ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Ракурс — PhotoDzen.com
08 Октября 2015
Важным талантом фотографа является умение выбирать направление съемки — ракурс. Выбор ракурса — процесс творческий. Изменяя его, можно добиться неожиданных результатов, снимая привычные вещи.
ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
При съемке объекта с центральной точки образуется, так называемая, фронтальная композиция. В таком кадре снимаемый объект по отношению к фотоаппарату занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только одной своей стороной.
Как правило, композиционный прием здесь не выделяет в фотографии какой-то одной из ее частей как главной, не акцентирует внимание зрителя на одном из элементов композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта и дает нам общее представление, знакомит с объектом в целом. Обычно при фронтальной композиции кадра возникает некоторая общая статичность и монументальность изображения, появляются спокойствие и строгость.
Фронтальная композиция часто используется при съемках городского пейзажа или отдельных архитектурных сооружений и ансамблей, рассчитанных их автором на рассмотрение именно с центральной точки. Фронтальная композиция органично возникает при съемке объекта с симметрично расположенными частями.
Фото: Justin Bailey
БОКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
При постепенном смещении точки съемки вправо или влево от ее центрального положения становится видимой вторая сторона снимаемых фигур и предметов, в кадре выступают грани, линии, очерчивающие объемные формы. Это боковая композиция.
Она усиливает эффект объемности изображения и весь композиционный рисунок кадра становится более глубоким, а не плоским, как это получается при фронтальной композиции. Чем дальше отнесена точка съемки в сторону от ее центрального места, тем больше эффект.
Фото: Skott Kelby
Фото: Guerel Sahin
В портрете, например, используется четыре основных ракурса (в данном случае – поворота лица):
- Анфас – модель смотрит прямо в объектив и обе части лица на фотографии сохраняют свои пропорции и видны одинаково хорошо.
Фото: David Lazar
Фото: Joey L.
Фото: Scott Kelby
- Три четверти – легкий поворот лица вправо или влево. Модель должна развернуть голову так, чтобы одно ухо исчезло из поля зрения объектива.
Фото: Steve McCurry
Фото: Scott Kelby
Фото: Mark Seliger
- Две трети – более выраженный поворот лица вправо или влево, при котором кончик носа модели не выходит за линию щеки. Обратите внимание, что нос должен не только не выходить за линию щеки, но и не касаться ее.
Фото: Marco Grob
Фото: David Bailey
- Профиль – поворот лица вправо или влево на 90 градусов или чуть меньше. Для правильного портрета в профиль нужно, чтобы в кадре оказалась строго одна сторона лица.
Фото: Dan Winters
Фото : Warren Beatty
Фото: Richard Avedon
Учтите, что разным людям подходит разный угол поворота лица. Это анатомические особенности, которые нужно учитывать. Если у человека «оттопыренные» уши, при съемке стоит избегать фотографии в анфас. Если длинный нос, возможно, не стоит «подчеркивать» его фотографией в профиль. Кроме того, лицо человека не на 100% симметрично. И, как бы странно это не было, у каждого из нас есть более «выигрышная» сторона для фотографий на две трети или три четверти.
Фото: Dan Winters
Поэтому, если у вас есть такая возможность, не спешите нажимать на спуск, пройдитесь вокруг, посмотрите со всех сторон и выберите наилучший угол для расположения фотоаппарата.
Учтите, что боковые точки съемки обеспечивают передачу объемов и пространств, создание эффекта движения, активный линейный рисунок кадра и выразительную линейную структуру снимка. Такие фотографии динамичны, выразительны и как бы вводят самого зрителя в происходящее действие.
Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) можно (и нужно) перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.
Такие точки съемки мы называем “нормальными” по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это некое общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.
НИЖНЯЯ ТОЧКА СЪЁМКИ
При съемке с нижней точки мы стараемся снимать как бы снизу-вверх, опуская камеру ниже привычного уровня глаз. В основном так снимают динамические сцены – прыжки, бег (в репортажной и спортивной съемке), танцы.
Фото: Steve McCurry
Фото: Виктория Роготнева
Фото: Chase Jarvis
Используют в пейзажной съемке, когда нужно сконцентрировать внимание на каком-то мелком объекте, показать величину деревьев. Такой прием поможет подчеркнуть монументальность архитектурного сооружения или величественность статуи. В силуэтной съемке нижний ракурс, пожалуй, самый выигрышный. Силуэт на фоне заходящего солнца получается четко прорисованным, темным и занимает большую часть светлого участка снимка.
Фото: Scott Kelby
Фото: Chase Jarvis
Фото: Guerel Sahin
Но в портретной съемке использовать этот ракурс нужно осторожно, так как можно получить довольно комичный портрет с вытянутой шеей и огромным подбородком.
Фото: Richard Avedon
В некоторых случаях нижнюю точку съемки используют при работе с моделью для того, чтобы зрительно удлинить ноги.
ВЕРХНЯЯ ТОЧКА СЪЁМКИ
Верхняя точка съемки – это когда объект находится ниже вас, и вы видите его сверху.
Фото: Guerel Sahin
Фото: Scott Kelby
Чтобы сделать снимок с верхней точки, не обязательно высоко забираться. Наклоните камеру под углом вниз – вот вам и верхняя точка съемки. Но помните, что при съёмке людей, так можно получить комичное фото с огромной головой и маленькими непропорциональными ногами. Этот приём, например, можно использовать при фотографировании детей, чтобы подчеркнуть какие они маленькие и смешные.
Фуд-фотография и предметная съемка – в этих жанрах наиболее часто используется съемка объектов сверху.
Считается, что 45° – самый популярный ракурс фотосъёмки в фуд-фотографии, так как именно под таким углом мы обычно и видим еду прямо перед нами, когда садимся за стол. Это самый комфортный угол восприятия блюда для зрителя.90° – достаточно необычный ракурс, который становится всё более популярным среди фуд-фотографов. Снимая сверху, очень важно удачно расположить объекты на столе, создавая интересную геометрическую композицию, так как именно с этого ракурса идеально видно форму тарелок, линии, цвета, фактуру фона и расположение всех других предметов сервировки стола.
0° – если мы фотографируем с уровня стола, то большую часть кадра займёт именно задний фон, а горизонтальная поверхность стола будет видна намного меньше. Необходимо будет позаботиться о том, чтобы расположить за объектом то, что будет служить задним фоном.
При съемке натюрмортов верхнюю точку съемки выбирают, когда нужно показать все предметы, входящие в композицию, разные по высоте, величине и форме.
Высокая точка съемки дает возможность передать больше пространства и свободы за счет зрительного растягивания перспективы. Она часто используется, когда стоит цель показать красоту природы и величественность дали. Эффектно выглядят снимки масштабных вечеринок и массовых мероприятий, сделанные свысока.
Фото: Scott Kelby
Фото: Steve McCurry
Следует помнить, что съемка с нижней или с верхней точки должна быть оправдана и нести какой-то смысл, иначе это будет восприниматься, как трюкачество, вычурность. К тому же нужно не забывать, что от созерцания чересчур искаженных предметов и «перекошенной» действительности глаза быстро устают и ваши творческие эксперименты могут остаться без внимания зрителей.
СОВЕТ: При фотографировании зданий и сооружений лучше выбрать точку с угла, чтобы было видно две плоскости стен. Такой снимок отображает объемность пространства, демонстрирует архитектурные особенности здания. Лучше, чтобы свет падал на сооружение под углом. Нормальная съемка позволяет передать вид на сооружение таким, каким мы его обычно видим. Нижняя точка съемки производит впечатление большего размера архитектуры. Верхняя точка съемки выделяет масштабность изображаемых пространств, представляет простор. Съемка сверху уменьшает значимость каждого отдельного здания. При съемке с нижней и верхней точек большое значение приобретает расположение линии горизонта, которую лучше располагать в точке золотого сечения (это около 33% от края кадра).
Фото: Wolf Hoffmann
Фото: Guerel Sahin
Для портрета лучшая точка съемки – на уровне глаз. Если снимаем в полный рост, то на уровне пояса. Держите камеру на уровне объекта, иначе вы получите искаженные пропорции. А снимая детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.
Фото: Guerel Sahin
Фото: Guerel Sahin
Фото: Guerel Sahin
Выбор ракурса ракурса очень важен для общего композиционного построения снимка и его значение в реализации изобразительного замысла, как видим, чрезвычайно велико.
Пробуйте, экспериментируйте, больше фотографируйте — удачи Вам!
Другие статьи о композиции в фотографии:
Золотое сечение в фотографии
Сила линий в фотографии
Формат кадра в фотографии
Контраст в фотографии (Часть 1)
Контраст в фотографии (Часть 2)
Точка съемки и выбор плана
Геометрия в фотографии
Равновесие в композиции (Часть 1)
Ракурсы, охват и масштабы в съёмках
В производственном процессе работа с камерой играет важнейшую роль в кинематографии. Иными словами, важны вопросы, как нужно работать с камерой и какие элементы сценария должны руководствоваться глубоким пониманием того, какую роль играет камера в кинопроизводстве.
Зона охвата камеры
Охватом / покрытием в кинематографе обозначают термин, описывающий съемку сцены с различных ракурсов, углов обзора и расстояния, тем самым у вас появляется сырой материал, необходимый для монтажа кадров этой сцены в единый визуально интересный и эмоциональный посыл зрителю. В каждом съемочном дубле или при каждом индивидуальном ракурсе необходим отдельный подход.
Фильм состоит из множества минироликов. Каждый миниролик должен быть отснят с лучшего угла, чтобы показать эту часть истории таким образом, как вы хотите преподнести это зрителю. Обычно это означает такой угол обзора, чтобы актеры были видны наиболее четко. Но иногда вы захотите заинтриговать зрителя тем, что не будете показывать некоторые действия, происходящие на сцене.
Каждый раз, когда ваша камера меняет свое положение, вам стоит задавать себе вопрос: является ли данный ракурс лучшим для описания данного этапа истории? Ракурсы — это важная часть, которая заставляет фильм «работать». В реальной жизни мы видим мир только с одной стороны, пока не пойдем и не поменяем место обзора. В процессе съемки фильма у вас есть возможность перепрыгивать с одного места на другое, где история повествуется наиболее живо и интересно.
Важно понимать разницу между понятиями сцены, кадра (попытка) и эпизода (прим. — в данном тематическом ключе).
Сцена — это непосредственно место, где происходит действие. Кадр (попытка) — это последовательность видеокадров одного ракурса, которая, скорее всего, показывает лишь одну часть действия на сцене.
Эпизод — это полноценная глава нашей истории. Когда снимают кадр, это называют дублем. Когда дубль неудачен, тогда понадобится пересъемка, или переснятый кадр.
Следующий пример наглядно объяснит это. Эпизод начинается с девушки-подростка, спорящей со своей матерью на кухне. Затем девушка уходит в другую комнату, где у нее возникает напряженный разговор с отцом. Наконец, она уходит в свою спальню, чтобы позвонить своему парню и рассказать, что она решилась сбежать из дома. Эпизод повествует о законченной части истории, но состоит из 3 сцен, и в независимости от того, сколько кадров было в каждой сцене. И если только актеры не отыграли крайне хорошо, каждый кадр приходилось снимать в несколько дублей.
Обычно эпизод состоит из нескольких сцен, и сцена обычно состоит из нескольких кадров. Тем не менее возможны различные комбинации. Эпизод может состоять из одной сцены, и даже несколько эпизодов может произойти сразу в одной сцене. В фильме Альфреда Хичкока «Веревка» почти весь фильм был снят с одного кадра (попытки), и все происходило в одной сцене. Во некоторых фильмах есть известные одиночные кадры в движении, охватывающие несколько сцен. Например, эпизод в ресторане в фильме «Славные парни», или начальный эпизод в фильме «Печать зла». В фильме «Более странно, чем в раю» каждый эпизод — это одна сцена, а одна сцена снята в одном кадре.
Используйте любую комбинацию, чтобы преподнести истории в лучшем виде.
Типы ракурсов камеры
Кадр может быть отснят с трех общих ракурсов:
- объективный;
- субъективный;
- точка зрения.
Объективный ракурс наиболее популярен в фильмах. Это обзор «подсматривания», когда зритель видит все, что происходит, но ощущает себя на безопасном расстоянии от места событий, как будто он находится там, но невидимый. Актерам нельзя смотреть прямо на камеру, потому что исчезнет иллюзия объективного ракурса и придется переснимать кадр.
Субъективный ракурс ставит зрителя на сцену рядом с актерами так, будто они являются другими участниками действия. Когда камера движется вверх и вниз, или парит в салоне самолета, словно пролетает в узком каньоне, зритель будет наблюдать с субъективного ракурса. Часто субъективный ракурс используется, чтобы дезориентировать или шокировать зрителя. Когда актер выходит из роли персонажа и обращается с объяснительной речью к публике, это тоже субъективный ракурс.
Ракурс «точка зрения» ставит зрителя на место головы одного из актеров, так что зритель видит то, что видит персонаж. Это часто используется, чтобы дать возможность зрителю прочувствовать данный эпизод и эмоции героя, когда он/она находятся в опасности. В данном ракурсе другие актеры могут смотреть на камеру, чтобы сформировать иллюзию аудитории, будто она живет внутри тела персонажа.
Переключение между разными ракурсами может в наиболее драматических фильмах создавать мощный эффект. Например, в фильме «Молчание ягнят», когда агент ФБР Старлинг ищет дом Баффало Билла, большинство кадров снимаются с объективного ракурса, но в самых эмоциональных моментах мы переключаемся на ракурс точки зрения, и мы можем прочувствовать страх агента Старлинг, когда она входит в темные комнаты. Кинематографисты сделали удивительно эффектные кадры в этой сцене, использовав также ракурс точки зрения злодея, наблюдавшего за ними через прибор ночного видения, когда он следовал в полной темноте за спотыкающимся агентом. Использование этой комбинации дало основания называть данную сцену самой страшной в истории кинематографа.
Планы охвата сцены
Обзорный план — кадр с очень широким ракурсом, который показывает место действия сцены. Он знакомит зрителя с местом событий. Представьте себе кадр горного замка, снятый издалека, когда идет шторм и сияют молнии — это будет начало какого-то фильма ужасов. Обзорный план может не включать никаких актеров. Если есть возможность, сделайте этот кадр с высоты птичьего полета, с высокой точки, чтобы помочь зрителю лучше сориентироваться, где он находится.
Общий план — достаточно широкий угол обзора, где охватываются все актеры. Если вы снимаете фильм с очень маленьким бюджетом, то, вероятно, это будет единственный план, которым вы будете пользоваться. Фильм «Более странно чем в раю» снят только с помощью этого варианта.
Широкий план — более приближенный вид, но камера все еще охватывает большую часть тела актеров. Это может быть отдельная группа из нескольких актеров в сцене большой толпы, когда вы хотите сконцентрироваться на отдельном разговоре.
План пары — на нем изображено 2 актера, обращенных друг к другу, обычно до пояса. План троих — 3 актера, План четверых — 4 актера, и т.д.
Через плечо — средний или крупный план, включающий двух актеров, снятый из-за спины одного из них и показывающий лицо другого.
План пары — вероятно, наиболее популярный кадр в фильмах. Обычной техникой является поочередная смена между кадрами «через плечо» обоих актеров, как на приведенном рисунке. Однако, диалог между двумя людьми может быстро надоесть, если не разнообразить точки обзора.
Хуже всего снимать планы пары — это выставить обоих лицом к лицу на обычной разговорной дистанции, как на следующем примере.
Камера расположена слишком далеко, и профиль актеров не позволяет отобразить в лучшем виде их эмоции. Более приемлемым решением будет расположить актеров ближе, чем они бы обычно стояли, и чтобы их тела были немного обращены к камере. Также немного обратить их лица в сторону камеры, и снимать скорее глаза первого актера, чем ухо второго, находящегося ближе к камере.
Корректировку позиционирования с целью создания лучшего ракурса актеров для камеры называют уловкой или обманом. Вы можете увидеть, как следующая картинка выглядит лучше после того, как мы схитрили и обратили актеров чуть в сторону камеры.
Мы в праве приблизиться и увидеть их лица лучше, и при этом кадр остается реалистичным. Другой частой уловкой является обращение обоих актеров в сторону камеры, когда они разговаривают. Лишь некоторые люди в реальных разговорах длительное время беседуют в такой позиции, но в кино этот вариант хорошо работает. Любой кадр с лицом в анфас или в профиль не так привлекателен, как поворот в три-четверти, как у актеров на этой картинке.
Сравните этот пример с первым, и вы увидите, насколько ближе мы стали к актерам, как хорошо мы можем наблюдать за их лицами. Для наиболее подходящего способа повествования истории расположение актеров в нужном ракурсе и в нужной постановке является неотъемлемой частью искусства.
Когда вы просматриваете фильмы, обращайте внимание на различную постановку и ракурсы камеры, которые сохраняют интерес в разговорных сценах.
Средний план — актер изображен до пояса. Некоторые разделяют первый средний план (молочный) — по грудь, и второй средний план (пасхальный) — тело человека без ног — американский план.
Крупный план — кадр с изображением актера выше шеи (голова, портретная съемка).
Любое изображение, в котором присутствует один актер, либо движущийся объект, требует некоторого визуального пространства перед ним, видном на экране, как на следующем примере, для формирования чувства движения.
Расположив актера по центру экрана, вы получите статическую картинку, снимок.
Оставив позади актера больше пространства, чем впереди него, можно получить иллюзию того, что персонаж покинул, или покидает сцену, и он чувствует себя неуютно.
Даже если актер отвернется от камеры, дополнительное пространство впереди него сохранит ощущение, что персонаж является частью сцены.
Больше пространства позади актера вновь создаст иллюзию, что персонаж вне сцены.
Макро крупный план (макро план, деталь) — так близко, что видна только часть лица актера. Данный прием может достаточно мощно использоваться в эмоциональных сценах. Приберегите этот план для ваших наиболее эмоциональных моментов.
Вставка — это кадр чего-то другого, нежели актеров, который будет добавлен в сцену. Например, это тикающие часы. Кадры вставок могут помочь в редактировании, монтаже, когда вы обнаружите, что у вас нет подходящего ракурса для перехода между кадрами. Добавьте эту вставку, и переход будет выглядеть гладко.
Точка зрения — этот кадр предназначен для того, чтобы показать зрителю, что видит один из персонажей, т.е. это кадр с позиции актера. Этот план описывался в предыдущей статье.
Высота точки съемки и понятие «ракурс»
Следующая координатная точка съемки — высота установки фотоаппарата. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок, соотношение с фоном здесь привычны для глаза, рождают у человека правильные представления о предмете.
Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. Можно привести множество примеров их использования во всех жанрах фотоискусства, во всех разделах фотографии, в пейзажных, репортажных снимках, в портретном жанре. Все приведенные выше портреты сняты с нормальных по высоте точек. И можно утверждать, что съемка с нормальных точек является неким общим правилом, исключение из которого использование верхних и нижних точек съемки.
Как же влияет высота точки съемки на характер получаемых фотоизображений? С изменением этой координаты меняется высота горизонта в кадре: при нижней точке съемки линия горизонта опускается, при верхней — поднимается. Положение этой линии на снимке имеет существенное значение для его линейной архитектоники, и место четких горизонтальных линий (как, впрочем, и вертикалей), например линии горизонта в пейзаже, должно быть точно найдено фотографом, чтобы эти линии стали элементами общей линейной композиции и не приобретали самодовлеющего значения. Ибо композиция может потерять свое единство, если кадр будет рассечен линией горизонта на две самостоятельные части, плохо согласующиеся одна с другой.
При съемке с нижней точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Даже невысокие предметы и фигуры переднего плана оказываются на снимке на одной высоте с масштабными сооружениями дальнего плана или проецируются на фон неба. На зрителя такое изображение производит особое впечатление: жизненный опыт и законы зрительного восприятия
подсказывают ему, что предметы переднего плана высоки, масштабны, значительны, хотя на самом деле они таковыми могут и не быть. Вывод: съемка с нижней точки несет в себе большие выразительные возможности. Например, в спортивных съемках нижняя точка помогает фотографу подчеркнуть высоту прыжка спортсмена.
В других случаях с помощью нижней точки съемки можно освободить кадр от пестрого, загруженного деталями фона и спроецировать фигуры или предметы, составляющие сюжетный центр картины, на спокойный фон неба и тем оттенить и выделить их в кадре. А в некоторых случаях нижняя точка съемки сообщает изображению эмоциональную приподнятость.
При верхней точке съемки фигуры и предметы проецируются на фон земли, а это подсказывает зрителю, что они, как бы прижаты к земле, потеряли свою высоту, принижены.
Верхняя точка съемки
Кто скажет, что это большая и страшная собака?
В ряде случаев такая проекция может быть выгодной, так как фигуры четко рисуются на фоне горизонтальной плоскости поверхности земли. Важно также, что кроме изменения рисунка изображения, геометрии кадра, здесь возникают своеобразные психологические оценки происходящего. Верхние точки способствуют также выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов в этом пространстве. Заметим, что с верхних точек съемки хорошо видны в кадре горизонтальные поверхности и все, что на них расположено, и эти свойства точек нередко используются фотографами для акцентного, подчеркнутого изображения на снимке существенных деталей сюжета, находящихся именно на горизонтальной поверхности.
Верхняя точка съемки
На этой фотографии показаны самые большие небоскребы мира. Возникает ли у Вас впечатление, что здесь действительно огромные здания? В то же время именно это точка съемки позволяет оценить маштабность проекта.
И нижние и верхние точки съемки, как и любой другой изобразительный прием, требуют своего логического обоснования содержанием снимка и идеей автора. Только в этом случае они становятся действенным средством решения художественных задач. Если же своеобразие линейного рисунка используется только для внешнего эффекта, вне связи с содержанием, темой снимка, изображения нередко получаются поверхностными, формальными.
До сих пор мы говорили о верхних или нижних точках съемки, которые находились на достаточном удалении от объекта. Ничего необычного эти точки в перспективный рисунок кадра не вносили, не наблюдается в этих кадрах также необычных перспективных сходов линий, направленных от переднего плана в глубину. Например, нет резких перспективных сходов линий на снимке, сделанном с самолета.
Точка съемки в таких случаях очень высока, но одновременно и значительно удалена от снимаемого объекта. Это обусловливает равные масштабы изображения на снимке всех элементов, попадающих в поле зрения объектива. Точки съемки верхние или нижние и одновременно близкие к объекту съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.
Что такое ракурс? Термин происходит от франц. raccourci, что в буквальном переводе означает «укороченный», «сокращенный». И действительно, ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями, укороченных вертикальных линий.
Ракурс
Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта. Если съемка ведется со значительного удаления, то расстояния от объектива до верхней части объекта «В» и до нижней его части «А» мало отличаются друг от друга. С приближением точки съемки к объекту образуется больший угол наклона оптической оси объектива, и существенно повышается разница до верхней «В» и до нижней «А» частей объекта.
Таким образом, при съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми. Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные — значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, в жизни представляющие собой строгие вертикали, теряют свое устойчивое положение, устремляясь к общей точке схода. В результате знакомые пропорции объектов съемки здания, фигуры людей и пр. в ракурсном изображении изменяются.
Нижний ракурс
Так, при съемке под углом возникает характерный, порой непривычный для глаза, перспективный рисунок изображения. На нем ясно видны сокращающиеся масштабы разноудаленных деталей и частей объекта и резкие сходы вертикальных линий снизу вверх (при нижней точке съемки) или сверху вниз (при съемке сверху). Иногда говорят, что ракурс рисует изображаемый предмет с перспективными искажениями. Эта формулировка ошибочна. Перспектива такого рисунка действительно непривычна. Но она не ошибка, а следствие особого взгляда на предмет. Мы рассматриваем выбранный для съемки объект с расстояния меньшего, чем допускает нормальное человеческое зрение. И это открывает перед фотографом особые возможности изобразительной трактовки материала. Умело использованный ракурс не «искажает» объект, а поясняет его, выявляя характерные особенности, скрытые от глаза человека ненаблюдательного и в полной мере открывающиеся художнику. Так, ракурсом можно подчеркнуть высоту здания, грандиозность современного сооружения, не только передать, но и усилить впечатление, производимое ими на зрителя.
Подчеркиваем высоту и мощь
Впрочем, могут появиться и искажения. Однако случается это лишь при неудачном, неумелом использовании ракурса. Но ведь искажения возникают и тогда, когда неудачно используются и другие изобразительные средства и приемы построения кадра: световой рисунок, ломающий пластическую форму лица в портрете; переукрупненные масштабы изображения предметов при съемке натюрморта и др. Следовательно, дело здесь не в ракурсе как таковом, а в неточности его использования, иначе в отсутствии мастерства у фотографа. Направление основных композиционных линий и линейная структура кадра.
Домашнее задание.
1. Сфотографировать объект с верхней и нижней точки. Фотография должна получиться без перспективных искажений.
2. Сделать фотографию с верхнего и нижнего ракурса. Фотография должна получиться с перспективными искажениями.
Как выстроить позу и подобрать ракурс модели для гармоничного портрета
В статье собрана серия фотографий, наглядно демонстрирующая, как небольшие изменения в позиции модели и ракурсе съемки могут значительно улучшить портретный снимок. Советами и снимками делится профессиональный американский фотограф Алексис Арнольд (Alexis Arnold), которая вот уже четырнадцать лет трудится на благо фотоиндустрии.
Никакой постобработки. Макияж на модели профессиональный. Вообще, если вы фотографируете женщину, лучше воспользоваться услугами проверенного визажиста, с которым вам нравится работать, чтобы накрасить модель перед съемкой. Вы увидите результат усилий практически сразу, как только возьметесь за постобработку.
На изображении модель слева стоит, развернувшись всем телом прямо к камере. При этом вес ее тела одинаково распределен на обе ноги. На изображении справа вы можете видеть небольшой перекос тела, это заметно и имеет значение. Все, что модель сделала — просто перенесла большую часть своего веса на правую ногу. Такое перемещение сразу создает тонкую S-образную кривую в силуэте. Казалось бы, модель все еще смотрит прямо на камеру, но при этом уже выглядит стройнее.
- Наклон вперед от талии
Модель по-прежнему повернута прямо к вам, но теперь пробуйте наклонять ее корпус в талии. На фотографии слева девушка отклоняется от камеры или слегка назад, и это выглядит крайне нелестно для силуэта. Такой угол создает двойной подбородок и визуально утяжеляет человека в кадре. Каждый раз, когда клиент так становится, исправляйте положение немедленно.
Чтобы сделать эту фотографию более гармоничной, просто наклоните объект съемки немного вперед в области талии, развернув к себе. На изображении справа, как только модель это сделала, она, помимо прочего, автоматически наклонила голову и перераспределила вес. Теперь в кадре получилась гораздо более грациозная поза.
- Вес на отставленной назад ноге
Попросите модель перенесет вес на ногу, которая отведена назад. В приведенных ниже примерах девушка переносит вес на левую ногу, а правая остается спереди без нагрузки. На изображении слева вы снова видите, что когда девушка наклоняется назад или в сторону от камеры, это выглядит неловко и как-то неестественно. Пусть модель выпрямится, или немного наклонится к вам, как показано на фотографии справа.
- Скрещивание рук
Очень популярной позой для деловой портретной съемки является положение, в котором человек скрещивает руки на груди. Это передает зрителю ощущение уверенности и силы. Хотя есть и исключения из данного правила. Например, внизу на изображении слева модель наклонила голову назад. Эта ошибка чаще встречается почему-то при съемке женщин, так как они, кажется, просто любят вертеть и наклонять голову для фотографий. Попросите клиента/модель, чтобы она слегка опустила подбородок вперед. Такое простое движение повлияет на конечный снимок.
- И снова наклон головы вперед
Из позы со скрещенными руками вы можете получить удачный портретный снимок крупным планом. Изображение слева было снято чуть шире, чтобы показать вам, как именно и где модель наклоняет свое тело. Попросите человека наклониться вперед в области талии. Большинство людей подумают, что это немного странно и неестественно, однако объясните, что это поможет выглядеть очень гармонично. Помните, что большинство людей не уверены в том, как они выглядят со стороны, поэтому обязательно нужно уделять время для правильного позирования.
- Позы в положении сидя
Давайте перейдем к портретам в сидячем положении вашей модели/клиента. Если объект съемки находится в сидячем положении, фотограф оказывается под углом над ними. Это означает, что удобнее всего будет снимать под углом вниз, а это очень лестно для большинства людей.
Первый шаг, который вы должны сделать, — посадить модель на край стула. Не давайте модели устраиваться поудобнее и откидываться на спинку. На изображении слева (ниже) женщина сидит на краю, ноги при этом находятся на полу, а плечи расположены параллельно к камере. Несмотря на то, что это не лучший угол, но при плотном кадрировании все равно можете получить красивый портрет с фокусом на глазах, как видно на изображении справа.
Пока модель все еще находится в положении сидя, пусть поставит локти на колени. Руки можно скрещивать или нет. Пробуйте. Это заставляет модель смотреть на вас, устраняя любые визуальные проблемы с шеей. Сделайте изображение еще лучше, наклонив лицо влево или вправо, как показано на изображении справа. Помните, что это плотное кадрирование, фокус здесь на глазах и улыбке.
Последний пример показывает «рабочую сторону» модели. У каждого человека есть одна из сторон, которая кажется более фотогеничной, чем другая. Обычно это не видно невооруженным глазом, поэтому обязательно всегда фотографируйте модель и слева, и справа. Это ясно показано на снимках ниже. В данном случае рабочая сторона — когда девушка наклоняет лицо вправо, а ее левая сторона более заметна (то есть на изображении справа). Так можно видеть больше лица, шея выглядит лучше, оба глаза видны, волосы ложатся естественно, и кроме того нос выглядит более утонченно.
При изменении положения модели не забывайте снимать каждую позу с обеих сторон. До тех пор, пока вы не научитесь распознавать рабочую сторону клиента, просто взглянув на превью изображения в камере, всегда снимайте и слева, и справа.
Легко увидеть, как простое изменение угла наклона тела может привести к получению более гармоничных и естественных портретов. Хорошее правило на заметку заключается в том, чтобы наклонять одно плечо модели к себе, а вес при этом переносить на ногу, находящуюся сзади. Это сразу заставит человека выглядеть стройнее в кадре.
Итоги
Все изображения из статьи были сняты в студии с объективом 50 мм, на фоне белого студийного фона, с использованием одного моноблока. Вот так вот! Тренируйтесь.
Я пытаюсь изменить ракурс фикуса так, чтобы он выглядывал из-за её головы как хвост. | |
Теперь я слегка изменю ракурс. | |
А теперь давайте уменьшим масштаб и снова изменим наш ракурс. | |
Теперь мы можем в буквальном смысле изменить его ракурс, потому что будем вращать его вокруг всех осей и смотреть на него с разных сторон. | |
Мы просматриваем все фото и видео из парка, чтобы найти хороший ракурс его лица. | |
Еще один ракурс состоит в том, чтобы посмотреть на гармонизацию норм за счет внутренней политики. | |
Солонка дает прекрасный ракурс, верно? Мы хорошо придумали. | |
Ну,это не… рейтинг, но… Вы планируете угловой ракурс, или… | |
Подобный конец блестящего ума поверг ученого в смущение и уныние. Чуть ниже на ступенях Чинита Макри, видимо, найдя идеальный ракурс для съемки, припала глазом к видоискателю камеры… | |
Ну, я не хочу задевать твоё самолюбие, Доусон, но ты немного сух. Понимаешь, ракурс камеры тут, освещение сета там… | |
Этот ракурс сузился на Джеймсе во время его пяти попыток, а завершилось всё нашим появлением в самом конце, когда расположение Верити требовало сместить камеру, чтобы она попала в кадр. | |
Мы были на одной стороне, боролись с плохими копами, просто у каждого был свой ракурс. | |
Было бы неплохо получить другой ракурс. | |
Можно менять ракурс, но это не изменит случившегося. | |
Конечно, я всегда их любила, но мозг Эмили открыл мне новый ракурс. | |
Возможно, я даже что-то сломала, пока пыталась выбрать нужный ракурс. .. | |
А вот это лучший ракурс из того, что есть, с улицы на Эмбаркадеро. | |
И чтобы получить выгодный ракурс. | |
Вообще-то этот ракурс вам очень идёт. | |
Нужен еще один ракурс с левой стороны. | |
У меня не получается хороший ракурс. | |
Когда ты попадаешь в подобную ситуацию, ты должен сконцентрироваться на том, чтобы получить лучший ракурс на происходящее. | |
Есть другой ракурс… с камеры на боковой линии поля. | |
Не могу найти ракурс с камер наблюдения. | |
Что-то в пропорциях тоже кажется неправильным, но это может быть просто ракурс. | |
Ракурс исключает классическое эстетическое распространение женских изгибов. | |
Не только лесбийский ракурс, есть много факторов, которые могут быть связаны с квир-сообществом. | |
По-видимому, основанный на раннем проекте сценария, роман исключает сверхъестественный ракурс фильма. | |
Если бы охота на человека была сделана плохо, используя ракурс с нюхательной пленкой как дешевый трюк, игра была бы постыдной и эксплуататорской. | |
Рекламный ракурс разнес весь день, и нам пришлось изменить сценарий, чтобы показать, что он, без сомнения, невиновен. | |
Здесь может быть и журналистский ракурс, но если это так, то он не объяснен. | |
Другие результаты |
Как рисовать голову с разных ракурсов и создавать максимально реалистичные портреты – Сей-Хай
Научиться правильно и реалистично рисовать голову не так просто, но это необходимый навык для любого художника. Поэтому стоит потратить время на то, чтобы уметь это делать хорошо. Процесс рисования головы достаточно сложный, но есть много советов и приемов, использование которых его упростят. В этом руководстве вы получите все необходимые для этого знания.
В первой части вы узнаете, как рисовать голову под разными углами, как некоторые фигуры могут упростить эту задачу. Вторая часть статьи полна профессиональных техник рисования реалистичных портретов.
Голова имеет невероятно сложную конструкцию. Чтобы правильно передать ее форму и наметить расположение элементов я стараюсь разбить ее на пару простых фигур. Для обозначения черепа я использую сферу, а для носа треугольник/пирамиду. Использование этих двух фигур позволяет создать основу рисунка головы с любого ракурса.
Ниже представлен подробный видеоурок от Алекса Ву.
Ракурсы, с которыми вы будете чаще всего сталкиваться как художник:
- Профиль
- Анфас
- Вид снизу
- Три четверти вид снизу
- Вид сверху
- Три четверти вид сбоку
- Три четверти вид сверху
- Три четверки вид сзади
Запомните эти восемь ракурсов и начните использовать простые фигуры. Лучший способ понять сложный объект или элемент — разбить его на более простые компоненты.
Со временем вы обнаружите, что снова и снова возвращаетесь к этим ракурсам. После изучения и достаточной практики вам не составит труда иметь дело со всеми остальными ракурсами. Вы должны буквально рисовать их с закрытыми глазами. Нарисовать что-то — значит это знать.
1. Профиль Расположите две основные фигуры, чтобы начертить профиль.Начните рисование головы в профиль с расположения двух основных фигур так, чтобы они примерно соответствовали нужному углу. Когда вы получите правильное расположение и соотношение размеров фигур, можно продолжать делать набросок. В последующих примерах вы убедитесь, что сфера и пирамида являются универсальной основой для построения портретного рисунка.
2. Анфас Анфас — это ракурс, с которым мы больше всего знакомы.С ракурсом анфас, вероятно, мы знакомы больше всего. Это угол, под которым мы видим и взаимодействуем с большинством людей в реальной жизни. Разбив его на основные фигуры, вы сможете сохранить правильные пропорции и соотношение элементов лице.
3. Вид снизу Разделив голову на две простые фигуры, вы сделаете этот ракурс более понятным для дальнейшего процесса.Этот ракурс трудно представить, потому что мы редко видим людей с этого угла. Именно с этим ракурсом у меня были самые большие проблемы, когда я обучался рисунку. Однако разделение головы на две простые фигуры сделает этот ракурс более понятным для дальнейшего процесса. Если вам сложно представить каким образом происходит вращение фигур, попробуйте склеить небольшой шар и кубик, чтобы проследить изменения формы при повороте.
4. Три четверти вид снизу Очень распространенный ракурс.Это очень распространенный ракурс, так как многие эпические кадры снимаются именно с этого угла. Такой ракурс встречается в комиксах, картинах и печатной рекламе. В зависимости от направления вашего творчества, возможно, стоит посвятить время изученью этого ракурса в первую очередь, чтобы освоить его как можно раньше.
5. Вид сверху Определите правильное положение носа.Этот ракурс встречается не так часто, но он может быть очень полезен в зависимости от поворота сюжета. Ключевым моментом в рисовании головы в этом ракурсе является определение правильного положения носа. Это даст отличную «опору», на которой вы сможете построить остальную часть вашего рисунка.
6. Три четверти вид сбоку Легкий поворот лица вправо или влево.Это, пожалуй, самый популярный ракурс в кино, портретной съемке и иллюстрации. Этот ракурс считается самым удачным, так как он показывает большую грань лица человека. Голова повернута так, что кроме одного уха видны все элементы лица. Этот ракурс наряду с эпичным (три четверти вид снизу) стоит изучать в первую очередь.
7. Три четверти вид сверху Данный ракурс используется реже, но с этого угла тоже полезно уметь рисовать.Это что-то среднее между профилем и видом сверху. Данный ракурс используется реже, но с этого угла тоже полезно уметь рисовать. Опять же, возможность точно определить местонахождение носа в этом сложном ракурсе имеет решающее значение. Без правильного расположения треугольника у вас не получится сделать набросок остальной части лица.
8. Три четверти вид сзади Полезно уметь, но сложно научиться.В то время как вид снизу был для меня вызовом, когда я был моложе, сейчас самым трудным ракурсом является три четверти вид сзади. Каждый раз, когда я пытаюсь это сделать, рисунок не выглядит так как должен. К счастью обычно этот ракурс используется, когда человек является второстепенным элементом изображения, находящимся вне фокуса внимания. Тем не менее невероятно полезно иметь навыки рисования головы с этого ракурса, поскольку многие портретные снимки «через плечо» изображают человека с этого угла.
1. Делайте линию выразительной (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Я нарисовал эти портреты с не сглаженными выразительными линиями, используя уголь виноградной лозы. Такие линии – отличный способ для зарисовки формы головы и ее граней. Линия помогает направлять взгляд зрителя, определяя края и очерчивая формы. Линии, используемые для обводки фигуры, называются контурными. Существует пять типов линий: вертикальные, горизонтальные, диагональные, зигзагообразные и изогнутые.
2. Научитесь использовать фигуры (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Фигура — это замкнутый контур, получившийся благодаря прилеганию линии или встрече с концом другой линии. Все фигуры двухмерные — они имеют длину и ширину. Есть два типа фигур: геометрические и органические. Геометрические фигуры включают круги, треугольники и квадраты. Органические — это те неправильные, неровные фигуры, которые не подчиняются никаким правилам. Эти выразительные фигуры обычно получаются ненамеренно. Для изображения контурных линий головы я чаще всего использую геометрические фигуры.
3. Воспринимайте формы как трехмерные фигуры (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Форма и фигура тесно связаны. Вам нужно научиться воспринимать формы как трехмерные фигуры. В искусстве термин «форма» относится к объекту, имеющему длину, ширину и высоту. Всем художникам нужно развить свое понимание формы. А изучая влияние света на предметы вы без труда сможете создавать иллюзию формы в портретных рисунках. Я предпочитаю верхнее освещение в портретах. Этот тип освещения выделяет плоскости, обращенные верх, и отбрасывает сильные тени. Учтите, что для освещения головы в портретном рисунке лучше всего использовать один источник света.
4. Не забывайте про силу соотношения светотени (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Потому как светлые и темные значения описывают форму объекта, соотношение светотени имеет решающее значение в рисунке. У всех объектов есть блики, свет, полутона, основная тень и отражаемый свет. Я часто применяю эту пятизначную систему к своим портретным рисункам. Светотень — ключ к созданию иллюзии освещения, а реалистичность рисунка напрямую зависит от диапазона этих значений. Этот эффект достигается путем преобразования простых плоскостей и фигур в детальные вариации светотеневых значений и линий.
5. Примените к своему портрету пятизначную систему (Изображение предоставлено: Оливером Сином)По сути лицо состоит из геометрических форм. Форма яйца прослеживается во всех фигурах головы. Свет отражается от округлости лба, тень на щеках и носу напоминает сферы, а фигура шеи – цилиндр.
Не бойтесь слишком темных и контрастных цветов. Отраженный свет можно увидеть на краях ноздрей. А отраженные тени и резкие переходы создаются при наложении двух поверхностей. В этом примере есть четкая грань отбрасываемой тени на шее. Тень формы имеет мягкие края и появляется на объекте в местах противоположных источнику света. Отбрасываемая тень создается, когда свет на объекте блокируется. У такой тени резкие края с грубым переходом от светлого к темному.
6. Объедините линию и светотеньЛиния и светотень работают вместе, создавая форму лица. Светотень относится к яркости/темноте цвета или тона. Одно лишь рисование светотеневых областей гарантировано научит художника понимать объемность формы и закономерности расположения света на объекте. Рисование линий в свою очередь научит наблюдать, оценивать и планировать. Знания, полученные при рисовании линий, помогают художнику принимать решения о границах каждой области тона в процессе создания светотеней. При рисовании портретов свет и тень преобразуются из простых плоскостей и фигур в детальные вариации светотеневых значений и линий.
7. Делайте рисунок контрастным (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Светотеневой контраст — лучший способ для создания иллюзии глубины. Области с большим контрастом выступают вперед, в то время как области с меньшим контрастом отступают назад. В части рисунка, где шарф обернут вокруг шеи, я визуально отодвинул его назад, уменьшив контраст. Далее, используя аналогичные значения светотени, нарисовал тонкую линию, чтобы обозначить края шарфа. Так он меньше бросается в глаза, чем если бы я начертил точную форму используя другие значения светотени.
Я применил тот же подход к макушке головы, постепенно осветляя волосы, чтобы они уходили на задний план. Уменьшение контрастности по периметру лица привлекает взгляд к его центру, где я использовал высокий контраст между левой глазницей и лбом.
8. Используйте ракурс три четверти (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Когда голова рассматривается под ракурсом три четверти, перспектива искажает черты лица. При таком ракурсе ближние части объекта кажутся больше, чем более отдаленные. Обратите внимание на изменение пропорций, и измерьте расстояние между элементами.
При этом ракурсе фокусная точка будет расположена на ближайшем к нам глазе. Глаза и брови говорят о настроение вашего объекта. Они отражают его эмоции и индивидуальность. Из-за перспективы ракурса ближняя сторона лица всегда шире отдаленной. Также, на отдаленной части лица скула имеет более жесткую линию контура и более выражена.
9. Не путайте изображение головы с портретом (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Есть разница между рисунком головы и портретным рисунком. Рисунок головы фокусируется на фигурах, изменениях плоскости, анатомии, форме и перспективе головы. Портретный рисунок — это художественное изображение «души человека». Его выражения лица, сходства, индивидуальности и настроения. «Форма» головы относится только к внешнему виду лица.
Чтобы рисовать воодушевленные портреты, вы должны продумывать, какое сообщение или ощущение будет передавать портрет. Личное восприятие художника — это общий знаменатель каждого произведения искусства, которое он или она создает. Каждый художник отражает рисунок через призму своего отношения к миру. Это выражается независимо от стиля рисунка или объекта. Я бы сказал, что в хорошем рисунке обязательно должно быть нечто, исходящее от самого художника.
10. Эффект конрапоста: обратите внимание на голову и шею (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Положение головы и шеи определяет настроение портрета и указывает на эмоции модели. Помимо угла наклона головы, обратите внимание на растяжение и сдавленность шеи, которые подчеркивают жест. Слово контрапост, как раз-таки описывает прием изображения фигуры человека, при котором положение одной части тела противопоставлено положению другой.
Обучите свой разум распознавать контрапосты и их влияние на положение частей тела, в особенности шею. Чтобы показать надменную грациозность с помощью шеи я прошу моделей выдвинуть голову слегка вперед и наклонить ее вверх. Также одной из моих любимых модельных поз является взгляд через плечо. Такой портрет несет мечтательное настроение.
11. Как нарисовать выразительный портретНарисуйте фигуры (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Используйте виноградный уголь, чтобы обозначить положение головы, отметив верхнюю, нижнюю и боковые границы прямыми линиями. Прямые линии позволяют вам наблюдать за объектом в целом и исследовать взаимосвязи между ключевыми блоками, чтобы вы могли точно очертить их на бумаге.
Нарисуйте шар для черепа и U-образную форму для челюсти. Проведите вертикальную линию вдоль лица так, чтобы она пересекалась с горизонтальной линией бровей. Определите и разделите голову на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до носа и от носа до подбородка. Нижняя губа находится на полпути между носом и подбородком. Избегайте детализации линий — просто наметьте общие пропорции головы.
Продолжайте использовать прямые линии, чтобы обозначить большие теневые области, такие как глазницы. Я обычно начинаю с формы глазниц, затем рисую основу формы носа, а после форму рта. Обозначьте примерные формы контура головы и отметьте брови. Обратите внимание на форму нижней плоскости подбородка, которая укорачивается из-за угла расположения головы.
Определите плоскости (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Продолжайте обозначать форму уха, которая совпадает с линией бровей и нижней частью носа. Наметьте прямые линии лба, скул, носа и подбородка. Изучите пропорции и отношения фигур друг к другу. На данный момент избегайте добавления таких деталей, как зрачки и ноздри.
Используйте линии, чтобы обозначить области тени и места пересечения плоскостей. Например, переднюю часть, бока и наклон лба, а также переднюю часть, крылья и основание носа. Отметьте форму и положение надбровных дуг, скул, височных костей, подбородка и челюсти. Рассматривайте этот рисунок как план. Используйте широкую сторону угля виноградной лозы, чтобы набросать значения светотеней. Помните, что все объекты имеют светлые, средние и темные значения при воздействии света. Заштрихуйте теневые области головы, такие как глазницы, и переходите к более темным участкам. Тренируйте глаза, чтобы объединять тени, не акцентируя внимание на детализации элементов лица. Вы можете сделать рисунок менее текстурным, растушевывая поверхность кончиками пальцев или палочкой для растушевки.
Приступайте к детализации (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Еще раз изучите фигуры обращая внимание на штрихи, чтобы края имели нужную твердость либо мягкость. Везде, где вы добавляете детали, сначала закрасьте всю область, затем выделите блики ластиком, а после используйте угольный карандаш, чтобы подчеркнуть тени.
Морщинки могут обогатить рисунок текстурой и деталями. Они должны соответствовать форме черт лица сильно не выделяясь. Сосредоточьтесь на том, чтобы создать впечатление наличия морщин, а не прорисовывать каждую.
Перед завершением процесса перепроверьте светлые, средние и темные оттенки, а также края лица. Каждое из этих трех значений должно иметь градацию трех дополнительных оттенков включая блики. Широкий диапазон светотеневых значений должен соответствовать форме, делая ее объемной. Края ни в коем случае не формируют одну непрерывную линию, сделайте их гармоничными. Они должны варьироваться в зависимости от пространственного соотношения.
Подчеркните границу между светлым и темным оттенками на подбородке, чтобы сделать его более твердым и мягко передать структуру и текстуру. Последним шагом создания портрета является усиление темных участков с использованием ивового угля.
12. Усильте эмоцию с помощью рук (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Руки добавляют рисунку эмоций и чувств. Использование рук может превратить обычный портрет в исследование персонажа. Это непринужденный и естественный подход, который раскрывает личность объекта. На философском уровне положение рук олицетворяет то, как мы касаемся и чувствуем предметы или даже других людей. Они отражают наше отношение к внешнему миру.
13. Продумайте текстуру фона (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Текстура фона часто играет ключевую роль в визуальном оформлении рисунка. Фон может сделать портрет мягким и спокойным или оживить произведение придав энергичности ярким подходом. При этом фон не должен отвлекать от объекта и нести другое настроение.
Определяясь с фоновой обработкой сосредоточьтесь на светлых и темных участках объекта. Если объект светлый с одной стороны, темный оттенок сзади сделает контуры более четкими. Фон не должен соперничать с работой, используйте его, чтобы подчеркнуть контраст и улучшить свою рисунок. Не существует идеальной формулы для получения правильного фона, так что проявите изобретательность!
14. Изобразите растительность на лице (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Усы или бороды бывают разными, но есть несколько неизменных моментов, на которые следует обратить внимание. Нос отбрасывает тень на усы, а усы отбрасывают тень на рот. Если усы очень густые, они могут закрывать верхнюю губу. Представьте себе усы как большую верхнюю губу, которая огибает рот, создавая более крупные тени. Следите за светом и тенью на голове, если плоскости лица прикрыты растительностью.
Обратите внимание на форму бороды и приучите глаза замечать, что у волос нет четких краев, как у дыма. Вместо того чтобы рисовать отдельные волоски, относитесь к бороде как к свету и тени, сохраняя края мягкими.
15. Используйте края для передачи формы (Изображение предоставлено: Оливером Сином)Когда художник смешивает мягкие и жесткие линии или края в нужных местах, это создает иллюзию трехмерного объекта на двухмерной поверхности. Когда края мягкие, элемент может казаться отдаленным.
Смягчив линии объекта и смешав его с фоном, вы можете сделать рисунок более мечтательным. Тогда как рисунок со слишком большим количеством жестких краев будет выглядеть неестественно. Это создает визуальное напряжение, поскольку слишком много областей конкурируют и нет места для отдыха глаз. Я не имею в виду, что жесткие края вообще нельзя использовать, но их нужно использовать с умом для акцентирования внимания.
В своих портретных рисунках я обычно использую примерно 85% мягких линий и 15% жестких линий. Когда вы освоите навык сбалансированного оформления краев, ваши портреты станут на уровень выше.
Читайте также:
Перспектива в рисунке: как правильно передать глубину сцены
Подробное руководство: как правильно работать с контрастом в рисунке
Техники затенения карандашом: 5 советов от экспертов
Источник
РАКУРС Ра́курс (фр. raccourcir — укорачивать) — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве. Ракурс (в изобразительном искусстве) — перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурс часто используют для наиболее эффектной передачи движения и пространства. Слово «ракурс» также (несколько неточно) употребляется для описания точки съёмки в фотографии и киносъёмке. Например, точки съёмки портрета фас, анфас, профиль — часто называют общим словом «ракурс». Изображение ракурса во возможных его проявлениях вырабатывает умение смело и выразительно решать сложные пластические задачи. Для того чтобы яснее стало понятие ракурса, приведем несколько примеров. Вероятномногие видели по телевидению космонавтов в кабине космического корабля. В каких только неожиданных положениях не доводилось их наблюдать. То «плывут» прямо на зрителя, то от него. При этом местоположение фигур в пространстве являет то одну, то другую форму более укрупненно или сокращенно. Необычно воспринимаются движения артистов под куполом цирка, когда мы смотрим на них снизу вверх. Также привычно смотрятся одни и те же объекты при взгляде с балкона верхнего этажа. Сходство можно наблюдать при рисовании фигуры или головы человека в запрокинутом положении. Подобное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний, в изобразительном искусстве определяется термином «ракурс». Собственно, вне ракурса не существует никакое пространственное явление. Даже при самой обычной точке зрения на объект легко заметить незначительное сокращение форм. Поэтому речь в основном пойдет об обостренном, резко выраженной ракурсе. Сложные изменения формы в пространстве всегда связан диагональными направлена под разными углами наклона. Когда П. Чистяков, известный художник-педагог, предложил юному В. Серову нарисовать карандаш, лежащий на столе, в этом не было никакой насмешки. Представьте себе, что карандаш под небольшим наклоном направлен на зрителя. Для того чтобы изображение было убедительным, необходимо сопоставить пропорции граней карандаша, найти их сокращение в пространстве. Выбор точки зрения на объект прежде всего определяет отношение художника к изображаемому. С этим связано ощущение местоположения горизонта, линии, находящейся на уровне глаз. Вот элементарный пример. Предметы расположены ниже линии горизонта, естественно, они воспринимаются сверху, и видна их верхняя часть. Другими словами, чем ниже предметы относительно горизонта, тем более открыта верхняя плоскость (если это кубическая форма), если цилиндрическая — то овал станет ближе к кругу. Нет необходимости упоминать множество сюжетов, дающих простор воплощению ракурсных положений. Например: пляж, с точки зрения купальщика, или сценка в метро, с высоты верхних ступеней эскалатора. Как не вспомнить фрески и полотна эпохи Возрождения: необычайно острую по решению пространства композицию Я. Тинторетто «Чудо святого Марка»; произведения, более близкие к нам по времени: «Пляж» Р. Гуттузо, картину А. Дейнеки «Парашютист над морем». Да и вы сами можете вспомнить целый ряд произведений, в которых ясно прослеживается тесная связь замысла автора с передачей ракурса, наш журнал неоднократно воспроизводил их: фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, «Мертвый Христос» А. Мантеньи, много-фигурные росписи плафонов Д. Тьеполо, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, литографию О. Домье «Улица Трансонен» и другие. Под неизгладимым впечатлением от мастерства художников Возрождения Л. Пастернак писал:
Ученику, работающему в композиции и рисунке, неизбежно приходится иметь дело с острым пространственным видоизменением форм уже на начальном этапе обучения, при рисовании натюрморта. Рисунки натюрморта с разных точек зрения, с изменением линии горизонта развивают воображение, укрепляют понимание ракурса. Приведенные здесь учебные рисунки показывают решение данной задачи на примере изображения простейших предметов. Большую пользу приносят зарисовки городского пейзажа, с так называемой «лягушачьей перспективы», то есть с низкого горизонта, или наброски пейзажа с верхнего этажа, зарисовки интерьеров под разными углами зрения, лестничных переходов. Подобные задания вполне доступны учащимся ДХШ и изостудий. Параллельно может идти работа над собственными композициями с использованием ракурса, а возникающие порой трудности не являются неразрешимыми. При этом важна опора на знания и жизненные наблюдения. В рисунке для уяснения конструкции предмета важно понять, как одна форма возникает из другой, переходит в третью. Так появляется возможность верно нарисовать предмет, проникнув в его суть, разгадав его устройство, не ограничиваясь внешними очертаниями. Здесь кроется ключ к постижению истинной формы предмета, к пониманию и чувству объема. В наиболее сложном виде работа над ракурсом, придающим особую выразительность и красоту композиции, выявляется в изображении человеческой фигуры. Фигуру надлежит рисовать целиком, насквозь, если она загорожена каким-либо предметом. Такой прием при рисовании фигуры, да и не только фигуры, позволяет лучше и точнее ее построить. При рисовании лежащей фигуры, если смотреть на нее с близкого расстояния, скажем, со стороны головы, она может показаться огромной и пропорции в рисунке невероятными, искаженными. Как же поступить в таком случае? Полезно намеченную лежащую фигуру представить стоящей. Тогда можно отчетливее заметить искажение пропорций и внести соответствующие исправления с учетом истинных размеров и характерных пропорциональных связей. Когда вы видите, что рисунок расползается, никак не удается выразить ракурс или убедительно увязать пропорции фигуры, есть смысл привести изображение к простейшим объемам, предельно обобщить сложную форму до элементарной геометрической, как бы наметить условный каркас, саму конструкцию фигуры. Такой подход облегчает понимание формы в сложном повороте. Сначала, сразу, без мелочей выявляем направление основных масс изображаемой фигуры. В то же время не забывая о главной цели -передать пластичность, живость разнообразной формы. Образцов изображения человека в самых смелых ракурсах можно привести очень много. Обратите внимание, как убедительно передана взаимосвязь трех фигур в барельефе Ф. Толстого. Оригинально само решение композиции, вписанной в нестандартный формат. Высокая степень мастерства и пластической выразительности — это итог глубокого изучения натуры, целенаправленных работ по представлению. Так, П. Рубенс использовал натуру для наиболее трудных случаев. Примером может служить рисунок «Мужчина, падающий с лошади» для картины «Охота на львов». Ракурс в рисунке и композиции тесно связан с передачей движения. Всегда может появиться необходимость дать фигуру в неожиданном, иногда даже невероятном повороте, выразить жест, руку в сокращенном пространственном положении, будь это рисунок с натуры или по воображению. И далеко не все можно изобразить буквально с натуры, особенно то, что связано с экспрессией. Тут неоценима роль памяти, способность запечатлевать в своем сознании промелькнувшее движение, внезапный поворот, быстро зафиксировать увиденное. Упражнения и постепенная работа над преодолением препятствий в выражении ракурсов расширяют и обогащают представление о натуре. Следует — и это любой педагог не устает повторять своим ученикам — делать как можно больше набросков на движение, передачу резких поворотов фигуры, причем не только с натуры, но и по наблюдению и воображению. Особенно это важно в период работы над эскизами композиций. Ракурс имеет и другое, более широкое толкование. Мы говорим, художник увидел событие под другим углом зрения, в непривычном свете. Это означает, что стоит лишь по-иному, нестандартно, свежо и непредвзято взглянуть на жизнь, как в ней можно обнаружить ранее не встречавшееся, интересное, пластически неожиданное. Интересно по этому поводу размышлял Александр Дейнека:
Немало художников заинтересованно использовало в творческих работах свое понимание и ощущение ракурса. Конечно, это не предполагает преимущественной ролиракурса в изображении явлений жизни. Известны великолепные образцы, где композиционное решение основано на обычной точке зрения. Вместе с тем работа над передачей ракурса не только обостряет восприятие, но самым положительным образом влияет на освоение рисунка, дает возможность более свободного владения им, развивает яркость представления, пространственное воображение. Пусть в ваших набросках, зарисовках, композициях чаще встречается ракурс — один из сложнейших и интереснейших элементов изобразительного творчества. О. АВСИЯН |
Что такое угол? — [Определение, факты и пример]
Угловые игры
Типы угловКлассифицируйте углы на основе их меры, т.е. идентифицируйте прямые, острые и тупые углы.
охватывает Common Core Curriculum 4.G.1Играть сейчасПосмотреть все игры по геометрии >>Учитесь с помощью полной программы обучения математике K-5
Что такое угол? В геометрии угол может быть определен как фигура, образованная двумя лучами, встречающимися в общей конечной точке.Угол обозначается символом ∠. Здесь угол ниже AOB.
Углы измеряются в градусах с помощью транспортира.
Части угла:Плечи: Два луча, соединяющиеся в угол, называются плечами угла. Здесь OA и OB — руки ∠AOB.
Вершина: общая конечная точка, в которой два луча встречаются и образуют угол, называется вершиной.Здесь точка O — вершина AOB.
Мы можем находить углы в различных вещах вокруг нас, например, в ножницах, хоккейной клюшке, стуле.
Типы угловУголки можно классифицировать на основании их размеров как
— острые углы — прямые углы — тупые углы
— Прямые углы — Отражающие углы — Полные углы
Внутренние и внешние углы: Внутренние углы: внутренние углы — это углы, образованные внутри или внутри формы.Здесь ∠ABC, ∠BCA и ∠CAB — внутренние углы.
Внешние углы: Внешние углы — это углы, образующиеся снаружи между любой стороной формы и линией, продолжающейся от прилегающей стороны. Здесь ∠ACD — внешний угол.
Интересные факты
|
Давайте споем!
Острый угол немного такой маленький,
Угол прямой в углу стены,
Тупой угол в 2:50 днем,
Прямой угол в соломке из натронной извести!
Столько ракурсов вокруг, даже в миме!
Давай сделаем это!
Вместо того, чтобы раздавать своим детям рабочие листы с геометрическими углами, попросите ребенка наблюдать / определять предметы, в которых они могут найти разные углы, например, в вешалке, стрелках часов или крыше дома.
Связанный математический словарь
Что такое прямой угол? — [Определение, факты и пример]
Игры под прямым углом
Прямой уголНаходите прямые углы в различных двухмерных формах. Помните, вы можете распознать прямые углы, глядя на перпендикулярные линии.
охватывает Common Core Curriculum 4.G.2Играть сейчасПосмотреть все игры по геометрии >>Учитесь с помощью полной программы обучения математике K-5
Что такое прямой угол?В геометрии, когда два луча встречаются в общей точке, они образуют угол.Точка встречи двух лучей называется вершиной.
Углы измеряются в градусах (символ: ˚)
Некоторыми распространенными типами углов являются острые, прямые и тупые углы.
Угол прямой
Когда две прямые линии пересекаются друг с другом под углом 90 ° или перпендикулярны друг другу на пересечении, они образуют прямой угол. Прямой угол обозначается символом ∟.
На данном изображении показаны различные образования прямого угла.
Мы можем найти прямые углы в формах.
Квадрат или прямоугольник имеет четыре угла с прямыми углами.
Примеры прямых углов нас окружают. Мы можем видеть прямые углы в углах комнаты, книги, куба, окон и в некоторых других местах.
Вертикальная и горизонтальная линии обычно образуют прямые углы.Однако пересекающиеся друг с другом диагональные линии тоже образуют прямые углы. Если вы нарисуете диагонали квадрата, ромба или воздушного змея, угол пересечения будет равен 90 градусам и, следовательно, будет прямым углом.
Пример ромба и воздушного змея с диагоналями, пересекающимися под прямым углом.
Как нарисовать прямой угол с помощью транспортира?
1 . Начните с рисования горизонтальной линии.
2 .Теперь поместите транспортир на горизонтальную линию.
3 . Отмерьте 90 и отметьте его точкой.
4 . Теперь с помощью шкалы проведите прямую линию от этой точки до горизонтальной.
Интересные факты
|
Острый, тупой, прямой и правый
Угол измеряет величину поворота
Названия углов
По мере увеличения угла имя меняется:
Попробуйте сами:
В одной схемеЭта диаграмма может помочь вам запомнить: Также: Acute, Obtuse и Reflex расположены в алфавитном порядке. |
Также: буква «А» имеет острый угол.
Будьте осторожны при измерении
Меньший угол — тупой угол , , но больший угол — угол отражения |
Поэтому при именовании углов убедитесь, что что вы знаете , какой угол просил !
Положительные и отрицательные углы
При измерении от линии:
- положительный угол идет против часовой стрелки (направление, противоположное направлению часов)
- отрицательный угол идет по часовой стрелке
Пример: −67 °
Части угла
Угловая точка угла называется вершиной
И две прямые стороны называются рычагами
Угол — это угол поворота на между каждым плечом.
Как маркировать углы
Есть два основных способа маркировать углы:
1. дайте углу имя, обычно строчную букву, например a или b , или иногда греческую букву, например α (альфа) или θ (тета)
2. или тремя буквами на фигуре, которые определяют угол, при этом средняя буква указывает на то, где на самом деле угол (его вершина).
Пример угла « a » равен « BAC », а угол « θ » равен « BCD »
Дополнительные уголки
Два угла являются дополнительными, если в сумме они
составляют 90 градусов (прямой угол).
Эти два угла (40 ° и 50 °) равны Дополнительные углы , потому что в сумме они дают 90 °:
Обратите внимание, что вместе они составляют прямой угол.
Но углы не обязательно должны быть вместе.
Эти два дополняют друг друга, потому что 27 ° + 63 ° = 90 °
Играй с ним …
(Перетащите точки)
Прямоугольный треугольник
В прямоугольном треугольнике два непрямых угла дополняют друг друга, потому что в треугольнике три угла складываются в 180 °, а 90 ° уже получен прямым углом.
Когда два угла складываются в 90 °, мы говорим, что они «дополняют» друг друга. Дополнительный происходит от латинского completum , означающего «завершенный» … , потому что прямой угол считается полным углом. | |
Орфография: будьте осторожны, это , а не «Дополнительный угол» (с буквой «i»)… то угол вы получите бесплатно! |
Дополнительный и дополнительный
Связанная идея — Дополнительные углы — в сумме они равны 180 °
Как вспомнить, что есть что? Ну по алфавиту это:
- Дополнение к 90 °
- Дополнение к 180 °
Вы также можете подумать:
- « C » из C дополнительный для « C orner» (Прямой угол) и
- « S » из S дополнительный для « S traight» (180 ° — прямая линия)
Или вы можете подумать:
- когда вы правы вы получите комплимент (звучит как комплимент e )
- «Добавка» (например, витаминная добавка) — это что-то дополнительное, поэтому больше
Угол — Определение слова в математике
Угол — Определение слова в математике — Открытый справочник по математикеОпределение: фигура, образованная двумя линиями или лучами, расходящимися от общей точки (вершины).
Попробуй это Отрегулируйте угол ниже, перетащив оранжевую точку.
Атрибуты
Вершина | Вершина это общая точка, в которой соединяются две прямые или лучи. Точка B — это фигура выше — это вершина угла ∠ABC. |
Ножки | Ножки (по бокам) угла — две линии, составляющие его. На рисунке выше отрезки AB и BC — стороны угла ∠ABC. |
Интерьер | Внутренняя часть угла — это пространство в «губах» угла, простирающееся до бесконечности. Видеть Интерьер угла |
Внешний вид | Все пространство в самолете, кроме интерьера. Видеть Интерьер угла |
Определение угла
Угол можно определить двумя способами.Как это: ∠ABC
Символ угла, за которым следуют три точки, определяющие угол, при этом средняя буква является вершиной, а две другие — ногами.Таким образом, на рисунке выше угол будет ABC или ∠CBA. Пока вершина — это средняя буква, порядок не важен. Как стенография мы можем использовать символ «угол». Например, «ABC» будет читаться как «угол ABC».Или вот так: ∠B
Просто по вершине, если это не неоднозначно. Таким образом, на рисунке выше угол можно было бы назвать просто ‘∠B’
Измерение угла
Размер угла измеряется в градусах (см. Меры углов).Когда мы говорим «угол ABC», мы имеем в виду фактический угловой объект. Если мы хотим говорить о размере или измерении угла в градусах, мы должны сказать «мера угла ABC» — часто пишется m∠ABC.Однако много раз мы будем видеть «ABC = 34 °». Собственно говоря, это ошибка. Должно быть написано m∠ABC = 34 °.
Типы уголков
Всего существует шесть типов углов, перечисленных ниже. Щелкните изображение, чтобы получить полное описание этого типа и соответствующего интерактивного апплета.В тригонометрии
При использовании в тригонометрии У углов есть дополнительные свойства: Они могут иметь размер больше 360 °, могут быть положительными и отрицательными и располагаться на координатной сетке с осями x и y. Обычно они измеряются в радианах, а не в градусов. Подробнее об этом см. Определение и свойства угла (тригонометрия).
Уголок строительный
В главе «Конструкции» есть анимированные демонстрации различных конструкции углов, используя только циркуль и линейку.Другие ракурсы
Общий
Угловые типы
Угловые отношения
(C) Открытый справочник по математике, 2011 г.
Все права защищены.
Прямой угол: что это такое, градусы, примеры и многое другое
В сегодняшнем посте мы узнаем, что такое прямой угол, сколько градусов он имеет, и его свойства. Мы также попрактикуемся на некоторых примерах.
Что такое прямой угол?
Угол — это часть плоскости между двумя лучами, соединенными вершиной.
Прямой угол — это общее пространство между двумя лучами, соединенными вершиной размером 180º .
Мы также можем думать об угле как об амплитуде вращения линии над точкой. Следовательно, прямой угол имеет амплитуду 180º луча над точкой.
Сколько градусов у прямого угла?
Прямой угол составляет 180 градусов (180º). Амплитуду угла можно измерить с помощью транспортира.
Наиболее распространенные транспортиры имеют амплитуду 180 °, другими словами, прямой угол.
Как измерить угол
Чтобы освежить память о том, как измеряется амплитуда угла с помощью транспортира, взгляните на следующее видео интерактивного руководства по Smartick. В нем кратко объясняются различные типы углов, включая прямой угол.
Когда угол прямой?
Угол является прямым, когда два луча, составляющие угол, находятся в одном положении на противоположных сторонах точки.То есть они образуют форму линии .
Прямой угол — это когда луч совершает половину оборота вокруг точки. Таким образом, он заканчивается в том же положении, но в противоположном направлении. Другими словами, если вы стоите и смотрите на дверь и поворачиваетесь на 180 градусов, дверь окажется позади вас. Вот почему мы говорим, что человек «сделал 180» , когда полностью изменил свое мнение. Например, если однажды друг говорит нам, что кошки — его любимое животное, а в другой день они им совсем не нравятся, мы можем сказать, что они сделали 180.
Свойства прямых углов
- Измеряет ровно 180º.
- Образует линию.
- Поворот на 180 ° всегда заканчивается в противоположном направлении.
- Это граница между выпуклым (острый, прямой и тупой углы) и вогнутым углами.
- Это сумма двух прямых углов .
- Это половина полного угла.
- Если мы посмотрим на углы внутри окружности, это разделит круг на две равные половины и соответствует диаметру окружности.
- Когда сумма острого угла и тупого угла равна прямому углу, эти углы считаются дополнительными .
Кроме того, в других сообщениях блога вы можете узнать больше об углах и различных типах.
Примеры прямых углов
Мы часто находим примеры таких углов в нашей повседневной жизни.
- Вы можете найти его, когда будете читать часы на аналоговых часах. В какое время стрелки часов образуют прямой угол?
- Когда вы вытягиваете руки или танцор вытягивает ноги, вы можете видеть эти углы.
- Это всего лишь несколько примеров, не могли бы вы придумать еще?
Практика
Посмотрите на эти упражнения Smartick об этом типе угла и подумайте, как их решить. Вы найдете решения в конце этого раздела.
Решения
- Да, это так. Если вы присмотритесь, то само упражнение дает вам примеры прямых и непрямых углов.
- Это не прямой угол. Возникающий угол острый и выпуклый.
- Это угол, который составляет 180º.
Если вам нужен доступ к реальным интерактивным упражнениям, зарегистрируйтесь в Smartick, онлайн-методе обучения математике для детей в возрасте от 4 до 14 лет, и приступайте к работе уже сегодня!
Подробнее:
Команда по созданию контента.
Многопрофильная и многонациональная команда, состоящая из математиков, учителей, профессоров и других специалистов в области образования!
Они стремятся создать максимально возможное математическое содержание.
Измерение и классификация углов (геометрия, точки, линии, плоскости и углы) — Mathplanet
Линия, имеющая одну определенную конечную точку, называется лучом и продолжается бесконечно в одном направлении. Луч назван в честь конечной точки и другой точки на луче, например.
$$ \ overset {\ rightarrow} {AB} $$
Угол, который образуется между двумя лучами с одинаковой конечной точкой, измеряется в градусах. Точка называется вершиной
Вершина записывается как
$$ \ Измеренный угол CAB $$
В алгебре мы использовали координатную плоскость для построения графиков и решения уравнений.Вы можете наносить линии, отрезки, лучи и углы на координатную плоскость.
В координатной плоскости выше у нас есть два луча
$$ \ overset {\ rightarrow} {BA} \: \: и \: \: \ overset {\ rightarrow} {BD} $$
, образующие угол с вершиной в точке B.
Вы можете использовать координатную плоскость для измерения длины отрезка линии. Точка B находится в точках (-2, -2) и C (1,2). Расстояние между двумя точками составляет 1 — (-2) = 3 единицы.
Углы могут быть прямыми, прямыми, острыми или тупыми.
Угол — это часть окружности, в которой весь круг равен 360 °. Прямой угол равен половине круга и равен 180 °, тогда как прямой угол равен четверти круга и равен 90 °.
Вы измеряете угол с помощью транспортира.
Два угла с одинаковой мерой называются конгруэнтными углами.