Правило квадрата: Правило квадрата в шахматах: его суть и нюансы

Правило квадрата в шахматах: его суть и нюансы

Автор: Дядя Валера


День добрый, дорогой друг!

Любое обучение начинается с азов. Правило квадрата – одно из базовых, которое жизненно необходимо знать шахматисту.

Если конечно он хочет выигрывать, а не просто двигать фигуры по доске ради удовольствия и наблюдать за их передвижением.

Коль скоро вы оказались на этой странице, — сохраните себе в закладках классическую программу обучения школы Шахматы с Жориком. А также наши Программы подготовки шахматистов — отличное подспорье для усиления игры.

Зачем это знать?

Правило квадрата относится к пешечным окончаниям.

Шахматист, не владеющий основами пешечного эндшпиля, просто не сможет добиваться сколь либо серьезных результатов.

Ибо будет терять очки там, где это категорически недопустимо.

К тому же обидно. Полагаю, вам знакома ситуация, когда вы отлично вели партию, однако выпускали победу буквально на ровном месте.

В пешечном эндшпиле «попасть впросак», можно, что называется, — на раз-два.

В этом типе окончаний требуется точный расчет. Даже один темп может иметь решающее значение, ибо превращение или непревращение пешки в ферзя меняет ситуацию кардинально.

Для начала важно изучить и запомнить хотя бы несколько правил и типичных приемов игры, когда на доске остаются короли и пешки.

Сегодня одно из таких начальных правил – правило квадрата.

Суть правила

Это одно из самых простых правил.  Простых, и в то же время важных, базовых.

Правило квадрата дает возможность «навскидку» оценить:

Может ли  король догнать (остановить) вражескую пешку, когда последняя рвется в ферзи.

Вернемся к нашей диаграмме:

В данном положении оценка позиции зависит от того, чей ход.

При ходе белых пешка легко «уходит от преследования» — 1.b5! . Король черных не успевает угнаться за пешкой и та превращается в ферзя. На этом партия завершается победой белых.

Если же ход черных, король «догоняет» пешку:

1…Крf4 2.b5 Кре5 2.b6 Крd6 3.b7 Крс7

Следующим ходом король бьет пешку, даже если она превратится в ферзя, и партия заканчивается вничью.

На первой диаграмме нарисован квадрат. Его сторона идентична расстоянию до поля превращения пешки.

Само правило квадрата формулируется следующим образом:

Если при своем ходе король попадает в квадрат, или уже находится там, — он «догоняет» пешку. Если король не попадает в квадрат, — он не успевает ее задержать, и пешка проходит в ферзи.

Надеюсь, это понятно.

Однако, как говорят в народе, — всегда есть нюансы.

Нюансы

При оценке позиции рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:

  • Если на доске стоят другие пешки, — это может помешать движению короля и препятствует попаданию его в квадрат.

Например:

К нашей позиции мы добавили только черную пешку е5. И этот факт кардинально меняет оценку позиции.

После 1…Крf4 2.b5 черный король не успевает задержать белую пешку.

У него «болтается под ногами»  собственная пешка е5. Ее придется обходить, тем самым теряя решающий темп.

Черный король не успевает догнать (задержать) белую пешку и та превращается в ферзя.

В следующих статьях разберем и другие базовые правила игры в пешечных окончаниях.

Еще раз подчеркну:

Знание или незнание основ пешечных окончаний может привести как к глубоким разочарованиям, когда победа буквально ускользает из рук, так и к ярким счастливым моментам. Когда удается спастись или даже выиграть в казалось бы безнадежной ситуации.

И в заключение небольшая тренировка:

Упражнение

Белые начинают и выигрывают:

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Рейтинг статьи:

Отправить ссылку на статью друзьям

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Класснуть

Отправить

Получай свежие статьи блога на e-mail

Урок двадцать третий. Правило квадрата шахматной пешки.

Пройдет ли шахматная пешка в ферзи?

Сегодня король находится достаточно далеко от своей пешки и не успевает ей помочь. Теперь всё зависит от того, где расположен король противника, и далеко ли от поля превращения находится пешка. Большое значение имеет и очередь хода.
Пешка бежит в ферзи, а король чёрных стремится задержать её. Начинающий тыкает пальцами во все клетки: «Я сюда, он туда, я сюды, он туды!» При таком подсчёте случаются ошибки.
Выучи правило, которое поможет тебе сразу определить, как закончится борьба в этом окончании. Называется оно правило квадрата пешки.

Сначала построим квадрат, сторона которого будет равна количеству клеток от пешки до поля превращения, включая и то поле, на котором находится пешка. Для белой пешки h5 квадратом станет h5 – h8 – d8 – d4.

Если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе попадает в него, то он задерживает пешку.
Получается, что при своём ходе король попадает в квадрат, успеет задержать пешку и уничтожить её. При ходе белых – пешка успеет стать ферзём. Проверим, так ли это на самом деле. Но надо учитывать, что квадрат уменьшается по мере продвижения пешки.
Итак, при ходе
1. h5–h5 Kpc4–d5
2. h5–h6 Kpd5–e6
3. h6–h7 Kpe6–f7
4. h7–h8Ф.
Чёрный король со всех ног бежал, но так и не успел догнать пешку. Она проскакивает в ферзи.

Гораздо труднее придётся белым, если не они ходят первыми. В этом окончании надо сразу обратить внимание на то, как при движение пешки меняется (уменьшается) КВАДРАТ.
1. . . . Kpc4 – d4!
Король сразу попадает в квадрат пешки. Квадрат пока большой 5 на 5.
2. h5 – h5 Kpd4 – e5

Теперь король по диагонали после каждого хода впрыгивает в квадрат ускользающей пешки.
3. h5 – h6 Kpe5 – f6
После последнего хода квадрат уже стал 3 на 3. Король в квадрате, и он успевает догнать пешку.

4. h6 – h7 Kpf6 – g7
5. h7 – h8Ф+ Kpg7 : h8
Королевская погоня закончилась в квадрате 1 на 1. Пешка уничтожена.

Строя квадрат, учитывай, где находится пешка. Легко ошибиться, определяя границы пешки как g2–g8.
Если пешка стоит на 2-й горизонтали, считай что она уже на 3-й линии. Первый ход пешка может сделать на две клетки! Для пешки, стоящей на а2, квадрат (a3 – a8 – f3 – f8). Понятно, что король, даже при своём ходе, не попадает в квадрат белой пешки.

Внимательно посмотри, встретится ли на пути короля, который стремится в квадрат пешки, какое-либо препятствие? Тогда его придётся обходить, и можно не успеть оказаться у цели. Кажется, что наш король первым ходом попадает в квадрат пешки d4
(d4 – d1 – g4 – g1).

Но неожиданно король встречает препятствие в виде своей же пешки f3, которую приходится обходить, теряя темпы. Как хотелось бы пешку съесть!

На тему «квадрата» посмотри позицию этюдиста Л. Прокеша.
1. Kpd8 – c8! Kpd6 – c6
Куда идёт король? Почему он удаляется от опасной проходной пешки? Хочется, но нельзя королю в другую сторону
1. Kpd8–e8? h7–h5 2. Kpe8–f7 h5–h5 3. a5–a6 Kpd6–c6 4. a6–a7 Kpc6–b7.
Оказывается, король помог своей пешке.
2. Kpc8 – b8! Kpc6 – b5
Вновь король удаляется от опасной проходной. Чёрный король вынужден подняться вверх, уступая горизонталь – поле b6 под контролем пешки.
3. Kpb8 – b7 Kpb5 : a5
А бить пешку чёрный король был вынужден. Белый король поднимается на освободившуюся линию. А чёрный король уступил ему дорогу.
4. Kpb7 – c6 h7 – h5
Теперь белый король в «квадрате пешки» h7, несмотря на её длинный прыжок.
5. Kpc6 – d5 h5 – h5 6. Kpd5 – e4 h5 – h4 7. Kpe4 – f3 h4 – h3 8. Kpf3 – g2.
Вот таким обманным движением белый король и решил свою задачу. Обрати внимание, что горизонтали белый король не проигрывал.

 


Шахматные уроки (оглавление)

Квадратное правило — Шахматные термины

Ни для кого не секрет, что эндшпиль с королем и пешкой может быть очень сложным. Иногда они нелогичны, и малейшие ошибки могут стоить вам игры. Но что, если бы существовала простая для понимания методика, помогающая рассчитать некоторые из этих позиций?

Введите квадратное правило, трюк, который поможет вам быстро оценить, можете ли вы продвигать свои пешки.

  • Что такое правило квадрата?
  • Почему квадратное правило важно?
  • Проверьте свои навыки
  • Заключение

Что такое правило квадрата?

Правило квадратов — это инструмент визуализации, который игроки используют, чтобы быстро оценить, сможет ли пешка подняться до того, как ее догонит вражеский король. Как следует из названия, он работает путем визуализации квадрата на доске. Пешка может превратиться, если противостоящий король не может выйти на поле своим следующим ходом.

Давайте рассмотрим пример. В позиции ниже ход черных. Мы можем использовать правило квадратов, чтобы быстро оценить, может ли белая пешка продвигаться.

Может ли пешка повыситься?

Первый шаг — представить диагональную линию, начинающуюся с пешки и заканчивающуюся на горизонтали превращения (в ту сторону, где находится вражеский король).

Представьте себе диагональную линию, которая начинается от вашей пешки и заканчивается на ранге повышения.

Теперь представьте другую линию, начинающуюся с конечной клетки предыдущей строки и продолжающуюся вниз по вертикали, пока не достигнет горизонтали пешки.

Вторая строка начинается в конце первой строки и продолжается до тех пор, пока не достигнет ранга вашей пешки.

Третья строка соединяет промежуток между пешкой и последней клеткой предыдущей строки. Конечным результатом является треугольник, который также является половиной квадрата, который поможет нам в этой позиции.

После первых трех строк получается половина квадрата.

Следующим шагом будет завершение квадрата, представляя себе вторую половину треугольника, который вы только что сделали.

Если представить другой треугольник, получится квадрат.

Правило квадрата гласит, что король может поймать пешку, если она сможет выйти на поле своим следующим ходом. Если это не так, пешка может добраться до поля превращения раньше, чем до нее доберется король.

Черный король не может выйти на поле в приведенном выше примере, поэтому белые могут свободно бежать с пешкой для продвижения.

Пешка может продвигаться, так как король не находится в пределах досягаемости поля.

Почему важно правило квадрата?

Правило квадрата важно, потому что оно может помочь вам принять правильное решение в эндшпиле. В этой фазе игры малейший просчет может привести к вашему падению.

Представьте, что вы играете белыми в позиции ниже. Черные предлагают размен ферзя, и у вас почти нет времени на часах. Стоит ли идти на обмен?

Стоит ли менять ферзей?

Если вы знаете квадратное правило, вы можете быстро сделать вывод, что обмен ферзями — это выигрышная идея. После обмена тяжелыми фигурами у вас будет возможность создать неудержимую проходную пешку.

Если вы знаете квадратное правило, вы можете быстро увидеть, что пешка «а» или «b» может сделать ход.

Еще одно дополнительное преимущество знания квадратного правила заключается в том, что оно может сэкономить вам много времени в эндшпиле. Это преимущество имеет большое значение, поскольку в этот момент игроки обычно попадают в цейтнот.

Проверьте свои навыки

Теперь, когда вы знаете о квадратном правиле, пришло время проверить свои навыки. Используйте этот инструмент визуализации, чтобы определить лучший ход в каждой позиции.

Головоломка 1: Может ли ваша пешка повыситься?

Головоломка 2: Как проще всего выиграть в этом эндшпиле?


Головоломка 3: Можете ли вы превратить пешку?


Заключение

Теперь вы знаете, что такое квадратное правило, почему оно важно и как его использовать в играх. Зайдите на нашу страницу «Упражнения», чтобы попрактиковаться в эндшпиле «король-пешка», чтобы улучшить свои навыки в такой позиции и выиграть больше партий!

Как выпрямить угол методом 3-4-5

Основы Hardscape

Сегодня мы собираемся показать вам, как возвести угол в квадрат, используя метод 3-4-5 (также известный как теорема Пифагора). Знание того, как выровнять угол с помощью этого метода, полезно во многих строительных работах, но особенно при укладке брусчатки.

· 3 минуты

Сделай сам с помощью WI

Мы здесь, чтобы помочь вам избавиться от сложностей при проектировании.

Подписаться

50 лайков

13 акций

 Если вы читаете эту статью, вы, вероятно, укладываете прямоугольную брусчатку во внутреннем дворике, подъездной дорожке или тротуаре и хотите, чтобы ваши углы были идеальными. Ниже мы предоставили обзорную иллюстрацию с пошаговыми инструкциями. Следуйте нашим инструкциям, и каждый раз у вас будет идеально ровный угол.

3 шага к идеально ровному углу

Как видно на рисунке ниже, сделать это довольно просто. Весь процесс можно разбить на три простых шага.

  • Проложить прямую линию
  • Проложить перпендикулярную линию
  • Измерить и отметить линии

1. Проложить прямую линию

Сначала проведите прямую линию, параллельную вашему проекту. Возьмите молоток и вбейте два кола в землю за концы одной стороны. Не забудьте вколотить вторую стойку на 12 дюймов за край вашего проекта, чтобы оставить место для шага 2.

Затем привяжите веревку между вашими кольями (узнайте, как правильно привязать веревку к стойке в разделе «Сделай сам» с WI, в нашем учебном пособии «Как это сделать»). привязать веревку к столбу).

2. Проведение перпендикулярной линии

Теперь необходимо провести перпендикулярную линию. Выровняйте колышек параллельно перпендикулярной стороне вашего проекта, на 12 дюймов позади другого колышка, как вы видите ниже. Завяжите свою нить.

Пересеките эти линии, чтобы получить точку пересечения. Эта точка пересечения и будет вашим углом, и именно он будет идеально квадратным.

Теперь проведите перпендикулярную линию. Потратьте минуту, чтобы сделать его настолько квадратным, насколько может видеть ваш глаз, чтобы вам не пришлось вносить столько корректировок позже.

После того, как вы вбили колышки и привязали веревки, у вас должен получиться полуквадратный угол и веревки, идущие по двум сторонам вашего проекта.

Далее вам нужно будет измерить и отметить стропы в соответствии с принципами метода 3-4-5.

3. Измерьте и отметьте линии

Чтобы получить идеально прямой угол, необходимо стремиться к соотношению размеров 3:4:5. Другими словами, вам нужна длина в три фута по прямой линии, длина в четыре фута по перпендикулярной линии и длина в пять футов в поперечнике.

 Если все три измерения верны, у вас будет идеально прямой угол.

Шаг за шагом. Сначала отмерьте три фута по прямой. Начните с угла и отмерьте. Как только у вас будет три фута, сделайте отметку. Во-вторых, отмерьте четыре фута по перпендикулярной линии, начиная с угла.

Правило квадрата: Правило квадрата в шахматах: его суть и нюансы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх