Paris. Texts by Véra Feyder and André Pieyre de Mandiargues. Thames and Hudson, London . French, German and Japanese editions
  • Double regard. Drawings and photographs. Texts by Jean Leymarie. Amiens : Le Nyctalope. French and English editions
  • Mexican Notebooks 1934—1964. Text by Carlos Fuentes. Thames and Hudson, London. French, Italian, and German editions
  • L’Art sans art. Texte de Jean-Pierre Montier. Editions Flammarion, Paris. Editions allemande, anglaise et italienne
  • 1996. L’Imaginaire d’après nature. Textes de Henri Cartier-Bresson. Fata Morgana, Paris. Editions allemande et américaine
  • 1997. Europeans. Texts by Jean Clair. Thames and Hudson, London. French, German, Italian and Portuguese editions
  • 1998. Tête à tête. texts by Ernst H.Gombrich. Thames & Hudson, London. French,German, Italian and Portuguese editions
  • 1999. The Mind’s eye. Texts by Henri Cartier-Bresson. Aperture, New York. French and German editions
  • 2001. Landscape Townscape. Texts by Erik Orsenna and Gérard Macé. Thames and Hudson, London. French, German and Italian editions
  • 2003. The man the image and the world Texts by Philippe Arbaizar, Jean Clair, Claude Cookman, Robert Delpire, Jean Leymarie, Jean-Noel Jeanneney, Serge Toubiana. Thames and Hudson, London 2003. German, French, Korean, Italian and Spanish editions.

Примечания

  1. Репродукция этого снимка в разделе Википедии на языке эсперанто.

Литература

  • Assouline, Pierre. Cartier-Bresson. El Ojo del Siglo, (ISBN 84-8109-403-X), 400 стр. , Galaxia Gutenberg, Барселона, 2002. (Пер. на испанский Cartier-Bresson. L’oeil du siècle)
  • Bueno Ardila, Julian David, Henri Cartier-Bresson -El azar y el instante, ISBN 958-30-1704-3, Издательство: Panamericana Editorial, Богота, 2005
  • Great Photographers, из серии The Library of Photography, 246 стр., en:Time-Life, 1971, 1973, 1976.
  • Beceyro, Raúl. Henri Cartier-Bresson, (ISBN 968-5804-13-3), 68 стр., Независимый национальный университет Мексики, 1983.
  • Montier, Jean-Pierre. Henri Cartier-Bresson and the artless art, (ISBN 0-500-54204-X), 328 стр., Thames and Hudson, Лондон, 1995.
  • Bonnefoy, Yves. Henri Cartier-Bresson// Bonnefoy, Yves. Dessin, coileur et lumière. Paris: Mercure de France, 1995, p. 259-269.

Фильмы

  • Документальный фильм Хайнца Бютлера нем. Henri Cartier-Bresson — Biographie eines Blicks; 2003

Ссылки

  • Фонд Анри Картье-Брессона (на французском и английском)
  • Портреты в Национальной портретной галерее, Вашингтон (англ. )
  • Когда фотография стала искусством (на голландском)
  • Фото Картье-Брессона на сайте Магнум Фотос
  • Статья Анри Картье-Брессона «Решающий момент» (в пер. Татьяны Вайзер)

Выставка в Международном музее газеты в Ахене – DW – 15.10.2012

Ольга Солонарь

15 октября 2012 г.

Своими фотографиями, сделанными в СССР после смерти Сталина, в 1954 году, Анри Картье-Брессон удивил мир. 20 лет спустя он вновь испытал желание посетить эту страну.

https://p.dw.com/p/167bC

Реклама

Анри Картье-Брессон — один из самых известных фотографов 20-го столетия, его называют «отцом фоторепортажа и фотожурналистики». Выставка в Международном музее газеты в Ахене (Internationales Zeitungsmuseum) подчеркивает именно этот, журналистский, аспект в творчестве Картье-Брессона. Экспозиция под названием «Russia» объединяет фотографии, сделанные в СССР в 1954 году и 20 лет спустя.

Торжество момента

Анри Картье-Брессон родился в 1908 году во Франции и скончался на родине в 2004 году в возрасте 95 лет. В 1954 году он стал первым фотографом, побывавшим в Советском Союзе после смерти Сталина, как рассказал директор музея и куратор выставки Андреас Дюшполь (Andreas Düspohl). Снятые за время путешествия фотографии показали закрытую для иностранцев, неизвестную миру страну.

Какую картину увидел западный зритель? Неожиданную. Не хорошую или плохую, не радостную или печальную, а удивительно искреннюю, откровенную и попросту человечную. Черно-белые фотографии Картье-Брессона не подталкивают к интерпретациям в духе дуализма «белого» и «черного», добра и зла, а портретируют выразительные моменты реальности в их обезоруживающей откровенности.

Обезоруживающей эту откровенность можно назвать потому, что она заставляет замолчать внутренний голос зрителя, его знания, опыт, его предрассудки. Есть только фото и смотрящий на него человек, и неважно, какое нынче время и что он знает о происходящем «за кадром». Есть только мгновение, живое, выразительное, мимолетное, но столь красноречивое, что веришь — и не можешь не верить — только ему одному.

СССР в лицах и сценах

Фотография под названием «Городская жизнь», была сделана в Москве. Ее опубликовали в 1955 году на своих обложках популярные журналы в Германии, Франции и США. Снимок стал настоящей сенсацией. Причем, как подчеркивает Андреас Дюшполь, интересно проследить, сколь разной была интерпретация сцены на московской улице в разных странах. Американцы обратили внимание на простоту платьев двух девушек на переднем плане и очередь на трамвайной остановке, увидев в этом свидетельства бедности жизни. Французы были удивлены тому, что и в СССР любят мороженое, в то время как редакторы немецкого журнала Stern посчитали мороженщика абсолютно неважной фигурой и закрыли его логотипом еженедельника.

В общем, глазам миллионов читателей Западной Европы и США предстала живописная городская сцена. Следует отметить, что Картье-Брессон категорически отвергал постановочные фото, проводя много времени на улицах в поисках интересных «натуральных» сюжетов и композиции.

Напряжение, или, говоря словами самого Анри Картье-Брессона, «решающий момент», на фотографии «Городская жизнь» создается едва уловимым разговором двух девушек и бравых солдат, шагающих по направлению к ним. Интерес военных к юным дамам виден в повороте головы, взгляде, улыбке. Девушки же внешне заняты беседой, но в их расслабленных позах, нарочито безучастном взгляде зритель угадывает предвкушение, что к ним обратятся, их окликнут…

Так грозная, темная, малоизвестная страна, в которой десятилетиями царил террор, предстала Западу в неожиданно человечном облике через объектив великого фотографа.

Побеждает жизнь

Люди в фотографиях Картье-Брессона всегда на переднем плане. Правда, часто на них присутствуют и символы власти. Создается своеобразный диалог между жизнью и стремящейся контролировать ее идеологией. Диалог этот на снимках Анри Картье-Брессона выявляет контраст не в пользу властей предержащих. Они нелепо таращат глаза с портретов, барельефов и плакатов, ослепленные своей пресловутой важностью, в то время как на переднем плане играют дети, родители нежно держат на руках своих чад и кружится в танце молодежь.

На фотографии 1954 года, сделанной в столовой для рабочих, занятых на строительстве гостиницы «Метрополь» (снимок в начале статьи), виден портрет Ленина и разнообразные символы советской власти. Без них не обходился ни один «красный уголок», предназначенный для политпросвещения, то есть индоктринации жителей страны.

Однако вместо безликих масс на фото видны молодые люди, которые, следуя какому-то неизвестному для зрителя импульсу, стали вдруг танцевать — не обращая при этом внимания ни на неподходящую одежду, ни на незнакомого фотографа…

20 лет спустя

В 1972-1973 годах Анри Картье-Брессон снова посетил Советский Союз. «Мне вновь захотелось в Россию. Нет ничего более показательного, чем сравнить страну с ней самой, чтобы осознать различия и проследить объединяющую нить», — объяснил он позже.

На фотографиях начала 1970-х — демонстрация за мир, толпа женщин у прилавка универмага, с вожделением рассматривающая одну-единственную сумку, и нескончаемая очередь солдат к мавзолею Ленина. То, что со времени первого визита Картье-Брессона в СССР прошло 20 лет, видно по узнаваемым реалиям той эпохи. И все-таки дух времени передают не они, а мастерски запечатленный «диалог» человека с действительностью. В этом диалоге и видится связующее звено двух эпох российской истории, какими их донес до зрителя Анри Картье-Брессон.

Анри Картье-Брессон в 1988 годуФото: dpa

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Советский Союз»Совок»PhotokinaДень германского единстваНикита ХрущевВоссоединение ГерманииГанноверская ярмаркаРепарацииМузеи в Германии20 лет после СССРПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Анри Картье-Брессон — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, фотограф

Биография

Французский фотограф Анри Картье-Брессон считается классиком в своем деле. Репортажные и уличные снимки мастера стали эталоном для фотожурналистов всего мира. Умение уловить нить жизни, запечатлеть пронзительность момента и дыхание времени основывались на том, что художник не признавал фальши, желая показывать только чистую, неприкрашенную правду жизни.

Детство и юность

Анри родился в семье промышленников, которые занимались производством хлопковых ниток. «Картье-Брессон» была тогда известной торговой маркой, поставлявшей товар на разные континенты. Мальчик появился на свет 22 августа 1908 года и стал первенцем в семействе Марты Ле Вердьер и Андре Картье-Брессона, у которых позднее родились еще четверо детей.

Ребенок проявлял художественную одаренность с ранних лет. На его мировосприятие оказал влияние дядя Луи, по примеру которого мальчик занялся живописью и графикой. Мужчина погиб во время Первой мировой войны, однако его советы Анри сохранил в сердце навсегда. Начальное классическое образование будущий фотограф получал в католической школе, а творчеству обучался в студии педагога и художника Андре Лота. Отец надеялся, что сын окончит университет и войдет в семейный бизнес, однако у юноши имелись иные планы.

Первые фотоопыты Анри предпринял еще в 12 лет, снимая на подаренную родителями камеру Brownie Kodak, однако изначально становиться фотографом не планировал. Он усердно занимался графикой, заводил знакомства в творческих кругах, общался с представителями богемы и интересовался передовыми течениями искусства. В молодости Картье-Брессон отправился в Африку, где путешествовал, охотился и в итоге подхватил малярию, от которой едва не умер.

Личная жизнь

Мужчина впервые женился в 1937 году. Его избранницей стала танцовщица Ратна Мохини, с которой Картье-Брессон прожил в браке 30 лет. Спустя 3 года после развода француз устроил личную жизнь с англичанкой Мартиной Франк, которая тоже была фотографом. Новая супруга родила 64-летнему мужу дочку Мелани.

Творчество

Вернувшись из Африки в 1932 году, Анри впервые посмотрел на фотографию как на искусство и профессию. Разглядывая снимок троих африканских мальчишек, прыгающих в озеро Танганьики, Картье-Брессон пережил настоящее восхищение. Его поразила магия, подвластная фотоаппарату, — улавливать процесс жизни, брать краткий миг в свою ловушку. С тех пор парень заболел идеей и, купив камеру Leica, стал с напряжением охотиться за ценными кадрами.

Он ловил моменты, которые бы совмещали напряженность, непосредственность и правду жизни. Фиксация бесконечности в одном кадре — это сверхзадача, которую ставил перед собой фотохудожник. Совершенствуя мастерство, Анри стал публиковать репортажи во французских журналах. В 1930-е годы Картье-Брессон становится известным фотографом, чьи работы помещаются на зарубежных выставках, в частности, в 1935-м снимки француза экспонируются в Нью-Йоркской галерее Жюльена Леви.

Однако мужчина не останавливается на фотографии и решает овладеть профессией режиссера. Он снимает и монтирует пару политически окрашенных кинофильмов, а затем вновь с головой уходит в любимое дело. В начале Второй мировой войны француз попадает в немецкий плен, где проводит 3 года. Только с третьей попытки сумев сбежать, живет на родине по поддельным документам.

В 1945 году Картье-Брессон делает серию пронзительных снимков, посвященных возвращению военнопленных домой. Параллельно мужчина работает в сюрреалистическом жанре, а в 1947-м вместе с европейскими коллегами основывает фотожурналистское объединение «Магнум фото», призванное популяризировать репортажные съемки. Группа заявляла самые громкие амбиции — показать современную жизнь в разных уголках планеты через объектив фотокамеры. Под эгидой содружества Анри посещает множество стран, среди которых Индия, Пакистан, Бирма, Китай, Мексика, Япония, Куба, СССР, где художнику удается запечатлеть эпохальные моменты и создать похожие на шедевры портреты.

Француз снимает на улицах Москвы и Нью-Йорка, Шанхая и Рима. Героями его портретов становятся безымянные люди улиц и мировые знаменитости Мэрилин Монро, Жан-Поль Сартр, Уильям Фолкнер.

Смерть

В последние годы жизни мастер редко брался за фотоаппарат, предпочитая посвящать свободное время рисованию. Он жил в окружении семьи и любимых кошек, будучи признанным классиком фотоискусства, чьи работы хранятся в музейных коллекциях мира. Помимо этого, Картье-Брессону принадлежат десятки книг («Диалоги», «Воображаемая реальность» и др.), где он раскрыл секрет своего метода — быть в процессе съемки «невидимкой» и дожидаться «решающего момента», который наступает на пике эмоционального напряжения.

Анри дожил до 95 лет и умер в возрасте, когда до причины смерти уже не доискиваются, поскольку неумолимое время берет свое. Биография фотохудожника оборвалась 3 августа 2004 года в альпийском Монжюстене.

Работы

  • 1944 – «Анри Матисс, рисующий с натуры голубей»
  • 1944 – «Портрет Альбера Камю»
  • 1945 – «Ребенок, освобожденный из концлагеря, Дессау — Германия»
  • 1949 – «Последний день раздачи золота Куомитангом. Шанхай — Китай»
  • 1951 – «Дети, играющие в ковбоев, Рим — Италия»
  • 1952 – «Улица Rue Mouffetard, Париж»
  • 1954 – «Рабочий завода ЗИЛ в СССР»
  • 1960 – «Мэрилин Монро»
  • 1961 – «Негров не пускают в театр»
  • 1965 – «Ахмадабад — Индия»
  • 1972 – «Армения. Гости в деревне на озере Севан»

Классика Картье-Брессона возвращается, но его решающий момент уже позади | Анри Картье-Брессон

«В этом мире нет ничего, что не имело бы решающего момента, — писал клирик и мемуарист XVII века кардинал де Рец, — и шедевр хорошего управления — это знать и использовать этот момент».

Сегодня идея решающего момента является синонимом определенного вида фотографии, примером которого является великий европейский мастер Анри Картье-Брессон. Он использовал эту фразу в названии своей — и европейской фотографии — самой известной книги, изданной в Америке в 1919 году.52. (Параллельное французское издание интригующе называлось Images a la Sauvette — Images on the Run.) обойдется вам в 2750 фунтов стерлингов) «Решающий момент» наконец-то переиздан. Шестьдесят два года спустя он по-прежнему несет вес своей первоначальной важности, даже если понятие решающего момента больше не господствует, как когда-то; постановочная фотография, концептуальные стратегии и изображения, обработанные цифровым способом, сделали ее старомодной, за исключением пуристов, фотожурналистов и уличных фотографов.

О том, что «Решающий момент» принадлежит другому времени, сразу свидетельствует его обложка, которая является не фотографией, а подписью Анри Матисса, который предложил разработать дизайн обложки, когда Картье-Брессон показал ему макет. (Культурный Картье-Брессон также дружил с Жаном Кокто и Жоаном Миро, которые три года спустя разработали обложку для своей книги «Европейцы».) была первой авторской и отредактированной книгой Картье-Брессона — 1947-е «Фотографии Анри Картье-Брессона» были каталогом выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1947 году, вместе с Робертом Капой и Дэвидом «Чимом» Сеймуром, Картье-Брессон вместе с Робертом Капой и Дэвидом «Чимом» Сеймуром основал ныне известное фотоагентство «Магнум». Он также лучше осознавал ценность своего обширного архива, который он тщательно просмотрел, чтобы выбрать 126 изображений, включенных в книгу.

Он разделен на два хронологических и географических раздела: первый охватывает период с 1932 по 1947 год и состоит из фотографий, сделанных на западе; второй охватывает период с 1947 по 1952 год и снимался в основном на востоке. Сегодня у фотографа больше шансов перейти от фотожурналистики к искусству (не в последнюю очередь потому, что именно в этом заключаются большие деньги), но Картье-Брессон придерживался противоположного курса. Как отмечает куратор Клеман Шеру в своем эссе для нового издания, Картье-Брессон до появления Magnum был одержим формой и созданием своего фирменного стиля. После «Магнума» — и после Второй мировой войны — он был вынужден создавать изображения, которые имели большее значение с точки зрения их социального и политического, чем эстетического значения.

Решающий момент прежде всего закрепил этот термин в коллективном фотографическом сознании, сформировав несколько последующих поколений фотографов. То, что Картье-Брессон понимал под решающим моментом, лучше всего поясняет знаменитая цитата из его длинного предисловия к книге: «Фотография — это одновременное распознавание в долю секунды значения события, а также точного организация форм, которые придают этому событию его надлежащее выражение».

Франция. Париж. Площадь Европы. Вокзал Сен-Лазар. 1932 г. Фотография: Анри Картье-Брессон/Magnum Photos

Картье-Брессон всегда подчеркивал важность композиции и любил «инстинктивно фиксировать геометрический узор», в который вписывался выбранный объект. Идея о том, что он поджидал кого-то, кто войдет в предварительно составленный кадр, может объяснить его необычайную частоту попаданий, но она противоречит французскому названию «Образы в бегах», которое предполагает прямо противоположное.

Решающий момент стал идеальной секундой для нажатия затвора. В этом контексте его лучше применить, скажем, к Гарри Виногранду или Джоэлу Мейеровицу, фотографам, которые рыскали по улицам в поисках правильного сочетания света, действия и выражения, а не узоров и геометрии.

В наводящем на размышления эссе, опубликованном в прошлом году в London Review of Books, Габи Вуд написала: «Причина, по которой его фотографии сейчас часто кажутся оцепенело-безличными, заключается не только в том, что они знакомы. А то, что они так здорово составлены, так чертовски правильны, что в них нет ничего сырого, и ты ловишь себя на мысли: не было бы интереснее, если бы его моменты были чуть менее решающими?» Возможно, но тогда он не был бы тем Картье-Брессоном, которого мы знаем, — и его влияние не было бы столь широким. Нетерпение Вуда также может быть связано с этим затянувшимся влиянием. Картье-Брессон продолжает отбрасывать длинную тень на общественное, если не на современное фотографическое сознание. Я бы даже сказал, что для многих людей, проявляющих мимолетный интерес к фотографии, он почти единолично представляет фотографию: что она должна делать и, что более проблематично для поколения молодых художников, неустанно сомневающихся в ее значении в сверхопосредованный мир – что это такое.

Для меня интересным в переиздании Решающего момента является то, что это произошло слишком поздно. Книга стала историческим артефактом. Он закрепляет идею фотографии, которая больше не актуальна, но продолжает существовать в качестве бесспорного критерия в глазах общественности: черно-белая, проницательная наблюдательность, тщательно составленная, очаровательная. Цвета и концептуализма могло и не быть, настолько устойчива эта модель фотографии вне мира самой современной фотографии.

То, что Картье-Брессон имеет историческое значение, не подлежит сомнению: он был мастером, если не мастером, как утверждают его сторонники. Но «Решающий момент», несмотря на его красоту и совершенство, принадлежит другому фотографическому времени, в отличие, скажем, от «Американцев» Роберта Франка или даже «Путеводителя» Уильяма Эгглстона. В то время как Картье-Брессон своим живописным взглядом подтверждал традиционное, Фрэнк и Эгглстон сигнализировали о будущем, их фотографии сообщали о более глубоких и мрачных повествованиях, направляемых их посторонними глазами. С того места, где мы сейчас стоим — и смотрим — это решающие моменты в фотографии 20-го века, их иконоборческие способы видения и формирования фотографии, как мы ее сейчас понимаем. Можем ли мы действительно сказать то же самое о «Решающем моменте»?

6 Анри Картье Брессон Советы по стилю фотографии для получения лучших фотографий

Автор: ExpertPhotography

А- А+

Скачать как PDF

Подпишитесь ниже, чтобы скачать статью немедленно

Вы также можете выбрать свои интересы для бесплатного доступа к нашему обучению премиум-класса:

Основы бизнеса

Шпаргалки

Детская фотография

Красочные городские пейзажи

Состав

Творческая фотография

Креативные концепции портрета

Цифровые фотоколлажи

Сказочная портретная фотография

Фотография еды

Интерьерная фотография

Редактирование ландшафта

Пейзажная фотография

Обработка Lightroom

Пресеты Lightroom

Длинная выдержка

Макрофотография

Фотография Млечного Пути

Моя камера и фотография

Органический маркетинг

Домашние животные

Фотография товара

Фотография неба

Социальные сети

Натюрморт

Интервальная съемка

Туристическая фотография

Городская фотография

Фотография дикой природы

Ваша конфиденциальность в безопасности. Я никогда не поделюсь вашей информацией.

Анри Картье-Брессон был французским фотографом, который часто использовал 35-миллиметровую фотографию. Он был уличным фотографом, который также станет мастером откровенной фотографии. Он также повлиял на мир фотографии разными способами.

Определив фотографию как «ловлю решающий момент», Брессон применил это к тому, как он фотографировал мир. Этот решающий момент наступает, когда фотограф решает действовать.

Брессон повлиял на мир фотографии по-разному. Здесь мы рассмотрим шесть композиционных приемов, которые использовал Анри Картье-Брессон. Его цель — помочь и направить вашего фотографа, вдохновленный мастером в этой области.

Анри Картье-Брессон. Форкалькье, Франция, 1972 год © Martine Franck/Magnum Photos

Почему композиция сложна?

Композиторские приемы трудно освоить, потому что вам нужно видеть вещи связно. Фотограф не видит сцену так, как все остальные. Это навык, который вы можете улучшить, но он более сложный, чем изучение технических аспектов фотографии.

Допустим, вы нашли идеальное место, но чувствуете, что в нем чего-то не хватает. Если у вас есть технические знания, вы сможете правильно выставить кадр. Тем не менее, ваши фотографии могут выглядеть скучно без создания привлекательной композиции.

Это одна из причин, по которой мы обращаем внимание на мастеров фотографии. Их работы вдохновляют, и мы можем многому научиться из того, как они создавали свои изображения.

© Анри Картье-Брессон – Дьепп, Франция, 1926 г.

Композиционные приемы Анри Картье-Брессона

Анри Картье-Брессон был фотографом-гуманистом. Гуманистическая фотография похожа на фотожурналистику, она больше сосредоточена на человеческих элементах, чем на новостях. В гуманистической фотографии требуется больше эмпатии и способность показывать ситуации с точки зрения их объекта.

Также под влиянием сюрреализма, эти шесть техник показывают, как Брессон подходил к обоим.

1. Фигура-фон

Фигура-фон — это соотношение между объектом и фоном изображения. Этот композиционный прием утверждает, что обе области должны быть дифференцированы. Это означает, что объект должен быть отделен от фона. Для этого они должны быть контрастными. Вы можете добиться этого, используя контраст, черно-белые или тональные различия.

Контраст не позволяет объекту сливаться с фоном. Это делает его форму и форму более прочной.

Использование этой техники — отличный способ сделать объект в кадре более четким.

©Henri Cartier-Bresson – Allees du Prado, Marseilles

2. Сходство/Повторяющаяся тема

Повторение – отличный композиционный прием, позволяющий сделать изображение более интересным.

Возьмем, к примеру, изображение Брессона Большого балетного училища. Мы видим юных балерин в одной и той же позе, стоящих друг за другом. Их позы и платья почти одинаковы. Это делает сюжет повторяющимся, а артисты балета похожими друг на друга.

Вы также можете заметить, что у всех у них есть банты в волосах, даже если они расположены по-разному. Похоже, что ближе всего балерина была скопирована в разные части изображения.

Балетный станок и его фигурное украшение также много раз появляются в кадре. Обратите внимание, как балетный станок ведет наш взгляд по всей картине.

Начнем с ближайшей балерины, а затем продолжим движение к заднему плану. Затем мы поворачиваем глаза вправо, чтобы посмотреть на последнюю балерину на заднем плане.

Если бы балерина была только одна, мы бы не тратили столько времени на просмотр фотографии. Повторение усиливает воздействие образа.

© Анри Картье-Брессон – Балетная школа Большого театра, Москва, СССР

3. Игра теней

Тени в фотографии очень важны. Фотография — это рисование светом. Не может быть света без тьмы.

Тени могут предложить нам фигуры, формы и текстуры в качестве наложения в любой данной сцене. Они дают нам две сцены в одном кадре. Здесь, в образе Брессона, идея ничем не отличается.

Тень — это отпечаток крыши здания, разыгранный на стене сцены.

Обратите внимание на спящего человека на картинке. Он спит на крыше другого здания. Из-за теней кажется, что он спит в башне, под украшенной крышей.

Тени придают вашим фотографиям различные значения, делая их более интересными.

© Анри Картье-Брессон – Ахмадабад, Индия, 1966

4. Диагонали / Золотой треугольник

Анри-Картье-Брессон часто использовал диагонали, а точнее, золотой треугольник для композиции. Эта техника представляет собой смесь правила третей и диагональных линий.

Представьте себе сцену, в которой объект лежит на диагональной оси изображения. Теперь представьте, что вдоль этой линии либо 1/3, либо 2/3 вдоль этой линии являются пересечением. Это точка, где должна быть интересная часть изображения.

Диагонали притягивают взгляд зрителя к кадру, а пересечение удерживает его там. Посмотрите на изображение ниже: двое влюбленных едут в поезде.

Диагональная линия проходит поперек женщин, где лежат их головы.

Это делает изображение более интересным, чем просто наличие фигур в центре кадра.

© Анри Картер-Брессон – Румыния, 1975

5. Спираль Фибоначчи

Человеку свойственно стремиться к равновесию. Когда изображение становится сбалансированным, в нем отсутствует напряжение и создается ощущение гармонии. Именно эту концепцию предлагает спираль Фибоначчи.

У него много других названий, таких как Золотая Спираль, Фи-решетка или Золотое сечение.

Эта концепция основана на последовательности чисел, называемой последовательностью Фибоначчи. Соотношение 1:1,618, которое при делении дает экспоненциально растущую линию. Это похоже на спираль на нашем следующем изображении.

Спираль Фибоначчи встречается повсюду в природе. Подумайте о раковинах наутилуса, завитках сосновых шишек или расположении семечек подсолнуха.

Вам не нужно быть экспертом по математике, чтобы использовать эту технику композиции в своих фотографиях. Вам нужно только выучить спираль и все восемь позиций, которые спираль может иметь на ваших изображениях. Самые интересные части сцены должны быть на пересечении. Наши глаза следят за этой воображаемой линией, останавливаясь на этом пересечении. Это лучше всего использовать, когда пейзаж также предлагает зрителю некоторое визуальное наслаждение.

© Анри Картье-Брессон-Йер, Франция, 1932 г. (с наложением Фибоначчи)

6. Решающий момент

Наконец, мы подошли к главному достижению Брессона. Решающий момент оказал значительное влияние на композицию фотографии на протяжении всей истории.

Речь идет не столько о кадрировании объекта, сколько о том, когда снимать сцену. Здесь сила принадлежит фотографу.

Образ Брессона человека, прыгающего в лужу, дает много вопросов и информации. Элементы фотографии не были бы одинаковыми за одну секунду до или после того, как изображение было сделано.

Мы не уверены, что лужа достаточно мелкая, чтобы полностью не замочить объект. Мы знаем, что этот человек достаточно смел, чтобы попытаться.

Он может знать что-то, чего не знаем мы, поскольку мы ограничены своим положением и перспективой.

На секунду раньше, и мы бы никогда не узнали, собирался человек прыгать или нет.

Фотография зависит от того, что вы запечатлели в эту секунду, а не до или после. Что делает фотографа, так это способность запечатлеть нужный момент.

Заключение

Эти композиционные техники Анри Картье-Брессона могут быть адаптированы к различным ситуациям. Самый важный аспект каждого из них — практиковаться и стрелять всякий раз, когда у вас есть возможность.

Имейте хорошее зрение во время стрельбы. Понаблюдайте за окружающей обстановкой, прежде чем экспонировать изображение. Во-первых, найдите методы композиции, которые вы можете использовать для улучшения своей фотографии. Затем вы можете посмотреть в видоискатель и запечатлеть сцену.

Делайте потрясающие фотографии каждый день с нашим курсом «Интуитивная композиция»!

Анри Картье-Брессон | Международный зал славы фотографии

О
Анри Картье-Брессон родился в 1908 году в Шантелу, Франция.
В детстве Картье-Брессон интересовался искусством. На него повлияли его отец, уважаемый и богатый торговец текстилем, и его дядя, опытный художник. В детстве Картье-Брессон читал литературу того времени таких авторов, как Достоевский, Рембо, Пруст и Джойс. Помимо литературы, он усиленно занимался живописью.

К 1927 году он рисовал под руководством Андре Лоте. Лоте был консерватором; Картье-Брессон всегда был беспокойным, и консерватизм ему не подходил. Это было также время, когда многие художники экспериментировали, чтобы развить теорию искусства. Он подружился с Рене Кревелем и вскоре начал заниматься сюрреализмом. Я был отмечен не сюрреалистической живописью, а концепциями Бретона, которые меня очень удовлетворили: роль спонтанного выражения и интуиции и, прежде всего, отношение к бунту. В 1928 Картье-Брессон учился в Кембриджском университете в Англии, где изучал литературу и живопись. Именно здесь он познакомился с кино и фотографией.

К 1929 году он начал серьезно заниматься фотографией. В 1931 году Картье-Брессон открыл для себя портативную камеру Leica и был практически поглощен новым видом искусства. Он принял сознательное решение заняться фотографией как карьерой. Я продолжал ходить по улицам, возбужденный и стремящийся запечатлеть сцены убедительной реальности, но больше всего я хотел уловить квинтэссенцию явления в одном снимке. Фотографирование для меня — это мгновенное рисование, и секрет в том, чтобы забыть, что у вас есть фотоаппарат. Искусственная или постановочная фотография меня не касается. И если я выношу суждение, то только на психологическом или социологическом уровне. Есть те, кто делает заранее подготовленные фотографии, и те, кто выходит на улицу, открывает изображение и ловит его. Для меня камера — это альбом для рисования, инструмент интуиции и спонтанности, повелитель мгновений, который в визуальном плане ставит вопросы и решает одновременно. Так развилась теория, не совсем его, но определенно практиковавшаяся Картье-Брессоном и навсегда связанная с его именем, решающий момент. Оригинальная фраза принадлежит кардиналу де Рецу, который утверждал, что все в мире имеет свой решающий момент. Блуждая по улицам, Картье-Брессон фотографировал моменты, которые большинство глаз превзошли бы в повседневной жизни, но для него это были настоящие моменты человеческого существования.

 

Фото Шарля Платио, предоставлено Reuters/Alamy.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕЙ МИССИИ

Поделитесь историей со всем миром на IPHF.

Стать участником

С вновь обретенным интересом он начал путешествовать по миру. Африка, Восточная Европа и Мексика были местами, куда путешествовал один из самых путешествующих фотографов двадцатого века. Большая часть его работ была заказана и отправлена ​​в журналы для публикации, но Картье-Брессон был посвящен искусству фотографии и также выставлялся в нескольких галереях, первой из которых была Галерея Джулиана Леви в Нью-Йорке. Перед Второй мировой войной он работал над фильмами с Жаном Ренуаром, Жаком Беккером и Андре Свободой. Он также работал над документальными фильмами в Испании. С началом войны Картье-Брессон поступил на службу во французскую армию в качестве фотографа.

Попал в плен в Германии в 1937 году, три покушения и через три года бежал. Этот опыт окрасил новое восприятие жизни, новую оценку людей. Таким образом, он начал новую фотографическую серию портретной живописи. На протяжении многих лет портретная живопись Картье-Брессона подвергалась пересмотру и теперь считается одним из его самых успешных портфолио. Tete a Tete — это издание портретной живописи Картье-Брессона. Если, делая портрет, вы надеетесь уловить внутреннюю тишину добровольной жертвы, это очень сложно, но вы должны как-то расположить камеру между его рубашкой и его кожей. Успех в портретной живописи часто измеряется тем, насколько хорошо фотограф улавливает дух натурщика, и для Картье-Брессона это было естественно.

После войны он вступил в NMPGD, Французскую ассоциацию подпольных фотографов, и продолжал отправлять работы в такие журналы, как Harper’s Bazaar и Vu. Картье-Брессон оставался верен сюрреалистической мысли до 1947 года, затем под влиянием Роберта Капы Картье-Брессон изменил свое общее видение и подход к фотожурналистике. Это был не такой резкий отход от первых 15 лет фотографической работы, в ходе которой документировались моменты повседневной жизни. История-картинка предполагает совместную работу мозга, глаз и сердца. Цель этой совместной операции — изобразить содержание какого-либо события, находящегося в процессе развертывания, и сообщить впечатления. Иногда одно событие может быть так богато само по себе и своими гранями, что необходимо все вокруг него двигать в поисках решения поставленных им задач, ибо мир есть движение, и нельзя быть неподвижным в своем отношении к чему-либо. что движется.

Фотожурналистика, достигшая пика своего развития в начале-середине 1900-х годов, сама по себе создавала проблемы. Спрос журналов на фотографов для записи событий и людей в мире чрезвычайно вырос на рубеже веков. Это стало большим бизнесом, а с большим бизнесом у фотографов возникли сложности. Большинство журналов либо через комиссионные, либо внештатно требовали от фотографа отказаться от прав на представленные ими изображения. В ответ, вместе с Капой, Биллом Вандивертом, Джорджем Роджером и Дэвидом Сеймуром «Чимом», Картье-Брессон стал одним из основателей Magnum. Это была и остается организация, защищающая права фотографов, размещающих изображения в журналах. В настоящее время организация имеет четыре офиса: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио. В его состав входят почти 60 фотографов, которые работают с изданиями по всему миру. С этого момента Картье-Брессон продолжил свой фоторепортаж, путешествуя по Китаю, Индонезии, Индии, Бирме, Пакистану, СССР, Кубе и США. К 1970-х годов он начал отвлекать свое внимание на живопись. В последующие годы, проживая во Франции, он написал или стал автором нескольких книг: «Взгляд разума», «Портфолио», «Тете-а-Тете», «Мексиканские записные книжки», «Мастера фотографии», «A Propos de Paris» и многих других. Анри Картье-Брессон получил множество выставок, наград, премий и почетных докторских степеней за свое оригинальное видение фотографии.

Картье брессон: 404 | Артифекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх