Фотоаппарат Любитель-166В обзор и инструкция
Начну я немного издалека.
При описании современных зеркальных фотоаппаратов часто используют такую, примерно, конструкцию: Nikon DSLR D810.
Что такое Nikon всем понятно. Что такое D810 тоже, в общем, ясно. А что значит DSLR?
DSLR это сокращение от Digital Single-Lens Reflex. Т.е. цифровая однообъективная зеркалка.
О как. Однообъективная. С одним, значит, объективом.
Если факт однообъективности специально подчеркивают, есть, значит, и такие зеркалки, у которых не один объектив?
Да, такие фотокамеры есть. Это двухобъективные зеркальные фотокамеры и обозначаются они TLR, соответственно — Twin-Lens Reflex.
У этих фотоаппаратов два объектива, но это никак не связано со стереосъемкой.
Как устроена классическая зеркалка, думаю, все знают. А схема TLR-аппарата выглядит так.
Нижний объектив камеры служит для проецирования изображения на фотопленку. Между объективом и пленкой находится только затвор, больше ничего.
Верхний объектив используется для визирования и наведения фокуса. За этим объективом находится неподвижное зеркало. Оно направляет свет, прошедший через объектив вверх, и самое главное — переворачивает изображение, даваемое объективом вокруг горизонтальной оси. Т.е. меняет местами верх с низом. Мы ведь помним, что объектив переворачивает картинку, но компоновать кадр вверх тормашками неудобно.
Объективы сцеплены между собой как шестеренки. Вращение одного передается на другой. Фокусировка происходит одновременно.
«Прицеливаться» TLR-аппаратом, как правило, можно несколькими способами.
Во-первых, с помощью верхнего объектива и зеркала. При этом, смотреть в камеру нужно сверху вертикально вниз через специальную светозащитную шахту. В шахте будет видно изображение, у которого верх и низ находятся на привычным местах, но оно все-таки будет перевернуто справа налево.
Во-вторых, можно использовать шахту как простейший рамочный видоискатель. Смотреть в него нужно более привычно сзади и картинка в нем, естественно, будет никак не перевернутая. Но аппарат в этом случае становится шкальным. Фокусироваться можно только по шкале расстояний на глаз.
В-третьих, камеру можно оборудовать классической пентапризмой. Это дает наиболее комфортное визирование и фокусировку, но я таких конструкций вживую не встречал. Среди тех, что выпускались в СССР таких точно не было.
В чем смысл TLR конструкции?
TLR принципиально проще, чем SLR, т.к. имеет неподвижное зеркало. Скорее всего, TLR аппараты появились раньше. У большинства примеров TLR камер все-таки нет пентапризмы, что также упрощает модель, делая ее легче и дешевле.
Если хорошо поискать, то можно найти некоторые преимущества TLR над SLR, но все эти преимущества достаточно условны.
Единственное, пожалуй, существенное преимущество TLR-аппарата, — это его малый вес, компактные размеры и невысокая цена.
Правда, нужно отдать должное, преимущества эти не так уж малы, т.к. среднеформатная техника, как правило, тяжеленная, здоровенная и дорогущая.
Во всем остальном конструктив TLR камер, конечно, имеет ряд недостатков:
1. Сложность использования сменной оптики и невозможность установить зум-объектив
2. Параллакс
3. Невозможность визуально оценить глубину резкости
4. и т.д.
Некоторые бренды, специализирующиеся на среднем формате, имеют в своем арсенале продвинутые TLR камеры. Вот, например, Mamiya C 220 из 70-х годов. К ней есть даже сменная оптика.
Но в основном, концепцию TLR все-таки используют для создания простых недорогих аппаратов с несменными объективами.
Именно таким простым и недорогим был советский Любитель.
В СССР было совсем немного видов двухобъективных фотоаппаратов.
Все они ведут родословную от немецкой довоенной камеры Voigtländer Brillant.
Первым повторением немца с 1946 года был Комсомолец — шкальный двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Верхний объектив позволял только визировать, в фокусировке не участвовал.
Затем, в 1950 году появился Любитель (без числовых индексов). С 1955 года его сменил Любитель-2. Отличия между моделями только в наличии автоспуска и синхронизатора у 2-й модели.
Суммарно этих моделей было выпущено более 3,5 млн штук!
С 1976 камера прошла некоторый рестайлинг и появилась следующая модель — Любитель………… -166. Ну а какой еще номер после второго может идти?
Главное новшество 166-го было в том, что взвод затвора и транспортировка отснятого кадра осуществлялись одним движением. С т.з. концепции, это, пожалуй, самый совершенный из Любителей. Его обзор я сделаю немного позже.
Но узел, отвечающий за взвод затвора, вышел ненадежным. Поэтому, после выпуска всего 69 тыс. штук камеру упростили и появились Любители-166В и -166У.
Их суммарный выпуск составил около 1,3 млн. штук.
Индекс –У означал «Универсальный». Универсального в камере было только то, что она позволяла делать кадры 2-х форматов: 60×60 и 60×45 мм.
Индекс -В — ничего не означает. Хотя есть у меня одно наблюдение, которое я, пожалуй, вынесу в отдельную статью.
Интересно, что у всех камер Любитель были одинаковые объективы Т-22. Да и вообще вся эволюция этой камеры носит достаточно косметический характер.
Сейчас мы рассмотрим именно камеру с индексом –В.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Выпускался на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) в 1980-1990 годах. Всего модели с индексом –В было выпущено около 900 тыс. штук.
Съемочный объектив — несъемный Т-22 4,5/75. Просветленный. Триплет. Три линзы в трех группах.
Светосильным объектив никак не назвать.
Предел диафрагмирования — f22.
Для среднего формата ФР 75 мм – это примерно как 40 мм для современной полнокадровой зеркалки.
Объектив видоискателя – однолинзовый 2,8/75. За счет большей светосилы, теоретически в видоискателе проще определять факт наведения фокуса. И светлее картинка и ГРИП уже.
Аппарат рассчитан на среднеформатную пленку тип 120. Формат кадра 60х60 мм.
Затвор центральный междулинзовый. Отбивает выдержки 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.
Проводная синхронизация вспышки любой выдержке.
Аппарат оборудован механизмом автоспуска.
Вес моего экземпляра 580 грамм.
Элементы управления:
Корпус аппарата по форме приставляет собой параллелепипед. В горизонтальном сечении форма корпуса — близка к квадратной.
Элементы управления разбросаны по всем граням.
Сзади у Любителя-166В расположено круглое окошко, по которому фотограф контролирует перемотку отснятого кадра. У аппарата отсутствует какой-либо механизм, блокирующий перемотку после того, как пленка уже протянута на нужную длину.
Во время перемотки фотограф визуально контролирует появление в окошке меток, отмечающих границы кадров. Метки эти нанесены прямо на бумажную подложку, которой проложена пленка типа 120 по всей длине. Такой стандарт этой пленки.
Окошечко забрано красным стеклом и, кроме того, закрыто сдвижной заслонкой. Чтобы открыть заслонку нужно повернуть небольшую круглую головку ниже окошка. Направление вращения показано стрелкой в окошке.
В целом все довольно интуитивно просто.
Сзади же в верхней части корпуса находится защелка замка, запирающего заднюю крышку аппарата.
Перематывать отснятый кадр нужно головкой на правом торце камеры. Головка довольно крупная и ухватистая. Вращать головку положено по часовой стрелке. Обратный ход блокируется храповиком.
Также на правом торце имеется памятка типа и чувствительности пленки и правый фиксатор подающей катушки.
На левом торце расположена «холодная» скоба для вспышек и два фиксатора катушек — единственный от принимающей и левый от подающей.
Снизу — штативное гнездо строго по центу камеры. Еще нужно обратить внимание на наличие выраженных ножек для установки камеры на горизонтальную поверхность.
Верхний торец занят шахтой видоискателя.
В «походном» положении шахта сложена и практически не выступает над корпусом. Защелка шахты находится ближе к заднему торцу, рядом с защелкой крышки аппарата. Важно по запарке их не перепутать :о).
При раскладывании шахты — ее стенки поднимаются за счет пружинок по очереди. Вначале — передняя стенка, потом задняя и, наконец, две боковых.
Смотреть в шахту нужно вертикально вниз, удерживая при этом аппарат примерно на уровне груди.
Картинка в видоискателе очень большая и очень светлая, но на этом достоинства заканчиваются.
Картинка перевернута справа налево. С непривычки ОЧЕНЬ сложно навести аппарат точно на цель, т.к. картинка движется в противоположную сторону движению аппарата. Визирование Любителем — это хорошее упражнение для соискателей в космонавты.
Видоискатель сильно критичен к тому, на какой дистанции от глаз он находится, под каким углом в него смотрит фотограф и вертикален ли сам аппарат.
Попытки отладить картинку в видоискателе сильно отвлекают от собственно сюжета съемки.
В центре видоискателя расположен матовый круг. Лично для меня, навести фокус по видоискателю Любителя — крайне сложно. Причем, специальная откидная лупа, на мой, взгляд, особо не помогает.
В общем, система экзотичная и не очень практичная на самом деле.
Для тех, кто не смог побороть такой способ фокусировки конструкторы оставили подарок.
В задней стенке шахты имеется небольшое прямоугольное отверстие.
А центральную часть передней стенки можно откинуть вовнутрь шахты. Так получается простой, но надежный рамочный видоискатель.
Конечно, ни о какой фокусировке тут речь уже не идет. Но конструкторы и об этом позаботились.
Шкала диафрагм и шкала дистанций Любителя имеют специальные белые точки. Если выставить все по ним, то аппарат буде сфокусирован на гиперфокальное расстояние. В фокусе будет все пространство от 4,5 метров и до бесконечности.
При этом, конструкция объектива такова, что именно примерно с этого расстояния он начинает давать достойную картинку. Ближе — будут достаточно сильные искажения.
И именно с этой дистанции параллакс перестает заметно влиять на компоновку кадра.
В общем, Любитель — это все-таки скорее шкальный фотоаппарат, заточенный на ГФР с опцией зеркалки.
Основные органы управления расположены на передней панели Любителя.
В первую очередь видны два объектива. Объективы сцеплены вместе как шестеренки. Вращение одного передается на другой. Таким образом, фокусировка обоих происходит одновременно.
Зубцы шестеренок выполняют роль накатки. Вращать комфортно любой из объективов.
Шкала дистанций видна в прорези над верхним объективом. Интересно, что расстояния на шкале отбиты теми же числами, что и обозначаются диафрагмы. 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 метров.
Я такого ранее не припомню и никакого объяснения этому решению в инструкции не нашел. Если вы знаете, почему сделано именно так — пишите в комментариях.
Белая точка чуть дальше 8 метров.
На аппарате нет шкалы ГРИП (!!!). Шкала эта приведена только в инструкции.
Нижний объектив (в него же встроен затвор) — просто изобилует органами управления.
Выдержка и диафрагма меняются с помощью поводков под объективом. Доступ к поводку диафрагм не очень то удобен.
Шкалы выдержек и диафрагм — расположены рядом друг с другом слева, на основании объектива. На выдержку указывает небольшой пропил в металлическом кольце, а на диафрагму — плоский металлический язычок-указатель.
Белая точка находится между f8 и f11.
Если при съемке предполагается, что камера удерживается левой рукой снизу, то для изменения экспозиции, нужно подхватить ее правой рукой за правый торец, положить ну руку горизонтально и глядя на шкалу, левой рукой менять параметры.
Перемотка отснятого кадра и взвод затвора у Любитенля-166В — это две отдельные операции.
Чтобы взвести затвор, нужно отвести вниз небольшой рычаг в верхней правой части объектива. В нижнем положении рычаг фиксируется.
Чтобы спустить затвор, нужно нажать на совсем уж миниатюрный рычажок справа от объектива.
Обе операции осуществляются большим пальцем правой руки.
При взведенном затворе, расстояние между взводным и спусковым рычажками — около 1 миллиметра.
Я так полагаю, что задерживать обратный ход взводного рычага при съемке не стоит, т.е. это чревато неверной отработкой выдержки.
Поэтому, нажимать на спуск приходится очень осторожно — реально ногтем цепляя рычаг спуска.
Кроме всего перечисленного, в нижней части объектива находятся:
Слева — рычаг автоспуска и гнездо проводного синхронизатора, Справа — гнездо спускового тросика.
Основание нижнего объектива утыкано всевозможными поводками, рычажками и гнездами как ежик.
Крышка для зарядки пленки у Любителя откидная на петлях. Откидывается крышка вниз, причем, крышка представляет собой не только заднюю, но и нижнюю стенки камеры. Пленка в аппарате идет снизу наверх, совершая Г-образый путь.
Отношение к камере.
Как уже говорилось, TLR камеры – это в первую очередь — бюджетные решения. Среди импортных, конечно, есть исключения, но Любитель — 100% проектировался с позиции простоты, компактности и низкой цены.
Камере, построенной по такой логике нелегко сейчас участвовать в рейтингах а-ля «Кто у нас тут самый крутой?!»
Да, параметрами Любитель, как фотоаппарат, который выпускался до середины девяностых — откровенно не блещет.
Кроме того, эргономика у камеры просто отсутствует как таковая.
Со временем, конечно, можно набить руку и привычка придет. Но придет именно привычка, а не удобство работы.
Есть мнение, что Любитель — это хороший стартовый вариант для тех, кто хочет попробовать средний формат.
Что я думаю на этот счет? По моему мнению, идея начать пробовать средний формат с советской камеры — идея 100% отличная.
Среднеформатная цифра стоит просто космически дорого. Поэтому, снимать вы будете не пленку.
Советский фотопром предлагал вполне адекватные решения для среднеформатной пленки, чтобы сейчас совсем за недорого объективно понять — надо оно вам или нет.
Я на средний формат снимал. Занятно, но без особых чудес. Попробовать стоит.
А вот именно Любитель…. Нет, я не считаю, что он — лучшее решение. Правда — да — самое дешевое.
Но, IMHO, лучше доплатить 2-2,5 тысячи и найти хороший Киев-60. За не такую уж большую доплату мы получим и больший выбор выдержек и сменную светосильную оптику (причем штатная Волна-3 или Вега-12 — объективы отличные) и TTL замер.
Присмотреться к Любителю-166 стоит только если вам ОЧЕНЬ критичен вес. Мой Киев-60 с Волной весит ровно 2 килограмма. Втрое больше, чем Любитель.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.
Инструкция:
Фотоаппарат Любитель-166 обзор и инструкция
Сегодня мы рассмотрим среднеформатный двух-объективный (TLR) фотоаппарат Любитель-166.
На моем сайте есть уже статья о похожей, но немного упрощенной камере — Любитель-166В.
В ней я немного рассказываю о принципе работы и о некоторых преимуществах TLR-систем.
Сейчас повторяться не буду, но рекомендую ознакомиться со статьей по ссылке. Там же будет и краткая история фотоаппаратов Любитель.
А мы сразу перейдем к герою сегодняшнего обзора.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Любитель-166 это самая технически сложная модель, среди всех советских Любителей. Можно было бы сказать и «самая технически совершенная», был бы 166-й более надежным.
Увы, именно из-за низкой надежности, от производства 166-х отказались в пользу более простых моделей -166В и -166У.
Из-за чего весь этот сыр-бор?
У Любителя-166 перемотка кадра сблокирована со взводом затвора, а для спуска есть полноценная удобная клавиша. Имеется также и счетчик кадров.
Напомню, у модели Любитель-166В, взвод затвора и перемотка кадра – это две отдельные операции, чтобы спустить затвор нужно аккуратно подцепить ногтем маленький рычажок, а номер кадра контролируется через окошечко в задней стенке по номерам, нанесенным на подложку пленки.
Вот все эти механизмы и не получилось «довести до ума».
Но, обо всем по порядку.
Любитель-166 выпускался на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) в 1976-1981 годах. Всего этой модели выпустили около 70 тыс. штук. Это немало, но и немного по советским меркам.
Съемочный объектив — несъемный Т-22 4,5/75. Просветленный. Триплет. Три линзы в трех группах. Светосильным объектив никак не назвать. Предел диафрагмирования — f22.
Для среднего формата ФР 75 мм – это примерно как 40 мм для современной полнокадровой зеркалки.
Объектив видоискателя – однолинзовый 2,8/75. За счет большей светосилы, теоретически в видоискателе проще определять факт наведения фокуса. И светлее картинка и ГРИП уже.
Аппарат рассчитан на среднеформатную пленку тип 120. Формат кадра 60х60 мм.
Затвор центральный междулинзовый. Отбивает выдержки 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.
Аппарат имеет скобу для вспышек с центральным синхроконтактом. Проводной синхронизации нет.
Механизма автоспуска Любитель-166 не имеет. Это, пожалуй, единственное, чем он уступает версии -166В.
Вес моего экземпляра 620 грамм.
Элементы управления:
Корпус аппарата по форме приставляет собой параллелепипед. В горизонтальном сечении форма корпуса близка к квадратной.
Элементы управления разбросаны по всем граням.
Сзади у Любителя-166 имеется только памятка чувствительности и типа пленки. Красного окошечка для контроля движения пленки нет. Зато, этой модели есть покадровая блокировка протяжки и классический счетчик кадров.
Сзади же в верхней части корпуса находится защелка замка, запирающего заднюю крышку аппарата.
Перематывать отснятый кадр нужно головкой на правом торце камеры. Головка довольно крупная и ухватистая. Вращать головку положено по часовой стрелке. Обратный ход блокируется храповиком. Одновременно с перемоткой взводится затвор.
Понятное дело, это гораздо удобнее отдельных операций.
На правом же торце расположено небольшое окошко счетчика кадров.
На левом торце помещена скоба для вспышек с центральным синхроконтактом и два фиксатора катушек — единственный от принимающей и левый от подающей.
Так и хочется сказать, что у модели Любитель-166 сихроконтакт СТАЛ центральным. Но все дело в том, что он БЫЛ таковым. 166-я модель выпускалась раньше, чем –166В.
Крепление вспышки сбоку выглядит довольно необычно. Хотя, по идее, такое расположение вспышки должно давать неплохое расположение теней.
Снизу — штативное гнездо строго по центу камеры. Еще нужно обратить внимание на наличие выраженных ножек для установки камеры на горизонтальную поверхность.
Верхний торец занят шахтой видоискателя.
В «походном» положении шахта сложена и практически не выступает над корпусом. Защелка шахты находится ближе к заднему торцу, рядом с защелкой крышки аппарата. Важно по запарке их не перепутать :о).
При раскладывании шахты — ее стенки поднимаются за счет пружинок по очереди. Вначале — передняя стенка, потом задняя и, наконец, две боковых.
Смотреть в шахту нужно вертикально вниз, удерживая при этом аппарат примерно на уровне груди.
Картинка в видоискателе очень большая и очень светлая, но на этом достоинства заканчиваются.
Картинка перевернута справа налево. С непривычки ОЧЕНЬ сложно навести аппарат точно на цель, т.к. картинка движется в противоположную сторону движению аппарата.
Видоискатель сильно критичен к тому, на какой дистанции от глаз он находится, под каким углом в него смотрит фотограф и вертикален ли сам аппарат.
Попытки отладить картинку в видоискателе сильно отвлекают от собственно сюжета съемки.
В центре видоискателя расположен матовый круг. Лично для меня, навести фокус по видоискателю Любителя — крайне сложно. Причем, специальная откидная лупа, на мой, взгляд, особо не помогает.
В общем, система экзотичная и не очень практичная.
Для тех, кто не смог побороть такой способ фокусировки конструкторы оставили подарок.
В задней стенке шахты имеется небольшое прямоугольное отверстие. А центральную часть передней стенки можно откинуть вовнутрь шахты. Так получается простой, но надежный рамочный видоискатель.
Конечно, ни о какой фокусировке тут речь уже не идет. Но конструкторы и об этом позаботились.
Шкала диафрагм и шкала дистанций Любителя имеют специальные белые точки. Если выставить все по ним, то аппарат будет сфокусирован на гиперфокальное расстояние. В фокусе будет все пространство от 4,5 метров и до бесконечности.
При этом, конструкция объектива такова, что именно примерно с этого расстояния он начинает давать достойную картинку. Ближе — будут достаточно сильные искажения.
И именно с этой дистанции параллакс перестает заметно влиять на компоновку кадра.
В общем, Любитель — это все-таки скорее шкальный фотоаппарат, заточенный на ГФР и с опцией зеркалки.
Основные органы управления расположены на передней панели Любителя.
В первую очередь видны два объектива. Объективы сцеплены вместе зубцами как шестеренки. Вращение одного передается на другой. Таким образом, фокусировка обоих происходит одновременно.
Зубцы шестеренок выполняют роль накатки. Вращать комфортно любой из объективов.
Шкала дистанций видна в прорези над верхним объективом. Интересно, что расстояния на шкале отбиты теми же числами, что и обозначаются диафрагмы. 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 метров.
Я такого ранее не припомню и никакого объяснения этому решению в инструкции не нашел. Если вы знаете, почему сделано именно так — пишите в комментариях.
Белая точка чуть дальше 8 метров.
На аппарате нет шкалы ГРИП. Шкала эта приведена только в инструкции.
Все самое главное отличие Любителя -166 от более простых моделей сосредоточено вокруг нижнего объектива (в него же встроен затвор).
На фото слева Любитель-166, справа – Любитель-166В.
Первое, что бросается в глаза — это относительно крупная клавиша спуска справа в нижней части.
Нажимать ее нужно большим пальцем правой руки. Делать это несравнимо удобнее, чем цеплять ногтем мелкий спусковой рычажок у Любителя-166В.
Выдержка и диафрагма меняются с помощью поводков вокруг объектива. Но у этой модели поводки отнесены друг от друга, что удобнее.
Поводок выдержки как и у Любителя-166В — снизу, а поводок диафрагмы находится в ином месте — слева от объектива.
Оба поводка имеют удобные пластиковые головки. В целом, пространство вокруг нижнего объектива выглядит не так сумбурно, как у модели -166В.
Шкалы выдержек и диафрагм также имеют отличие. Шкалы продублированы, как это сделано, например, у аппарата Смена-8М.
Шкала диафрагм (слева вверху на аппарате, не на фото) имеет дубль в виде шкалы чувствительности пленки (справа снизу), а для шкалы выдержек (справа вверху) есть дубль в виде символов погоды (слева внизу).
Таким образом, новичок может выставить диафрагму исходя из чувствительности пленки, а выдержку — от состояния погоды в диапазоне от «Солнечно» до «Сильно пасмурно».
В итоге, Любитель-166 хотя и, вроде как, старшая модель, но, с другой стороны, — лояльнее к новичкам.
На фото шкалы фотоаппарата Любитель-166В для сравнения.
Можно заметить, что у 166-го «любительские» шкалы смещены вниз, а «профессиональные» — вверх. Это оправдано. Логика выставления экспозиции по «любительским» шкалам, от чувствительности и погоды — не предполагает частное изменение параметров съемки. Выставил и снимай себе.
Для тех, кто активнее управляет экспозицией шкалы вынесены наверх.
Белая точка находится между f8 и f11.
По мне, так расположение шкал и поводков на 166-м Любителе все-таки неоднозначно с т.з. эргономики. Если Любитель-166В можно просто положить горизонтально на правую руку и глядя сразу на обе шкалы левой рукой двигать полозки, то в случае с 166-м, на камеру нужно смотреть с разных сторон.
Правда, расположение полозков, судя по всему, подбирали так, чтобы менять экспозицию не перехватывая камеру правой рукой.
Поводок диафрагм неплохо ложится под большой палец левой руки, а поводок выдержек двигается указательным и большим пальцам правой. Сам поводок не видно, но шкала с указателем хорошо видна.
В общем, чувствуется, что над эргономикой работали. Хотя, все равно непривычно….
Крышка для зарядки пленки у Любителя откидная на петлях. Откидывается крышка вниз, причем, крышка представляет собой не только заднюю, но и нижнюю стенки камеры. Пленка в аппарате идет снизу наверх, совершая Г-образый путь.
Отношение к камере
Для меня Любитель-166 это в первую очередь еще один пример обратной эволюции фототехники, которая, увы, часто имела место в СССР. 166-я модель была наиболее продвинутой среди двух-объективных советских фотоаппаратов, но сделать ее надежной так и не удалось.
Механизм сблокированной перемотки и взвода затвора (+ счетчик кадров), — оказался слишком сложным и часто выходил из строя.
Именно поэтому Любитель-166 сняли с производства и заменили его моделями Любитель-166В и -166У.
Почему при этом не поменяли числовой индекс, а ограничились добавлением одной буквы – очередная загадка советский фото-истории. Есть множество примеров более сильного изменения названия и при меньших конструкционных отличиях.
Как я уже говорил, если вы хотите попробовать средний формат, то начать с недорогой советской камеры – идея правильная. А Любитель при этом — самое бюджетное решение среди советской среднеформатной техники. И самое компактное. И самое легкое.
Другое дело, стоит ли искать именно Любитель-166 (без букв)?
По моему мнению, – не стоит, т.к. велик риск, что механизмы камеры выйдут из строя очень быстро. Лучше найти упрощенную модель. Такие, к тому же, и найти проще и стоят они дешевле.
Тем более, вряд-ли Любителем вы будете пользоваться долго. Или средний формат «не зайдет» или захочется более совершенной техники.
На этом у меня все. Удачи!
Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:
youtube.com/embed/OAOlJhZcjaI?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.
Инструкция:
История — Любитель 166+
Рожденный из пепла
Чтобы представить ситуацию в перспективе, давайте сначала взглянем на временные рамки. Советский Союз одержал победу в период после Второй мировой войны и предъявил претензии на Восточную Германию. С этой новой территорией для их растущей нации появился важнейший ресурс — знания и инструменты всемирно известной немецкой оптической и фотографической промышленности. Целые фабрики были демонтированы и отправлены на восток, предназначенные для снабжения Советов средствами мирового класса для документирования их повседневной жизни и большой любви.
Одним из бенефициаров этой новой технологии был «ГОМЗ», который элегантно расшифровывается как «Государственный оптико-механический завод». Основанная в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в 1932 году, это была одна из старейших российских оптических компаний. В 1965 году они изменили свое название на более привычное для таких людей, как мы, — Ленинградское оптико-механическое объединение (Ленинградский оптико-механический союз) или просто «ЛОМО».
Примерно через год после окончания войны ГОМЗ представил принципиально новый фотоаппарат. Эта небольшая двухобъективная камера среднего формата, посвященная и названная в честь Коммунистической молодежной организации Советского Союза, называлась «Комсомолец». На первый взгляд это была очевидная копия Voightlander Brilliant — новаторской камеры TLR, созданной почти 10 лет назад. Он имел стеклянную линзу и легкий корпус из бакелита (ранняя форма пластика). Несмотря на простоту «Комсомольца» и четкий «омажный» дизайн, это было невероятное достижение для страны, которая только что вышла из огромной и разрушительной войны.
Радость любителя
После нескольких лет выпуска «Комсомольца» завод ГОМЗ с гордостью представил новый фотоаппарат с принципиально важной особенностью — спаренными объективами. Это означало, что при фокусировке наблюдательного объектива фокусировался принимающий объектив, что позволяло фотографу точно сосредоточиться на своем объекте. Этой камере дали название «Любитель», что примерно переводится на русский язык как «Любительская». Из этих скромных начинаний родилась великая линия.
В следующих нескольких абзацах мы познакомим вас с каждой отдельной моделью Lubitel и подробно расскажем об их многочисленных прелестях и функциях, поэтому нам не нужно сейчас вдаваться в подробности. Но прикиньте на секунду – из оригинальной концепции Любителя в 1949 до окончания его производства в начале 90-х было выпущено от 4 до 5 МИЛЛИОНОВ камер. Это где-то между 8 и 10 МИЛЛИОНАМИ малороссийских объективов, установленных снизу и сверху. Учитывая эти ошеломляющие цифры, легко оценить влияние, которое «Любитель» оказал на своих поклонников и владельцев — как в Советском Союзе, так и за его пределами. Позвольте нам провести вас через это грандиозное «генеалогическое древо» — начиная с нескольких человек, живших до тех роковых дней после Второй мировой войны.
Любитель Модели
Комсомолец «Комсомолец»
- Год выпуска 1946-1950 / Около 25000 шт.
- Центральная заслонка с B, 1/25, 1/50. 1/100 с
- T-21 Съемочный объектив 80/6,3, просмотровый объектив 75/4,5
Этот фотоаппарат, названный в честь Коммунистической молодежной организации «Комсомол», является одним из первых продуктов, созданных зарождающейся советской фотоиндустрией. Это также самая ПЕРВАЯ камера TLR, созданная в Советском Союзе. В целом, это практически точная копия оригинального нефокусирующего Voigtländer Brilliant, хотя и с некоторыми упрощениями в конструкции корпуса. Он изготовлен из бакелита — предшественника современного пластика. Хотя фокусирующий Voigtländer Brilliant был выпущен на восемь лет раньше, «Комсомолец» был смоделирован по образцу первого Brilliant, поэтому съемочный и обзорный объективы не связаны.
Как и у «Бриллианта», у «Комсомольца» есть небольшой внутренний отсек для хранения светофильтров и дополнительных линз.
Любитель «Любитель»
- Год выпуска 1949 – 1956 / Более миллиона штук
- Центральный затвор «ЗТ-5». 1/10 – 1/200 с
- Объектив для съемки T22 75/4,5 (с покрытием), объектив для просмотра 60/2,8
Преемник «Комсомольца» имеет одну важную инновацию, вдохновленную Voightlander Brilliant 1938 года, — спаренный привод для соединения съемочной и обзорной линз, позволяющий синхронизировать фокусировку каждой из них. Его затвор имел более широкий диапазон выдержек, а съемочный и съемочный объективы открывались до приятного и яркого f / 2,8 с более широким углом обзора.
Название «Любитель» примерно переводится как «Любитель» — тип человека, которому очень повезло бы, если бы один из них появился под рождественской елкой. Как и «Комсомолец», он изготавливался из бакелита. И просто для удовольствия — китайская копия этого оригинального Lubitel появилась в 1961 году под таинственно веселым названием «Changle».
ЛЮБИТЕЛЬ 2
- Год выпуска 1955 – 1980 / Более двух миллионов штук
Еще одна бакелитовая красавица, Lubitel 2, практически идентична оригинальной Lubitel, но с некоторыми небольшими изменениями. Автором этого «апгрейда» считается джентльмен по имени Г. Барковски. В частности, камера теперь оснащена автоспуском и вспышкой. Он также имеет небольшой корпус сбоку для двух фильтров объектива.
Как видно из даты производства, масштабы его производства ОГРОМНЫ. Мы говорим о более чем двух с половиной десятилетиях Lubitel 2! Интересное замечание — текстура бакелита от камеры к камере. Бакелитовые формы работают только до тех пор, пока их не придется заменять. По мере износа они будут придавать различные узоры и «ошибки» частям тела, которые они производят. Если вы сравните несколько Lubitel 2 разных лет, вы часто увидите заметную разницу в текстуре. Lubitel 2 выпускались как с латинскими, так и с кириллическими шильдиками и производились для различных экспортных рынков и зарубежных партнеров.
ЛЮБИТЕЛЬ 166
- Год выпуска 1976 – 1986 / Около 70 000 шт.
Начиная с 1976 года Любитель отливали из современного пластика, а не из бакелита. Оригинальная 166 — довольно редкая модель, поскольку ее серийный номер (70 000) намного ниже гигантских количеств других моделей. В нем было несколько значительных улучшений по сравнению с Lubitel 2, а именно счетчик пленки (а не красное окошко) и спаренный курок выдвижения и затвора. Один из самых коллекционных вариантов был изготовлен в 1980 в ознаменование Московской олимпиады.
ЛЮБИТЕЛЬ 166Б
- Год выпуска 1980 – 1990 / Около 900 000 шт.
Эта модель взяла за основу инновационный Lubitel 166 и упростила его. Ушли в прошлое счетчик пленки и комбинированный затвор и вперед. Взамен вы получаете набор удобных символов погоды, которые помогут вам настроить экспозицию.
ЛЮБИТЕЛЬ 166 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
- Год выпуска 1983 – 1993 / Около 400 000 шт.
Вот этой красоткой и закрыли книгу классического производства «Любитель» на ЛОМО в Санкт-Петербурге. Эта камера по сути идентична 166B, но включает в себя маску для двух форматов пленки — 6×6см и 6×4,5см. Активно производился до 1993 года.
Любитель Curiosity
СТЕРЕОКАМЕРА СПУТНИК
- Год выпуска: 1955 – 1973 / Около 400 000 шт.
Эту трехглазую красавицу часто принимают за пару Lubitel 2, соединенных на бедре. Несмотря на то, что у них во многом схожая базовая механика, Спутник, безусловно, является отдельным зверем.
Но, учитывая его сходство, мы решили представить его здесь как «друга семьи». Выполненный из бакелита, спутник был создан на заводе ЛОМО в Санкт-Петербурге и имел два объектива 75/4,5, светосилу от 1/10 до 1/250 и видоискатель из матового стекла на уровне пояса. Каждый щелчок затвора создает два почти идентичных изображения, причем ключевым словом является «почти». Оба снимка имеют немного другую перспективу, что позволяет вам получить полный 3D-эффект при просмотре их с помощью входящих в комплект специальных стереоочков.
— AZBILLIARDS.COM
26 апреля 2022 г. | azhousepro | Без категории
Джейсон Шоу
Около 2000 участников, с некоторыми пересечениями, соревнуются в любительских соревнованиях
По состоянию на 31 марта, за три недели до того, как Super Billiards Expo открыла свои двери, чемпионат профессиональных игроков Diamond Open NineBall был признан официальным событием мирового рейтинга Nineball. очень очевидное чувство международной конкуренции. В финальные 16 вошли представители США (пять) и 11 участников из семи зарубежных стран: Австрии, Германии (2), России, Великобритании (2), Канады (2), Филиппин и Гонконга (2). Международное «ощущение» события было наиболее очевидным в том, что было одним из (если не «самым») самым ожидаемым матчем четырехдневного мероприятия между Джейсоном Шоу из Великобритании и Федором Горстом из России. Матч, который произошел в четвертьфинале на выбывание, оправдал свои ожидания, поскольку двое боролись за удвоение холма до того, как Шоу продвинулся вперед. Подробнее об этом позже, вместе с финальным матчем между Шоу и Дарреном Эпплтоном, который отложили до 17 сентября.0119-е
В течение четырех дней турнира было проведено довольно много матчей «хотел бы я там побывать», включая матчи среди 16 финалистов, свидетелями которых по понятным причинам были самые большие толпы SBE на профессиональной арене. Перед выбыванием в одиночку была битва на двойном холме между Шоу и Билли Торпом, которая вывела Шоу в финальные 16, матч Федора Горста и Ральфа Суке (новая школа / старая школа), который отправил Горста в финальные 16, и Эпплтон два матча с двойным холмом подряд; одна победа (Джефф Бекли) и одно поражение (Мхет Вергара), что отправило «Динамит» в проигрышную сторону, где единственная победа над Баки Сувантонгом отправила его (Эпплтона) в финал 16.
Матч Шоу/Горст последовал за победой Шоу «Sweet 16» над Джоном Моррой со счетом 11-6 и победой Горста над Торстеном Хохманном со счетом 11-8. Горст начал с двух прямых стоек и сохранял это как минимум до стойки № 17. К 12-й -й -й стойке Горст лидировал на четыре. Две прямые стойки, в которых Шоу сделал комбинированный удар, в результате которого 9-мя мячи сократили отрыв пополам. Горст пошел с тройкой при счете 9-6, но Шоу сразу же вернулся с брейком и пробегом, который снова сократил счет до двух.
После перерыва Горста Шоу сократил отрыв до единицы до стойки 17 th , когда Шоу оказался в пределах единицы. Шоу сломал 18 th , но ненадолго перевернул стол, прежде чем, имея второй шанс, он сбросил комбинацию 3-9, которая привела к первой ничьей в матче. Горст сбросил два мяча во время перерыва, но Шоу сумел пройти на холм, обеспечив первое преимущество в матче.
Горст сломался в решающей стойке, но Шоу вернул стол Горсту, который тут же нанес удар по второму мячу. Шоу побежал к восьмерке, и Горст уступил игру и матч.
Выйдя в полуфинал, Шоу сыграл вничью с Марио Хе, который ранее победил Джонатана Пинегара 11-7 и Оскара Домингеса 11-9. Путь Эпплтона в финал из финальных 16 начался против Эрла Стрикленда. Он получил от него 11-6, а затем сбил Джозефа Спенса 11-3. В полуфинале Эпплтон сыграл Билли Торпа, который недавно выбил Робби Капито со счетом 11-9.и Суке 11-8.
Шоу сбил He 11-7, пока Эпплтон был занят отправкой Thorpe 11-4. Всебританская битва была в самом разгаре.
В начале финала казалось, что ни один из них не собирался выигрывать стойку после собственного перерыва. Эпплтон выиграл отставание, вырвался всухую, а Шоу вырвался вперед со счетом 1: 0. Шоу сломалось, уронив два мяча и поцарапав. Эпплтон создал комбинацию 1-9, чтобы сравнять счет. Так они ходили туда-сюда, выиграв у другого брейк и ведя Шоу в единственном гейме со счетом 4-3.
Шоу сломал 8-ю -ю -ю стойку, уронил одну и, ненадолго вернув стол Эпплтону, выиграл стойку, впервые после собственного перерыва, и впервые в игре вышел вперед в двух играх. Он лидировал в трех играх (первый из двух), прежде чем Эпплтон записал на свой счет две игры подряд, сделав счет 6–5. Шоу использовал потрясающий бросок в прыжке по мячу с двумя мячами, чтобы сохранить свой пробег на стойке № 12. При разбивании Эпплтоном стойки № 13 он уронил один шар, но почти сразу отдал стол Шоу, который полностью промахнулся по 1-шару. Шоу увидел очевидный 1-9комбинации, ожидая появления Эпплтона за столом, поэтому, будучи джентльменом, он взял биток и поставил его в положение, в котором Эпплтон должен был составить комбинацию. Он сделал это, не взяв в руки биток, который Шоу поставил для него.
Шоу сбросил два мяча при прорыве стойки № 14 и использовал еще один потрясающий бросок в прыжке, чтобы начать свою третью победу после собственного прорыва, а затем, после прорыва Даррена, установил свое второе преимущество в трех стойках со счетом 9-6. Эпплтон сразу же дал отпор, выиграв следующие два и включив свой собственный потрясающий бросок в прыжке по первому мячу, который начал его 8 9.0119-й победа в игре.
Впереди на одну стойку со счетом 9-8 Шоу сломался и пробежал 18 th (его четвертая победа после собственного перерыва), чтобы первым добраться до холма. Даррен сломал стойку 19 th , утопив один шар, но не увидел 1-го шара. Он толкнул (единственный раз за весь матч), и Шоу завершил игру, завоевав титул чемпиона.
Розыгрыш любительских соревнований: от 35 до 2000 участников
Не считая двух юниорских соревнований для детей до 17 лет и до 12 лет, общее количество участников которых не было зарегистрировано, девять любительских соревнований SBE 2022 собрали в общей сложности 1,965 участников (с некоторым пересечением между событиями). Таким образом, общее количество участвующих игроков в бильярд достигло 2101 человека. Таким образом, два турнира Pro (73 Open и 63 Women) составили всего 6% от общего числа игроков, принявших участие в соревнованиях в этом году.