История компании Sony
История Sony начинается сразу после окончания Второй Мировой войны, когда в сентябре 1945 года Масару Ибука (Masaru Ibuka) вернулся в Токио. Для начала, Масару и его единомышленники сняли третий этаж в торговом центре. Офис Ибуки был маленький, без окон, со слабым освещением – единственной лампочки. Кроме того, все здание торгового центра было испещрено глубокими трещинами от многочисленных налетов авиации союзников. Вскоре в новый офис было привезено оборудование с завода в Сузаки. Уже в октябре Ибука и его партнеры открыли новое подразделение, названное «Tokyo Tsushin Kenkyujo» или «Tokyo Telecommunications Research Institute». Несмотря на грандиозное желание работать никто не знал, что именно и как нужно делать. Как это ни странно, но тогда Япония находилась на задворках технологического мира. Изучая рынок, Ибука пришел к выводу, что японцы жаждут информации, особенно международной. Ибука решил, что единственный шанс на успех – это наладить производство специальных адаптеров, готовых превратить устаревшие радиоприемники в суперприемники, способные принимать все типы волн. Умеренный успех нового устройства, позволил двум старым приятелям Ибука и Акио Морита (Akio Morita) вновь объединить свои силы. Морита и Ибука работали вместе над оружием для японской армии, но война разлучила их на несколько лет. Производство приемников шло превосходно, но у людей не было денег, что бы оплатить услуги компании Ибука, и тогда он стал брать плату рисом, что в условиях голодной Японии было более чем уместно. Перепродавая рис, Ибука задумался над домашними приборами, разработав и воплотив в жизнь прибор для приготовления риса. Так компания «Tokyo Tsushin Kenkyujo» осуществила свой первый поход на рынок бытовой техники.
Масару Ибука и Акио Морита – основатели Sony
Удачное знакомство
Прибор для приготовления риса продавался на черном рынке через Созабуро Тачикава (Shozaburo Tachikawa), отлично разбиравшегося в различных финансовых трюках. Семья Тачикава занималась продажей мяса китов на Хоккайдо. Ибука был их частым гостем, и его настолько любили, что стоило ему переступить порог дома, как вся семья прятала часы, что бы Ибука ненароком их не стащил. Впрочем, это не мешало крепкой дружбе между Ибука и Тачикава. В мае 1946 года дядя Ибуки Тамон Маида (Tamon Maeda) стал президентом новой компании. Немного подумав, Ибука и Тачикава решили присоединиться к компании дяди, которая называлась Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisha (Tokyo Telecommunications Engineering Corporation) или просто Totsuko. У нового производства не было специалистов, оборудования и даже денег для достижения результата, но Ибука, Тачикава и молодые специалисты работали ночи на пролет. Уже в мае министерство коммуникаций заказала молодой компании Totsuko 50 вакуумных трубок для вольтомметров. Но даже на черном рынке с трубками обстояла сложная ситуация. Более того, в Totsuko были большие проблемы с оборудованием. Например, специальные отвертки были сделаны из трубок мотоциклов, найденных в развалинах домов, а электрические накопители были оборудованы своими руками, так же как и первые линии связи. От заказа пришлось отказаться. Большие финансовые трудности и переход на новые йены, создавали массу проблем.
Как бы там не было, но продажа обогреваемых подушек принесли достаточный доход, хотя они и продавались от имени «Ginza Nessuru Shokai» (Ginza Heating Company). Ибука разумно полагал, что подушки были недостаточно надежны и могли воспламениться в любой момент, разрушив репутацию молодой компании.
Спасительные подушки
Через год после своего использования подушки начали искрить и вызывать локальные пожары. Но никто не жаловался, потому что подушки с подогревом – это было удобно. Уже в следующем году Ибука и его коллеги переехали в Гинза, где в их распоряжение попало целое здание. Оно было небольшое, но достаточно удобное для серийного производства. В это время Кацуо Ивама (Kazuo Iwama), физик из Токийского Университета взял в жены младшую сестру Морита и очень скоро Морита убедил его присоединиться к компании. В этот же период NHK (National Broadcasting Station) попросила перестроить военное оборудование для восстановления радиовещания на территории всей страны. Проект возглавил Сигео Сима (Shigeo Shima), у которого от искры в подушке Ибуки сгорели любимые трусы. Но в тот момент было не до разборок с трусами. Япония нуждалась в максимально быстром восстановлении. Под быстрое восстановление страны, Сигео получил доступ к военным разработкам, которые мгновенно перекочевали в руки компании Ибуко. Не смотря на то, что дела с NHK шли хорошо, владелец завода в Кичизози вскоре потребовал освободить помещение. В те времена в Японии были проблемы с электричеством, и ее перерасход мог привести к отключению питания от всего здания, а сотрудники компании Ибуки работали день и ночь. Так Морита и Ибука занялись поиском нового места, где можно было бы развернуть большое и удобное для всех производство.
Первый бытовой прибор для приготовления риса, разработанный Масару Ибукой
Поиски себя
Так, как компания в свои трудные дни продала поддержанный Datsun, то Ибука и Морита приходилось искать новое место на своих двоих, дрожа от холода в особенно морозливые ночи. После нескольких месяцев поисков им удалось обнаружить склад NEC Corporation в Синагаве. Сотрудничество с оккупационными войсками позволили компании Totsuko получить записывающий прибор. Он работал на металлической ленте и благодаря небольшой модификации, недавно принятого на работу Нобутоси Кихара (Nobutoshi Kihara), был способен писать новостные блоки. Первой была записана информация о победе японского пловца Хироносин Фурухаси (Hironoshin Furuhashi) на соревнованиях в Лос-Анджелесе. В тоже время, Ибука, Морита и теперь Кихара все чаще посещали оккупационные войска, расположившиеся в NHK. В один из таких визитов им продемонстрировали ленточный магнитофон. «Это то, что нам нужно, — сказал Ибука, — давайте произведем такой же для потребительского рынка». Убедив офицера показать магнитофон инженерам на предприятии, Ибута и Морита отправились к Созабуро Точикава и попросили у него 300000 йен на создание своего собственного ленточного магнитофона. Продемонстрировав американскую технику партнеру Точикава, а потом, отведя обоих в ресторан, Ибука добился желанной суммы.
В то время магнитофон был большой редкостью даже в США, не смотря на то, что был изобретен в 1936 году немецкими учеными. Следующие несколько месяцев ушли на изготовление магнитной пудры, при производстве которой использовался обычный гриль, позаимствованный у семьи Морита. Используя распылители, Ибука и Морита достигли нужного результата. Их пленка могла записывать и проигрывать звук, но успех давался огромными жертвами: магнитной краски было больше на одежде, полу и стенах экспериментаторов, чем на самой пленке. И тогда Ибука решил обратиться на недавно открывшийся завод Yama-no-ue, где уже была освоена технология напыления защитного раствора. Ибука где-то узнал, что расческа, сделанная из волос барсука идеально подходит для распыления. Кихара купил одну за 800 йен, что по тем временам было гигантской суммой, и приступил к экспериментам. Используя две бритвы на расстоянии в 6 мм друг от друга, Кихара создал первую в мире машину для разрезания бумаги, которая к тому же напыляла магнитную пудру. Дальнейшие эксперименты показали, что чем тоньше слой пудры, тем выше качество звука. Необходимо было найти способ тонкого напыления магнитного раствора. И тут ему на глаза попалась реклама Papilio Cosmetics, которая рекламировала свою тончайшую пудру для лица. Морита немедленно поехал и встретился с президентом Papilio Cosmetics, но тот отказал ему, сославшись на невозможность создания столь мелкой пудры. А в это время Кихара уже собрал странное устройство, на которое записал и проиграл фразу «Honjitsu wa seiten nar» («Прекрасная погода сегодня»).
Первый прототип
Работы над прототипом продолжались несколько месяцев, пока в сентябре 1949 года не появился первый магнитофон. В феврале 1950 года появились A и G-прототипы, способные записывать и проигрывать пленку продолжительностью не более 30 минут. G-прототип был зарегистрирован «Tapecorder». А технология изготовления пленки называлась «SONI-TAPE». После серии статей о новом чудо-устройстве, бизнесом Totsuko заинтересовались многие. Особенно Масао Курахаси (Masao Kurahashi), который тогда работал на компанию Yagumo Sangyo, и как утверждают многие, якудзу. К этому времени капитал Totsuko вырос с 3,6 миллионов до 10 миллионов йен. Курахаси решил инвестировать 500000 йен и выкупить 10000 акций по 50 йен за акцию. Но для начала ему надо было посмотреть на Totsuko своими глазами. После наглядной демонстрации, Курахаси попросил продать ему все права на магнитофон. Но Ибуки отказались. Вместо этого, предложив купить 50 магнитофонов по цене в 120000 йен каждый. Масао выписал чек на 6 миллионов йен и отвез их семейству Токугава, которое было удивленно приобретению. Следующие несколько месяцев никто не хотел покупать приборы по цене в 168000 йен за штуку, не смотря на огромный интерес к устройству. Намаявшись с магнитофонами, Курахаси затосковал, но тут пришел заказ из окружного суда. Первый же заказ принес Курухаси прибыль в 1 миллион йен. Суд, испытывавший потребность в стенографистках согласился и выкупил 24 магнитофона.
Успехи Курахаси настолько воодушевили Морита, что тот предложил Масао возглавить отдел распространения в Totsuko. Курахаси работал на семейство Токугава, но настойчивость Морита и Ибука сделали свое дело, и Курахаси стал частью компании.
Ленточный магнитофон Sony 101 Tapecorder
В январе 1951 года Масао Курахаси стал управляющим Tokyo Recording Company, дочерней компании Totsuko. Кроме того, в компанию был приглашен изобретатель Такео Тсучихаси (Takeo Tsuchihashi), который пытался довести магнитофон до совершенства. Звукозаписывающая машина постоянно жевала пленку, и ломалась, но даже находясь в рабочем состоянии, магнитофон был сложен в использовании. Морита и Курахаси сели за написание рекламного плаката, используя американское пособие «999 способов применения магнитофона». На следующий день Кихара заперся вместе с остальными инженерами и приступил к созданию двух новых прототипов, которые должны были быть меньшими по размерам и весу (20 кг). Появившийся в 1951 году на рынке H-магнитофон весил всего 13 кг. В рамках рекламной компании Курахаси отправился в тур по Японии, в то время как Морита пытался убедить министерство образования использовать его магнитофоны в школах. Это бы двойной удар. Курухаси выступал с лекциями в образовательных учреждениях, а Морита давил на чиновников в министерстве. Вскоре появившийся P-магнитофон по цене в 75000 йен побил все рекорды продаж. И не только из-за цены, но и из-за великолепного сервиса. Покупатели не умели управляться с магнитофоном, и он ломался. Totsuko выполняла все ремонтные работы бесплатно. Так, Totsuko научилась обращать недостатки в достоинства.
Серийное производство
Когда продукт стал массовым, у Totsuko возникла проблема с удовлетворение потребительского спроса. Поэтому был выкуплен небольшой завод и налажено конвейерное производство. Из-за новизны производства на новом месте ни раз возникали пожары, но несколько бутылок саке успокоили пожарных и разрешили все конфликты. Но у Totsuko была слишком маленькая сеть продаж, состоящая только из трех компаний, включая Tokyo Recording Company. Вскоре к этому трио присоединилась Nippon Gakki или Japan Instruments, которая уже имела налаженный канал поставки в учебные заведения музыкальных инструментов. Но даже разветвленная сеть и неплохие продажи не могли сделать Totsuko достаточно доходной компанией. Именно тогда Морита пришел к выводу, что пора продавать свою продукцию за рубежом, вне территории Японии. Это было бы безопасней для компании. В случае падения спроса в одном регионе, продукт мог бы представлять ценность в других, и чем больше сфера влияния компании, тем безопасней ее состояние. Кроме того, у Totsuko был патент на магнитозапись, которой мог помочь монополизовать рынок, но она также знала, что Matsushita Electric Industorial Co. планирует выпустить свое собственное записывающее устройство. Но с появлением продукции конкурентов, продажи самой Totsuko также выросли. Так Totsuko усвоила еще один урок: конкуренция на рынке стимулирует рынок и увеличивает продажи у всех ее участников. Кроме того, у Totsuko было пятилетнее преимущество перед любым из ближайших конкурентов.
Могучие Транзисторы
Когда Ибука и Казуо Ивама (Kazuo Iwama) прочитали научно-популярную статью в американском журнале, о создании транзистора в Bell Laboratories, они серьезно засомневались в возможности использования этого изобретения в повседневной жизни. В марте 1952 года Масару Ибука отправился в США, что бы изучить применение магнитофонов в повседневной жизни, а заодно посмотреть на то, как их производят американские компании. Ибука плохо говорил по-английски, плюс он почувствовал на себе расовую дискриминацию, в то время царившую в США. Из-за того, что он не знал о переводе часов на летнее время, Масару пропустил несколько важных встреч и просто погулял по Сиэтлу. Несколькими днями позднее он был уже в Нью-Йорке, где встретился с президентом Nissho, Масаичи Нисикава (Masaichi Nishikawa) и его другом Ямада (Yamada). Плюс, он получил предложение использовать патент на транзисторы от Western Electric за небольшие отчисления в $25000 (9 миллионов йен). После нескольких бессонных ночей Ибука ворочался и думал о транзисторах. Он старался встретиться с Western Electric, но те увиливали от встречи, так что Ибука пришлось вернуться в Японию с германиевыми диодами и виниловой скатертью, которые были новинкой для японского рынка. Но еще Масару вернулся с уверенностью, что за транзисторами будущее. Посоветовавшись с Акио Морита, Ибука спросил совета у своего управляющего директора Коичи Касахара (Koichi Kasahara). Пробыв в размышлениях целую ночь, Коичи решил, что транзисторы – это именно то, что они должны сделать. Ибука обратился за лицензией в MITI (Ministry of International Trade and Industry), но ему отказали, сославшись на невозможность его маленькой фабрики наладить подобное производство. Кроме того, большие компании вроде Toshiba Corporation, Mitsubishi Electric Corporation и Hitachi Ltd работали над транзисторами по контракту с RCA, согласно которому роялти должны были выплачиваться за любой продукт, произведенный на базе транзисторов в Японии. Так, что одного патента от Western Electric Totsuko было явно недостаточно.
Но в это время Ямада, успевший подружиться с Ибука в Нью-Йорке, пытался уговорить Western Electric выдать патент Totsuko. Вскоре он добился успеха и в августе 1953 года Морита прибыл в США, где при поддержке Ямады (Морита не говорил по-английски) заключил контракт с Western Electric. Потом Морита посетил Германию, родину Philips Голландию и, воодушевившись подвигом доктора Филипса, вернулся в Японию. Western Electric предложили им производить на основе транзисторов слуховые аппараты, но это было глупо, и тогда Ибука сказал: «Давайте будем делать радио!».
Транзистор от Sony марки 2T-14, 1955-1957 гг.
Давайте сделаем Радио!
Несмотря на скепсис окружающих о возможностях такой маленькой компании, как Totsuko, Ибука не сдавался. Он убеждал своих сотрудников и кредиторов, что необходимо рисковать, что именно за транзисторами будущее. Команда из лучших специалистов компании изучали книгу по транзисторам, что привез Морита из США. В январе 1954 года Ивама отправился в США, что бы узнать о транзисторах чуть больше, посетив завод Western Electric. Этой информации хватило Totsuko на создание своего прототипа. Ивама записывал свои наблюдения на бумагу и отсылал специалистам Totsuko. За неделю до его возвращения, первый японский транзистор был готов. Теперь было необходимо получить кредит и наладить производство. Ибука договорился с руководством недавно открывшегося завода в Сендаи и пригласил себе в компанию видного ученого, профессора Такасаки (Takasaki), который к тому же обладал несколькими важными патентами. На заводе в Сендаи работало 27 человек, а он со всех сторон был окружен рисовыми полями, так, что приходилось ходить в высокой резиновой обуви, что бы ни промочить ноги. По мере появления новых задач, завод переоборудовали под новые производства пока он не был окончательно готов к производству транзисторов. На банкете по случаю выпуска первого транзистора, Ибука, Касахара и Ибарага из Mita Musen решили называть свои транзисторы с суффиксом «Seki», что в переводе с японского означало «камень». К концу октября первые транзисторы и приборы на их основе появились в продаже.
2T-14 транзисторы стоили около 4000 йен, а 1T23 диоды около 320 йен. Несмотря на высокую цену, продавались они просто отлично. Но рынок радиоприемников был переполнен приемниками на основе вакуумной трубки. Существовали даже портативные варианты. Кроме того, под рождество 1954 года американская компания Regency выпустила первый транзисторный приемник TR-1, с выходными данными 10mW. Totsuko очень хотели, но так и не стали первыми. Они проиграли этот раунд американцам.
Здравствуй, SONY
Морита готовился к своей второй поездке в США, где он планировал заключить соглашения и продемонстрировать опытный образец своего приемника. Но кроме делового общения перед компанией стояла еще одна задача. Американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже Totsuko. И поэтому не было смысла продавать продукт от компании с непроизносимым названием. Мори и Ибука хотели сменить название на легко произносимое и запоминаемое сочетание. Компания из двух букв была бы превосходной, но нереальной. Три буквы вроде RCA, NBC, CBS и NHK казались привлекательнее. Конечно, можно было бы сократить Tokyo Tsushin Kogyo до TTK, но это было слишком похоже на TKK – японскую железнодорожную компанию. Но еще была проблема с произношением и тогда немного поразмыслив они остановились на латинском слове «sonus» от которого пошли слова «звук» и «скорость», сократив его до Sony. Теперь у компании Totsuko было отличное международное имя. За два месяца Морита смог заполучить контракт на производство 1000 микрофонов и десяти магнитофонов. Кроме того, компания Bulova разместила заказ на 100000 транзисторных приемников TR-52, но отказалась использовать имя Sony. И тогда Морита отказался от заказа и вернулся домой. Морита хотел продавать продукцию исключительно под своим именем.
Это был апрель 1955 года. И тут случилась беда. Первые 100 приемников, выполненные из белого пластика и в стиле Нью-Йоркских небоскребов расплавились от жуткой жары. Так Морита получил еще один урок – радио должен изготавливаться из стойких материалов. Законченный в августе TR-55 был именно таким радиоприемником. Первым транзисторным радио на территории Японии. Правда, на тот момент радио было в 74 процентах домов Японцев, так, что это был рискованный шаг для компании Ибука. Поэтому Totsuko решила собрать всех своих конкурентов из Matsushita, Sanyo, Hayakawa Electric Corporation, Toshiba Corporation, Victor Company of Japan Ltd., и Standard Co Ltd. и продемонстрировать им свои транзисторы. Технология действительно была великолепной, и конкуренты согласились закупать транзисторы у Totsuko. Необходимо было расширение производства, и Ибука решил нанять более усердных женщин. Специально для них было построено общежитие. К 1956 году капитал компании достиг 100 миллионов йен. В этот же период транзисторный приемник TR-81 пришел в японские школы. А уже в марте 1957 года свет увидел карманный приемник TR-63. Но цена в 13800 йен была достаточно высокой и равнялась средней зарплате на тот момент в Японии. Но Totsuko не отчаивалась и даже повесила неоновый знак Sony в Сукияабаси.
Знак выглядел внушительно и еще внушительней были буквы, каждая из которых весила 262.5 кг. Причем стоимость этой неоновой инсталляции составляла 20 миллионов йен. Так или иначе, но знак показали по телевиденью в Рождественскую ночь, и Ибука остался доволен. Бренд медленно становился узнаваемым. В январе 1958 года Totsuko официально стала SONY. Так началась новая эра в истории компании, производившей магнитофоны и транзисторные радио. Она стала корпорацией.
Транзисторный радиоприемник от Sony марки TR-55, 1955 г.
Эпоха великих открытий
«Мы захватим весь мир, – заявил Морита на собрании всех своих сотрудников и коллег, — Именно для этого мы переживаем все эти невзгоды, превращая себя в Sony Corporation». И это были не просто слова. В следующие 40 лет Sony удалось сделать многое. Транзисторные приемники продавались в Германии, Британии и США. Кроме того, сообщение о краже 4000 приемников позволили Sony оказаться в заголовках западных газет. Новый бренд мгновенно стал узнаваемым. Ведь плохую технику никто не будет воровать. Отделения SONY открывались вне территории Японии. За два года с 1958 по 1960 было продано 500 тысяч экземпляров портативного радио, но этого было мало. Sony смотрела в новом направлении. И это было телевиденье. В 1961 году появился первый портативный телевизор TV8-301. За ним в 1968 году последовал первый цветной телевизор Trinitron. Уже в 1971 году была представлена первая цветная видео кассета, четыре года спустя в лабораториях SONY созрел Betamax VCR – первый в мире видеомагнитофон, а 1979 год принес миру знаменитого Walkman. Этот плеер разнеся по всему миру в 100 миллионах экземпляров, став самым продаваемым устройством японской компании. Но SONY не собиралась останавливаться на достигнутом. В 1981 году свет увидела первая электронная камера, в 1982 году первый проигрыватель CD-дисков, в 1985 году первый цифровой VTR и, наконец, в 1989 году специально для IBM SONY произвела 3,5 дюймовый дисковод.
Ну и, конечно, не стоит забывать о 1995 году, когда SONY вышла на неизведанный рынок игровых приставок с системой PlayStation.
Один из первых плееров Sony Walkman
В январе 1989 года после приобретения CBS Records Inc. и создания Sony Music Entertainment, а затем в 1989 покупки Columbia Pictures. SONY окончательно решила закрепиться на развлекательном рынке. Переговоры с Nintendo о производстве расширения 16bit Super Famicom шли давно, и SONY имела полный доступ к новым технологиям Nintendo. Последняя была уверена в SONY, так как та не предпринимала попыток по вторжению на рынок домашних развлекательных систем. Но все больше работая с Nintendo, SONY понимала, что ее собственная игровая система может принести значительно больше прибыли. Длительные судебные тяжбы с Nintendo быстро закончились выкупом лицензии, и в 1993 году SONY выпустила PS-X или просто PlayStation. На разработку системы было потрачено более 300 миллионов долларов, но они быстро окупились. К августу 1998 года по всему миру было продано более 40 копий этой системы. Выход Sony PlayStation 2 в марте 1999 года в Японии, и только 26 октября 2000 года в Америке лишь укрепил позиции Sony на развлекательном рынке. Эта 128-битная игровая приставка за счет хорошей поддержки разработчиков и профессиональной маркетинговой кампании без труда пересекла 60 миллионную отметку еще весной 2003 года, готовясь взять 80 миллионный рубеж в ближайшие несколько месяцев. Но SONY решила не останавливаться на достигнутом. Так появились еще две приставки PSX и PSP. PSX, совместившая всебе DVD-записывающее устройство и игровую систему, и PSP, представляющая портативную игровую систему и плеер в одном флаконе.
www.neograd.ru
история основателя Sony Акио Мориты — Истории на vc.ru
Обозреватель vc.ru изучил биографию японского предпринимателя Акио Мориты, который построил компанию Sony и значительно повлиял на развитие рынка электроники.
17 634 просмотров
Название Sony известно практически всем. Перед тем как достичь всемирного признания, японская компания прошла долгий путь, и ее успех во многом связан с одним из основателей — Акио Моритой. Предприниматель, прошедший через войну и последующий кризис, стал одним из тех, кто помог восстановить Японию и вывести ее на нынешний уровень. Морита остается примером для подражания для многих японцев, а его взгляды на бизнес даже изучают в университетах.
Ранние годы. Военная служба
Акио Морита родился в 1921 году в Нагое. Его предки более 300 лет производили сакэ — для японцев этот напиток является частью культуры, поэтому клан Морита пользовался общественным уважением. Семейное предприятие на момент рождения предпринимателя процветало — сам Акио отмечал, что это стало возможно только благодаря усилиям отца, который буквально спас бизнес.
Детство будущего предпринимателя было безоблачным. Его семья жила в большом доме с теннисным кортом, Акио учили истории и традициям его рода, а также готовили к тому, что он возглавит семейное дело. Будущему предпринимателю постоянно напоминали, что не стоит считать себя лучше или умнее других только из-за своего положения. В средней школе Акио получал практические навыки управления: посещал с отцом собрания и изучал семейное дело под его руководством.
В это же время он увлекся физикой и электроникой и стал читать журнал Wireless and Experiments. Увлечение было настолько сильным, что Акио отстал по многим предметам, хотя был способным учеником. За год до поступления в японскую высшую школу Акио, вопреки желанию родителей, решил пойти на отделение естественных наук.
Семья, несмотря на японские традиции, не стала препятствовать выбору сына. Проблема была в другом: у будущего предпринимателя были низкие оценки за экзаменационные предметы. Акио это не остановило, он стал заниматься дополнительно и за год исправил ситуацию. Успешно закончив учебу в старшей школе, он поступил в Императорский университет Осаки, где его специальностью стала физика. Лекции Акио посещал нечасто — его больше интересовала прикладная наука, и он стал ассистентом профессора Асады, известного специалиста в этой сфере. Вместе они ставили различные эксперименты и проводили исследования, работая в том числе и на военно-морские силы страны.
Мобилизация студентов усложнила жизнь Акио: он вполне мог оказаться на военном корабле. Чтобы этого избежать, он воспользовался программой командирования офицеров в университеты, где они участвовали в исследованиях для нужд армии. Ему пришлось стать кадровым офицером и пройти соответствующую подготовку.
В университете Акио проработал недолго: из-за нехватки рабочих его отправили на производство. Молодой человек, мечтавший о научной карьере, оказался в цеху, где нужно было вручную обрабатывать металлические детали. Через некоторое время его отправили в оптическую лабораторию, где задания были уже интереснее. Порученные Акио исследования и стали темой его университетской диссертации.
После окончания университета будущий предприниматель стал военным инженером и продолжил заниматься различными разработками для нужд армии. Тогда он познакомился с ученым Масаро Ибукой, с которым позже вместе создаст Sony. Ибука, настоящий гений в сфере электроники, работал в компании, выпускавшей измерительные приборы.
После окончания войны они встретились снова. Ибука организовал Токийские научно-исследовательские лаборатории и привлек к работе несколько знакомых инженеров. Через некоторое время к ним присоединился Морита, который совмещал работу здесь с преподаванием в Токийском университете.
Создание Tokyo Tsushin Kogyo
В 1946 году Морита, Ибука и его тесть, бывший министр образования Тамон Маэда, решили создать свою компанию. Мориту с детства готовили к тому, чтобы возглавить семейное дело, и предприниматели вместе отправились к его отцу за разрешением заняться электроникой. Поразмыслив, тот дал добро, хотя и отметил, что возлагал на старшего сына большие надежды как на наследника бизнеса.
Предприниматели сложили имеющиеся у них деньги — около $500 — и открыли компанию Tokyo Tsushin Kogyo. Будущая всемирно известная корпорация разместилась в здании пострадавшего от войны универмага. После того как помещение стали восстанавливать, компании пришлось переехать в небольшую лачугу по соседству с другими жилыми домами; вход в ее офис преграждала бельевая веревка, на которой соседи сушили вещи.
Запустить в консервативной Японии новую компанию, связанную с электроникой, было настоящим вызовом. До войны в стране было несколько признанных конгломератов вроде Toshiba, а к молодым компаниям относились скептически. Но Морита верил в успех: он высоко ценил инженерные способности Ибуки и знал, что ситуация в стране изменилась.
Первое время компания производила коротковолновые приставки для радиоприемников, бытовые приборы и детали для музыкальных проигрывателей. Необходимые для этого компоненты достать было трудно, поэтому их приобретали нелегально. Продукцию развозили на стареньком грузовике сами основатели, причем бензин они приобретали у американских солдат, рискуя попасть под патрульную проверку и загреметь в тюрьму.
Длительное время компании помогал деньгами отец Акио, а в сложные моменты ее спасали кредиты в банке Mitsui. Глава банка до конца 1950-х годов будет председателем Tokyo Tsushin Kogyo и поможет основателям в поиске инвесторов и продаже акций.
Одним из первых заметных контрактов Tokyo Tsushin Kogyo стал микшерный пульт для радиовещательной компании NHK. Это оборудование нужно было оккупационным властям, а потому посмотреть на потенциальных исполнителей прибыл один из генералов. Он оценил небольшой размер производства и скорее всего отказал бы предпринимателям, но прислушался к мнению Сигэо Сима — одного из работников NHK и друга Ибуки.
Следующим крупным продуктом был ленточный магнитофон, подсмотренный у американцев. Всех необходимых составляющих у компании не было — в первой версии магнитофона были бумажные ленты, и работал он, по воспоминаниям Мориты, плохо. В 1950 году Tokyo Tsushin Kogyo вышла с ним на рынок: всего было создано 50 таких магнитофонов, каждый из них весил 35 килограммов и стоил около 170 тысяч иен.
Утомленные послевоенной разрухой японцы не понимали, зачем им покупать такой товар. Найти целевую аудиторию помог Маэда: магнитофон с функцией записи голоса мог помочь стенографистам в судах. Партнеры устроили презентацию для представителей Верховного суда Японии и продали им 20 магнитофонов. Следующим крупным заказчиком стали японские школы: магнитофоны пригодились им для проведения аудиоуроков. Предприниматели технически проработали магнитофоны и улучшили дизайн, а вскоре приобрели патент на систему высокочастотного подмагничивания переменным током. Его действие распространялось только на Японию.
Ибука и Морита предупредили все местные компании из своей отрасли о запрете использовать свою технологию, а еще велели американским производителям воздержаться от экспансии в Японию. У большинства из них не было планов по вхождению на этот рынок, но Armor Research, использовавшая японского дистрибьютора, решила не реагировать на запрет.
Морита обратился в суд, и продукцию Armor Research опечатали. Американцы отправили к Tokyo Tsushin Kogyo своего адвоката, но Акио пригрозил, что поедет в США и добьется запрета на использование патента там. В 1954 году длительные переговоры закончились победой — компания Мориты получила долю с каждого проданного в Японии магнитофона Armor Research, а также возможность выйти на рынок США без покупки лицензии.
Рынок Штатов для Мориты стал самой важной целью в мировой экспансии бренда. Сравнив потенциал тогдашней Японии и США, предприниматель понял, что лучше производить дорогую, но качественную электронику для американцев, чем дешевые товары для внутреннего рынка.
Sony и инновации
В начале 1950-х годов Ибука был занят разработкой небольшого транзисторного радиоприемника. Для этого предпринимателям пришлось приобрести лицензию на транзистор у американской компании Western Electrics, а также самостоятельно создать необходимые детали. Переговорами с американцами занимался Морита. В 1955 году компания выпустила в продажу cвой первый транзисторный приемник, а к 1957 году был готов миниатюрный транзисторный радиоприемник TR-63, ставший первым в мире.
В это же время у компании сменилось название: прежнее совершенно не подходило для международной интеграции. Основатели обратили внимание на английское словосочетание sonny boys, которое японцы подхватили у американских солдат: так называли умных и неординарных парней.
Сменой названия популярного бренда воспользовались другие компании: один производитель шоколада даже поместил логотип Sony вместе с именем на обертку продукции. Морита подал на компанию в суд и спустя четыре года выиграл, доказав с помощью свидетелей, что действия кондитеров нанесли Sony урон.
Морита, изначально увлеченный инженерией, переквалифицировался в предпринимателя и продавца, в чем ему помог полученный у отца опыт. Предприниматели разделили полномочия: Ибука сконцентрировался на производстве, а Морита стал отвечать за бизнес. В этот период он налаживал продажи в США, где нашел дистрибьютора в лице компании Delmonico. Сотрудничество продлилось недолго: Акио не нравилось стремление партнеров продавать недорогую низкокачественную продукцию, его раздражали просьбы выпустить бюджетные версии приемников, которые бы продавались лучше.
В 1959 году Sony должна была выпустить первый в мире транзисторный телевизор. Руководство Delmonico начало рекламировать новую продукцию с позиции официального продавца, хотя контракты с японской компанией у них были заключены только на продажу приемников. Эта самодеятельность Морите не понравилась — он заявил, что не намерен пользоваться услугами Delmonicо для реализации телевизоров, и решил расторгнуть договор. Американцы требовали неустойку в размере $300 тысяч, но длительные переговоры позволили уменьшить сумму до $75 тысяч, к тому же Sony выкупили назад 30 тысяч своих приемников. После этого Морита решил не надеяться на дистрибьюторов и взять дело в свои руки.
В 1960 году открылась дочерняя компания Sony Corporation of America. Морита стал налаживать продажи, открыл зал для демонстраций и вывел компанию на Нью-Йоркскую биржу. Он понимал, что успех в США станет ключом к дальнейшему развитию бренда, и в 1963 году переехал в страну, чтобы решать все проблемы на месте.
В США Морита увидел нишу видеомагнитофонов, которые производила компания Ampex. Американская разработка создавалась для киностудий и не годилась для домашнего использования, поэтому Морита предложил Ибуке ориентироваться на обычного потребителя. В попытке уменьшить видеомагнитофон инженеры создали несколько моделей, и одну из первых разработок разместила в своих самолетах авиакомпания Pan America.
В 1971 году Sony выпустила первый видеомагнитофон формата U-Matic, который получил широкое распространение и стал отраслевым стандартом, а компании приобретали его для обучения сотрудников. Sony продолжила разработку и в 1975 году создала оригинальный формат Betamax с качественной картинкой, который тем не менее не захватил рынок, уступив технологии VHS. Главной причиной поражения считается низкая вместимость видеокассет и дороговизна самих видеомагнитофонов. Параллельно с этим компания разрабатывала цветные телевизоры — результат стал известен всему миру как Trinitron и прославился не только яркостью, но и экономичностью.
В 1979 году появился первый аудиоплеер Walkman: Акио захотел получить такой гаджет из-за постоянных разъездов и желания слушать музыку во время перелета. По другой версии, он просто обратил внимание на любовь американцев к музыке и понял, что удобный плеер с наушниками, позволяющий параллельно работать, будет пользоваться спросом. В 1976 году Ибука ушел из компании, поэтому грандиозный успех Walkman приписывается исключительно Акио, хотя его многолетний партнер заложил важные основы для этого продукта.
Европейская экспансия Sony
В течение 1970-х годов Sony продолжила выпускать революционную продукцию и открывать филиалы в других странах, сконцентрировавшись в первую очередь на Европе. К дочерней компании в США прибавился еще и завод, чтобы не приходилось везти товары через океан, причем детали для телевизоров приобретали здесь же.
Затем появились филиалы в Швейцарии, где было выгодное налоговое законодательство, и в Великобритании, которая была в дружественных отношениях с Японией. На одной из выставок принц Чарльз спросил у предпринимателя, нет ли у Sony желания открыть завод в Великобритании, и тот в 1974 году запустил производство в уэльском городе Бридженде, пригласив принца на торжественную церемонию открытия.
Создание филиала Sony во Франции затянулось на несколько лет, виной чему был прежний местный партнер компании, который был в отличных отношениях с министром финансов. Морита провел длительные переговоры, использовал все возможные рычаги и в итоге получил право лишь на совместное предприятие во Франции с разделением долей по 50%.
Открывая филиал в Германии (ФРГ), Акио подошел к задаче нетривиально. Казалось бы, компании следовало разместиться в Дюссельдорфе, где расположена мощная японская община. Морита же посчитал, что это навредило бы сотрудникам: для эффективной работы в Германии им нужно было научиться понимать страну и ее жителей, а в Дюссельдорфе они бы вращались в кругу японцев. Поэтому дочерняя компания открылась в Кельне.
Параллельно с этим открывались новые заводы в Японии, а также достаточно крупная исследовательская лаборатория. Усилиями Акио в Токио был создан торговый центр с французским рестораном: японских заведений в столице хватало, а кухня другой страны была новинкой. Такая идея пришла предпринимателю в голову после деловой поездки в Корею, где его постоянно угощали национальной едой, что ему в конце концов надоело.
Предпринимательские взгляды
При Акио Морите главной целью Sony было создание новых революционных разработок. Он не любил следовать за идеями других и считал, что успешная компания сама должна создавать новые рынки и удерживать на них лидерство, а главная задача руководителя — выстраивать отношения между рядовыми сотрудниками и руководством. Добиваются успеха только те компании, сотрудники которых объединены общей целью.
Каждый, кто имеет свой бизнес, должен понимать, что его успешность зависит от каждого отдельного работника, независимо от положения в иерархии. Талантливым сотрудникам нужно обеспечивать достойные условия труда, а топ-менеджеры ни в коем случае не должны считать себя королями — иначе это гибельно скажется на компании. Морита не предоставлял руководителям отдельных кабинетов, а сам по возможности обедал с рядовыми сотрудниками.
На становление Sony повлияло то, как Морита понимал менталитет и историю своей страны. Он считал вредной японскую традицию, которая обязывает человека всю жизнь работать на одном месте: если человек не счастлив на работе, он должен ее сменить. Для недовольных Морита издавал в Sony специальную газету, где размещал вакансии из других отделов. Так он предлагал альтернативу сотрудникам, а заодно проверял эффективность руководителей.
Акио считал, что для бренда плохо, если все в компании придерживаются одного мнения: в руководстве должны быть различные точки зрения. В своей автобиографии «Сделано в Японии» он рассказал о случае, когда один из консервативных топ-менеджеров Sony решил, что ему нужно уйти в отставку. Морита заявил, что разница взглядов не мешает им успешно действовать совместно и увольнение будет нелояльностью к компании. Еще один пример такого подхода — прием на работу Норио Ога, раскритиковавшего первый магнитофон компании.
Акио всегда запрашивал обратную связь у рабочих, ведь именно они лучше остальных знают, как упростить и улучшить рабочий процесс. Также, по его мнению, каждый сотрудник компании обязан уметь действовать без дополнительных инструкций.
Интересно отношение предпринимателя к приему на работу и выходу на пенсию. Волей Мориты опытные руководители, достигшие пенсионного возраста, могли остаться на работе в качестве консультантов. Новые сотрудники во время обучения знакомятся со всеми аспектами работы компании: инженеры месяц проходят практику в отделе сбыта, а продавцы — на фабрике.
Акио с детства учили, что само по себе образование не приносит никакой пользы — человек должен сам учиться и получать необходимые навыки. Принимая на работу новых сотрудников, Морита не интересовался их учебными успехами и ориентировался лишь на то, что соискатель продемонстрировал на собеседовании. В дальнейшей карьере образование также не играло особой роли — сотрудников повышали за конкретные заслуги и достижения.
Значительную часть жизни Морита посвятил поиску золотой середины между американским и японским подходами к бизнесу. Он подчеркивал, что предприниматели из США не любят брать на себя ответственность и много думают о дивидендах и бонусах, а японцы слишком холодны и им не хватает дружелюбия. Сам Акио был в хороших отношениях со многими представителями мировой деловой элиты, и видное место среди них занимает Стив Джобс, который был примером для японца.
Джобсу нравился Walkman, и он хотел сделать из Apple «Sony в мире компьютеров». Предпринимателей роднит еще и пренебрежение к исследованиям рынка: Морита однажды заявил, что маркетологи не смогли бы предсказать успех Walkman.
Именно у Sony Джобс позаимствовал идею рабочей формы, которую пытался внедрить в Apple. В 1980-х годах он был на экскурсии по заводам Sony и задал Морите вопрос о форме одежды рабочих. Акио ответил, что эта традиция появилась после войны: проблемы с одеждой заставили крупные компании обеспечивать сотрудников униформой. Сейчас же форма позволяет построить более прочную связь работников с компанией.
Sony в 1980-е годы. Уход Мориты в отставку
В 1980-е годы Морита переложил часть своих функций на Норио Огу, но, несмотря на солидный возраст, продолжал летать по миру по делам компании и активно заниматься спортом. Получивший всемирную известность и множество международных наград, бизнесмен стал писать книги, а также критиковать США и американских предпринимателей.
Sony по-прежнему занимала лидерские позиции в электронике. Вместе с Philips компания поучаствовала в создании первых компакт-дисков, а также выпустила дискету в 3,5 дюйма и привод для нее. В 1982 году Sony представила компьютер SMC-70 — первый в мире, который поддерживал дискету в 3,5 дюйма. Также компания выпустила первый в мире CD-проигрыватель СDP-101.
В 1986 году Морита был назначен вице-президентом японской федерации экономических организаций — Кэйданрэн. До него эту должность занимали только представители традиционной промышленности.
В 1987 году Sony приобрела звукозаписывающую компанию CBS Records, которая в то время сотрудничала со многими звездами уровня Майкла Джексона. С Джексоном Морита познакомился на концерте в Японии, и между ними установились приятельские отношения. Музыкант относился к Акио как к учителю, обращался к нему за советами, а также всячески поддерживал во время тяжелой болезни. CBS Records через три года сменила название на Sony Music — сейчас она контролирует около 200 музыкальных брендов.
Морита тяжело воспринял провал видеомагнитофонов Betamax и считал, что Sony могла бы победить, владей она тогда киностудией. В 1989 году он осуществил давнее желание и за $3,4 млрд купил кинокомпанию Columbia Pictures. Время для этого было не лучшее: в конце 1980-х американские компании пережили волну японских поглощений. Обложка Newsweek гласила: «Япония вторглась в Голливуд».
Морита отмечал, что не собирается кардинально менять производственную политику Columbia Pictures и создавать какие-либо ограничения. Он сманил несколько сотрудников из Warner Brothers, но успеха так и не добился: в 1994 году Sony сообщила о том, что убыток от их кинокомпаний составил $3,2 млрд.
В этом же году предприниматель покинул пост главы компании. Это решение было связано с тяжелой болезнью: 1993 году, когда Морита по своему обыкновению утром играл в теннис, у него случилось кровоизлияние в мозг, а реабилитационный период затянулся. Предприниматель до конца жизни сохранил за собой должность консультанта, но особой активности не проявлял. В 1999 году Морита умер от пневмонии. Это вызвало острую реакцию в обществе, а Стив Джобс в одной из своих речей упомянул об основателе Sony, подчеркнув его влияние на мир.
Предприниматель, начавший карьеру как военный инженер и наследник семейного бизнеса, серьезно повлиял на развитие индустрии электроники, создал одну из крупнейших в мире корпораций и превратил японские товары в глобальный бренд. Сейчас созданная Акио компания переживает не лучшие времена, и многие подчеркивают, что Sony просто не хватает людей уровня Мориты.
Соучредитель Sony вызвал революцию
Акио Морита, соучредитель Sony Corp., скончавшийся в воскресенье в Токио в возрасте 78 лет, больше, чем кто-либо другой, стимулировал восхождение Японии к мировому экономическому центру, основанному на технологиях. Продукция Sony помогла изменить мировую культуру потребления, начиная с десятилетия после Второй мировой войны, когда у большинства американцев были ошибочные и упрощенные представления о деловых возможностях Японии.
«Он был двигателем мировой экономики, а также экономики Японии», — заявил в воскресенье японским СМИ премьер-министр Японии Кейдзо Обучи.
Красивый космополит Морита превратил мастерскую по ремонту радиоприемников, основанную на руинах послевоенного Токио, в титана бытовой электроники. Множество изобретений его компании — от домашнего магнитофона до компакт-диска и игровой приставки Playstation — навсегда изменили отношение людей к развлекательным медиа.
При этом Sony почти единолично изменила отношение общественности США к словам «сделано в Японии» с символа дешевых безделушек на одобрение высококачественных потребительских товаров. Поскольку компания помогла превратить Японию во вторую по величине экономику мира, она возглавила тенденцию японского доминирования на массовом рынке электронных развлекательных устройств, которая вытеснила с рынка многие крупные американские фирмы.
«Самым важным наследием Мориты было то, что он был человеком, который взял электронику и встроил ее в нашу жизнь», — сказал Пол Саффо, директор Института будущего, аналитического центра Силиконовой долины. Цель Sony, добавил Саффо, заключалась в том, чтобы «приручить эту технологию, чтобы сделать нашу жизнь немного проще, немного лучше, немного веселее».
Морита, сын производителя сакэ, основал свою компанию вместе с Масару Ибукой в 1946 году, используя кредит в размере 500 долларов. Предприятие по ремонту радиоприемников, которое тогда называлось Tokyo Tsushin Denki, почти сразу же начало разрабатывать свои собственные версии основных электронных технологий, в первую очередь транзисторов, что стало ключом к буму твердотельной электроники 19-го века.50-х и 1960-х годов. (Более броское название Sony было принято в 1958 году для интернационализации и популяризации бренда компании.)
Sony создала первый широко распространенный транзисторный радиоприемник в 1955 году благодаря способности Мориты распознавать коммерческое применение продуктов, которые были изобретены в других местах. Радио Sony изначально производилось компанией Western Electric; Американская фирма посчитала, что наилучшее возможное применение этой технологии — слуховые аппараты, — и предоставила Sony лицензию на нее.
Sony последовала за этим успехом, выпустив первый домашний магнитофон; выпуск первых цветных телевизоров Trinitron в 1968 году укрепил позиции компании как восходящей силы в области бытовой электроники.
Персональная стереосистема Walkman, представленная в 1979 году, быстро стала почти вездесущим символом современной жизни. И, как и во многих других успехах Sony, Морита сыграл ключевую роль в разработке устройства, поручив своим инженерам создать магнитофон, который он мог бы использовать во время тренировок.
В 1982 году компания сотрудничала с Philips Electronics для производства компакт-дисков, которые вскоре стали основным средством распространения музыки.
Инновационные предложения Sony и сила ее маркетинга позволили создать один из самых узнаваемых брендов в мире, способный вытеснить конкурентов с помощью аналогичных продуктов.
«В мире нет ни одной компании бытовой электроники, которая зарекомендовала бы себя, свое имя, свой бренд так, как это сделала Sony», — сказал Уильям Оучи, профессор менеджмента Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и эксперт по японским методам управления. Имя Sony «добавляет электронной продукции столько же ценности, сколько Coca-Cola добавляет сахарной воде».
Эксперты отдают должное Морите за долгосрочное планирование и готовность рискнуть миллиардами долларов в маркетинге, что потребовалось для создания такой узнаваемости бренда и лояльности. Но его акцент на простом дизайне также был ключевым фактором.
«Среди титанов японской электроники — Sony, Toshiba, Hitachi и Matsushita — только Sony имеет реальное признание потребителей, — сказал Джош Бернофф, рыночный аналитик Forrester Research в Кембридже, штат Массачусетс. — Это единственный бренд бытовой электроники. это означает больше, чем «достаточно хорошо, чтобы забрать домой», но подразумевает настоящие инновации».
Однако наиболее важным аспектом успеха Sony, вероятно, была приверженность Мориты интернационализму в 1960-х и начале 70-х годов — в отличие от более замкнутого мышления, характерного для японских компаний того времени.
«Морита был в авангарде тех, кто говорил: не будь недальновидным, мы часть большого мира», — сказал Оучи.
В подтверждение такого мировоззрения Морита и его жена переехали на несколько лет в Нью-Йорк в начале 1960-х — тогда это было неслыханно для японского бизнесмена.
Однако успех Sony не обошлось без серьезных ошибок. Первый продукт компании, рисоварка, потерпел полный провал — рис в ней сжигался.
Видеомагнитофон Betamax, представленный Sony в 1975 году, был первым подобным устройством на рынке и многими считался превосходящим конкурирующую технологию VHS. Ценой больших затрат Sony попыталась сделать этот продукт доминирующим в нише видеомагнитофонов. Но рынок принял VHS как единый стандарт, и Betamax вскоре стал символом технологической неактуальности.
И неоднократные попытки компании вывести на рынок персональный компьютер никогда не составляли серьезной проблемы для лидеров рынка, несмотря на некоторые новаторские разработки в ее последних усилиях.
Однако эти неудачи были результатом готовности Мориты делать большие ставки на то, что он считал ключом к будущему электронных развлечений.
Крупнейшие из этих ставок были сделаны в 1989 году, когда Sony стала первой японской компанией, инвестировавшей в Голливуд, заплатив 3,4 миллиарда долларов за приобретение Columbia Pictures и родственной студии TriStar Pictures в надежде создать синергию между кино, телевидением и музыкой. и его существующая империя бытовой электроники.
При преемниках Мориты, Норио Ога и Нобуюки Идеи, Sony заплатила сотни миллионов, чтобы нанять продюсеров Питера Губера и Джона Питерса для управления Columbia и TriStar, только чтобы увидеть, как ее инвестиции были растрачены впустую во время пребывания в должности, отмеченного расточительными расходами. Их злополучный режим привел к убыткам в размере 3,2 миллиарда долларов в 1994 году и породил годы смены руководства и нестабильности в студии.
Критики обвинили Sony в ошеломляющих потерях наивность и очевидное отсутствие четкой стратегии использования уникального сочетания потребительской электроники и голливудских активов.
Морита все еще был у руля Sony, когда она приобрела Columbia и TriStar, но неясно, были ли основные ошибки совершены им самим или его преемниками.
Однако с появлением Интернета стратегия Sony может оказаться пророческой и, возможно, стать самым прочным наследием Мориты.
«Наконец-то мы вступили в эру цифровых развлечений, — сказал Бернофф из Forrester. Он добавил, что Sony находит способы доставки своих огромных медиа-ресурсов через всемирную паутину — способность, которая считается необходимой для доминирования в индустрии развлечений в будущем.
*
Штатные корреспонденты Times Клаудия Эллер и Джеймс Бейтс из Лос-Анджелеса и Валери Рейтман из Токио внесли свой вклад в подготовку этого отчета.
Акио Морита, соучредитель Sony and Electronics Revolutionary
Акио Морита помог превратить небольшую радиомастерскую в послевоенном Токио в одну из крупнейших и самых успешных корпораций, которые когда-либо видел мир. Если у вас когда-то был Walkman или вы любите свою PlayStation 4, вы должны благодарить за это Акио Мориту. Корпорация Sony просто не существовала бы без труда Акио Мориты. Он также частично отвечает за помощь в развитии современной японской электронной промышленности за последние 9 лет.0063 60-70 лет .
Скромно начав в подвале разбомбленного универмага в Токио, Акио и его деловой партнер создали компанию Sony, которая впоследствии стала одной из величайших компаний в мире. Немногим более чем через 50 лет Sony станет, пожалуй, брендом номер 1 в мире. Совершенно невероятный подвиг.
«Наш план состоит в том, чтобы познакомить публику с новыми продуктами, а не спрашивать их, какие продукты им нужны. Общественность не знает, что возможно, но мы знаем». 0069 Акио Морита
Ранние годы
Акио Морита родился 26 января 1921 в Нагое, Япония. Его родители были богатыми производителями саке, мисо и соевого соуса в деревне Косугая. Это было семейное предприятие с 1665 . Он был старшим из трех сыновей и должен был возглавить семейный бизнес, когда достигнет совершеннолетия. Несмотря на обучение у своего отца Кюдзаэмона, у Мориты были другие идеи.
«Когда я учился в старшей школе, отец купил мне электронный фонограф. Звук был просто фантастическим. Я был настолько впечатлен, что начал задаваться вопросом, как и почему получается такой звук. Вот тогда и начался мой интерес к электронике.» — позже вспоминал Морита.
В свободное время Акио изучал электронику. Он даже пытался построить собственное радио, фонограф и магнитофон. Морите удалось убедить отца, что бизнес должен взять на себя его младший брат. Это освободило его для поступления в Императорский университет Осаки. Здесь он получил степень бакалавра физики.
Когда началась Вторая мировая война, он был призван в Императорский флот Японии. К счастью, его не зачислили в армию, а направили в центр военно-морских исследований в Сусаки. Здесь он встретит человека, который поможет ему изменить мир электроники, Масура Ибука.
Со скромного начала
После Второй мировой войны, в возрасте 25 , Акио помог основать Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию (Tokyo Tsushin Kogyo KK) вместе со своим деловым партнером Масура Ибука в 9 лет0063 1946 . В то время у них было всего около 375 долларов и немного площади в заброшенном универмаге. В компании было около 20 сотрудников, а первоначальный капитал составлял 190 000 иен .
Это помещение находилось в подвале универмага, так как его разбомбили во время войны. Здесь молодая компания успешно построила первый в Японии магнитофон. Просто послевоенных ресурсов действительно было очень мало. Эти двое должны были найти бумагу для мимеографа, чтобы сделать ленту. Чтобы создать магнитное покрытие, они расплавили порошок щавелевого феррита в сковороде, чтобы получить оксид железа. Затем они нарисовали это на бумажных полосках. Хотя запись звучала ужасно, она сработала. И именно из этих скромных начинаний родился гигант, которого мы знаем сегодня как Sony.
Изменение названия произошло в 1958 , когда Морита и Ибука решили назвать свою компанию Sony. Новое название произошло от комбинации sonus (латинское слово «звук») и Sonny-boys (распространенное американское выражение того времени).
Другие ранние продукты включали ламповые вольтметры и усилители.
Breaking America
Эта первая попытка проникнуть в бытовую электронику не была направлена на то, чтобы привлечь к ней всеобщее внимание. Он был довольно большим и громоздким даже по меркам того времени. Не было до 1950-х годов, когда Ибука и Морита начали завоевывать серьезные позиции. Они получили лицензию от лабораторий Bells на создание транзисторов. Bell Laboratories разработала одни из первых транзисторов в США.
Самый популярный
Мастерским ходом Sony стало использование этих транзисторов в радиоприемниках, а также в других электронных устройствах. Это позволило им постепенно начать массовое производство надежной электроники для населения.
В это время японцы еще восстанавливались после разрухи войны. Широкая публика не могла себе позволить дорогую электронику. Однако это не отпугнуло деловых партнеров. Вместо того чтобы концентрироваться на своем внутреннем рынке, они нацелились на попытки проникнуть на американский рынок. Послевоенная Америка была страной быстрого роста занятости и высокого потребительского доверия. Это побуждало людей покупать новые и интересные вещи.
Для этого они решили спроектировать и построить небольшой транзисторный радиоприемник, который мог бы поместиться в потребительском кармане. Несколько новинка для того времени. Имея в руках свое первое радио, Морита начал пытаться продавать свою продукцию американским дистрибьюторам. Компания успешно создала карманное радио, но оно все еще было слишком большим, чтобы поместиться в большинстве карманов. Его продавец решил эту проблему, добавив к рубашкам дополнительные большие карманы. Это позволяло им с легкостью надевать и снимать радиоприемники с рубашек во время демонстраций.
Большой прорыв Sony
К сожалению для них, американской компании удалось построить первое устройство, но это было скорее уловкой, чем настоящим функциональным устройством. Вскоре Морита и Ибука сменили название своей небольшой компании на Sony.
В конце концов агент по закупкам часовой компании Bulova увидел радио и решил купить 10 000 единиц . Это было при условии, что они носят имя Bulova. Sony, конечно, не могла отказаться от этого предложения, это был огромный заказ. Настолько, что в то время это стоило больше, чем капитализация Sony! Морита был твердо намерен сделать Sony международным брендом.
[см. также]
Несмотря на оговорки со стороны своего партнера и совета директоров Sony, он решил отклонить щедрое предложение Bulova. Это должно было стать тем, что он назвал бы своим лучшим деловым решением в своей карьере. Позже Акио удалось найти дистрибьютора, который продавал их маленькие радиоприемники под маркой Sony. Как он и предсказывал, американским потребителям это понравилось. Этот первоначальный успех привел к появлению других «первых» продуктов Sony. К ним относятся 8-дюймовый транзисторный телевизор и видеомагнитофон.
Sony добилась огромных технологических достижений в дизайне, производстве и маркетинге. Все это превратит этикетку «Сделано в Японии» из синонима дешевого и веселого в синоним высшего качества и надежности. Позже Морита вспоминал, что Sony была Кадиллаком электроники.
Манхэттенское здание Sony. Источник: Jim.
Морита переезжает в Америку
Акио был полон решимости расширить присутствие компании в Соединенных Штатах. Он хотел сделать так, чтобы Sony доминировала на рынке, но при этом не казалась иностранной компанией. С этой целью он переехал с семьей в Нью-Йорк в 1963. Теперь Морита будет лично контролировать деятельность Sony Corporation of America, юридического лица, созданного тремя годами ранее.
Морита, снова продемонстрировав большую проницательность, понял, что для эффективной продажи на американском рынке ему необходимо «попасть в сознание» американского народа. Он должен был узнать, как они жили, и больше о том, как они тикали. Он быстро создавал прочную и ценную сеть контактов, общаясь и устраивая вечеринки в течение недели. Это было то, что он будет поддерживать на протяжении всей своей трудовой жизни.
Деловая хватка Акио Мориты была ощутима. У него была удивительная способность изучать как западную, так и восточную культуры, и объединять лучшие части каждой из них, чтобы создать серию потрясающих продуктов. Его опыт часто заставлял его консультироваться по вопросам торговли между США и Японией.
Sony стала первой японской компанией, построившей завод в США. Шли годы, Акио руководил созданием многих других производственных, научно-исследовательских и дизайнерских центров в США, Европе и Азии. Морита справедливо считал, что Sony должна вносить свой вклад в экономику любой страны, где расположены крупнейшие рынки.
Акио Морита мужчина Многие, кто встречал Акио, отмечали, что он был очень дружелюбным, веселым и общительным человеком. Многие помнят, что он обладал природным сиянием и обладал талантом приковывать к себе внимание любого, кто встречался с ним. Морита обладал отличными коммуникативными навыками и большим обаянием. Это обаяние позволяло ему легко преодолевать культурные разрывы между родиной и Западом. Акио был трудоголиком, который также любил спорт и оставался очень активным на протяжении всей своей жизни. В свои шестьдесят он даже начал заниматься водными лыжами, подводным плаванием и виндсерфингом.
Акио очень любил инновации. Это позволило Sony продолжить разработку многих «передовых технологий». К ним относятся первый успешный портативный телевизор с батарейным питанием, кинескоп Trinitron (который установил новый стандарт качества цветного телевидения) и первый цветной домашний рекордер Betamax. Sony также смогла разработать несколько новых медиастандартов. К ним относятся 3,5-дюймовый дисковод , 8-мм видеокассета и аудио компакт-диск, созданные совместно с Phillips.
Морита был полон решимости всегда оставаться «на два шага впереди конкурентов». Его приверженность этому девизу помогла ему и Sony разработать множество новых продуктов.
Некоторые из этих новинок в отрасли:
- Транзисторный радиоприемник AM
- Карманный транзисторный радиоприемник
- Двухдиапазонный транзисторный радиоприемник
- Транзисторный FM-радиоприемник
- Полностью транзисторный телевизор
- Домашний видеомагнитофон
- Видеокамера 8 мм

Sony Walkman
Морита, используя свое умение находить потребности, окупилось, когда он обнаружил, что американцы любят музыку. Они с удовольствием слушали его в своих машинах и даже возили большие стереосистемы на пляж и в парк. Также в 1970-х годах в Америке стали очень популярны магнитофоны, особенно портативные. Однако большинство из них были очень большими и тяжелыми. Морита решил, что необходимо портативное проигрывающее устройство с высококачественным звуком, которое потребители могли бы слушать, занимаясь чем-то другим. Устройство должно было бы работать от батареи, которая поставлялась с наушниками, чтобы у пользователя было больше свободы, чем у существующих устройств.
1979 плеер. Источник: Sailko/Wikimedia Commons Так и родился Sony Walkman. Это должно было стать одним из самых прибыльных продуктов компании за все время. В то время многие представители отрасли считали, что новый магнитофон Sony провалится, поскольку в нем не было функции записи. Морита знал, что устройство должно быть лишено этого, чтобы быть маленьким и портативным. Догадки Акио оказались верными. Walkman от Sony был одним из самых успешных продуктов персональной электроники, с более чем 250 миллионов единиц продано с момента его дебюта в 1979 году.
Walkman имел огромный успех
Walkman будет настолько популярен, что конкурентам будет очень трудно его воспроизвести. Прошло более двух лет, прежде чем любой другой компании удалось представить конкурирующие модели. К этому времени они уже переместили 20 миллионов единиц, а репутация и бренд компании были обеспечены во всем мире.
С Моритой у руля Sony продолжит расти и диверсифицироваться. Они станут мировыми лидерами практически во всех аспектах бытовой электроники, от телевизоров до проигрывателей компакт-дисков. 1987 видел приобретение CBS Records за крутой 2 миллиарда долларов . Акио в 1989 , незадолго до выхода на пенсию, дал толчок Sony к покупке Columbia Pictures. Это сделало Sony крупным игроком в индустрии развлечений.
Публикации и награды Акио Мориты
Акио твердо верил, что успехи в школе не обязательно гарантируют успех в жизни или бизнесе. Его 1966 книга Гакурэки Муйо Рон (не говоря уже о школьных записях) олицетворяет это убеждение. В нем он утверждает, что деловые навыки нельзя точно измерить с помощью существующих образовательных систем того времени.
Морита был награжден медалью Альберта Королевского общества искусств Великобритании в 1982 . Он был первым японцем, получившим эту престижную награду. Два года спустя Акио также будет награжден орденом Почетного легиона.
В 1986 Морита написал свою автобиографию под названием Сделано в Японии . Он также является соавтором книги «Япония, которая может сказать № ». Это сотрудничество с японским политиком Синтаро Исихара было резкой критикой американской деловой практики. Он также решительно поощрял японские фирмы играть более независимую роль в бизнесе и иностранных делах. Книга была переведена на английский язык и вызвала споры в Соединенных Штатах, и позже Морита удалил свои главы из английской версии и дистанцировался от книги.
Также в 1991 Акио был награжден Орденом Священного Сокровища Первой степени от Императора Японии. Он также был введен в должность в британское рыцарство с KBE в 1993 . Морита получил международную награду «Выдающийся предприниматель» Университета Манитобы в , 1987, годах. Он был посмертно награжден Большим Кордоном Ордена Восходящего Солнца в 1999 году.
Акио Морита был заместителем председателя Японской бизнес-федерации. Он также был членом Японско-американской группы экономических отношений, также известной как «Группа мудрецов».
Баллада о Betamax
Когда Акио Морита давал интервью в 1986 , ведущий спросил его, в чем заключалась его самая большая ошибка в бизнесе. После некоторого глубокого размышления он наконец ответил: «Бета». Sony удалось создать видеомагнитофон в бета-формате. Это был формат, которого они упорно ждали в то время, когда VHS начинали заполнять рынок. Из-за этого очень прибыльные продажи видеомагнитофонов Sony 1970-х, и ранних 80-х быстро сократились и вскоре стали обузой.
Выпуск Betamax действительно вызвал революцию в том, как потребители использовали медиа. Когда он был выпущен в 1979 году, этот 36-фунтовый монстр не был похож ни на что, что было до него. Несомненно, его будущее было обеспечено. Первые последователи быстро увидели возможности, предлагаемые машиной, и сразу же начали записывать телешоу, что в то время было в новинку. Само его существование, казалось, угрожало индустрии развлечений.
Настолько, что в 1979 году лидеры отрасли пытались доказать, что запись телешоу нарушает их авторские права.
Кульминацией этого спора стало рассмотрение Верховным судом дела Sony Corporation fo America против Universal City Studios. Sony выиграла дело, когда пять судей проголосовали за домашнюю запись. Несмотря на эту крупную юридическую победу, будущее Betamax было далеко не безопасным. Вскоре у него появился новый соперник — VHS-рекордер JVC.
Подборка видеомагнитофонов Betamax. Источник: Liftarn/Wikimedia CommonsПочему Betamax в итоге проиграл?
Обе эти машины решали одну и ту же проблему компактного сохранения информации на ленте. Также считалось, что Betamax обеспечивает лучшее качество записи и был значительно лучше сконструирован. Так почему же, в конце концов, VHS победил?
По словам инженера Гая, причина победы VHS очевидна задним числом. Во-первых, кассета VHS от JVC была намного легче, что имеет большое значение, когда речь идет о массовом производстве. Это позволило продавать их дешевле, чем Betamax. Во-вторых, первые ленты Betamax позволяли записывать только около часа. VHS, с другой стороны, может записывать в два раза больше. Этот двухчасовой стандарт записи VHS позволял легко записывать фильмы.
Это будет иметь серьезные последствия для обеих машин на рынке аренды. VHS быстро поймет силу этого рынка для продажи своего продукта. Когда рынок проката фильмов начал стремительно расти, VHS медленно, но верно начал побеждать. Розничные продавцы постепенно выделяли больше места для VHS, что со временем буквально вытеснило Betamax. Betamax, несмотря на более высокое качество, со временем просто не смог конкурировать с более дешевым и универсальным форматом VHS. Интересный урок для любого производителя: быть первым на рынке не всегда гарантирует успех.
VHS против Betamax Источник: 1Veertje/Wikimedia Commons/Engineer GuyСпустя годы
Морита потерял сознание во время игры в теннис в 1993 из-за кровоизлияния в мозг. После этого события он решил уйти из бизнеса и полностью отказался от активного участия в Sony. Акио Мориту сменил Норио Ога. Норио присоединился к Sony в 1950-х годах после того, как отправил Морите письмо, осуждающее низкое качество их магнитофонов того времени. Это один из способов получить вашу ногу в дверь!
Морита, однако, сохранял свой пост председателя до 1995 . Позже он умер в Токио от пневмонии 3 октября из 1999 . Ему было 78 лет лет.
Могила Акио Мориты. Источник: 三人日/Wikimedia CommonsАкио Морита сумел за свою очень успешную карьеру стать пионером маркетинговой концепции узнаваемости торговой марки. Это было в то время, когда большинство компаний в Японии производили продукцию для других организаций. Эта стратегия выделит Sony среди конкурентов и поможет значительно повысить доверие мира к японской технике. Благодаря его усилиям Sony стала синонимом превосходного качества.
Через: PBS, Entrepreneur, Agile Writer
For You
diy
Эти полезные советы облегчат вам жизнь, если вы создаете базы данных или хотите запачкать руки SQL.