«Увидеть картину» без зрения: как музеи адаптируют коллекции для незрячих людей / «Особый взгляд»
Прослушать публикациюТифлокомментарий: на фото — фрагмент фрески Микеланджело «Сотворение Адама». Две мужские руки тянутся друг к другу и почти касаются указательными пальцами. Рука справа дает более активный посыл навстречу, а кисть руки слева выглядит расслабленной — принимающей импульс.
Живопись — объемный мир в рамках плоской картины, удивительный и притягательный. Наверняка каждый человек когда-либо испытал желание, глядя на нравящуюся ему картину, погрузиться в нее, шагнуть в ее пространство: ощутить прохладу пруда в Живерни, провести рукой по колосящейся пшенице с картины Ван Гога, стать луной или деревом, слиться с природой. Шедевры живописи — больше, чем то, что видно человеческому глазу. Это художественно воплощенный фрагмент мира с особыми красками, звуками, запахами, историями.
Художник, созерцая окружающий мир, выражает свое видение и переживание в собственном творении. В процессе создания картины он движется от внутреннего образа к его художественному воплощению, результатом которого является произведение изобразительного искусства. Человек, смотрящий на картину, совершает обратное путешествие — от того, что он видит, к внутреннему образу. Сам факт существования внутреннего образа картины и у художника, и у созерцателя может означать, что человек без зрения способен «увидеть» ее в своем воображении. Осознание этого открывает множество способов адаптации музейных экспонатов для людей с нарушением зрения. Незрячего человека перед картиной можно сравнить с художником, который стоит перед белым холстом видит в своем воображении картину благодаря тому, что слышит, чувствует и проживает.
На фото: фрагмент картины Рене Магритта «Состояние человека». 1933 National Gallery of Art, Washington
Тифлокомментарий: на фото — фрагмент картины Рене Магритта «Состояние человека». В центре — деревянный мольберт на трех ножках, на котором закреплено полотно. Он стоит у открытого окна с раздвинутыми коричневыми шторами. На картине — пейзаж, повторяющий вид из окна: летний ясный день, на голубом небе — белые облака, по зеленому полю идет тропа, справа — изящное дерево с молодыми листочками, на заднем плане — лиственный лес.
Ведущие музеи мира, желая поделиться наследием мировой культуры со всеми, находят разные способы представления картин для незрячих и слабовидящих посетителей. Некоторые из них создают тактильные копии картин и аудиоописания (аудиодескрипции), полагаясь на наиболее активные каналы восприятия информации. Другие же идут дальше, считая, что для формирования полного представления о картине нужно задействовать также обоняние и кинестетику. Согласно мнению незрячих посетителей, больше всего информации о произведении изобразительного искусства дает тактильное изучение его рельефной модели, сопровождающееся аудиодескрипцией. Использование ароматов и других стимулов восприятия вызывает вопросы и дискуссии: насколько они информативны и необходимы, насколько субъективны, не отвлекают ли от самого произведения? Как найти идеальный способ, который сможет наиболее точно передать форму, композицию, образы, смыслы и настроение картины?
На фото: один из залов музеев Ватикана
Тифлокомментарий: на снимке — один из великолепных залов Ватикана, отделанный бежевым мрамором. Вдоль стен — греческие колонны, между которыми выставлены древние скульптуры и бюсты. Группа туристов проходит по шахматной мраморной плитке под высокими арочными потолками с лепниной. Над проходом в следующий зал — декоративный балкон, его держат на головах четыре статуи.
Музеи Ватикана называют музеями для всех. Они представляют копии экспонатов в виде тактильных барельефов в открытом доступе и организуют специальные бесплатные мультисенсорные экскурсии. Во время двухчасового визита в Григорианский египетский музей, Григорианский этрусский музей, Музей Пио-Кристиано, Ватиканскую пинакотеку, Этнологический музей и Сикстинскую капеллу посетители с нарушением зрения могут ознакомиться с некоторыми шедеврами коллекции Ватикана, представленными в виде барельефов с экспликациями на шрифте Брайля. Среди доступных незрячим ценителям искусства — детальные барельефы картин «Снятие с Креста» Караваджо и шедевров Рафаэля, копия фрагмента мозаики «Ангел» Мелоццо. Экскурсия состоит из нескольких частей. Сначала посетители считывают тактильно картину либо объект с барельефа, анализируют ее части, композицию, цветовую и пластическую схемы. Затем слушают поэтическое или музыкальное произведение, связанные с картиной. Воркующие звуки смеющейся лютни и арф, ароматы мирта, лимона и кипариса… Тактильные и звуковые стимулы дополняются обонятельными — и все вместе создает наиболее полный и глубокий образ произведения искусства, помогает почувствовать атмосферу той эпохи, когда оно создавалось. Над поиском средств знакомства незрячих людей с живописью работала команда специалистов по доступности и искусствоведов из разных стран мира. По мнению одного из создателей экскурсии доктора искусствоведения Изабеллы Саландри, ароматы помогают в передаче цветов и атмосферы, а музыка и поэзия погружают в эпоху и отражают настроение. В завершение экскурсии посетители проходят по ватиканским садам, слушая стихи и музыку, вдыхая ароматы и уже по-новому ощущая пространство. Такие впечатления наверняка надолго оставят в памяти образ Ватикана как сокровищницы мировой культуры, музея для человека. Попасть на экскурсию достаточно просто — стоит отправить запрос на имейл, который можно найти на страничке Accessibility официального сайта. В таком случае посещение музея будет бесплатным и без очереди.
Опыт мультисенсорного знакомства с живописью предлагает незрячим посетителям и музей Пети Пале в Париже. Проект реализован группой художников и скульпторов на основе концепции, разработанной образовательным отделом музея. Доступность всех экспонатов протестирована членами ассоциаций людей с нарушением зрения. Экскурсия для людей с нарушением зрения начинается с того, что им выдается тактильная карта, помогающая представить план музея и сформировать общее впечатление о нем, а затем и самостоятельно ориентироваться в его пространстве. На постоянной основе в залах экспонируется несколько 3D-копий скульптур и барельефов картин с описанием на шрифте Брайля, выполненных из различных материалов. Отдельные объекты в виде рельефных изображений представлены в книге, которая находится у гида. Для тех, кто хочет отправиться в мультисенсорное путешествие по картинам известных европейских художников, предлагается полуторачасовая программа. Сначала посетители проходят по залам, знакомятся с рельефами и 3D-копиями картин и скульптур, потом отправляются в сенсорную комнату. Здесь они могут приобщиться к уникальному опыту «узнавания» произведений изобразительного искусства, их творцов и эпохи.
На фото: скульптура в нише. Музеи Ватикана.
Тифлокомментарий: на фото: в нише стены — мраморная скульптура мужчины. У него густые вьющиеся волосы и борода. На мужчине свободная одежда в древнегреческом стиле. Его взгляд суров, он поднял мускулистую руку и вытянул указательный палец вперед.
Автор проекта Катрин Андрэ, как и ее коллеги из музеев Ватикана, считает мультисенсорный метод передачи живописи незрячим людям наиболее эффективным и информативным. Она убеждена, что нет единого универсального способа создания модели картины, поэтому для одних подходит барельеф, для других — макет, для третьих — 3D-композиция. При этом очень важно давать возможность людям с нарушением зрения знакомиться с экспонатами как в общем музейном пространстве вместе со всеми посетителями, так и в специально отведенных залах, где можно экспериментировать с материалами, техниками и стимулами восприятия. В «Мультисенсорном сундуке» (так называется экспозиция макетов полотен для незрячих посетителей) представлены шесть картин европейских художников. Они интерпретированы и воссозданы разными способами в зависимости от техники живописи, сюжета, композиции и других факторов. К каждому из полотен на основании ассоциации с цветом, ключевым образом или настроением подобрана композиция ароматов — в этом отношении учтены результаты современных исследований о связи аромата и цвета, аромата и звука, а также их влияния на формирование образа в сознании человека. Очевидно, обонятельные впечатления не для всех людей с нарушением зрения являются одинаково информативными и могут вызывать разные ассоциации. Например, аромат ментола связан у одних незрячих людей с ощущением свежести, с голубым цветом и образом неба, а другим он напоминает морской бриз. Как дополнительный стимул они помогают незрячему или слепоглухому человеку точнее определить образ и ощутить атмосферу.
Еще одна особенность специальной выставки в Пети Пале в том, что модель каждой из картин состоит из нескольких элементов. «Портрет Амбруаза Воллара» импрессиониста Поля Сезанна представлен в виде барельефа, который передает геометричность форм, присущую стилю художника. Строгость образа и палитра цветов подчеркнуты ароматами металла и кожи. Для пейзажа «Закат над Сеной» Клода Моне выбран другой способ представления — несколько копий, написанных маслом. На копии, отображающей картину полностью, ощущается водная гладь, цепкие и острые ветки деревьев, силуэты домов и круг луны. Техника, в которой она выполнена, позволяет считать тактильно не только визуальные образы, но и саму воздушность и легкость импрессионизма. На отдельных планшетах воспроизведены главные образы картины в увеличенном виде. Водно-древесный прохладный аромат навевает ощущение ночной прогулки вдоль Сены.
Фото: Вечерний Париж. Вид с моста.
Тифлокомментарий: на фото — вечерний Париж. Вид с моста Александра III, украшенного бронзовыми скульптурами с позолоченными деталями. Набережная Сены освещена фонарными столбами, в воде отражается фиолетово-розовое закатное небо, вдалеке виднеется верхушка Эйфелевой башни.
«Поединок гяура с пашой» Эжена Делакруа — одна из наиболее сложных моделей. Жестокая борьба двух всадников, тела людей и лошадей, смешавшихся в схватке, — все это приобрело объем в 3D-скульптуре. Композицию картины можно ощутить в рельефном изображении. Планшеты с миниатюрными костюмами, точно повторяющие фактуру и фасон одежды всадников, воспроизводят дух эпохи и культуры. Атмосфера и накал чувств персонажей ощущаются еще до тактильного знакомства с картиной — в запахе свежей крови и металла.
Для объемного воссоздания картины голландского художника Питера Янсенса Элинга «Подметающая женщина» используется театральный макет. Эта форма дает возможность передать все детали до мельчайших. Материалы подобраны точно: деревянные объекты выполнены из дерева, для зеркала выбран тонкий лист холодного металла, для кувшина — глина. Сложнее всего передать цвета. В этом помогают ассоциативные связи и детальное описание. Кажется, что картины уже перестали быть просто картинами, а наполнились историями, чувствами, стали ощутимыми. Ведь в этом и проявляется искусство. Оно вызывает жизнь мысли, игру воображения, эмоциональный отклик, внутренний образ. И этот образ может быть похож на тот, который послужил источником произведения, а может и отличаться. Главное, что он пробуждает эстетическое переживание и расширяет границы мира.
Многие музейные учреждения могут перенять опыт музеев Ватикана и Пети Пале, чтобы создать собственное инклюзивное пространство. Тем более, реализовать такие проекты реально даже с весьма скромным бюджетом по сравнению с другими затратами. Но если у небольшой галереи или музея пока нет средств, можно начать с более доступного. В этом отношении ценным является опыт авторов проекта «Anima Chroma/Живые картины», в ходе реализации которого художники Дмитрий Петров и Александр Петров, режиссер Альберт Рудницкий и хореограф Александра Рудик исследовали способы передачи живописи слепоглухим людям посредством языка театра и пластики. В итоге получился анимационно-пластический спектакль о восприятии живописи людьми, которые по-разному видят. Если для незрячих людей тактильный макет и звуковое описание картины могут быть достаточно информативны, то слепоглухому человеку необходимо прожить ее эмоционально в действии, в пластике. В рамках эксперимента для знакомства с картинами использовались и самодельные мультисенсорные макеты, и «живые картины», воссоздаваемые актерами. Каждая изучаемая картина оказывалась созвучной личным переживаниям и эмоциональному опыту участников. Техника проживания картин в этюдах оказалась наиболее эффективной, а сами этюды были построены по принципу развития и домысливания сюжета полотна: до зафиксированного на нем момента и после. Такое классическое актерское упражнение может стать основой экскурсии-перформанса и войти в программу любого музея, тем самым вовлекая людей с разными возможностями в совместное познание мира и творчество.
Существует множество способов знакомства незрячих посетителей с произведениями изобразительного искусства. Важно понимать, что зрение не единственный, хотя и главный путь к их восприятию и переживанию.
Почему картины такие дорогие и зачем люди покупают современное искусство — Нож
Предметы искусства бесполезны в практическом смысле: на них не вырастить зерно, они не доставят из пункта А в пункт Б и не заменят крыши над головой. Тем не менее многие стоят гораздо дороже земельного участка, автомобиля и дома.
Не меньше сбивает с толку необходимость расшифровывать замысел художника. До начала ХХ века посетителю художественного салона всё было понятно: это портрет вельможи, это фрукты в чаше, а это горный пейзаж. Беру!
Но к произведениям экспрессионистов, кубистов, абстракционистов, концептуалистов и других «-истов» много вопросов: почему модель без зрачков, почему деревья фиолетовые, зачем тут курица — и вообще что это?Стало трудно понять, что действительно стоит своих денег. Ведь нарисовать полоски на полотне или приклеить банан к стене может и ребенок. Или нет? Откуда такие цены?
Совсем немного историиХудожники долго оставались не самыми богатыми ремесленниками — в Средневековье хорошо жил тот, кто выращивал еду или делал что-то полезное для хозяйства. Редкие исключения составляли мастера, служащие при дворе королей, царей и императоров.
С началом эпохи Возрождения у художников появились спонсоры из элит: аристократы, банкиры, промышленники и другие успешные дельцы. Для меценатов это был вопрос престижа — показать сообществу свое богатство, щедрость и любовь к высокому. Кроме платы за работу художник получал известность в кругу состоятельных друзей заказчика и иногда деньги «просто так» — на краски, студию и вообще достойную жизнь.
Звучит сказочно, но тут были свои условия: надо было попасть в канон. Выгодно продать картину, не соответствующую консервативным требованиям к сюжету и технике, было почти невозможно.Диктат канонов стал ослабевать только к концу ХIХ века и полностью исчез в ХХ. Конечно, определенные правила остались, но нарушать их уже не так зазорно. Даже напротив, особое уважение получает тот, кто нарушит их затейливее остальных. Художники получили максимум свободы.
Но без четкого ориентира сложно определять цену каждого произведения: на рынке теперь слишком много разных направлений, стилей, форм, размеров и т. д. Раньше ориентиром служил канон, сейчас это имя (или бренд). При этом брендовыми могут быть художник, музей, галерея и аукционный дом.
Брендинг в искусстве и наши когнитивные искаженияТеперь для успеха не обязательно виртуозно владеть техникой или делать что-то прорывное, главное — создать привлекательный имидж и сделать так, чтобы о вас говорили все и всюду. Можно как угодно к этому относиться, но стоит признать, что реклама и пиар работают. И всё благодаря нашим ошибкам восприятия — когнитивным искажениям.
Читайте также
6 книг, которые помогут развить критическое мышление
Тест: Насколько вы подвержены когнитивным искажениям и эвристикам
Рассуждения, логика и аналитика требуют очень много энергии, поэтому для экономии мозг иногда переключается в расслабленный режим, и тогда решения нам подсказывают когнитивные искажения. Они могут быть очень полезными: мы не задумываясь обойдем компанию подвыпивших парней на темной улице, потому что стереотипно считаем их опасными. Но иногда из-за когнитивных искажений мы ошибаемся, верим манипуляторам и покупаем ненужные вещи. Вот как это происходит в мире искусства.
Гало-эффектПривлекательным людям мы приписываем и другие добродетели. Например, он красивый — значит, наверняка добрый и веселый. Пришел в дорогом костюме — профессионал и ответственный человек (вспомните советы о том, как одеваться на собеседования).
Это работает не только с внешностью: мы можем идеализировать вежливых, начитанных, талантливых или безрассудных в зависимости от того, что нам нравится в людях.
Хорошее впечатление о человеке часто переносится на его работу и вообще на всё, с чем он ассоциируется.
В случае с искусством логика такая: раз художник популярен и на слуху, значит, и работы его хороши, и тот, кто их покупает, тоже.«Гало-эффект широко используется в рекламе и маркетинге, когда производители выбирают для продвижения своих предложений некую знаменитость. Шанс, что потребители купят товар или воспользуются услугой, предлагаемой личностью, которой симпатизирует большинство, возрастает во много раз», — пишет основатель Школы критического мышления Никита Непряхин.
Джефф Кунс — человек-инфоповод. В конце 1980-х он выпустил серию скульптур и шелкографий, изображающих, как он занимается сексом с женой, порноактрисой Чиччолиной. Затем были скульптуры позолоченного Майкла Джексона с обезьянкой, 13-метровый цветочный щенок и надувная балерина на площади у Рокфеллер-центра. Что ни проект, то резонанс в СМИ.
Кунс провернул рекордное количество коллабораций: создал обложку для альбома Леди Гага и декорации для концерта Jay-Z, «раскрасил» арт-мобиль BMW, сотрудничал с H&M, Стеллой Маккартни, Louis Vuitton и даже Google. Специалисты по современному искусству стараются заполучить хотя бы одну его работу для крупных аукционов, потому что где Кунс, там пресса. К тому же рядом с его произведениями остальные кажутся не такими дорогими.
При этом Кунс не скрывает, что он только рисует макеты — остальную часть процесса выполняют его сотрудники. Больше того, суд уже несколько раз признавал его виновным в плагиате — и всё равно он остается одним из самых дорогих ныне живущих художников. Джефф Кунс и «Кролик». В 2019 году скульптура из нержавеющей стали была продана за 91 млн долларов. ИсточникЭффект гало так же работает с музеями, дилерами и даже с прежними владельцами произведения. Картина, которая год висела в гостиной знаменитости, будет стоить дороже аналогичной, простоявшей в художественной мастерской: дилеры понимают, что картина «с историей» приобретает дополнительную психологическую ценность для покупателя, поэтому поднимают цену.
Эффект иллюзии правдыЧем чаще мы слышим информацию, тем правдивей она нам кажется. Например, многие уверены, что левое полушарие отвечает за аналитические способности, а правое — за творческие (это неправда). Интересно, что при этом мы часто не можем вспомнить, откуда мы взяли это убеждение — вроде как «где-то читали» и «это общеизвестный факт».
Дело в том, что знакомую информацию воспринимать легче, чем новую, и достоверность в данном случае вообще не имеет значения. Классический опыт на эту тему провели в 1970-х. Студентов попросили отметить, какое из 60 утверждений истинно, а какое ложно. Через неделю опыт повторили с теми же участниками: 20 утверждений оставили, остальные 40 заменили на новые. Еще через неделю фокус проделали снова. То, что казалось сомнительным в первый раз, студенты сочли куда более вероятным в третий.
На этом когнитивном искажении, как и на гало-эффекте, стоит реклама и пропаганда. Если каждый день во всех социальных сетях повторять, что скульптор Стамескин гений, однажды мы в это поверим.
Возможно, будь у Ван Гога инстаграм и толковый СММ-менеджер, художник бы не умер в нищете и одиночестве. Эффект третьего лицаНаверняка кто-то сейчас кивает: «Да уж, эти рекламщики способны убедить в чем угодно — но только не меня». Это тоже когнитивное искажение, оно называется эффектом третьего лица.
Благодаря этим уловкам бренды получают наше внимание и лояльность, но нечестно было бы говорить, что все они злодеи-манипуляторы. Если бы у нас самих не было потребности покупать, вряд ли бы объем мирового арт-рынка смог бы достичь 50,1 млрд долларов в год (это больше, чем государственный бюджет Латвии, Сербии и Беларуси вместе взятых).
Психология многомиллионных сделок
Читая новости современного искусства, волей-неволей подумаешь: «Как можно отдать пятьдесят миллионов за это? Будь у меня столько, я бы…» В этой парадигме все богатые коллекционеры кажутся сумасшедшими. Но только потому, что нам сложно представить жизнь настолько обеспеченного человека со всеми ее проблемами и радостями.
«В верхних эшелонах мира искусства деньги сами по себе не имеют особого значения — они есть у всех», — пишет Дональд Томпсон, экономист и знаток искусства.
Тем не менее даже самый богатый человек в мире не платит ни за что только потому, что может.
Почему мы хотим покупать искусствоДля начала представим, что хочет показать человек, когда вешает на стену дорогой арт-объект:
- Он богат. Мы помним, что это не главное среди сильных мира сего, но произведение может демонстрировать не просто достаток, а его уровень. Например: «Я уже не миллионер, а миллиардер».
- Он свой в богемной среде, вхож в закрытое для многих сообщество, на короткой ноге с художниками, дилерами, галеристами.
Психолог Ирина Волынцева считает, что потребность демонстрировать статус не всегда связана с низкой самооценкой, как принято считать:За что мы готовы переплачиватьЗа бренд«Если у человека нет убежденности в своей безусловной ценности, которая не зависит от внешних обстоятельств, он может искать подтверждения ей в окружающем мире — и ассоциирует себя с тем, в чем пытается ее найти. Если он завязал свою самооценку на уровне дохода, вкусе, богемности, то он будет стараться поддерживать всё это на высоком уровне. Ведь иначе пострадает не только его представление о качестве собственной коллекции картин, но и о самом себе в целом — а этого любой человек старается избежать.
Но людям, у которых сомнений в собственной ценности нет, статусные покупки тоже важны. Если огрубить, то с точки зрения эволюционной психологии чем больше у меня того, что высоко ценится в этом обществе, тем более комфортно я могу в нем устроиться. Большее количество благ давало больше шансов найти подходящего партнера, завести жизнеспособное потомство и обрести больший авторитет в принятии коллективных решений.
Наконец, покупки и владение хорошими вещами — это то, что приносит удовольствие, а мы все стремимся его получать. Вещи, которые порадуют менее обеспеченного человека (машина, айфон), обыденны для богатого, потому не доставят ему особой радости».
Цена и бренд — универсальные ориентиры на рынке искусства (и любом другом), если у покупателя нет времени или желания разбираться в предмете. Например, Джефф Безос знает, что Эд Рушей — брендовый художник, которого любит Барак Обама. Можно смело брать.
Клиенты Ларри Гагосяна уверены, что он бренд среди дилеров, поэтому готовы выписать чек, даже не взглянув на арт-объект. Ассистент Гагосяна звонит коллекционерам со словами: «Ларри считает, что вам это нужно». Часто этого достаточно. Джефф Безос приобрел Hurting the Word Radio #2 Эда Рушея за 52,5 млн долларов. ИсточникЦена сама по себе может определять ценность продукта: если это столько стоит, значит, оно того стоит (простите за каламбур). В частности, над этим механизмом рынка иронизировал Капеллан, приклеивая банан к стене.
«Дорогие произведения обретают смысл и значение отчасти именно потому, что дорого стоят, — считает экономист Дональд Томпсон. — Критики пишут глубокомысленные очерки, разбирая по косточкам работы Джеффа Кунса и Трейси Эмин <…>, но ни за что не признаются, что все эти работы имеют смысл только потому, что за них заплачено так много денег».
За уникальность
Когда владеешь чем-то, чего больше ни у кого нет, в каком-то смысле и сам становишься уникальным.
Аукционы организованы хитро: участники торгов знают, что произведение представлено в единственном экземпляре, и видят, как много вокруг конкурентов. Тут включается один из двух стимулов: положительный (завладеть) и аверсивный (не упустить).«Если человек среднего достатка может занять неплохое место в социальной иерархии, взяв ипотеку и купив машину, то среди действительно богатых людей такое не сработает, — говорит психолог Ирина Волынцева. — Нужны блага, которые будут выделять человека среди других, отличаться от того, чем владеют все люди его уровня дохода. И произведения искусства — один из самых логичных вариантов: они в определенной степени уникальны и высоко ценятся. А виллы и „Мазерати“ для богатых людей всё же не так необычны».
Знаменитые психологи Дэвид Канеман и Амос Тверски считали, что желание не упустить вещь действует на нас сильнее.
Исследование доказало, что риск потерять 100 долларов будоражит сильнее, чем возможность получить столько же.С другой стороны, если бренд сильный, уникальность не так важна. Есть даже такое направление — тиражное искусство, когда произведение сразу создается в нескольких экземплярах.«Бывает, что двое участников аукциона во что бы то ни стало хотят приобрести один и тот же лот и вступают в схватку друг с другом, — пишет Филипп Хук, член совета директоров аукциона Sotheby’s. — Помню, как пейзаж Моне, изображающий японский мостик в его саду в Живерни, был продан за 19 млн фунтов, потому что один покупатель никак не хотел уступать другому. Их соперничество превратилось в выяснение, кто богаче. Но если бы один из них проснулся в то утро, скажем, с похмелья, мучимый головной болью, и послал бы аукцион ко всем чертям, то вполне приемлемой ценой Моне оказались бы 8 млн фунтов, с которых они и начали свое состязание».
Этим прославились Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джефф Кунс, Бэнкси и другие популярные художники. Тиражи нужны, чтобы увеличить аудиторию: если на оригинального «Кролика» Кунса денег нет (напомним, это 91 млн долларов), можно купить легальную копию за 10 тысяч.
За резонансМы помним, что часто главная причина покупки — желание показать себя во всей красе. Недавно в мировых СМИ отгремела новость о том, что цифровой коллаж «Каждый день: первые 5000 дней» был продан как NFT-токен за 69 млн долларов.
Майк Винкельманн (Beeple) стал автором самой дорогой цифровой работы в истории, но, что не менее важно, сингапурец Виньеш Сундаресан стал ее обладателем — и этот факт навсегда вписан в его биографию.Японский миллиардер Юсаку Маэдзава в 2016 году заплатил на аукционе 98 млн долларов за охапку произведений знаменитых художников. Об этом написали во всех СМИ от Нью-Йорка до Токио, назвав поступок Маэдзава арт-шопингом. Год спустя миллиардер приобрел безымянную картину Жана-Мишеля Баския́ за 110,5 млн долларов, а еще годом позже объявил, что станет первым частным пассажиром рейса до Луны в 2023 году. Последний факт не имеет отношения к искусству, но может говорить о том, что Маэдзава не прочь привлечь к себе внимание мировой прессы.
Юсаку Маэдзава и Untitled Жана-Мишеля Баския. Для купленных полотен он планирует построить музей в своем родном городе Тиба. ИсточникСловом, для кого-то покупка ультрадорогих произведений не только хобби, но и часть имиджа.
За размерЧто тут добавишь — оказывается, он все-таки имеет значение.
«Цена скорее отражает размер картины, чем ее качество или художественные достоинства, — пишет Дональд Томпсон. — Поскольку оценить качество сложно, цены устанавливаются по размеру картины — так покупатель чувствует себя увереннее. В тех редких случаях, когда одинаковые по размеру работы зрелого художника оцениваются по-разному, объяснение нужно искать в значимости работы или ее сложности, но не в художественных достоинствах».
Каждый день с 4 января 1966 года японский художник Он Кавара создавал по одной картине, на которой изображал сегодняшнюю дату. Если по каким-то причинам он не успевал закончить работу до полуночи, произведение отправлялось в утиль. В 2014 году аукционный дом Christie’s выставил на торги полотно «1 мая, 1987». Картина ушла за 4,2 млн долларов (ее размер — 155 на 226 см). В комплекте к холсту прилагались три «первомайских» газеты: The New York Times, The New York Post и The Daily News.
Кому выгодно, чтобы произведения искусства стоили дорого?Очевидно, что в высокой стоимости заинтересованы все, кто продает предметы искусства: художники, дилеры, галереи. Но не только они: кажется, и самим покупателям выгодно, чтобы цены росли — тогда приобретенный сегодня холст можно перепродать втридорога через три, пять, десять лет. Но на практике с инвестициями всё неоднозначно.
Можно хорошо заработать на полотнах признанных художников, но так везет далеко не всем. Удачные сделки, которые попадают в новостные сводки, — единичные случаи, а подавляющее большинство произведений так и остаются невостребованными. 80% малоизвестных или известных только в своей стране произведений никогда не удастся сбыть даже по первоначальной цене.
При этом инвестор вынужден тратиться на хранение и страхование, а на спрос в итоге могут повлиять причины никак от него не зависящие. Например, экономическая повестка в стране и мире, страшный вирус и даже мода: какой-то стиль или художник стали популярными, а о других все забыли.
Зато в финансовых аферах без арт-дилера не обойтись. Покупка произведений искусства — отличный способ превратить незаконно полученные деньги в легальные.«В ошеломляющем большинстве случаев приобретение произведений искусства не является ни удачным вложением капитала, ни подходящим механизмом его инвестирования», — считает экономист Дональд Томпсон.
Например, чиновник Иванов часто берет взятки. Положить эти деньги в банк он не может: большой суммой неизвестного происхождения заинтересуется налоговая. Под матрасом их держать неудобно. Иванову нужно придумать, как нечестные, «грязные» деньги сделать чистыми, чтобы ими можно было свободно пользоваться. Для этого есть множество хитроумных схем, в которых трудно разобраться без специальной подготовки. Представим простой вариант.
Иванов делит гору денег на маленькие горки и с помощью подставных лиц вносит их на разные счета, а оттуда — на один счет банка в офшорной зоне, например на Каймановых островах. Там Иванову не придется платить налоги, объяснять, кто он и откуда дровишки. С офшорного счета он — как аноним — покупает одно или несколько произведений, а потом относит их дилеру или в аукционный дом — уже как Иванов. Дилер продает полотна и отдает Иванову его честные деньги.
Теоретически, если Иванов не торопится, он может инвестировать в раскрутку художника, чью картину приобрел, чтобы через пару лет на торгах получить за нее в 10, 20 или 100 раз больше. Всё это время полотно может гастролировать по выставкам и набивать себе цену или отлеживаться в залах фрипорта.
Кажется удивительным, что это может происходить в мире, где всё контролируется и регулируется. Тем не менее арт-рынок идеально подходит для подобных фокусов по нескольким причинам:
- Предметы искусства стоят баснословных денег, и их цену невозможно проверить по смете, как строительство детской площадки или покупку недвижимости, — как мы помним, цену арт-объектов определяют нематериальные критерии вроде имени художника, бренда музея, моды и т. д.
- Картины, скульптуры и особенно цифровые коллажи (!) легко хранить и перевозить, чего нельзя сказать о квартире, заводе, яхте и других капиталоемких объектах.
- Покупателю или продавцу не обязательно раскрывать свое имя и другую личную информацию. Обе стороны в документах могут значиться как «частный коллекционер», и всё. Кроме того, некоторые сделки всё еще закрепляются простым рукопожатием. Это единственная отрасль бизнеса, где такое до сих пор возможно.
- Во многих странах действуют налоговые льготы для покупателей. «Налоговое законодательство в области искусства позволяет не платить налоги законным путем. Если вы серьезный коллекционер, вам достаточно нанять хорошего бухгалтера, — говорит арт-консультант Бет Фиоре. — Например, вам никогда не придется платить налоги, если вы выставляете недавно приобретенные работы в определенных музеях». Наконец, покупать и продавать можно прямо на свободной от пошлин территории фрипортов.
Сотрудники правоохранительных органов США говорят, что в махинациях задействованы тысячи ценных произведений.
Есть даже мнение, что «правящая элита» сама придумала создавать дорогих художников-суперзвезд, чтобы маскировать покупкой картин разные финансовые трюки.Заоблачные цены на предметы искусства существуют и, вероятно, будут существовать, потому что это удобно всем. Художники и дилеры радуются гонорарам и комиссионным, не самые честные дельцы — возможности мухлевать, а состоятельные покупатели не прочь заплатить за то, чтобы чувствовать себя особенными.
человек — Bilder und stockfotos
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Видео
Durchstöbern Sie 41,844.609
Durchstöbern Sie 41,844.609
. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
Sortieren nach:
Am beliebtesten
blick auf die berge, mit booten und menschen vor ihnen, ein bild von etwas wasser und bäumen — стоковые фотографии и изображения людейBlick auf die Berge, mit Booten und Menschen vor ihnen, ein Bild…
Blick auf die Berge, mit Booten und Menschen vor ihnen, ein Bild von Wasser und Bäumen
vielfältige menschen begegnen collage — people stock-fotos und bilderVielfältige Menschen begegnen Collage
Diverse Menschen stehen vor Collage. Professionelles Gruppentreffen
tragen von gesichtsmasken in der U-Bahn в Лозанне, Швейцария — фото и фотографии людейtragen von Gesichtsmasken in der U-Bahn в Лозанне, Швейцария
Лозанна, Швейцария — 25 октября 2021 г .: Passagiere mit Gesichtsmasken fahren в Лозанне на метро.
Glückliche Mutter und erwachsene tochter, die sich vor rosahintergrund ansehen — people stock-fotos und bilderGlückliche Mutter und erwachsene Tochter, die sich vor rosa… freundeskreis runde händchen halten — люди стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Diverse Leute Freundeskreis Runde Händchen halten
Große Gruppe von Menschen, die sich an den Händen halten und eine runde Kreisform bilden. Buntes vielfältiges Freund-Team-Konzept, vereinte Gemeinschaft oder soziale Zusammenarbeit Karikatur auf isoliertem Hintergrund.
Personalverantwortliche, die Ein Vorstellungsgespräch im Startup-Büro Führen — фото и фотографии людейPersonalverantwortliche, die Ein Vorstellungsgespräch im Startup-B
social-media-netzwerke. vernetzen sie sich mit miteinander verbunden mitgliedern. группа фон Меншен. коммуникация, работа в команде, gemeinschaft, gesellschaft. abstraktes konzept mit holzstücken auf blauem grund. — фото и изображения людейСоциальные медиа-Netzwerke. Vernetzen Sie sich mit miteinander…
Social-Media-Netzwerke. Vernetzen Sie sich mit Mitgliedern, die miteinander verbunden sind. Группа фон Меншен. Коммуникация, работа в команде, Gemeinschaft, Gesellschaft. Abstraktes Konzept mit Holzstücken auf blauem Hintergrund.
Лучшая мировая карта для мужчин — 3D-иллюстрации — фото и фотографии людейЛучшая мировая карта для мужчин -… menschen unterschiedlichen alters, mann und frau, familie, stadien des erwachsenwerdens. — люди стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Vektorsatz flachen Lebenszyklussymbolen. Menschen…
портрет женщины, ее электроавтоматика — фото и фотографии людей arbeitet, codezeile, die in einer brille reflektiert wird. entwickler arbeitet an Innovationr e-commerce-anwendung mit maschinellem lernen, ki-algorithmus, big data — стоковые фотографии и изображения людейNahaufnahme Porträt eines Software-Ingenieurs, der Am Computer…
Nahaufnahme Porträt eines Software-Ingenieurs, der Am Computer arbeitet, Codezeile spiegelt sich in einer Brille. Создан и разработан более инновационный E-Commerce-Anwendung mit maschinellem Lernen, KI-Algorithmus und Big Data. резюме Концепт
Plaudern Mann und Frau mit Sprechblasen abstraktes Konzept. Mann und Frau kommunizieren in sozialen Netzwerken und diskutieren Neuigkeiten. Dialog oder Gespräch zwischen Freunden. Мультяшный флаш Vektorillustration
Landchaft mit milchstraße. силуэт фон einem vater und sohn — люди фото и фотографииLandschaft mit Milchstraße. Silhouette von einem Vater und Sohn
multiethnische jungs und mädchen machen selfie im freien mit hintergrundbeleuchtung — счастливый образ жизни freundschaftskonzept für junge multikulturelle menschen, die spaßigen tag zusammen in barcelona haben — фильтр heller lebendiger — люди стоковые фото и фотоMultiethnische Jungs und Mädchen machen Selfie im Freien mit. ..
Multiethnische Jungs und Mädchen, die Selfies im Free mit Gegenlicht machen — Happy Life Style Freundschaftskonzept für junge multikulturelle Menschen, die einen lustigen Tag in Barcelona verbringen — Heller, lebendiger Filter
wie kann man den stadtverkehr vermeiden? — фото и фотографии людейКак человек может быть в Stadtverkehr vermeiden?
Юная фрау шляпа sich auf dem Weg zur Arbeit dem Stadtverkehr entzogen — mit dem Fahrrad.
Gruppe von Geschäftsleuten, die in der Halle stehen, lächeln und miteinander reden — people stock-fotos und bilderGruppe von Geschäftsleuten, die in der Halle stehen, lächeln und… shirt trägt, sein smartphone benutzt, eine nachricht tippt, im internet und in sozialen medien surft, auf isoliertem blauemhintergrund steht, in die kamera schaut, lächelt — people stock-fotos und bilder
Positiver indischer oder arabischer Typ, der ein einfaches T- Рубашка
Positiver indischer oder arabischer Typ, trägt ein einfaches T-Shirt, benutzt sein Смартфон, tippt eine Nachricht, просмотр в Интернете, социальная среда, steht auf isoliertem blue Hintergrund, schaut in die Kamera, lächelt
gruppe erfolgreicher glücklicherle imschäftsgeichle glücklicherle feiert gewinn — люди стоковые фото и фотографииGruppe erfolgreicher glücklicher Geschäftsleute im Amt feiert. ..
fröhlicher junger mann, der auf blauem hinergrund lächelt — люди стоковые фото и фотографииFröhlicher junger Mann, der auf blue Hintergrund lächelt
Fröhlicher junger Mann lächelt auf blue Hintergrund. Porträt eines asiatischen Mannes mit rosa Haaren und Piercing im Studio.
Teen im Kreis mit Smarten Handys — multikulturelle jugendliche, die draußen handys benutzen — Teen süchtig nach neuem technologiekonzept — people stock-fotos und bilder — Multikulturelle Jugendliche, die Mobiltelefone draußen benutzen — Teenage süchtig nach neuem Technologiekonzept Multirassische Gruppe junger freunde, die sich im freien verbinden — people stock-fotos und bilderMultirassische Gruppe junger Freunde, die sich im Freien…
Multikulturelle Gruppe junger Freunde, die sich im Freien verbinden und Spaß haben — Stilvolle, coole Teenager, die sich im städtischen Skatepark treffen
verrückter älterer, der spaß daran hat, in den ferien party zu feiern — ältere menschen feiern das lebenskonzept — people stock-fotos und bilderVerrückter Älterer, der Spaß den Ferien hat, in den ferien party zu feiern . ..
Verrückter älterer Mann, der Spaß an der Party in den Ferien hat — Ältere Menschen feiern Lebenskonzept
glückliche lächelnde junge frau, die im freien bei sonnenuntergang sitzt licht licht launisches lifestyle-porträt, ludhelijunchel launisches lifestyle-porträt 90 Glücheljunge und bilderge Die im Freien bei…Selbstbewusst Glücklich lächelnd junge Generation blond Frau Porträt Blick in die Kamera. Moody Sunset Light, фонарь. Echte Menschen Поколение миллениалов Портрет образа жизни на открытом воздухе.
Цифровая метавселенная Cyber-Welt-Technologie, Mann mit Virtual-Reality-vr-brille, die ar-augmented-reality-spiel und unterhaltung spielt, futuristischer lebensstil — people stock-fotos und bilderЦифровая метавселенная Cyber-Welt-Technologie, Mann mit Virtual-Realit
frau schließt nase mit der hand wegen schlechter verkehrsbelastung — люди фото и фотографииFrau schließt Nase mit der Hand wegen schlechter. ..
tagesablauf im büro — people stock-fotos und bilderTagesablauf im Büro0003 porträt begeisterter geschäftsleute im kreis — people stock-fotos und bilder
Porträt begeisterter Geschäftsleute im Kreis
überbevölkerung des planeten erde, dürre und hungersnot 3d-rendering — people stock-fotos und bilderÜberbevölkerung des Planeten Erde, Dürre und Hungersnot 3D-Renderi
Überbevölkerung des Planeten Erde, Dürre und Hungersnot 3D-Render. 3D-иллюстрация Hochwertige Verwendete Texturen von der NASA-Website https://visibleearth.nasa.gov/collection/1484/голубой мрамор В Блендере erstellt
Молоденькая фрау улыбается и двигается, um den raum zu kopieren — people Stock-fotos und BilderМолоденькая фрау гуляет и gestikulierend, um den Raum zu kopieren
Молоденькая фрау смотрит и gestikuliert, um den Raum zu kopieren3 900 блики на других сайтах, rückansicht — графические изображения людей, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Jungen auf einer Жезл, блики на других сайтах, Rückansicht
Иллюстрация из 19. Jahrhundert.
buchhalter buchhalter sachbearbeiter mann. bankberater — фото и фотографии людейБуххальтер Буххальтер Захбербайтер Манн. Bankberater
Буххальтер Буххальтер Манн. Bankberater und Wirtschaftsprüfer
People Networking im Community Center — people Stock-fotos und BilderPeople Networking im Community Center
fröhliche afrikanische frau öffnet die tür und begrüßt sie zu stehend — people stock-fotos und bilderFröhliche Türffnet Frau und Bilder begrüßt Sie zu…
Fröhliche AfroAmericanische Frau, die die die Tür öffnet und Sie begrüßt, um zu lächeln in die Kamera zu kommen, die zu Hause steht. Hospitality-, Immobilienbesitz- und Kaufkonzept
счастливый темнокожий мужчина в очках Pendelt Nachts Auf dem Rücksitz des Taxis Nach Hause. Установи манн со смартфоном и смотри в авто на городской городской улице с функциональностью leuchtreklamen. — люди стоковые фотографии и изображенияHappy Black Man in Glasses Pendelt nachts auf dem Rücksitz des. ..
портреты молодых людей с изображением женщины, расположенные в глубине земли — люди стоковые фотографии и изображенияпортреты для молодых людей, портированные для 9008 Hintergrund 9003 einer jungen erwachsenen Frau vor weißem Hintergrund. Sie schaut auf die Kamera.
multi ethnische geschäftsleute, die geschäftstreffen abstatten — people stock-fotos und bilderMulti ethnische Geschäftsleute, die Geschäftstreffen abstatten
Gruppe von multiethnischen Business-Team sitzt zusammen am Arbeitsplatz in modernen Büro
3d render geschäftsmann berührt roboterhand — people stock-fotos und3D Render Geschäftsmann berührt Roboterhand
3D Render unkenntlicher Unternehmer im Anzug streckt und berührt Hand von Android vor dunkelblauem Hintergrund
gruppe von menschen im kreis aus verschiedenen kulturen, die handchen halten. zusammenarbeit und работа в команде. gemeinschaft von freunden oder freiwilligen, die sich für soziale belange für frieden und umwelt einsetzen. draufsicht — люди стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыGruppe von Menschen im Kreis aus verschiedenen Kulturen, die Händc
junge frau fährt auto an einem sonnigen tag — people stock-fotos und bilderJunge Frau fährt Auto an einem Sonnigen Tag
freundliche junge geschäftsfrau lächelnd in die kamera — стоковые фотографии и изображения людейFreundliche junge Geschäftsfrau lächelnd in die Kamera
geschäftsleute, gruppe von menschen bei der arbeit. isolierte vektorsilhouetten — люди, графика, клипарт, мультфильмы и символыGeschäftsleute, Gruppe von Menschen bei der Arbeit. Isolierte…
studioporträt einer fröhlichen frau — people stock-fotos und bilderStudioporträt einer fröhlichen Frau
Seitenansicht einer attraktiven hispanischen Frau, die sich vor einem leuchtend rosa Hintergrund glücklich fühlt0003 schlechte nachrichten junge frau ist nachrichten auf dem handy und legt nachts im bett — people stock-fotos und bilder multiethnischer Geschäftsteams
Porträt einer erfolgreichen Gruppe von Geschäftsleuten im modernen Büro mit Blick auf die Kamera. Porträt von glücklichen Geschäftsleuten und zufriedenen Geschäftsfrauen, die als Team stehen. Multiethnische Gruppe von Menschen, die lächeln und in die Kamera schauen.
Fröhlicher Geschäftsmann bei einem Meeting mit seinem team — people Stock-fotos und BilderFröhlicher Geschäftsmann bei einem Meeting mit seinem Team
Fröhlicher Reifer Geschäftsmann, der an einem Treffen mit seinen Kollegen in einem Bürteilnimm. Erfahrener Geschäftsmann, der lächelt, während er mit seinem Team in einem Besprechungsraum sitzt. Kreative Geschäftsleute arbeiten zusammen.
портреты других флористов в ихреме geschäft — стоковые фото и фотографии людейPorträt einer älteren Floristin in ihrem Geschäft
Porträt einer älteren Floristin im Blumenladen für kleine Unternehmen. Glückliche reife Frau mit Schürze, die in einem kleinen Blumenladen arbeitet.
Glückliche Geschäftsleute, die in einem büro an einer wand stehen — people stock-fotos und bilderGlückliche Geschäftsleute, die in einem Büro an einer Wand stehen Gruppe erfolgreicher Unternehmer, die als Team an einem modernen Arbeitsplatz zusammenarbeiten.
астронавт скейтборд катается на скейтборде в воде. векториллюстрация. isoliert auf Transparentem Hintergrund. — люди стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыСкейтбордист-космонавт катается на скейтборде в мировоззрении….
Конькобежец-космонавт на скейтборде в мире. Векторная иллюстрация в стиле комиксов. Isoliert auf Transparentem Hintergrund.
Glücklich Lachend в das büro treffen kollegen — фото и фотографии людейGlücklich Lachend в das Büro treffen Kollegen
Menschen überqueren den Regenbogenfahnen-Zebrastreifen в Wien-People Stock-fotos und BilderMenschen überqueren Den Regenbogenfahnen-Zebrastreifen in wien 9003
Menschen-nather-nachen3 nachen-nachen-nachen-nachen3 nachen3 nachen3 nachen-nachen-nachen-nachen-nachen-nachen-nachen3
inachen-nachen3
. stock-fotos und bilder
Юная женщина, Нахрихтен унд Beiträge auf dem Handy überprüft
Молодая женщина, Нахрихтен und Beiträge на Handy überprüft, sitzt auf einer modernen Betonwand. Einfachheit Современный городской стиль. Von unten gegen den Himmel geschossen. Городской образ жизни Jugendporträt.
Gruppe von kollegen feiert erfolg — фото и фотографии людейGruppe von Kollegen feiert Erfolg
Weiblicher Profi, der ihrer Kollegin im Konferenzraum ein High Five gibt. Gruppe von Kollegen, die in einem Meeting erfolgreich sind.
dacharbeiten, neue abdeckung eines ziegeldaches — люди фото и фотографииdacharbeiten, neue Abdeckung eines Ziegeldaches
Dachdeckerarbeiten, neue Abdeckung eines Ziegeldaches
gewinnen sie leads und kunden. Business-kandidaten erfassen — фото и фотографии людейGewinnen Sie Leads und Kunden. Business-Kandidaten erfassen
Gewinnen Sie Leads und Kunden. Geschäftskandidaten mit Magnet erfassen
arbeitsstätten — люди фото и фотографииArbeitsstätten
Geschäftiger moderner Arbeitsplatz. Arbeitsprozess im Büro, Geschäftsleute arbeiten, gehen und sprechen, verschwommene Bewegung
multikulturelle geschäftsleute, die in einer bürolobby arbeiten — people stock-fotos und bilderMultikulturelle Geschäftsleute, die in einer Bürolobby arbeiten
Multikulturelle Geschäftsleute, умереть в einer Bürolobby arbeiten. Gruppe glücklicher Geschäftsleute, die lächeln, während sie zusammen in einem Coworking-Space sitzen. Junge Unternehmer, умри в новом проекте zusammenarbeiten.
geschäftsmann halten kreis der netzwerkstruktur hr — человеческие ресурсы. unternehmensführungskonzept. управление и рекрутирование. социальные сети. verschieden menschen. — фото и фотографии людейGeschäftsmann halten Kreis der Netzwerkstruktur HR — Human…
People Stock-Fotos und Bilder — Getty Images
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM