Пленочные снимки: 12 лучших пленочных камер: выбор профессиональных фотографов

Содержание

#Filmisnotdead: процветание пленочной фотографии в XXI веке | Статьи | Фото, видео, оптика

Фото: Lanty Zhang

Недавно на сайте выходил текст про инфракрасную съемку. Для чего она, зачем, какая пленка используется. Канонической в этом смысле была пленка Kodak aerochrome. Именно была. До тех пор, пока ее не сняли с производства. Впрочем, произошло это еще до того, как появился невероятный спрос: люди начали использовать ее в классической фотографии, снимать людей, путешествия, уличные кадры. Аэрохром показывала невероятные оттенки и сюрреалистичные цвета.

Сейчас каждая катушка такой Kodak – на вес золота: умельцы ищут ее в разных местах, а предприниматели монетизируют найденные остатки по высоким ценам. Все бы ничего, но в 2013 году бренд Lomography предпринял сразу несколько попыток создания пленки со сходим эффектом. У них вполне себе получилось. Lomochrome purple и Lomochrome metropolis вышли. Кажется, это еще один звоночек, что пленка абсолютно и точно is not dead. Пленочная фотография процветает и развивается. В XXI веке.

Фото: wikipedia

Пленка. Развивается!?

Пленочная фотография никогда, собственно, и не умирала. Да, год от года менялось количество людей, снимающих на аналоговую технику. В рамках города, страны или, вообще, мира. Но, так или иначе, был некий костяк фотографов, которые снимали, снимают и, скорее всего, будут дальше снимать именно на пленку. От андерграундных фотохудожников до больших мэтров, снимающих для билбордов и крупных компаний.

Феномен пленочной фотографии, как фотографии определенного типа, характерной картинки и вообще ‘вот этого ощущения от пленочной картинки’ цикличен. Как и многие другие веяния.

Пленочная фотография стала массовой в 60-70ые годы: как в СССР, так и в Европе, Штатах на прилавках появились скромные и понятные для простого человека фотоаппараты 35мм. Такой фотоаппарат мог позволить себе почти каждый. Были даже кружки юных фотографов, а для взрослых – союз фотохудожников.

Фото: socialpsychol.wordpress.com

В 60-70-ые годы также можно было наблюдать бум на неформальную молодежь: окрашенные волосы, любопытный стиль в одежде, борьба с гендерной идентичностью, а также звонкая музыка и куча проколов на теле. Это ли не предшественники современных зумеров, транслирующих себя в Тик-токе? Такую же историю можно рассказать про виниловые пластинки с аудиокассетами. Они уходили с рынка во времена глобального развития интернета, цифровых технологий и mp3, однако вновь вернулись в прошлом десятилетии. Молодая и преуспевающая группа, которая хоть раз, не выпускалась на виниле или кассетах? Такую еще поискать. Это, не говоря уже о крупных артистах, которых издают на аналоговых носителях. Издают не потому, что трендово и ‘круто’, а потому что аналоговый звук правда другой, воспринимается более глубоко и охватывает бОльший диапазон частот.

Есть множество других направлений, которые также приходят и уходят в массовый обиход повинуясь теории цикличности. Съемка на пленку определенно в их числе.

Изображение: engadget

По фактам

В 2010 году голландская компания Impossible project объявила о возобновлении производства кассет для моментальных фотоаппаратов. Тех самых полароидов. На выкупленном у Polaroid оборудовании. У глобальной компании, обанкротившейся всего за пару лет до этого. Ибо спрос на моментальные фотокарточки окончательно сник. Или, все-таки, наоборот?

Если вы откроете любой трендовый онлайн секонд-хэнд, зайдете на Авито или займетесь поиском фото-комиссионки в относительно большим городе…во всех случаях вас ждет успех! Бум на пленочные фотоаппараты не то, чтобы происходит, он уже вокруг и продолжается какое-то время. От мыльниц, до среднеформатных камер. Это факт. А уж сколько этих объявлений «Поснимаю вас на пленку», которые наверняка мелькали и в вашем Инстаграме. Все это – прямой показатель массового спроса потребителей на пленочные фотоаппараты и вообще аналоговую фотосъемку. Пожалуй да, слово ‘модно’ вполне применимо в этом случае.

Фото: bluemooncameracodex.com

С 2012 года австрийская компания Lomography является единственным в мире производителем 110мм фотопленки. Скорее всего, вы про такую даже не слышали. Это крохотная пленка, выпускающаяся в кассетах. Незадолго до этого все большие бренды фото-рынка, вроде Fujifilm, сняли с производства данный тип пленки. Совершенно не уместный и не нужный человеку XXI века. Однако, вновь: спрос рождает предложение. А достаточно скромный тип пленки реабилитирован спустя недолгое время. Силами аутентичной компании, которая продвигает пленочную фотографию.

Lomography в мировом масштабе, пусть не двигатель, но явно один из поршней прогресса идеи и популяризации аналоговой фототехники в мире!

Фото: lomography

Ломография. Другой взгляд на пленочную фотографию

В целом, ломография как течение в фотографии всегда жило по своим правилам и шло своей собственной дорогой. Ломографией нельзя считать просто съемку портретов на той-камеры, нельзя также сказать, что ломография – это стрит фотография. Это нечто самобытное. Как направление.

Сама компания за последнее десятилетие сделала очень многое для популяризации пленочной фотографии в мире. Lomography занимаются выпуском фотоаппаратов, объективов и пленку различных форматов. Что любопытно – компания реабилитировала не только 110мм фотопленку, вернув ее в обиход спустя недолгое время после забвения. Бренд перевыпустил давно забытые многими фотоаппараты в новом формате, доработав и отточив, где необходимо.

Фото: lomography

Такими стали Horizon (изначально советская панорамная камеры), Diana и Holga (простые пластмассовые камеры, вокруг которых не было никакого шума в прошлом столетии), безусловно, ЛКА, советский Ломо Компакт Автомат, который получил новую жизнь, обновленный функционал и доработанный без того сильный объектив, панорамная камера Sprocket Rocket, снимающая на всю пленку вместе с перфорацией…перечислять можно долго.

Фото: newatlas.com

Год от года я наблюдаю все новые и новые заходы от Lomography, когда, казалось бы, ну что еще можно придумать в пленочной фотографии? Компания не обошла стороной даже культовые старые объективы и пленочную кинокамеру(!). В случае Ломографии, все эти моменты запущены на массовое производство и распространение по всему миру. Распространение на тысячи, сотни тысяч, если не миллионы покупателей. Культовые той-камеры и новые решения, широкий спектр пленок, даже с заходом на инфра-эффект, объективы под разные байонеты, реабилитация давно забытого…Пленка умирает? Нет, я так не думаю. Ломография тому – лакмусовая бумажка: покуда силами одной этой компании происходит такая популяризация аналоговой фотосъемки, можно с уверенностью сказать, что пленка живет и развивается.

Следствий популярности фотопленки сегодня множество: от пресловутых объявлений на Авито, до открытия новых качественных фотолабораторий в городах. Я выделил лишь один из поршней в этом двигателе. Несмотря на это, поршне важном и масштабном! Хорошо, что есть еще компании, которые сохраняют ценность пленки. Не как материала или некого средства работы, а как отдельного направления в фотографии. Направления, которое с нами еще точно надолго.

Пленочная фотография: начало начал

Сегодня некоторые фотографы считают пленку прерогативой хипстеров, пытающихся выглядеть круто, но для многих пленочная фотография — это более органичный метод в творчестве. Она позволяет замедлиться, сосредоточиться на съемке и терпеливо выжидать, прежде чем увидеть результаты. В этой статье фотограф Карл Спринг (Carl Spring) расскажет обо всем процессе, оборудовании и причинах почему можно захотеть и как начать снимать на пленку.

Работа с пленкой означает фиксацию ISO и ожидание следующих 36 снимков

Пленочная фотография — это процесс использования химикатов для создания фотографии. Пленка в виде рулона существует примерно с 1885 года. Она была изобретена Питером Хьюстоном, который затем передал лицензию Джорджу Истману (из компании Kodak). Kodak и по сей день доминирует в пленочной фотоиндустрии. 

Не вдаваясь в сложности, пленочная фотография работает путем экспонирования кристаллов галогенида серебра. Чем больше света попадает на кристаллы, тем темнее они становятся. После этого пленка может быть обработана для создания негатива (инверсия окончательного изображения), и его можно экспонировать на светочувствительной бумаге для создания окончательного снимка. 

Съемка с выносной вспышкой на пленочную камеру может быть сложной задачей. Здесь фотограф использовал цифровую камеру в качестве измерителя экспозиции пленки

Пленка против цифры: почему стоит подумать о съемке на пленку?

  • Пленка мешает быть небрежным

Съемка рулона пленки с 36 экспозициями будет стоить вам примерно 1 доллар за изображение. Так что, если вы выйдете и сделаете 200–300 изображений, как многие из нас делают, используя цифровую фототехнику, то внезапно увидите, насколько все-таки цифровая фотография дешевле.  

Этот снимок показывает, насколько небрежная техника повредит вам при съемке на пленку. Фотограф снимал с помощью автофокуса, но по мере того, как свет падал, уменьшалась и способность фокусироваться, что приводило к размытому результату

Кроме того, когда вы можете снимать серию из 100 изображений, не нужно ждать подходящего момента, не нужно особо беспокоиться об экспозиции, потому что вы можете проверить дисплей, при необходимости отрегулировать и исправить при редактировании. С другой стороны, пленочная фотография — съемка рулона из 36 снимков (возможно, двух). Речь идет о том, чтобы каждая экспозиция учитывалась и все было правильно уже в камере. Другими словами: с пленкой вы всегда будете в тонусе. 

  • Пленка экономит часы при постобработке

С пленкой, как правило, получаешь отличный результат прямо из камеры, тогда как цифровые фотографии могут потребовать нескольких часов постобработки. Фактически, большинство популярных стилей монтажа основаны на пленке.  

Результат, который вы видите здесь, — это просто фотография, полученная из лаборатории

  • Пленка помогает лучше решать проблемы

В пленочной фотографии ISO фиксирован. Если света мало, а вы снимаете пленку с чувствительностью ISO 100, вам придется придумать, как получить больше света, иначе у вас не получится снимок. Стоит ли замедлить затвор? На какой скорости вы все еще можете удерживать камеру без содрогания? Уверены? Стоит ли открывать диафрагму и жертвовать глубиной резкости? Пленочная фотография вызывает множество вопросов, и вы получите ответы только тогда, когда увидите проявленные изображения. 

Уменьшение стопов — определенно способ улучшить качество фотографий на пленке

  • Пленка (потенциально) рентабельна

Как уже упоминалось выше, съемка на пленку стоит около 1 доллара за снимок. Вроде достаточно много. Но если вы посмотрите на стоимость высококачественной пленочной камеры по сравнению с чем-то вроде Canon EOS R5 (что составляет около 5000 долларов с объективом), вы быстро поймете, что пленочная фотография может быть очень бюджетной, в зависимости от того, как часто вы снимаете. Даже если вы потратите 1000 долларов на высококачественную пленочную камеру и объектив, у вас останется бюджет на пленку в 4000 долларов.

Кроме того, высококачественные пленочные фотоаппараты сохранят свою ценность. Фактически, стоимость многих пленочных фотоаппаратов растет. Так что, если вы купите пленочный фотоаппарат и продадите его через 5 лет, сможете получить неплохую небольшую прибыль в этом процессе. 

Давайте подробнее рассмотрим фотоаппараты и пленку 

  • Камеры

Есть три основных типа пленочных фотоаппаратов:

  • Компактная.
  • SLR / дальномер.
  • Средний формат.

У каждого есть свои преимущества и недостатки. Проще всего заняться пленочной фотографией с помощью качественной компактной камеры. Это аналог фотографирования на iPhone. Камера установит экспозицию, а вам останется работать над композицией. 

Есть много компактных пленочных фотоаппаратов, от самых дешевых до невероятно дорогих.  

Пленочная SLR очень похожа на цифровую SLR, но не настолько хороша. Есть и с автофокусом, и без. SLR без автофокуса добавят еще один уровень сложности фотосъемке. Как правило, SLR с ручной фокусировкой дешевле. Камеры с ручной фокусировкой также более надежны механически из-за меньшего количества внутренней электроники. 

Даже если вы используете пленочную камеру с автофокусировкой, обратите внимание, что старые системы автофокусировки не похожи на те, которые нам нравятся сегодня (хотя они могут сделать пленку менее сложной для освоения). 

В камерах среднего формата используется пленка гораздо большего размера, хотя и с 12–16 кадрами в рулоне. Точно так же, как более крупный цифровой датчик улучшает качество изображения и дает меньшую глубину резкости, пленка среднего формата дает потрясающие результаты. 

Камеры среднего формата имеют некоторые преимущества (например, во многих из них можно менять пленку на полпути). Но у них также есть много причуд, и они могут быть изумляющими для фотографов, плохо знакомых с пленкой. Камеры среднего формата громоздкие, тяжелые и дорогие по сравнению с другими упомянутыми типами, поэтому для новичка это сомнительный вариант. 

Если вы действительно хотите попробовать пленку среднего формата с ограниченным бюджетом, вы можете приобрести Holga. Она использует пленку среднего формата в корпусе компактного типа с пластиковой линзой. Камеры Holga имеют очень специфический вид; не ожидайте изображений, подобных тем, которые сняты «правильной» камерой среднего формата. 

Выбор пленки 

Ваша пленка определит внешний вид фотографии. Она также фиксирует ISO (то есть, если вы установите пленку ISO 100, вы будете снимать с ISO 100, пока рулон не закончится). Убедитесь в том, что вы тщательно выбираете ISO пленки в зависимости от дня и времени съемки. 

Теперь каждая пленка имеет отличительные характеристики, такие как яркость цвета и мягкость тени. Таким образом выбранная вами пленка зависит от того, какого вида вы хотите добиться. Основные бренды — это Kodak, Fuji и Ilford.  

Купите несколько разных рулонов пленки и ищите свою «ту самую». 

Как проявить пленку 

Самый простой способ проявить пленку — отправить ее в профессиональную проявочную лабораторию. Однако многим фотографам нравится проявлять пленку дома. Это относительно простой процесс, и если вы много снимаете, он может оказаться рентабельным. Основное оборудование и химикаты можно купить в фотомагазине. 

Как проявить пленку в домашних условиях — это отдельная статья. Список базового оборудования выглядит следующим образом:

  • сумка для смены пленки
  • пленочный бачок
  • проявитель
  • фиксаж
  • дистиллированная вода
  • термометр
  • мерный цилиндр

Один быстрый совет по проявлению пленки в домашних условиях: сушите снимки в ванной. 

Влага от душа уменьшит количество пыли в воздухе, что, в свою очередь, уменьшит количество пыли, которая оседает на негативах. Если вы хотите пойти еще дальше в освоении пленочной фотографии, то позже сможете оборудовать собственную темную комнату.

В плену у плёнки

Плёночная фотография – необычное искусство, которое перемещает нас из цифрового века в мир прекрасного, но строгого подхода к запечатлению мгновений жизни. Мы решили узнать подробнее об аналоговой фотографии в жизни студентов и сотрудников ЛЭТИ.

625

Плёночная фотография – необычное искусство, которое перемещает нас из цифрового века в мир прекрасного, но строгого подхода к запечатлению мгновений жизни. Казалось бы, время плёночной фотографии миновало с появлением цифровых технологий съёмки, однако это совсем не так. Интерес к «плёнке» растет среди представителей всех поколений. Газета «Электрик» решила узнать подробнее об аналоговой фотографии в жизни студентов и сотрудников ЛЭТИ. Мы поговорили с четырьмя фотографами из нашего вуза. Все они – на разных уровнях владения приемами/искусством аналогового фотографирования. В нашем материале – истории как новичков, так и профессионалов.

Участники проекта рассказали, с чего начался их путь в фотографии, что интереснее всего запечатлевать на снимках, почему аналоговая съёмка со временем не теряет свою актуальность, и о многом другом. Мы уверены, что эти интервью будут полезны всем, кто хочет заняться аналоговой съёмкой или просто интересуется искусством фотографии.


Тимур КАРИМОВ, аспирант кафедры систем автоматизированного проектирования, ФКТИ

Плёночную фотографию на каком-то осознанном уровне мы с братом впервые попробовали в 14 лет, благо был фотоаппарат с полностью ручными настройками – прадедушкин «Зоркий-4» 1957 года. Поснимав на разные цифровые аппараты, я так и не удовлетворился качеством снимков, и в 2019 году подумал: а почему бы не попробовать тот «Зоркий»? Первую плёнку на 36 кадров я снимал целый год, но, увидев результат, загорелся идеей снимать больше.

Последующее знакомство с миром плёночной (и вообще) фотографии показало, насколько он огромный и неисчерпаемый.

В «плёнке» – множество интересных нюансов. К примеру, выбор чёрно-белой или цветной плёнки диктуется логикой, ведь информация
о цвете иногда лишняя: например, на чёрно-белых портретах скрывается неровный тон кожи. А ещё с ч/б легче работать: я освоил проявку и печать, теперь могу что-то поснимать и тут же оценить результат, даже если щёлкнул всего один кадр (для этого есть специальные лайфхаки). Но зачастую идея или сцена просит цветного воплощения.

 

 

Цвет тоже бывает разный: сейчас можно купить 15-20 разных плёнок, я почти все попробовал и могу сказать, что, к примеру, пейзажи отменно получаются на слайд, а для ночного города отлично подойдет киноплёнка с индексом «Т». В общем, это всё безумно интересно.

На мой взгляд, сейчас спор «плёнка или цифра» звучит примерно так же, как сто лет назад спор «живопись или фотография». Как мы знаем из истории, каждое направление в итоге нашло свою нишу. Думаю, что и в сегодняшнем противостоянии будет достигнут паритет. Магия плёночного снимка, безусловно, существует. Ограниченность числа кадров в плёнке заставляет тщательно обдумывать каждый снимок. А еще многие отмечают, что возиться со старыми механическими фотоаппаратами и проявочными бачками – отдельный вид удовольствия, и это тоже верно.

 

 

Яна ХВАЩЕВСКАЯ, ФИБС, 2-й курс

Особый интерес к аналоговой фотографии я обнаружила банально – после генеральной уборки в шкафу, найдя родительский фотоальбом со снимками из их молодости. Уютные и невероятно красивые кадры зажгли во мне интерес к фотоискусству. После появления плёнки в моей жизни все цифровые фотографии стали казаться какими-то эфемерными, их не удавалось «пощупать» и понять. Цифровые снимки словно утекают куда-то сквозь пальцы – какие-то гигабайты в облаке, на жёстком диске…

Иногда у меня возникает ощущение неприятной идеальности цифровых кадров. То, что получается при съёмке на плёночный фотоаппарат, всегда остаётся неизведанным. Никогда не знаешь, что получится в конечном итоге, каждый кадр – на вес золота, это завораживает.

 

 

Курсы фотографии я никогда не проходила, но очень хочется. Пришлось прочитать большое количество статей и материала об аналоговой фотографии, чтобы впервые взять в руки плёночный фотоаппарат. О разновидностях плёнки, ее светочувствительности (ISO) и цветности узнавала из видеороликов. Ещё нужно было изучить хотя бы то, как заряжать плёнку, как настроить диафрагму, выставить нужную выдержку, – в общем, трудностей было достаточно много, но желание достичь определённого результата было сильнее.

Больше всего мне нравится снимать исторические здания. Возможно, даже какие-то отдельные архитектурные элементы, а не здания целиком. Мечтаю снова съездить в Германию. В первую очередь, за плёночными снимками потрясающей архитектуры этой страны: европейская культура меня всегда очень притягивала. Также стоит сказать, что отдельное место в моем сердце занимают пейзажи, поэтому ещё одной моей заветной мечтой является поездка в Альпы – очень хочу запечатлеть их на плёнку.

Профессионально заниматься фотографией я никогда не планировала, так как фотоискусство не служит для меня средством самовыражения, скорее, увлекательным занятием для души. Мне больше нравится ходить на выставки профессиональных фотографов, где можно получить вдохновение и идеи для собственных снимков.

 

 

Сергей Владимирович ЛЕОНОВ, старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью», профессиональный журналист, фотограф, художник

Я начал фотографировать в тринадцать лет. Фотографией занимался мой старший брат Володя. Он снимал не только семью и условного котёночка, а город и сценки, происходившие на его улицах, – то есть учился быть репортёром. Мне тоже это было интересно. Мы с ним оборудовали в ванной комнате лабораторию, проявляли плёнки и печатали снимки. Когда я уже учился в ЛЭТИ, был организован конкурс фотографии, и я подумал: надо поучаствовать. И занял первое место. После конкурса ко мне вдруг приходит человек из редакции газеты «Электрик» и говорит: «Мы хотим, чтобы вы у нас работали». Так с 1970 года и до недавнего времени я работал в газете, лет сорок с лишним точно.

Также сотрудничал с газетой «Смена» и журналом «Костёр». Один из ведущих рекламистов Фейнберг Митчелл до сих пор снимает изображения на плёнку. Объясняется это очень просто: качество получаемого изображения на плёнку крупного формата (8х10 дюймов) до сих пор выше, чем у любого цифрового изображения. Плёнка проявляется и сканируется, в результате получаются снимки очень высокого качества. Где-то 250 мегабайт минимум. Обычная фотография – 5, 10, 20 МБ. Соответственно, можно печатать фотографии большого размера и очень высокого разрешения.

 

 

Чем ещё хороша плёночная фотография? Плёнка – это существующий материальный объект, он фактически есть. Вот того, что есть в цифровом фотоаппарате, фактически нет. У меня был терабайтный диск, и на нём хранилось очень много файлов – в том числе изображений. Как-то я принёс его в наш компьютерный класс, чтобы показать студентам какие-то материалы, включил, и этот диск у меня сгорел – вирус.

Что-то я смог восстановить, а что-то нельзя было восстановить в принципе. А ведь я до сих пор могу отсканировать изображения, которые были сняты в шестидесятые годы. С ними ничего не произойдёт, если хорошо их хранить.

Снимать мне нравится самое интересное в природе. Что это? Человек. Лучше всего делать репортажные, а не постановочные портреты. Самыми живыми получаются снимки, когда люди даже не знают, что их фотографируют.

 

Сейчас очень интересное время. Техника становится лучше, а фотографии почему-то – хуже. Вот даже эпоха Возрождения. Было множество художников, которые писали на высочайшем уровне. Мы с вами можем вспомнить Рембрандта, Тициана, Да Винчи, но ведь есть огромное количество мастеров, которых никто не знает. Сейчас наоборот. Огромное количество людей снимают и снимают, честно говоря, ерунду. На телефоне можно снимать пейзажи, маленькие объекты в макрорежиме. А вот фотографии людей получаются плохо – в камере телефона стоит широкоугольный объектив, который фактически уродует человека.

На мой взгляд, телефон – это вообще не для фотографии, а для фиксации.

 

 

Серафим ОСИПЕНКО, ГФ, 3-й курс

В 15 лет на протяжении года я ходил на курсы по фотографии. На плёнку начал фотографировать зимой 2020 года, найдя на даче старый «Зенит». Зимой 2020/21 года моя коллекция камер пополнилась старым плёночным «Самсунгом».

Какого-то определённого источника вдохновения у меня нет: я подписан на большое число сообществ «ВК», аккаунтов в «Телеграме» и «Инстаграме», которые базируются на искусстве фотографии в целом и выкладывают работы разных авторов. Я считаю, что следить за чужими работами полезно для реализации собственных идей для съёмки. Появляется желание сделать лучше, чем у других, – такое творческое соревнование, если можно так выразиться.

 

 

Так как фотографирую я не только на плёнку, но и на цифровую камеру, то и предпочтения в том, что я снимаю, у меня разнятся в зависимости от формата. Если говорить про цифру, то люблю снимать природу и архитектуру. На плёнку мне определённо больше нравится фотографировать людей, ведь полученные снимки будто отправляют нас в эпоху, когда до цифры было еще далеко, а единственные свидетельства о каких-то событиях хранились у людей на маленьких плёночных мотках, которые можно было вставить в проектор или, при большом желании, распечатать.