Примеры иллюзий: что это простыми словами, примеры и виды, причины

что это, какие бывают виды, примеры в психологии

Содержание:

  • Иллюзия восприятия в психологии
  • Основные виды
    • Иллюзии невнимательности
    • Аффективные иллюзии
    • Парейдолические иллюзии
    • Оптико-геометрические иллюзии
  • Причины возникновения иллюзий восприятия
  • Примеры иллюзий в психологии

Содержание

  • Иллюзия восприятия в психологии
  • Основные виды
    • Иллюзии невнимательности
    • Аффективные иллюзии
    • Парейдолические иллюзии
    • Оптико-геометрические иллюзии
  • Причины возникновения иллюзий восприятия
  • Примеры иллюзий в психологии

Иллюзия восприятия в психологии

Одним из свойств человеческой психики является ее способность порождать иллюзии — перцептивные ошибки при восприятии внешних объектов или ситуаций. Иллюзии могут проявляться у абсолютно здоровых людей или быть признаком психического расстройства.

Иллюзии восприятия — это искаженная оценка реальных образов, их несоответствие тому, какими они являются на самом деле. Иллюзии могут возникать на уровне любого из органов чувств — они бывают слуховыми, тактильными, вкусовыми, обонятельными, зрительными.

Наиболее распространенными и изученными в психологии являются зрительные иллюзии. При этом их нельзя путать с галлюцинациями: если первые возникают при наличии реально существующих объектов, то вторые — это восприятие объектов, которых на самом деле нет.  

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Примечание

Отличить иллюзию от галлюцинации легко. Если человек видит медведя, а на самом деле это куст, то это иллюзия. А если он видит медведя, а на самом деле никого и ничего нет, то это галлюцинация. 

Основные виды

Выделяют несколько основных иллюзий восприятия:

  • иллюзии невнимательности;
  • аффективные;
  • парейдолические;
  • оптико-геометрические.

Иллюзии невнимательности

Иллюзии невнимательности возникают при недостаточной концентрации внимания либо при нехватке информации, то есть в условиях, затрудняющих восприятие (сильный шум, слабое освещение, значительная удаленность объекта и т. д.). Например, на вечеринке, где играет громкая музыка, вместо одного слова слышится другое. Издалека можно принять незнакомого человека за знакомого и т. д. Часто возникновение этих иллюзий обусловлено ожиданием восприятия, то есть тем, на что настроено внимание в данный момент: так, ожидая увидеть гриб в лесу, человек видит его в опавшем листе или пеньке.

Примечание

Иллюзии невнимательности исчезают сразу же, стоит человеку сосредоточиться на воспринимаемом предмете либо получить о нем дополнительную информацию: например, рассмотреть человека, принятого за знакомого, с более близкого расстояния.

Аффективные иллюзии

Аффектогенные иллюзии проявляются при

переживании аффекта, то есть необычного эмоционального состояния (страха, сильного напряжения и т. д.). Например, бредущему по ночному лесу человеку куст может показаться хищным животным или лешим, а ремень на стуле в темной комнате будет воспринят как готовая к прыжку змея. 

«А в темноте, страшилищами бредя,

Мы куст принять готовы за медведя». 

У. Шекспир.

Аффективные иллюзии — нормальное явление для здоровых людей — особенно в ситуациях, которые воспринимаются как опасные, тревожные или волнительные. Очень часто они возникают у детей, которые боятся темноты и поэтому видят в обычных предметах спальни страшных животных или монстров. 

Также аффективные иллюзии наблюдаются у пациентов с расстройствами психики. Так, если расстройство сопровождается повышенной тревожностью и подозрительностью больного, обычный уличный шум за окном воспринимается им как гомон толпы, которая собралась посмотреть на его казнь; в разговоре посторонних людей человек слышит упреки и осуждение в свой адрес; безобидный предмет в руке соседа по палате воспринимается как нож и т.

д.

Парейдолические иллюзии

Парейдолические иллюзии — это иллюзорное восприятие реальных объектов.

Термин возник от греческих слов «para» («рядом», «около») и «eidolon» («образ»). Феномен был впервые описан Калбаумом и Ясперсом. В то время как некоторые разновидности иллюзий, например оптические, создаются намеренно, парейдолии возникают спонтанно, когда люди видят в случайных предметах различные образы, чаще всего — причудливо-фантастические. 

Пример

Например, рассматривая трещины на потолке, можно увидеть очертание лица, в кофейной пенке или яичнице разглядеть смайлик, в узорах на ковре — волшебный пейзаж, а в облаке на небе — силуэт дракона или корабля.

Очень часто такие иллюзии возникают при галлюцинаторном помрачнении сознания, возникающем вследствие интоксикации алкоголем или психоактивными препаратами.

Иногда парейдолические иллюзии имеют массовый характер, когда сразу много людей видят один и тот же образ при восприятии художественных полотен, природных явлений или других общеизвестных объектов.

Примечание

Одной из самых известных массовых парейдолий считается Кидония — регион на севере Марса. На снимке планеты, сделанном NASA, в одном из холмов люди отчетливо видят человеческое лицо.

Ученые затрудняются при определении причин возникновения этого феномена, выдвигая противоречивые мнения. Так, космолог Карл Саган считает, что парейдолия была необходимым инструментом выживания древнего человека: в условиях плохой видимости и на расстоянии было важно уметь распознавать лица, чтобы заранее понять, друг это или враг. В ходе эволюции люди так хорошо освоили этот механизм, что стали видеть образы даже там, где их нет.

Примечание

Эксперты считают, что многие известные явления являются результатом парейдолических иллюзий, например, легендарное Лохнесское чудовище, НЛО, оживший Элвис Пресли и т. д. 

Парейдолию намеренно используют некоторые художники, например, Иштван Орос, у которого есть целая серия гравюр с подобными иллюзиями. Феномен научились имитировать и цифровые системы — на нем основано, например, распознавание лиц в Facebook и фотоаппаратах. Взяли его на вооружение и промышленные дизайнеры, которые выяснили, что продукт с антропоморфными характеристиками воспринимается потребителями как более привлекательный. 

Пример

Яркий пример использования антропоморфии в промышленном дизайне — Contour Bottle, стеклянная бутылка Coca-Cola, имеющая очертания женского тела.

При этом, чтобы продукт вызвал положительные эмоции, человеческие черты в его дизайне должны быть слабо уловимыми. Если перестараться со сходством, то можно вызвать противоположную реакцию — страх и отвращение. Так, исследования в робототехнике показали, что чем большее сходство имеет робот с живым человеком, тем больше дискомфорта он вызывает у людей. Вероятно, это происходит потому, что робот начинает восприниматься не как машина, а как оживший мертвец или ненормальный человек.

Оптико-геометрические иллюзии

В психологии также выделяют оптико-геометрические иллюзии

 их возникновение связано с особенностями строения и работы органа зрения. Суть этих иллюзий в том, что видимые отношения фигур не совпадают с реальными.

Типичный обман зрения — картинка, на которой нарисованы две линии одинакового размера со стрелками на концах. При этом большей кажется та, у которой стрелки обращены внутрь, а меньшей — та, у которой они обращены наружу.

 

Оптико-геометрические иллюзии не связаны с патологиями психики и возникают абсолютно у всех здоровых людей, поэтому их еще называют физиологическими.

Причины возникновения иллюзий восприятия

Иллюзии восприятия могут возникать по разным причинам:

  • В результате временных функциональных ошибок в работе центральной нервной системы — при переутомлении, стрессовом состоянии, недосыпе и т. д.  
  • Из-за
    конкурирующей сенсорной информации
    . На человека одновременно воздействуют разные типы сенсорных источников, например, громкая музыка и яркий свет.
  • Интерсенсорные эффекты — объединение чувств для воспроизведения определенного общего воздействия. Например, в ресторане вид и запах блюд, фоновая музыка и цветовая гамма — в совокупности усиливают вкусовые ощущения.
  • Межсенсорное взаимодействие — взаимозависимое (кросс-модальное) действие разных органов чувств для формирования целостного представления об объекте.
  • Стимуляция одного чувства вызывает иллюзию другого — например, звук провоцирует вкусовые или цветовые ощущения, а зрительный образ вызывает тактильные переживания. 

Пример

У человека, который испытывает сильный страх или отвращение по отношению к паукам или жукам, один их вид провоцирует ощущение, что по нему ползают ненавистные насекомые. А наблюдение за качающейся лодкой может легко вызвать чувство укачивания.

Примеры иллюзий в психологии

Самыми известными в психологии являются оптические иллюзии движения. Одна из таких — иллюзия американского психолога Оучи. Если смотреть на шар в центре картинки, то кажется, что узор на нем движется из стороны в сторону. А если подвигать головой туда-сюда, не отрывая от шара взгляда, возникает ощущение, что узоры движутся вокруг него.

 

Еще один пример — так называемая фрактальная иллюзия: кажется, что рисунок пульсирует. 

 

На иллюзии Акиоши Китаока круги «движутся».

 

Широко известны и иллюзии перевернутых картинок

 

Примеры парейдолии можно часто увидеть в повседневной жизни.

   

 

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4. 93 (Голосов: 28)

Поиск по содержимому

ИЛЛЮЗИИ В ОКРУЖАЮЩЕМ НАС МИРЕ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Пацакула Т.Н. 1


1

Рязанцева Е.А. 1


1

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Еще античный философ Гераклит говорил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле?

В повседневной жизни мы часто встречаемся с объектами, которые нам что-то напоминают. Это могут быть облака, напоминающие лошадок, камни, напоминающие животных, или лунный месяц, похожий на человеческое лицо в профиль. Существует масса примеров, когда подобные сходства были приняты наблюдателями за нечто сверхъестественное.

Оптические иллюзии сопровождают человека в течение всей жизни. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально. Подобные знания могут существенно облегчить жизнь, избавив человека от неприятностей, связанных со зрительными обманами. Это поможет нам лучше понимать некоторые природные явления, устройства некоторых предметов.

Важность изучения процессов оптических иллюзий связана с задачами, возникающими при внедрении в повседневную жизнь технологий стереозрения, одной из которых является технология виртуальной реальности. Большой интерес к изучению оптических иллюзий связан также с практическими задачами, стоящими в области архитектуры, дизайна и живописи. В последнее десятилетие появились новые художественные направления, которые используют особенности зрительного восприятия для создания впечатляющих художественных образов.

Объект исследования: зрение человека.

Предмет исследования: оптические иллюзии.

Цель исследования: изучить особенности проявлений оптических иллюзий в жизни человека и природе.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить специальную литературу по оптическим иллюзиям: их видам, особенностям.

  2. Изучить роль оптических иллюзий в природе, жизни и профессии.

  3. Провести опыты, иллюстрирующие оптические иллюзии:

  • Опыт с ложкой и монеткой;

  • Создать мираж в воде;

  • Изготовить невозможный треугольник Пенроуза.

  1. Провести анкетирование среди учащихся 5-х и 10-х классов, сравнить полученные результаты.

  2. Сделать выводы об изученных оптических иллюзиях.

Гипотеза исследования: оптические иллюзии не только проявляются в природе и жизни, но их можно самостоятельно создавать.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • теоретический анализ проблемы;

  • эксперимент;

  • анкетирование учащихся 5-х и 10-х классов, цель которого выяснить, знают ли школьники, что такое иллюзии и встречались ли они с ними в жизни.

В анкетировании приняли участие 24 учащихся 10-х классов и 25 учащихся 5-х классов средней школы №17.

§ 1. Понятие, виды оптических иллюзий

Оптической иллюзией называется несоответствующие действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата, попросту говоря – это неверное представление реальности. Оптические иллюзии не связаны с индивидуальными нарушениями зрения, например с дальтонизмом [6].

Почему происходит оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека – сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В неё входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие [2]. В связи с этим выделяются три причины иллюзии:

  • наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;

  • при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;

  • мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.

Универсальной классификации иллюзий не существует, так как механизмы и причины их появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Можно классифицировать оптические иллюзии следующим образом:

Зрительные иллюзии искажения – к ним относится иллюзия Вундта (1896), линии в центре, в действительности, параллельны [8].

Иллюзии зрения или псевдоскопии — так называются неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. По причинам, вызывающим их, иллюзии зрения могут делиться на иллюзии: 1) проистекающие от оптических особенностей зрительного аппарата человека, 2) причина которых кроется в психике человека, в предвзятых, невольных суждениях и сопоставлениях, основанных на привычке связывать известное впечатление с явлением его вызывающей.

К иллюзиям восприятия размера относится явление иррадиации. Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Важно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе [5, 7].

Иллюзии цвета и контраста – к ним относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Эти иллюзии связаны с тем, что глаза, сосредотачивая взгляд на одной точке, постепенно устают, и мы перестаём замечать то, что расположено вокруг конкретной точки. Весь эффект полностью пропадает, если вы начинаете моргать. Данную иллюзию зачастую не воспринимают люди, носящие контактные линзы [3].

Иллюзии движения связаны с восприятием обычного и статичного изображения как анимированного. Иллюзии движения также довольно часто встречаются в живописи. А рисунке оказывается, что линии как бы движутся в разные стороны [8]:

Эффект последействия. Наиболее знакомым и отчасти неприятным последействием являются ощущения, остающиеся после случайного быстрого взгляда на яркую электрическую лампочку. В данном случае в силу инерционности зрения последействие кратковременно.

Соотношение фигуры и фона Разделение фигуры и фона может быть проиллюстрировано с помощью двузначного рисунка, отдельные части которого могут восприниматься как в качестве фигуры, так и в качестве фона [2].

Кажущиеся фигуры. Узор фигуры изгибается внутрь. Ни один из квадратов на самом деле не искажен. Но белые точки в углах черных квадратов зрительно вытягивают углы и изгибают прилегающие стороны, вследствие чего весь узор кажется вогнутым.

Невозможные фигуры достаточно часто встречаются на древних гравюрах, картинах и иконах — в одних случаях мы имеем с явными ошибками передачи перспективы, в других — с умышленными искажениями, обусловленными художественным замыслом.

Перевернутые фигуры — один из видов оптических иллюзий, фигура, кажущаяся на первый взгляд проекцией обычного трёхмерного объекта, при внимательном рассмотрении которой становятся видны противоречивые соединения элементов фигуры. Создаётся иллюзия невозможности существования такой фигуры в трёхмерном пространстве.

Парейдолические иллюзии ли парейдолии — это иллюзорное восприятие реального объекта. В отличие от двойственных изображений, иллюзий восприятия глубины, картинок на распознавание образов, где изображения созданы специально, чтобы провоцировать возникновение иллюзий, парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. [4].

§ 2. Иллюзии в жизни, профессии, в природе

С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определенных пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Еще более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека.

Дизайн одежды. Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект.

Оп-арт. Оптическое искусство. От англ. Op-art – сокращенный вариант optical art –оптическое искусство – художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя [4]. Оп-арт, пользуясь строгими геометрическими построениями разрушает целостность восприятия.

Архитектура. При строительстве монументальных зданий чаще всего архитекторам приходилось бороться с кажущимся искажением их размеров с изменением расстояния, то есть в перспективе. Если, например, взглянуть на высокое здание снизу вверх, создаётся впечатление, что в верхней части оно гораздо уже, чем у основания, и отклонено назад.

3D рисунки на асфальте. Стрит-арт на асфальте. Так называется вид уличного искусства. Главный секрет изображения объемных картинок — их нужно “растягивать”. В этом и состоит мастерство исполнителя. Если наносить в обычных пропорциях, то такого эффекта достичь не получится.

Иллюзии в цирке. Иллюзия — показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные «загадочные» исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания. Устройство аппаратуры — специальные пружины, двойное дно, скрытые перегородки, особо рассчитанные механизмы, определенная установка зеркал — позволяет артисту вводить зрителя в увлекательное заблуждение.

Природный камуфляж позволяет антилопе оставаться незамеченной для многочисленных хищников. Природа одарила многих животных специальной маскировочной окраской. Это помогает многим животным охотиться, а другим прятаться эффективно от хищников [1].

§ 3. Эмпирическое изучение иллюзий

3.1. Проведение эксперимента.

Для того чтобы выяснить является ли реальный мир таким, каким мы его видим, проведем несколько опытов:

  1. Опыт с ложкой, явился наглядным примером тому, что не всегда надо верить своим глазам. Мы видим «изогнутую» ложку, но в действительности она прямая. Это происходит потому, что свет распространяется по прямой, но при переходе из одной прозрачной среды в другую, например, из воздуха в воду, направление его движения изменяется:

  1. Опыт с монетой, опущенной в стакан с водой. Мы наблюдаем две монеты, но опустили в стакан одну монету. На поверхности воды мы видим лучи света, отраженные от монеты. Вода и стекло искривляют лучи, и поэтому кажется, что перед нами две монеты:

  1. Опыт «Исчезающая монетка». Наливаем в банку воды и закрываем крышкой. Кладем монету на стол. Ставим на монетку банку с водой. Если посмотреть сквозь воду сбоку банки, то монетки не видно. Этот фокус удается из-за того, что когда свет переходит из менее плотной среды (например, воздуха), в более плотную (например, воду), на границе этих двух веществ происходит изменение направления лучей света. Когда видимый образ монетки попадает на стенку банки под слишком большим углом, монетка становится не видна снаружи.

  1. Невозможный треугольник Пенроуза. Мастерим своими руками.

3.2. Анализ результатов анкетирования.

Для изучения влияний иллюзии на человека, нами было проведено анкетирование среди учащихся 5-х и 10-х классов (анкета представлена в приложении). В анкетировании приняли участие 24 учащихся 10-х классов и 25 учащихся 5-х классов средней школы №17. Полученные данные сравнивались.

Анализ результатов в группе пятиклассников позволяет констатировать следующее. Большинство из опрошенных пятиклассников (88%) считают, что знают, что такое иллюзии (вариант ответов а). Знание об иллюзиях лишь предположительное оказалось у 12% респондентов (выбор ответа в). В группе учащихся десятых классов 45,8% утвердительно указали, что осведомлены об иллюзиях и 54,2% опрошенных не смогли утвердительно ответить на вопрос, выбрав вариант ответа «могу предположить, что такое иллюзии». Совсем не знающих об иллюзиях среди опрошенных не оказалось.

Диаграмма 1.

Распределение ответов школьников на вопрос анкеты

«Знаете ли вы, что такое иллюзии?»

Сталкивать в жизни с иллюзиями приходилось 96% пятиклассников и лишь 4% опрошенных, признались, что никогда не сталкивались с иллюзиями в своей жизни. Таких опрошенных в группе десятиклассников оказалось 79,2% и 20,8% соответственно.

Диаграмма 2.

Распределение ответов школьников на вопрос анкеты

«Приходилось ли вам сталкиваться с иллюзиями в жизни?»

При предъявлении школьникам иллюзии стрелы (Иллюзия Мюллера – Лайера), оказалось следующее: 68% опрошенных учащихся пятых классов и 50% учащихся десятых классов признали, что стрела с расходящимися наконечниками длиннее, т. е. признали наличие иллюзии; 41,7% десятиклассников посчитали, что стрела со сходящимися наконечниками длиннее; 32% пятиклассников и 8,3% школьников десятиклассников посчитали, что стрелы по длине одинаковы. У этой небольшой группы опрошенных (32% и 8,3% школьников) иллюзия не «работает».

Диаграмма 3.

Распределение ответов школьников на вопрос анкеты «Посмотрите внимательно на рисунок и укажите знаком напротив той из стрелок, которая вам кажется длиннее»

При ответе на вопрос: что вам кажется больше: высота цилиндра или ширина его полей (приложение 1)

Ответы распределились следующим образом: 52% пятиклассников и 66,7% десятиклассникам, показалось, что высота цилиндра больше; 4% учащихся 5-х классов и 20,8% учащихся 10-х классов показалось, что ширина полей больше; 44% пятиклассникам и 12,5 десятиклассникам показалось, что высота цилиндра и ширина его полей равны по длине. Таким образом, данной иллюзии оказались подвержены 52% опрошенных пятиклассников и 66,7% десятиклассников.

Диаграмма 4.

Распределение ответов школьников на вопрос анкеты:

«Что вам кажется больше: высота цилиндра или ширина его полей?»

При предъявлении иллюзии контраста (приложение 1), оказалось, что 68% опрошенных пятиклассников и 70,8% десятиклассников, отметили, что центральный круг, окруженный мелкими кружочками, кажется больше, 8% учащихся пятых классов и 8,3% десятых классов сказали, что они равны и 24% пятиклассника и 20,9% десятиклассников увидели, что центральный круг, окруженный крупными кругами кажется им больше.

Таким образом, данной иллюзии оказались подвержены 68% опрошенных пятиклассников и 70,8% десятиклассников, что составляет большинство из опрошенных.

Диаграмма 5.

Распределение ответов школьников на вопрос анкеты:

«Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?»

Таким образом, полученные нами результаты при анализе анкет, позволяют сделать следующие выводы:

  1. Иллюзии свойственны многим людям, в том числе и школьникам различных возрастов.

  2. Восприятие иллюзий имеет как сходства, так и различия в восприятии их учащимися 5-х и 10-х классов.

  3. Различия проявляются в том, что десятиклассники оказались более строги к себе и признали, что большинство из опрошенных имеют лишь представление об иллюзиях (54,2%). Среди опрошенных пятиклассников 88% утверждают, что знают, что такое иллюзии (88%).

  4. Различия касаются и того факта, что при предъявлении иллюзии стрелы (иллюзия Мюллера-Лайера) для большинства пятиклассников стрела с расходящимися наконечниками кажется больше. Ответы десятиклассников не такие уверенные. Среди опрошенных этой группы школьников есть те, кто считает, что стрела со сходящимися наконечниками кажется длиннее.

  5. В двух группах опрошенных есть школьники, на которых иллюзии не влияют. Их количество небольшое.

Заключение

Проблема восприятия зрительных иллюзий является актуальной и востребованной в связи с тем, что ее решение обогатит научные знания о процессах формирования зрительного образа.

Мнение, что иллюзии являются вредным и надуманным явлением, отрицательно влияющим на жизнь человека, ошибочно. Так же, как и мнение, что иллюзии свойственны нездоровым или очень впечатлительным людям. Большая часть иллюзий основана на вполне логичных особенностях человеческого организма. Иллюзии существуют, их можно продемонстрировать в различных экспериментах.

Иллюзии свойственны многим людям, в том числе и школьникам различных возрастов. В восприятии иллюзий школьниками отмечены как сходства, так и отличия.

Проведенная нами работа позволила сделать нам следующие выводы:

  1. Специальная литература по оптическим иллюзиям позволила узнать виды, особенности иллюзий, причины их проявлений.

  2. Изучена роль оптических иллюзий в природе, жизни и в различных профессиях.

  3. Были проведены опыты, иллюстрирующие оптические иллюзии: опыт с ложкой и монеткой; мираж в воде; изготовили невозможный треугольник Пенроуза.

  4. Было проведено анкетирование среди учащихся 5-х и 10-х классов. Было найдено сходство и различия в особенностях проявлений иллюзий среди школьников разных возрастных групп.

Литература

  1. Акбаев А. Физика и живая природа. Ижевск: Удмуртский университет 1999.

  2. Вадимов А. А., Тривас М. А. Иллюзии зрения. М.: Наука, 1971.

  3. Дёмин П. Физические эксперименты и психологические иллюзии. — М., 2006.

  4. Еженедельное приложение «Физика» к газете «Первое сентября» № 37, 2000.

  5. Кирквуд Йон: Оптические иллюзии. – М.: Издательство «Эксмо», 2014

  6. Перельман Я. «Оптические иллюзии». – М.: Издательство: «СЗКЭО Кристалл», 2016.

  7. Толанский С. Оптические иллюзии. — М.: Мир, 1967, 128 с.

  8. http://psy.msu.ru/illusion/ — официальный сайт психологического факультета МГУ им. М. Ломоносова (иллюстрации).

Приложение 1.

Анкета

Уважаемые школьники! Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к иллюзиям. Просим Вас ответить на представленные ниже вопросы, отметив тот вариант ответа, который в наибольшей степени отражает ваше мнение.

  1. Знаете ли вы, что такое иллюзии?

а) да; б) нет; в) могу предположить.

  1. Приходилось ли вам сталкиваться с иллюзиями в жизни?

а) да; б) нет.

  1. Приведите, пожалуйста, известный вам пример любой иллюзии. Напишите: ______________________________________________________

  2. Посмотрите внимательно на рисунок и укажите знаком V напротив той из стрелок, которая вам кажется длиннее:

  1. Отметьте свой вариант ответа: что вам кажется больше: высота цилиндра или ширина его полей?

А) высота цилиндра кажется больше;

Б) ширина полей кажется больше;

В) высота цилиндра и ширина его полей кажутся равными по длине.

6. Какой из центральных кругов вам кажется больше?Обведите в кружок знак V около той картинки, центральный круг которой кажется вам больше.

Просмотров работы: 6877

Примеры иллюзий: зрительные и слуховые

К YourDictionary Staff

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    ThinkStock

Термин «иллюзия» относится к чему-то, что предназначено для того, чтобы обмануть чувства или ввести в заблуждение восприятие.

Некоторые примеры иллюзий:

Оптические иллюзии

  • M.C. Работа Эшера, созданная, чтобы визуально бросить вызов аудитории
  • Фокусник, который разрезает половину коробки с человеком внутри, не разрезая человека
  • Произведение искусства, представляющее собой различные формы и цвета, которые меняются, если смотреть на изображение в течение определенного периода времени
  • Изображение пожилой женщины, смотрящей вниз, которое после корректировки зрения выглядит как молодая женщина, смотрящая вбок
  • Популярное изображение кубка, который, когда зрение корректируется, кажется двумя лицами, смотрящими друг на друга.
  • Изображение, состоящее из множества овалов разного цвета и размера, образующих большие круги. Если смотреть, хотя и неподвижно, кажется, что круги вращаются.
  • Человек, идущий по земле, может казаться идущим по стене при повороте изображения.
  • Наблюдать за чревовещателем — это иллюзия. Зрители воспринимают куклу как говорящую, в отличие от кукловода.
  • Мимы создают иллюзию того, что они делают что-то в несуществующем пространстве, например, на стенах или поднимаются по лестнице или лестнице.

Реклама

Слуховые иллюзии

  • Тон Шепарда, высота звука которого постоянно повышается и понижается, но на самом деле этого не происходит.
  • Иллюзия Парадокса Тритона, открытая Дианой Дойч. Некоторые слышат восходящие ноты, а другие слышат нисходящие ноты.
  • Иллюзия шкалы, при которой слушатели слышат разные гаммы в каждом ухе в результате того, что мозг группирует ноты вместе, была открыта Дайаной Дойч.
  • Призрачные слова — еще одна иллюзия, в которой бессмысленный звук несколько раз накладывается сам на себя. Хотя настоящих слов нет, слушатели могут начать слышать слова или фразы, относящиеся к тому, что актуально в их жизни в данный момент. Эту слуховую иллюзию впервые продемонстрировала Дайана Дойч из Калифорнийского университета.
  • Эффект MgGurk — это слуховая/визуальная иллюзия, которая вводит мозг в заблуждение, заставляя его думать, что мужчина постоянно повторяет «БА». Большинство людей слышат «DA», в то время как его рот, кажется, говорит «GA».
Статьи по теме на YourDict

Тактильные иллюзии
  • Фантомная конечность, ощущение, что человек с ампутированной конечностью все еще прикреплен.
  • Иллюзия кожного кролика, при которой человек постукивает по разным частям руки, чтобы создать ощущение последовательных постукиваний вверх и вниз по руке.
  • Иллюзия Аристотеля, возникающая, когда кто-то скрещивает пальцы и касается одного предмета, например морковки или ручки. Иллюзия состоит в том, что человек на самом деле чувствует, что касается двух одинаковых объектов, а не только одного.
  • Напишите на доске без затычек для ушей, затем сотрите и напишите снова, используя затычки для ушей. Последняя ситуация приведет к тому, что доска станет более гладкой. Это потому, что писатель не может слышать скрип мела по доске.

Глядя на эти различные примеры иллюзий, вы можете лучше понять иллюзии, с которыми вы можете столкнуться.

Реклама

Реклама

Реклама

Проверка реальности: 10 практических применений иллюзий

Хотя иллюзии по определению нереальны, ученые все чаще находят способы использовать их, чтобы влиять на реальный мир. Вот 10 практических приложений, которые используют или контролируют иллюзии, от военных кораблей до виртуальной реальности, Давида Микеланджело и Статуи Свободы.

MP3

Все MP3 основаны на иллюзии. MP3 является продуктом «сжатия звука с потерями», при котором части аудиосигнала отбрасываются для сжатия звукового файла, но при этом не вызывают потери качества звука от нулевой до минимальной для среднего слушателя.

Как работает сжатие MP3? Он устраняет обычно неслышимые звуки. Например, если два звука воспроизводятся одновременно очень близко друг к другу по времени, то в зависимости от их частоты и интенсивности мозг может воспринимать только один из них — явление, известное как маскировка. «Сжатие звука с потерями абсолютно связано с иллюзией», — говорит психолог по восприятию и познанию Диана Дойч из Калифорнийского университета в Сан-Диего. «Вы можете уменьшить количество информации в сигнале, и мозг заполнит пробелы».

После удаления звуков, которые люди обычно не слышат, и использования традиционных методов сжатия, которые кодируют избыточную информацию для экономии места, MP3-файлы могут уменьшить размер звукового файла примерно на 90 процентов.


Изображение: Thinkstock

Футуристические лампочки
В 2012 году когнитивный нейробиолог Стивен Макник, работающий сейчас в Медицинском центре Даунстейт при Государственном университете Нью-Йорка в Бруклине, и его коллеги обнаружили иллюзию, которая позволяет свету мерцать в течение 13 процентов времени, но при этом казаться человеческому мозгу таким же ярким, как если он был включен все время. Создавая лампочку, которая использует эту иллюзию, исследователи надеются создать лампочки, которые сэкономят до 20 процентов на счетах за электроэнергию.

Исследователи анализировали мерцание лампочек с тех пор, как они существуют. Например, Томас Эдисон обнаружил, что лампочки, мерцающие 60 раз в секунду, кажутся постоянными источниками света, говорит Макник (который также входит в совет Scientific American MIND ).

Макник и его коллеги обнаружили, что восприятие яркости связано не только с продолжительностью световых вспышек, но и с их периодичностью. Их результаты показывают, что если бы 67-миллисекундные импульсы света чередовались с 10-миллисекундными периодами темноты, люди, тем не менее, воспринимали бы эти световые импульсы как одно целое, а не как мерцание.

Макник предполагает, что это открытие может привести к созданию ламп, которые экономят энергию и служат дольше. Экономия может быть значительной: по данным Управления энергетической информации США, примерно четверть всей электроэнергии используется для освещения. Изобретение находится на рассмотрении патента, и Макник получил грант Национального научного фонда на исследование физиологических основ этой иллюзии в мозгу.


Изображение: Cornell

Обрезка талии
Ученым давно известно, что иллюзия Дельбёфа может заставить людей неверно оценить размер одинаковых кругов, окруженных большими кругами. Чем больше пустого пространства вокруг внутреннего круга, тем меньше он кажется.

Точно так же в 2006 году исследователи Брайан Вансинк и Корт ван Иттерсум обнаружили, что большие тарелки могут заставить то же количество еды казаться меньше, и наоборот. Ученые также отметили, что средний размер обеденного блюда в США увеличился на 22 процента с 19 века.60, что, возможно, помогает объяснить, почему люди теперь едят больше за один присест.

Это открытие свидетельствует о том, что использование тарелок меньшего размера может быть одним из простых шагов к уменьшению талии и сокращению пищевых отходов. Движение за маленькие тарелки теперь направлено на то, чтобы семьи и рестораны использовали посуду меньшего размера. Действительно, исследователи Штеффен Каллбеккен и Хокон Селен обнаружили, что крупнейшая в Скандинавии сеть отелей сократила пищевые отходы на 20 процентов за счет уменьшения размера тарелок, а также за счет размещения знаков, побуждающих клиентов брать себе еду в виде шведского стола более одного раза за прием пищи, чтобы подтолкнуть их к большему количеству еды. не перегружать свои тарелки при первом посещении парового стола.


Изображение: Honou через flickr

Пробки
Выбоины на дороге, когда дорожное покрытие смещается с спуска на подъем, часто приводят к пробкам. Визуальная иллюзия вертикального уклона приводит к тому, что водители неправильно оценивают уклон дороги. Это означает, что при проседаниях водители часто не понимают, что едут в гору, и, следовательно, ездят, не ускоряясь, чтобы поддерживать скорость, вызывая замедление движения и пробки.

Японские ученые предполагают, что узоры из полос на стенах у дорог могут помочь противодействовать этой иллюзии, способствуя плавному транспортному потоку, говорит исследователь Акиясу Томоэда из Университета Мусасино в Токио. По его словам, исследователи проверяют, могут ли такие модели работать с помощью симуляторов вождения.


Изображение: Карлос Крус через Wikimedia Commons

Принудительная перспектива
Принудительная перспектива основана на оптической иллюзии, чтобы объекты казались ближе, дальше, больше или меньше, чем они есть на самом деле. Например, в фильме, в финальной сцене Касабланка спасательный самолет был на самом деле миниатюрным плоским вырезом, тогда как массовка, работающая над кораблем, была маленькими людьми, что помогло создать иллюзию размера. Современные версии фильмов с принудительной перспективой включают гигантского Хагрида в Фильмы о Гарри Поттере и гномы и хоббиты в трилогии «Властелин колец ». «Принудительная перспектива работает, потому что система трехмерного зрения у людей — дерьмо», — говорит Макник. «Мы используем плоскую сетчатку, двумерное «устройство», чтобы видеть в трехмерном пространстве, и поэтому должны полагаться на подсказки в перспективе, чтобы определить размер и расстояние».

В скульптуре классическими примерами принудительной перспективы являются Давид Микеланджело и Статуя Свободы, где иллюзия помогает сделать их пропорции более естественными, если смотреть снизу. Принудительная перспектива также используется в парках развлечений, например, в замке Золушки в Walt Disney World и новом замке Хогвартс в Universal Studios, чтобы сделать эти сооружения более впечатляющими.


Изображение: OhMaGif.com

Видео
Анимация, фильмы и онлайн-видео основаны на оптической иллюзии, известной как фи-феномен, когда неподвижные изображения, просматриваемые в быстрой последовательности, создают иллюзию непрерывного движения. Например, фильмы демонстрируют зрителям не менее 24 неподвижных изображений в секунду, мерцание которых достаточно быстро, чтобы создать иллюзию плавно движущихся изображений. «Феномен фи работает, потому что зрительная система вообще не видит движения — она видит края в разных положениях в пространстве и делает предположение, что они движутся», — говорит Макник. «Поэтому, когда вы моргаете коробкой в ​​одном положении, а затем в другом, визуальное воспринимает это как движение, потому что так же оно видит и реальное движение».

Дисплеи виртуальной реальности, такие как Oculus Rift, частично основаны на десятилетиях исследований авиасимуляторов, которые, в свою очередь, основаны на многовековых знаниях мира искусства о том, как использовать оптические иллюзии, чтобы обмануть зрение и имитировать глубину. «Наш мозг всегда использовал перспективные подсказки, чтобы увидеть глубину, даже до того, как появилось искусство», — говорит Макник. «Художники просто выяснили, что это за правила, и использовали их, чтобы вещи выглядели в другой глубине или размере, чем они есть на самом деле».

Например, при использовании линейной перспективы для создания иллюзии глубины линии сходятся, а объекты прорисовываются меньше по размеру, как будто они удаляются от зрителя. Используя воздушную перспективу, чтобы предметы выглядели так, как будто они находятся далеко, объекты могут быть нарисованы более размытыми и с оттенком синего, чтобы имитировать эффект атмосферной дымки на внешний вид удаленных объектов. Используя штриховку, художники могут имитировать эффекты света и тени на твердых объектах, чтобы создать иллюзию формы.

Авиасимуляторы добавляют эффекты, такие как наклон, тряска и звук, чтобы сделать иллюзии, которые они отображают, более реалистичными. Виртуальная реальность также стремится воссоздать такие ощущения, как прикосновение и пространство, с помощью проводных перчаток и всенаправленных беговых дорожек, а также усилить иллюзии, имитируя взаимодействие между людьми и их виртуальным окружением.


Изображение: PLOSone

Камуфляж Dazzle
Корабли Dazzle были военными кораблями, окрашенными в яркие полосы и другие смелые узоры во время обеих мировых войн, чтобы сбить врага с толку. Идея заключалась в том, что ослепляющая маскировка нарушит восприятие противником дальности, курса, размера, формы и скорости кораблей и, следовательно, уменьшит потери от торпедных атак подводных лодок. По словам специалиста по зрению Ника Скотта-Сэмюэля из Бристольского университета в Англии, командир немецкой подводной лодки мог поднять свой перископ максимум на пять секунд. Подводная лодка уязвима для попадания глубинных бомб». За эти пять секунд или около того «он должен был произвести расчеты, необходимые для того, чтобы торпеда поразила движущуюся цель. Это очень трудно сделать, и цель ослепляющих узоров заключалась в том, чтобы еще больше помешать восприятию».0003

В ходе экспериментов с движущимися объектами на видеоэкранах Скотт-Сэмюэль и его коллеги обнаружили, что ослепляющие узоры действительно могут искажать восприятие скорости, особенно на высоких скоростях. Исследователи предполагают, что при обстреле из гранатомета автомобиля Land Rover, движущегося со скоростью 90 километров в час, на расстоянии около 70 метров, обычном для такого нападения, ослепляющий камуфляж может помочь гранате промахнуться в том месте, куда она была направлена, примерно на один метр, который может быть разницей между жизнью и смертью для пассажиров транспортного средства.


Изображение: Thinkstock

Телефоны
Смартфоны и другие телефоны полагаются на слуховую иллюзию, известную как недостающий фундамент. Сложные звуки, такие как речь или музыка, состоят из множества различных звуковых частот, например, 100, 200 и 300 герц. В этом примере вторая и третья частоты являются кратными, известными как гармоники, первой и самой низкой частоты, называемой основной. «С отсутствующей основной иллюзией можно услышать основную, даже если она удалена, до тех пор, пока в звуке есть достаточное количество соседних гармоник», — У. Об этом сообщает газета Deutsch из Сан-Диего.

Телефоны обычно передают звуки только между 300 и 3000 герц из-за их маленьких, низкокачественных динамиков. Основная частота взрослых голосов обычно ниже 300 герц, а частота типичного мужского голоса составляет от 100 до 150 герц, но по телефону мы обычно не путаем взрослых с детьми или мужчин с женщинами. «Мозг восстанавливает недостающую основу, чтобы вы могли слышать звуки, которых на самом деле нет», — говорит Дойч. «Почему мозг делает это?» она спрашивает. «Ну, когда звуки путешествуют, они часто отскакивают, и различные компоненты звука теряются или уменьшаются в зависимости от стен и различных объектов, через которые звук отражается. Поэтому, пока мы используем недостающую фундаментальную иллюзию, мы можем распознавать звук, даже если он может иметь различную частотную композицию от одного обстоятельства к другому».

Современная телефония использует эту иллюзию, передавая меньшую полосу частот, чем на самом деле в любом конкретном разговоре. Тот факт, что телефонные системы передают меньше информации, позволяет им передавать больше вызовов по одной линии, что делает их более рентабельными.


Изображение: PerceptionWeb.com

Купальники
Почему купальники с высоким вырезом удлиняют ноги? «Это иллюзия высоких ног», — говорит Кадзунори Морикава, который сейчас работает в Университете Осаки в Японии.

В ходе исследования Морикава попросил 76 студентов посмотреть на рисунки женщины, которая была одета либо в купальник с высоким вырезом, либо в колготки до икр.

Примеры иллюзий: что это простыми словами, примеры и виды, причины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх