А. В. Мельник. Театрально-концертное постановочное освещение. Основы постановочного видео
Учебник рассчитан на относительно широкий круг читателей, имеющий хотя бы незначительный опыт нахождения на сцене и интересующийся профессией осветителя и художника по свету. Кроме непосредственно осветителей, книга представляет интерес и для людей смежных профессий: сценографов, режиссёров, продюсеров, театральных и концертных техников.
Вступление
Часть I. Введение в специальность. Краткая история сценического освещения
Введение в специальность
Кто же такие художники по свету? Сфера деятельности художника по свету. Определение профессии художник по свету. Образование. Задача художника по свету. Иерархия профессии.
Краткая история сценического освещения
До-электрический период развития постановочного освещения.
Предыстория постановочного освещения. До-театральные обряды. Античный театр. Театр средневековья. Формирование сцены-коробки и фундаментальных принципов постановочного освещения. Театр эпохи барокко. Классический театр.
Электрический период развития постановочного освещения.
Окончательное формирование классического театра середина XIX-начало ХХ века.Появление электричества. Дуговые лампы. Лампа накаливания. Эстетические предпосылки необходимости электрического освещения в театре. Технологическая концепция электрического освещения в театре. Свойства электрического света (применительно к театру). Художественная концепция электрического освещения в театре. Середина ХХ века. Появление профессии художник по свету. Кинематограф и театр. Свет в ХХ веке, как самостоятельный вид искусства. Концертный свет. Тенденции развития театральной и концертной техники от начала ХХ века, до наших дней.
Постановочное освещение наших дней.
Краткая оценка современной ситуации. Перспективы развития световой техники и художественной составляющей. Заключение первой части.
Часть II. Краткий обзор смежных дисциплин, необходимых художнику по свету в повседневной работе.

Физика света. Оптика.
Энергетические величины. Фотометрические величины: интенсивность, световая энергия, световой поток, сила света, телесный угол, угол расхождения, яркость, светимость, освещенность, закон обратных квадратов. Оптические свойства света: распространение света, преломление, дисперсия, отражение, дифракция, поляризация света, видимость света, источники света, цветовая температура.
Физические свойства цвета.
Видимый спектр.
Цветовое зрение человека. Физиология восприятия света и цвета.
Физиология зрения.
Психология восприятия цвета.
Цвета спектра. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Сложение цветов. Восприятие цвета. Теории цветоощущения. Характеристики цвета. Настроение цвета. Сочетания цветов. Цветовая гармония. Колорит.
Электротехника (предложено самостоятельное изучение)
Электрический заряд. Закон Кулона. Электродвижущая сила. Потенциал. Разность потенциалов.Напряжение. Электрический ток. Постоянный и переменный электрический ток. Проводники. Диэлектрики. Электрический ток в проводниках, газах, полупроводниках. Закон Ома. Сопротивление.Сила тока. Потребляемая мощность. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электрические схемы. Активная и индуктивная нагрузка. Расчёты потребляемой мощности и нагрузки. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. (ПТБ)
Часть III. Технический арсенал с точки зрения художественных особенностей современной световой аппаратуры.
Классификация светового оборудования.
Классификация световых приборов по применяемому источнику света.
Лампы накаливания. Галогеновые лампы( лампы накаливания). Светодиодные источники. Металлогалогеновые (газоразрядные) лампы. Прочие источники света.
Классификация световых приборов по глобальным свойствам освещения.
Светильники. Прожекторы.
Классификация световых приборов по конфигурации луча и оптической схеме прибора.
Оптическая схема прожектора.
Классификация прожекторов.
Проекционные прожектора. Принципиальное устройство проектора. Оптическая схема проектора.
Классификация проекторов.
Классификация световых приборов по способам перемещения луча в пространстве.
Ручное, программируемое и автоматическое перемещение луча. Статичный свет. Динамический свет. Сканер. Движущаяся голова. Иные устройства, перемещающие луч.
Параметры приборов.
Устройства изменяющие:интенсивность светового потока луча, форму луча, цвет луча, RGB,CMY, перемещение луча, дополнительные параметры.
Классификация световых приборов по способу управления.
Ручное и дистанционное управление. Аналоговые и цифровые приборы. Одноканальные и многоканальные приборы.
Классификация световых приборов по способам изменения цвета и прочих параметров.
Приборы с ручной сменой цвета и колорченджеры.
Классификация световых приборов по распространенным сферам применения.
Основной и вспомогательный свет.
Специальные приборы.
Лазер. Принцип действия. Стробоскопы. Ультрафиолетовое освещение. Имитационное освещение и световая бутафория. Вспомогательные несветовые средства.
Общие принципы управления световыми системами.
Классификация и принцип работы устройств управления световыми системами.
Световая система.
Световые пульты (консоли).
Канал управления. Пульт. Аналоговые и цифровые пульты. Протокол управления. Протокол DMX512. Адресация. Одноканальные и многоканальные пульты. Одноканальные и многоканальные приборы. Физические пульты и компьютерные программы управления.
Общий принцип программирования современных пультов.
Патчинг. Порядковый номер прибора. Группы приборов. Управление приборами с пульта.Программатор. Типы записи канальный, приборный, снимок. Принцип палитр. CUE. CUE-лист. Управление CUE-листом. Time code. Синхронизация пультов. Back up. Резервирование. MIDI управление. CHASER. НTP. LTP. Приоритет. Дополнительные функции пульта. Макрос. Кнопки мгновенного доступа к функциям. Pixel mapping. Корректировка световых программ. Визуализатор пульта. Замена приборов. Перенос световой партитуры (шоу). Краткий сравнительный обзор линеек основных «райдерных» пультов. Общая методика работы с пультами. Актуальные перспективные требования по развитию пультов.
Постановочное видео
Системы отображения видео.Основные принципы построения видеоизображения. Источники видео. Видеосигнал. Коммутация, обработка конвертация, передача и воспроизведение видеосинала. Видеомониторы. Плазменные панели. Видеопроекционные системы. Видеопроекторы. Светодиодные экраны.
Визуализация сценического пространства.
Типы визуализаторов. Универсальные 3D программы. Dmx-визуализаторы.
Часть IV. Художественная часть постановочного освещения
Художественные основы постановочного освещения.
Функции постановочного света и его компоненты.

Художественные функции. Утилитарные функции. Концептуальные функции.
Изначальные прикладные принципы постановки света.
Основная сфера воздействия света. Начальная точка воздействия.
Объект
Определение объекта. Группа объектов. Светотень. Свет.Тень.Рефлекс. Тенебросо. Передача свойств объекта. Краеугольный камень постановочного света. Расположение источника света относительно объекта. Свойства различных типов освещения.
Трехточечый тип освщения
Классификация по расположению прибора относительно объекта. Фронтальный свет. Боковой свет. Контровой свет. Акценты. Световая композиция.
Освещение объекта.
Универсальность метода, на примере освещения актёра. Практическое применение метода. Временной континуум. Яркостный и цветовой контраст. Освещение типовых объектов. Крупный план на видеоэкранах.
Иерархия объектов.
Акцент.
Световое решение одиночной картины.
Световая композиция объектов. Задачи композиции. Куда поместить главный объект? Правило третей. Правило золотого сечения. Правило равновесия. Разделение главного и второстепенного. Цветовое выделение, размером или фокусом, выделение контрастом, выделение узнаваемым объектом, человек на сцене, направляющие. Ритм композиции: вертикальный, горизонтальный, диагональный, движение слево-направо. Баланс ритма Комфорт картины. Касания. Пересечения. Световая перспектива. Временны’е характеристики освещения объекта.
Метод «ключевых кадров» (ключевых точек).
Отправная ключевая точка точка. Промежуточные ключевые точки.
Сходство и различие театрального и концертного света.
Особенности современного театрального света.
Драматический. Оперный. Балетный. Кукольный. Музыкальный. Цирковой.
Особенности современного концертного света.
Размещение светового аппарата на сцене.
Строение сцены -коробки с точки зрения художника по свету. Фронтальный вид. Вертикальный разрез. План сцены. Общие рекомендации по размещению света. Единый световой комплект сцены.
Часть V. Создание единого светового решения спектакля или концерта
Световая партитура. Узкоспециальная партитура. Партитура,как единое художествено-техническое решение.
Световой сценарий постановки. Создание световой партитуры, как единого художественного решения. Теоретическая методика создания световой партитуры произведения на примере концерта (принципиально тождественна созданию света спектакля). Характер связок между ключевыми картинами. Темпоритм партитуры света. Методология построения световой партитуры. Стержень концерта или спектакля. Актерский свет. Эффектный свет. Компоновка световой основы и эффектного света. Шлифовка общего светового решения света. Чистка световой партитуры. Практическая реализация единого светового решения.
Отбор средств постановочного освещения. Выбор парка приборов.
Общая методика прописывания и воспроизведения света. Понятие -блок. Характер смены блоков. Отбивка. Составление световой партитуры в узкоспециальном смысле. Общие рекомендации.
Типы записи и воспроизведения световой партитуры. Баскинг (busking), живой концерт. Фрагментарно жесткая световая партитура. Жесткая непрерывная световая партитура. QUE-лист.
Общая драматургия света. Энергетика концерта. Сверхзадача света. Символизм. Знаковость. Сюрреализм света. Общая драматургия света и несколько душевных советов. Коллеги по цеху.
Часть VI. Организационные аспекты профессии
Эскиз и презентация.
Проект мероприятия.
Техническое задание и райдер. Согласование райдера.
Паспортизация спектакля.
Авторское право. Понятие авторского права. Личные неимущественные права. Автор произведения. Служебное произведение. Исключительное право. Регистрация авторского права. Нарушение авторских прав. Закон РФ об авторском праве и смежных правах.
Сертификационные аспекты профессии художник по свету.
Вместо заключения.
Список использованной литературы.
Тэги:для художников по свету, трехточечное освещение, учебник по художественному свету
Теги: для художников по светутрехточечное освещениеучебник по художественному свету
Постановочный светотехнический комплекс | Государственный Кремлёвский Дворец
Светотехническая комплексная система постановочного освещения Государственного Кремлёвского Дворца
позволяет достичь полноценного художественного освещения и создания световых эффектов при проведении
концертов, спектаклей и разного рода мероприятий. Современное световое профессиональное оборудование
комплекса представлено световыми приборами дистанционного управления, обеспечивающими заливное,
направленное и цветное освещение сцены Большого и Банкетного залов Дворца, дает возможность сочетать
высококлассное качество с последними технологиями в области световых систем.
БОЛЬШОЙ ЗАЛ
Управление комплексом осуществляется от двух контроллеров grandMA2 Full-size. Верхнее динамическое освещение сцены располагается на 7 софитах и представлено 64-мя приборами полного движения MAC 2000 (1–5 софит) c возможностью смешения цветов в режиме CMY, эффектом изменения луча и анимационными эффектами. Из них 28 управляемых приборов MARTIN MAC 2000 Wash c изменяемым цветом, которые используются для заливающего освещения сцены и элементов декоративного оформления, 24 приборa MARTIN MAC 2000 PROFILE II и 12 MARTIN MAC 2000 PERFORMANCE II с изменяемым цветом и формой луча, а также 62-мя приборами JB ligthting A12, которые могут быть использованы как для создания заливающего освещения, так и для освещения элементов декоративного оформления.
Верхнее заливающее освещение сцены представлено расположенными на 7-ми софитах симметричными заливающими
приборами COEMAR SEQUENZA-500 Вт (на 1–5 софитах) и асимметричными приборами SELECON LUI CYC 1000 Вт (на
6 и 7 софитах).
Для решения задач бокового освещения на сцене используются 10 телескопических башен с изменяющимся по глубине положением, на каждой из которых установлено по 2 управляемых прибора JB ligthting A12 и по 2 управляемых прибора LichtTecnik Globo (мощностью по 2,5 кВт) со скроллером светофильтров. Нижнее освещение выполняют 50 светодиодных светильников COEMAR Stage Lite SC, расположенных в рампе авансцены. На арьере сцены установлены 6 приборов COEMAR SUPER CYC 2,4 кВт с системой смешения цветов CMY для освещения фонов.
Выносное освещение сцены располагается на потолке зрительного зала и световых ложах. На выносном мостике
— 62 прибора LichtTecnik Globo (по 2 кВт) со скроллером светофильтров, 34 прибора COEMAR SEGNO 2000 PC,
10 профильных приборов ROBERT JULIAT 711SX2.
Для освещения зрительного зала при проведении телевизионной съемки используются стационарно размещенные на фермах под потолком, под балконом и амфитеатром, а так же в ложах световые приборы VARY*LITE 3500 Q Sport – 58 шт., Martin MAC 700 WASH 700 WASH – 14 шт., GLP Impression – 91 шт., GLP Impression XL – 27 шт.
«Водящие» приборы располагаются на балконе, в ближних и дальних световых ложах (2 прибора ROBERT JULIAT VICTOR 1,8 кВт, 4 прибора ROBERT JULIAT CYRANO 2,5 кВт).
Для архитектурного освещения зала в стены стационарно установлены светодиодные линейки с SMD диодами. 342 000 диодов (по 12 диодов в пикселе) работают на отражающую поверхность внутри стеновых панелей.
Наличие в системе управления медиасервера CATALYST позволит получать неограниченное количество различных
визуальных медиаэффектов.
«Водящие» приборы располагаются на балконе, в ближних и дальних световых ложах (2 прибора COEMAR TESTA 2,5 кВт, 4 прибора ROBERT JULIAT CYRANO 2,5 кВт). Для архитектурного освещения зала в стены стационарно установлены светодиодные линейки с SMD диодами. 342 000 диодов (по 12 диодов в пикселе) работают на отражающую поверхность внутри стеновых панелей. Наличие в системе управления медиасервера CATALYST позволит получать неограниченное количество различных визуальных медиаэффектов. Управление комплексом осуществляется от двух контроллеров GRAND MA II FULL SIZE.
БАНКЕТНЫЙ ЗАЛ
Динамическое освещение Банкетного зала располагается на 17 софитных фермах, расположенных по периметру
паркета. На них установлены 6 приборов MARTIN MAC 2000 Wash c изменяемым цветом, которые используются
для заливающего освещения сцены, 33 заливающих прибора VARI*LITE VL-2500 WASH и 24 прибора VARI*LITE
VL-2500 SPOT с изменяемым цветом и формой луча, а так же 10 приборов VARY*LITE 3500 Q Sport. Над сценой
на трех софитах размещены заливающие LED-приборы LDDE NANOPIX.
Дополнительно на сцене могут быть использованы следующие приборы:
- MARTIN ATOMIC 3000 — 12 шт.
- HIGH END STUDIO COLOR 575 – 14 шт.
- ROBE WASH 575 – 24 шт.
- VARI*LITE 3000 Q Spot — 32 шт.
- VARI*LITE 3500 Q Spot — 8 шт.
- VARI*LITE 2500 Spot — 12 шт.
- VARI*LITE 2500 WASH – 6 шт.
- Pulsar Chromabank IP100 – 18 шт.
- Pulsar Chromabank IP200 – 24 шт.
- DTS Delta 8 RGB – 24 шт.
- Линзовый прожектор STRAND LIGHTING 2 кВт — 10 шт.
- Линзовый прожектор STRAND LIGHTING 1 кВт — 8 шт.
- Линзовый прожектор STRAND LIGHTING 0,5 кВт — 8 шт.
- Линзовый прожектор STRAND LIGHTING 0,5 кВт — 8 шт.
- 2 Martin Compact Hazer
- 2 дымовые машины Martin Magnum 1800 DMX
- Турбина RE FAN — 6 шт.
- Светодиодная одежда сцены (14 полотен размером 5х10 м с шагом SMD диодов 20х20 см). В состав системы входит медиасервер CATALYST.
Сценическое освещение 101 — Все, что вам нужно знать
Сценическое освещение — это вид искусства. Он используется для освещения площадки для выступлений и оказания влияния на мероприятие, задавая визуальное направление и формируя окружающую среду. О сценическом освещении можно многое узнать. В этом посте мы рассмотрим некоторые основы сценического освещения, которые будут полезны любому, кто занимается живыми выступлениями.
Какова цель сценического освещения?
Цель сценического освещения не ограничивается одной целью. Сценическое освещение может помочь вам привлечь внимание публики и улучшить сценическое представление несколькими способами. Правильное сценическое освещение может:
- Освещать сцену: Основной задачей сценического освещения является освещение артистов, декораций и реквизита, чтобы зрители могли четко видеть все, что им положено видеть на сцене. Недостаточное освещение может отвлекать от производства. Например, из-за тусклого света будет сложнее передать выражения лиц актеров — даже зрителям, сидящим близко к сцене. Освещение также важно для людей на сцене, чтобы они могли видеть, куда идут, и видеть других танцоров, актеров или музыкантов.
- Подсветка различных областей: Сценическое освещение также может помочь вам направить взгляды зрителей туда, куда они должны идти. В самых драматических случаях большая часть сцены может быть темной, и только один прожектор освещает центральную точку. Во многих других случаях инженер по свету может начать с заливки, которая покрывает большую площадь и действует как базовый слой света. Затем они могут использовать акцент, чтобы направить внимание аудитории на определенную область, например, на выступающего на переднем плане.
-
- Управляйте настроением: Сценическое освещение также может сильно влиять на настроение. Идея состоит в том, чтобы подобрать освещение к содержанию шоу, чтобы вызвать у зрителей правильные эмоции. Это может означать мягкое теплое свечение для счастливой сцены в пьесе или приглушенные холодные оттенки для грустной баллады во время концерта. Определенные цвета связаны с разным настроением. Например, синий часто ассоциируется с грустью, а красный — с сильными чувствами, такими как любовь или агрессия.
Терминология сценического освещения
Чтобы лучше понять тему сценического освещения, полезно ознакомиться с некоторыми названиями сценического освещения для элементов и концепций, которые обычно встречаются в этой области:
- Фонарь: просто услышите, как их называют огнями или осветительными приборами, осветительные приборы, используемые в сценическом освещении, также обычно называют фонарями. В Европе более распространенным термином является светильник.
- Лампы: Лампа — это правильное название того, что вы можете назвать лампочкой в контексте домашнего освещения. В сценическом освещении лампочки, которые входят в осветительные приборы, постоянно называются лампами.
- Промывка: Промывка, также известная как заливка, представляет собой широкую полосу освещения, обеспечивающую равномерное освещение всей сцены. Прожекторы обычно используются для создания заливки.
- Интенсивность: Интенсивность — это термин, который профессионалы в области освещения используют для описания уровня яркости сценического освещения. Более интенсивный свет потребует больше электроэнергии. Уменьшение подачи электроэнергии приводит к тому, что свет становится более тусклым или менее интенсивным.
- Рассеивание: Рассеивание — это процесс рассеивания света для его смягчения. Рассеянный свет противоположен интенсивному лучу с резкими краями. Инженеры по освещению могут использовать рассеивающий материал, похожий на бесцветный гель, для смягчения света.
- Шторки: Шторки представляют собой наборы из двух или четырех металлических створок, которые прикрепляются к передней части сценического прожектора для создания широкого мягкого луча света. Шторки формируют свет и создают более жесткий край там, где свет останавливается, чтобы луч не освещал области, которые вы предпочли бы оставить темными.
- Жалюзи: Жалюзи похожи на шторки, но встроены в эллипсоидальные осветительные приборы. Перемещая жалюзи, вы можете управлять формой света и блокировать определенные области.
- Гель: Гель, также называемый цветным фильтром, используется профессионалами в области освещения для изменения цвета луча света. Гели состоят из прозрачных листов с полупрозрачным цветным пластиковым листом посередине. Помещая различные гели в цветовую рамку источника света, вы можете использовать один и тот же свет для создания множества разных цветов.
- Гобо: Гобо, также называемое шаблоном, представляет собой тонкий металлический диск с вырезанным рисунком, похожим на трафарет. Поместив гобо в держатель перед источником света, свет отбрасывает узор на сцену. Этот шаблон может создавать изображение, например, городской горизонт, или просто добавлять текстуру к свету.
- Снут: Снут, также называемый цилиндром из-за его внешнего вида, представляет собой непрозрачный аксессуар цилиндрической формы, который вы можете поместить над источником света, чтобы уменьшить блики или рассеянный свет, который может исходить от осветительных приборов.
- Циклорама: Циклорама, или сокращенно «цик», – это большой тканевый фон, используемый на сцене. Обычно он вогнутый, тянется по дуге от одной стороны сцены к другой. Вы можете использовать осветительное оборудование для проецирования света или изображений на циклораму.
Типы сценических осветительных приборов
Существует несколько типов осветительных приборов, широко используемых в сценическом освещении. Каждый тип предназначен для уникальной цели, поэтому большинство установок сценического освещения включают в себя несколько типов фонарей. Эти приспособления могут включать:
1. Эллипсоидальный
Прожектор с эллипсоидальным отражателем создает интенсивный, четко определенный пучок света, который идеально подходит для фронтального освещения. Вы можете настроить фокус с помощью мягких или резких краев, использовать шторки, чтобы настроить форму освещения и предотвратить проникновение света в области, которые вы хотите оставить темными. Эти огни также могут содержать гобо и гели, чтобы вы могли создавать с ними узоры и цвета.
2. Прожектор
Прожектор — это тип прожектора, испускающий интенсивный сфокусированный луч света, чтобы привлечь внимание исполнителя, перемещающегося по сцене. Эти огни особенно полезны, когда вы не уверены, какой путь выберет исполнитель, и вам нужно реагировать в режиме реального времени, поскольку они традиционно управляются вручную. Помимо настройки положения следящего пятна, оператор также может регулировать размер и уровень интенсивности луча, а также легко настраивать цвет с помощью встроенных панелей.
3. Френель
Эти лампы названы в честь их изобретателя Огюстена Френеля. Что делает эти фонари уникальными, так это то, что они имеют линзу из концентрических колец. Свет ярче всего в центре кольца и смягчается по мере приближения к краям. Эти лампы — хороший выбор для заливки, хотя они также могут давать более узкие лучи света с мягким краем. Вы не можете использовать жалюзи или узоры на этих источниках света.
4. Банка PAR
Банка с параболическим алюминиевым отражателем (PAR) является основным элементом сценического освещения. Банки ФАР представляют собой герметичные лампы в цилиндрических металлических корпусах. Эти фонари похожи на автомобильные фары и имеют упрощенную конструкцию. Они не дают вам точности с параметрами фокусировки или масштабирования, но вы можете настроить их для создания горизонтальных или вертикальных лучей. Вы можете выбрать один из стандартных и светодиодных вариантов, а также использовать гели для создания цветных огней.
5. Прожектор
Прожектор — это большое приспособление, которое оператор может перемещать по горизонтали или наклонять по вертикали. У них нет линз, поэтому прожекторы определяются исключительно типом рефлектора и лампы. В симметричных прожекторах свет равномерно распределяется выше и ниже горизонтальной оси лампы. В асимметричных прожекторах свет распространяется гораздо дальше в одном направлении, чем в другом по горизонтальной оси. Как и банки PAR, прожекторы не могут поддерживать шаблоны, регулировку луча или другие аксессуары, кроме цветных гелей и рассеивания.
6. Cyc Light
Помните, что «cyc» — это большой тканевый фон. Соответственно, циклический фонарь — это прибор с открытой лицевой панелью, который дает равномерный световой поток на циклическую или другую вертикальную поверхность. Эти светильники можно расположить на полу или повесить рядом с фоном, чтобы они могли эффективно покрыть фон световым полотном.
7. Ленточные фонари
Ленточные фонари также можно использовать в качестве велосипедных фонарей, но эти фонари шире большинства велосипедных фонарей. Они состоят из нескольких ламп, расположенных в горизонтальный ряд. Ленточный свет — это то, что многие инженеры по свету используют, чтобы добавить на сцену большое количество цветов. Они также позволяют смешивать цвета. Эти светильники бывают как стандартными, так и светодиодными.
Положения освещения
Одной из основных концепций сценического освещения, которую необходимо понять, является положение освещения. Основные позиции освещения сцены, которые дизайнеры по свету учитывают в своих проектах, включают:
- Фронтальное освещение: Фронтальное освещение является основным источником освещения для представления. Во многих ситуациях вы будете использовать переднее освещение, чтобы обеспечить заливку всей сцены. Светильники, направленные вперед к лицам исполнителей, являются важной отправной точкой, но сами по себе они делают исполнителя плоским.
- Подсветка: Чтобы придать более объемный вид актеру, выделяющемуся из фона, вам также потребуется подсветка и подсветка вниз. Подсветка расположена ближе к задней части сцены, позади исполнителей. Вы можете расположить подсветку в разных точках по вертикали. Светильники PAR can особенно хорошо подходят для подсветки. Вы можете изменить цвет и интенсивность, чтобы настроить внешний вид.
- Даунлайтинг: Еще один способ добавить объема сценическому освещению – это даунлайтинг.
Подсветка может различаться по интенсивности. Обратите внимание, что некоторые дизайнеры используют термин «даунлайтинг» для обозначения светильников, которые расположены у ног и направляют свет вверх, а другие используют этот термин для обозначения светильников, которые расположены над сценой и светят прямо вниз или вниз под углом.
- Боковое и верхнее боковое освещение: Вам также нужны светильники, расположенные по горизонтальным краям сцены, чтобы освещать выступающих с обеих сторон. Высокое боковое освещение относится именно к боковому освещению, которое расположено высоко, чтобы освещать головы и плечи исполнителей. Эти источники света имеют решающее значение для четкого отображения выражений лиц актеров.
Цвета и текстуры освещения
Имея в своем распоряжении инструменты цвета и текстуры, дизайнеры по свету могут сильно влиять на визуальные эффекты и атмосферу производства. Как мы видели, гели позволяют осветителям менять цвет света. Они могут даже наслаивать или комбинировать гели для создания цветовых вариаций. При использовании разноцветных огней для освещения сцены дизайнеры по свету могут использовать один из следующих подходов:0003
- Монохроматический: Монохроматическая цветовая схема ограничена различными оттенками одного и того же цвета. Это хороший выбор, если вы хотите сохранить простоту освещения или подчеркнуть один цвет.
- Дополнительные: Дополнительные цвета расположены напротив друг друга на цветовом круге. Сочетание этих противоположностей — хороший способ создать контраст. Например, вы можете соединить синий и желтый или красный и зеленый. Вы не должны накладывать дополнительные цвета, потому что они будут создавать мутные оттенки.
- Триады: Художники по свету могут использовать три разных цвета в сцене для большего визуального разнообразия. Когда эти цвета образуют треугольник на цветовом круге, цветовая схема называется триадой.
Например, вы можете комбинировать красный, зеленый и синий или голубой, пурпурный и желтый цвета.
- Соседние цвета: Сочетая смежные цвета, то есть цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге, дизайнер по свету может создать блеклый эффект от одного цвета к другому.
- Холодные или теплые цвета: Вы также можете вызвать определенное настроение и цветовую тему, комбинируя цвета одинаковой температуры. Например, сочетание красного, оранжевого и желтого цветов может сделать сцену более теплой.
Цветное освещение может вызывать определенное настроение или способствовать общему ощущению сцены, но это еще не все. Изменения цветовой схемы освещения также могут иметь символическое значение и ассоциироваться с определенными темами или персонажами шоу. Например, художник по свету для постановки «Лебединое озеро» отметил в интервью, что, хотя цветовая палитра шоу в основном белая, освещение включает немного синего, когда Лебедь на сцене.
Текстура — еще один важный способ, с помощью которого дизайнеры освещения могут непосредственно влиять на визуальные эффекты в сцене. Используя гобо с узорами на них, художники по свету могут изменить внешний вид сцены. Даже в постановках, где декорации минимальны, правильная схема освещения может создать впечатление, что артисты находятся в джунглях, в городе, на улице в звездную ночь или в церкви с витражом.
Разделение сцены
В этот момент вам может быть интересно, как дизайнеры по свету планируют освещение для постановки на сцене. Это сложный процесс, который начинается с чтения сценария и продолжается до живого выступления. После ознакомления с постановкой — с точки зрения персонажей, сюжета и декораций, которые будут на сцене — художник по свету может приступить к разработке плана.
Этот план начинается с разделения сцены на области, требующие независимого управления освещением. Для постановок, в которых для большинства сцен используется вся сцена, художник по свету назначит общие сегменты, равномерно распределенные по сцене. Простейшим примером может быть центральный сегмент с боковым сегментом на сцене слева и справа.
Для постановок с более сегментированными декорациями и сценами, происходящими в разных частях сцены, художнику по свету следует начинать с более определенных, естественных обозначений зон. Например, на сцене может быть место, где периодически появляется рассказчик, чтобы говорить, или где солист будет стоять, чтобы выступать во время концерта оркестра. Вы бы хотели, чтобы это место было отдельной территорией.
То, как дизайнер обозначает области, полностью зависит от производства и декораций, поэтому универсального подхода не существует. Каждая новая постановка, над которой работает художник по свету, должна начинаться с нуля.
После того, как дизайнер разделит сцену на области, они думают о каждой области с точки зрения цвета. Должны ли определенные области иметь свои собственные контролируемые вариации цвета? В некоторых случаях вы можете сгруппировать соседние сегменты на сцене. Или вам может понадобиться, чтобы каждый сегмент имел свои собственные элементы управления цветом.
На ранних стадиях проектирования профессионалы в области освещения обычно думают о цвете с точки зрения теплого, холодного и нейтрального освещения. Они также могут начать более конкретно думать об отдельных цветах, если знают, что их цвета будут значительно отличаться от области к области на сцене.
Подвесные светильники
Установку светильников лучше доверить доверенному специалисту, у которого есть необходимое оборудование и опыт в подвеске сценического освещения. Самое главное, на что следует обратить внимание, — это безопасность. Профессиональные установщики освещения обычно прикрепляют фонари к стальной трубе или ферме с помощью осветительных зажимов. Когда установщики подключают светильники к трубе или ферме, они также будут использовать страховочный трос, который обвивает как ферму, так и хомут или ручку светильника, чтобы дополнительно закрепить его.
Все кабели для освещения следует по возможности прокладывать над головой. Некоторые трубы, называемые стержнями с внутренней проводкой (IWB), оснащены розетками, чтобы вам было проще включать свет. Когда кабель должен быть проложен по полу, лучше всего создать утопленную дорожку для кабеля, чтобы он не мешал спотыкаться и не мешал движущимся телевизорам.
Расположение источников света зависит от того, как дизайнер разделил сцену на сегменты, и от желаемых углов освещения сцены. Скорее всего, вокруг сцены будет несколько групп огней. Обратите внимание, что некоторые источники света, такие как прожектор, вообще не висят. Они являются автономными и могут быть расположены в различных точках театра или арены.
Как работать с дизайнером по свету
Как отмечает опытный дизайнер по свету и профессор светового дизайна, не существует точной формулы процесса проектирования освещения или тех, кто участвует в постановке, поскольку каждая постановка уникальна. Художники по свету являются экспертами в освещении сцены, но режиссеры или другие лица, работающие над постановкой, могут помочь дизайнеру по свету, чтобы они могли сделать все возможное. Следуйте этим советам при работе с художником по сценическому свету:
- Начните заранее: Начните общаться со своим дизайнером по свету на ранней стадии процесса. Это означает, что вы можете поделиться сценарием, видео шоу или любым другим материалом, чтобы помочь им понять содержание постановки. Дизайн освещения требует времени, поэтому не ждите, пока вы окажетесь на поздней стадии репетиций, чтобы начать работать с художником по свету.
- Сообщите о своих целях и предпочтениях: Если писатель, хореограф, режиссер или композитор знают, что с помощью освещения они хотят достичь определенных художественных целей, сообщите об этих целях. Это могут быть общие цели для освещения, или они могут быть конкретными. Например, вы можете обсудить изменение цвета, которое должно произойти во время сцены.
Убедитесь, что если у вас есть определенные вещи, которые вы ищете в освещении, вы сообщите об этом своему дизайнеру, чтобы он мог принять во внимание эти предпочтения.
- Предоставьте им творческую свободу: Хотя вы действительно хотите предложить свои собственные цели для рассмотрения, важно предоставить вашему художнику по свету достаточную свободу действий, чтобы действительно спроектировать освещение для шоу. Профессиональные дизайнеры по свету, скорее всего, обладают творческими способностями и техническими знаниями, которых нет у вас, и они могут использовать эти специализированные знания для создания чего-то экстраординарного.
Индивидуальный дизайн сценического освещения от Illuminated Integration
Правильный световой дизайн может превратить хорошую постановку в незабываемое представление. Благодаря правильным углам, уровням интенсивности, цветам и текстурам свет может улучшить спектакль, концерт, мюзикл, танец или богослужение. Illuminated Integration — это фирма, занимающаяся проектированием и сборкой аудио, видео и освещения (AVL), которая может помочь вам создать установку сценического освещения с нуля или вывести текущую установку на новый уровень.
Мы встретимся с вашей командой для подробной консультации, где мы обсудим ваши цели и параметры проекта освещения и узнаем больше о вашем объекте. Затем мы можем создать оригинальный световой дизайн, адаптированный к вашей сцене и вашим целям. Мы даже установим систему и окажем постоянную поддержку, сделав наши услуги «под ключ». Свяжитесь с Illuminated Integration для получения дополнительной информации о наших нестандартных проектах AVL сегодня.
Товары – Creative Stage Lighting
Creative Stage Lighting продает освещение и сценические аксессуары от самых разных производителей. Мы также предлагаем ряд эксклюзивных продуктов, в том числе кабель Dura-Flex, ленту для индустрии развлечений, системы питания для развлечений и решения для подвески.
Производители
Это лишь некоторые из производителей, которые у нас есть.
- Альтман
- Американский ди-джей
- Антари
- Амфенол/Сокапекс
- Айртон
- Шове
- Хрома-Q
- Городской театральный
- Клир-Ком
- Колор Кинетика
- Колумб Маккиннон
- Крауз-Хиндс
- Дуг Флинор Дизайн
- Дура-Флекс
- Элейшн Профессионал
- Лента индустрии развлечений
- Развлекательные энергетические системы
- и т. д.
- Дженерал/Кэрол Кейбл
- Высококачественные системы
- Хаббелл
- Джеймс Томас Инжиниринг
- JB-освещение
- Ли Фильтры
- Лепрекон
- Левитон НСИ
- Источник света
- Ликийский
- Мартин
- МА Освещение
- Нейтрик
- Северный ящик
- Осрам
- Путь подключения
- Соединители фазы 3
- Филипс
- Катушка EFX
- Освещение халата
- Роско
- Томкэт
- СГМ
- Контроллеры Скьонберга
- СНИЦ
- Решения для подвески
- Ультратек
- Ушио
- Вари-Лайт
- ВМБ
- И многое другое!
Категории продуктов
Аксессуары
- Чехлы ATA Style
- Амбарные двери
- Цветные рамки
- Соединительные планки
- Преобразователи
- Оптоизоляция
- Хомуты для труб
- Страховочные тросы
- Снуты
- Розетки
- Тестеры
Кабель
- Переходники
- Взломы
- Прорывы
- Кабельная рампа
- Индивидуальные сборки
- ДМС
- Питающие кабели EISC
- Ethernet
- Микрофон
- Мультикабели
Цветной носитель
- Черная фольга
- Коррекция цвета
- Цветные фильтры
- Распространение
Связь
- Белтпаки
- Наушники
- Главные станции
- Техническое предупреждение
Разъемы
- 7-контактный
- 19-контактный
- Кам-Лок
- Эдисон
- ПауэрКон
- Однополюсный
- Ступичный штифт
- Поворотный замок
- XLR
Управление/Затемнение
- Пульты управления
- Системы затемнения
- Медиа-серверы
- Портативные диммеры
- Беспроводное управление
Эффекты
- Жидкости для тумана
- Генераторы тумана
- Хейзерс
- Проекторы
- Стробы
Светильники
- Блоки 8-Lite
- Бордюрные огни
- Цветные планки
- Велосипедные фары
- Эллипсоиды
- Точки подписки
- Френель
- Светодиоды
- Движущиеся огни
- Паровые банки
- Стробы
Лампы
- Сцена, студия и телевизор
- Эллипсоиды
- Френель
- Пар.Постановочное освещение: Постановочное освещение сцены