История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.
История фотографии в России
8 октября 2011
Текст:Петр Ангарский
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии. В небольшой статье невозможно назвать все имена и события, столь значимые для истории отечественной фотографии. Можно лишь с помощью отдельных штрихов указать путь, по которому шло ее развитие. Но перед этим, наверное, стоит упомянуть о нескольких фактах, без которых фотографии не было бы вообще.
Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов и на некоторых имеется подпись самого Талбота. Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков. В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.
В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX — XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
Им был разработан способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагеротипию более дешевой и доступной большему числу людей.
Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагеротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. В 1847 году Левицкий для удобства наводки на фокус и облегчения фотокамеры начал использовать меха. Он же первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Для повышения технического уровня в области дагеротипии Левицкий в 1845 году уезжает в Италию. Там он снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, открывает дагеротипную мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.
Цесаревна Мария Федоровна с сыном Ники. Сергей Левицкий.
Групповой портрет русских писателей. Сергей Левицкий 1856 г.
Портрет Д.И. Менделеева. Сергей Левицкий. С-Петербург, апрель 1861 г.
Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.
Андрей Деньер (1820-1892). Санкт-Петербург.
Поэтесса Зинаида Гиппиус. Санкт-Петербург. Андрей Деньер.
В 1887 году в России появился «Фотографический вестник» — первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В этом журнале Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательно проверялись, так как в то время появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии.
В 80-х гг. XIX столетия появляется жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известными являются его «Волжская коллекция», в которой представлены фотографии Волги, снятые от истоков до устья в среднем через каждые четыре версты, и альбом «Неурожайные 1891–92 годы в Нижегородской губернии». Он также создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года и фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина.
Максим Дмитриев (1858-1948)
Максим Дмитриев. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде 1897 г.
Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года — сотрудника Российской Академии наук.
Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела в научной среде сенсацию.
Евгений Буринский (1849-1912)
Климент Аркадьевич Тимирязев был не только крупным ученым, но и фотохудожником, прекрасно владевшим техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. За серию совершенных и великолепных диапозитивов, на которых изображены растения и природа, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже — на Нижегородской всероссийской промышленной выставке. Кроме этого, Тимирязев, несомненно, являлся крупным мастером ландшафтной фотографии в России.
Климент Тимирязев (1843 — 1920)
Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.
Особенно важным стало применение фотографии в военных целях. Возникновение воздушного фотографирования в России относится к 18 мая 1886 года, когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-японской войны для уточнения топографических карт. Чуть позже, в 1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством.
Многие русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства. В связи с этим необходимо вспомнить Ивана Болдырева. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг большого успеха. Во время поездки в Крым он испытал свой короткофокусный фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, и получил хорошие результаты, о чем и сообщил фотографическому отделу Русского технического общества.
По рекомендации этого отдела фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье фотографа А. Деньера и показал удивительный результат. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев занялся разработкой гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин. Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, не заметили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов.
Фотографии из «Донского альбома» Ивана Болдырева.
Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке (1909), в Будапеште (1910), на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.
Сергей Лобовиков (1870-1941)
Домовница. Сергей Лобовиков.
Портрет отца Ф. И. Шаляпина. Сергей Лобовиков.
В первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-Паола, М. Наппельбаум и др. В начале XX века в работах фотомастеров все еще заметно влияние живописи. Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фотографий). Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры.
Пример раскрашенной фотографии. Федецкий Альфред Константинович (1857-1902).
В советское время раскрашивание черно-белых фотографий приобрело определенный смысл. Раскраска, предназначенная для тиражирования, становилась идеологическим инструментом. Ярким примером этому служит «Портрет И.В. Сталина» (фотограф И.Шагин, художник В. Семенов, после 1945 года). Этот портрет был широко известен во всем мире, в СССР он расходился миллионными тиражами. Везде он аннотировался как фотография, но именно живопись художника, сгладившая оспины лица «вождя народов», придавшая ему здоровый румянец и золотистый «божественный» оттенок кожи, формировала образ. Но зритель доверял фотографии, фотографическая основа рождала уверенность в правдивости изображения.
Портрет Сталина. 1952 г. Фотограф Иван Шагин, художник Виктор Семенов
Изготовление крашенок стало своеобразным бизнесом для провинциальных фотографов, которые переснимали старые маленькие фотографии на большой формат и раскрашивали их анилиновыми красителями, удовлетворяя желание заказчиков превратить разрозненные портреты родственников в семейный пантеон. В этих крашенках образ распадался на две составляющие, документальную основу, часто очень неважного качества, и анилиновую розово-голубую идиллию, напоминающую по колориту церковные росписи XIX века.
В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том же плачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряем был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему. Расцвет «искусства» ретуши фотографии совпал с уходом со сцены всех основных направлений русской художественной фотографии.
Современная российская фотография — понятие непростое. Если фотография советского периода 1970–1980-х гг. еще поддается систематизированному анализу (чаще всего в тесной связи с социальной атмосферой в стране тех лет), то фотография сегодняшних дней до сих пор практически никак не позиционировалась. Между тем, вторая половина 1990-х гг. является очень важным периодом фотографической ситуации в России.
На это время в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство «либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы.
Петр Ангарский
http://www.connect.ru/article.asp?id=3405
История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию.
___________________________
Читайте также:
Ольга Родионова — модель Ньютона и Лашапеля.
Как выглядели первые цветные фотографии царской России от Прокудина-Горского. Статьи. Онлайн-гид по Москве.
Назадв закладки
0 15979
Фото: prokudin-gorskiy. ruВ то время, когда даже черно-белые фотографии были редкостью и экзотикой, фотограф и химик Сергей Прокудин-Горский разъезжал по Российской империи и делал множество цветных снимков. Испытайте чувства путешественника во времени, просматривая подборку этих невероятно реалистичных фотографий
Сергей Прокудин-Горский не был первооткрывателем цветной фотографии, но он значительно усовершенствовал метод, изобретенный Адольфом Мите. К принципу трех цветных фильтров (красного, зеленого и синего) он добавил уменьшенную выдержку и более чувствительный к остальным спектрам сенсибилизатор.
Любопытный факт: Сергей Прокудин-Горский был учеником того самого Менделеева.
У околицы. Фото: prokudin-gorskiy.ruНадсмотрщик Черниговского водоспуска. Фото: prokudin-gorskiy.ruЛесопилка близ с. Белоомут. Фото: prokudin-gorskiy.ruБетонировка флютбета плотины. Фото: prokudin-gorskiy.ruТоржество канонизации свт. Иоасафа Белгородского на Соборной площади Белгорода. Фото: prokudin-gorskiy.ruФотолетопись России того времени была мечтой фотографа-изобретателя. В 1909 году Прокудин-Горский встретился с императором Николаем II и, получив его полное одобрение, отправился снимать губернии империи.
Группа детей. Белозерск. Фото: prokudin-gorskiy. ruПожарная команда в г. Вытегре. Фото: prokudin-gorskiy.ruКрестьяне на покосе. Фото: prokudin-gorskiy.ruМонастырский сенокос. Леушинский монастырь. Фото: prokudin-gorskiy.ruВасильки во ржи. Фото: prokudin-gorskiy.ruВ помощь съемкам Российской империи Прокудину-Горскому выделили специально оборудованный железнодорожный вагон, пароход, моторную лодку и автомобиль Ford. Все остальные расходы фотограф должен был оплачивать самостоятельно.
Среди снимков фотографа есть цветные фотокарточки Льва Толстого и Федора Шаляпина. По непроверенным сведениям, он снимал и царское семейство, но эти фото пока никто так и не нашел.
Лев Толстой. Фото: prokudin-gorskiy.ru Федор Шаляпин в роли Фауста. Фото: prokudin-gorskiy.ru Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова. Фото: prokudin-gorskiy.ru Башкир у своего дома. Деревня Яхья. Фото: prokudin-gorskiy.ru Аварки. Дагестан. Фото: prokudin-gorskiy.ruЭтюд в устье реки Кеми (лайка). Фото: prokudin-gorskiy.ruРыболов на р. Исети. Фото: prokudin-gorskiy.ruА. П. Калганов с сыном и внучкой. Фото: prokudin-gorskiy.ruПочти сразу после Октябрьской революции Прокудин-Горский иммигрировал во Францию, а коллекция его фотокарточек была выкуплена Библиотекой Конгресса США у наследников уже после смерти фотографа.
Читайте также: «Дикие животные России на фотографиях Ивана Кислова».
Смотрите также:
Еще 0 ответов комментарии
цветных фотографий царской России раскрывают мир, потерянный для истории | Путешествие
«Троицкий мужской монастырь в городе Тюмени». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Кочевые киргизы. Голодная степь». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Группа еврейских детей с воспитателем. Самарканд». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Дагестанские типы». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «В Алупке. Крым». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Зиндан (тюрьма), сокамерники выглядывают из-за решетки и охранник с русской винтовкой, униформой и ботинками, Средняя Азия». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Общий вид Ликанского дворца со стороны Куры». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Четверо мужчин на телеге, запряженной лошадьми, рядом со скалой». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Большая группа мужчин, в основном на лошадях, собралась на склоне холма». Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса «Портрет женщины в полный рост, возможно, туркменки или киргизы, стоящей на ковре у входа в юрту, одетой в традиционную одежду и украшения».По образованию химик, Прокудин-Горский учился у ведущих специалистов по цветной фотографии в Санкт-Петербурге, Берлине и Париже. Благодаря своему изобретательному мастерству он создал новый метод создания ярких цветных слайдов. Прокудин-Горский создал цветные изображения , экспонируя одну продолговатую стеклянную пластину три раза в быстрой последовательности через три разных цветных фильтра: красный, зеленый и синий. Затем он представил эти цветные изображения в виде слайдов, проецируя три разных цветных изображения через три разные линзы, одну поверх другой. Когда три изображения проецировались вместе, можно было увидеть полноцветное изображение.
Снимки действительно представляют собой затерянный мир: многие здания сфотографированные Прокудиным-Горским были разрушены во время большевистской революции. Фотографии также показывают широкое этническое разнообразие Российской империи: от фотографий молодых крестьянских русских девушек до серии изображений узбекских мужчин и женщин.
Полный канон работ Прокудина-Горского был приобретен Библиотекой Конгресса у его сыновей в 1948 году. Вы можете просмотреть больше его работ в Интернете на веб-сайте Библиотеки Конгресса.
Выставка в Париже открыта до 18 мая 2014 года. Вход в главный музей бесплатный, но за саму выставку взимается плата в размере 4 евро (около 5,50 долларов США). На слайд-шоу выше показаны фотографии, представленные на выставке, а также избранные изображения из цифровой коллекции Библиотеки Конгресса.
«Voyage Dans L’Ancienne Russie». Музей Цадкина. 100 bis Rue d’Assas, 75006 . +33 (0)1 55 42 77 20.
Рекомендуемые видео
Первая цветная фотография из России – в картинках | Искусство и дизайн
Семейные портреты 1860-х годов, малыши в традиционных костюмах и Сталин, лежащий в окружении моря цветов… новая выставка знакомит с самыми ранними опытами русской цветной фотографии и показывает ее жизнь с 1860-х по 1960-е годы
• Первоцвет: ранняя русская цветная фотография в Галерее фотографов с 1 августа по 19 октября
Ми-Лай Стоун
- Портрет Алексея Николаевича Тютчева с женой Анной Иосифовной и дочерьми Анной и Марией Алексеевной, 1864 г. Фото: Петр Веденисов
- Дети в национальной одежде, 1909-1914 гг. Фотография: Петр Веденисов
- Портрет девушки в малороссийском костюме. Санкт-Петербург, 1900-е годы. Фото: Елена Мрозовская
- Автохромная печать, 1909-1914 гг. Фотография: Петр Веденисов
- 1909-1914. Фотография: Петр Веденисов
- «В память о службе в армии». Санкт-Петербург, 1911 г. Фото: П.Т. Иванов
- Фотомонтаж «Будь готов!», 1932 г., с фотографиями Александра Родченко. Фотография: Варвара Степанова
- Морские кадеты в конце 1940-х гг. На оборотной стороне текст поздравления Александру Родченко. Фотография: Яков Халип
- Студент в начале 1950-е годы. Фотография: Иван Шагин.
- Похороны Сталина в Москве, март 1953 года. Фото: Дмитрий Бальтерманц
- Дождь 1960-х. Фото: Дмитрий Бальтерманц
- Без названия (Флаг), 1960-е гг.Первое фото в россии: История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.