Почему картинки из Википедии бывают «ворованные»: shakko_kitsune — LiveJournal
Попросили объяснить журналистам, блогерам и т.д., как правильно подписывать иллюстрации, взятые из Википедии, чтобы не нарушать авторские права,а также не выглядеть безграмотным идиотом (особенно это важно в случае печатных СМИ).
Итак, инструкция фоторедакторам и т.п. как подписывать картинки из Википедии — от человека, который больше десяти лет провел и в журналистике, и в вики.
Ценная информация в наш век, когда авторское право и уважение к чужому труду потихоньку все-таки демонстрируют позитивный рост.
Интерьер мечети Насир-ол Молк, Шираз, Иран. Wikimedia Commons / Ayyoubsabawiki
Пара фактов для начала.
Википедия является краудсорсинговым проектом, в котором участвуют миллионы людей по всему земному шару (участники, авторы, волонтеры — их называют по-разному).
У Википедии много версий на разных языках, от русского до суахили, но хранилище для картинок, хостинг, для всех языковых проектов единое.
Оно называется Викисклад, или Wikimedia Commons. Вот на него прямая ссылка https://commons.wikimedia.org/
Туда на настоящий момент загружено 35 миллионов файлов.
Тридцать пять миллионов файлов.
И среди них есть уникальные и совершенно потрясающие.
Как, например, эти пейзажи — победители конкурса Википедии Picture of the Year нескольких лет.
Озеро Элакала, Западная Вирджиния, США. Wikimedia Commons / Photo: Forest Wander from Cross Lanes, USA
Многие из них имеют большой размер и пригодны хоть для фотообоев.
Главное!
Все эти картинки свободны (бесплатны) для использования.
Но есть нюансы.
Wikimedia Commons/Photo:Arturo de Frias Marques (CC BY-SA 4.0)
Например: если вы не подписали картинку, то фактически вы ее украли.
Если же подписали авторство (правильно подписали, я имею в виду), то все окей. Почему так происходит?
Большинство фотографий загружено в Википедию не под Copyright, а под лицензией Creative Commons (подробно тут), вкратце которая выражается словами
«да берите ради бога, используйте где хотите, только подпишите, что я, имярек, ее автор».
Особенно неприятно видеть такое на страницах уважаемых СМИ, которые могли бы потратить деньги, чтобы купить файл у агентства, но взяли бесплатно,
да еще не запарились атрибутировать как следует.
скриншоты:
здесь вообще не написано, откуда картинка
а здесь написано, но неправильно:
Правильный вариант подписи выглядит вот так
(хотя идеально, конечно, без знака копирайта (с), а со знаком (сс), как у Regnum выше
ибо Википедия по сути против копирайта как такового, в этом и смысл)
(В примерах, в основном, извините, мои собственноручные википедийные фотки — мне проще их гуглить).
Пожалуйста, подписывайте фотографии из Википедии, и пожалуйста — подписывайте их правильно!
Написать просто слово «Википедия» недостаточно. Указывайте ник конкретного человека.
Вот здесь одно из лучших русских сетевых изданий демонстрирует благие намерения.
Но не пишет имени автора этой фотографии.
А он очень милый, реальный живой человек, который не поленился сходить в музей в Коннектикуте, США, пофоткать, обработать и выложить фотографию в сеть, чтобы мы в заснеженной России, или кто угодно в Австралии, могли узнать больше об этом мире.
Вот он
Пожалуйста, помните об этом:
Волонтеры Википедии затратили кучу труда, сфотографировали удивительные вещи,
дарят вам их совершенно бесплатно,
и ничего взамен не требуют,
кроме благодарности, выраженной в упоминании их имени и названия проекта Википедии.
Пожалуйста, уважайте чужой труд, чужой подарок себе.
Все, что для этого от вас требуется — немного внимательности.
Причал и маяк ночью во время грозы в Пор-ла-Нувеле в департаменте Од на южном побережье Франции. – Wikimedia Commons/ Photo: Maxime Raynal (cc-by-2.0)
***
Итак, учимся быть крутыми, грамотными, чистоплотными пользователями интернета.
Начнем с того, что весь контент, загруженный на хостинг Wikimedia Commons, делится на две категории:
1) файлы, созданные непосредственными участниками Википедии (авторами, волонтерами) собственноручно
2) файлы, которые создал кто-то другой, а волонтеры только загрузили.
Чтобы правильно подписать картинку, надо отличать первое от второго.
Первую категорию НАДО подписывать так, как я истеричненько возопила выше,
вторую НЕ НАДО.
Слева: собственноручная фотография, сделанная волонтером (c) Музей Тропинина и художников его времени, фото: Википедия / Shakko
Справа: отсканированная с книги репродукция, загруженная в Википедию волонтером — снимок профессионального фотографа. (c) Музей Тропинина и художников его времени
Лайфхак простой:
Если вы видите на фотографии любой 3D-объект: пейзаж, здания, фреска на изогнутой стене, мячик, развернутая книга, человек — то, скорей всего, это фотография волонтера.
Если перед вами не фотография, а 2-хмерный объект, репродукция, то волонтер не является автором, он просто загрузил картинку на хостинг. (ИСКЛЮЧЕНИЕ: схемы, таблицы, гифки, они тоже могут быть сбацаны волонтерами; читайте внимательно, что написано в описании файла под картинкой)
Описание файла находится под картинкой в ее файле. Там же написано, кто ее создатель («author», либо «автор», если вы зарегитесь и включите русский в настройках).
Волонтеры-авторы иногда четко пишут свою позицию.
иногда указывают только свой ник
Но даже если указан только один ник, это означает ровно то же самое, что написал в примере выше уважаемый участник Википедии Андрей Бутко, который живет в Донецке и ведет совершенно уникальную фотохронику, документируя то, что происходит с регионом и его зданиями, скульптурами и т.п.
Также внизу могут быть написаны особые пожелания авторов к подписи его авторства, как например, у этого фото, пожертвованного в Википедию НАСА
Столпы творения 2014 года, снятые через фильтр HST WFC3-UVIS. – Wikimedia Commons / Photo: NASA, ESA, and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA)
Если вы хотите публиковать фотографию, сделанную участником Википедии:
ее надо подписывать примерно так (варианты на выбор):
Wikimedia Commons / username
Wikipedia / username
Википедия / username
Wikimedia Commons / Photo: username
Wikimedia Commons / Author: username
Значок копирайта (с) ставить не надо, это нонсенс. Эти фотографии в основном загружены под анти-копирайтом — лицензией Creative Commons (cc).
Если хочется, можно скопироватьь ее целиком из описания файла, как на этом скриншоте.
Это касается не только СМИ, но и блогеров. Если вы берете чужую фотографию, это не значит, что она анонимная, сиротинушка, сама зародилась из пустоты, как плесень! В нее вложен труд. И он не ваш.
Бывает, открываешь чужой пост, вроде интересный, а он набит фотографиями, сделанными тобою или твоими друзьями-соавторами. Пустышка.
Ставить ссылку на перепост текста у нас научились уже, а ссылки на фото — почему-то нет.
Будьте профессионалами, как например, в АиФ тут:
(здесь фоторедакторам вообще зачот за юмор. Это не просто ведро, это серебряное ведро, которое принадлежало боярину Стрешневу, родственнику царицы Евдокии, 1640-е, Музеи Кремля)
***
Итак, правильно подписывать фотографии, собственноручно сделанные волонтерами Википедии, мы научились.
Теперь — наоборот, о картинках с Википедии, которых подписывать НЕ НАДО.
Если вы хотите публиковать репродукцию, которую нашли на Википедии
но она не является собственноручным произведением волонтера,
то тут главное не перебдеть
Слева: собственноручная фотография, сделанная волонтером. (с) Государственный Исторический музей, фото: Википедия/Shakko
Справа: отсканированная с книги репродукция, загруженная волонтером — снимок профессионального музейного фотографа. (с) Государственный Исторический музей
Потому что из 35 млн. файлов в Википедии, разумеется, всё не может быть уникальным авторским контентом. Львиная доля, на самом деле, это сканы, загруженные откуда попало.
Реально откуда попало и кем попало.
И хотя вы, может, и нашли нужный файл в Википедии, к его копирайту Википедия имеет ровно такое же отношение, как яндекс-фотки, где может лежать его аналог, мамой клянусь.
вот так не надо делать
Верно: (с) Национальная библиотека Испании (Мадрид)
Википедия не имеет к этому файлу юридического отношения.
В подобных случаях она просто является хостингом, где лежат репродукции, срок авторских прав на которые истек.
Пример той же ошибки:
Верно: Джузеппе Сарти. Худ. Сальватор Тончи. (с) Частная коллекция.
Как понять, что писать? Открываете файл и смотрите, что написано под картинкой в строчке «источник» (source)
Верно: (с) Национальная библиотека Испании (Мадрид)
Там может быть тупо написано словами, откуда взята картинка, в каком музее, библиотеке она хранится.
Или стоять ссылка, откуда этот файл был залит. По ней можно сходить, вдруг это то, что вам нужно.
Правда, часто это ссылка на другой хостинг, где тоже валяется что попало. Но уж извините, тогда надо как-то руками искать, кто правообладатель, если это вам так важно прописать.
Но не Википедия! Википедия тут ни причем! Она вообще против копирайта и его значка!
Верно: спросить у яндекса, где находится книга «Титулярник» 17 века. В итоге должно получиться (С) Государственный исторический музей.
Неверно: (с) Википедия, (с) Государственный Исторический музей / Википедия / Facebook, etc.
Манию пихать везде хоть какой-угодно источник надо обуздывать.
А то доходит до крайности.
Я сама лично (к счастью, недолго, но дорого) работала в редакции одного бумажного издания, где был странный фоторедактор, ставивший кредитсы вида «источник: google.com». И речь шла отнюдь не о скриншотах дизайна… а практически о любой фотографии. Смотрелось это у корешка на развороте просто шикарно.
Вывод: Википедию как источник надо подписывать не везде. Надо думать и быть внимательным.
Да, тяжело, думать вообще тяжело.
Но раз вы получаете картинки, не потратив на это деньги, потратьте немного времени на мысль.
Верно: (с) Музей Орсе, фото: Google Art Project
А бывает еще веселее.
Вот тут меня записали в авторы картин Боровиковского и. Нестерова.
Дело в том, что когда волонтер грузит в Википедию, используя ее как хостинг, чужую, свободную по авторским правам (старинную, короче говоря) картину, фотографию, книгу, то после этого его ник остается записанным в карточке загруженной иллюстрации.
И некоторые путают (перестраховываясь) и считают этого загрузившего автором фото.
Это не так: если я загружу картинку в яндекс-фото, pinterest, photobucket и проч. — это же не делает меня ее автором автоматически, верно? Если я автор, то отдельно об этом напишу.
(Вот если бы они взяли мое фото этих картин, которые я сделала на выставке — как портрет Екатерины Великой выше, даже без обрезанной рамы, тогда было бы правильно, да).
Вот здесь автором вообще указан бот, который, сходил на сайт Google Art project, автоматически вытащил оттуда картинку и загрузил в Википедию.
Не делайте так. Ищите подлинные источники — музеи, фотоархивы, личные коллекции. Либо вообще ничего не ставьте.
Если у вас есть какие-то вопросы, нужна консультация, не стесняйтесь, пишите мне, я с удовольствием помогу.
Если есть желающие, могу как-нибудь написать инструкцию, как находить в Википедии огромные картинки, картинки по удивительным запросам и т.п. Это удивительно богатый инструмент, просто некоторые вещи там совершенно неочевидны для пользователя.
***
Отдельные издания, мне говорили, стесняются признаваться в том, что взяли иллюстрации из такого «несолидного» источника, как Википедия, поэтому и не подписывают. Это вот зря; а ворованные картинки, значит, ставить, солидно?
И да, проект — любительский, а не профессиональный, но именно потому, что он работает на энтузиазме, он и стал таким гигантским. Такое за деньги не сделаешь, только по любви. И будущее — именно за таким способом сохранения знаний и красоты.
Кроме того, свои файлы сюда жертвуют многие организации — Администрация президента РФ, РИА Новости (раньше), Эхо Москвы; на западе — еще больше разных.
Только здесь можно найти совершенно уникальные кадры, поэтому совершенно не грех и подписать.
Ну а если их можно найти в другом месте, то — как я надеюсь, мне удалось объяснить — Википедией их атрибутировать и не надо совершенно.
«Концерт мастеров искусств, посвященный 60-летию ВЛКСМ». 1978 год. Фото: Vladimir Akimov / Владимир Акимов, РИА Новости, via Википедия
***
А напоследок — еще пара безумно красивых фотографий, которые вы можете использовать совершенно бесплатно с чистой совестью.
Лишь указывая для этого название проекта «Википедия» и имена людей, которые ради того, чтобы сделать для вас эти фотографии,
взбирались на горы и углублялись в леса,
часами сидели на солнцепеке, ожидая, когда расцветет бутон или полетит редкий жук,
давали взятку сторожу, чтобы проникнуть в запертую церковь,
ползали в подземных пещерах,
проносили с собой тайком камеру на vip-прием,
прятались от музейных бабушек,
зарывались в архивы и фондохранилища,
меняли маршруты отпуска,
порой проводили настоящую детективную работу.
Финалисты Wikipedia Picture of the Year-2015
Млечный Путь над девушкой, фото из национальной достопримечательности «Трона Пинаклс», Калифорния. – Wikipedia Commons/ Ian Norman (http://www.lonelyspeck.com)(cc-by-sa-2.0)
Большой зал старой библиотеки колледжа «Тринити» в Дублине. – Wikimedia Commons / DAVID ILIFF (cc-by-sa-4.0)
Гарлем, Wikimedia Commons / Michielverbeek
Теплоход «Кабо Санта Мария». Wikimedia Commons / Ximonic (Simo Räsänen)
Kałamarnica (Sepioteuthis sepioidea). Wikimedia Commons / Betty Wills
Спиральная лестница в Ljubljana, Slovenia, Wikimedia Commons / Petar Milošević
Город Швебиш-Налль зимой, земля Баден-Вюртембег, Германия. Wikimedia Commons / Petar Milošević
Останки корабля «E. Russ». Photo: Wikipedia Commons / Muinsuskaitseamet
Свод в капелле св. Варвары в соборе св. Стефана, Вена. Wikimedia Commons / Uoaei1
Anthophora montana, M, Face, Larimer Co, CO_2013-12-11-11.32.09 ZS PMax / Wikipedia Commons
shakko-kitsune.livejournal.com
📌 Фотография — это… 🎓 Что такое Фотография?
Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение неподвижного изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере.
Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).
В более широком смысле, фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.
В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить
- Плёночная фотография — основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы.
- Цифровая фотография — в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов (обычно в результате фотоэффекта и при дальнейшей обработке), но не происходит химических реакций или перемещения вещества. Правильнее было бы называть такую фотографию электронной, так как в ряде устройств, традиционно относимых к «цифровым», происходят аналоговые процессы (такова самая первая камера с электронной матрицей Sony ProMavica MVC-5000, таковы многие дешёвые телекамеры систем видеонаблюдения).
- Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение. Специального общего названия для этого раздела не выработано, до появления цифровой фотографии часто употреблялся термин «бессеребряная фотография».
Также употребляются следующие устойчивые словосочетания:
- Галогеносеребряная фотография для галогеносеребряного фотографического процесса.
- Бессеребряная фотография — для всех остальных фотографических процессов[1].
- Аналоговая фотография — как синоним плёночной фотографии, в противопоставлении цифровой.
- Аналоговая печать, оптическая печать — получение фотоснимков путём оптического увеличения с негатива либо использования специального проектора (для оптической печати цифровых фотографий), в противопоставление цифровым методам печати.
Получение движущихся изображений, основанное на фотографических принципах, называется кинематографией.
Фотография основана на достижениях науки прежде всего в области оптики, механики и химии. Развитие на нынешнем этапе цифровой фотографии происходит благодаря в основном электронным и информационным технологиям.
Принцип действия
Изображения с помощью отражённого от предметов видимого света получали ещё в глубокой древности и использовали для живописных и технических работ. Метод, названный позже ортоскопической фотографией, не требует серьёзных оптических приспособлений. В те времена использовались лишь малые отверстия и, иногда, щели. Проектировались изображения на противоположные от этих отверстий поверхности. Далее метод был усовершенствован с помощью оптических приборов, помещаемых на место отверстия. Это послужило основой для создания камеры, ограничивающей получаемое изображение от засветки не несущим изображение светом. Камера была названа обскурой, изображение проецировалось на её заднюю матовую стенку и перерисовывалось по контуру художником. После изобретения методов химической фиксации изображения, камера-обскура стала конструктивным прообразом фотографического аппарата. Название «фотография» было выбрано как наиболее благозвучное из нескольких вариантов во Французской академии в 1839 году.
Фототехника
По мере развития фотографии было создано большое количество различных конструкций и вспомогательных механизмов для получения изображений. Основное устройство — фотографический аппарат, сокращённо «фотоаппарат» или «фотокамера», и принадлежности к нему.
Фотоаппарат
В любом фотоаппарате есть:
Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на процесс съёмки и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать.
Фотопринадлежности
Помимо собственно фотоаппарата и сменных объективов, в процессе съёмки могут использоваться другие фотопринадлежности.
Съёмочные
- Экспонометр и флешметр — устройства для определения световых условий съёмки.
- Осветительное оборудование. Для съёмки в условиях недостаточной освещённости используются различные осветительные приборы и отражатели. Наиболее массовыми среди них стали фотовспышки, однако в студийных условиях и при кино- видеосъёмке продолжают применяться традиционные осветительные системы.
- Студийное освещение. При студийной фотосъемке используются специальные фотовспышки, которые на порядок мощнее присоединяемых к горячему башмаку. Существует два вида студийного освещения: импульсное освещение и постоянное.
- Штативы используются для предотвращения «смаза» при недостаточной освещённости, съёмке панорам, при больших выдержках, для установки дополнительного осветительного оборудования, для многократной съёмки на один кадр и т. д.
- Светофильтры используются для компенсации цветовых (конверсионные) и пространственных (градиентные) недостатков освещения, получения специальных эффектов.
Принадлежности для обработки
История фотографии
Гравюра 1525 года, показывающая приспособление, разработанное немецким художником для черчения и изучения перспективы Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.В 1725 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693—1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет . В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785—1822)? продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.
Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.
В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.
Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке — решётчатое окно дома Тальбота.
Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.
Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.[2]
Виды фотографии
Чёрно-белая фотография
Чёрно-белая фотографияЧёрно-белая фотография — исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.
Цветная фотография
Ранняя цветная фотография (1912 год)Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трёхцветной фотографии (метод цветоделения).
Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.
Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра.
Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съемки и трёхлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.
Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трёхцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также открыл в 1905 г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении А.Мите.
Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.
Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963.
Цифровая фотография
Цифровая камера Nikon и сканер для фотоплёнкиЦифровая фотография — относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера — DCS 100 — была выпущена в 1990 году компанией Kodak.
Принцип работы цифровой камеры заключается в фиксации светового потока матрицей и преобразования этой информации в цифровую форму.
В настоящее время цифровая фотография повсеместно вытесняет плёночную в большинстве отраслей.
Жанры фотографии
В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.
Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим, изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое.
По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» — фототехникой и фотоматериалами.
Фотограф использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение), родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является химико-фотографическая обработка.[3]
Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.
Фотография является одной из дисциплин в категории «Визуальные искусства» на Международных Дельфийских играх (МДС)[4][5], а также одной из номинаций на Молодёжных Дельфийских играх России.
Основные жанры в фотографии как искусства
Специфические виды фотографии
Некоторые внежанровые термины
Люби́тельская фотогра́фия, фотолюби́тельство — один из видов массового самодеятельного творчества с использованием методов и средств фотографии.
Помимо самостоятельных занятий фотографией, потребность фотографа в росте и обучении приводит к созданию фотокружков и фотоклубов.
Журнал «Советское Фото» всегда уделял большое внимание фотолюбителям.
В 1980 году в СССР насчитывалось около 450 фотоклубов.
В 1975-77 гг. был проведён 1-й Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества. На нём любительская фотография представлялась как самостоятельный вид самодеятельного творчества.
Итогом этого фестиваля стала проведённая в октябре-декабре 1977 года Всесоюзная выставка работ фотолюбителей в Москве, где было показано около 800 лучших фотоснимков.[6]
Сто́ковая фотография — покупка и продажа фотографий в высоком разрешении.[7][8] Фотографы предоставляют свои фотографии специальным сайтам, фотобанкам. Журналы, различные фирмы и просто люди, заинтересованные в приобретении фотографии в хорошем качестве, обращаются на эти сайты. Введение фотобанков позволяет упростить процесс покупки фотографии. Особенностью данной индустрии является высокое качество фотографий.
Применения фотографии и её значение
Техническая документальная фотосъёмка, историческое значение
Изобретение и массовое применение фотографии, а в дальнейшем и кинематографа изменило представление об исторических событиях, зафиксированных на плёнку, не в меньшей степени, чем изобретение письменности.[9]
Законодательство, судебная и следственная практика
- Применение фотографии, как плёночной, так и цифровой (а ныне и развитие методик распознавания и обработки изображений), позволило принципиально изменить деятельность органов следствия, сделало ряд уже выработанных судебных норм более объективными и позволило выработать новые, основанные на документальных свойствах и функциях фотографии, на способности её объективно фиксировать образ события. Однако появление цифровой фотографии, развитие программ для редактирования изображений чрезвычайно усложнило доказательство подлинности фотографий. Компромиссом на сегодняшний день является признание (по умолчанию) подлинности плёночного фотоснимка и цифрового, сделанных в контролируемых условиях.
- Массовость применения фототехники, явно и неявно используемой, породило изменения в законодательстве многих стран (см. например, Свобода панорамы), меняет отношения людей, меняет общество.[10]
- В обществе существует ряд своеобразных, порой противоречащих здравому смыслу, норм и запретов, связанных с фотографией.[11][12]
- До появления копировальных аппаратов фотокопия документов была широко распространена в юриспруденции.
- Изменился подход к ведению документации (на сегодняшний день почти все документы: паспорт, права, визы, личные дела, резюме и т. д.) обязательны с фотографией.
Астрономия, микроскопия, ядерная физика, биология, картография
В этих сферах использование фотографии привело к колоссальному скачку в объективности получаемых результатов, расширению возможностей и ускорению исследований. Переход астрономов от наблюдений к фотографии с длительными выдержками полностью изменил эту науку и доступные для исследования пространства.[13]
В честь фотографического метода назван астероид (443) Фотографика (англ.)русск., открытый в 1899 году Максом Вольфом, пионером этого метода в астрономии.
Психотерапия
В рамках арт-терапии в 1970-х годах сформировалось направление — фототерапия (арт-терапия), которое может использоваться как в рамках комплексов психотерапевтических техник, так и в качестве самостоятельной психотехники[14].
Рентгенография и флюорография
Пример рентгеновского снимка рукиВид исследования внутренней структуры объектов, которые проецируются при помощи рентгеновских лучей на специальную плёнку или бумагу. Применяется в медицине (для диагностики различных органов на наличие переломов, заболеваний), промышленности (рентгеновская дефектоскопия) и науке.
Фотолитография и близкие к ней технологические процессы
Именно фотография и смежные с ней процессы позволили развиться электронной промышленности, сделали нынешний мир полупроводниковым и «цифровым».
Фотоконкурсы
Прочее
Примечания
Литература
dic.academic.ru
Фотография — Википедия
Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φῶς (род. п. φωτός) «свет» и γράφω «пишу»; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотоаппарате.
Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).
В более широком смысле, фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.
Физический принцип[править]
Физической основой фотографии является фиксация изображений с помощью химических и физических процессов, происходящих под действием света в светочувствительной фотоэмульсии или фотоэлектрическом преобразователе.
Изображения с помощью отражённого от предметов видимого света получали ещё в глубокой древности и использовали для живописных и технических работ. Метод, названный позже ортоскопической фотографией, не требует серьёзных оптических приспособлений. В те времена использовались лишь малые отверстия и, иногда, щели. Проецировались изображения на противоположные от этих отверстий поверхности. Далее метод был усовершенствован с помощью оптических приборов, помещаемых на место отверстия. Это послужило основой для создания камеры, ограничивающей получаемое изображение от засветки не несущим изображение светом. Камера была названа обскурой, изображение проецировалось на её заднюю матовую стенку и перерисовывалось по контуру художником. После изобретения методов химической фиксации изображения камера-обскура стала конструктивным прообразом фотографического аппарата. Название «фотография» было выбрано как наиболее благозвучное из нескольких вариантов во Французской академии в 1839 году.
В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить[источник не указан 3280 дней] на три больших подраздела:
- Плёночная фотография — основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы. Разновидностью плёночной считается моментальная фотография, позволяющая получать готовый снимок в течение нескольких секунд.
- Цифровая фотография — в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов (обычно в результате фотоэффекта и при дальнейшей обработке), но не происходит химических реакций или перемещения вещества. Правильнее было бы называть такую фотографию электронной, так как в ряде устройств, традиционно относимых к «цифровым», происходят аналоговые процессы (такова самая первая камера с электронной матрицей Sony ProMavica MVC-5000, таковы многие дешёвые телекамеры систем видеонаблюдения).
- Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение. Специального общего названия для этого раздела не выработано, до появления цифровой фотографии часто употреблялся термин «бессеребряная фотография».
Также употребляются следующие устойчивые словосочетания:
- Галогеносеребряная фотография для галогеносеребряного фотографического процесса.
- Бессеребряная фотография — для всех остальных фотографических процессов[1].
- Аналоговая фотография — как синоним плёночной фотографии, в противопоставлении цифровой.
- Аналоговая печать, оптическая печать — получение фотоснимков путём оптического увеличения с негатива либо использования специального проектора (для оптической печати цифровых фотографий), в противопоставление цифровым методам печати.
Получение движущихся изображений, основанное на фотографических принципах, называется кинематографией.
Фотография основана на достижениях науки, прежде всего, в области оптики, механики и химии. Развитие на нынешнем этапе цифровой фотографии происходит благодаря, в основном, электронным и информационным технологиям.
По мере развития фотографии было создано большое количество различных конструкций и вспомогательных механизмов для получения изображений. Основное устройство — фотографический аппарат, сокращённо «фотоаппарат» или «фотокамера», и принадлежности к нему.
Фотоаппарат[править]
Фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера) — устройство для получения и фиксации фотоснимков, конструкция которого включает несколько компонентов:
Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на процесс съёмки и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать. Существуют фотографические камеры и без объектива (см. стеноп).
Дополнительное фотооборудование[править]
Помимо собственно фотоаппарата, в процессе съёмки могут использоваться другие фотопринадлежности.
- фотовспышки и рефлекторы — используются для съёмки в условиях недостаточной освещённости Встроенные вспышки стали наиболее массовыми среди фотопринадлежностей.
- Студийное освещение. В студийных условиях и при кино-, видеосъёмке продолжают применяться традиционные осветительные системы. Существует два вида студийного освещения: импульсное освещение и постоянное. При студийной фотосъемке может использоваться как комплект из нескольких фотовспышек(импульсный свет), синхронизируемыми через Горячий башмак, так и постоянное освещение, установленный на специальные стойки, которые можно перемещать по съемочной площадке.
- Экспонометр и флешметр — устройства для определения световых условий съёмки. В современных фотоаппаратах является встроенной в фотоаппарат опцией. Однако могут использоваться и независимые внешние устройства.
- Штативы используются для предотвращения «смаза» при недостаточной освещённости, съёмке панорам, при больших выдержках, для установки дополнительного осветительного оборудования, для многократной съёмки на один кадр и т. д.
- Светофильтры используются для компенсации цветовых (конверсионные) и пространственных (градиентные) недостатков освещения, получения специальных эффектов.
Принадлежности для постобработки[править]
- В цифровой фотографии — программы обработки изображений. В цифровой фотографии, в отличие от плёночной, постобработка не является обязательной частью технического процесса, изображение может быть просмотрено на экране монитора.
История фотографии[править]
Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.
Чёрно-белая фотография[править]
Чёрно-белая фотографияЧёрно-белая фотография — исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.
Первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. немецкий ученый X. И. Гротгус (1785—1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок Вид из окна, полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.
В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.
Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке — решётчатое окно дома Тальбота.
Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.
Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер[2].
В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.
Цветная фотография[править]
Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Автопортрет. Ранняя цветная фотография (1912 год)Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок Тартановая лента был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трёхцветной фотографии (метод цветоделения).
Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.
Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра.
Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съемки и трёхлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.
Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трёхцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также открыл в 1905 г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра; в этом он превзошёл своего учителя.
Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность, и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.
Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963.
Моментальная фотография[править]
Термин «моментальная фотография» в разное время понимался по разному. Современные цифровые снимки теоретически являются моментальными, но фактически не причисляются к таковым.
Устройство фотокомплекта «Момент» советского производства. 1 — рулон светочувствительного материала; 4 — капсула с проявляюще-фиксирующей пастой; 5 — поверхность эмульсии, ограниченная кадровой рамкой бумажного ракордаПервый патент на фотоаппарат, пригодный для моментальной фотографии, был получен в 1923 году Самуэлем Шлафроком[3]. Устройство представляло собой громоздкую комбинацию съёмочной камеры и портативной фотолаборатории, лишь незначительно уменьшающую время получения готового негатива. Решением проблемы стали фотоматериалы сложной конструкции с интегрированными фотореактивами и возможностью немедленного получения позитива. Их разработка была начата фирмой Agfa в конце 1930-х годов, но массовый выпуск налажен компанией Polaroid лишь в ноябре 1948 года одновременно с появлением фотоаппарата «Polaroid Land 95»[4][5]. Патент на фотопроцесс с переносом изображения зарегистрирован основателем компании Эдвином Лэндом в 1947 году[6][7]. В дальнейшем название компании Polaroid, обладавшей почти монопольными правами на производство фотоматериалов одноступенного фотопроцесса, стало синонимом моментальной фотографии. В СССР осуществлялись попытки производства аналогичных фотокомплектов «Момент», для фотоаппарата «Момент» (1952-1954) и «Фотон» (1969-1976). Но популярностью эти модели не пользовались, из-за нехватки специальной плёнки для них [8][9].
Одноступенный процесс получил широкое распространение в любительской фотографии до появления цифровых технологий. Более низкое качество изображения по сравнению с традиционным фотопроцессом ограничило сферу использования, которая была, в основном, прикладной: фото на документы, медицина и научные исследования. Однако некоторые особенности технологии оказали большое влияние на фотоискусство[10].
Цифровая фотография[править]
Цифровая камера Nikon и сканер для фотоплёнкиЦифровая фотография — относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера — DCS 100 — была выпущена в 1990 году компанией Kodak.
Принцип работы цифровой камеры заключается в фиксации светового потока матрицей и преобразования этой информации в цифровую форму.
В настоящее время цифровая фотография повсеместно вытесняет плёночную в большинстве отраслей.
Жанры фотографии[править]
В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.
Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое.
По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» — фототехникой и фотоматериалами.
Фотограф использует изобразительные средства фотографии: (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение) — родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является постобработка.[11].
Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.
Фотография является одной из дисциплин в категории «Визуальные искусства» на Международных Дельфийских играх (МДС)[12][13], а также одной из номинаций на Молодёжных Дельфийских играх России.
Основные жанры фотографии[править]
Существующие в настоящее время жанры достаточно условны. Они описывают объект съёмки, никак не отражая специфику работы фотографа и выбор условий съёмки. Несмотря на то, что фотографу, для создания завершённого образа надо выбрать соответствующие изобразительные средства. Например снимок группы людей в домашней обстановке фотограф может трактовать как жанр или как групповой портрет. Хотя эти жанры требуют выбора разных изобразительных средств.[14][15]
Фотография заимствовала основное деление жанров из живописи: Пейзаж, Натюрморт и Портрет — стали первыми сложившимися жанрами на заре изобретения фотографии.[14]. Также к числу основных жанров относятся: Жанр, Репортаж и Архитектурная фотография[15].
Специфические жанры[править]
Всего же за историю развития фотографии сложилось множество жанров. Одни происходят из других. Другие появлялись в противовес уже существующим (прямая фотография и пиктореализм). Третьи сформировались благодаря несовершенству фотоаппаратуры: ломография, пиктореализм, пинхол, монокль. Любая фотография может относиться сразу к нескольким жанрам. Так, фотографию человека можно снять одновременно в трёх жанрах: портрет, ню и пленэр.
Некоторые внежанровые термины[править]
Люби́тельская фотогра́фия, фотолюби́тельство — один из видов массового самодеятельного творчества с использованием методов и средств фотографии.
Помимо самостоятельных занятий фотографией, потребность фотографа в росте и обучении приводит к созданию фотокружков и фотоклубов.
Журнал «Советское Фото» всегда уделял большое внимание фотолюбителям.
В 1980 году в СССР насчитывалось около 450 фотоклубов.
В 1975-77 гг. был проведён 1-й Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества. На нём любительская фотография представлялась как самостоятельный вид самодеятельного творчества.
Итогом этого фестиваля стала проведённая в октябре-декабре 1977 года Всесоюзная выставка работ фотолюбителей в Москве, где было показано около 800 лучших фотоснимков[16].
Сто́ковая фотография — покупка и продажа фотографий в высоком разрешении[17][18]. Фотографы предоставляют свои фотографии специальным сайтам, фотобанкам. Журналы, различные фирмы и просто люди, заинтересованные в приобретении фотографии в хорошем качестве, обращаются на эти сайты. Введение фотобанков позволяет упростить процесс покупки фотографии. Особенностью данной индустрии является высокое качество фотографий.
Применение фотографии[править]
Документальная фотосъёмка[править]
Изобретение и массовое применение фотографии, а в дальнейшем и кинематографа изменило представление об исторических событиях, зафиксированных на плёнку, не в меньшей степени, чем изобретение письменности[19].
Юридический аспект[править]
- Массовость применения фототехники, явно и неявно используемой, породило изменения в законодательстве многих стран (см., например, Свобода панорамы), меняет отношения людей, меняет общество[20].
- Применение фотографии, как плёночной, так и цифровой (а ныне и развитие методик распознавания и обработки изображений), позволило принципиально изменить деятельность органов следствия, сделало ряд уже выработанных судебных норм более объективными и позволило выработать новые, основанные на документальных свойствах и функциях фотографии, на способности её объективно фиксировать образ события. Однако появление цифровой фотографии, развитие программ для редактирования изображений чрезвычайно усложнило доказательство подлинности фотографий. Компромиссом на сегодняшний день является признание (по умолчанию) подлинности плёночного фотоснимка и цифрового, сделанных в контролируемых условиях.
- До появления копировальных аппаратов фотокопия документов была широко распространена в юриспруденции.
- Изменился подход к ведению документации (на сегодняшний день почти все документы: паспорт, права, визы, личные дела, резюме и т. д.) обязательны с фотографией.
Фотографический метод[править]
Астрономия, микроскопия, ядерная физика, биология, картография: в этих сферах использование фотографии привело к колоссальному скачку в объективности получаемых результатов, расширению возможностей и ускорению исследований. Переход астрономов от наблюдений к фотографии с длительными выдержками полностью изменил эту науку и доступные для исследования пространства[21].
В честь фотографического метода назван астероид (443) Фотографика, открытый в 1899 году Максом Вольфом, пионером этого метода в астрономии.
Психотерапия[править]
В рамках арт-терапии в 1970-х годах сформировалось направление — фототерапия (арт-терапия), которое может использоваться как в рамках комплексов психотерапевтических техник, так и в качестве самостоятельной психотехники[22].
Рентгенография[править]
Пример рентгеновского снимка рукиВид исследования внутренней структуры объектов, которые проецируются при помощи рентгеновских лучей на специальную плёнку или бумагу. Применяется в медицине (для диагностики различных органов на наличие переломов, заболеваний), промышленности (рентгеновская дефектоскопия) и науке. Объектив при рентгенографическом исследовании не нужен.
Флюорография — рентгенологическое исследование, заключающееся в фотографировании видимого изображения, образующемся на флюоресцентном экране при помощи фотоаппарата специального назначения.
Фотолитография[править]
Именно фотография и смежные с ней процессы позволили развиться электронной промышленности, сделали нынешний мир полупроводниковым и «цифровым».
- ↑ Крауш, Л. Я. Бессеребряная фотография // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
- ↑ Etymology of «photography».
- ↑ Samuel Shlafrock. Фотоаппарат (англ.). Патент US1559795. Бюро по патентам и товарным знакам США (5 December 1923). Проверено 9 марта 2014.
- ↑ История компании Polaroid (рус.). История фотографии. Принт Сервис. Проверено 18 апреля 2014.
- ↑ Эдвин Лэнд запатентовал камеру «Polaroid» (рус.). 17 июля 1970. Календарь. Проверено 9 марта 2014.
- ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 81
- ↑ Развитие одноступенного диффузионного процесса (рус.). Фототехника. Hitech. Проверено 9 марта 2014.
- ↑ «Фотоны» (рус.). Фототехника. Zenit Camera. Проверено 9 марта 2014.
- ↑ Фотокомплект Момент (рус.). Чернобелые фотоматериалы. Сайт «Фотоискусство». Проверено 9 марта 2014.
- ↑ Катя Кожевникова. Искусство на Polaroid (рус.). Культура. Il De Beaute (11 июля 2012). Проверено 14 марта 2014.
- ↑ Дыко, Л. П. Фотоискусство // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
- ↑ Дельфийские игры нового времени. // delphic-games.com. Проверено 12 июня 2012. Архивировано из первоисточника 22 июня 2012.
- ↑ Марина Чернявская. Визуальные искусства на Дельфийских играх. // upload.wikimedia.org. Проверено 12 июня 2012. Архивировано из первоисточника 20 июня 2012.
- ↑ 14,014,1 Михалкович В. И. Поэтика фотографии. (с.130)
- ↑ 15,015,1 А. И. Лапин — Фотография как (c.163)
- ↑ Крупнов, Р. А. Любительская фотография // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
- ↑ Хорошая вводная статья о стоковой фотографии
- ↑ Вводная статья о стоковой фотографии
- ↑ Ногин, П. А. Документальная съёмка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
- ↑ Фотосъёмка в Саудовской Аравии
- ↑ ..качественный скачок в знаниях о физической природе
- ↑ А. И. Копытин. Варианты применения фотографии в психотерапии и тренинге
www.wiki-wiki.ru
Лучшие фотографии Википедии 2012 (12 фото)
Ежегодный конкурс «Изображение года» — это событие, в ходе которого участники сообщества Wikimedia Commons выбирают голосованием лучшие фотографии Википедии. Сегодня познакомимся с 12-ю победителями седьмого конкурса «Изображение года».
Як у озера Ямдрок, Тибет. Як отличается длинной косматой шерстью, которая свисает с туловища и почти полностью закрывает его ноги. (Фото Dennis Jarvis)
Вид на город Крань с горы Smarjetna gora, Словения. (Фото Mihael Grmek)
Вспышка на солнце, 31 августа 2012. (Фото NASA Goddard Space Flight Center)
Птица, хватающая пчелу, Франция. (Фото Pierre Dalous)
Парк в Пщине, Польша. (Фото Jacek Cislo)
Дарваза (перс. «врата») — газовый кратер в Туркменистане. Подробнее читайте в статье «Врата ада. Туркменистан». (Фото Tormod Sandtorv)
Мост Васко да Гама, Лиссабон, Португалия. Вантовый мост, переходящий в виадук. Является самым длинным мостом в Европе (включая виадуки), его длина составляет 17.2 км. (Фото F Mira)
Природный парк в Эстонии. (Фото Ireen Trummer)
Силуэт шаттла Индевор на фоне Земли. Сфотографирован членами 22-й экспедиции на МКС. Оранжевый цвет — тропосфера, беловатый цвет — стратосфера (высота 8–16 км до 45–55 км), который переходит мезосферу (высота от 50–55 до 80 км). (Фото НАСА)
Bibury — самая старинная деревня Англии. Это самые старые населенные здания в Англии, они были первоначально построены в 1380 как монашеский шерстяной магазин и преобразованы в дома ткачей для соседнего Завода Arlington в 17-ом столетии. Как говорят Bibury была самой прекрасной деревней в стране. В хороший день Вы можете все еще мельком увидеть старые каменные здания через автобусные толпы многонациональных туристов. (Фото Saffron Blaze)
Пейзаж из Эйдфьорда, Норвегия. (Фото Simo Rasanen)
«Замороженный» кадр выстрела в лампочку. (Фото Stefan Krause)
fishki.net
Картинка Википедия
Построение действительных изображений в случае линзы (вверху) и вогнутого зеркала (внизу)Опти́ческое изображе́ние — картина, получаемая в результате прохождения через оптическую систему световых лучей, отражённых от объекта, или излучённых им[1]. Оптическое изображение воспроизводит контуры и детали этого объекта в виде распределения освещённости[2].
На практике часто меняют масштаб изображения предметов и проецируют его на какую-либо поверхность.
Свойства[ | ]
Соответствие объекту достигается, когда каждая его точка изображается точкой, хотя бы приблизительно. При этом различают два случая: действительное изображение и мнимое изображение.
- Действительное изображение любой точки создаётся сходящимися лучами в местах их пересечения. Такое изображение можно наблюдать на экране или зарегистрировать на фотоэмульсии или фотоматрице, расположив их в плоскости пересечения лучей[3].
Действительное изображение создаётся такими оптическими системами, как объектив (например, кинопроектора или фотоаппарата) или одна положительная линза. Действительные изображения создаются собирающими линзами и вогнутыми зеркалами.
- Мнимое изображение получается, когда лучи от какой-либо точки после прохождения оптической системы образуют расходящийся пучок. Если их продолжить в противоположную сторону, они пересекутся в одной точке. Совокупность таких точек образует мнимое изображение[3]. Такое изображение невозможно наблюдать на экране или зарегистрировать на светочувствительной поверхности, однако можно преобразовать в действительное с помощью другой оптической системы.
Мнимое изображение создаётся такими оптическими приборами, как бинокль, микроскоп, отрицательная или положительная линза (лупа), а также плоское зеркало.
Во всякой реальной оптической системе неизбежно присутствуют аберрации, в результате чего лучи (или их продолжения) не сходятся идеально в одной точке, и кроме того, максимально близко сходятся не совсем там, где нужно. Изображение получается несколько размытым и геометрически не полностью подобным предмету; возможны и другие дефекты.
Пучок лучей, который расходится из одной точки или сходится в ней, называется гомоцентрическим. Ему соответствует сферическая световая волна. Задача большинства оптических систем —- преобразовывать расходящиеся гомоцентрические пучки в гомоцентрические же, тем самым создавая мнимое или действительное изображение, чаще всего, в другом масштабе по отношению к предмету.
Стигматическое изображение (от др.-греч. στίγμα — укол, рубец) — оптическое изображение, каждая точка которого соответствует одной точке изображаемого оптической системой объекта.
Стигматическое изображение не обязательно геометрически подобно изображаемому объекту, но если оно подобно, такое изображение называется идеальным. Это возможно лишь при условии, что в оптической системе отсутствуют или устранены все аберрации, и что возможно пренебречь волновыми свойствами света. Оптическую систему, которая создаёт идеальное изображение, называют идеальной оптической системой. Идеальными можно приближённо считать центрированные системы, в которых изображение получается с помощью монохроматических и параксиальных пучков света.
Хотя глазом человека действительные и мнимые изображения воспринимаются одинаково, при формировании действительного изображения пересечение лучей реальное, и эти реальные лучи могут подействовать, например, на фотоплёнку, вызвав в ней химические преобразования, или быть зафиксированы фотоэлементом.
Мнимое изображение натурального размера, создаваемое зеркалом
Уменьшенное мнимое изображение, даваемое рассеивающей линзой
ru-wiki.ru
10 лучших картинок за 2010 год с Wikipedia !
Я не знал, что всеми любимая Википедия проводит конкурс на лучшую фотографию и картинку в году, поэтому спешу поделиться «хит-парадом».
За интересные картинки голосуют сами пользователи Википедии.
Юрий Белецкий. Обсерватория в Паране, Аргентина.
ESO — Группа астрономов изучает звезду в центре Млечного пути.
Автор: Szerkesztő, панорама города Мостар, Босния и Герцеговина.
Снимок NASA, вулкан Пик Сарычева, Курилы.
Serge Ouachée. Молодой Южный морской слон. Южная Джоржия, Новая Зеландия.
Юзер Википедии с ником -donald-. Лихтенштейнская крепость, Германия.
Michael Otto. Название работы «Одинокий дом».
Это не фотография, а созданная в программе Blender 3D трехмерная модель.
Дмитрий Мотл. Озеро Вукса.
Автор Stefan Krause. Название «Schwappender Wein»
Автор утверждает, что никакого фотомонтажа здесь нет, а вино красиво «подскочило» после толчка стола сбоку.
Carey James Balboa. Красноглазая древесная лягушка. Снято в Плая Джако, Коста Рика.
Ester Inbar. Самец ящерки Синайской Агамы. Снято около Красного моря.
Когда наступает жара, самцы меняют цвет на ярко-голубой для привлечения внимания самок.
intpicture.com