Ритмические рисунки на гитаре | Бложик
Алексей Духович
Преподаватель гитары, основатель PimaSCHOOL и YouTube канала PimaLIVE
В этой статье мы не будем касаться теоретических основ метра и ритма, по этому, настоятельно вам рекомендуем ознакомиться со статьей про «метр и ритм». Напомним, для начинающих обучение игре на гитаре онлайн это очень важная тема.
Музыка – это организация звуков во временном пространстве, ее «ноги» и пульсация, которая заставляет вас двигаться, когда вы слышите знакомый ритм. Ниже как пример приведены некоторые ритмические рисунки, не знать которые гитаристу было бы настоящим преступлением)).
1. Блюзовый шаффл
Более подробно мы затрагивали эту тему в статье «Блюз на гитаре» , тем кто осваивает онлайн курс игры на гитаре, настоятельно советуем с ней ознакомиться.
Этот ритм играется по принципу первая доля длинней второй.
Или иными словами, превращается в триоль, где играются только первая и третья нота из нее, как это изображено на рисунке.
Вот простой пример, попробуйте его сыграть в ритме шаффл. Уверены, у вас получится! Главное не попадитесь плантаторам за безделием ;))
2. Регги
Регги — уникальное явление, зародившееся на криминальной, жаркой Ямайке. В этом жанре можно встретить огромное количество популярных песен, от Боба Марли и Макферина, до украинского дуэта 5’nizza.
Его уникальность заключается в акцентированной слабой доле. То есть, в размере 4\4 нам необходимо выделять 3 и 4 доли такта, при этом так же акцентируя бас на первую долю, именно он создает это ощущение покачивания ( здесь идеально подходит музыкальный термин «грув»).
3. Галоп (переменный штрих с акцентом)
Всем хорошо известная группа Iron Maden активно использовала этот ритмический рисунок в своих композициях.

При игре подобных рифов используется прием palm mute, то есть, легкое приглушение струн правой рукой, для получения характерного «металлического» звука.
4. Фанк
Попробуйте заглушить струны играя штрихи вверх и вниз шестнадцатыми нотами.
Теперь зажмите аккорд, баррэ, скажем на 5-ом ладу от 1-ой до 4-ой струны. Снова начните играть «чес», только теперь выделяйте некоторые ноты прижатием баррэ, таким образом, вы будете играть аккорд на конкретный акцент. Чередуя эти акценты, меняя их между собой можно получить удивительные ритмические варианты, свойственные фанку.
5. 123-123-12
Еще один популярный рисунок, характерный преимущественно для новой школы, в таких стилях как инди, поп-рок и поп-панк.
В нем так называемая «пульсация» выстраивается восьмыми нотами внутри такта, при этом восьмушки делятся на три группы 3, 3 и 2, где выделяется каждая первая нота из группы.
При извлечении низких нот в этом примере так же используется глушение правой рукой palm mute.
Заключение
Статья написана не как учебное пособие, она будет хорошим подспорьем для тех, кто хочет владеть гитарой как культовые виртуозы. Нами преследуется цель познакомить вас с возможностями инструмента и показать, что это только начало. Ведь в действительности база постепенно обрастает совершенно удивительными возможностями, которые могут даже самую грубую кожу заставить покрыться мурашками. Для тех, кто начинает обучение игре на гитаре онлайн эта статья как хороший стимул в стремлении повысить свое мастерство.
Успехов в обучении и овладении гитарой!
5 популярных ритмических рисунков на гитаре
Песня – завораживающее явление в мире музыки, звуки, которые воедино сливающиеся со стихами. Можно предполагать, что гитара обрела популярность благодаря песенному жанру. Компактность и широкий диапазон, гитара, номер один инструмент для аккомпанемента, людей, которые любят петь песни под гитару. Гитара незаменимый инструмент для профессиональных музыкантов, играющих в разных стилях музыки, начиная от рока, блюз заканчивая музыкой в стиле самба, джаз и фьюжн.
Мы уже рассматривали тему аккомпанемента (арпеджио для правой руки), это прекрасная техника игры на гитаре, которая добавляет песням легкости и лирического настроения. Но что делать, когда песня активная, с напористым звучаниям и мы хотим создать контраст между куплетом, припевом или бриджем?!
Несомненно, нужно овладеть техникой игры ритма на гитаре. Сегодняшний урок про ритм гитару и ритмические рисунки на гитаре.
Законы Ритма
Нужно правильно играть, читать ритмические рисунки на гитаре и понимать принципы, от которых отталкиваются гитаристы профессионалы. Все начинается с понимания теории о длительностях нот.
Читать статью: Длительность нот — теория для гитариста
Попробуйте проследить за движениями правой руки гитариста, который играет гитарную ритм партию, вы заметите, что правая рука гитариста играет то вверх, то вниз. Запомните два символа в гитарной теории.
- Удар правой руки вниз
- Удар правой руки вверх
Как играть ритм — четверти
За основу берем такт 4/4 и пишем в нем четыре четверных ноты. Каждая записанная нота, это удар правой рукой вниз.
Запомните, четвертные длительности играются ударами вниз. Часто на занятиях я привожу прекрасный пример: при игре отбивать ногой каждую четвертную долю. Если и вы это сделаете, вы заметите что движение медиатора и ноги совпадают. Вы можете слушать вашу любимую песню отбивая ногой в такт, заметив, что пульс песни приходит на удар ногой вниз.
Как играть ритм — восьмые
Выпишем в такте восьмые длительности.
Проанализируем движение правой руки.
На сильную долю (1 – 2 – 3 — 4) у нас приходятся удары вниз, но у нас появились восьмушки, в этом случае, на слабую долю правая рука играет удары вверх. Получается эффект маятника, когда рука играет каждую долю, вниз — вверх.
Вспомните о примере с ногой, играйте и отбивайте ногой каждую долю, чтобы заметить полную координацию правой руки и вашей ноги. Когда вы играете рукой удар вниз, нога опускается вниз, играете рукой вверх на слабую долю, нога подымается вверх. Это важный принцип игры ритмических рисунков, основа. Рассмотрим примеры.
Ритмический рисунок #1
Первый паттерн, который я рекомендую выучить и ощутить магию акцентов. Добавьте акценты, на вторую и четвёртую долю, почувствуйте, как характер ритмического рисунка резко изменился.
Ритмический рисунок #2
В ритмическом рисунке #2 первая доля у нас четвертная. В этом случая нам необходимо продолжать движение вниз-вверх, даже когда не нужно ударять по струнам, пропускать струны на «и» первой доли.
Ритмический рисунок #3
В ритмический рисунок #3 ждет нас таже участь, единственно мы пропускаем удар по струнам после первой и третей доли, так как они у нас также четвертные. Необходимо продолжать движение вниз-вверх, даже когда не нужно ударять по струнам.
Ритмический рисунок #4
В ритмическом рисунке #4 нет ничего сверхъестественного, но я хотел бы добавить вам творческой жилки соединив два предыдущие варианты. Пробуйте комбинировать ритмические рисунки, это придаст интересное звучание вашим партиям.
Ритмический рисунок #5
Ритмический рисунок #5 насколько популярен, что, не добавив его в пример было бы большой ошибкой. Обратите внимание на то, что третья доля соединена лигой, это означает что звук не играется, но звучит. Во время игры, когда встречается третья доля продолжайте движение вниз, но не нужно ударять по струнам.
В качестве примера, послушайте эту популярную песню и постарайтесь услышать ритмический рисунок #5.
В заключение хочу отметить, я хотел поделиться принципом игры ритмических рисунков. Это очень интересная тема, но часто вызывающая множество вопросов. Важно каждый рисунок проиграть вместе с метрономом до выработки автоматизма в правой руке. Желаю вам всем достижения поставленных целей и творческого вдохновения.
- Назад
- Вперед
Ритм в искусстве — примеры живописи мастеров
Жорж Сёра, Эскиз для кабаре, 1890
Примеры ритма в искусстве
Ниже представлена фантастическая демонстрация ритма с использованием природы Клодом Моне. Деревья расположены почти на одинаковом расстоянии друг от друга, но есть некоторая разница, чтобы это выглядело естественно. Это обеспечивает сильный ритм картине.
Листья на верхушках деревьев сливаются в извилистую S-образную форму. Это соединяет стволы деревьев вместе и усиливает ритм.
На заднем плане гораздо более органичное расположение облаков в небе. Это нарушает чувство ритма в картине.
Клод Моне, Тополь, 1891Ниже приведен аналогичный, но более реалистичный пример ритма Ивана Шишкина. Высокие деревья создают ритм картине. Удар сильнее с ближайшими деревьями и становится слабее, когда деревья отступают в массы.
Также обратите внимание, что нижняя часть картины органична и не имеет чувства ритма. Эта область контрастирует с сильным ритмом области выше.
В картине Винсента Ван Гога « Подлесок с двумя фигурами » деревья создают очень повторяющийся ритм, который контрастирует с энергичной кистью, используемой для травы и цветов.
Винсент Ван Гог, Подлесок с двумя фигурами, 1890На представленной ниже картине Джорджа Иннесса ритм создается с помощью расплывчатых столбов забора, уходящих вдаль. Затем эти столбы забора соединяются с линией деревьев и домов. Это удерживает ваше внимание вокруг этих областей. Также выделяется высокое дерево справа, поскольку оно не соответствует стандартному ритму общей картины. Это как громкая музыкальная нота, используемая для привлечения вашего внимания.
Джордж Иннесс, Дом в Монклере, 1892На картине ниже есть два основных элемента ритма: S-образные формы, созданные океаном, разбивающимся о берег, и линия лодок и людей на берегу и в воде.
Основу картины составляют мягкие пастельные тона. Это позволяет выделить тонкий ритм картины.
На представленной ниже картине Джона Сингера Сарджента сильный, органичный ритм создается контурами воды. Ближе к берегу ритм сильнее и четче.
Этот ритм нарушает рыбачка. В этом и заключается суть живописи: создание ритма с использованием узоров и форм и нарушение этого ритма мощными высказываниями.
Утки также расположены таким образом, что удар сверху становится менее регулярным.
Джон Сингер Сарджент, Рыбачка, 1913На картине Сарджента ниже вы почти чувствуете ритм оркестра. Если присмотреться, на переднем плане доминируют барабанщик и басист, а духовые инструменты кажутся тонкими. Это имитирует их роли в музыке.
Джон Сингер Сарджент, Оркестровая репетиция Жюля Этьена Бастарда, 1880 г.Советы по использованию ритма в искусстве
- Когда дело доходит до ритма в искусстве, иногда меньше значит больше. Не пытайтесь заставить его, если его нет.
Но, конечно, если ритм — сильная черта вашей картины, вы можете преувеличить его.
- Вы можете сделать мощное заявление, создавая ощущение ритма в своей картине, а затем резко нарушая его (как Сарджент до некоторой степени сделал в своем Рыбачка ).
- Ритм вашей картины может иметь много уровней, а не только один стандартный ритм. Также как в сложной песне есть много разных уровней ритма. Это не просто один регулярный ритм; есть все виды тонов и звуков, сплетенных вместе. Например, в своей картине вы можете сочетать сильный ритм, используя доминирующие и правильные формы, с тонким ритмом, используя замысловатые детали и узоры.
- Если вы хотите, чтобы на вашей картине выделялся тонкий ритм, вам нужно смягчить окружающую среду. Прямо как в «» Сорольи «Пляж в Валенсии ».
Упражнение для вашей следующей картины
Когда вы создаете свою следующую картину, подумайте, есть ли у предмета ритм, который вы могли бы уловить. Если нет, подумайте о том, чтобы манипулировать предметом или обрамлять его таким образом, чтобы создать ритм. Например, вы можете немного изменить положение определенных объектов, чтобы они выглядели более правильными, или отодвинуть одни объекты назад, а другие выдвинуть вперед, или изменить перспективу. Просто будьте осторожны, чтобы не отходить слишком далеко от предмета, который вы рисуете, если только это не является частью вашей стратегии.
Кроме того, прежде чем я завершу это, я должен отметить, что ритм не обязательно должен быть явным в ваших картинах. Это всего лишь один из многих инструментов в вашем распоряжении.
(Подробнее о том, что я использую и что рекомендую, см. на странице расходных материалов.)
Хотите узнать больше?
Вас может заинтересовать мой курс Академии живописи. Я познакомлю вас с проверенными временем основами живописи. Он идеально подходит для начинающих художников среднего уровня.
Спасибо за прочтение!
Я ценю, что вы нашли время, чтобы прочитать этот пост, и я надеюсь, что вы нашли его полезным. Не стесняйтесь поделиться им с друзьями.
Приятного рисования!
Дэн Скотт
Draw Paint Academy
О компании | Список поставок | Избранные сообщения | Продукция
Ритм в рисовании и живописи
Ритм — это основная визуальная концепция, которую необходимо понимать для создания композиций в рисовании и живописи.
Современный танец, 2008, Фред Хэтт
Великолепный ритм рисования, в котором мы можем видеть формы человеческих фигур. Источник
Можно сказать, что ритм – это поток движения, порожденный повторением элементов с одинаковыми свойствами. Другими словами, непрерывное повторение линий порождает линейный ритм, который направляет взгляд в одном направлении:
- Повторение форм порождает формальный ритм, где формы в пространстве отмечают это движение.
- Повторение цветов порождает хроматический ритм, при котором взгляд направлен на разные точки, где цвета повторяются, что еще больше привлекает внимание зрителя.
- И, наконец, у нас есть повторение света или тени, которые создают световой ритм (есть формы и разные цвета, но тона создают ритм).
Кроме того, порядок расположения визуальных элементов будет обозначать скорость или интенсивность ритма.
Одним из самых известных произведений искусства с ритмом является футуристическая картина Марселя Дюшана:
Обнаженная, спускающаяся по лестнице Марселя Дюшана. См. Википедию.
Это прекрасный пример повторения форм, повторения света и гармоничной игры цветов, объединяющей все в одном наборе. Этот ритм устремляет взгляд вниз благодаря всей композиции.
Ритм и фигурация
Человеческая фигура в движении — очень красивая тема. Это может быть танец или способ ходьбы человека, или спортивные упражнения, или многие другие действия, которые может выполнять человеческое тело. При изображении этих сцен необходимо понимать понятие ритма. Фигуры дают представление о движении, но нам нужно будет нарисовать или нарисовать несколько повторений, чтобы создать движение.
Работа художника Эрнста Людвига Кирхнера дает нам еще один пример ритма:
Шесть танцоров (Seis bailarinas), óleo sobre Lienzo de 1911. См. произведение в арт-проекте Google.
Ритм и природа
В изображении природы мы также можем использовать идею ритма и создавать очень интересные и красивые изображения.
Эта работа Дэвида Хокни, с синими линиями по изображению и по направлению к фону, имеет мягкий свет и цвет, более темный в первой плоскости, сглаженный уменьшением контраста.
Garrowby Hill, 1998, холст, масло, 60×76 дюймов. Источник
Ритм и абстрактное искусство
В абстрактной живописи очень много игры ритма с повторениями форм, света, цветов и т. д. Одна из целей Кандинского при создании абстрактных произведений искусства заключалась именно в том, чтобы изобразить ритм и музыку с помощью искусства живописи. Он нашел в абстрактной форме лучший способ их выражения, потому что ритм может быть обозначен гораздо легче, если форма более синтетическая.
Здесь я показываю пример Нино Ди Сальваторе:
Структура вытянутого пространства, Нино Ди Сальваторе. Холст, масло 1952 Ш116 х В86 см
В этой работе все большие линейные формы находятся в движении.
Идея-Движение-Борьба Йоханнеса Мольцана, картина 1919 года. Ш139 x В249 см. Источник
Как вдохнуть жизнь в вашу работу, добавив ритм в композицию
Наши решения по размещению форм, света и цвета должны быть продуманы с учетом концепции ритма. В произведении может быть более или менее темп, от пустого темпа, потому что это очень плоское произведение, до очень бешеного темпа, основанного на тысячах форм и повторений. В зависимости от темпа, который мы хотим передать, более быстрого или медленного, нам нужно будет рисовать или раскрашивать эти повторяющиеся формы.
Ритм следует понимать не только глобально, всей темы, но и как мелкие элементы внутри изображения, которые они будут повторять: например, маленькие мазки для изображения листьев дерева или как следующая работа, шипы кактуса, повторяется внутри формы кактуса.