Окно в самолете называется. Почему иллюминаторы круглые? Стюардессы требуют поднять шторки иллюминаторов вовсе не для того, чтобы вы полюбовались картиной взлета, а для того, чтобы в крайнем случае увидеть возгорание
Многие задаются вопросом: а почему иллюминаторы в самолете закругленные, а не квадратные как обычные окна или например, не треугольные?
Ответ элементарно прост. Сама форма самолета без углов, округлая форма окон, а также люков и дверей необходима для безопасности. Округлость позволяет равномерно распределить нагрузку от разности температур и давления, что препятствует возникновению трещин, а впоследствии разгерметизации салона и разрыва самолета на куски.
Объясняя более научным языком, выглядит это так: когда самолет набирает высоту, внешнее давление падает быстрее чем внутренне — это создает разность давления внутри и снаружи самолетов, вызывая расширение корпуса.
Когда материал корпуса меняет свою форму в нем создается напряжение. Материал расширяется из-за того, что напряжение постоянно увеличивается, в конце-концов напряжение настигает того предела, что материал может разрушиться.
В самолетах форма окон очень сильно влияет на уровень напряжения. Напряжение легко без повреждения проходит по материалу, если на его пути нет таких препятствий как окно, в данном месте ему нужно менять направление, а это вызывает увеличение давления. Это называется концентрация напряжения.
Сравнивая влияние круглых и квадратных окон на концентрацию напряжения, вы можете увидеть, что квадратные окна создают больший барьер для прохождения напряжения. Это значит, что напряжение создается по углам квадратных окон.
Предельный рост концентрации напряжения вызывает образование трещин корпуса в этих местах. Такие трещины приводили к трагическим катастрофам до тех пор, пока исследования разрушенных самолетов не позволили изучить природу возникновения напряжения материалов. То есть, исходя из этого, становится очевидным, почему сегодня в самолетах окна круглые, а также закругленные все несущие детали корпуса, люки, двери. Как хорошо, что конструкторы дошли до такого решения, а пассажиры теперь в безопасности.
Окна самолета называются иллюминаторами. У современных лайнеров они всегда имеют закругленную форму – если не круглую, то обязательно овальную. Многие люди задаются вопросом, почему же была выбрана именно такая форма? Ведь в окнах домов, в автомобилях успешно применяются квадратные, прямоугольные окна. В чем же разница, случаен ли такой выбор?
Оказывается, что округлые иллюминаторы используются в самолетостроении совершенно не случайно, сама практика диктовала людям необходимость остановиться именно на такой форме.
Иллюминаторы самолетов до 50-х годов
На заре авиастроения действительно использовались прямоугольные иллюминаторы, больше напоминающие окна современных автомобилей. Они не вызывали никаких проблем вплоть до 50-х годов, до начала реактивной эпохи в авиастроении. Первые эксперименты в этом направлении были сделаны в Британии, где создали авиалайнер под названием Комета – уже реактивный, но со старыми прямоугольными иллюминаторами. Это был исключительный для своей эпохи самолет.
Интересный факт: авиалайнер Комета обладал герметичной кабиной и другими уникальными для того времени показателями. Но к 1954 году два самолета этой серии просто развалились в полете, что вызвало необходимость пересмотра их характеристик, особенностей устройства.
Почему пострадали самолеты Комета?
Окно в форме прямоугольника или квадрата имеет четыре слабые точки, которые находятся как раз по углам. Если подвергнуть любой существенной физической нагрузке, к примеру, дом с обычными прямоугольными окнами, можно заметить, что трещины пойдут именно от угловых частей окон, и уже затем начнут распространяться на все строение. На самолет при взлете, в процессе полета, также приходятся очень существенные нагрузки. При полете давление внутри корпуса самолета в целых 3 раза превышает показатели снаружи, при посадке показатели с обеих сторон корпуса выравниваются. На корпус самолета воздействуют также перепады температуры, которые вызывают небольшие изменения габаритов корпуса.
В итоге при наличии квадратных или прямоугольных иллюминаторов в угловых частях накапливается так называемая усталость металла, они становятся хрупкими, уязвимыми. Это приводит в дальнейшем к разрывам металла именно в этих местах.
Именно это произошло с самолетами Комета. Изначально конструкторы и эксперты были в недоумении, не могли найти причину проблем. В дальнейшем, когда эмулировались многократные перепады давления на кабину в условиях лаборатории, было обнаружено, что корпус от этого начинает лопаться, разрывы же идут как раз от углов иллюминатора.
Под воздействием внешних факторов мелкие разрывы, трещины на фюзеляже быстро увеличиваются, корпус самолета буквально разрывает на куски, что и произошло с двумя бортами серии Комета. Слабое место, приводящее к авариям, было обнаружено.
Разработка круглых иллюминаторов для самолетов
Далее были проведены эксперименты над первыми бортами с округлыми иллюминаторами по современному типу. Многократные повторы, разнообразные тесты наглядно показали, что с ними такой проблемы не возникает. Округлые конструкции прижились в сфере авиастроения, они используются по сей день, так как не создают дополнительных рисков, избавляют от опасных ситуаций, полностью оправдывают свое применение. Современные самолеты летают еще быстрее, чем Кометы, они испытывают более значительные перегрузки, однако корпус успешно их выдерживает – во многом благодаря округлым иллюминаторам.
Округлые иллюминаторы равномерно распределяют приходящуюся на них нагрузку, не имеют свойства концентрировать ее в определенных точках. Кроме того, при выборе округлых форм проще обеспечить герметизацию салона, которая совершенно необходима при учете современных скоростей, высоты полета воздушного транспорта.
Сегодня в самолетостроении используются стекла с особым изгибом, с тщательно выверенным составом, которые встают на защиту безопасности пассажиров и экипажа. Они не только не передают концентрированную нагрузку на корпус, но и обладают защитой от риска возникновения трещин, других повреждений на своей поверхности.
Таким образом, округлая форма иллюминаторов самолетов выбрана вовсе не случайно. Она исключает риск аварий, не концентрирует нагрузку на корпус. Практика показала, что на углах прямоугольных или квадратных иллюминаторов концентрируется нагрузка, эти места подвергаются повышенному износу, в дальнейшем – деформации, разрывам. В процессе полета это может привести к аварии, разгерметизации салона, разрыву металла корпуса.
Круглые иллюминаторы хорошо показали себя на практике, они не создают дополнительных рисков, потому активно применяются в авиастроении. Практика их применения составляет уже более 60 лет. Конструкторам нет нужды менять это решение, оно выбрано верно.
Окошки круглой формы для обеспечения доступа света, вмонтированные в борта самолетов и кораблей – привычное зрелище. Трудно представить, что они не всегда имели такие очертания. Так почему иллюминаторы именно круглые? Этому есть ряд объяснений.
Иллюминаторы в кораблях
Вмонтированные в борт корпусов кораблей окошки не всегда имели круглую форму. На исторических фотографиях можно увидеть судна с квадратными и прямоугольными окнами, внешне напоминающими привычные форточки.
Более привычная для нас более круглая форма обусловлена более высокими прочностными параметрами. Округлость дает возможность равномерно распределить нагрузку, создаваемую разностью давления и температур. Это «сводит на нет» риск возникновения трещин и, как следствие, разрыва корпуса судна. По этой же причине закругленными делают все несущие детали корпусов суден, а также двери и люки.
Вторая причина повсеместного применения окошек именно круглой формы – простота изготовления.
Раньше рамы иллюминаторов производили из вылитых из латуни заготовок с последующей обработкой на токарных станках. Круглые детали было намного проще делать. К тому же при монтаже их проще было уплотнять, защищая от протеканий.
Современные круглые иллюминаторы на кораблях полностью водонепроницаемы. В качестве дополнительной защиты при сильной непогоде или волнении водной стихии иллюминаторы оснащаются выполненными из металла штормовыми крышками либо же съемными щитками.
Иллюминаторы в самолетах
Еще до середины прошлого века на пассажирских самолетах устанавливали квадратные окошки. Такие самолеты как «Каравелла» и вовсе имели треугольные окошки.
Переломным моментом стала трагедия, произошедшая в 1953 году. В те годы активно развивалось реактивное авиастроение. Одним из первых на мировой рынок вышел сверхзвуковой лайнер под названием «Комета». По техническим характеристикам в те времена ему не было равных. Но современникам сверхзвуковой лайнер запомнился по той причине, что в момент взлета разбился. Погибло 56 пассажиров. В течение последующего года произошло еще две аналогичные катастрофы. «De Havilland Comed» убрали с рейсов, сняли с производства и стали выяснять причины аварий.
Как выяснилось позже, ключевой причиной трагедий стала разгерметизация корпуса самолета вследствие появившихся по углам окошек микротрещин. Для понимания в момент набора самолетом высоты произошел стремительный перепад внешнего давления при том, что давление внутри самолета сохранялось более стабильным. Разница давления и спровоцировала расширение корпуса. Как следствие: в материале корпуса создалось напряжение, он стал постепенно видоизменять свою форму. Квадратное окно выступало своего рода препятствием при распределении напряжения, вынуждая его менять свое направление и вызывая тем самым увеличение давления. Пиковые точки напряжения образовались по углам квадратных окошек, спровоцировав образование трещин в этих местах.
После этого иллюминаторы в самолете делают исключительно круглой или овальной формы. В них давление распределяется по всей кривой, минимизируя риск деформации.
По сути иллюминаторы современных пассажирских самолетов, таких как широкофюзеляжный двухдвигательный боинг «Дримлайнер» скорее имеют не круглую форму, а прямоугольную со скошенными и закругленными углами. Такое инженерное решение позволяет «обойти» места концентрации усталостных напряжений.
Примечательно, что согласно инструкции шторки иллюминаторов в момент взлета или посадки самолета должны оставаться открытыми.
Такая предосторожность позволяет решить сразу две задачи: дает возможность пассажирам легче и быстрее адаптироваться к естественному свету за бортом, а членам экипажа в любой момент при беглом взгляде визуально оценивать состояние самолета и в случае необходимости вовремя предпринимать соответствующие меры.К тому же полимерные шторки должны быть задвинуты и по той причине, чтобы при возникновении аварийных ситуации в момент механического повреждения не поранить находящихся рядом пассажиров.
Сегодня необходимость использования шторок на окна практически «сошла на нет», поскольку круглые иллюминаторы в самолетах производят автоматически затемняемыми. Степень затемнения окошек устанавливает экипаж. В случае необходимости затемнения на 99% можно запрограммировать всего за пару минут как все иллюминаторы одновременно, так и выборочно отдельные окошки в салоне.
Кандидат в президенты США от Республиканской партии Митт Ромни в 2012 году на встрече с потенциальными спонсорами возмутился тем, что пассажиры не могут открыть «окна» в самолете.
Самолет, в котором летела жена кандидата в президенты Ромни, приземлился после того, как в салоне возникло задымление. Огня не было (все делается из негорючих материалов), но, конечно, самолет быстро посадили. Комментируя происшествие, республиканец заявил:
«Если в самолете пожар, и вам некуда идти,… вы не можете дышать, ведь воздух извне не может попасть в салон, так как иллюминаторы не открываются. Я понятия не имею, почему они не открываются. Это реальная проблема. И это очень опасно. Она задыхалась, протирала глаза. А супруге было бы намного легче пережить стресс, если бы она могла дышать свежим воздухом во время пожара. К счастью, кислорода было достаточно для пилота и второго пилота, чтобы совершить безопасную посадку в Денвере. Но сейчас она в порядке» – подытожил он.
Так почему же нельзя открывать в самолете окна и двери?
Кандидат в президенты США сожалеет что в самолетах нельзя открывать окон
Что же будет если в самолете открыть дверь? Начнем с того, что после взлёта двери самолёта оказываются под большим давлением. Площадь двери — не менее полуметра. Т.е. 5000кв.см. Даже если перепад всего 0.2Атм, то для открытия двери надо приложить 1000кгс. Вернее — 500кгс, поскольку ручка с краю двери, а другая сторона — на петлях
То есть, чтобы открыть такую дверь, потребуется сила супермена. Ни одному человеку, эта задача не под силу. Так что если вы боитесь, что какому-нибудь подвыпившему пассажиру во время полёта взбрендит открыть дверь и пассажиры начнут вылетать за борт, вам не о чём беспокоиться. Это совершенно исключено.
Кроме того, в замок двери встроено барометрическое реле, которое, как только самолет начнет набирать высоту, автоматически блокирует замок намертво. Разблокировка замка происходит только тогда, когда давление внутри самолета сравняется с наружным (то есть, на земле).
Но все же…
Примерно до 4 км — ничего особо страшного не случится, сильно будет дуть, вещи будут летать по салону. 🙂 Станет холоднее. -6 по цельсию на каждый километр высоты. То есть на высоте 4 км станет на 24 градуса холоднее, чем в это время на поверхности земли. Теоретически, могут быть незначительные повреждения конструкции — но это зависит конкретных обстоятельств этого прискорбного происшествия, от скорости самолета и направления и скорости ветра.
На 10 км и выше будет похуже — резкая (взрывная) декомпрессия (падение давления), вплоть до эффекта взрывной волны. Вещи из салона и не пристегнутых пассажиров может вынести за борт высасываемым наружу воздухом. Летающие по салону вещи могут серьезно травмировать пассажиров (например, фотоаппарат или видеокамера). Удар по ушам (из-за изменения давления) — и резко и сильно и больно — может пойти кровь из ушей и/или носа. Кислорода на этой высоте очень мало. Нужно немедленно надеть кислородную маску (обязательно сначала себе, потом помогать другим, в т.ч. детям).
Пилот должен успеть снизиться на безопасную высоту (4 км) — чтобы пассажиры могли дышать — т.к. запаса кислорода хватает всего на минут 10. Но «упасть» на 6 км за 10 минут не проблема, можно и быстрее, главное чтобы пассажиры не переохладились, т. к. разница температур на земле и высоте 10 км составляет 60 градусов по цельсию. Вероятность повреждений конструкции несколько больше — но тем не менее — не велика.
Есть такое понятие как экстренное снижение, менее чем за 10 мин. можно снизиться до высоты 3-4 км. Но ощущения при таком спуске будут весьма не из приятных, тут на земле уши звенят от резкого перепада давления, а в стратосфере подавно.
Вот еще несколько интересных моментов:
Самолеты большую часть полета проводят на большой высоте, чему есть веские причины: безопасность, комфорт, экономия. При возникновении аварийной ситуации, у экипажа самолета, находящегося на большой высоте, — больший запас времени и возможностей справиться с ней. В холодном разряженном воздухе меньше сопротивления движению, — экономится горючее, лучше охлаждаются двигатели. На больших высотах нет насекомых и птиц, меньше сильных и разнонаправленных потоков воздуха, вызывающих турбулентность (например, когда вокруг кучевых облаков воздух идет вниз, а между ними — вверх).
Простыми словами турбулентность можно объяснить так: самолет движется по воздуху, как по плотному натянутому ковру. При благоприятных условиях давление на поверхности «ковра» распределяется равномерно; он ровный и гладкий. Но как только условия меняются, по «воздушному ковру» проходят складки, морщины. Пассажиры чувствуют это, и им кажется, что самолет ныряет в яму. Но ощущения их обманывают: самолет не падает и никуда не проваливается, а скользит дальше (только уже не по ровной, а по волнистой поверхности).
При отказе двигателя, самолет не кренится и не сваливается в пике или штопор – просто падает тяга. Двигатели разгоняют самолет, а не рулят им.
Даже при отказе всех двигателей, они все равно будут работать, в режиме авторотации (в этом случае энергия, необходимая для вращения двигателя, отбирается от набегающего на него потока воздуха). Это позволяет самолету не падать, а планировать (пролетев, при надобности, более 100 км.) и благополучно сесть в ближайшем аэропорту.
—
Еще про авиацию: вспомним про , а вот , ну и
Реактивное авиастроение в 1950-х годах только начиналось. Первым лайнером стала «Комета» — детище de Havilland (британская авиастроительная компания; прим. mixednews). Это был ультрасовременный реактивный пассажирский самолёт с уникальными для того времени техническими характеристиками и герметичной кабиной. К сожалению, в 1954-м две «Кометы» развалились прямо в полёте, угробив в общей сложности 56 человек.
Причина до смешного проста: квадратные иллюминаторы. Это была одна из тех досадных мелочей, которые легко упустить при проектировании; но как только что-нибудь происходит, они становятся очевидны даже ребёнку.
Квадратное окно состоит из четырех 90-градусных выемок, а стало быть, у него есть четыре слабых места. Если бы на ваш дом надавили, то трещина непременно прошла бы через угол какого-нибудь окна.
Вы замечали, что иллюминаторы во всех самолётах круглые? Это делается не для красоты — круглая форма не позволяет разорвать самолёт на куски. Давление распределяется по всей кривой вместо того, чтобы идти трещинами по углам (как выяснилось) и разрывать самолёт в клочья.
Поверьте, выяснить это было нелегко. Эксперты понятия не имели, почему конструкция самолёта разваливается, пока не протестировали структуру путём многократной симуляции давления на кабину. Конечно же, фюзеляж, в конце концов, лопнул, и разрыв начинался как раз с этих пресловутых углов. С тех пор иллюминаторы у всех самолётов только круглые.
7 полезных уроков, которые мы получили от компании Apple
10 самых смертоносных событий в истории
Советская «Сетунь» — единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода
12 ранее не издававшихся снимков лучших фотографов мира
10 величайших перемен последнего тысячелетия
Человек-крот: мужчина провёл 32 года, копая пустыню
10 попыток объяснить существование жизни без дарвиновской Теории эволюции
Непривлекательный Тутанхамон
Пеле был так хорош в футболе, что своей игрой «поставил на паузу» войну в Нигерии
«космонавты рассказывали мне, как однажды неопознанный летающий объект в течение нескольких дней сопровождал корабль.
А потом оказалось, что это их бак с мусором летит»Ровно 35 лет назад в крымском санатории «Горный» был создан единственный в СССР Центр послеполетной медицинской реабилитации советских космонавтов
В 1975 году, когда Центр послеполетной реабилитации космонавтов СССР начал свою работу, информация о местонахождении медицинского учреждения, которое принимает покорителей космоса, была строго засекречена. Никто не должен был ни видеть героев во время их отдыха, ни тем более фотографировать. Государственный объект случайно «рассекретил» один из корреспондентов телепрограммы «Время», в 1979 году очутившийся рядом с санаторием «Горный», в восьми километрах от Ялты.
Рано утром космонавты Валерий Рюмин и Владимир Ляхов вместе с главврачом Евгением Новоселовым спускались на пляж — в это время их и поймал в кадр пронырливый журналист. Конечно, охрана его задержала Тем не менее уже вечером в программе «Время» замелькали снимки из «Горного» и прозвучало сенсационное заявление: определено местонахождение космонавтов. А слова «ими занимаются врачи» сопровождал кадр с идущим в белом халате Новоселовым
«В Крыму космонавты сразу получали иммунитет, равноценный правительственному»
— Уже на следующий день после выпуска программы «Время» я был в Москве: стоял «на ковре» перед первым заместителем министра здравоохранения СССР Аветиком Бурназяном, — улыбаясь, вспоминает бывший главврач ялтинского санатория «Горный» Евгений Иванович Новоселов. — «Славы захотел?!» — метал сначала громы и молнии замминистра. Когда ситуация прояснилась, он понял, что моей вины в случившемся нет. Но с тех пор я больше не носил в санатории белый халат — от греха подальше.
— В те годы едва ли не всех своих героев страна, что называется, знала в лицо. Как же легендарным покорителям космоса удавалось незамеченными прибыть в многолюдный санаторий под Ялтой?
— Существовал целый обряд прибытия космо-навтов в наш центр. По возвращении с орбиты я их встречал на Байконуре, и мы ехали сначала в Ленинск под Москвой, затем в Георгиевский зал Кремля, где им вручали правительственные награды, а оттуда — в аэропорт, где они наконец встречались со своими семьями. И двумя самолетами ТУ-134-01 и ТУ-134-02 (командир космического экипажа — на первом, а бортинженер — на втором) летели в Крым. Третьим самолетом доставляли спецтехнику для обследований. Приземлялись на военном аэродроме в Кировском, Саках или Симферополе и оттуда — в Ялту. Позже я разработал более удобный маршрут — Крым принимал нас на закрытом военном аэродроме под Севастополем (кстати, там же встречали впоследствии и генсеков СССР). На нем очень удобно: самолет заходит на посадку с моря и, по сути, прямо на море взлетает. И в Ялту оттуда проще добираться, не надо ехать через весь полуостров. Словом, вопросы охраны и безопасности космонавтов были максимально учтены. На полуострове они сразу получали иммунитет, равноценный правительственному. В их распоряжение выделялись автомобиль «Чайка», два автомобиля охраны и сопровождающая машина ГАИ. В санатории космонавтам отвели отдельный двухэтажный корпус № 4 с двумя кольцами надежной охраны и патрулем. Жили они в расположенных на втором этаже номерах люкс.
— Да, охраняли космонавтов так, как сегодня президентов Разве в этом была необходимость?
— Представьте себе, была. Но боялись не покушения, а вирусов. Ведь в космическом корабле члены экипажа находятся в совершенно стерильных условиях, поэтому после полетов их поначалу нужно было максимально оградить от посторонних, чтобы избежать возможного заражения даже самыми банальными вирусами. К космонавтам допускалось минимальное количество людей — члены их семей, военные врачи, а также ученые, которые приезжали с ними в Ялту. Из местных «вхожими» были я, повар и официант. Причем мы трое находились в прямом смысле слова на казарменном положении: дома не появлялись все то время, пока космонавты проходили реабилитацию в центре.
— Ходили слухи, будто первое время после приземления они испытывали серьезные проблемы со здоровьем: ходить не могли, руки-ноги у них отказывали и так далее.
— Не слушайте никого. Все космонавты поступали к нам в совершенно нормальном состоянии, никаких медицинских проблем не было. И разговоры о том, что лечили их таинственные знахари, а реабилитировали какими-то секретными лекарствами и пищевыми добавками, тоже всерьез не воспринимайте.
— Чем же на самом деле их реабилитировали?
— Прежде всего соблюдался режим рационального питания из экологически чистых продуктов, которые нам поставляли со спецбазы ЦК КПСС, находившейся в Ливадии, всего в нескольких километрах от «Горного». Когда было тепло, купались в море, ходили в горы по одному из несложных туристических маршрутов, а зимой катались на лыжах. Плюс бассейн, массаж, сауна — обычные общеукрепляющие процедуры. Как видите, рецепт восстановления космонавтов прост: абсолютно здоровый образ жизни и уникальный ялтинский климат.
— Ну массаж-то им наверняка делали какой-то особенный?
— Да ничего подобного! Однажды в санаторий прислали десятикратного чемпиона мира по хоккею, многократного чемпиона Европы и Олимпийских игр Александра Рагулина — чтобы он делал космонавтам массаж. Думали, видно, что профессиональный спортсмен их разомнет как следует. Чтобы «протестировать» Рагулина, первым к нему на стол лег я. Так вот, своим «спортивным стимулирующим» массажем Александр так травмировал мне нервные окончания на руке, предплечьях и ногах, что я две недели не мог нормально вставать. Конечно, к космонавтам я его не подпустил. Им нужны были мягкие, поглаживающие прикосновения. С этим многие годы успешно справлялась наша массажистка Елизавета Филипповна. А Рагулина через несколько дней после того «теста» отозвали в Москву.
— Кроме массажа, расслабляющие процедуры были?
— Я построил в «Горном» специальные бани, изолированные от геомагнитного поля Земли. Мои друзья-авиаторы подарили алюминиевые листы, и мы полностью облицевали ими стены, потолок и двери герметично закрывающейся парилки. Это снижало мощность геомагнитного поля Земли в 50 тысяч раз(!), что позволяло потрясающе мобилизовать все жизненные ресурсы человеческого организма. Поверх алюминия парилка была облицована осиной, а прихожая и комната отдыха — дубом: деревянные панели помогали восстанавливать энергетический баланс организма.
— И что, любили космонавты попариться в вашей чудо-бане?
— Очень любили. Причем все без исключения. И не только космонавты — их жены тоже. Кстати, баню, как и все остальное, что мы предлагали космонавтам, я испытывал на себе, — Евгений Иванович показывает фотографии, на которых запечатлен с покорителями космоса. — Я хотел знать, как правильно реабилитировать людей, испытавших колоссальные перегрузки. Чтобы установить контакт, еще до полета, в Москве, в Центре подготовки космонавтов, я знакомился с каждым из них. В Звездном вместе с ними прошел курс тренировок — центрифугу, сурдокамеру и т. д. Что же касается программы восстановления, то я расписал ее еще в столице, и космонавтам пояснили, что выполнять все нужно беспрекословно, так как без моей подписи они в отряд не вернутся.
«А вот ангелы все-таки были Я видел фотографии»
— Как долго длилась послеполетная реа-билитация?
— У кого как. Например, Николай Рукавишников, при аварийной посадке перенесший 12-13-кратную перегрузку, восстановился ровно через 30 дней. Кто-то приходил в норму раньше. В 1979 году мы проводили реабилитацию экипажа космического корабля «Союз-32» и орбитальной станции «Салют-6» после шестимесячного полета. Так Владимир Ляхов был признан годным уже через три недели, а Валерий Рюмин через восемь месяцев совершил еще один полугодовой полет! Все космонавты были суперздоровыми людьми, поэтому задача нашего центра заключалась, по сути, лишь в том, чтобы устранить негативные последствия их пребывания в космосе, в невесомости — потерю мышечной массы, силы и координации движений. (Хотя на космическом корабле есть беговая дорожка, велосипед и можно давать организму физическую нагрузку, космонавты признавались, что не очень-то приятно «бежать» и видеть, как куски обшивки корабля отлетают в космос. ) Кроме того, у них из-за недостатка воды происходило механическое сгущение крови. Помимо приведения в норму всех этих показателей, им просто требовалось психологическое расслабление, и я внимательно следил за тем, чтобы не возникало никаких конфликтных ситуаций, вспышек эмоций.
— Ваши «звездные» подопечные рассказывали вам о каких-то увиденных в космосе чудесах?
— Все они давали подписку о неразглашении, а потому разговаривали мы, в основном, на бытовые темы. Виталий Севастьянов, к примеру, рассказывал, что во время полета очень хотел услышать шум дождя. У Александра Иванченкова была другая проблема: не мог заснуть в специальном спальном мешке, так как «выплывал» из него. Приходилось обкладывать голову поролоном, чтобы зафиксироваться, и устраиваться между аппаратурой. Столь же непривычно было и душ принимать в полиэтиленовых пакетах с полутора-двумя литрами воды, для нагрева которой на космическом корабле требуется полдня работы солнечных батарей
В апреле 1979 года на борту космического корабля «Союз-33» возник пожар, поэтому полет прошел в аварийном режиме. Командир экипажа Николай Рукавишников рассказывал мне, что для экстренного приземления ему пришлось вручную отстыковывать посадочную ступень. И в самый ответственный момент, когда решалась судьба экипажа, напарник, болгарский космонавт-исследователь Георгий Иванов, невозмутимо спросил что есть покушать.
А Владимир Аксенов подарил мне копии сделанных им в космосе снимков, благодаря которым ученые обнаружили месторождение алмазов в Сибири. И поведал свою «космическую историю». Как-то он вышел в другой отсек, чтобы заправить в фотоаппарат пленку. Сделать это удалось не сразу, поэтому Владимир задержался в отсеке больше положенного. И вдруг в люк постучали. Аксенов по привычке спросил: «Кто там?» Хотя кроме командира экипажа с ним в космосе никого не было.
— А вдруг — ангелы или, например, представители других цивилизаций? Их да НЛО космонавты не встречали?
— Помню, они рассказывали, что однажды в течение нескольких дней неопознанный летающий объект сопровождал их космический корабль. Заволновавшись, сообщили об этом на Землю. Вскоре их успокоили: «Это ваш бак с мусором летит!» По мере наполнения мусорные баки отстреливают в космос, и скоро они исчезают из поля видимости. А в тот раз что-то пошло не так, как нужно
Евгений Иванович немного помолчал и вдруг сказал:
— А вот ангелы все-таки были. Я впервые об этом говорю вслух и не буду называть фамилии космонавтов, которые их видели и рассказывали мне об этом.
— И какие же они, ангелы?
— Космонавты утверждали, что однажды корабль вдруг наполнился непонятным оранжевым то ли паром, то ли дымкой. Члены экипажа сразу кинулись к иллюминатору — посмотреть, что происходит «за бортом». А там четыре (иногда, говорили, бывало и по пять) фигуры высотой метров 20, выстроившись, как на барельефе Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, летят. И все улыбаются Советским космонавтам запрещали не то что фотографировать — даже рассказывать о подобном. А вот американские астронавты фотографировали, я видел их снимки.
— После такого точно нужна реабилитация. Кстати, ее режим космонавты не нарушали? Все-таки Крым, море
— Нет, не нарушали, — продолжает Новоселов. — Даже несмотря на то, что режим был довольно строгий. Ведь реабилитация была частью работы космонавтов, и они подписывали реабилитационные карты, в которых соглашались выполнять все оговоренные условия. Космонавты-военные привыкли жить по распорядку, а вот гражданские могли повозмущаться. До открытия центра под Ялтой они восстанавливались кто и как хотел, поэтому наши порядки — запрет на алкоголь, ранний подъем — некоторые из них поначалу воспринимали, как говорится, в штыки. Например, космонавт-легенда Георгий Гречко не хотел вставать в семь утра Но в конечном итоге все равно мы приходили к взаимопониманию. Если кто-то один не хотел идти в горы,╩- он шел с семьей плавать, а я с другим шел-таки в горы. Николай Рукавишников один любил ходить. Валентин Лебедев тоже. Бывало, придет после обеда и спрашивает: Евгений Иванович, у вас нет желания пойти в горы? Мол, хочется посмотреть на зубцы Ай-Петри и долгий-долгий закат солнца, цыпленка табака съесть да бутылочку шампанского выпить. Сходим, посмотрим, поговорим — и все проблемы решены. Но я вам скажу, что винами, а тем более водкой и прочими крепкими напитками никто из космонавтов не баловался. Единственная вредная привычка, которая была: они почти все курили. Но руководство это разрешало.
В первый или второй день после приезда в «Горный» могли позвонить мне в три или четыре утра: «Евгений Иванович, мы тут разговорились » Знали, что в моем номере на первом этаже всегда стоят трехлитровые банки с хорошими крымскими винами — Мускатом белым Красного Камня, «Черным доктором», Пино-Гри. Я сам вино с завода привозил и закатывал в банки, причем без этикеток. Мне ведь тоже безопасность надо было соблюдать, — улыбается Евгений Иванович. — Досидим с ними до завтрака, и на этом все. Саша Иванченков, любил что-нибудь особенное приготовить — делал грог или глинтвейн. Как-то на следующий день после приезда звонит: давай куда-нибудь сбежим, не хочу никого видеть. Настолько он устал от постоянного шума на космическом корабле. Спускайся вниз, говорю, сейчас приду. А на берегу моря у нас тоже была баня — в ней мы и закрылись. Я замариновал баранину, Саша ее в комнате отдыха жарил. Время от времени что-то спросит меня, я отвечу — и снова молчание. Так тоже отдыхали.
— В знаменитые крымские винные подвалы космонавтов водили?
— Конечно, им ведь интересно было узнать, как производится вино. Помню, Георгий Гречко частенько спрашивал у меня, как делаются коньяки или шампанское, и обижался, когда я ему отвечал, что мы с ним вместе на экскурсии были. Вообще же, все космонавты очень любознательные люди, и каждый из тех, с кем я общался, был разносторонней личностью. Александр Иванченков увлекался живописью, покупал творения ялтинских художников. Владимир Джанибеков сам рисовал картины. Владимир Аксенов любил историю
— Что входило в «культурную программу», которую центр предлагал покорителям космоса?
— Все мероприятия мы планировали так, чтобы никто даже не догадывался, что у нас в «Горном» находятся космонавты. И при этом они совершали очень много экскурсий по Крыму. Правда, однажды мы попались, — смеется Евгений Иванович. — Валерий Рюмин и Владимир Ляхов, приехавшие в Ялту после первого в мире полугодового полета, были на пике популярности. И вот решили они посетить панораму «Оборона Севастополя 1854-1855 годов» По окончании экскурсии мы идем на выход к машинам и вдруг видим, что площадь перед панорамой просто забита севастопольцами и отдыхающими. Все жаждали увидеть космонавтов. Очевидно, кто-то из музейных работников «постарался». Так или иначе, но выйти из панорамы мы не смогли, нас просто «затерли». Пришлось мне вызывать милицию — прибывшие сотрудники организовали «коридор», и по нему космонавты быстро прошли к машинам
— А где ваши подопечные кушали во время таких культурных вылазок? В ресторанах?
— Нет, в ресторанах мы не питались. Надо сказать, что все ребята были очень неприхотливыми в еде. Рацион питания самый обычный — как я говорил, «бабушкина кухня»: супы, борщи, каши, салаты. Наш повар ежевечерне обговаривал с супругами космонавтов меню на завтра. Причем уточняли именно у жен, что для них лучше приготовить, поскольку одна, например, выпечку любила, а другая говорила, что от нее толстеет Я лично обязательно снимал пробу с подаваемых блюд — всегда, везде и cо всех. На экскурсии же мы еду брали с собой: в специальных термосах было и первое, и второе, и третье, даже вода. Останавливались где-нибудь в красивом месте, на газовой горелке все разогревали. Иногда космонавты жарили на костре шашлыки. Нигде ничего не покупали. Если намечалась поездка в какой-нибудь колхоз или совхоз, то сначала я туда ехал один и обговаривал с поваром местной столовой все меню. Непосредственно перед едой опять же пробовал
— Евгений Иванович, главврачом «Горного» вы были почти до 2000 года, а реабилитацией космонавтов прекратили заниматься еще в 1982-м. Почему?
— В сентябре 1982-го меня неожиданно отправили в Адлер, в санаторий «Южное взморье», где я должен был обеспечить послеполетную реабилитацию членам экипажа космического корабля «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7» Леониду Попову, Александру Сереброву и Светлане Савицкой. Я тогда подумал, что это космонавты захотели в Адлер. Но оказалось — нет. Постановлением Совета Министров СССР санаторий «Горный» передали в подчинение ЦК профсоюза работников предприятий Министерства среднего машиностроения, а оно от реабилитации космонавтов отказалось. В Адлере же климат был не подходящим для восстановления космонавтов и санаторной медицинской базы, соответствующей требованиям стационарного центра, не было. Словом, ни мне, ни космонавтам в «Южном взморье» не понравилось. Поэтому от дальнейшей работы там я отказался и через месяц вернулся в Ялту
353
Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Instagram
Сделайте «ФАКТЫ»избранным источником
в Google News
Snap запускает мини-летающую камеру «пикси» для Snapchat
, 04 октября 2022 г.
, работающая на звуковых волнах, безбатарейная беспроводная камера Массачусетского технологического института запечатлела неизведанный океан0002 03 августа 2022 г. новая редкая медуза, снятая аквалангистом, имеет размер футбольного мяча сохранить жизнь раненым альпинистам, пока они ждут прибытия помощи28 октября 2022 г.
ДРИФТ использует светящиеся дроны для визуализации гипотетической архитектуры0002 14 июня 2022 г. дрона избегают столкновений и препятствий в густонаселенных районах, используя новый алгоритм локализации их любимые фильтры15 февраля 2018 г.
цифровая инсталляция panGenerator превращает селфи в гравий31 октября 2017 г.
арт-инсталляция post-butt исследует взлет и славу задницы в СМИ13 апреля 2017 г.
Беспилотный летательный аппарат с камерой на базе искусственного интеллекта сегодня появляется на полках и в небе магазинов Apple. как богатый ориентир в разработке проекта или схемы.НОВОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ
31 декабря 2022 г.
Грузовик mitsubishi nomadpro canter — идеальное мобильное рабочее место для цифровых кочевниковГрузовик основан на концепции «использования целительной силы природы» и предлагает удобное мобильное рабочее место.
связи: +1030
15 декабря 2022 г.
ТОП-10 дизайнов автомобилей 2022 годавзгляните на наши любимые автомобильные истории 2022 года, каждая из которых раздвигает границы автомобильного дизайна смелыми штрихами.
связи: +700
14 декабря 2022 г.
с научно-фантастическим оттенком, хашем аль-гайли представляет первое в мире учреждение искусственной маткиEctoLife принимает форму объекта с искусственным интеллектом, в котором размещаются ряды выращенных в лаборатории младенцев.
связи: +210
08 декабря 2022 г.
последний Боинг 747 покидает завод в Эверетте перед поставкой компании Atlas Air747-8 Freighter многие считают культовым самолетом, который изменил глобальные путешествия после ввода в эксплуатацию в 1970 году.
соединения: +190
designboom всегда будет рядом с вами
милан, нью-йорк, пекин, токио, с 1999 годаНаконец-то доступна домашняя беспилотная камера Ring
Перейти к основному содержанию
The VergeThe Verge logo.Домашняя страница The Verge
The VergeЛоготип Verge.- Tech /
- Smart Home /
- Amazon
/
Ring’s $ 250 Always Home Cam и готов к полете в свою гостиную
от Jennifer Pattison Tuohy / @jp2e 9003
|
Поделитесь этой историей
Беспилотный летательный аппарат Ring’s Always Home Cam готов к взлету. Изображение: Кольцо
Камера Ring Always Home Cam, впервые анонсированная на прошлогоднем мероприятии Amazon, готова к запуску. Начиная с сегодняшнего дня, 28 сентября, вы можете запросить приглашение стать манекеном для краш-теста новейшей инновации Ring. Камера Always Home Cam — это кольцевая камера, прикрепленная к дрону, который может летать по заданным траекториям в вашем доме при срабатывании датчика Ring Alarm или из приложения Ring. Камера стоит 249,99 долларов; если вы живете в США, вы можете подать заявку на приглашение купить его сегодня, и устройства поступят в продажу позже в этом году.
Разработанная для решения проблемы, связанной с желанием иметь возможность заглянуть внутрь своего дома, когда вас там нет, и нежеланием иметь десятки камер, наблюдающих за вами, когда вы находитесь, камера Always Home Cam записывает только во время полета. Когда он не используется, он находится в зарядной док-станции, которая блокирует его объектив. Он может летать к определенным точкам обзора по запросу, например, к входной двери или кухонной плите, а также может подключаться к домашней системе безопасности Ring Alarm и гудеть при любом действии — например, при открытии двери или окна, когда включена сигнализация.
Всегда дома камера находится в зарядной базе, когда она не используется, когда ее камера отключена. Изображение: Ring
В течение года, прошедшего с момента анонса продукта, Ring работала над совершенствованием амбициозного устройства и, по сути, над тем, чтобы оно не бушевало в вашем доме. «Не будет преувеличением сказать, что мы внесли в него тысячу улучшений», — сказал основатель Ring Джейми Симинофф в интервью перед объявлением. «Мы научились летать». По словам Симинофф, хотя у них были рабочие прототипы, когда они анонсировали в 2020 году, они только сейчас готовы для домов обычных людей. Но не у всех.
Ring запускает программу только по приглашению в качестве своего рода тестового полета после бета-тестирования. «Он есть у меня дома, и он работает», — сказал Симинофф. «Но сегодняшние дома настолько уникальны, что нам действительно нужно внедрять их в дома большего числа клиентов, чтобы убедиться, что все, что мы делаем, правильно». В конце концов, это автономный летательный аппарат в вашем доме. «С любым другим продуктом мы, вероятно, просто занимались бы его доставкой. С этим мы собираемся не торопиться, убедитесь, что это правильно, прежде чем мы перейдем к полной общедоступной версии ».
Программа «только по приглашению», которая является недавней тенденцией для продуктов Amazon, — это способ привлечь к продукту нужный тип клиентов на данном этапе, — говорит Симинофф. «Это клиент, который желает и хочет работать с нами», — сказал он. «Они понимают, на что идут. Мы используем это как инструмент для предоставления клиентам лучших продуктов и обеспечения прозрачности с ними». Итак, означает ли это, что если он врежется в ваш телевизор с большим экраном, вам просто не повезло?
Дрон домашней безопасности может управляться через приложение Ring или автономно реагировать на события в вашем доме. Изображение: Ring
С точки зрения повседневного использования и функций, многое из того, что было анонсировано в прошлом году, осталось прежним. Always Home Cam — это камера, предназначенная только для помещений, которая крепится к дрону с закрытыми пропеллерами. Он транслирует и записывает в приложение Ring, полностью автономен и может управлять полетом по запросу в заранее заданные места через приложение или запрограммирован на взлет, когда Ring Alarm обнаруживает нарушение. Ринг говорит, что разрешение камеры увеличилось до 1400 x 1400 HD, что является увеличением по сравнению с разрешением 1080p, которое было, когда оно было впервые анонсировано.
Камера записывает только в полете, а дрон издает слышимый шум, поэтому во время записи становится ясно. У него есть технология обхода препятствий, но его закрытые пропеллеры должны предотвратить серьезные повреждения в случае столкновения («Но вы должны держать его подальше от своего Ван Гога», — пошутил Симинофф).
Камера Always Home Cam предназначена для использования на одном этаже, поскольку она не может перемещаться по лестнице. Но Симинофф говорит, что многоэтажная поддержка — это то, что компания изучает. Он также должен летать только тогда, когда никого нет дома. Хотя дрон был протестирован с потолочными и настольными вентиляторами, Симинофф сказал, что у него могут возникнуть проблемы, если вентилятор работает на полной скорости. «Но если ему покажется, что он делает что-то не так, он просто приземлится в безопасном месте и сядет там», — сказал он.
Он записывает только в полете, и дрон издает слышимый шум, поэтому во время записи становится ясно, что
Время работы от батареи короткое, время полета ограничено примерно пятью минутами. «Идея в том, что это очень похоже на тактику; тебе не нужно идти смотреть, что дверь приоткрыта в течение двух часов, — сказал Симинов. «Это означает, что нужно выйти на несколько минут, увидеть то, что вам нужно увидеть, а затем улететь обратно».
Летающая камера в вашем доме действительно похожа на научно-фантастическую фантастику / историю ужасов. Но с практической точки зрения и с точки зрения конфиденциальности концепция является надежной. Вам нужна только одна камера, чтобы увидеть весь этаж вашего дома, и нет опасности, что она случайно запишет без вашего ведома. Кроме того, это круто. «Есть что-то в том, чтобы смотреть, как это пролетает над вашим домом на вашем телефоне; это похоже на что-то из Голливуда, но это твой дом», — сказал Симинофф.