Робер дуано поцелуй: Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

За свою долгую и насыщенную жизнь Робер Дуано удосуживался многих титулов и званий. Его называли «Поэтом улиц», «Певцом парижских окраин» и «Мастером гуманистической французской фотографии». В свойственной ему манере он изображал жизнь Парижа скромной, игривой и ироничной. Из ежедневной суеты выхватывал забавные совпадения, контрастные неожиданности, а порой и эксцентричные выходки, изображающие непосредственность реального существования.

Робер Дуано (Robert Doisneau) родился 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа. Окончив школу, поступил в художественно-ремесленное училище. В юном возрасте Робер был настолько замкнут и застенчив, что в 16 лет начал с фотографирования булыжников, позднее перешёл к съёмке детей и взрослых. С 1934 года Дуано работал профессиональным фотографом для «Рено», но в 1939 попал под увольнение.

В годы Второй мировой войны он служил в армии, затем сотрудничал с Движением сопротивления. В 1949 году Робер Дуано заключил контракт с журналом Vogue, а через несколько лет стал независимым фотографом.

«Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую.
В действительности, это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем…
Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время.
Наверно это полнейшее безумие».

«Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». Самая знаменитая фотография всех времен и народов, символ Парижа, гимн молодости, весны и любви принесла ему большие деньги, немеркнущую славу, но в то же время и большие проблемы. Ведь у каждой медали есть две стороны. Дуано пришлось познакомиться с обеими. В общем и целом, если не приглядываться к частностям, кадр выглядит абсолютно случайным, и, казалось бы, исключает всякую мысль о постановке.

Ну кого в Париже могут удивить целующиеся пары. Да они здесь везде, на каждом углу и шагу. И снимок, на первый взгляд, передает, вполне обыденную сценку, виденную многими тысячу раз. Целующиеся влюбленные, которым ни до кого нет дела. Ни до прохожих, ни до места, где они это делают, ни до времени. Естественно было бы подразумевать, что молодые люди даже не подозревают о присутствии фотографа. Общая спонтанность сцены, «неряшливая» композиция, только усиливают это заблуждение. И только при очень большом желании все таки можно обнаружить в позах целующихся некоторую театральность. Но кому это было нужно в том далеком 1950 году. Тем более, что вместе с «Поцелуем» в том же журнале «Life» были опубликованы еще шесть других его братьев близнецов, таких же парижских поцелуев. И после публикации все бы о них благополучно забыли.

Сдав негативы и все контрольные отпечатки, как и полагалось, в архив агентства «Рафо» и сам Дуано о них бы забыл. Но судьбой им всем было уготовано другое. Не забвение, а слава.

Ведь по-настоящему знаменитая фотография откроется для зрителя только спустя 36 лет после того, как была опубликована в «Life». В 1986 году с негатива напечатали постер, который стал символом любвеобильного Парижа. И за двадцать последующих лет «Поцелуй у здания муниципалитета» был напечатан на двух с половиной миллионах открытках, на полумиллионе плакатов, а кроме этого на календарях, почтовых марках, майках, занавесках, постельном белье, не говоря уже о многочисленных фотоальбомах. Без преувеличения можно сказать, что на одной этой фотографии Дуано заработал больше чем на всех остальных своих фотографиях вместе взятых (агентство и фотограф заработали на этом снимке более 650,000 долларов)!

Но своего абсолютного и несколько негативного апогея слава «поцелуя» достигла на судебном процессе в 1988 году, в ходе которого семейная пара из Ирви, якобы позировавшая на снимке, потребовала от Робера Дуано гонорар в 90 тыс. долларов. Кроме них было довольно много и других пар, которых якобы заснял мастер.

Они забрасывали Дуано письмами и требованиями о выплате гонораров и компенсаций. В тот раз фотограф выиграл процесс, однако ему пришлось признаться в постановке этого снимка и в том, что для этого ему пришлось нанимать профессиональных моделей, которым он заплатил. Это признание стоило ему репутации «честного фотографа-документалиста». Кроме этого были поставлены под сомнения его же собственные слова: «Если ты делаешь фотографии, не говори, не пиши, не анализируй себя, не отвечай ни на один вопрос». Но свои действия он оправдывал тем, что фотографии целующихся пар могут поставить их в неудобное положение, дескать, «влюбленные, болтающиеся на улицах Парижа, редко оказываются законными парами». Но и это был не конец. Впереди предстоял еще один судебный процесс, на этот раз моделью себя объявила бывшая актриса Франсуаза Борне, предъявив в качестве доказательств снимок, подписанный автором и присланный им сразу же после съемок.

Невероятно, до чего люди могут опуститься ради денег! Предприимчивая женщина требовала от фотографа сто тысяч франков, но он опять выиграл суд – на этот раз он смог доказать, что уже заплатил паре за съемку. Для мягкой натуры Дуано это было наибольшее разочарование, поэтому он так невзлюбил этот снимок. И сам о нем был не лестного мнения. «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах, отбросив всякую политкорректность, говорил он о самой известной своей фотографии. «Большинство из них ведут себя хорошо, – говорил Робер о своих фотографиях, – и улыбаются мне, когда я прохожу мимо. Но некоторые — ведут себя как стервы и никогда не пропустят момента усложнить мне жизнь. Наверно, я слишком добр с ними».

Но даже неоднократно выигранные суды, не поставили окончательной точки во всей этой неприглядной истории. Спустя десять с лишним лет после смерти фотографа, все внимание любителей фотографии и неравнодушных к творчеству Дуано людей было снова приковано к «Поцелую». В 2005 году Франсуазе Борне потребовались деньги, и она выставила собственный отпечаток фотографии с автографом автора на аукцион в надежде заработать 10-15 тысяч евро. Организаторы аукциона тоже не возлагали особых надежд на продажу этого снимка, они полагали, что при определенной удаче фотография может уйти и за 20 тысяч. Каково же было всеобщее удивление, когда анонимный швейцарский коллекционер заплатил за «Поцелуй у здания муниципалитета» 155 тысяч евро! Так что если фотография и была «проституткой», то не очень дешевой». — Phototour.

Во второй половине XX века Робер Дуано стал ведущим мастером французской гуманистической фотографии. На его творчество повлияли такие выдающиеся мастера, как Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Умер фотограф в родном Париже в апреле 1994 года.

 

Смотрите также:

  • Мастер фотографии Вилли Рони 
  • Ренни Эллис – классик документальной фотографии 
  • Фотограф Богдан Дзиворский – удивительные моменты с уличными эмоциями
  • Экзотические виды спорта и гуманистические фотографии от Томаша Гудзовати

Телеграм

Робер Дуано и поцелуй у мэрии — Российское фото

Робер Дуано
и поцелуй у мэрии

27 ноября 2013
Фото:Робер Дуано

Люди часто целуются, что может быть естественнее? Разумеется, поцелуи столь же часто попадают в кадр, вольно или невольно. Так или иначе, но фотографий целующихся людей множество. Однако лишь два фотоснимка поцелуя стали всемирно известными, и один из них сделал Робер Дуано.

Он родился в 1912 году в Париже, рано заинтересовался изобразительным искусством, но прежде скорее живописью и гравюрой.

В 1926 году Дуано поступил в Высшую школу искусств и печатной индустрии, где выучился на гравера и получил начальные знания по фотоделу. В 1929 году, в возрасте 17 лет, Робер неожиданно увлекся фотографией.

Первое время это было ни к чему не обязывающее хобби, однако в 1932 году он снял свой первый фоторепортаж, а еще два года спустя окончательно избрал стезю фотографа, начав работать на компанию Renault.

Там Дуано проработал пять лет. В 1939 году он уволился и попытался стать независимым фотографом, однако началась война, и Робера призвали в армию. Затем наступил период немецкой оккупации, когда было не до фотографии. Робер Дуано активно сотрудничал с Сопротивлением, одновременно изготавливая открытки, чтобы выжить.

После войны он вновь вернулся к фотографии, сотрудничая с Vogue, а с 1952 года — работая в качестве независимого фотографа, что и делал практически до самой своей смерти в 1994 году.

За свою жизнь Робер Дуано поработал для многих изданий и сделал огромное количество снимков. Причем он никогда не был заложником одного жанра или стиля — ему, кажется, хотелось попробовать все. А тяга к фотографии пересиливала даже непростые условия работы:

«Приходилось работать с допотопной и неточной аппаратурой, — вспоминал он о первых годах своей карьеры. — Камеры, к примеру, не имели даже затвора. Вместо него мы использовали берет, манипулируя им перед объективом. А готовый к съемке аппарат весил около 20 кг. Студия, как правило, представляла собой какое-нибудь случайное, временное и совершенно неприспособленное помещение, где вечно было полно людей и очень трудно было добиться правильного освещения и должным образом отснять машину».

А свою самую знаменитую фотографию Робер Дуано сделал вскоре после возвращения к профессиональной деятельности. Был 1950 год, и он работал над серией снимков для журнала Life. Фотография «Поцелуй у Отель-де-Виль» (Le baiser de l’hôtel de ville), несмотря на кажущуюся легкость и спонтанность, на самом деле постановочная. Робер действительно встретил на улице молодых влюбленных Франсуазу Дельбарт и Жака Карто, однако не стал снимать их тайно, а попросил попозировать ему. Результат прославился на весь мир.

Конечно же, заслуги Робера Дуано перед фотоискусством не ограничиваются одним кадром, он оставил после себя немалое творческое наследие. Но все-таки сделать снимок, который стал бы претендовать на звание самой парижской из всех фотографий, — это и есть настоящий успех.

Сайт Робера Дуано: http://www.robert-doisneau.com/

Постановка одной из самых романтичных фотографий в истории

Загрузка

Искусство | Фотография

(Изображение предоставлено Atelier Robert Doisneau, 2016)

Автор: Agnès Poirier, 14 февраля 2017 г.

Снимок двух целующихся людей, сделанный Робером Дуано, неразрывно связан с Парижем и романтикой. Аньес Пуарье присматривается.

I

Это одна из знаковых фотографий 20-го века, изображение, которое является синонимом любви и Парижа, города романтики. Его зовут Le Baiser de l’Hôtel de Ville («Поцелуй от Hôtel de Ville»), и выставка в Martin-Gropius-Bau в Берлине в настоящее время демонстрирует его вместе с еще примерно сотней снимков великого французского фотографа Робера Дуано.

«Людям нравятся мои фотографии, потому что они видят в них то, что увидели бы, если бы перестали метаться и нашли время, чтобы насладиться городом», — говорил Робер Дуано. Это очень верно, однако, как это ни удивительно, его самая известная картина была постановочной, говорит Франсин Дерудиль, дочь Робера Дуано и со-куратор выставки, раскрывая историю, стоящую за Le Baiser de l’Hôtel de Ville для BBC Culture.

Более 100 изображений Дуано, в том числе этот портрет мадемуазель Аниты 1951 года, выставлены в музее Martin-Gropius-Bau в Берлине (Источник: Atelier Robert Doisneau, 2016)

«Снимок сделан весной 1950 года. Агент моего отца предложил американским изданиям сериал о «любовниках Парижа», а журнал Life заказал его», — объясняет Дерудиль.

В то время права на изображения уже были защищены законом, и осторожный Робер Дуано предпочитал использовать друзей или молодых актеров для некоторых своих заказных репортажей, чтобы избежать юридических проблем. Однажды днем ​​19 мартаВ 50 лет Дуано вышел на улицы Парижа с молодыми друзьями-актерами и просто позволил им быть: они гуляли, держались за руки, разговаривали и целовались, а Дуано не отставал. «Его модели не были моделями в том смысле, что они не позировали. Дуано просто застал их за флиртом и поцелуями, причем очень естественным образом», — говорит Дерудиль.

В результате поцелуй, пойманный на углу улиц Ренар и Риволи прямо напротив городской ратуши, ощущается как лучшее из Дуано: приостановленный момент, красота которого известна только влюбленным и фотографу. Вокруг них ходят равнодушные парижане, почти не замечая молодую пару; Мимо проносятся машины, и люди, сидящие в кафе (теперь это обувной магазин), оживленно переговариваются.

Поцелуй — это застывший момент, красота которого известна только влюбленным и фотографу (Фото: Atelier Robert Doisneau, 2016)

Но мы, разделяя взгляд Дуано, останавливаемся как вкопанные перед этой картиной: непосредственность этого, движение молодых тел, место и время, Париж, 1950, очаровали зрителя. Кто заботится о подлинности? Чувства, изображенные на картинке, являются подлинными. Истина здесь заключается в красоте импульса и спонтанности, которые тесно связаны с французским духом и его столицей.

«В то время американские журналы очень любили парижские истории, особенно истории о жизни парижских улиц, где люди вели себя гораздо свободнее, чем где-либо в Америке. Даже на улицах Нью-Йорка парочки не видели целующимися, и уж точно никогда с такой беззаботной отдачей», — говорит Франсин Дерудиль.

Однако после того, как он был снят и опубликован в журнале Life Magazine, снимок остался лишь одним из многих в очень большом портфолио Дуано (сегодня в общей сложности 450 000 негативов, которым управляют две его дочери Франсин и Аннет). Сам Дуано не считал это такой уж необычной картиной.

Фотографии Робера Дуано тесно связаны с Парижем того времени, когда город был мировой столицей искусства и культуры. «А потом, 30 лет спустя, в начале 1980-х, молодой издатель предложил издать ее снова, в формате постера. Дуано не был убежден, но все молодые люди в агентстве Rapho, где он работал, были настолько воодушевлены, что он согласился». Успех был мгновенным и глобальным. Как Дуано объяснил внезапный и всеобщий успех своей картины? «Мы все поняли, что это идеальная фантазия. Он воплощает мировоззрение Парижа как города любви и свободы».

«Фотограф-гуманист»

Фотографии Робера Дуано тесно связаны с Парижем того времени, когда город был мировой столицей искусства и культуры. «Он трепетал перед Парижем, и его любовь не ослабевала до самой его смерти в 1994 году, — говорит Дерудиль. Дуано задокументировал эволюцию Парижа с 1930-х до конца 1980-х годов; он видел и часто приветствовал как социальные, так и архитектурные изменения. «У Парижа есть внутренняя красота, которая трогает каждого, кто посещает или живет здесь. У Пэрис есть способность делать вас счастливыми, это, безусловно, сделало его очень счастливым», — говорит Дерудиль.

Картины Дуано, такие как Les 20 ans de Josette, 1947, были сосредоточены на людях, делая частное и личное видимым (Источник: Atelier Robert Doisneau, 2016)

Дуано был не единственным, кто был очарован величием Парижа и его множество маленьких радостей. Эжен Атже, Анри Картье-Брессон, Брассай, Андре Кертес, Вилли Ронис, Робер Капа и многие другие сделали Париж самым фотографируемым городом 20-го века. Их картины сформировали мировоззрение города, обогащая и очаровывая реальность. Спустя десятилетия мы все еще видим Париж как место, где тайна и очарование застают вас врасплох почти на каждом углу.

Большая часть работы Дуано была выполнена по заказам газет и журналов, но он всегда использовал свои задания как возможность поймать моменты, которые интересовали его лично. На свой Rolleiflex он фотографировал фасады зданий, интерьеры, берега рек, играющих детей, прохожих, свадебные пары.

Дуано любил бродить по улицам Парижа; он был очарован его величием и множеством маленьких радостей. Больше всего ему нравилось показывать все грани Парижа, даже если он особенно любил парижских детей и его рабочий класс», — говорит Дерудиль. Дуано, которого часто называют «фотографом-гуманистом», в своих фотографиях фокусировался на людях, делая частное и личное видимым. На протяжении десятилетий парижские улицы, на которых парижане жили днем ​​и ночью, спасаясь от маленьких, ветхих и ветхих жилищ, предлагали лучшее из театра. «Парижане уже не так много живут на улицах, как раньше, однако террасы кафе, привычка ходить пешком и0015 flâner ’, концентрация магазинов, таких как пекарни и продовольственные рынки, означает, что дух остается и продолжает очаровывать посетителей», — говорит Франсин Дерудиль.

Но что бы сделал Дуано с современной фотографией? О селфи и причудах в Instagram? «Ему бы очень хотелось, чтобы фотография стала доступной для всех. Однако [я] уверен, что он был бы ошеломлен культурой селфи, которая во многом является напрасной одержимостью собой в ущерб более широкому взгляду», — говорит Дерудиль.

Дуано, скромный человек, ценил сочувствие к другим, простоту и, прежде всего, непосредственность.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по номеру   Twitter .

И если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Earth, Culture, Capital, Travel и Autos, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

;

«Поцелуй у Hôtel de Ville» Робера Дуано — блог о фотографии

Как дела, любители фотографии? Это Мартин с канала О фотографии, и сегодня я хочу рассказать об этой конкретной картине «Поцелуй, также известный как Поцелуй от Hotel de Ville». Я уже кратко рассказывал об этом снимке в своей статье «Роберт Дуано — чемпион гуманистической фотографии». Так что, если вы не знакомы с Робером Дуано, обязательно ознакомьтесь с моей предыдущей статьей о его жизни и фотографии.

Сегодня я хочу рассказать об истории этой картины и многом другом.

Снимок был сделан в 1950 году Робером Дуано на его камеру Rolleiflex в Париже и вызвал небольшие споры. Несмотря на то, что снимок был сделан в 50-х годах, он стал известен только после того, как в 1980-х годах компании, выпускающие плакаты, начали продавать его на открытках, плакатах или календарях. Теперь спор, о котором мы говорили, заключается в том, что эта фотография, сделанная на улице, на самом деле была постановкой моделей.

Поцелуй у отеля de Ville Робера Дуано

Чтобы избежать юридических проблем, Дуано предпочел использовать друзей или моделей для заказанного им репортажа, что довольно иронично, когда знаешь, что произошло позже. Однако это нечто немыслимое в жанре уличной фотографии. Справедливости ради, Дуано получил заказ на фото целующихся пар от журнала «Life Magazine», а позже оправдывался тем, что не посмеет фотографировать целующихся людей на улицах.

«Фотограф, который сделал снимок из великолепного момента, случайной позы кого-то или красивого пейзажа, находит изменника»

Теперь я также нашел другую историю, в которой Дуано видел, как его друзья целовались и просто хотел воссоздать сцену. Как я уже говорил в предыдущем видео, так как фотография была заказана, кто может сделать такую ​​фотографию лучше, чем уличный фотограф? Дело в том, что она была фактически скрыта от публики до 19 века.80-х, когда Жан и Дениз Лаверн (Лаверн) думали, что узнали себя, и когда они столкнулись с Дуано, он сначала не отрицал этого. Теперь, воспользовавшись случаем, пара подала в суд на Дуано за деньги, и это заставило его раскрыть, что на самом деле это были нанятые модели, позирующие на фотографии.

Робер дуано поцелуй: Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх