Фотограф Роберт Мэпплторп
Перешагнув через социально-сексуальные стандарты культуры, Мэпплторп предоставил людям возможность выбора индивидуальных путей грехопадения, что по сути своей является движением к внутренней свободе.
Странная, одновременно счастливая и трагическая судьба фотографа является залогом того, что творчество его не может быть однозначным. На поверхности восприятия – скандал и эпатаж. Но если попытаться рассмотреть что за ними стоит, раскроется иной, потаенный смысл его работ, где скандал и эпатаж – это только инструменты для выражения своеобразной, и по-своему убедительной, философии художника.
Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe) родился в 1946 году в Куинсе, рос среди пятерых братьев и сестёр в католической семье. О детстве он говорил: «Я родом из американского пригорода. Это была очень спокойная и безопасная среда; хорошее место, чтобы там вырасти, ещё лучшее, чтобы навсегда оттуда уехать». В 16 лет он перебрался в Бруклин и в Куинс больше не возвращался.
Роберт Мэпплторп. Автопортрет.
Мэпплторп изучал изобразительное искусство в Институте Пратта в Бруклине, но 1969 году бросил учёбу, не получив бакалавра. С 1967 по 1972 он жил с певицей и художницей Патти Смит, работавшей в то время в книжном магазине. Хотя в течение всей жизни больший интерес у фотографа вызывали мужчины.
Сначала Мэпплторп увлекался созданием коллажей из картинок, которые вырезал из книг и журналов. Затем приобрёл Polaroid и приступил к съёмке своих первых фотографий, чтобы использовать их для всё тех же коллажей. В 1973 году в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка. Она так и называлась: «Полароиды». Через пару лет фотограф перешёл на полученный в подарок среднеформатный Hasselblad. Тогда он начал снимать всех друзей и знакомых – художников, музыкантов, знаменитостей, звёзд порноиндустрии и представителей тайных садомазохистских клубов. За 13 лет он стал участником 98 коллективных и 107 персональных выставок в пятидесяти городах на трех континентах, а также совершил шесть туров по приглашениям самых престижных культурных обществ. Более 170 статей о его творчестве, цитирование в 12 фундаментальных трудах по истории и теории фотографии, 52 каталога наиболее крупных выставок, 21 книга фотографий — вот лишь некоторые признаки прижизненного внимания общества к творчеству художника.
Известность пришла к нему вместе со скандалами. Цветочные натюрморты и портретные фотографии Мэпплторпа никого не будоражили, но он снимал ещё и на табуированные в обществе темы. Особое место в его творчестве занимали такие темы, как гомоэротизм, гомосексуализм и сцены садо-мазо. Стержнем и основой зрительных излишеств Мэпплторп делает мужской член. Фотограф не соглашался с утверждением, что его изображения провокационные и шокирующие. «Мужской член и, например, цветок – равноизящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно…», – высказывался Мэпплторп. Выставленные рядом многочисленные фотографии цветов и фаллосов в чопорной среде музеев, вызывают у зрителя содрогание, но в том, что в результате внутреннего конфликта, зритель избавляется от запрограммированности восприятия, видимо, и есть результат практического воплощения философии фотографа.
«Камера дает прекрасную возможность лгать. Если вам не нравится этот жест или выражение лица — вы их не фотографируете. Так мы все и врем. Но в этом же заключается и моя персональная правда. Это – мой опыт, моя память. Предпочитаю приятные воспоминания». В этом высказывании Мэпплторп сформулировал стратегию восприятия. Каждый из его снимков – не просто впечатление для зрителя, это и встреча, и своеобразное «ощупывание» Желания. В момент разглядывания Желание превращается в Обладание, и здесь Мэпплторп подчеркивает, что обладание и власть не могут быть односторонними: не только мы владеем вещами, но и вещи владеют своими хозяевами. Отношения господства и подчинения неразделимы.
Мужчина в костюме из полиэстера, 1980 год
«Мужчина в костюме из полиэстера» – символ сексуального раскрепощения. Мужчина, прилично одетый, при этом «возмутитель общественного спокойствия» – в полуэрегированном состоянии размещен прямо напротив глаз беззащитного зрителя. Рекламный прием «жесткой продажи» – «вот что вы получите за свои деньги!». Культура требует отвести взгляд от всесильного табу, но вокруг – благопристойная буржуазность костюма-тройки, в самом центре которой нагло демонстрирует себя «ось цивилизации».
Искусство, Власть и Желание сплетаются в его работах в бесстыдном акте. Перешагнув через социально-сексуальные стандарты культуры, Мэпплторп предоставил людям возможность выбора индивидуальных путей грехопадения, что по сути своей является движением к внутренней свободе. «Критики и недруги Мэпплторпа воюют не с его работами, а за укоренившуюся в обществе иллюзию, что кто-то имеет право решать за людей, что им смотреть…?» (А.Юлман).
Последние годы жизни Роберт Мэпплторп боролся со СПИДом, в марте 1989-го его не стало.
Сегодня произведения Роберта Мэпплторпа покупают на аукционах за «бешеные» деньги. Лучшие выставочные залы мира борются за право экспонировать его фотоциклы. Тот факт, что работы Мэпплторпа изучают самые модные искусствоведы и культурологи, сам по себе свидетельствует о причастности фотохудожника к рангу классиков XX века.
В 2006 году этот портрет Энди Уорхола был продан на аукционе за $643,200
cameralabs.org
Фотограф Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe)
Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe) появился на свет 4 ноября 1946 г в пригороде Нью-Йорка в районе Квинс. Вырос он в католической семье с пятью братьями и сестрами. В 1962 году Роберт переехал в Бруклин и не возвращался в Квинс вплоть до своей смерти.
В юношеские годы Мэпплторп хотел стать музыкантом, но когда он покинул Квинс, то внезапно поменял своё решение. Он поступил в 1963 году в институт Праттана на факультет изящных искусств. Во время учебы он осваивал живопись, архитектуру и графику. Затем он увлекся составлением коллажей. Он складывал вырезки из книг и порножурналов в одно полотно и разрисовывал их краской из баллончика.
Мэпплторп взял камеру в руки из-за того, что ему стало не хватать снимков для коллажей. В начале 70-х годов он снимал на модную в то время камеру Polaroid. Сначала Мэпплторп делал исключительно автопортреты. Затем он начал фотографировать свою близкую подругу Патти Смит. она была художницей, поэтессой и певицей. Затем появились другие модели.
В 1970-х годах Мэпплторп крепко сдружился с Джоном МакКендри. Она был куратором отдела эстампов, графики и фотографии в музее Метрополитен. МакКендри помог организовать выставку Роберта в Метрополитене. Это было в 1976 году. Эта выставка принесла молодому фотографу известность. Через год ему представилась возможность организовать еще две выставки в галереях «Holly Solomon» и «The Kitchen», которые находятся в Нью-Йорке. Неуклонно возрастающая популярность заставила Мэпплторпа более серьезно относиться к фотографии. Он начал искать новые темы для реализации своего творческого потенциала. Еще до первой выставки фотограф приобрел полноформатную камеру (4*5″), а позднее фотоаппарат Hasselblad. С новой камерой Мэпплторп начинал, как и с Поляроидом. Делал автопортреты, потом фотографировал Патти Смит. Далее в его объектив попадали друзья, знакомые, представители художественной богемы, звезды порноиндустрии, и члены гомосексуального общества с представителями тайных садомазохистских клубов. В тот же период Мэпплторпом были сделаны снимки, на которых дети демонстрируют свои половые органы. Многие по сей день считают эти фотографии детской порнографией.
Роберт Мэпплторп вошел в мир фотографии, практически ничего о ней не зная. Он не был знаком с историей фотографии и не видел работ других великих фотографов. Роберт выработал собственный стиль основываясь на своих взглядах, а не копируя работы великих мастеров. Всё же он обратился к фотографической истории, но это произошло в конце 70-х. Тогда он открыл для себя работы Надара, Джулии Маргарет Камерон и Фредерика Холанд Дэйя. Он интересовался работами Джорджа Платта Лайнса и Имоджена Каннингема. Его притягивала в них мужская обнаженная натура. Мэпплторп мечтал познакомиться с Энди Уорхолом после просмотра его фильма «Девушки из Челси» («Chelsea Girls») в 1976 году. Встреча всё же произошла. Это случилось, когда Роберт перебрался в Манхэттен и начал работать в журнале «Interview». Мэпплторп потом признался, что работы Энди действовали на его творчество на подсознательном уровне.
В 1970-х годах Роберт Мэпплторп не считал себя фотографом. Он даже не хотел им становиться. Ему очень нравилась фотография, как объект искусства. Чтобы подчеркнуть материальность фотографии Роберт очень внимательно относится к паспорту, кропотливо подбирая цвета. Мэпплторп выделился тем, что доказал американской общественности, что фотография мужского достоинства крупным планом может быть произведением искусства, которое достойно выставки в галереи. В то время общество не было привыкшим к такому, поэтому это выглядело вызывающе. Как говорил сам Роберт: «Мое отношение к фотографированию цветка не особенного отличается от того, как я фотографирую член», – говорил он, – «По сути – это одно и то же – освещение и композиция. Разница не велика». Или, в другой раз: «Мужской член и, например, цветок – равноизящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно…» Такой подход фотографии оправдывается тем, что Мэпплторп родился во время сексуальной революции и наркотического беспредела, отстаивания прав сексуальных, расовых и политических меньшинств. В то время за свои права и за свободу нужно было бороться. Вседозволенности тогда не было.
В 1980-х годах Мэпплторп начинает менять свой стиль. Он становится более изысканным. Фотограф уделяет особое внимание мужской и женской обнаженной натуре, концентрируется на композиции и увлекается натюрмортами. Роберт постоянно делает портреты своих знакомых, среди которых становится всё больше музыкантов, политиков и кинодеятелей. Начиная с 1976 и вплоть по 1989 год Мэпплторп провел более чем 200 выставок по всему миру. Большая часть выставок были персонльными.
1986 год принес ужасное известие. Мэпплторп был болен СПИДом. Несмотря на это он продолжил активно работать. В 1988 в мае фотограф основал «Фонд Роберта Мэпплторпа» («Robert Mapplethorpe Foundation»). Его основной задачей было поддержание его собственной популярности. Выручка с этого фонда направлялась на медицинские исследования по борьбе с ВИЧ. Умер Роберт Мэпплторп 9 марта 1989 года в Бостоне. Ему было 42 года.
Истинная слава пришла к имени Мэпплторпа после его смерти. Его работы вызывали еще много скандалов и судебных разбирательств. В 1990 году штате Огайо в городе Цинциннати Был арестован директор художественного музея за организацию выставки «Момент истины» («The Perfect Moment»). Его впоследствии оправдали, но дурная слава за ним осталась. Серьезное разбирательство было в Японии. В 1999 году на таможне не пропускали работы Мэпплторпа, невзирая на то, что они ввозились для личного пользования. В 2003 году стартовало судебное разбирательство, которое получило развязку только в феврале 2008 года. Тогда было признано, что фотографии Роберта Мэпплторпа не являются порнографическими и не нарушают общественную мораль.
www.takefoto.ru
Мэпплторп, Роберт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Роберт Мэпплторп (англ. Robert Mapplethorpe; 4 ноября 1946, Флорал-Парк, штат Нью-Йорк — 9 марта 1989, Бостон, США) — американский художник, известный своими гомоэротическими фотографиями.
Биография
Роберт Мэпплторп родился 4 ноября 1946 года. Свои первые фотографии Мэпплторп сделал при помощи полароида. Так же, «Полароид», называлась и первая выставка фотографа, открывшаяся в 1976 году в Метрополитен-музее[1]. В середине 1970-х годов Мэпплторп начал снимать друзей и знакомых. С того момента как он встретил Бенджамина Грина, звезду порнофильмов, фотограф увлекся гомоэротизмом и снимками обнаженного человеческого тела. На протяжении 1980-х годов Мэпплторп сконцентрировался на снимках обнажённой натуры, цветов (особенно орхидей) и портретах знаменитостей.
«Мужской член и, например, цветок — равноизящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно…».
Одной из самых известных работ фотографа является «Мужчина в костюме из полиэстера» (1980).[2]. Мэпплторп сделал большинство своих фотографий в студии.
Когда стало известно, что Мэпплторп болен СПИДом, цена его фотографий резко возросла. Он умер утром 9 марта 1989 года в Бостоне от осложнений, вызванных СПИДом, в возрасте 42 лет.
Видео по теме
Признание
В 2006 году портрет Энди Уорхола работы Мэплторпа был продан на аукционе за $643,200[3].
Библиография
- Robert Mapplethorpe. Robert Mapplethorpe: 1970-1983. London: Institute of Contemporary Arts, 1983. ISBN 0-905263-31-6
- Robert Mapplethorpe and Bruce Chatwin. Lady, Lisa Lyon. New York: Viking Press, 1983. ISBN 0-670-43012-9
- Robert Mapplethorpe. Certain people: a book of portraits. Pasadena, CA: Twelvetrees Press, 1985. ISBN 0-942642-14-7
- Robert Mapplethorpe and Ntozake Shange. Black book. New York: St. Martin’s Press, 1986. ISBN 0-312-08302-5
- Richard Marshall and Robert Mapplethorpe. 50 New York artists: a critical selection of painters and sculptors working in New York. San Francisco: Chronicle Books, 1986. ISBN 0-87701-403-5
- Robert Mapplethorpe. Robert Mapplethorpe. Tokyo: Parco, 1987. ISBN 4-89194-149-9
- Robert Mapplethorpe. Mapplethorpe portraits. London: National Portrait Gallery, 1988. ISBN 0-904017-91-5
- Robert Mapplethorpe and Joan Didion. Some women. Boston: Bulfinch Press, 1989. ISBN 0-8212-1716-X
- Janet Kardon, Robert Mapplethorpe, David Joselit and Kay Larson. Robert Mapplethorpe: the perfect moment. 2nd ed. Philadelphia: Institute of Contemporary Art, University of Pennsylvania, 1989. ISBN 0-88454-046-4
- Robert Mapplethorpe. Flowers. Boston: Bulfinch Press, 1990. ISBN 0-8212-1781-X
- Robert Mapplethorpe and Arthur Coleman Danto. Mapplethorpe. New York: Random House, 1992. ISBN 0-679-40804-5
- Robert Mapplethorpe and Edmund White. Altars. New York: Random House, 1995. ISBN 0-679-42721-X
- Robert Mapplethorpe, John Ashbery, Mark Holborn and Dimitri Levas. Pistils. New York: Random House, 1996. ISBN 0-679-40805-3
- Arthur Rimbaud, Paul Schmidt and Robert Mapplethorpe. A season in hell. Boston: Little, Brown, 1997. ISBN 0-8212-2458-1
- Robert Mapplethorpe and Dimitri Levas. Pictures. Arena Editions, 1999. ISBN 1-892041-16-2
- Robert Mapplethorpe and Richard Marshall. Autoportrait. Santa Fe, NM: Arena Editions in association with Cheim and Reid, 2001. ISBN 1-892041-41-3
- Robert Mapplethorpe, Germano Celant, Arkadii Ippolitov, Karole P B Vail and Jennifer Blessing. Robert Mapplethorpe and the classical tradition: photographs and Mannerist prints. Berlin: Deutsche Guggenheim, 2004. ISBN 0-89207-313-6
- Sylvia Wolf and Robert Mapplethorpe. Polaroids: Mapplethorpe. Munich and New York: Prestel, 2007. ISBN 978-3-7913-3835-4
Примечания
Ссылки
wiki2.red
photos by Robert Mapplethorpe (1946-1989)
Американский фотограф Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe) самоучка, начинал как художник, обучался на факультете изящных искусств в институте Пратта.Там он изучал графику, живопись, архитектуру, позже увлекся коллажами, составляя картинки из вырезанных из книг и порнографических журналов фотографий и раскрашивая их краской из баллончика.Взять в руки камеру Мэпплторпа побудила та же причина, что и Александра Родченко – ему перестало хватать материалов для коллажей.Первые фотографии Мэпплторпа были автопортретами, несколько позже он стал фотографировать свою близкую подругу художницу, поэтессу и певицу Патти Смит, позднее появились другие модели.Первые его фотографии были гомосексуального и садомазохистского андеграунда.В 1980-х годах стиль Мэпплторпа изменился, его фотографии стали более изысканными и утонченными. Он начинает уделять больше внимания композиции, сосредоточился на женской и мужской обнаженной натуре, освоил эротическую манеру съемки цветов. Он делает формальные портреты все время расширяющегося круга знаменитостей, включающего не только художников, но и деятелей кинематографа, мира моды и рекламы, а иногда и политиков.
Умер утром 9 марта 1989 в Бостоне в возрасте 42 лет от спида.
Self Portrait 1980 by Robert Mapplethorpe 1946-1989
Robert Mapplethorpe — Donald Cann — 1982
Robert Mapplethorpe — Donald Cann — 1982
William Burroughs 1980 by Robert Mapplethorpe
Andy Warhol 1983 by Robert Mapplethorpe
Andy Warhol 1986 by Robert Mapplethorpe
Henry Geldzahler 1979 by Robert Mapplethorpe
Robert Mapplethorpe Aira, 1979
Robert Mapplethorpe: Self Portrait (With Gun and Star), 1982
Robert Mapplethorpe: Richard Gere, 1982
Robert Mapplethorpe & friend the artist, poet and singer Patti Smith
katia-lexx.livejournal.com
Гомосексуалист, провокатор, фотограф. Семьдесят лет со дня рождения Роберта Мэпплторпа.
Самый скандальный фотограф прошлого века, известный по снимкам цветов и половых актов, Роберт Мэпплторп для человека его сексуальной ориентации ушёл из жизни весьма предсказуемо, банально умерев от СПИДа.Robert Mapplethorpe
С этого дня прошло уже двадцать семь лет, и если после смерти Фредди Меркюри никакого «The show must go on» по понятным причинам быть уже не могло, то когда из жизни ушёл Роберт, шоу началось с удвоенной силой, и цена на оригинальные отпечатки его работ взлетела просто до небес. Помимо фотографий тюльпанов и огромных пенисов Мэпплторп оставил после себя множество портретов знаменитостей, которые сегодня особенно в цене.
Сложно даже представить себе, сколько может стоить например портрет бывшего «Мистер Вселенная» Арнольда Шварценеггера. Думаю, ценник будет совершенно негуманный.
Данная ситуация для творчества покойных знаменитостей вполне обычна, здесь нет ничего удивительного. Мне же в его фотографиях интереснее другое, а именно процентное соотношение таланта и скандальности. Чего там больше, первого или второго? Для чего он сделал больше, для искусства фотографии, или для популяризации однополого секса?
На эту тему спорить можно долго, кому-то может казаться, что в его снимках нет вообще ничего кроме грязи, а на взгляд другого зрителя Мэпплторп как никто другой умел фиксировать скульптурную форму своих моделей, а гомоэротика — это всего лишь следствие предпочтений автора.
На мой взгляд нет никаких сомнений в том, что если бы в снимках Мэпплторпа отсутствовал элемент эпатажа, они никогда не получили бы такой известности. Плюс нельзя не отдать ему должное, тыча зрителю в лицо визуальное сходство цветка и эрегированного члена, Роберт искусно балансировал на грани искусства и порнографии, пожиная заслуженную славу.
Чувствительным, и легко оскорбляющимся натурам я настоятельно рекомендую от дальнейшего чтения воздержаться..Широкая известность и звание эпатажного фотографа позволяли Роберту наслаждаться общественным вниманием. Иногда он мог расслабиться, и сделать совершенно обычные снимки, просто классические портреты, без намёка на непристойность. Но хватало его не надолго, и если портрет Виллема де Кунинга исполнен очень просто, без подвоха…
То на снимке Луизы Буржуа уже обнаруживается прекрасный аксессуар.А здесь использование цвета, как мне кажется, объясняется желанием подчеркнуть хорошую венозность цветка.И подготовить зрителя к следующему снимку, где вены тоже хорошо видны.Предпочтение именно квадратного формата кадра, как мне кажется, объясняется любовью Мэпплторпа к центральной, уравновешенной композиции.
Забавно, даже женское «ню» в его исполнении всегда предельно маскулизировано. Ну, почти всегда…Но что в личности Мэпплторпа всегда подкупало лично меня, так это его художественная честность. Его автопортреты никогда не были скучными и лощёными, на них он был таким же, как и его модели — искренним и открытым:
Таким мы его и запомним
strravaganza.livejournal.com
Мэплторп Роберт Википедия
Роберт Мэпплторп | |
---|---|
англ. Robert Mapplethorpe | |
Автопортрет (1980) | |
Дата рождения | 4 ноября 1946(1946-11-04)[1][2][…] |
Место рождения | штат Нью-Йорк, США |
Дата смерти | 9 марта 1989(1989-03-09) |
Место смерти | Бостон, США |
Гражданство | США |
Жанр | фотограф |
Учёба |
|
Стиль | гомоэротизм |
Сайт | mapplethorpe.org |
Медиафайлы на Викискладе |
Роберт Мэпплторп (англ. Robert Mapplethorpe; 4 ноября 1946, Флорал-Парк, штат Нью-Йорк — 9 марта 1989, Бостон, США) — американский художник, известный своими гомоэротическими фотографиями.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Признание
- 3 Библиография
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография[ | ]
Роберт Мэпплторп родился 4 ноября 1946 года. В 1963 г. начал обучение в институте Пратта на факультет изящных искусств. Свои первые фотографии Мэпплторп сделал при помощи полароида. Так же, «Полароид», называлась и первая выставка фотографа, открывшаяся в 1976 году в Метрополитен-музее[4]. В
ru-wiki.ru
Мэпплторп, Роберт Википедия
Роберт Мэпплторп | |
---|---|
англ. Robert Mapplethorpe | |
Автопортрет (1980) | |
Дата рождения | 4 ноября 1946(1946-11-04)[1][2][…] |
Место рождения | штат Нью-Йорк, США |
Дата смерти | 9 марта 1989(1989-03-09) |
Место смерти | Бостон, США |
Гражданство | США |
Жанр | фотограф |
Учёба |
|
Стиль | гомоэротизм |
Сайт | mapplethorpe.org |
Медиафайлы на Викискладе |
Роберт Мэпплторп (англ. Robert Mapplethorpe; 4 ноября 1946, Флорал-Парк, штат Нью-Йорк — 9 марта 1989, Бостон, США) — американский художник, известный своими гомоэротическими фотографиями.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Признание
- 3 Библиография
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография[ | ]
Роберт Мэпплторп родился 4 ноября 1946 года. В 1963 г. начал обучение в институте Пратта на факультет изящных искусств. Свои первые фотографии Мэпплторп сделал при помощи полароида. Так же, «Полароид», называлась и первая выставка фотографа, открывшаяся в 1976 году в Метрополитен-музее[4]. В
ru-wiki.ru