Рассвет, полдень, закат и сумерки — Сальвадор Дали
Рассвет, полдень, закат и сумерки — еще одна сильная картина последнего периода, написанная Сальвадором Дали для грандиозной персональной выставки, проходившей в Центре Жоржа Помпиду в Париже с 18 декабря 1979 по 14 апреля 1980 и ставшей, во-первых, полным триумфом Дали, а во-вторых — своеобразным «подведением итогов» 60 лет творческой жизни.
Именно так следует воспринимать парижскую выставку: «Весь Дали в одном флаконе», и поэтому появление в экспозиции картины «Рассвет, полдень, закат и сумерки», где единственным персонажем является женщина, «позаимствованная» Сальвадором Дали с картины «Анжелюс» Жана Франсуа Милле, является совсем не случайным.
«Анжелюс» — одна из самых прочных навязчивых идей Сальвадора Дали, к которой в своих собственных работах он возвращался около 60 раз — и потому мы обязательно поговорим об этом
подробнее. Но для начала расскажем о самой картине «Рассвет, полдень, закат и сумерки».
«Рассвет, полдень, закат и сумерки» — крупная вещь: 122 Х 246 см, масло, фанера. Причем, что интересно, не всегда можно сказать, что Сальвадор Дали «написал» эту картину, потому что зачастую в ходе работы над ней кисть не использовалась вовсе: краски разных цветов попросту выдавливались из тюбиков на фанерную основу, создавая «точечную» поверхность, которая сразу вызывает в памяти работы пуантилистов.
С импрессионизма и пуантилизма начинались первые живописные опыты Дали, зачастую весьма удачные — как, например, «Улыбающаяся Венера», которой мы уже могли полюбоваться в зале «Рыбные Лавки».
В некоторых участках яркость, интенсивность и плотность этих точек настолько велика, что рябит в глазах — а это, в свою очередь, вызывает ощущение напряжения и тревоги. В других участках, напротив, точечные касания краски становятся реже — и глаз подсознательно тянетя к ним, чтобы слегка отдохнуть.
Этот намеренно созданный контараст ощущений призван подчеркнуть смену времен дня, указание на которую присутствует в названии картины.
Женский персонаж, как мы уже сказали, взят с картины Жана-Франсуа Милле «Анжелюс» («Вечерняя молитва»), оказавшей сильнейшее влияние на творчество Сальвадора Дали — настолько существенное, что мы просто обязаны рассказать об этом подробнее.
«Анжелюс» — в общем, ничем особенным не выдающаяся картина — кроме, разумеется, живописного мастерства Милле, благодаря которому эта вещь в свое время попала в Лувр. Сюжет картины
незатейлив, как помыслы барбизонского крестьянина. Вечер, 18-00, колокола церквушки, расположенной неподалеку (мы видим у горизонта колококльню) начинают звонить к «Анжелюсу» — шестичасовой
вечерней молитве.
Селяне, занимающися уборкой урожая (картошки), будучи, как водится, людьми глубоко набожными, прекращают уборку урожая и молятся прямо в поле, на пашне. Вечерний золотистый свет мягко окутывает их застывшие в религиозной истовости фигуры — одним словом, почти пастораль. Картина довольно банальна — однако написана действительно замечательно. Не будем, к тому же, забывать — от Милле всего лишь полтора прыжка до импрессионистов.
Возможно, по причине своей квазирелигиозности «Анжелюс» Милле был в свое время необычайно популярен, и репродукции этой картины украшали едва ли не каждый дом.
Для Сальвадора Дали «отношения» с «Анжелюсом» начались еще в школе, когда тосковавший на занятиях ребенок часами во время уроков наблюдал репродукцию этой картины — но испытывал при этом совсем не те чувства, которые картина призвана была вызывать. Ни умиления, ни умиротворения, ни набожности — нет!
По словам самого Дали, эта картина вызывала в нем беспричинный страх, настолько сильный, что это видение двух неподвижных силуэтов преследовало его в течение долгих лет. В 1929-ом картина на
время исчезла из его памяти, но вскоре Дали нашел другую репродукцию — и детские страхи возобновились. Ощущения были настолько сильными, что он начал фиксировать псхихологические процессы,
которые проихсодили в нем при виде «Анжелюса», затем используя эти записи при работе над своими полотнами или поэмами.
«Имперский монумент Женщине-ребенку», Анжелюс Гала», «Архитектонический Анжелюс Милле» — вот лишь некоторые из работ того периода, которые так или иначе связаны с настоящей одержимостью Дали картиной Милле.
В конце концов, эта одержимость «бредовым образом двух неподвижных силуэтов» привела к тому, что Сальвадор Дали сочинил целое эссе под названием: «Параноидно-критическое толкование маниакального
образа «Анжелюса» Милле. Эссе должно было увидеть свет в 1933, однако по ряду причин этого не случилось. В 1940, когда немцы захватили Францию, а Дали отсиживались в Аркашоне, готовясь совершить
бегство в США, рукопись в спешке была утеряна и вновь обнаружена лишь в начале 60-хх.
Эссе, практически без изменений, было издано в 1963, получив название «Трагический миф «Анжелюса» Милле. Параноидно-критическое толкование».
В эссе Дали пытается докопаться до причины удивительного воздействия, которое всегда оказывала на него эта, в общем-то, обычная картина, и закономерно приходит к выводу, что причина эта сокрыта не во внешнем, а во внутреннем содержании картины — то есть в том, что картина скрывает.
Дали, будучи завзятым фрейдистом, трактует смысл «Анжелюса» с точки зрения так называемого «эдипова комплекса», когда мальчик-сын одновременно вожделеет и боится своей матери, а отца воспринимает как соперника. Дали обращает нимание на то, что мужчина меньше и легче женщины, вид у него пристыженный, а шляпа расположена именно так, чтобы скрыть эрекцию!
Вилы, воткнутые в землю, прямо указывают на совокупление, а тачка — безусловный символ «неуверенной», связанной с постоянными страхами сексуальности. И вообще, мужчина в большей степени похож не
на мужа, а на сына, вожделеющего свою мать!
Позже, прочтя книгу «жзинь насекомых», Дали был буквально поражен тем, насколько поза женщины, сложившей в молитве руки, напоминает позу самки богомола, готовой к атаке! А самка богомола известна тем, что пожирает своего самца не только после совокупления, но иногда даже во время его!
Дальнейший логический переход увязывающего картину «Анжелюс» со своей биографией Дали закономерен и в то же время ужасен: он обвиняет свою покойную мать в том, что она сексуально терроризировала его, сосала и заглатывала его пеннис, когда он был совсем ребенком — допуская, впрочем, что воспоминания эти могут оказаться не совсем истинными. О, Дали — в приверженности своему параноико-критическому методу он не знал границ!
Впрочем, проверить истинность его утверждений, равно как и верность предложенной им трактовки картины Милле «Анжелюс» невозможно. Но сейчас мы подходим к самому поразительному — к тому, что действительно скрывала картина Милле!
Поскольку некая смутная внутренняя тревога, связанная с этой картиной, продолжала беспокоить Дали, оставаясь его навязчивой идеей, в начале 60-хх он предпринял неожиданный ход: попросил власти
Лувра сделать рентгенографию картины Милле. Лувр пошел художнику навстречу и соответствующее исследование было проведено.
Выяснился поразительный факт: оказывается, Милле изначально изобразил вовсе не сцену вечерней молитвы, призванной воздать хвалу Всевышнему за урожай — но сцену похорон похорон младенца, которого явно не успели окрестить и для которого, таким образом, не нашлось места на кладбище. Вместо корзины с картошкой вначале был изображен небольшой гробик, однако впоследствии, желая сделать сюжет более позитивным, Милле написал поверх него корзину с картошкой, все остальное оставив, как есть.
И ведь никто не заметил этой подмены! Все восторгались чувством набожности, умиротворенности и покоя, которое вызывала у них эта картина — и лишь один человек на свете, каталонец по имени
Сальвадор Дали заподозрил в картине подвох! Лишь один Дали был уверен, что с «Анжелюсом», не всё гладко — и уверенность эта впоследствии была подтверждена рентенографией полотна. Точно также
подтвердилась поразительная глубинная связь истинного сюжета «Анжелюса» с биографией самого Дали.
Дело в том, что Сальвадор Дали не был первым ребенком у своих родителей. До него в семье уже успел родиться мальчик, егео брат, тоже нареченный Сальвадором — который прожил всего 22 месяца и умер в результате острой кишечной инфекции. Вот тогда родители, пребывая в состоянии глубочайшего горя от утраты первенца, и решили возместить её рождением нового ребенка.
В пользу этой версии свидетельствует простой, но убедительный факт, если мы сопоставим дату смерти первого Сальвадора и дату, когда был зачат «второй» (всем нам хорошо известный), то увидим, что между этими датами всего десять дней разницы.
Так что, если бы не смерть «первого» Сальвадора, то будущий гений сюрреализма, скорее всего, никогда не появился бы на свет — и мир, таким образом, лишился бы сотен бессмертных шедевров!
Однако для самого Дали в этой ситуации изначально была заложена глубокая психологичкеская травма. Во-первых, он не ощущал себя самостоятельной и полноценной человеческой единицей — но всего лишь
копией своего умершего брата.
Опять же, брат его оставил этот мир в совершенно ангельском возрасте, не успев еще проявить дурных качеств всякой человеческой натуры — а он, второй Сальвадор, продолжал жить, подрастал, устраивал шалости, обзаводился грешками — и тем самым должен был неизбежно выглядеть в глазах родителей хуже того, первого Сальвадора, который так и остался для них ангелом.
Дали осознавал, что родители любят его как отражение, как бледную и не очень удачную копию того, первого Сальвадора — но он-то был другим! И, чтобы заставить родителей понять, что он другой, он не копия, он сам по себе — он позволял себе достаточно эксцентричные выходки, которые очень живо описывает в своей «Тайной жизни»….
Все для того, чтобы заявить о себе, как о полноценном самостоятельном человечке. Не исключено, впрочем, что проблема эта была придумана болезненно чутким мальчиком — однако он накрепко убедил
себя, что она существует, и эта глубокая уверенность действительно травмировала его на всю жизнь.
Впоследствии, во взрослом возрасте, проблема приняла несколько иные формы: Дали, который был абсолютно убежден в изначальной предначертанности своего появления на свет, в то же время не мог не осознавать, что, сложись обстоятельства иначе, останься первый Сальвадор жив — его вовсе могло бы и не быть.
Что же, теперь мы видим, что в предчувствиях своих относительно истинного значения картины «Анжелюс» Дали оказался совершенно прав, и понимаем, насколько близко тема умершего младенца связана с биографией самого Сальвадора Дали. А зная это, мы вполне в состоянии понять, почему так часто в своих собственных картинах Дали возвращался к персонажам «Анжелюса».
Творчество — это всегда акт самотерапии, и, как видим, к таким «сеансам самолечения», призванным помочь художнику обрести свое собственное «я» и перестать, наконец, ощущать себя всего лишь копией
покойного брата, Дали прибегал на протяжении всей своей жизни, так, кажется, до конца эту проблему и не решив.
САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ
От «Рассвета» до «Заката»: тайна Айвазовского на авиабилетах в Крыму раскрыта
«Что не так с крымским посадочным талоном?» — спрашивают пользователи соцсетей, публикуя фотографию талона с репродукцией работы Ивана Айвазовского «Закат над Ялтой» 1861 года, который им выдали на стойке регистрации в аэропорту Симферополя.
На первый взгляд, с изображением всё в порядке: солнце висит над Медведь-горой. Однако в таком положении светило может находиться лишь на рассвете, а никак не в конце дня. И это подтвердит каждый, кто хоть раз бывал на Южном берегу Крыма.
Загадку творчества прославленного мариниста приоткрыли в Феодосийской картинной галерее имени Айвазовского.
Директор галереи Татьяна Гайдук рассказала ForPost, что известно около шести тысяч художественных работ Айвазовского. И в основном это пейзажные полотна. Мастер имел привычку оставлять на холсте лишь автограф и дату, не присваивая каждому названий.
«Тем более ему это казалось очевидным», — говорит Гайдук. Названия у картин появлялись позже, когда их выставляли на продажу, пояснила она. В этих случаях и могли возникать подобные недоразумения.
Аналогичный комментарий ForPost предоставила и пресс-служба воздушной гавани Крыма: «Общеизвестно, что Иван Константинович Айвазовский большинству своих живописных работ названия не давал. Названия такие картины получали уже от владельцев полотен, например, при выставлении на аукционах. Иногда это приводит к путанице с названием, которое не всегда соответствует содержанию».
Как отметили в аэропорту, разгоревшаяся в сетях полемика доказывает, что инициатива с печатью картин на посадочных талонах не только понравилась пассажирам, но и увлекла их творчеством Айвазовского.
«Вызвавшая дискуссию картина, как раз находится в одной из частных коллекций. К сожалению, не всем частным коллекционерам посчастливилось побывать в Крыму и увидеть Ялту вживую.
Мы искренне рады, что наши посетители в деталях изучают картины Айвазовского и дискутируют на тему его творчества. Полотна великого художника специально помещаются на посадочных талонах, чтобы пассажиры могли ознакомиться с работами великого мариниста», — пояснили в пресс-службе.
Так что никакой ошибки здесь нет. Действительно, известны как минимум две идентичные картины с видом на Медведь-гору, вышедшие из-под пера великого мастера. Одна из них 1861 года называется «Закат над Ялтой», а вторая 1864 года — «Восход солнца у берегов Ялты». И только если присмотреться, можно увидеть «десять отличий».
И.К. Айвазовский, «Закат над Ялтой» (1861 г.)
И.К. Айвазовский, «Восход солнца у берегов Ялты» (1864 г.)
Кстати, по данным ForPost, вскоре появится новая серия посадочных талонов аэропорта «Симферополь», на которых будут изображены другие работы Айвазовского.
Александра Радченко
Фото: artchive. ru
вещей, которые вам нужно знать
Откройте для себя основные различия между фотографией рассвета и заката. Узнайте, как извлечь максимальную пользу из каждого условия освещения!
Вы помните, как впервые сфотографировали восход или закат? Я делаю. Я был на семейном отдыхе у моря и понял, что солнце садится прямо за маленький остров. Окончательное изображение было ужасным, с кривым горизонтом, передержкой и полным отсутствием всего, что напоминало бы хорошую композицию… Но в то время я очень гордился своей фотографией.
Что делало его особенным, так это свет. Небо было в огне, и свет был просто идеальным. После этого дня я запечатлел сотни восходов и закатов, если не сказать тысячи. Однако это не одно и то же. Рассвет и закат — прекрасные моменты для фотосъемки, но в каждом из них есть что-то особенное.
Что лучше, восход или закат? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно знать, в чем основные отличия восхода солнца от заката в фотографии!
Фотосъемка рассвета или заката: что лучше?
- Восход и закат: терминология
- Что такое синий час?
- Что такое золотой час?
- Разница между восходом и закатом
- Качество освещения
- Положение солнца
- Как узнать положение солнца на восходе или закате
- Время восхода и заката: меньше людей на восходе!
- Разведка на месте
- Погодные условия восхода и заката
- Туман
- Отражения
- Восход и закат в фотографии: что лучше?
Восход и закат: терминология
В этой статье я буду много говорить о двух понятиях. Если вы уже знаете, что означают золотой час и синий час, можете пропустить этот раздел. В противном случае рекомендую прочитать следующие строки.
Что такое синий час?
Синий час — это период времени, который происходит до восхода солнца и после захода солнца . Основной характеристикой этого времени суток является голубоватый свет, преобладающий в атмосфере. Причина, по которой это происходит, долго и трудно объяснять. Тем не менее, вы можете визуализировать синий час как момент, когда солнце уже зашло или еще должно встать.
Основная причина, по которой синий час ценится в фотографии, заключается в его мягком свете и особых тонах. Свет , особенно в городах или на ночных пейзажах, светит лучше в синий час, чем ночью .
Синий час на Карловом мосту в ПрагеЧто такое золотой час?
Перед синим часом (во время заката) и после синего часа (во время восхода) наступает золотой час. Если вам нужно быстрое и практическое определение того, что такое золотой час, это может сработать. Золотой час — это тот момент дня, когда вы чувствуете желание взять телефон или камеру и начать фотографировать. При свет принимает желтоватый, золотистый оттенок, который совпадает с восходом или закатом момент.
Продолжительность золотого часа зависит от многих факторов, таких как местоположение или время года. В таких местах, как полярный круг, он может длиться даже большую часть дня в летние месяцы!
Огни Золотого часаРазличия между восходом и закатом
Качество света
Раньше я считал, что свет восхода и заката одинаков, что меняется только то, что делает солнце.
Но это не так. Хотя в обеих ситуациях у нас есть период синего часа и периода золотого часа, свет не идентичен. Рассветы обычно имеют более голубоватый оттенок , тогда как закаты имеют более желтый оттенок. Эта разница может быть более заметной в момент захода или восхода солнца, так как в одном случае после многих часов темноты восходит солнце, а в другом случае солнце заходит после того, как освещало сцену в течение нескольких часов. Некоторые люди говорят, что эта разница может быть связана с большим количеством частиц в атмосфере во время заката. Температура здесь тоже играет решающую роль.
Тем не менее, обе ситуации могут привести к волшебному небу, горящему красками, но я предпочитаю тона восхода солнца. Сцена переходит от полной темноты к медленно растущему свету, который я нахожу волшебным. Для сравнения, здесь у вас есть два неотредактированных изображения восхода и заката.
Неотредактированное изображение восхода солнца Неотредактированное изображение закатаПоложение солнца
Одно из основных различий в фотографии между восходом и закатом состоит в том, что солнце восходит и заходит не в одном и том же месте . Да, это действительно очевидно, но так важно при принятии решения о том, когда делать снимок.
На самом деле, я бы сказал, что это самый важный фактор планирования пейзажной фотосъемки восхода и заката. Представьте, что вы хотите сфотографировать солнце на горизонте с красивого пляжа. В зависимости от того, где находится этот пляж, солнце будет подниматься из океана или садиться из океана. Таким образом, это определит, когда вы должны сделать снимок. Ну, если только вы не на полюсе, северном или южном. Затем наслаждайтесь своим странным восходом/закатом.
Кроме того, положение солнца в течение года меняется, поэтому некоторые фотографии можно делать только один или два раза в год. К счастью, есть способ узнать точное положение солнца в определенном месте и в определенное время.
Как узнать положение солнца на восходе или закате
Многие приложения и веб-страницы могут сообщить вам об этом. Мой любимый Photopills, очень полное приложение, которое покажет вам точное положение солнца и прогнозируемое положение восхода или заката не только на карте, но и в дополненной реальности с помощью камеры вашего смартфона. Да, за это нужно платить, но оно того стоит!
Вот пример из сеанса на закате, который я провел в Стране Басков. Выберите позицию, посмотрите версию с дополненной реальностью и сделайте снимок! Очень просто.
10 приложений для улучшения ваших фотографий
Откройте для себя лучшие приложения для фотографии здесь!
Photopills Предсказание закатаФинальное изображение заката. Пляж Азкорри, Страна БасковВремя восхода и захода солнца: меньше людей на рассвете!
Не секрет, что для того, чтобы сфотографировать рассвет, нужно вставать очень рано. Опять же, это будет зависеть от сезона и места, где вы находитесь, но, вообще говоря, восходов солнца требует встать с постели, прежде чем люди перестанут веселиться . И в этом есть свои плюсы и свои минусы.
С другой стороны, закаты бывают очень поздно, в основном в летний сезон. Если вам нравится ждать синего часа (после захода солнца), вы можете фотографировать почти до полуночи, а проснуться в синий час восхода солнца означало бы спать не так много часов.
Однако восходы имеют тенденцию быть менее массивными . Люди не любят рано вставать. Вместо этого они предпочитают насладиться прекрасным днем, прогуливаясь где-нибудь, а затем сделать несколько фотографий. Вот почему я предпочитаю выполнять миссии на рассвете. Людей почти нет, а фонари голубоватые.
Во время моих поездок я видел удивительные восходы и закаты, но когда я исследую город, я люблю просыпаться в сумасшедшие часы для восхода солнца. Если вы посещаете какой-либо европейский город в период с мая по октябрь и хотите сделать четкие снимки улиц, проснуться рано (избегайте выходных). Здесь у вас есть сравнение восхода и захода солнца в Гданьске, Польша.
Уличная активность на закате в ГданьскеУличная активность на закате в ГданьскеСкаутинг на месте
Если в предыдущем пункте была точка в пользу восхода солнца, то этот указывает на закат. Если вы еще не знаете место, фотосъемка восхода солнца очень ограничена с точки зрения определения местоположения. Помимо сложности добраться до нужного места в полной темноте, также довольно сложно найти идеальное место с первой попытки.
Вместо этого, закат предлагает возможность посетить место в хорошем освещении, найти свою композицию и дождаться идеального момента, чтобы сделать снимок.
Хотя это правда, что есть способы провести разведку до того, как вы окажетесь на месте, особенно когда вы впервые посещаете место, вы можете пропустить некоторые фотографии, выбрав восход вместо заката.
Как лучше сфотографировать рассвет или закат
Пошаговое руководство здесь!
Планирование может иметь ключевое значение для фотосъемки рассвета или закатаПогодные условия восхода и заката
Последнее основное различие между восходом и закатом — погодные условия. Хотя фиксированного правила нет, я бы сказал, что 9Восход солнца 0007 предлагает лучшие погодные условия для фотографирования по сравнению с закатом . Двумя наиболее заметными отличиями являются туман и отражения.
Туман
Туман — одно из самых сложных погодных условий. Хотя это можно предсказать, оно зависит от тысяч переменных, и условия могут меняться очень быстро. Хотя восход и закат — хорошие моменты для обнаружения тумана, особенно в местах, где туман является обычным явлением, шансы обнаружить туман на восходе солнца на выше, чем на закате 9.0008 .
Влажность — одна из основных переменных, за которой нужно следить при прогнозировании тумана, а ночью, как правило, более влажно, чем днем. тем не менее, туман довольно непредсказуем. Кроме того, существуют разные виды тумана.
Отличным примером является лес Фанал на Мадейре. Хотя на восходе и/или закате довольно часто можно увидеть туман, идеальных условий для фотосъемки добиться действительно сложно. Либо туман в сочетании с дождем (плохо для фото), либо туман слишком плотный.
Тем не менее, и восход, и закат — хорошее время, чтобы найти туман (если погодные условия благоприятны).
Великий туманный рассвет в знаменитом лесу Фанал на МадейреОтражения
Представьте, что вы находитесь на берегу красивого озера, окруженного горами, отражающегося в воде. А потом начинает дуть ветер и сделать хороший снимок невозможно. Хотя это будет случаться с вами много раз, при сравнении восхода и заката, , скорее всего, имеет лучшие условия для фотосъемки в отражении на восходе, а не на закате . Длинные выдержки могут помочь, и это не на 100% надежный ориентир, но восходы, как правило, менее ветреные, чем закаты.
Возьмем в качестве примера следующие изображения озера Кавагутико в Японии. Оба были сняты с одного и того же места, однако один был сделан на восходе солнца, а другой на закате. Хотя озеро не совсем спокойное, получить отражение удалось только на восходе солнца, а через несколько часов получить его было совершенно невозможно, даже не используя длинную выдержку, как я.
Ветреный закат на горе ФудзиТихий рассвет на горе ФудзиРассвет и закат в фотографии: что лучше?
Восход и закат солнца имеют как свои плюсы, так и минусы. Некоторых из них можно избежать, поиграв в Интернете или вздремнув в середине дня. Других невозможно избежать, например, положение на солнце.
Возьмите всю известную вам информацию о месте, условиях и типе фотографии, которую вы хотите сделать, и примите решение. И помните, неудача — единственный способ стать лучше в фотографии .
Помните историю о моей первой фотографии заката? Именно тогда я узнал, что свет имеет значение при съемке фотографии. Свет был идеальным, тона были идеальными… но я также узнал кое-что еще. Недостаточно делать фотографии в золотой или синий час. Композиция, планирование и технические навыки гораздо важнее, чем небо, облака или любая другая переменная, связанная с погодой .
При этом я являюсь командой восхода солнца. А вы? Если вы хотите увидеть сумасшедшие восходы и закаты, а также другие фотографии и материалы, связанные с путешествиями, обязательно подпишитесь на меня на 9.0007 Instagram (@aniolvisuals). По любым другим вопросам вы можете связаться со мной через мою контактную страницу или отправить электронное письмо по адресу hello@aniolvisuals. com.
Фотосъемка восхода и заката — Фотообзор
1. Понять свет
Когда солнце находится очень близко к горизонту, его свету приходится проходить через более толстый слой воздуха, чем когда солнце находится над головой. Это ослабляет излучение, поэтому свет становится не таким ярким, и вы можете направить камеру прямо на солнце. (К тому времени, когда солнце будет более чем в пяти диаметрах над горизонтом, вы рискуете повредить датчик, если он подвергается воздействию полного солнечного света.)
Частицы пыли и влаги в воздухе поглощают более короткие волны в спектре, изменяя цвета в сторону оранжевого и красного. Обычно таких частиц больше в конце дня, поэтому закаты обычно краснее восходов.
IMG_1542475Пыль в воздухе усилила красноватое свечение на этом снимке, сделанном в 17:38 на хребтах Флиндерс в мае 2010 г. (Canon PowerShot G10 при 30 мм, ISO 100, 1/60 секунды при f/5,6.)
Погодные условия, скорее всего, будут стабильными около восхода солнца, так как прохладный ночной воздух менее подвержен влиянию ветра. Напротив, горячий воздух ближе к вечеру может создавать интересные узоры облаков и потенциально интересные формы на переднем плане, включая траву и деревья.
Стоит прибыть пораньше; по крайней мере за полчаса до фактического восхода солнца. И оставайтесь на месте не менее получаса после захода солнца. Вы не можете знать, когда будут наилучшие условия для съемки, но, по крайней мере, вы можете быть на месте в лучшие временные интервалы.
_MG_1635475Иногда лучшие цвета проявляются после захода солнца, особенно в тропиках. Снято на реке Орд недалеко от Кунунурры в Западной Австралии в 19:58. (Canon EOS 5D Mk II с объективом 24-105 мм при 88 мм, ISO 200, 1/350 секунды при f/11.)
2. Используйте подходящее оборудование
Выбор камеры и объективов будет зависеть от того, какие снимки вы хотите сделать. Чем длиннее объектив, тем больше вы можете сделать солнце по отношению к другим элементам кадра. Поскольку диаметр солнца составляет всего полградуса, вам понадобится телеобъектив с фокусным расстоянием не менее 200 мм, чтобы сделать его важным композиционным элементом. (То же самое относится и к луне.)
Включение солнца в кадр возможно, когда оно находится близко к горизонту, так как свет приглушается, хотя все еще яркий. Снято сразу после восхода солнца недалеко от Лисмора на севере Нового Южного Уэльса. (Canon EOS 600D с объективом 18-135 мм при 135 мм, ISO 200, 1/1000 секунды при f/11.)
Бленды необходимы при съемке против света, чтобы предотвратить вуалирующие блики и потерю контраста. Если у вас нет бленды, затените переднюю часть объектива рукой или шляпой — убедитесь, что она не попала в кадр!
Штатив обязателен при работе с длиннофокусными объективами при относительно слабом уровне освещенности. Как правило, если ваша выдержка меньше обратной величины фокусного расстояния объектива (например, 1/200 секунды для объектива 200 мм), потребуется стабилизация. Объективы и камеры со встроенной стабилизацией обеспечивают компенсацию от двух до трех ступеней диафрагмы, что позволяет использовать выдержку до 1/50 или 1/25 секунды с объективом 200 мм. Но вы не можете гарантировать, что каждый снимок будет резким; штатив складывает шансы в вашу пользу.
Стабилизированный объектив позволил сделать этот снимок из медленно движущегося автомобиля к югу от Мари в ЮАР. (Canon EOS 40D с объективом 17-85 мм при 17 мм, ISO 200, 1/25 секунды при f/18.)
Если ваша камера имеет интервальный таймер, используйте его для съемки последовательности кадров, скажем, с интервалом в одну-две минуты, чтобы охватить переход между днем и ночью. Старайтесь, чтобы примерно половина снимков была сделана, когда солнечный диск находится над горизонтом, а остальные — когда он находится ниже.
Вспышку можно использовать для освещения объектов на переднем плане, когда вы не хотите, чтобы они выделялись силуэтом. Уменьшите экспозицию вспышки на 1EV (или более), чтобы свести к минимуму неестественный эффект вспышки. Не используйте вспышку, если объекты на переднем плане находятся менее чем в 1,5 метрах от камеры.
3. Снимайте, чтобы подчеркнуть цвета
Может быть сложно получить оптимальную экспозицию для закатов и восходов солнца, но режим автоматического брекетинга позволяет сделать несколько снимков с разной экспозицией на выбор. Начните с небольшой недодержки (компенсация экспозиции -0,3EV), чтобы у вас было больше шансов запечатлеть более глубокие тона и более насыщенные цвета.
Недоэкспонирование на 0,7EV усилило цвета на этом снимке, сделанном сразу после захода солнца на маяке мыса Борда на острове Кенгуру. (Canon EOS 5D Mk II с объективом 24-105 мм при 84 мм, ISO 400, 1/10 секунды при f/9.)
Вы также можете выполнять брекетинг экспозиции вручную с помощью функции компенсации экспозиции, делая один снимок при -0,3 EV, второй при -0,7 EV и третий при -1,0 EV. Когда камера установлена в режим приоритета выдержки, диафрагма объектива будет закрываться при каждом снимке; в режиме приоритета диафрагмы скорость затвора увеличивается с каждым шагом.
В качестве альтернативы попробуйте выполнить замер по разным областям, начав со съемки всей сцены с использованием многозонного замера. Затем переключитесь на точечный замер и наведите камеру на передний план. Нажмите кнопку спуска затвора до половины, чтобы зафиксировать экспозицию, изменить композицию кадра и сделать другую экспозицию. Наконец, повторите эту процедуру, на этот раз измеряя небо.
Это даст вам три разных экспозиции: одна усредненная для всей сцены, вторая с предпочтением более темных тонов (небо может быть слишком ярким в этом снимке) и третья с центрированием всех тонов на небе. Третий снимок обычно будет самым темным.
Настройка автоматического баланса белого обычно дает естественные более холодные оттенки на снимках восхода солнца, но может не сработать на закатах. Установка баланса белого на «Облачно» или «Тень» слегка согреет изображение.
Если требуется большее потепление и ваша камера обеспечивает регулировку баланса белого, смещение цветопередачи к янтарному концу оси янтарного/синего графика регулировки даст наиболее естественные результаты. Дальнейшая тонкая настройка может быть применена с небольшим сдвигом в сторону пурпурного цвета по оси пурпурный/зеленый.
Камеры типа «наведи и снимай» могут давать удовлетворительные результаты в режимах «Восход/Закат» в подменю «Сцена». Камеры с автоматическим распознаванием сцен часто включают обнаружение таких типов сцен и дают хорошие результаты в полностью автоматическом режиме.
4. Композиция снимка
Хотя большинство из нас делает снимки всякий раз, когда оказывается в нужном месте в нужное время, стоит потратить время на поиск места, которое могло бы стать подходящим местом для съемки рассвета и заката. Ищите точки обзора, с которых можно следить за солнцем до самого горизонта, и композиционные элементы, которые могут добавить интереса к снимкам, например, деревья и строения в ландшафте.
Силуэты добавляют интереса к этой сцене с относительно мягким небом и темным передним планом. Кадр был скомпонован таким образом, чтобы автомобиль блокировал прямой солнечный свет. (Canon EOS 5D Mk II с объективом 24-105 мм при фокусном расстоянии 50 мм, ISO 200, 1/500 секунды при f/9.)
Силуэты объектов на переднем плане могут создавать интересные моменты в кадре, поскольку они добавляют контекст к сценам. Они также могут блокировать прямой солнечный свет, позволяя вам запечатлеть теплое окружающее освещение, не рискуя своими глазами или камерой.
_DSC1265475Ветряные турбины создают драматические силуэты и закрывают солнце на ветряной электростанции за пределами Олбани в Вашингтоне. (Sony SLT-A55 с объективом 18-55 мм при 18 мм; ISO 100, 1/500 секунды при f/13.)
Многие из самых драматичных фотографий заката включают облака. Будь то тяжелые облака, покрывающие большую часть неба, или тонкие, тонкие следы, они могут отражать цвета, создаваемые солнцем, и превращать скучную сцену в драматическую картину.
Для горизонта не существует «правильного» положения, поэтому расположите его так, чтобы сосредоточить внимание зрителя на самой интересной области сцены. Сделайте горизонт низким, когда в центре внимания небо и облака; сделайте его высоким, если хотите привлечь внимание к интересному освещению на переднем плане.
Если вы находитесь рядом с водой, используйте отражения, чтобы добавить интереса. Поэкспериментируйте с разными точками обзора: высокой, низкой, угловой. Каждый даст вам разные точки зрения и потенциал для новой и интересной картины.
_DSC0814475Размышления о реке Франкленд в Вашингтоне сразу после рассвета. (Sony SLT-A55 с объективом 18-55 мм при 55 мм; ISO 100, 1/25 секунды при f/14.)
Снимайте панорамы, когда вы не можете охватить всю сцену. Если вы используете длиннофокусный объектив, эта техника позволит вам сделать солнце на горизонте важным композиционным элементом.
Wilpena_Panorama475Панорама, созданная из пяти кадров, снятых лицом от солнца сразу после восхода солнца. (Canon PowerShot G10, фокусное расстояние 10 мм, ISO 100, 1/50 секунды при f/5,6.)
Обернитесь. Сцена прямо напротив солнца может быть даже лучшим объектом, чем сам закат. Цвета могут быть менее интенсивными, а тональные нюансы более тонкими, но и то, и другое может давать привлекательные фотографии.
Высокие точки обзора дают вам другой ракурс, чем съемка с уровня земли. Вот почему воздушные шары так популярны среди фотографов. Даже съемка с холма или утеса с видом на море может дать некоторые преимущества, которые дает высокая точка обзора. Высокие здания могут быть использованы с аналогичными результатами.
IMG_0253475Наземный туман над сельскохозяйственными угодьями в северной части штата Новый Южный Уэльс, сфотографированный с воздушного шара. (Canon EOS 600D с объективом 18-135 мм при 135 мм, ISO 200, 1/125 секунды при f/9.)
Пост-съемка
Будьте готовы обрезать изображения, чтобы улучшить композицию кадра. Узнайте, где в кадре находятся основные области интереса, и обрежьте кадр, чтобы удалить отвлекающие элементы или неинтересные области неба или переднего плана.