Щербина Валерий Юрьевич. Преподаватель КПИ и китайских вузов
Вопрос, как сделать производство более рациональным, как получать максимум при минимальных ресурсах, волновало всегда. О том, что такое дешевое гарантированное качество, знает преподаватель кафедры химического, полимерного и силикатного машиностроения ИХФ НТУУ «КПИ», кандидат технических наук, доцент, ответственный кафедры по специализации «Системы автоматизированного проектирования оборудования предприятий строительных материалов», автор и соавтор около 120 научных работ Валерий Юрьевич Щербина.
Разработанные исследователем математические модели позволяют создавать новые, более экономичные, экологически чистые ресурсосберегающие технологии, которые позволят существенно повысить эффективность использования топлива, а также снизить энерго- и металлоемкость проектируемых машин и аппаратов. Так появляется принципиально новая — «экономная» техника.
В разработках Валерия Юрьевича заинтересованы предприятия химической, нефтеперерабатывающей, пищевой, строительной и других промышленных комплексов Украины.
Своими научными достижениями Валерий Юрьевич обязан Игорю Михайловичу Федоткину, руководителю его дипломной работы и кандидатской диссертации, а также Александру Сергеевичу Сахарову (заведующий кафедрой 1986-2001 гг.), которые всегда поддерживали ученого в его научных поисках.
Педагогическая деятельность преподавателя не ограничивается преподаванием в нашем «КПИ». Валерий Юрьевич является организатором и активным участником международной программы сотрудничества между кафедрой химического, полимерного и силикатного машиностроения и ведущими вузами Китая (Уханьский технологический университет и Сяминский политехнический институт).
Программой предусмотрено поездки ведущих специалистов кафедры в КНР, а также китайских специалистов в НТУУ «КПИ», во время которых проводятся гостевые лекции и экскурсии на ведущие предприятия отрасли, выполняются совместные научные исследования.
Совместная работа позволяет объединить мощную техническую базу КНР и результаты теоретических исследований, выполненных в НТУУ «КПИ».
За последние годы с гостевыми лекциями китайские ВУЗы посетили многие преподаватели кафедры, среди которых и Валерий Юрьевич Щербина (2003, 2006, 2008).
В.Ю.Щербина совместно с учеными Китая опубликовал более 20 научных работ, которые представлены в научных журналах, на международных конференциях и патентах Украины и КНР.
Валерий Юрьевич имеет хорошие отношения со студентами. С улыбкой он вспоминает выпуск студентов кафедры 1994 г., в частности Вадима Науменка, который ежегодно умудряется собрать всю группу на традиционную встречу выпускников. К дружественным разговорам за чашкой кофе вместе с другими преподавателями присоединяется и Валерий Юрьевич.
Ведущий ученый пользуется уважением среди коллег и студентов.
Анюта Камонгар
ІХФ
ХПСМ
Преподаватели и сотрудники КПИ
Китай
Киевский политехник
Щербина В.Ю.
НАШ ВИШНЕВЫЙ САД. Бейкер-стрит на Петроградской
НАШ ВИШНЕВЫЙ САД
Неосуществлённое: лихоборы, пятьдесят лет в строю и предложение Питера Устинова. — А вы, парторг, такое нам предлагаете! — Смешная сказка о трёх разведённых бабах. — У меня нет любовницы. Но была. — Меняю иностранца на дипломата. — Андрейченко даже и не ждите. — Сафонова приобретает нужный вид. — Доктор Ватсон в роли «неотложки». — Извините, но это предательство!
Возвращаюсь к правилу — рассказывать о неосуществленных замыслах, ибо это есть подводная часть айсберга, которая составляет большую половину жизни кинематографиста.
1. Первое творческое объединение предложило сценарий Александра Червинского «Блондинка за углом», но я в это время снимал «Пиковую даму». Фильм поставил Владимир Бортко, молодой энергичный режиссер из Киева.
2. Продолжалась работа с редактором Светланой Пономаренко и писателем Валерием Поповым над сценарием «Невы державное теченье» (бывшее «Похищение Европы»).
3. В объединении телевизионных фильмов родилась идея экранизировать «Былое и думы» А. И. Герцена. Центральное телевидение отклонило.
4. Неожиданный поворот событий. Знаменитый английский актер и писатель Питер Устинов предложил нашему телевидению экранизировать его роман «Крамнэгел».
После успехов с «Холмсом» в головах телевизионного начальства возникла моя кандидатура — я ведь продемонстрировал свое «англичанство». Состоялось несколько встреч с Устиновым и в Москве, и в Ленинграде. В проекте значились приглашения на главную роль Ширли Маклейн, а сорежиссером — Клод Шаброль. Дело не пошло дальше общих слов и добрых намерений…
5. Василий Ливанов предложил мне собственный сценарий по книге генерала Игнатьева «Пятьдесят лет в строю». Его повесть «Атташе» была опубликована в журнале «Юность». Студия отклонила этот проект.
6. Мечтал поставить повесть Вячеслава Кондратьева «Лихоборы». Даже договорился с писателем о праве на экранизацию, подал заявку. Ее не приняли.
7. Тогда я решил поставить только что напечатанную в журнале «Театр» пьесу Александра Гельмана «Наедине со всеми». Реакция тогдашнего председателя Гостелерадио А. Лапина: «…вашего Гельмана выпороть бы на Красной площади и без штанов отправить в Израиль… А вы, парторг, такое предлагаете!!!»
Парторг!
Это требует пояснений… Да, действительно, я был избран на общем собрании «Ленфильма» секретарем партийной организации. (На утверждении в Смольном первый секретарь обкома Г. В. Романов прочитал мне лекцию как надо делать фильмы, и вопросил — почему «Мосфильм», а не «Ленфильм» снимает картину про Анну Павлову? Я промолчал. Крыть было нечем, Эмиля Лотяну у нас не было.)
Я уже говорил о том, что давно зарекся делать фильмы на общественно-политические темы, заказные или конъюнктурные сюжеты.
Моя общественно-политическая физиономия тоже формировалась стихийно.
Комиссии, комитеты, экспертные жюри, ученые советы, секретариаты и президиумы — не было у меня сил увиливать от них, не хватало характера, было совестно.
Поиск сценария продолжался. Ну не «Холмса» же опять снимать!
Часто говорю о том, что моя седая голова — это результат восьмилетнего общения с Василием Борисовичем Ливановым. Скандалы, ультиматумы, запои, ловля его по всей Москве, чтобы «зашить» средством, которое привезла из Парижа Марина Влади, и т. п. Терпел потому, что уж очень удачным был выбор.
Но я искал возможность освободиться от этих пут… И, как это часто бывает в судьбе «щепки», каковой я являюсь, она подвернулась.
Володя Валуцкий, слегка под шафе (а кто из нас тогда не пил, в том числе и собственный самогон из гороха или томатной пасты?), принес мне домой сценарий, отвергнутый на «Ленфильме» сначала Сергеем Микаэляном, а потом и Ильей Авербахом. Сценарий назывался «Зимняя вишня».
Прочитав сценарий, я удивился, почему Илья Авербах отказался от него.
Когда же я согласился работать над картиной, редактор Госкино Валерий Щербина спросил меня:
— Почему все-таки Авербах не захотел ставить «Вишню»?
— Он ничего не нашел в ней для себя, — отвечаю.
Почесав затылок, Щербина сказал:
— Это часто бывает, когда умный режиссер видит недостатки сценария, а какой-то недоумок берется…
Кроме Авербаха вокруг сценария хлопотал Сергей Микаэлян. Он хотел, чтобы Валуцкий переделал сценарий под трех героинь, сделав их в равной степени главными. Валуцкий вертел-вертел, но из «равноправного трио граций» ничего путного у него не получилось.
Причина отказа Авербаха мне тоже была известна. Илья хотел, чтобы главную героиню исполнял знаменитый клоун Вячеслав Полунин.
И вот печальный Володя приходит ко мне от Авербаха и дает почитать смешную сказку о трех разведенных бабах.
Я прочитал и говорю:
— Ничего менять не нужно!
И не только потому, что сценарий замечательно организован драматургически, но и потому, что тема, как я уже говорил, мне была близка.
Володя описал жизненную историю, типичный адюльтер советских времен, который всем нам в то время был знаком.
Главный редактор Госкино того времени Богомолов долго и очень внимательно смотрел мне в глаза:
— Не стыдно?
— А вы дайте почитать сценарий жене, — говорю я ему. — Нет! Лучше любовнице…
— У меня нет любовницы, — нервно перебивает он меня и после паузы: — Впрочем, была…
Главным противником этой затеи был Борис Владимирович Павленок — начальник главка и заместитель министра по делам кинематографии.
— Пусть Масленников по поводу «Портрета неизвестной с ребенком» ко мне даже не приходит, — сказал он.
Однако после разговора с нашим министром Филиппом Тимофеевичем Ермашом дело как-то сдвинулось.
Правда, и Ермаш был не в восторге от этого проекта.
— Если хочешь — делай, только без иностранца, с четкой социальной характеристикой героини. Избегай мелкотемья. Перенеси действие из Москвы в Ленинград, — предупредил он.
Поясняю: в сценарии героиня должна была уехать из СССР с австрийцем (в Москве был известен конкретный случай, о котором и писал Валуцкий).
Мы сдались. Не иностранец — так наш дипломат!
Вот еще одна сцена — для довершения картины моих похождений в Госкино.
Сижу в коридоре в глубоком продавленном кресле, ожидаю высочайшего вердикта.
Подходит член редакционной коллегии Раиса Соломоновна Зусева.
— Вот сижу в позе советского кинематографиста, — говорю я ей. — Три дня…
— Да-да, — многозначительно отвечает Зусева, — в этом же кресле, как сейчас помню, сидел Василий Шукшин… Как раз перед своей смертью…
Дальнейшие события носили характер затейливый и странный.
На главную роль я пробовал разных актрис: Андрейченко, Сафонову, Догилеву… На худсовете меня убедили в том, что лучше других подходит Наталья Андрейченко. В пару к ней утвердили Сергея Шакурова. Были сшиты костюмы, Андрейченко приезжала на примерку. И вот группа отправилась в экспедицию в Выборг.
В Выборге мы ждали исполнительницу главной роли, которая в это время снималась в Суздале в советско-американской картине режиссера Лари Шиллера «Петр Первый». Но прошел день, второй, третий, неделя… А Наташа все не появляется.
Вдруг из Суздаля звонит тамошняя ассистентка и сообщает, чтобы мы Андрейченко не ждали. «Понимаете, у них с актером Максимилианом Шеллом роман», — конфиденциально шепчет она.
Наш проект затрещал по швам…
Кстати, потом Андрейченко в какой-то телевизионной передаче сказала, что я, «будучи секретарем парткома „Ленфильма», отстранил ее от роли за связь с иностранцем».
Срочно была вызвана вторая кандидатура, показанная худсовету, — Елена Сафонова. В то время она только начинала сниматься в кино, ее никто еще не знал. И вот на площадке появляется бледная, худая и замученная Лена. По роли, вроде бы ничего, но по-человечески это никуда не годилось.
Нам пришлось остановиться.
Первым делом я повез ее в Стоматологический институт на Невском… Через неделю она была готова к съемкам.
Сергей Шакуров, утвержденный в паре с Андрейченко, странно отнесся к своей новой партнерше по фильму. «Не мой человек», — сказал он наотрез.
Я понял, что ансамбля не получается, хотя Шакурова мы начали снимать еще до приезда Сафоновой. Пришлось искать мою палочку-выручалочку — Виталия Соломина, очаровательного «доктора Ватсона».
Полтора месяца моя ассистентка Таня Бузян не могла нигде найти Виталия.
Он появился в Ленинграде, когда уже шел первый снег в конце октября.
21-го он прочитал сценарий. В тот же день мы сняли с ним эпизоды у Банковского мостика, а 26-го за один световой день — все эпизоды в Выборге.
Как и подобает «доктору», он выполнил функцию «неотложки».
А от Шакурова в фильме остались только ноги в сцене рыбалки. Туловище уже принадлежало Соломину…
Соломин сыграл решающую роль в «Зимней вишне», поскольку с ним мы точно определились в теме. Виталий должен был сыграть мужскую несостоятельность. Это было актуально в брежневское застойное время.
В одном из интервью Виталий говорил: «Что касается моего героя Вадима, то он нежизнеспособен. Он не может, не умеет толкаться локтями, пробивая себе дорогу… Ему мама нужна. И вот эта любовница, Ольга, она ему как мама…»
А один из зрителей из города Орла по имени Александр написал: «…Я был удивлен тем, что этот фильм снял режиссер-мужчина. Извините, но это предательство!»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава восьмидесятая «Вишневый сад»: май 1903 — январь 1904 года
Глава восьмидесятая «Вишневый сад»: май 1903 — январь 1904 года
Пять лестничных пролетов, ведущие к новой московской квартире, превратились для Антона в «великомученический подвиг». Погода на улице стояла холодная. Неделю он провел в уединении с Ольгой, Шнапом и корректурой
Евгений Стеблов на исполнение роли Гаева в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
Евгений Стеблов на исполнение роли Гаева в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Сколько движения, мимики, слов, Кое-что в цель, кое-что — мимо «Сада». Как вы прекрасны, Женя Стеблов, И изнутри, как всегда, и с фасада. Зря, может, пробуем, роем ходы, Вот уже век не отыщут
Юрий Кузменков на исполнение роли Симеонова-Пищика в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
Юрий Кузменков на исполнение роли Симеонова-Пищика в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» Хоть режь его, хоть бей, хоть потроши, Хоть мало говори о нем, хоть много, Вся эта боль, весь этот крик души Даны ему с сторицею от Бога! Но без волненья, крови и без мук, Загулов, боли,
«Вишневый сад»
«Вишневый сад»
Мне посчастливилось наблюдать со стороны за процессом создания Чеховым его пьесы «Вишневый сад». Как-то при разговоре с Антоном Павловичем о рыбной ловле наш артист А. Р. Артем изображал, как насаживают червя на крючок, как закидывают удочку донную или с
«Вишневый сад»
«Вишневый сад» После слов: «…такую жизнерадостность и жизнеспособность следует признать чрезвычайной, исключительной, гораздо выше нормы». …все пьесы Чехова пропитаны этим стремлением к лучшей жизни и кончаются искренней верой в грядущее будущее. Удивляешься тому,
Эфрос «Вишневый сад»
Эфрос «Вишневый сад» 1975 год, 24 февраля. В 10 часов утра в верхнем буфете – первая репетиция «Вишневого сада». Пришел Эфрос.На первую репетицию собираются в театре не только назначенные исполнители, но и те, кто хотел бы играть, но не нашел себя в приказе о распределении
НАШ ВИШНЕВЫЙ САД
НАШ ВИШНЕВЫЙ САД
Неосуществлённое: лихоборы, пятьдесят лет в строю и предложение Питера Устинова. — А вы, парторг, такое нам предлагаете! — Смешная сказка о трёх разведённых бабах. — У меня нет любовницы. Но была. — Меняю иностранца на дипломата. — Андрейченко даже и не
«Вишневый сад»
«Вишневый сад» Константин Сергеевич Станиславский:Как-то на одной из репетиций, когда мы стали приставать к нему, чтобы он написал еще пьесу, он стал делать кое-какие намеки на сюжет будущей пьесы.Ему чудилось раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из
«ВИШНЕВЫЙ САД»
«ВИШНЕВЫЙ САД»
«Вишневый сад»
«Вишневый сад» Как вы уже знаете по первой части книги, все мое детство связано с имением Потапово и моей крестной матерью бабой Капой. В нескольких верстах от Потапова на реке Пахре находилась усадьба сестры бабы Капы, тоже безземельной дворянки, Дурасовой, а у нее была
А.
![](/800/600/http/img.youtube.com/vi/DAfO3xSsNbQ/0.jpg)
А. П. Чехов. Вишневый сад. Комедия Постановка Марка РозовскогоСценография и костюмы Ксении ШимановскойПремьера – сентябрь 2001 г.Спать и хныкатьМарк Розовский о спектакле:Комедия. Комедия?.. Комедия!..Но тогда откуда и почему комедийное?С чувством юмора у Чехова все в
Глава 80 «Вишневый сад» май 1903 – январь 1904 года
Глава 80 «Вишневый сад» май 1903 – январь 1904 года Пять лестничных пролетов, ведущие к новой московской квартире, превратились для Антона в «великомученический подвиг». Погода на улице стояла холодная. Неделю он провел в уединении с Ольгой, Шнапом и корректурой для Маркса и
«Вишневый сад» Чехова
«Вишневый сад» Чехова — разбирали, и интересно Маша Раскольникова:— Когда я читала первые два действия, представляла, как это хорошо можно поставить в сумасшедшем доме! Все говорят, друг друга не слушают, одно и тоже бубнят… Театр абсурда…— Это ново и живо: верно, там
12.
![](/800/600/http/temperaturka.com/wp-content/uploads/4/9/a/49a1765ba3e9dc0b582b2013d8c7072a.jpg)
12. Вишнёвый ликёр бабушки Луизы Начало лета 1945 года. Война закончилась. Ромилда Виллани решила – пора возвращаться в родной Поццуоли.Это было славное время. Большинство итальянцев не воспринимало поражение фашистского режима как национальный позор. Напротив,
Борис Щербина и реальная история сериала HBO «Чернобыль»
Автор Marco Margaritoff | Под редакцией John Kuroski
Опубликовано 14 июня 2019 г.
Обновлено 27 июня 2019 г.
После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году советскому лидеру Борису Щербине пришлось руководить ликвидацией последствий одной из самых страшных катастроф в современной истории.
Wikimedia CommonsБорис Щербина был ответственным за эвакуацию всех жителей Припяти после Чернобыльской катастрофы.
Пятисерийный мини-сериал HBO « Чернобыль » напомнил миллионам зрителей, насколько катастрофической была ядерная катастрофа 1986 года — и насколько хуже она могла быть. И от начала до конца шоу получило широкую похвалу за свою точность.
Однако все творческие научно-популярные произведения по своей сути изменяют фактическую истину события. Информация должна быть представлена с учетом ограничений времени, тона и темпа. Составные персонажи, которые представляют несколько реальных людей через одного актера, часто создаются для удобства.
Хотя Чернобыль идет по этой линии так же впечатляюще, как и любое театрализованное шоу, основанное на реальной жизни, не все было исторически точным.
В случае с Борисом Щербиной — вице-премьером и заместителем Председателя Совета Министров СССР на момент катастрофы — завеса секретности и отсутствие информации, присущие Советскому Союзу времен холодной войны, сделали подлинность его изображение на шоу в значительной степени непостижимо.
Официальный трейлер сериала HBO Чернобыль .
Тем не менее, мы знаем, что Борис Щербина помог спасти бесчисленное количество жизней после исторической катастрофы. Остальная часть его истории, однако, остается немного более сложной.
Борис Щербина В
ЧернобыльВо втором эпизоде сериала HBO Борис Щербина (в исполнении Стеллана Скарсгарда) и Валерий Легасов — физик и член Академии наук в исполнении Джареда Харриса — летят в Чернобыль на вертолете. Когда ученый не решается объяснить, как работает ядерный реактор, ему угрожают казнью.
Согласно The New Yorker , однако, это была сфабрикованная конструкция, используемая просто для привлечения зрителей. Казни на месте — даже отсроченные, следовавшие протоколам бюрократической иерархии советского режима — к концу 1980-х просто перестали приниматься.
Сцена из сериала HBO Чернобыль , изображающая еще не убежденную Щербину и непреклонного Легасова.
Реальная Щербина никогда не думала о том, чтобы выбросить Легасова из вертолета, потому что это было бы неразумно для поставленной задачи, не говоря уже о том, что это было бы убийством.
Согласно Bustle , премьер-министр Николай Тихонов назначил Щербину заместителем премьер-министра в 1984 году. Ранее он занимал должности министра нефтегазового строительства и курировал проект трубопровода Уренгой-Помары-Ужгород (или Транссибирский).
Щербина находился в командировке в Сибири, когда ранним утром 26 апреля 1986 года ему поступил роковой звонок о катастрофе. Он прибыл в Припять примерно через 18 часов после взрыва реактора и, наконец, приказал эвакуировать город. .
HBOSтеллан Скарсгард в роли Бориса Щербины.
Шоу HBO, однако, изображает Щербину как хладнокровного советского бюрократа, который, по крайней мере, в первые несколько часов, отдает предпочтение своей роли в правительстве, а не потенциальному ущербу для других. Персонаж не слишком стремится поставить под угрозу свой титул, веря фактам, данным ему его подчиненными.
Для Скарсгарда как актера самым важным аспектом роли было изобразить Щербину как человека, первоначально участвовавшего в советских усилиях по сокрытию, а затем изобразить его путь к моральному искуплению.
«Интересно играть персонажа, который представляет ошибочную систему и провел свою жизнь, защищая ее, а затем должен оглянуться на свою жизнь и признать, что был неправ», — сказал Скарсгард. «Наконец, он приходит к выводу, что должен отстаивать что-то еще».
MIT Technology Review Работники аварийно-спасательных служб убирают радиоактивный мусор в окрестностях Припяти.
С другой стороны, многие актеры несут неотъемлемую ответственность за точность при изображении реальной фигуры, особенно столь исторически значимой. Однако отсутствие доступа к жизни Щербины в сочетании с приоритетом сценария превыше всего остального дали Скарсгарду определенную свободу в его изображении.
«Настоящий мужчина отличается от человека, которого я играю», — сказал он. «О настоящем мужчине очень трудно получить какую-либо информацию. Я играю персонажа из сценария, а сценарий и история нуждаются в некоторых вещах от этого персонажа, независимо от того, был он таким или нет».
«Я даже не похож на оригинального персонажа, Бориса Щербину».
Правдивая история Бориса Щербины
Достоверную информацию о многих советских политических деятелях найти трудно. В случае с Борисом Щербиной, например, большая часть того, что известно об этом человеке, напрямую связана с чернобыльской ядерной катастрофой — просто потому, что в то время это была самая громкая история в мире.
Большая советская энциклопедия , однако, содержит краткий обзор молодости и карьеры этого человека в правительстве. Щербина родилась 5 октября 1919 года в городе Дебальцево Донецкой области Украинской ССР в семье железнодорожного рабочего.
В 23 года окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1948 году — партийную школу ЦК КП Украины. К 1950 году — секретарь Харьковского горкома.
SHONE/GAMMA/Gamma-Rapho/Getty Images Вид на Чернобыльскую АЭС после взрыва. 26 апреля 1986 г.
Борис Щербина стал кандидатом в члены ЦК КПСС в 1961 году. Его звание в СССР продолжало повышаться, пока в 1973 году он не стал министром нефтегазового строительства. В 1976 году он стал официальным членом ЦК.
За свою впечатляющую карьеру Щербина был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также многочисленными медалями за патриотический долг перед СССР.
В 1984 году премьер-министр Николай Тихонов назначил его вице-премьером. Два года спустя он оказался втянутым в крупнейшую ядерную катастрофу в истории.
Факты о Чернобыле против вымысла
К тому времени, как Борис Щербина прибыл на место происшествия, открытый реактор извергал радиоактивные шлейфы уже более 18 часов.
Хотя наконец-то была достигнута согласованная оценка произошедшего, страх усугубить ситуацию или наступить на пятки начальству позволил событиям продолжаться почти целый день. Доказательства быстро распространились по всему континенту и достигли Германии и Швеции.
Согласно История , Щербина хотела использовать воду для тушения пожара. Когда ученые объяснили, что вода может усугубить ядерный пожар, в качестве альтернативы были предложены песок и бор.
Игорь Костин/Sygma/Getty Images Борис Щербина (третий справа) посещает Чернобыль с правительственной комиссией, чтобы осмотреть саркофаг. 30 ноября 1986 г.
По общему мнению, HBO Чернобыль правильно уловил этот фундаментальный факт. Неясно, произнес ли сам Легасов решение так, как он это сделал в сериале, хотя основная истина, безусловно, была представлена адекватно.
Убеждение Щербины эвакуировать Припять тоже во многом точно изображено. Было около полуночи 26 апреля, когда ученым это удалось.
«Сказали одному [партийному] секретарю, и он сказал: «Я не могу дать вам на это свое согласие», — вспоминал позже участник собрания. «Они дозвонились до другого, который также выразил сочувствие, но сказал, что не может дать свое согласие».
https://youtu.be/GGUdPU5_LcY
Наконец, Щербина позвонил своему начальнику, премьеру Николаю Рыжкову.
«Щербина позвонила мне в субботу вечером, — вспоминал Рыжков, — и доложила о ситуации. «Мы измерили радиацию… Припять нужно эвакуировать. Немедленно. Станция рядом, и она излучает радиоактивную заразу. И люди в городе живут на полную катушку; свадьбы идут».
Именно этот звонок побудил Рыжкова отдать приказ об эвакуации на следующий день поездами и автобусами. Около часа ночи 27 апреля местные чиновники получили от Щербины добро на подготовку списков граждан для надлежащего оформления протокола. На работу у них было два часа.
Сериал HBO не тратит время на то, чтобы включить все эти мелочи, но, возможно, изображает борьбу за то, чтобы убедить начальство и лучше организовать решения, сосредоточившись на характере, а не на сюжете. К 16.30 эвакуация была завершена.
ВИКТОР ДРАЧЕВ/AFP/Getty ImagesДикие лошади гуляют по полям, пока работник Белорусского радиационно-экологического заповедника измеряет уровень радиации в зоне отчуждения.
«Щербина позвонила мне в обед в воскресенье, — вспоминал Рыжков. Он сказал ему: «В Припяти больше не осталось людей. Вокруг только собаки бегают».
Тот факт, что Советы организовали отряды людей для убийства этих животных, тоже точно попал в мини-сериал. Тем не менее, по сей день дикая природа Чернобыльской зоны отчуждения процветает и приспосабливается к своей неестественной экосистеме.
В итоге мини-сериал проделал колоссальную работу по изображению того, что происходило в Припяти в 1986 году. От поминутного изображения ученых внутри станции до советской иерархии ответственности и слепой верности предпринятым шагам такими фигурами, как Легасов и Щербина.
Борис Щербина умер в Москве 22 августа 1990 года. Его возможное противодействие попыткам сокрытия информации стало бесценным вкладом в решение проблемы ядерной катастрофы, которая могла быть гораздо более разрушительной, чем она уже была.
Узнав о реальном Борисе Щербине и его изображении в сериале HBO Чернобыль , взгляните на 37 фотографий Чернобыля сегодня, после того, как он был заморожен во времени ядерной катастрофой.