Зачем нужен матричный стаб? — Сайт профессионального фотографа в Киеве
5-осевой матричной стабилизацией инфопространство в сфере фото-техники забито уже по-максимуму. Sony, Panasonic и Olympus очень активно внушают неискушённым людям, что им крайне необходима дополнительная стабилизации изображения за счёт сдвига матрицы. А если это скомбинировать с оптической стабилизацией в объективе, то будет вообще бомба и вам больше ничего не нужно. Это как волшебная кнопка «сделать шедевр».
Матричная стабилизация решает всё, — во всяком случае в это верит уже целое поколение фото/видео-любителей. Я подчёркиваю, что речь идёт именно о любителях. В профессиональной сфере для стабилизации изображения используются штативы/моноподы/стедиками/глайдкамы/рельсы и многое другое. Матричная стабилизация не применяется в более дорогих и профессиональных кино-камерах, на неё также не полагаются профессиональные фотографы в съёмках, где необходимо зафиксировать камеру. Но последнее время эта функция стала популярным маркетинговым оружием против тех производителей, которые эту самую стабилизацию не внедрили.
Мне досадно, что некоторые люди зачарованно повторяют эти два слова «матричный стаб», не понимая вообще, где это реально нужно и насколько это РЕАЛЬНО важно.
Немного общей информации с сайта dphotoworld.net:
В общих чертах здесь хорошо описали суть технологии. Меня огорчает путаница в головах людей, думающих, что наличие этой самой матричной стабилизации всё принципиально поменяет. Это не так.
Матричная стабилизация в видео
Предпосылка для использования этой технологии при съёмке видео — возможность получать плавное изображение без дополнительных устройств при съёмке с рук. В теории звучит красиво, но не на практике.
Во-первых, беззеркалки, где применяется эта технология обычно компактные и несбалансированные. Если вы возьмете любую полнокадровую камеру Sony с хорошим родным объективом, то ощутите насколько она неудобно лежит в руке и как оптика перевешивает камеру. Это означает, что при съёмке с рук количество случайных вибраций будет значительно выше, чем если бы вы держали профессиональную видеокамеру с удобным хватом и хорошим балансом. То есть, система стабилизации будет уже перегружена ввиду того, что вы снимаете видео на непригодный для этого фотоаппарат. Камеры с удобной рукояткой и правильной балансировкой значительно лучше приспособлены для съёмки с рук.
Во-вторых, как работает сама технология. Сдвиг матрицы возможен только в некоторых пределах. Работа матричного стабилизатора даже в теории не может погасить любые вибрации камеры, как это делают профессиональные стедикамы. Соответственно, съёмка с рук с такой технологией возможна только если вы делаете очень осторожные движения и максимально крепко держите камеру (о чём говорилось в предыдущем пункте).
Продолжая этот пункт, стоит заметить, что камеры Sony Alpha имеют относительно узкий байонет как для полного кадра, соответственно работа матричного стабилизатора там сильно ограничена. Матричный стаб от Sony нередко работает ощутимо хуже, чем оптическая стабилизация в оптике других производителей. Этого нельзя сказать о камерах системы Micro 4/3, где соотношение размера матрицы к диаметру байонета очень хорошее. Там матричная стабилизация работает значительно лучше, чем на камерах Sony.
Насколько эффективен матричный стаб?
Чудес не бывает. Если вы захотите снять фото с действительно длинной выдержкой (1 секунда и длиннее), вам понадобиться штатив. Если вы захотите сделать плавное видео с амплитудным движением камеры (ходьба или бег), вам понадобится стедикам. Сдвиг матрицы не может компенсировать сильные колебания, так же как и не может оптическая стабилизация. Сразу скажу, и их комбинация чуда не производит.
Как быть с оптической стабилизацией?
Точно так же. По эффекту эти две технологии очень похожи. Более новые объективы с продвинутой оптической стабилизацией дают тот же эффект. Вы можете делать осторожные проводки на видео или даже немного перемещаться и видео будет годным к просмотру. Хитрость тут в использовании широкоугольных объективов. Длиннофокусная оптика тяжелее поддаётся стабилизации. Впрочем такие модели телевиков как Canon 100-400mm f4. 5-5.6L II или Canon EF 70-300mm f4.5-5.6 IS USM III позволяют снимать с рук при очень длинных выдержках (как для такой оптики). Мне лично удавалось получить резкие кадры при 300мм и выдержке 1/25. Надо уточнить, что я снимал на камеру с крепким и удобным хватом — Canon R. Повторюсь, когда у вас есть возможность крепко держать камеру, вы облегчаете работу любого стабилизатора — будь он оптический или матричный.
Когда нужно стабилизировать изображение?
В целом нельзя однозначно сказать, какая из технологий лучше. И та и другая выполняет одну и ту же функцию — НЕМНОГО помочь стабилизировать изображения при съёмке с рук. Надо понимать, в каких ситуациях вам понадобится эта технология и понадобиться ли вообще.
Так например, стабилизация абсолютно не нужна при репортажной съёмке и студийной фотосъёмке (т.к. вы должны ставить достаточно короткую выдержку, чтоб не смазывать движения людей), при предметной и интерьерной съёмке (т.к. вы должны использовать штатив), для ночных пейзажей (т. к. если вы хотите хорошее фото, надо все равно брать штатив).
Что касается съёмки видео, то сделать короткие подсъёмки с рук можно с равным успехом как с матричной, так и с оптической стабилизацией и с обязательно ровными и крепкими руками. Если же вы хотите получить динамику в кадре и делать активные движения камерой, без дополнительных средств стабилизации (вроде стедикама) вам не обойтись.
Смысл этой статьи в том, чтоб объяснить, что матричный стаб — это не панацея и не исключительная технология. Хорошо, когда он есть. Но если его нет, но есть стабилизация в объективе, вы ничего не теряете.
Нюансы работы матричной стабилизации:
На различных камерах эта технология работает очень по-разному. Не стоит думать, что матричный стаб везде хорош. Так, например, принято считать, что на микре 4/3 матричный стаб очень крутой. Это действительно так, но касается только топовых моделей на микре. Для сравнения, Olympus E-PL10 компенсирует всего 3. 5 ступени экспозиции, что уступает многим объективам с оптической стабилизацией. А Panasonic G80 имеет совсем не такой крутой стаб, как Panasonic GH5.
В камерах Fujifilm матричный стаб весьма неплохо работает для фотосъёмки, позволяя снимать с выдержками до 1/3 (в зависимости от фокусного расстояния объектива). Но при этом в видеорежиме в камерах Fujifilm он даёт примерно тоже самое, что и оптический стаб в объективе. То есть работает, но сильно вы с камерой не подвигаетесь.
В камерах Sony самый слабый матричный стаб на рынке. Хотя они и были пионерами по маркетинговому продвижению этой технологии.
Canon выпустили беззеркалки с матричным стабом одни из последних, но у Canon R6/R5 эта технология работает эффективно при фотосъёмке, так и при записи видео. Тем не менее, даже там это не заменяет штатив или стедикам.
Матричный стаб ощутимо повышает расход аккумулятора и влияет на перегрев камеры.
Лучшего всего матричная стабилизация работает на широкоугольных/стандартных объективах. Объективы с теле-диапазоном плохо стабилизируются.
Тест стабилизации Panasonic GH5 vs GoPro 4 (на стедике):
Sigma 18-125, 18-200, 18-250 дергается изображение
Объективы нередко оснащают таким важным элементом, как оптический стабилизатор изображения. Данный элемент позволяет снимать с рук на высоких выдержках, но без «мыла» в поле снимка. Кроме того, с применением стаба получаются неплохие снимки в движении.
Когда у объектива отказывает стаб, это проявляется в виде характерной «шевелёнки» — в видоискателе наблюдаются скачки картинки постоянно, либо картинка дёргается при изменении фокусного расстояния.
Довольно часто к нам поступают различные объективы, оснащённые оптическим стабилизатором. Причины дефектов стабов стандартные:
- Естественный физический износ компонентов;
- Механическое воздействие, повлёкшее поломку компонентов или узла в целом;
- Попадание воды, пыли, и иных инородных веществ.
Теперь мы хотим Вам рассказать о том, какие неисправности стабилизатора встречаются у топовых объективов от Sigma – 18-125, 18-200, 18-250. Они чрезвычайно популярны и надёжны. Такой узел, как оптический стабилизатор, для замены в сборе обходится обычно в довольно круглую сумму. Поэтому наши инженеры стараются стабы восстанавливать, а не заменять. Итак, что может сломаться в стабилизаторе объектива?
Первое – это шлейф оптического стабилизатора. Этот гибкий элемент может быть повреждён как механически, так и с течением времени – по причине износа.
По данной поломке необходимо знать один значимый нюанс. Мы не практикуем восстановление шлейфа стабилизатора, или его токопроводящих дорожек. Причина заключается в том, что такое решение не может быть долговечным.
Если у объектива Sigma 18-125, 18-200, 18-250 вышел из строя шлейф стабилизатора, его необходимо заменить.
Вторая причина, по которой стабилизатор может работать некорректно – это клин его линзы. Линзу оптического стабилизатора объектива заклинивает по множеству сопутствующих факторов.
Начнем с того, что принцип работы оптического стабилизатора во многом заключается в том, чтобы его линза могла свободно двигаться на специальных шарах – подшипниках. В зависимости от положения объектива, линза немного сдвигается, таким образом корректируя изображение.
Когда происходит клин линзы стаба, возникает та самая шевелёнка, которая сопутствует поломке узла. Линза может заклинить по причине попадания в механизм инородных частиц, неправильного положения подшипников – кроме этих причин у линз стабилизаторов изображения объективов 18-125, 18-200, 18-250 нет других поводов заклинить.
Третья причина неисправности стабилизатора заключается в выпадении шаров (подшипников) оптического стабилизатора, которые должны обеспечивать свободное перемещение линзе. Принимают некорректное положение эти шарики как правило по вине падений и ударов. Устранение данного дефекта заключается в разборе объектива до необходимого нам узла, извлечения стабилизатора, его разбора, установки шаров и обратной сборки.
Ещё одна причина, по которой не работает оптический стабилизатор у объективов Sigma 18-125, 18-200, 18-250 – это обрыв катушек электромагнитов оптического стабилизатора изображения. Как правило, данный дефект возникает из-за механического воздействия на устройство. Устранить его на компонентном уровне представляется возможным для опытного инженера.
Механическое повреждение корпуса стабилизатора изображения также нередко становится причиной его неисправности. Корпусные части оптического стабилизатора представляют из себя не что иное, как своеобразные кольца.
Всему виной выступит нарушение оптической оси из-за перекоса узла. Производителем точность выверяется вплоть до микрон.
Вызывают дефект, как это, наверное, понятно, удары и падения объектива. Что касается ремонта, то всё зависит от трудности случая – иногда вполне реально восстановить целостность корпусной части и её геометрию, а иногда речь может идти лишь о замене. Ремонтопригодность устанавливается по результатам диагностических работ.
И последней значимой причиной неисправности оптического стабилизатора выступают различные дефекты датчиков перемещения линзы стабилизатора. Исправное состояние данных компонентов также играет решающую роль в работоспособности оптического стабилизатора изображения объективов Sigma 18-125, 18-200, 18-250.
Стабилизация изображения в объективах может быть исполнена в различных вариациях. Существуют объективы, как, например, 18-200 от Sigma, в конструктиве которых не предусмотрен мотор, фиксирующий линзу в определённом положении в выключенном состоянии. Однако поломка креплений данного мотора может привести к тому, что линзу заклинит.
Резюмируя…
Оптический стабилизатор устроен достаточно сложно. Но дефектов имеет ограниченное количество. Точно установить природу дефекта может только детальная диагностика объектива, выполненная руками грамотного и высококвалифицированного инженера. В случае, если Вы заметили, что у Вашего объектива Sigma появились проблемы с оптическим стабилизатором изображения, обращайтесь к менеджерам сервисного центра Фотоблик, чтобы согласовать бесплатную диагностику и последующий ремонт.
Копирование контента с сайта Fotoblick.ru возможно только при указании ссылки на источник.
© Все права защищены.
Understanding Optical Stabilization by Jack Howard
Многие объективы линейки Sigma оснащены оптической стабилизацией, которая помогает фотографам делать резкие снимки, когда дрожание камеры может быть проблемой.
Объективы Sigma со словом «OS» в названии включают эту технологию, в которой используются датчики движения для управления плавающими группами линз, чтобы противодействовать движениям камеры, которые могут вызвать нежелательное размытие при съемке с рук при более длинных выдержках. Иными словами, оптическая стабилизация работает как невидимый штатив, который удерживает камеру неподвижно при выдержках, длиннее, чем величина, обратная фокусному расстоянию.
Оптическая стабилизация — отличная функция объектива для контроля одного из типов нежелательных и непреднамеренных источников смазывания фотографий — легких движений камеры во время съемки, когда выдержка длиннее, чем обратная величина фокусного расстояния (длиннее 1/100 для объектива 100 мм). фокусное расстояние, больше 1/50 для фокусного расстояния 50 мм, больше 1/500 для фокусного расстояния 500 мм, например.) у вас выдержка длиннее, чем единица фокусного расстояния, используйте штатив».
Но с появлением оптической стабилизации он стал немного длиннее:
«Когда у вас выдержка длиннее единицы на фокусном расстоянии, вы можете использовать штатив или включить оптическую стабилизацию и получить несколько остановок «место для маневра» для держания за руки».
То, насколько медленнее фокусного расстояния вы можете двигаться, немного варьируется от человека к человеку, в зависимости от общего уровня нервозности. (Подготовленному снайперу, скорее всего, повезет гораздо больше, чем новичку с зеркальным фотоаппаратом, который выпьет слишком много кофе!) с небольшой практикой и пониманием того, что такое ОС, что она делает и как она это делает (а также чем она не является и чего она не может делать).
Прежде чем мы двинемся дальше, нам нужно немного поговорить о размытии. (Пожалуйста, постарайтесь сосредоточиться на этом разделе!)
Существует множество типов размытия, связанных с фотографией. Некоторые из них абсолютно желательны, а некоторые не очень. Например, малая глубина резкости создает размытие переднего и заднего плана, что часто делает объект привлекательным и желанным. Но если объект не в фокусе (или вообще ничего в кадре не в фокусе), это не так приятно.
Размытие движения для выражения или обозначения скорости или движения иногда может быть удачным приемом. Этого можно добиться либо с помощью движения камеры, либо с помощью движения объекта, либо с помощью того и другого.
Потом старое доброе дрожание камеры. Эти легкие, непреднамеренные движения камеры, когда выдержка длиннее, чем величина, обратная фокусному расстоянию, почти однозначно относятся к нежелательной категории. Неважно, где вы сфокусированы в кадре — если камера слишком сильно дергается во время захвата (согласно правилу взаимности фокусного расстояния), все неподвижные точки в поле зрения записываются как следы движения. И это — и только это — исправляет оптическая стабилизация.
Оба этих снимка водопада Баттермилк в парке Вашингтон-Вэлли в Бриджуотере, штат Нью-Джерси, были сделаны с рук при выдержке 1/10 секунды, ISO 100, f/18 с круговым поляризатором и нейтральной плотностью 1 ступень перед объективом. Слева у нас активна оптическая стабилизация на суперзум-объективе Sigma 18–250 мм, установленном на Canon EOS Rebel XTi, а справа она отключена. Как видите, с активированной ОС наши камни и неподвижные объекты в кадре четкие и четкие, а справа без ОС все на изображении немного размыто.
При активации технология оптической стабилизации внутри объектива Sigma улавливает небольшие движения комбинации камеры и объектива в захвате фотографа и посылает сигналы группе плавающих линз системы ОС, чтобы компенсировать движение с противоположной реакцией. Таким образом, световые лучи, достигающие плоскости датчика от неподвижных объектов в кадре, по-прежнему будут записываться датчиком только в одном месте, а не с нежелательным эффектом дрожания камеры.
Понял? Технология оптической стабилизации обнаруживает и корректирует только незначительные движения камеры и объектива во время съемки. Он не контролирует и не может контролировать происходящее вне камеры.
Подумайте об этом на секунду так: ваши амортизаторы могут сглаживать неровности, с которыми сталкивается ваша машина, но они не могут ничего сделать, чтобы сгладить движение пассажиров в машине впереди или позади вас. Точно так же ОС не может заморозить движущиеся объекты в вашем кадре. (Для этого существует совершенно другой набор эмпирических правил: движение объекта усиливается за счет направления, скорости и фокусного расстояния. )
Пока что понятно? Оптическая стабилизация работает как невидимый штатив: она удерживает камеру неподвижно и помогает сохранять резкие и четкие края неподвижных объектов.
Итак, давайте проследим этот путь еще немного: ОС позволяет вам использовать более длинную выдержку — без штатива — для захвата изображений, где дискретные неподвижные точки в кадре будут отображаться на сенсоре как дискретные неподвижные точки, а не трассирующие следы. траектория движения камеры при длинной выдержке. А выбор более длинной скорости затвора может позволить уменьшить диафрагму для большей глубины резкости или избавить камеру от необходимости подниматься до более высокого (более шумного) значения ISO. Но более медленная скорость затвора также может подчеркнуть движение в кадре, поскольку движущиеся объекты в кадре будут записаны по траектории пикселей во время экспозиции либо с ОС, либо со штатива.
Чтобы проиллюстрировать эту историю, я посетил водопад, чтобы сделать несколько пробных снимков, где мы хотим, чтобы длинные выдержки подчеркивали текущую воду, но чтобы наши скалы и листва в кадре были красивыми и четкими. Чтобы сделать это более захватывающим, я также выпил слишком много кофе, прежде чем начать свой поход, чтобы действительно активировать функцию ОС в моем объективе 18–250 мм! Поскольку был полдень, мне пришлось оснастить свой объектив поляризатором и фильтром нейтральной плотности, чтобы получить достаточно длинные выдержки, чтобы вода красиво размывалась, даже при остановке до f/16 и f/18. !


Логично, правда? Оптическая стабилизация сводит на нет эффекты небольшого движения камеры во время захвата, но она не может контролировать движение, происходящее вне камеры.
Но также обратите внимание на : для создания неподвижности/резкости объекта, движущегося параллельно датчику захвата, камера и объектив должны двигаться со скоростью, соответствующей скорости движения объекта в кадре. Это называется «панорамирование». А некоторые из наших более крупных объективов OS предлагают не только ON и OFF для OS, но и OFF/1 и 2. На объективах Sigma с элементами управления Off/1/2 OS 1 корректирует любые движения объектива, а OS 2 корректирует только вертикальные дрожания. – это означает, что вы можете следить за быстро движущимися объектами и панорамировать их со штативом или без него, и ОС не будет исправлять погоню за объектом по горизонтальной оси.
Понимание того, как работает операционная система, имеет большое значение для того, чтобы заставить ее работать на вас, и знать, когда и зачем активировать эту замечательную функцию многих объективов Sigma. Например, если вы снимаете с выдержкой, превышающей обратную величину фокусного расстояния, на самом деле нет причин включать ОС — например, при ярком дневном свете с объективом f2.8 и выдержкой выше 1/1000. во-вторых, когда творческие решения требуют очень быстрых экспозиций, замораживающих действие.
Но когда невозможно или нецелесообразно использовать монопод или штатив для получения четких снимков с длинной выдержкой, можно просто щелкнуть переключатель ОС на объективах Sigma, чтобы сделать резкий кадр в условиях недостаточного освещения или увеличить глубину резкости. поле в ваших макросах и снимках с телеобъективом — отличная вещь!
Я сделал этот снимок внутри маяка с выдержкой 3/10 секунды, чтобы проиллюстрировать универсальность суперзума Sigma 18–250 мм, и без ОС он вообще не работал бы. А вот пара снимков, которые я сделал во время работы на куске про Сигму 120-300мм f2.8 на 300мм. Верхнее изображение снято с широко открытой диафрагмой при F2.8 @ 1/4000. Это намного быстрее, чем обратная величина фокусного расстояния, поэтому изображение резкое в фокальной плоскости, но цветы даже на несколько дюймов позади него мягкие.
По возможности старайтесь делать быструю серию снимков сцены, так как кадры в середине серии обычно более неподвижны (нажатие затвора вызывает дополнительное дрожание камеры), и снова, если возможно, кадр снимок через оптический видоискатель (в отличие от режима ЖК-дисплея в режиме реального времени), чтобы также повысить шансы на получение четких снимков, когда действительно выдвигаете стопы ниже правила 1/x.
При активации и разумном использовании оптическая стабилизация очень часто может означать разницу между созданием выигрышного кадра и размытым беспорядком. Требуется немного практики и понимания, чтобы извлечь максимальную пользу из этого, но это действительно может помочь в создании киперных рамок в сложных условиях.
У вас есть какие-нибудь снимки и истории, которыми вы могли бы поделиться, когда и где оптическая стабилизация помогла вам сделать резкий снимок? Поделитесь ссылкой ниже или разместите ее на нашей стене Facebook!
Борис FX | Оптический стабилизатор
ВСТРОЕННЫЙ РЕЖИМ СРАВНЕНИЯ
Эта удобная функция позволяет просматривать отфильтрованный результат рядом с исходным снимком без фильтрации без необходимости включать и выключать фильтр, а также является удобным способом точной настройки фильтра. Выберите один из 3 режимов: бок о бок, разделенная полоса вытеснения или сравнение результата с отдельным исходным клипом на панели просмотра.
Посмотреть увеличенное изображение.
АВТОАНАЛИЗ
Автоматический анализ исходного клипа одним щелчком мыши. Анализ изображения оптического потока отслеживает все пиксели в изображении кадр за кадром (под капотом), позволяя вам избежать определения точек на изображении, отслеживания движения и ключевых кадров. Результат? Ваш выстрел автоматически стабилизируется.
Посмотреть увеличенное изображение.
НЕСКОЛЬКО РЕЖИМОВ
Оптический стабилизатор имеет несколько режимов. Базовая стабилизация области настройки вокруг определенной пользователем части кадра. Режим стабилизации обеспечивает полную блокировку камеры. Плавный режим уменьшает движение камеры. Также есть возможность увидеть, какие пиксели изображения используются алгоритмом оптического потока, направление и величину, на которую пиксели перемещаются в сцене.
Посмотреть увеличенное изображение.
ОПЦИИ СТАБИЛИЗАЦИИ
Вы можете стабилизировать различные движения в клипе после его анализа. Исключите движение по осям X и Y с помощью перемещения, стабилизируйте вращение и масштабирование — все во всплывающем меню. Любые изменения, которые вы вносите в эти параметры, не повлияют на анализ изображения, что позволяет легко увидеть, какие настройки работают лучше всего.
Посмотреть увеличенное изображение.
ОПОРНАЯ РАМКА
Если вам нужна полная блокировка камеры в кадре, вы можете выделить определенный кадр, чтобы стабилизировать кадр. Параметр опорного кадра делает именно это, что делает его особенно полезным в тех случаях, когда вам нужно удерживать человека или элемент на месте.
Посмотреть увеличенное изображение.
ГЛАДКИЙ ДИАПАЗОН
Если ваше видео дрожит и вы хотите, чтобы камера немного двигалась, но не сильно, просто выберите диапазон кадров. Диапазон кадров используется для расчета уровней сглаживания. Выберите более короткий диапазон кадров, чтобы уменьшить движение камеры, или увеличьте его, чтобы получить более плавный результат.
Посмотреть увеличенное изображение.
ВАРИАНТЫ ОБРАБОТКИ КРАЕВ
Иногда вы не сможете использовать преобразование масштабирования для снимка, но вам все равно необходимо стабилизировать дрожание. Обработка краев дает вам такие варианты, как повторение, отражение и плитка, чтобы заполнить композицию уже существующими пикселями изображения или просто заполнить прозрачные области сплошными цветами.
Посмотреть увеличенное изображение.
ПОСТОБРАБОТКА
Устранение движения в кадре может привести к тому, что клип не заполнит всю композицию. Оптический стабилизатор настраивается сам и автоматически масштабирует изображение (или вы можете установить точку положения X/Y в кадре для базового автоматического масштабирования), чтобы компенсировать прозрачную область, оставшуюся вокруг клипа. Известный алгоритм Magic Sharp от Continuum также включен в постобработку, чтобы помочь вам восстановить любую потерю деталей, которая может произойти. Если вы предпочитаете ручной перевод, вращение и масштабирование ключевых кадров, легко отключите эту функцию.
Посмотреть увеличенное изображение.
ОПТИЧЕСКИЙ ПОТОК
Оптический стабилизатор использует мощные алгоритмы оптического потока, которые автоматически отслеживают движение пикселей во времени.