Необыкновенный фашизм: как Лени Рифеншталь создавала образ настоящего зла | Статьи
Вдохновенный художник или расчетливая карьеристка? Новатор киноязыка или расточительный пропагандист? И, наконец, добровольная соратница Гитлера или невольная жертва режима? Она создала абсолютную классику документалистики, но едва ли миру и ей это принесло счастье. 22 августа исполняется 120 лет со дня рождения Лени Рифеншталь — самой известной женщины-режиссера XX века. История ее более чем вековой жизни — сама по себе сильнейшая драма, ничуть не потерявшая актуальности.
Танец и кино
В кино Рифеншталь начинала как актриса, а прежде занималась танцами. Впрочем, хореографические данные девушки были, видимо, весьма средними. Сегодня мы можем оценить их по небольшому эпизоду из немого фильма «Священная гора» Арнольда Фанка — актерского дебюта Рифеншталь. На берегу моря танцовщица Диотима пускается в пляску, причем, по замыслу режиссера, ее движения должны быть синхронизированы с ритмом волн. У Лени нет ни особой гибкости, «гуттаперчевости», ни серьезной выучки, хотя некоторое время она занималась классическим балетом и брала уроки у русского педагога — Евгении Эдуардовой. Но что читается в этих кадрах сразу, так это железная воля и целеустремленность исполнительницы.
Она действительно всегда сама выстраивала свою судьбу, как танк двигаясь к цели. Чтобы познакомиться с Арнольдом Фанком, к середине 1920-х достигшем европейской известности благодаря своим «горным» фильмам — романтическим картинам, в центре сюжета которых было покорение скал, Лени отправилась в Альпы. Но режиссера не застала. Однако эта неудача ее не остановила, и уже в Берлине она-таки нашла Фанка, очаровала его и убедила написать сценарий специально под нее.
Так получилась «Священная гора», а следом пошли и другие ленты в столь востребованном в Веймарской республике жанре. Страна страдала от жесточайшего финансового кризиса, немцев угнетали позорные условия Версальского мира, положившего конец Первой мировой, и горные драмы стали чем-то вроде психотерапии: с одной стороны, позволяли отвлечься от жизненных тягот и погрузиться в мир чистого идеализма, ласкали взор природными красотами, а с другой — внушали веру, что любые тяготы можно преодолеть и любые вершины — покорить.
Фото: Getty Images/Hulton Deutsch
Лени Рифеншталь в фильме «Голубой свет»
За пять лет Рифеншталь снялась в шести картинах (большинство поставил Фанк) и стала звездой. Но довольно скоро амбициозная красавица поняла, что по-настоящему раскрыть ее актерский талант может только один режиссер: она сама. Вроде бы так и получилось: «Голубой свет», где Лени сыграла загадочную, не от мира сегодня девушку Юнту, которую притягивает необычное свечение скал, действительно стал самым крупным успехом Рифеншталь-актрисы. Но на этом ее экранная карьера фактически завершилась. На свою последнюю актерскую работу — «SOS! Айсберг!» — Рифеншталь согласилась, по ее собственному утверждению, только из-за астрономического гонорара и возможности увидеть Гренландию, где предстояло сниматься.
Буквально накануне отъезда на север Рифеншталь познакомилась с Гитлером, причем, как и в случае с Фанком, инициатором встречи стала она сама. В феврале 1932 года, еще до того, как НДСАП пришла к власти, Лени услышала речь фюрера, была потрясена и сочла необходимым лично выразить это в письме.
Став рейсхканцлером, он предложил Лени снять фильм о съезде партии. И она воспользовалась шансом стать главной звездой рейха. Вся дальнейшая история работы Рифеншталь в нацистской Германии — иллюстрация того, как художник закрывает глаза на преступления ради творчества.
«Триумф» и триумфы
В своих мемуарах Рифеншталь многословно описывает, как она была не рада заказу, как сопротивлялась и убеждала Гитлера, что хочет быть только актрисой. При этом несколькими страницами ранее Лени задавалась вопросом: зачем ей сниматься в «SOS! Айсберг!», если после успеха «Голубого света» она может ставить кино сама? Подобных неувязок в воспоминаниях фрау множество, и все они, конечно, свидетельство, что перед нами — не правдивый рассказ о событиях (пусть и сколь угодно субъективный), а попытка обелить себя и отвести все возможные обвинения.
Необыкновенный фашизм
Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь, 1935 год
Фото: Global Look Press/Scherl
Например, снова и снова она уверяет читателя, что была противницей антисемитизма и якобы даже говорила об этом Гитлеру. А в государственном архиве Германии хранится доверенность, выданная Рифеншталь в 1933 году: «Настоящим уполномочиваю гауляйтера Юлиуса Штрайхера из Нюрнберга, издателя «Штурмовика», представлять мои интересы по вопросам претензий ко мне еврея Белы Балажа». Балаж был сорежиссером «Голубого света», но когда после успеха картины он обратился к Лени за гонораром, она сочла более рациональным натравить на него главу ведущего юдофобского издания.
Скорее всего, Рифеншталь действительно не была идейной антисемиткой, но и никаких моральных барьеров у нее не существовало. Вот и в случае с фильмами про съезды нацистов сложно поверить, что ее заставили их делать. Главный аргумент здесь — творческий уровень. Столь изобретательное, оригинальное, виртуозное кино невозможно создать из-под палки. Будь оправдания Рифеншталь правдой, она бы подошла к делу формально. Но и «Триумф воли», и куда менее известная «Победа веры», предшествовавшая «Триумфу», демонстрируют страсть автора, влюбленность в тему и стремление выжать из материала максимум.
Необыкновенный фашизм
Лени Рифеншталь и оператор Зепп Альгейер снимают фильм «Триумф воли» на улице Нюрнберга во время съезда нацистской партии 1934 года
Фото: Getty Images/ Library of Congress
В принципе, в «Победе веры» уже видны многие мотивы, которые затем будут развиты в «Триумфе воли», и в обоих случаях Лени снимает нацистские съезды (1933 и 1934 годов), упиваясь их пафосом, многолюдностью, масштабом и церемониальностью. Но именно сравнение двух картин позволяет понять, как Рифеншталь на ходу изобретала приемы пропагандистской документалистики. Например, и там, и там есть речи Гитлера. Однако в «Победе веры» фюрер снят более буднично, обычно. Статичная камера, ровное освещение. Совсем иное дело — «Триумф воли». Здесь оператор постоянно движется вокруг диктатора, создавая почти гипнотический визуальный контрапункт его монологу (Лени не без гордости описывает находку в мемуарах). И свет — контрастный: ярко освещенная фигура Гитлера на темном фоне становится почти религиозным образом.
В том же ключе прочитывается и начало. Фюрер спускается к народу в буквальном смысле с небес. В облаках парит самолет, постепенно он снижается, вот тень его падает на городские улицы, а волнение ожидающей толпы нарастает. Наконец, воздушное судно садится — и из него под исступленные крики восторга выходит Гитлер. Можно ли было придумать такое, испытывая отторжение от темы? Показательно и то, как снят этот полет. Рифеншталь фиксирует происходящее не только снизу — она использует кадры с высоты. Ее роль здесь — не просто хроникер-репортер. Лени — практически соавтор самого действа. Известно, что съезд 1934 года, ставший основой для «Триумфа воли», планировался изначально с прицелом на съемку, в ключевых точках даже прокладывались рельсы, чтобы оператор мог фиксировать происходящее в движении. Кстати, операторам (в общей сложности события снимали 35 человек) пришлось обучиться езде с тяжелыми киноаппаратами на роликовых коньках для передвижения там, где невозможно установить рельсы.
«Триумф воли» стал триумфом Рифеншталь, и если что его и омрачало, так это претензии верхушки вермахта: все сцены с военными Лени на монтаже убрала. Чтобы удовлетворить ожидания генералов, поддержанные Гитлером, она пообещала сделать короткометражку про учения. И опять Рифеншталь утверждает, что взялась за работу нехотя, результат же свидетельствует об ином. «День свободы! — Наш вермахт!» — такое название получила 28-минутная лента — выглядит еще более творческим и цельным произведением, чем «Триумф воли». В картине про съезд при всей ее динамике и виртуозности не обошлось без длиннот (в 1939 году режиссер Луис Бунюэль, работавший в нью-йоркском Музее современного искусства, сделал «выжимку», сокращенную версию, чтобы показать американцам силу и опасность фашистской пропаганды, и некоторые киноведы считают, что она лучше авторской версии). Тогда как «День свободы!» сохраняет на всем протяжении исключительную насыщенность — как событийную, так и образную.
Необыкновенный фашизм
Съемки фильма «Триумф воли»
Фото: Getty Images/Library of Congress
Сначала в кадре — раннее утро в военном лагере: ряды знамен на фоне предрассветного неба создают по-настоящему авангардную композицию. Далее — построения солдат, их утренние процедуры, подготовка к учениям. И вот, наконец, колонны выдвигаются. Лени поразительно показывает проезд мотоциклистов по мосту через реку: они едут слева снизу в правый верхний угол кадра, таким образом, получается символическое движение не только вперед, но и вверх.
Но самые интересные ассоциации вызывает момент после демонстрации нацистской верхушки, наблюдающей за учениями. Рифеншталь показывает дула пушек, поднимающиеся одно за другим после появления фюрера, и как тут не усмотреть чисто фрейдистские мотивы! Лени утверждает, что после первой встречи с Гитлером уже не была зачарована им и, более того, отвергла его попытку физического сближения. Как мужчина он ее не привлекал. Однако как минимум увлеченность маскулинным милитаристским духом вермахта в этих кадрах очевидна.
На вторую половину картины режиссер приберегает самые активные сцены: стрельбы и пролеты истребителей, снятые вдобавок подвижными камерами. Да и монтаж здесь более рваный. Таким образом, от начала до конца динамика постоянно нарастает.
Фото: Getty Images/Photo 12
Лени Рифеншталь просматривает отснятый материал
Рифеншталь не любила вспоминать эту картину — все-таки как ни крути она воспела в ней армию, которая затем принесла столько страданий всему миру. Хотя неправда, что она отказывалась говорить о «Дне свободы» в интервью — в одной из последних своих бесед, состоявшихся в России в начале 2000-х, Рифеншталь со спокойной уверенностью заявляет журналисту: «Вы можете задавать мне любые вопросы».
Спорт и война
Пожалуй, любимый ее проект времен Третьего рейха — «Олимпия» про летнюю Олимпиаду 1936 года. Заказчиком, подчеркивает Рифеншталь, выступил Международный олимпийский комитет, а вовсе не нацистские власти, и задачей ее была не пропаганда фашизма, а создание художественного образа спортивного праздника.
В итоге в «Олимпии» много съемок, задавших недосягаемый уровень для спортивного вещания на годы вперед. Не каждый эпизод обладает высокой художественностью, есть и чисто хроникальные куски, но ярких находок хватает: например, когда Лени показывает в замедленной съемке силуэты прыгунов в воду.
Фото: Getty Images/ullstein bild Dtl.
Съемки фильма «Олимпия»
Без кадров с Гитлером, конечно, не обошлось, особенно в сцене открытия Олимпиады, напоминающей по пафосу и концентрации свастик «Триумф воли». Однако Лени позволила себе и шалость: в одном эпизоде Гитлер смотрит состязание легкоатлетов и очень забавно нервничает, похлопывая себя по ноге.
Главная претензия обвинителей Рифеншталь к «Олимпии»: этот фильм становится художественным аргументом в пользу нацистской теории о превосходстве арийской расы. Но, во-первых, немцы действительно взяли на этих состязаниях больше всего медалей, а во-вторых, режиссер ничуть не замалчивает успехи представителей других национальностей, даже чернокожего бегуна Джесси Оуэнса, победой которого, как считается, Гитлер был крайне недоволен.
В конечном счете «Олимпия» — это даже не про Олимпиаду как таковую, а про красоту и безграничные возможности человеческого тела и духа. И когда уже пожилая Лени, лишенная после Нюрнбергского процесса возможности снимать кино, занялась фотографией и отправилась в удаленные районы Африки, где фиксировала на пленку племена нубийцев, практически не затронутые цивилизацией, она продолжала воспевать те же качества, любуясь безупречно сложенными фигурами аборигенов, их первозданной мощью и витальностью.
Фото: Global Look Press/imago stock&people
Лени Рифеншталь на съемках фильма «Олимпия»
Когда началась война, Лени, как и многие немцы, с восторгом восприняла вторжение в Польшу, отправив поздравительную телеграмму фюреру, и даже поехала со своей съемочной группой на захваченные территории. Там она случайно стала свидетелем расстрела евреев — и потеряла сознание. После чего сочла правильным держаться подальше от театра военных действий и приступила к работе над фильмом «Долина». И здесь произошел еще один эпизод, который ей ставят в вину. Она использовала в качестве массовки пленных цыган, не заплатив им. Некоторые из них потом погибли в Освенциме, и есть утверждения, что Лени знала об этом, но ничего не предприняла, чтобы их спасти. Сама она заявляла, что относилась к цыганам с добротой и с некоторыми даже поддерживала отношения после войны.
Но завершить работу до 1945-го Рифеншталь не смогла — была арестована сначала американцами, потом французами, которые забрали и отснятый материал «Долины». Полноценно вернуться к работе она смогла только в 1948-м, а премьера картины состоялась в 1954-м и успеха не имела.
Необыкновенный фашизм
Лени Рифеншталь, 1938 год
Фото: Getty Images/ullstein bild Dtl.
На этом кинокарьера Лени Рифеншталь завершилась (если не считать маленького «постскриптума»), и всю вторую половину жизни — а она прожила суммарно 101 год — Лени занималась фотографией, путешествиями… и оправданиями за 13 лет работы в Третьем рейхе.
Африка и океан
Возможно, потому она и стремилась в те уголки планеты, куда еще цивилизация не добралась, — там по крайней мере не приходилось отвечать на неприятные вопросы. Ну а последние десятилетия жизни фрау и вовсе увлеклась дайвингом: снимать безмолвных морских обитателей ей оказалось интереснее, чем людей. А еще это было демонстрацией тех же качеств, которые Рифеншталь всегда воспевала в кино, — силы духа и тела (в данном случае — ее самой), способности достигать невозможного.
Именно под водой Рифеншталь сняла свой последний фильм, который вышел в год ее столетия — «Коралловый рай». И тех зрителей, которые ожидают от него монтажных и операторских ухищрений «Триумфа воли», он неприятно поразит: это видовая короткометражка, напоминающая заставки телевизоров в магазине. Кадры с морскими обитателями бесхитростно чередуются под легкую фоновую музыку — и ничего больше. Рифеншталь-человек победила природу, Рифеншталь-режиссер капитулировала перед ней и отказалась от всякого художественного вмешательства в первозданную красоту.
Фото: Getty Images/ullstein bild
Лени Рифеншталь, 1989 год
P.S. Главным творением Лени Рифеншталь стала сама ее судьба. Драматичная история ее жизни, вероятно, и в будущем будет вызывать ожесточенные споры. Можно ли сотрудничать с преступниками ради искусства? Несет ли художник ответственность за то, кому он служит своим творчеством? Эти вопросы актуальны и в XXI веке.
Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь
Важная новостьКомикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа
Сборник
«Философский пароход»
Новости 08. 12.2022В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии
Новости 07.11.2022В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов
Лени Рифеншталь училась в Берлинской школе искусств, страстно увлекалась живописью, музыкой, балетом и танцами. Она была лучшей ученицей бывшей петербургской балерины Евгении Эдуардовой. Заметив талант Лени, итальянский композитор Бузони специально для неё написал вальс-каприз, впоследствии этот танец будет одним из коронных номеров девушки.
Рифеншталь быстро стала успешной танцовщицей, выступала как в составе балетных трупп, так и сольно. Но давалось это высокой ценой: она трижды рвала связки, однако снова и снова возвращалась на сцену. В итоге ей всё же пришлось оставить карьеру танцовщицы.
Тогда Рифеншталь решила стать актрисой. И вновь ей сопутствовали удача и успех. Начались выступления на сценах театров Цюриха, Мюнхена, Праги и Берлина. В кино она появилась как актриса-танцовщица (фильм «Священная гора»), много снималась в «горных фильмах» Адольфа Фанка (действие этих лент происходит в горах) и самостоятельно выполняла там сложнейшие трюки («Шторм над Монбланом», «Белый ад Пиц-Палю»).
Афиша фильма «Голубой свет». (pinterest.ru)
Свой режиссёрский дебют в кино она совершила в 1932 году, сняв мистико-романтическую картину «Голубой свет». В картине она исполнила главную роль и впервые обратила на себя внимание Адольфа Гитлера. Рифеншталь позднее напишет в своих воспоминаниях: «В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грёз, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся её идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грёз». За эту работу Рифеншталь получила Серебряную медаль кинофестиваля в Венеции. Картина год не сходила с экранов Парижа и Лондона.
В феврале 1932 года Рифеншталь побывала на выступлении фюрера в берлинском Дворце спорта. Она написала Гитлеру восторженное письмо, где восхищалась его ораторским талантом. В мае состоялась их встреча. Затем она вместе с другом Германа Геринга асом люфтваффе Эрнстом Удетом принимала участие в съёмках фильма «SOS-айсберг».
Лени Рифеншталь и Генрих Гиммлер на съёмках «Триумфа воли», Нюрнберг, 1934 год. (wikimedia.org)
После этого Рифеншталь познакомилась с Йозефом Геббельсом и его женой Магдой, а в 1933 году сняла фильм о нюрнбергском съезде НСДАП по заказу министерства пропаганды. Премьера «Триумфа воли» состоялась 28 марта 1935 года. Это был личный заказ Гитлера, посвящённый съезду партии и выступлению лидера в Нюрнберге, где специально для съёмок был выстроен огромный стадион.
Фильм снимали 25 профессиональных операторов. Рифеншталь-режиссёр много экспериментировала: придумала специальную систему лифтов для подвижной съёмки с разных точек и поставила операторов на роликовые коньки. Абсолютное новаторство заключалось здесь в том, что впервые в документальном кино были использованы панорамная съёмка и постановочные кадры. Уже гораздо позднее Рифеншталь спросили, гордится ли она своим фильмом, на что та очень эмоционально ответила: «Горжусь ли я? Что вы, я жалею, что сняла его: если бы я знала, что он мне принесёт, то ни за что не стала бы его делать».
Лени Рифеншталь на съёмках фильма «Олимпия», август 1936 года. (wikimedia.org)
В 1935 году министерство пропаганды заказало Рифеншталь фильм об Олимпийских играх в Берлине. Она согласилась и назвала проект «Олимпией» по аналогии с исторической родиной спортивных соревнований. Эту работу назовут «гимном совершенству человеческого тела». В этот раз для съёмок Лени придумала катапультировать кинокамеры, помещать их в дирижабли и воздушные шары.
Фильм был частью гитлеровской кампании по пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта. Рифеншталь монтировала «Олимпию» два года и утверждала, что её интересовало исключительно искусство, а не политика. Картина восхищала Ингмара Бергмана и Сальвадора Дали. В 1956 году её включили в десятку лучших фильмов мира.
«Олимпия» — это не просто репортаж, а презентация величия каждого героя, времени, отражение ницшеанской идеи о сверхчеловеке. После премьеры Иосиф Сталин прислал Рифеншталь поздравительное письмо — так его взволновал античный стиль, имперский дух и пафос картины.
«Олимпия» была последний успешным реализованным проектом Рифеншталь. Это связано и со Второй мировой войной, и с отрезвлением режиссёра, которая осознала, чем была НСДАП на самом деле. Отказ работать на нацистов лишал проекты Рифеншталь финансирования.
Йозеф Геббельс и Лени Рифеншталь. 1937 год. (wikimedia.org)
Рифеншталь несколько раз проходила через процедуру денацификации, была помещена в психиатрическую клинику, где её «лечили» электрошоком. Вход в «большое кино» был для неё заказан. У неё была масса идей, но она не могла получить финансирование. К ней поступали предложения из Норвегии и Швеции снять документальные ленты об Олимпийских играх, но Рифеншталь после долгих раздумий от этих проектов отказалась.
Лени Рифеншталь посещает гитлеровские войска в Польше, сентябрь 1939 года. (wikimedia.org)
В 1956 году Рифеншталь отправилась в Африку. Как это ни парадоксально, но «личного режиссёра Гитлера» хорошо приняли в странах континента. Она вела съёмки в Кении, а в Судане ей даже дали гражданство. Её фотографии о жизни африканских племен были опубликованы в престижных журналах Stern, The Sunday Times, Paris Match, L’Europeo, Newsweek, The Sun. После фоторепортажей Рифеншталь нубийскими племенами заинтересовались не только журналисты, но также антропологи и историки.
8 сентября 2003 года (через две недели после 101-го дня рождения) Лени Рифеншталь скончалась в своём доме в городке Пёккинге на Штарнбергском озере.
Сборник: Германия в 1930-е
После прихода Гитлера к власти страна в ускоренном режиме наращивала военную мощь. Для борьбы с противниками нацистского режима была создана система концлагерей.
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
Ведомство Геббельса одурманило десятки миллионов людей и за очень короткое время сделало их нацистами.
- Статьи
- Европа
- XX век
Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь
Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь
Её авторский дебют пришёлся на 1932 год — Рифеншталь сняла мистико-романтическую картину «Голубой свет».
- Статьи
- Европа
- XX век
Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха
Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха
Работая на режим, художник оставался далёк от политики. Несмотря на тесные контакты с Гитлером, Брекер спас Пикассо-коммуниста от концлагеря.
- Статьи
- Европа
- XX век
Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев
Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев
Разрушенные синагоги и разбитые витрины магазинов, принадлежавших евреям — такими были последствия Хрустальной ночи.
- Статьи
- Европа
- XX век
Расизм — боевое оружие Третьего рейха
Расизм — боевое оружие Третьего рейха
Почему именно теория расового превосходства была выбрана нацистами в качестве идеологии?
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
Ведомство Геббельса одурманило десятки миллионов людей и за очень короткое время сделало их нацистами.
- Статьи
- Европа
- XX век
Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь
Её авторский дебют пришёлся на 1932 год — Рифеншталь сняла мистико-романтическую картину «Голубой свет».
- Статьи
- Европа
- XX век
Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха
Работая на режим, художник оставался далёк от политики. Несмотря на тесные контакты с Гитлером, Брекер спас Пикассо-коммуниста от концлагеря.
- Статьи
- Европа
- XX век
Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев
Разрушенные синагоги и разбитые витрины магазинов, принадлежавших евреям — такими были последствия Хрустальной ночи.
- Статьи
- Европа
- XX век
Расизм — боевое оружие Третьего рейха
Почему именно теория расового превосходства была выбрана нацистами в качестве идеологии?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Диалоги Сократа
- Статьи
- Европа
- XVII век
Суд над Карлом I
- Статьи
- Европа
- XX век
«Композиция VII» Кандинского
- Статьи
- Европа
Супружеские войны: иллюстрированная история семейных ссор
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Купчиха за чаем» Кустодиева
- Статьи
- Америка
- XX век
Таинственное исчезновение Дороти Арнольд
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 267387
- 📚 Статьи
- 👀 257187
- 📚 Статьи
- 👀 215796
- 📚 Статьи
- 👀 213898
- 📚 Статьи
- 👀 124791
- 📚 Статьи
- 👀 49654
- 📚 Статьи
- 👀 42791
- 📚 Статьи
- 👀 41848
- 📚 Статьи
- 👀 21693
- 📚 Статьи
- 👀 21667
- 📚 Статьи
- 👀 687249
- 📚 Статьи
- 👀 618803
- 📚 Статьи
- 👀 275184
- 📚 Статьи
- 👀 267387
- 📚 Статьи
- 👀 266202
- 📚 Статьи
- 👀 262729
- 📚 Статьи
- 👀 257187
- 📚 Статьи
- 👀 221664
- 📚 Статьи
- 👀 215796
- 📚 Статьи
- 👀 213898
Лени Рифеншталь | Биография, фильмы, олимпиады и факты
Лени Рифеншталь
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 22 августа 1902 г. Берлин Германия
- Умер:
- 8 сентября 2003 г. (101 год) Германия
- Известные работы:
- «Торжество воли»
Просмотреть весь связанный контент →
Лени Рифеншталь , настоящее имя Берта Элен Амалия Рифеншталь , (род. 22 августа 1902 г., Берлин, Германия — умерла 8 сентября 2003 г., Пёкинг), немецкий кинорежиссер, актриса, продюсер и фотограф, которая наиболее известна своими документальными фильмами 1930-х годов, в которых драматизируется сила и пышность нацистского движения.
Рифеншталь изучала живопись и балет в Берлине, а с 1923 по 1926 год выступала в танцевальных программах по всей Европе. Свою карьеру в кино она начала как актриса в «горных фильмах» — типе немецкого кино, в котором природа, особенно горный пейзаж, играет важную роль — и со временем стала режиссером в этом жанре. В 1931 года она основала компанию Leni Riefenstahl-Produktion, а в следующем году написала сценарий, поставила, продюсировала и снялась в фильме Das blaue Licht (1932; Голубой свет ).
При поддержке нацистской партии Рифеншталь сняла фильмы, в которых превозносились ценности физической красоты и арийского превосходства. Среди них Sieg des Glaubens (1933; Victory of the Faith ), короткий сюжет по заказу Адольфа Гитлера; Triumph des Willens (1935; Triumph of the Will ), важное документальное исследование съезда нацистской партии 1934 года в Нюрнберге, подчеркивающее единство партии, знакомящее лидеров с немецким народом и демонстрирующее миру нацистскую мощь; и Olympische Spiele (1938; Olympia ), двухсерийный фильм об Олимпийских играх 1936 года, получивший высокую оценку за эффективность созданной студией музыки и звуковых эффектов. Фильмы Рифеншталь получили признание за богатую музыку, кинематографическую красоту сцен рассвета, гор и сельской жизни Германии, а также за блестящий монтаж.
Поскольку ее фильмы помогали нацистам, Рифеншталь была задержана союзными войсками после Второй мировой войны, и, хотя она была официально оправдана в причастности к нацистским военным преступлениям, она была занесена в черный список. В 1954 году она закончила фильм Tiefland («Низина»), производство которого было прервано войной, но ее карьера режиссера фактически закончилась. Die Nuba ( The Last of the Nuba ), книга ее африканских фотографий, была опубликована в 1973 году.0033 Korallengärten (1978; Coral Gardens ) и Wunder unter Wasser (1990; Wonders Under Water ) — коллекции ее подводных фотографий; документальный фильм о морской жизни, Impressionen unter Wasser ( Impressions Under Water ), был выпущен в 2002 году. 1993; Сила образа: Лени Рифеншталь , или Прекрасная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь ), в которой она раскрывает себя как бесспорно блестящая женщина с глубоко смешанными чувствами по поводу своей связи с Третьим рейхом. Memoiren (1987; A Memoir , или The Sieve of Time: The Memoirs of Leni Riefenstahl ) — ее автобиография.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
Лени Рифеншталь — фильмы — КиноПоиск
- Biography
- Awards
- Trivia
IMDbPro
- Producer
- Director
- Actress
Play Trailer2
:
24
The Wonderful, Horrible Life of Leni Riefenstahl (1993)
1 Видео
44 Фото
Опыт Лени Рифеншталь в шоу-бизнесе начался с эксперимента: она хотел знать, каково это танцевать на сцене. Успех как танцовщица уступила место актерскому мастерству, когда привлекла внимание кино режиссер Арнольд Фанк, впоследствии снялся в некоторых из его альпинистских картин. С Фанк в роли нее наставник, Рифеншталь начала снимать фильмы.
Ее склонность к творчеству принесла ей признание и награды. фильмов по всей Европе. Это была ее работа над Триумф воли (1935), а документальный фильм по заказу нацистского правительства о Адольф Гитлер и Третий рейх, что вернется, чтобы преследовать ее после зверств Второй мировой войны. Несмотря на ее протесты против, Рифеншталь считалась сложная часть пропагандистской машины Третьего рейха. Осужден международному сообществу, она не снимала ни одного фильма более 50 лет. годы.
Bornaugust 22, 1902
Dieptepteptepteptepteptepteptepteptepteptepteptepteptepteptepteptepteptepteptepteptepting 8. 2003 (101)
Bornaugust 22, 1902
. Известен
Голубой свет
Олимпия, часть первая: Фестиваль Наций
Олимпия, часть вторая: Фестиваль красоты
Низины
Кредиты
Продюсер
Lowlands
- producer
Arno Breker — Harte Zeit, starke Kunst
- producer
- Short
Schwimmen und Springen
- producer
- Short
Йозеф Торак, Werkstatt und Werk
- производитель
- Короткий
Der Spring
- producer
- Short
Laufen
- producer
- Short
Bergbauern
- producer
- Short
Hochalm
- producer
- Короткий
L’Art Equestre Éternel
- Производитель
- Короткий
Osterskitour in Tirol
- executive producer
- Short
Höchstes Glück der Erde auf dem Rücken der Pferde
- producer
- Short
Lustiger Streit im Schwimmstadion zwischen Franz, Orje und dem Frollein
- производитель
- Short
Der Wurf im Sport — Betrachtungen für Freunde des Sports
- producer
- Short
Kraft und Schwung — Die Grundelemente des Turnens
- producer
- Short
Olympia Part Two: Festival of Beauty
- producer
Директор
Impressionen unter Wasser
- Директор
Низины
- Director
Campaign in Poland
- Director (uncredited)
Der Wurf im Sport — Betrachtungen für Freunde des Sports
- Director
- Short
Kraft und Schwung — Die Grundelemente des Turnens
- Режиссер
- Короткий
Олимпия Часть вторая: Фестиваль красоты
- Режиссер
Olympia Part One: Festival of the Nations
- Director
Unsterbliches Marathon Olympia 1936
- Director
- Short
Tag der Freiheit — Unsere Wehrmacht
- Director
- Короткий
Триумф воли
- Режиссер
Зиг де Глаубенс
- Director
The Blue Light
- Director
The Holy Mountain
- co-director
Actress
IMDb Best of 2022
IMDb Best of 2022
Узнайте о звездах, которые взлетели до небес в чарте STARmeter IMDb в этом году, и узнайте больше о лучших фильмах 2022 года; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.