Робер Дуано — Поцелуй у здания муниципалитета
100 лет назад, 14 апреля 2012 года, родился известный (пожалуй, самый известный) французский фотограф Роберт Дуано (Robert Doisneau), который вместе с Анри Картье-Брессоном известен, как основатель нового направления в фотожурналистике. Историю самой известной фотографии «Поцелуй у здания муниципалитета» (Le baiser de l’hotel de ville) мы и расскажем здесь.
Робер Дуано сделал эту фотографию в 1950 году, получив заказ от журнала «Life», и она принесла фотографу мировую известность, стала символом любвеобильного Парижа, молодости и любви. Поцелуй Дуано только кажется абсолютно случайным, подсмотренным и умело схваченным фотографом – отсутствие стройной композиции кадра, общая обстановка и смаз кадра выдают его за вполне реальное мгновение жизни.
Журнал «Life» опубликовал фото Робера Дуано вместе с несколькими другими фотографиями поцелуев на улицах Парижа, a негатив и отпечатки фотографии были переведны в архив, где и пролежали более 30 лет…
Эта фотография стала всемирно известной лишь в 1986 году, когда она была напечатана на постере. «Поцелуй…» Робера Дуано был распечатан на 2.5 миллионах открытках, 500 тыс. плакатов и еще на календарях, занавесях, фотоальбомах – повсюду. Не удивительно, что одна эта фотография принесла Робер Дуано больше дохода, чем все остальные фотографии!
Однако, известность имеет и обратную сторону медали. После такого фурора Дуано получал сотни писем людей, представлявшихся героями этой фотографии и требовавших компенсации, при этом дело доходило даже до суда. Так, одна пара в 1988г. подала иск на фотографа и с требованием выплатить 90,000 долл. в качестве гонорара. Робер Дуано выиграл, однако ему пришлось признаться, что это фото постановочное. По словам фотографа, он бы не осмелился фотографировать целующихся на улице, потому что «такие парочки редко бывают узаконенными».
Однако, судебные разбирательства, связанные с этой фотографией так просто не закончились. Франсуаза Борне, модель на этой фотографии, предъявила свидетельство того, что именно она изображена на фотографии – снимок, подписанный самим Дуано, – и потребовала 100,000 франков, однако и теперь фотограф смог выиграть дело, доказав, что уже заплатил обоим за съемку.
Суды судами, но репутация фотографа как «честного документалиста и фотожурналиста» была изрядно подорвана.
«Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах говорил Робер Дуано о фотографии, принесшей ему известность.
Но и это еще не вся история.
В 2005 году, спустя десятилетие после смерти Робера Дуано, Франсуазе Борне нужны были деньги и она выставила оригинальный снимок с подписью фотографа на аукцион, ожидая получить за него около 10-15 000 Евро, по самым оптимистичным прогнозам фотография могла уйти за 20 000.
И теперь представьте всеобщее удивление, когда фотография «Поцелуй у здания муниципалитета» была продана за 155 000 евро! Купил ее, по словам представителей парижского аукционного дома Briest-Poulain-Le Fur, анонимный швейцарский коллекционер.
Так что, несмотря на слова самого Робера Дуано, фотография оказалась отнюдь не «дешевой»!
Вот так живут фотографии – своими особыми жизнями, переплетающимися и иногда переворачивающими жизни своих создателей!
Автор — Евгения Эвоян
ЛитКульт — Роберт Дуано — «Поцелуй у здания муниципалитета»
Рубрика: арт
Тэги: Роберт Дуано
Робер Дуано (фр. Robert Doisneau, 14 апреля 1912 — 1 апреля 1994) — французский фотограф, мастер гуманистической французской фотографии. За свою долгую жизнь Робер Дуано так и не вписался ни в один из стилей, не создал никакой творческой школы. Дуано сближался с сюрреалистами, авангардистами, пробовал себя даже в пикториализме.
Самая известная фотография Робера Дуано «Поцелуй у здания муниципалитета» была сделана в 1950 году по заказу журнала «Life». Это одна из самых знаменитых фотографий всех времен и народов, символ Парижа, молодости, любви и весны. Кадр выглядит абсолютно случайным, как будто влюбленные и не подозревают о присутствии фотографа; даже если в позах целующихся можно при желании обнаружить некоторую театральность, то общая спонтанность сцены, «неряшливая» композиция, казалась бы, исключает мысль о постановке.
В том же 1950 году фотография была напечатана в «Life» в теплой компании шести других парижских поцелуев. Негатив и контрольные отпечатки попали, как им и положено, в архив агентства «Рафо» и пролежали там, никого не беспокоя, тридцать с лишним лет. Всемирная известность пришла к фотографии в 1986 году, когда с нее был отпечатан постер. За двадцать последующих лет «Поцелуй у здания муниципалитета» был напечатан на двух с половиной миллионах открытках, на полумиллионе плакатов, а кроме этого на календарях, почтовых марках, майках, занавесках, постельном белье, не говоря уже о многочисленных фотоальбомах. Не будет преувеличением сказать, что на одной этой фотографии Дуано заработал больше чем на всех остальных вместе взятых! Но и неприятностей она принесла не мало.
После того как фотография стала знаменитой, фотограф получил много писем от якобы узнавших себя на фотографии. Дважды дело доходило до суда: первый раз в 1988 году семейная пара из Ирви потребовала от фотографа выплатить им в качестве гонорара 90000 долларов. Он выиграл суд, но ему пришлось признаться, что, снимок постановочный и что он использовал платных моделей. Фотограф объяснил это тем, что фотографии целующихся пар могут поставить их в неудобное положение, дескать, «влюбленные, болтающиеся на улицах Парижа, редко оказываются законными парами». В следующий раз на фотографа подала в суд бывшая актриса Франсуаза Борне, которая предъявила в качестве доказательства подписанный Дуано отпечаток, который он подарил ей после съемки. Предприимчивая женщина требовала от фотографа сто тысяч франков, но он опять выиграл суд — на этот раз он смог доказать, что уже заплатил паре за съемку.
Несмотря на выигрыш, репутация Робера Дуано, как «честного фотографа-документалиста» была сильно подпорчена. Видимо поэтому он так сильно не любил этот снимок. «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», — в сердцах, отбросив всякую политкорректность, говорил он о самой известной своей фотографии.
Последняя точка в этой истории была поставлена через десять с лишним лет после смерти фотографа. В 2005 году Франсуаза Борне потребовались деньги и она выставила собственный отпечаток фотографии на аукцион в надежде заработать 10-15 тысяч евро. Организаторы аукциона полагали, что при определенной удаче фотография может уйти и за 20 тысяч. Каково же было всеобщее удивление, когда анонимный швейцарский коллекционер заплатил за «Поцелуй у здания муниципалитета» 155 тысяч евро! Так что если фотография и была «проституткой», то не очень дешевой.
Дата публикации: 14 апреля 2012 в 21:32
Поцелуй в мэрии
В 1950 году легендарный французский художник и фотограф Робер Дуано сфотографировал молодую пару, спонтанно окутанную страстным поцелуем на многолюдной парижской улице напротив мэрии. С годами это фото «Поцелуй в мэрии» стало одним из самых известных откровенных снимков 20-го века. В 1993 году эта фотография также послужила толчком к созданию комедии Джо Дипьетро с пятью персонажами, когда он прочитал, что мужчина и женщина подали на престарелого Дуано в суд, утверждая, что они были парой на фотографии и что Дуано их позировал. Они судились за остатки. Каким бы ни было вдохновение Дипьетро, получившаяся сценическая работа давно модна, современна, но прискорбно лишена содержания и развития сюжета.
Дипьетро рассказывает о романтических приключениях двух кататонически незрелых почти 30-летних соседей по комнате, успешного мебельщика Тони (Брайан Казинс) и красивого коммерческого актера Дэйва (Пол Провенца). У обоих романтические отношения с яркими, красивыми женщинами, которые хотят большего, чем мальчики готовы дать. После четырех лет взаимно приятных платков, специалист по рекламе Джули (Робин Райкер) решила, что Тони должен жениться на ней. Новые отношения Дейва со школьной учительницей Феникс (Сибил Уокер) принимают неожиданный оборот, когда она беременеет и требует от Дэйва обязательств.
Режиссер Джоэл Бишофф ловко направляет свой нехитрый ансамбль по великолепной квартире-лофте Ричарда Гувера вверх и вниз, извергая множество умных социальных и эротических острот, которые постоянно больше похожи на мини-речи, чем на настоящую беседу. К концу пьесы решения, оправдания и объяснения, которые сближают одну пару и разлучают другую, совершенно произвольны и неубедительны. Можно только задаться вопросом, почему этих двух достойных женщин привлекли в первую очередь два придурка.
Самый удачный образ получил Райкер, чья Джули также выступает в роли рассказчика. Джули Райкера источает привлекательную смесь социальной утонченности и романтической наивности, проводя параллель между делом Дуано и ее отношениями с Тони. Это реально? Это поза? Это действительно имеет значение? К ее чести, Райкер придает подлинность неправдоподобному решению.
Уокер изо всех сил пытается разобраться в чрезвычайно сложном персонаже. Феникс — женщина в нужде, которая никогда не может адекватно достучаться до своего возлюбленного Дэйва. Драматург отягощает Феникс мириадами судьбоносных, но часто произвольных решений и предоставляет актрисе разобраться во всем этом. По большей части Уокер вполне соответствует ситуации.
Тони из «Кузены», безусловно, отражает подобающую амбивалентность счастливого холостяка, которого внезапно просят изменить направление его жизни, но редко кажется довольным диалогом Дипьетро. Комедийно искусный Провенца не беспокоится о тонкостях интерпретации или оттенках смысла. Его Дейв просто заряжает пьесу с редко меняющимся высоким уровнем безумия и беспокойства.
Чуткое изображение Магды Арут не говорящей по-английски уборщицы, миссис Валентини, представляет собой один из немногих трогательных моментов в произведении, когда она сообщает Тони истинное значение любви и преданности.
Поцелуй в мэрии
Культовая фотография юной любви в Париже, сделанная Робером Дуано, была продана тысячами плакатов, но личность пары десятилетиями оставалась загадкой. В 1988 году Жан-Луи и Дениз Лаверн увидели его на обложке журнала и подумали, что узнали себя: они были на улице Риволи 1 апреля 1950 года и имели дневник, подтверждающий это, а у Лаверн все еще была юбка и юбка. куртка, которую она носила в тот день. Они связались с Дуано, который тепло поприветствовал их, но не предложил разделить пятизначный доход, который он получал каждый год от плаката.
Когда на него подали в суд, он рассказал, что позировал для снимка, используя Франсуазу Дельбар и Жака Карто, пару, которую он видел целующейся на улице, но сначала не осмелился сфотографировать. Наконец он подошел к ним и попросил повторить поцелуй. Делбарт сказал: «Он сказал нам, что мы очаровательны, и спросил, можем ли мы снова поцеловаться на камеру. Мы не возражали. Мы привыкли целоваться».
Тысяча пузырей лопнула, Лавернь потеряли свой костюм, а Делбар в конце концов продала гравюру, которую дал ей Дуано, чтобы изобразить спонтанный поцелуй. Она не поделилась выручкой с Карто — они расстались через девять месяцев после того, как была сделана фотография.
| Арт
Случайное сообщение
Архивы Выбрать месяц Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Октябрь 2021 Январь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г. Октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г. Август 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 г. Апрель 2019 г. Март 2019 г. Февраль 2019 г. Январь 2019 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 г., май 2018 апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г. Январь 2018 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 г., июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 г., апрель 2017 г. Март 2017 г., февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г., Сентябрь 2016 г., август 2016 г., июнь 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г. Март 2016 г. Февраль 2016 г. 2016 г. Декабрь 2015 г. Ноябрь 2015 г. Октябрь 2015 г. Сентябрь 2015 г. август 2015 г., июль 2015 г., июнь 2015 г., май 2015 г., апрель 2015 г. Март 2015 г., февраль 2015 г., январь 2015 г., декабрь 2014 г., ноябрь 2014 г., октябрь 2014 г., сентябрь 2014 г. Август 2014 г., июль 2014 г., июнь 2014 г., май 2014 г. Апрель 2014 г.