Процесс с 41: Процесс C-41 | это… Что такое Процесс C-41?

Содержание

Процесс C-41 | это… Что такое Процесс C-41?

Фотоплёнка «Kodak Gold 200»

Негатив

C-41 — машинный процесс обработки цветной негативной фотоплёнки, разработанный фирмой Eastman Kodak.

Разные фирмы-производители фотоплёнок предлагали свои собственные фотоматериалы и процессы обработки (фотоплёнка ЦНД-32 и ДС-4 в СССР, ORWOCOLOR NC-19 и ORWOCOLOR NC−21 в ГДР), но с первой половины 1990-х годов остался только процесс обработки С-41 и его аналоги: CN-16 Fujifilm, CNK-4 Konica, AP-70(72) Agfa и т.п.

Содержание

  • 1 Теория образования цветного изображения
  • 2 Последовательность стадий обработки по процессу С-41
  • 3 Изменение светочувствительности фотоплёнки
  • 4 Регенерация растворов
  • 5 Извлечение серебра
  • 6 Дополнительные возможности процесса С-41
  • 7 Ссылки

Теория образования цветного изображения

Поскольку светочувствительным веществом в фотоплёнке являются галогениды серебра, то в процессе проявления они могут превращаться только в серебро, давая чёрно-белое изображение. Но благодаря особому строению цветной фотоплёнки — в каждом из трёх слоев находится соответствующая бесцветная компонента (зелёная в одном, пурпурная в другом и голубая в третьем слое) — в том месте, где во время проявления происходит восстановление серебра, из бесцветной компоненты образуется краситель — в виде «облачка» вокруг микрокристалла.

В связи с этим, в процессе цветного проявления в каждом из трёх светочувствительных слоев фотопленки образуются по два изображения — чёрно-белое из серебра и цветное из красителей. В процессе отбеливания черно-белое серебряное изображение превращается в соль серебра, и эта соль растворяется затем в фиксаже. Также в фиксаже растворяются светочувствительные вещества (галогениды серебра), не пошедшие на построение изображения (это — непроэкспонированные или мало проэкспонированные участки).

Благодаря отбеливателю из фотопленки удаляется жёлтый фильтровый слой и противоореольный слой из коллоидного серебра.

Таким образом, отбеливание и фиксирование удаляют из фотопленки чёрно-белое изображение, оставляя только цветное из красителей.

Набор химикатов для альтернативного процесса С-41

Последовательность стадий обработки по процессу С-41

Обработка производится при температуре 37,8º Цельсия (или 100° Фаренгейта).

Стадия и время обработки (при норме пополнения на одну плёнку формата 135 длиной 24 кадра)

Стадии обработкиПродолжительность обработкиПополнение, мл
1Проявление3 минуты 15 секунд21 мл
2Отбеливание45 секунд5 мл
3Фиксирование1 минута 30 секунд33 мл
4Стабилизация1 минута40 мл
5Сушка

В процессе С-41 нет промежуточных промывок. Существует только окончательная помывка, норма обновления раствора (норма пополнения) здесь самая большая — 40 мл на каждый метр, прошедший через машину. Поскольку в промывную воду вводятся определенные вещества, разрушающие остатки тиосульфата натрия (фиксажа) и вещества, способствующие антибактериальной защите (формалин, дихлороизоциануровая кислота), окончательная промывка получила название

стабилизации. В состав стабилизатора входят также смачиватели (типа жидкого мыла) для того, чтобы после высыхания на поверхности пленки (на основе) не оставались пятна от воды. Ввиду вредности формалина, от стабилизаторов на основе формалина стараются отказываться, заменяя их патентованными составами из 8-10 других веществ. Благодаря использованию стабилизатора значительно увеличивается сохранность изображения во времени. Для улучшения промывки раствор стабилизатора подаётся в машину, в два или три сообщающихся бака, противотоком — навстречу движения пленки.

  • Далее, изображение с негатива может быть напечатано для получения позитивной фотографии.

Изменение светочувствительности фотоплёнки

В проявочной машине можно изменить время проявления. При увеличении времени проявления растёт светочувствительность и немного повышается контраст. При изменении времени проявления на 20 секунд можно добиться увеличения светочувствительности фотопленки в 2 раза (или, другими словами, на 1 ступень). На американский манер это называется «пуш +1». Увеличение времени на 40 секунд позволяет поднять светочувствительность в 4 раза (на 2 ступени) — «пуш +2». Однако это справедливо не для всех пленок. Если пленка высокочувствительная (например, 400 единиц) и пролежала свой гарантийный срок хранения, то перепроявка (на жаргоне — «пуширование») ведет к сильному росту вуали, а не эффективных плотностей, в результате чего повышение светочувствительности может и не произойти.

Регенерация растворов

При обработке в проявочной машине растворы стараются менять как можно реже (например, один раз в несколько месяцев). Чтобы проявитель и другие обрабатывающие растворы сохраняли свои химические свойства неизменными, после проявления каждого метра фотопленки (это соответствует длине ролика фотоплёнки в 24 кадра) в обрабатывающий раствор вводится компенсирующий добавок — свежий раствор, немного более концентрированный, чем рабочий раствор в машине (см.нормы пополнения в таблице). Нетрудно посчитать, что после обработки в машине 20 пленок по 36 кадров (длиной 1,65 м) бак с проявителем объемом 10 литров обновится примерно на 700 мл. Избыток старого проявителя при этом идет в перелив (слив).

Извлечение серебра

В рабочем фиксаже скапливаются соли серебра. В 1 литре рабочего раствора может находиться от 5 до 7 граммов серебра. Крупными фотолабораториями отработанные фиксажи не выливаются, а направляются на извлечение серебра методом электролиза.

Дополнительные возможности процесса С-41

  • Несмотря на то, что процесс C-41 разработан для цветной фотографии, некоторые компании выпускают специальную чёрно-белую плёнку, предназначенную для обработки по этому процессу. Такие фотоплёнки принято называть монохромными. В прямом смысле это не классическая чёрно-белая пленка, а цветная — в одном светочувствительном слое смешаны сразу три красителя в равной концентрации (жёлтый, пурпурный и голубой), которые вместе создают ощущение нейтрального чёрного оттенка.
  • Одной из возможностей C-41 является обработка цветной обращаемой фотоплёнки, предназначенной для процесса E-6. Это называется кросс-процесс. Поскольку слайдовая пленка значительно контрастнее негативной (более чем в 3 раза в численном выражении), в результате получаются довольно интересные фотографии, имеющие несколько необычную цветопередачу (утрированную насыщенность, исчезновение деталей в светах), которые используются в художественных целях.
  • Если через машину с процессом С-41 пропустить чёрно-белую фотоплёнку, то она выйдет прозрачной, смытой, как будто вовсе не экспонировалась.

Ссылки

  • Kodak process C-41 (color negative) processing manual Z-131

Кросс-процесс: E-6 как C-41 — Кооператив «Фото.Химики»

Сегодня мы расскажем о результатах скрещивания нашей химии C-41 KIT со слайдовой плёнкой Kodak Ektachrome E-100 10-летней переспелости.

Признаться, результат настолько впечатляющий, что непременно его хочется повторить. Но… по порядку!

Кросс-процесс зверёк забавный, кто не знает — это проявка одного типа плёнки по процессу другого.

Чаще всего таким образом проявляют негативную цветную плёнку (процесс C-41), как цветную обращаемую (процесс E-6) и наоборот.

Вот как раз «наоборот» — это то, на что решился автор эксперимента Даниил Шкаруба @shkaruba_daniil. Плёнка daylight, снята по номиналу и обработана согласно инструкции к комплекту.

При заливе подогретой химии в бак температура падала до 37С, затем плавно выходила на плато 37,5С. Время обработки стандартно для негативных цветных материалов (3:15).

Оцифровка производилась на сканере Nikon Coolscan 5000 с режимом автоэкспозиции без цветокорректировки. Тут, как в том анекдоте, надо медленно и два раза: полученные изображения — результат чистый, а не правленый, свидетельство тому: фото негативов.

ФОТО НЕГАТИВОВ

Сам Даниил, анализируя результат, уверяет, что зернистость при самостоятельной проявке на кооперативной химии больше в сравнении с проявкой в лабе (дальше идёт название лаборатории, которую мы из соображений этики не публикуем), по цветам примерно одинаково, а вот контраст ниже, что благоприятно для слайд-плёнки в кросс.

Также Даниил обратил внимание, что подложка Эктахрома имеет при лабораторной обработке пурпурный оттенок, а при самостоятельной домашней в C-41 KIT — оттенок оранжевого, но более прозрачный.

Хотим добавить от себя, что в кроссе E-6>C-41 легко задействовать один из дополнительных, но в сути мощных инструментов управления цветом в слайде — экспозицию.

Недосветы дают холодный, уходящий в синеву тон, а пересветы.. тут всё зависит от плёнки, вернее, её изготовителя. Kodak будет производить более тёплый вид с уходом в красный, а Fuji тоже тёплый, но с уходом в фиолетовый или зелёный с оттенком жёлтого (зелёный тёплый).

Не будет лишним прибавить к этому, что все просрочки, особенно просрочки нехолодильного хранения старше 5 лет, будут давать… совершенно непредсказуемые результаты по цветовому дисбалансу.

Всё это, накладываясь друг на друга, даст на выходе почти «интегральную» задачку для пытливого ума, как при стольких степенях свободы выйти в «идеальный» цвет.

Мы снимаем шляпу перед Даниилом: возможно всю сознательную жизнь он втайне нарабатывал кросс-данные на десятилетних Эктахромах средней полосы России экспериментируя с выдержками, а может, оказался облюбован фортуной и судьбой, предугадав нужную отправную точку.

В любом случае мы рады быть причастны к успеху Даниила.

Задача номер раз: повторить подобное.

И кто возьмётся?

Беритесь и повторяйте подобное. Все компоненты вы можете купить, посетив наш интернет — магазин «Фото.Химики».

Переадресовано разработчикам. Повторяющийся прерывистый процесс резервного копирования завис после обновления до версии 18.0.41 на трех независимых системах

Bitpalast
Plesk зависим!