Картинка журналиста для детей – Ой!

Детская журналистика

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»

 

Детская журналистика
как средство повышения уровня речевого развития
детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы по развитию связной речи у дошкольников.

 

Старший воспитатель Комлева Р.П.

 

 Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания, это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Анализ проведенных диагностических результатов показал нам, что 34% старших дошкольников овладели лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

В условиях реализации Основной образовательной программы ДОУ педагоги используют разные современные педагогические технологии. Я немного расскажу  вам  о новых формах  педагогических технологий.

Основополагающее направление этой технологии - это помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему коммуникации общения.  Основные принципы - это систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Использование этой технологии не только повышает профессиональный уровень педагога-дошкольника, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому необходимо уделять большое внимание  развитию этих процессов.

Старшие дошкольники учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога.

Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность, уважительное отношение к себе и окружающим, терпимое отношение к мнению собеседника. Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

В рамках комплексно-тематического плана (тематических недель  «Профессии, «Город» и т.д.) можно планировать развивающие и ролевые игры «Выборы президента», «Интервью литературного героя», «Митинг сказочных героев», «Опиши портрет журналиста», «Звукооператор» и др. В игре дети учатся  брать интервью, озвучивать и т.д.

Цель: научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности.

Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Следует найти предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Например,  подойдут чистая консервная банка, наполненная сухим горохом, деревянная ложка, колокольчик, свисток, и др. Кроме того, необходимо подготовить записывающее устройство. Распределить роли между собой. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, «Сказку о царевне лягушке» она может начинаться так:

В далекой – далекой сказочной стране жил был царь,  и было у него три сына. В один прекрасный день отправил царь старшего сына на охоту (кто – то имитирует звуки охоты с помощью трещотки. Долго или коротко ехал он и выехал на большое – пребольшое поле (кто – то имитирует с помощью инструментов езду). В поле лежал огромный камень. Только подъехал царевич к тому камню, как выскочил из – под него заяц и побежал во всю прыть… (кто – то имитирует зайца с помощью банки, наполненной горохом). Включайте магнитофон и приступайте к делу.

При реализации образовательной области «Речевое развитие» направления «Знакомство с художественной литературой – ребята рассматривают газеты, детские журналы, соотносят увиденное с личным опытом, составляют описательные рассказы по картине, придумывают вопросы для интервью, составляют творческие рассказы.

Также можно предложить организацию экскурсий (в местную типографию, издательство газеты «Биробиджанская звезда» и др.), встречи с интересными людьми (журналистами города, телекомпаниями «СТС», «РЕН ТВ»).

Кроме того эту работу можно реализовать через организацию детских творческих групп, проектно-исследовательскую деятельность, кружковую работу.

Воспитатель может построить такую работу и индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.

У нас есть опыт индивидуальной работы с детьми. Преодолеть робость и неуверенность, возможность вступить в прямой диалог с взрослыми и сверстниками позволяет технология применения элементов журналистики в детской игровой деятельности. Одной из наших задач является - увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития диалогической речи путём развития театрализованной деятельности и использования элементов детской журналистики. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Детская журналистика в театрализованной деятельности обогащает содержание диалогической речи детей, даёт лучшие образцы диалогов, упражняет детей в употреблении диалогических реплик (репродуктивных и продуктивных).

Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, мы проводили беседы с ребенком на эту тему, играли в дидактические игры «Создаем фильм», “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись”, “Что лишнее?”.     

И только после того как ребенок получает достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. Кроме того, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в рамках подготовки и проведения игры мы опирались на работу психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей.

В содержание работы по развитию диалога старших дошкольников путём использования элементов детской журналистики входит: ознакомление с правилами  ведения диалога, ознакомление с профессией журналист, обучение речевому этикету.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение.

Дети с интересом воспринимают опорные карты-схемы, картинки-символы.

Прибегаем и к помощи родителей (изготовление атрибутов к игре, предлагаем памятки, например, «Обсудите интервью с ребенком»).

При реализации летней тематической программы «Живая зебра на дороге» дети, воспитатели и родители издавали  газеты «Светофорик», «За рулем», книжки-малышки с рассказами, сказками, рисунками детей. Выпуски были  посвящены  теме «Соблюдайте правила дорожного движения».

Успех реализации этой интересной технологии, на наш взгляд, имеет прямую зависимость от подготовки воспитателей, как теоретической, так и практической, а также от заинтересованности педагогов и родителей.

К концу учебного года у детей  развиваются необходимые формы общения со сверстниками, они умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие, случай. У ребят громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией, быть уверенным в себе.

Литература

Боброва Ю.О., Левшина Н.И. Рече­вое развитие дошкольников в проект­ной деятельности // Международный журнал экспериментального образо­вания. 2014. № 7—2.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников, под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2004.

Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном об­разовании // Дошкольное воспитание. 2006. № 1.

Чернова Е.С., старший воспитатель детского сада № 16. Детская журналистика как средство развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Левшина Н.И., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск // Управление ДОУ №9,2015.

Памятка родителям  

 «ОБСУДИТЕ ИНТЕРВЬЮ С РЕБЕНКОМ»

Уважаемые родители, посмотрите вместе с детьми по телевидению (ТВ) передачу «Спокойной ночи, малыши»... (или любую другую передачу, в содержании которой присутствует интервью).

Поговорите с ребенком об этой передаче. Вы могли бы обсудить следующие вопросы:

-Какова тема передачи? (о чем передача) Что для вас и вашего ребенка было наиболее интересно?

-Как вы считаете, почему журналист (телеведущий)  пригласил в свою передачу именно этих людей (или сказочных персонажей)?

-Какой вопрос журналиста показался вам самым интересным (смешным)?

-Что нового вы узнали из передачи?

-Какой была речь участников телепередачи?

 -Если бы журналистом были Вы, о чем Вы спросили бы гостя передачи (интервьюируемого).

Карточки – символы проведения репортажа по теме «Профессии»

 

                                     Примерный алгоритм интервью

Картинка-символ

Тема речевого высказывания

Варианты речевых обращений

 

Вход в диалог Приветствие

—   Здравствуйте!

—   Добрый день (утро, вечер)!

—   Мы рады встрече с вами!

 

Цель

—   Разрешите задать Вам несколько вопросов?

—   Мы хотим побеседовать с Вами о ...

—   Расскажите нам, пожалуйста, о ...

 

Рассказ о рабо­те (профессии)

—   Чем Вы занимаетесь?

—   Что Вы делаете?

—   Что Вы можете рассказать о своей профессии?

 

Рабочие инструменты

—   Какие инструменты Вам нуж­ны?

—   Чем Вы работаете?

—   Расскажите о своих помощни­ках в работе?

 

Отношение к профессии

—   Любите ли вы свою профес­сию?

—   За что Вы ее любите?

 

Выход из диа­лога.

Выражение

благодарности.

Прощание

—   Вы очень интересно расска­зали ...

—   Спасибо вам за рассказ.

—   Нам понравилось...

semicvetik-29.ru

Как занятия журналистикой помогают детям в учёбе | Мел

Первый вопрос, который задают и родители, решившие записать ребёнка на кружок журналистики, и сами дети: «А сочинения писать научите?». После ответа «нет» появляются взгляды, полные разочарования, и желание отказаться от этой затеи. Но занятия журналистикой — это не только развитие литературных способностей. Журналистские навыки могут помочь школьнику в самых неожиданных областях. Педагог из петербургского дома детского творчества Ирина Демидова объясняет, почему работа в школьной редакции важна для развития личности и как полученные знания применить на уроках.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Журналисты-теоретики разделились на два лагеря. Первые считают, что научиться писать тексты невозможно: нужен талант, без которого материалы превращаются в нечитаемый ужас. Вторые уверены, что терпение и труд все перетрут, и рано или поздно на мониторе старательного автора появятся гениальные заметки.

В детской журналистике всё иначе. Её главная задача — не научить создавать хорошие тексты. Она намного глубже. Нужно учитывать, что всего 5-10% учащихся способны сразу написать что-то разумное, повторив стиль и слог взрослых коллег. Остальные никогда не читали газет и слабо представляют, чем новость отличается от репортажа. О логически верных и аргументированных текстах и говорить не стоит. У юных корреспондентов недостаточно жизненного опыта для сравнений и интересных рассуждений. Зато работа в детской редакции, живущей по законам взрослой журналистики, даёт намного больше, чем банальное умение писать сочинения для ЕГЭ.

1. Видеть главное

Основное правило всех журналистов — вертеть головой и замечать детали, ведь в них скрывается самое важное. То, на что обычные люди не обращают внимания, может стать отличной темой для оригинального журналистского материала. Например, дети любят рассказывать о животных, но вряд ли сам факт существования котиков — хорошая тема для публикации. Тогда что же о них писать? Решение предлагают ребята, которым запрещают заводить домашних любимцев. Например, как уговорить родителей взять кота или собаку. Интересно, правда?

Юные журналисты способны из огромного потока информации, который обычно сваливается на школьника, вылавливать правильные факты и использовать их в будущем. Им легко даются конспекты и пересказы, рефераты и тезисы.

2. Искать уникальную информацию

Журналист — это практически сыщик, который всеми возможными в рамках законодательства методами добывает нужную ему информацию. У него есть множество источников: интернет, книги, люди, личные наблюдения, документы, сарафанное радио. Журналисту важно решить поставленную задачу и довести до конца выбранное дело. Ведь работает он для жаждущих правды читателей или слушателей, а не только для себя.

Как правильно выбрать журфак. Плюсы и минусы столичных факультетов журналистики

Поиск информации для доклада или реферата — схожий процесс. Нужно заглянуть во все источники, чтобы текст получился интересным. Поэтому у детей-журналистов дело не заканчивается Википедией. Они находят такие факты, о которых даже не знает учитель, проверяют все доступные (а иногда и недоступные) источники.

3. Доказывать свою точку зрения

Законам логики в журналистике отводится особое место. Без дедукции и индукции, видов аргументов и доказательств вряд ли текст получится читаемым. Например, сложное, но очень важное задание для юных журналистов — это написать колонку-мнение на тему, которая действительно волнует. Отношения с родителями, пугающие интернет-розыгрыши, поведение одноклассников, некрасивая школьная форма… Только слов, чтобы рассказать об этом, не хватает — получаются банальные жалобы на несправедливость жизни. И тут на помощь приходит журналистика.

Когда мы с учениками учились писать рецензии, я расспрашивала юных журналистов о любимых книгах:

— Почему тебе нравится это произведение?

— Потому что оно интересное.

— А чем оно интересно?

— Тем, что там интересные истории.

В какой-то момент казалось, что всё. Тупик. Спасала только уйма дополнительных вопросов. Зато в следующий раз ребята сразу рассказывали и про сюжетные линии, и про героев, и про захватывающую концовку.

Навык находить аргументы поможет не только писать злополучные сочинения, но и публично говорить о том, как вы относитесь к той или иной ситуации. Неважно, из какой она сферы — бытовой, технической или гуманитарной. Есть аргументы — значит, к вам прислушаются. А тут и до решения задачи рукой подать.

4. Говорить, слушать и слышать

Один из самых распространённых стереотипов о журналистах — их болтливость. Считается, что мастера слова могут без остановки говорить-говорить-говорить обо всём на свете. На деле же оказывается, что журналисты очень любят молчать, вовремя комментировать и слушать, что скажет им собеседник. Ведь среди потока его речи может оказаться та крупица важной информации, ради которой затевалась беседа.

Как поступить в МГИМО. Рассказывает студентка журфака

Внимательно слушать нужно и на уроках. Особенно когда редактор дал серьёзное задание: написать о состоянии физики (химии, экономики) в современном мире и сравнить с тем, о чём рассказывают в школе.

5. Избавляться от страхов

Страх задать вопрос и показаться глупым исчезает практически навсегда. Журналист же имеет право интересоваться теми вещами, которые не знает. Иначе как он расскажет о них читателям, сам не понимая и половины сказанного собеседником. Значит, юному корреспонденту можно и нужно вовремя поднимать руку и просить учителя остановиться на непонятных моментах.

Кроме этого, детская редакция — маленький дружный коллектив, в котором от работы каждого зависит общее дело. В нём ребёнка выслушают, поддержат, узнают его точку зрения и подскажут, как поступить. Ситуация успеха (например, публикация материала на первой полосе) подарит уверенность в себе и за пределами кружка по журналистике. А это, естественно, намного важнее хорошо написанного текста.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему подростки держат своих родителей за идиотов

10 летних фильмов, которые нужно посмотреть с детьми

Создатели Физтех.Science учат смешно шутить про науку

mel.fm

Детская журналистика в дошкольном образовательном учреждении

У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).

Исходя из этого в детском саду, был создан кружок «Юные журналисты». Целью работы кружка является развитие компетентности ребенка через создание игровой ситуации.

Задачи кружка – развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.

Деятельность кружка включает различные виды и формы деятельности:

  1. познавательно-речевую: беседы на темы, возникающие в написании статей, викторины, дидактические игры;
  2. игровая деятельность: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;
  3. продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликаций, создание коллажей.

В начале учебного года отбирается состав детей старшего дошкольного возраста в кружок. Основными характеристиками детей являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используются следующие методы:

  • беседа с воспитателями, родителями;
  • направленное наблюдение за ребенком, его общением с взрослыми и детьми, выполнение им различных видов деятельности;
  • беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание участвовать в кружке.

Работа кружка начинается с экскурсии к газете «Василек». Дети знакомятся с ней, её внешним обликом, внутренним содержанием, и после этого знакомства детям предоставляется возможность вспомнить газеты «Василек» прошлых лет. Они читают рубрики «Спортивная колонка», «Новости детского сада», «Гости детского сада», «Творческие командировки» и многие другие, предлагают свои. Целью таких занятий, является – расширение представлений детей. После этих занятий возникает потребность узнать - кто издает газеты. На этих занятиях мы подробно знакомимся с профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. Занятия состоят из таких заданий, чтобы дети почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Они отмечают, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью.

Для закрепления знаний о деятельности журналиста мы составляем модель:

  • дети посещают интересные мероприятия в ДОУ;
  • обрабатывают письма, пришедшие в редакцию;
  • берут интервью, сочиняют свои статьи;
  • печатают вместе с редактором обработанную информацию;
  • художественно оформляют газету;
  • делают верстку газету.

После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступаем собственно к созданию газеты: распределяем роли, берем интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованными в ДОУ – это посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада, также могут проходить и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).

Перед интервью предшествует предварительная работа. Она состоит из обсуждения вопросов, которые можно задать в данной ситуации. После того как дети составили статьи, я как редактор набираю их на компьютере, и мы приступаем к монтажу и дизайну газеты: клеим, рисуем иллюстрации, печатаем фотографии.

Большое значение придается развитию эмоционально-волевой сферы детей. Занятия с элементами тренинга направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы, содержат игры и упражнения на представление о языке эмоций, как знаках подаваемых человеком о себе, знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.

Родители не остаются в стороне. Анкетирование родителей детей, которые посещают кружок, показало, что они хотят принимать участие в издании газеты и отметили, наиболее удобную для себя роль внештатных корреспондентов.

Для педагогов в газете существует рубрика «Новости из групп», где они вместе с детьми рассказывают о жизни и событиях в группе. Совместно пишут статью, подбирают фотографии и приносят в редакцию газеты. Другой вариант, когда журналистов они приглашают на мероприятие в группу.

Кружок «Юные журналисты» реализует социальную компетентность, дети в ходе издания газет высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.

Игровое занятие «Мы журналисты»

Цель: Знакомство детей с профессией журналист.

Задачи:

  • развитие наблюдательности к окружающему,
  • совершенствование умения строить диалог,
  • развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания)

Оборудование: микрофон, карточки, изображающие человеческие эмоции.

Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами о журналистах.

Чем они занимаются? Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире.

Как они рассказывают о них? Они рассказывают о них устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.

Что должен уметь журналист? Он должен много знать, хорошо говорить, писать, запоминать.

Зачем журналисту хорошая память? Он должен записывать и запоминать, то, что ему говорят.

Почему журналист должен быть наблюдательным?

Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.

Игра «Острый глаз»

Ведущий предлагает детям ответить на вопросы о том, что они видели: «Какого цвета футболка у Лизы», «Сколько картин в кабинете» и т.д.

Ведущий: Чтобы описать событие в газете или журнале, журналист должен знать много слов русского языка. Проверить словарный запас помогут следующие задания:

  1. Найти как можно больше слов, которые начинаются со звука «л».
    Найди синонимы к слову «красивый» (очаровательный, прекрасный, великолепный)
  2. Найти животных, название которых состоит из 3 букв (кит, кот, лев, лис, вол, бык т т.д.)
  3. Скажи наоборот
    • чистый –
    • весело –
    • сладкий –
    • большой –
    • твердый –
    • белый –
    • теплый –

Ведущий: Журналист должен не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в определенном порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:

  • мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
  • Оля, одежда, шкаф, убрала, в
  • Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил

Ведущий: Журналист умеет правильно, кратко и понятно объяснять. Это мы проверим при помощи следующей игры.

Игра «Инопланетянин»

Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.

Игра «Рассеянный»

Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.

Ведущий: Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу. Я буду показывать фотографии людей, вы определите, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.

Игра

Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.

Игра «Дружеское интервью»

Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т.д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.

Рефлексия

  • Что должен уметь журналист?
  • Какие задания вам понравились?
  • Какие задания было трудно выполнять?
  • В какие игры вы еще хотели бы поиграть?

Домашнее задание

Почитать с родителями интервью журналистов в газетах и журналах. Посмотреть телепередачи, где корреспонденты берут интервью.

urok.1sept.ru

Картинка журналиста для детей – Ой!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх