Широкоформатный фотоаппарат – Фотографические форматы

Фотографические форматы

© 2018 Vasili-photo.com

В зависимости от размера светочувствительного материала (плёнки или цифровой матрицы) различные системы фотокамер принято подразделять на три основные группы: камеры большого, среднего и малого формата. Чем больше физический размер фотоматериала, тем выше детализация, а, значит, и потенциальное техническое качество снимка, но при этом тем более громоздкой становится система в целом. Рассмотрим все форматы по порядку.

Большой формат (он же – широкий, он же – крупный)

Исторически большой формат является старшим из всех фотографических форматов, однако его рано списывать со счетов. Возможно, вы будете удивлены, но старомодные громоздкие крупноформатные фотоаппараты до сих пор активнейшим образом используются фотографами, которые стремятся к бескомпромиссному качеству изображения. Камеры большого формата напрочь лишены всякой автоматики, и потому требуют от фотографа определённых навыков в традиционном фотоделе. Как следствие, они не слишком популярны среди любителей.

Полевая камера большого формата Toyo 45CF

Крупноформатная камера состоит из двух стенок, соединённых мехом, похожим на гармонь. На передней стенке располагается объектив, сопряжённый с затвором. Задняя стенка представляет собой рамку с матовым стеклом, по которому осуществляется компоновка кадра и наведение объектива на резкость. Непосредственно перед съёмкой в камеру вставляется кассета с листом плёнки.

Стенки камеры могут смещаться в пределах, ограниченных растяжимостью меха. Уменьшая или увеличивая расстояние между стенками, фотограф производит наведение на резкость. Сдвигая стенки в параллельных друг другу плоскостях можно исправлять перспективные искажения, а наклоняя или поворачивая стенки друг относительно друга можно тем самым изменять положение плоскости фокусировки, делая её непараллельной плоскости кадра.

Абсолютный контроль над перспективой кадра и глубиной резко изображаемого пространства – уникальное свойство широкоформатной камеры. Да, существуют специальные tilt-shift объективы как для малоформатных, так и для среднеформатных камер, но, во-первых, они не обеспечивают такого количества подвижек, какое возможно в камере большого формата, а во-вторых, крупноформатная камера позволяет использовать подвижки с любым без исключения объективом.

В широкоформатных камерах используется плёнка в виде отдельных листов, чаще всего размером 4×5 дюймов (значительно реже 8×10 дюймов). Отдельные листы плёнки, в отличие от катушек, позволяют индивидуально проявлять каждый кадр, варьируя время проявления и реактивы, что даёт фотографу дополнительный контроль над яркостью и контрастом будущего снимка.

Относительные размеры кадров 8×10 и 4×5

При всех неоспоримых достоинствах крупноформатных фотоаппаратов, нельзя не признать, что работа с ними сложна и не терпит спешки. Потому-то и применяются они сегодня лишь там, где спешка ни к чему: в съёмке пейзажей, в студийной съёмке, а также для научно-технических целей.

На сегодняшний день не существует полноценных серийных цифровых камер большого формата. Сканирующие задники (например, производства Better Light) применимы только в условиях полной неподвижности объекта съёмки и неизменности освещения, т.к. сканирование растягивает экспозицию на многие минуты.

Большинство фотографов-широкоформатников снимает на плёнку, а затем сканирует полученные негативы или слайды на обычном сканере. Даже наипростейший планшетный сканер с разрешением в 1200 dpi позволяет получить из кадра размером 4×5 дюйма цифровое изображение с разрешением в 28,8 мегапикселей. Возьмите сканер посерьёзнее, и конечное разрешение будет измеряться сотнями мегапикселей.

Средний формат

Камеры среднего формата являют собой компромисс между качеством изображения и удобством использования. До распространения 35-мм камер среднеформатные аппараты считались весьма компактными (по сравнению с большим форматом, разумеется), и потому более пригодными для репортажной, модельной и свадебной съёмки, т.е. там, где фотографу попросту некогда возиться с громоздкой широкоформатной аппаратурой.

В наши дни, когда камеры малого формата (особенно цифровые) выдают вполне пристойное качество изображения, область применения среднего формата достаточно узка – это, как правило, профессиональная студийная съёмка, когда 35-мм мало, а с крупным форматом возиться лень.

Практически все плёночные среднеформатные камеры рассчитаны на плёнку типа 120. Это неперфорированная плёнка шириной 61,5 мм, намотанная на катушку. Размер кадра зависит от конкретной модели камеры. Одна из сторон кадра всегда равна 6 см, в то время как другая сторона может разниться. Наиболее популярен квадратный формат 6×6 см. Несколько в меньшей степени распространены размеры 6×4,5 (формат 645), 6×7 (т.н. «идеальный формат») 6×9 а также ещё более вытянутые экзотические панорамные форматы. В зависимости от размеров кадра одна плёнка типа 120 позволяет сделать от 8 до 16 экспозиций. При использовании в два раза более длинной плёнки типа 220, которую поддерживают некоторые камеры, количество кадров удваивается.

Относительные размеры кадра большого формата (4×5), среднего формата (6×9, 6×7, 6×6 и 645) и малого формата (35-мм).

Устройство среднеформатных фотоаппаратов различно. Наиболее простые камеры – это двухобъективные зеркальные фотоаппараты. Оба объектива такой камеры имеют одинаковое фокусное расстояние. Один из них служит собственно для съёмки, а второй – формирует изображение на матовом стекле видоискателя. Для синхронной фокусировки используется зубчатая передача, связывающая объективы.

Среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат Любитель-166

Большинство среднеформатных камер – однообъективные зеркальные фотоаппараты. Свет, проходящий через объектив, отражается наклонным зеркалом вверх в видоискатель, позволяя фотографу скомпоновать кадр и выполнить наведение на резкость. Непосредственно перед моментом съёмки зеркало поднимается, так чтобы свет беспрепятственно падал на плёнку. Такая схема удобна возможностью видеть изображение в видоискателе точно таким, каким оно окажется на снимке, а также простотой использования сменных объективов, не требующих модификации видоискателя.

Цифровой среднеформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат Hasselblad h5D-60

Довольно редки дальномерные среднеформатные камеры, видоискатель которых представляет собой отдельное сквозное окошко в корпусе камеры, а для наведения на резкость служит оптический дальномер, сопряжённый с видоискателем. Главное преимущество такой конструкции – весьма компактные для среднего формата размеры камеры.

Среднеформатный дальномерный фотоаппарат Mamiya 7

Почти все цифровые среднеформатные камеры относятся к однообъективным зеркальным фотоаппаратам. Встречаются также беззеркальные аппараты с электронным видоискателем вместо оптического. Разрешение среднеформатных цифровых камер достигает 100 мегапикселей, хотя размер матрицы обычно меньше чем 6×4,5 см.

Обладая высочайшим среди полноценных цифровых аппаратов разрешением, цифровые среднеформатные камеры отличаются при этом значительными размерами и весом, а также далеко не оптимальной эргономикой. Это, а также высокая цена, делают подобные фотоаппараты инструментом лишь очень немногих требовательных профессионалов, а также игрушкой богатых любителей.

Производством цифровых среднеформатных камер занимаются Hasselblad, Phase One, Mamiya, Leica, Pentax и Fujifilm.

Малый формат (он же – узкий, он же – 35-мм)

Малоформатные фотоаппараты являются наиболее популярными в силу своей компактности и высокой степени автоматизации. Они оказались незаменимы для профессиональной съёмки спорта и дикой природы, а уж в любительской среде это зачастую единственный общеупотребимый формат. Для малого формата характерно огромное разнообразие фотоаппаратов, сменной оптики и прочих аксессуаров.

Плёнка типа 135 имеет ширину 35 мм вместе с перфорацией. Ширина рабочей области 24 мм. Кадры располагаются горизонтально, и размер одного кадра составляет 36 x 24 мм. 35-мм плёнка выпускается в катушках по 36, 24 и 12 кадров.

Цифровые фотоаппараты могут иметь матрицу размером с традиционный кадр 35-мм плёнки, т.е. 36 x 24 мм (т.н. полный кадр), либо же меньшего размера (кроп). Доминирующие стандарты фотосенсоров с кроп-фактором это APS-C (кроп-фактор 1,5-1,6), 4/3″ (кроп-фактор 2) и 1″ (кроп-фактор 2,7).

Относительные размеры полного кадра (35-мм), кропнутых сенсоров (APS-C, 4/3″ и 1″), и сенсоров компактных цифровых камер (1/1.7″ и 1/2.3″).

Плёночные камеры малого формата представлены двумя основными классами: дальномерные фотоаппараты и однообъективные зеркальные фотоаппараты. Последние были особенно популярны в силу своей универсальности и оперативности в обращении.

Малоформатный дальномерный фотоаппарат Leica M3

 

Цифровой малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark III

В настоящее время использование плёночных 35-мм фотоаппаратов полностью утратило практический смысл. Цифровые модели превосходят своих плёночных предшественников, как по качеству изображения, так и по эргономичности, имея при этом относительно доступную цену. Снимать на 35-мм плёнку сегодня можно либо из чисто сентиментальных соображений, либо в том случае, когда вы отправляетесь в какое-нибудь настолько глухое место, что перезарядка аккумулятора цифровой камеры становиться в принципе невозможной и полностью механическая плёночная камера – единственное решение проблемы. Впрочем, такие случаи крайне редки.

Дальномерные цифровые камеры выпускает исключительно Leica. Основными же производителями зеркальных аппаратов являются Canon и Nikon.

Всё большую популярность завоёвывает довольно гетерогенный класс беззеркальных цифровых фотоаппаратов с электронным видоискателем. Камеры подобного типа имеются нынче практически у всех производителей фототехники.

Меньше малого

Помимо упомянутых выше трёх основных форматов существовало также несколько типов плёнки, так сказать, сверхмалого формата, предназначенной для использования в предельно компактных камерах. Эти системы (APS, 110, дисковая плёнка и т.д.) предназначались для сугубо любительских целей и никогда не были особенно популярны. Качество изображения было посредственным, а цена – явно завышенной. Забудьте о плёночных микроформатах. Они канули в Лету, с чем я их и поздравляю.

А вот цифровые компактные камеры с компактными же матрицами здравствовали и процветали вплоть до повсеместного засилья смартфонов. Несмотря на крошечные сенсоры, современные компакты обеспечивают приемлемое качество, особенно при хорошем освещении. Оптимальный вариант для путешествий и протокольной съёмки, когда качество картинки не является фактором первостепенной важности.

Размеры матриц компактных камер измеряются по диагонали в долях т.н. видиконовского дюйма. Один видиконовский дюйм равен 2/3 обычного дюйма, т.е. 16,93 мм. Например при диагонали в 1/1.7”, т.е ~10 мм, сенсор будет иметь размеры 7,6 x 5,7 мм. Диапазон размеров обычно лежит в пределах 1/2.7-2/3”, в зависимости от модели.

В последние годы заметна тенденция к увеличению размера матрицы в компактных цифровых камерах вплоть до полного 35-мм кадра при сохранении небольшого размера самого аппарата, что не может не радовать.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

  Дата публикации: 16.10.2012
  Последнее обновление: 06.10.2018

Вернуться к разделу «Фотооборудование»

Перейти к полному списку статей

Для отображения комментариев нужно включить Javascript

vasili-photo.com

ProGraf :: Фототехника для профессионалов

















Раньше, до появления компактных фотокамер
для 35мм пленки, камеры, которые сейчас являются среднеформатными,
назывались компактными камерами (мини-фотоаппаратами), средним
форматом считался 9х12см/4х5″ , а крупным 20x25cm/8х10″
и больше.

С течением времени положение дел меняется. В настоящее время
камеры, использующие плоскую (форматную) пленку размером от
9x12cm/ 4х5″, называются широкоформатными или крупноформатными
фотокамерами. Основная конструкция широкоформатной камеры состоит
из задней (кассетной) стенки с матовым стеклом, служащей для
фокусировки и зарядки плоской пленки, передней (объективной)
стенки с затвором, объективом и мехом, который соединяет заднюю
стенку с передней. Кроме того, эти стенки могут двигаться в
разных направления относительно друг друга. Широкоформатные
камеры можно условно разделить на два основных типа. Первый
тип — это камера с передней и задней стенкой, которые могут
двигаться раздельно по монорельсу (оптической скамье). Передняя
и задняя стенки здесь независимы. Использование подобной конструкции
дает большие преимущества. Свободные, независимые движения разных
частей камеры, а с дополнительной, удлиняющей насадкой на монорельс
значительно расширяются возможности использования крупных планов
(работа с длиннофокусными объективами, или макро). Такие фотокамеры
называются VIEW или KARDAN. Основное различие
между подобными фотокамерами — способ перемещения их частей,
точная микрометрика или полностью ручное управление (рис.
1)
. В подавляющем большинстве эти камеры полностью изготовлены
из металла. Несмотря на свою подвижность они очень жесткие,
но в тоже время и тяжелые конструкции, предназначенные в основном
для студийной работы.

 

Иной тип представляет собой фотоаппарат с корпусом похожим на ящик
с шарнирной крышкой, на которой находится передняя стенка на рельсах,
а ящик содержит заднюю стенку с матовым стеклом. Подобный тип складных
фотокамер называется FIELD или TECHNIKAL- FIELD.

Основное различие между подобными фотокамерами составляет материал
их корпуса — металл или ценные породы дерева (рис. 2). Диапазон
движений у таких фотокамер меньше, чем у камер VIEW, но FIELD фотокамеры
значительно меньше и легче.

Благодаря портативности и возможности использования в полевых условиях
камеры FIELD иногда называют полевым.

 



Хотя деревянные аппараты являются прадедушками всех фотоаппаратов,
современные крупноформатные модели изготовленные из ценных пород дерева
завоевывают популярность из-за малого веса по сравнению с прочими
и своего привлекательного вида в стиле «ретро».

Но и здесь прогресс не стоит на месте. Сегодня есть модели совмещающие
функции камер обеих типов. Обладая полным диапазоном движений камер
VIEW эти аппараты в сложенном состоянии не больше и не тяжелее фотокамер
FIELD. Основная особенность подобных конструкций — специальный раздвижной
(телескопический) монорельс (рис. 3). Такие фотокамеры обычно
называются VIEW-FIELD.

Механизм широкоформатных камер,
как правило, чрезвычайно прост, однако, в последнее время приобрели
популярность электронные технологии, используемые в затворах и экспонометрах.


Все чаще изготовители крупноформатных фотоаппаратов применяют современные
композитные материалы, а некоторые фирмы даже выпускают фотокамеры,
практически полностью изготовленные из пластика, этакие «мыльницы»
крупного формата.

Если говорить о прогрессе в среде профессионалов, цифровая фотография
естественно не вытеснила традиционную, и у последней остается масса
приверженцев. Причин несколько, например «цифра» сильно проигрывает
форматным камерам в качестве и, особенно в соотношении цена — качество.
Но в результате цифрового бума некоторые производители стали
выпускать мини VIEW камеры (рис. 4) «заточенные» под
цифру. Управление и принцип построения остался прежним, изменились только
размеры подобных устройств. Но и здесь крупный формат не сдал своих
позиций. Большинство подобных систем легко трансформируются в крупноформатную
камеру путем замены задней стенки из предлагаемого набора аксессуаров.

 


Дальше всех в гонке за прогрессом ушла немецкая фирма CamDynamics.
Инженеры этой фирмы сделали крупноформатную камеру с… автофокусом!!!
Великолепный дизайн и эргономика, множество оригинальных решений и
изобретений должны были сделать эту камеру №1 среди камер большого
формата, но, к сожалению, дальше опытных образцов (до производства)
дело так и не дошло (рис. 5).

 

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА КАМЕР ШИРОКОГО ФОРМАТА?

КАЧЕСТВО

Чем привлекает широкий формат? Не только получением изображения большего
масштаба. Качество изображения широкоформатных пленок просто превосходно
и несравнимо с качеством среднеформатных, а тем более 35мм пленок,
вследствие большей деталировки, резкости, меньшей зернистости и увеличенного
тонального диапазона. Широкоформатные пленки с их огромным объемом
информации отображают объекты более подробно, особенно при крупномасштабной
печати. В отличии от своих младших сестер широкоформатная пленка не
бывает «любительской» или «полу-профессиональной».
Все производители широкоформатной фотопленки выпускают материал только
высшего класса, по очень жестким техническим требованиям.

Сегодня при наличии высококачественной мелкозернистой пленки некоторые
«горячие головы» считают, что 60мм или даже 35-мм пленки
удовлетворяют все требования и могут спорить с крупным форматом. Правда,
забывая, что есть «некоторая» разница в размерах исходного
негатива или слайда, и что те же самые марки высококачественной пленки
продаются для широкоформатных камер (рис. 6).

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Практически любая камера крупного формата универсальна по своей природе.
Изготовители такой фототехники, в подавляющем большинстве, строго
придерживаются стандартов. Фотокамеры или принадлежности, выпущенные
20 — 30 лет назад свободно совместимы с современными моделями. Например,
монорельсы, меха, кассетные части, объективные стенки и панели.

Большинство современных крупноформатных фотокамер позволяет использовать
любой светочувствительный фотоматериал, цифровой или пленочный адаптер,
предназначенный для среднеформатной камеры. Некоторые модели крупноформатных
камер позволяют устанавливать вместо матового стекла (кассетной части)
35мм, цифровые или среднеформатные камеры, еще больше расширяя возможности
фотографа (рис. 7).

Кассетная часть всех современных камер крупного формата имеет единый
мировой стандарт (GRAFLOСK), поэтому использование рольфильм адаптеров,
кассет для плоской пленки или поляроид адаптеров от разных производителей
не вызывает ни малейшей проблемы. Многие изготовители крупноформатной
техники выпускают принадлежности, которые легко совместимы с камерами
других производителей, например системы центральных затворов, видоискатели,
объективные платы, бленды-компендиумы и многое другое. Только камеры
крупного формата действительно универсальны и наиболее демократичны
в выборе комплектующих (рис. 8).

Только для камер крупного формата выпускается такой
огромный набор сменных объективов.

В силу своей универсальности современная камера крупного формата позволяет
устанавливать
объективы от любого производителя крупноформатной оптики или даже
объектив, выпущенный много лет назад фирмой, которая в настоящее время
уже не существует.

ТОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОНФИГУРАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Для чего нужны движения кассетной и объективной части? Базовая конструкция
любой фотокамеры предусматривает пересечение оптической оси по центру
перпендикулярной плоскости изображения. При этом движение кассетной
или объективной стенки означает средство перемещения оптической оси
ради достижения определенного эффекта. То есть, это может быть наклон
Tilt — это движение с наклоном объектива или кассетной части
вперед либо назад. Поворот Swing — это поворот вправо или влево.
Подъем/опускание Rise — вертикальное движение вверх либо вниз
объектива или кассетной части. Сдвиг Shift — горизонтальное движение
вправо или влево (рис. 9).

www.prograf.ru

LargeSense LS911 – первая крупноформатная цифровая фотокамера

Первая в мире цифровая фотокамера крупного формата 8×10, разработанная стартапом LargeSense, задает новую планку для размеров датчика в мире цифровой фотографии.

В LargeSense LS911 установлен 9×11-дюймовый монохромный CMOS-сенсор с размером пикселя 75 мкм и диапазоном светочувствительности ISO от 2100 до 6400 единиц, сообщает Petapixel.

«До сих пор средний формат был пределом в размерах датчиков, потому что производить крупные датчики сложно и дорого, – пишет LargeSense. – С LS911 у фотографов есть возможность создавать высококачественные изображения большого формата без плёнки».

По сравнению с огромным датчиком LS911 среднеформатный сенсор в новом Fujifilm GFX 50S кажется крошечным:

Новая камера производит фотографии разрешением 12Мп 3888×3072 пикселей. А «большая площадь сенсора даёт ощущение 3D-изображений с отличной передачей тонов», говорит производитель.

Фотографии можно сохранять в форматах DNG, 16-битных TIFF, 32-битных TIFF, RAW и JPEG на картах CF/SD. К тому же в LS911 900Гб внутренней памяти и есть выход USB3.1. Хотя датчик может производить только монохромные фотографии, предусмотрена интегрированная система для создания цветных изображений с использованием цветовых фильтров.

На LS911 можно использовать любой объектив крупного формата, при условии, что он покроет достаточную площадь изображения. Электронный затвор позволяет использовать выдержки до 1/26 сек. LargeSense сообщает, что «позже будет доступен внешний затвор со скоростями до 1/500 сек».

На задней панели камеры расположен дисплей. С его помощью можно кадрировать снимки и фокусироваться (используя ручную фокусировку) в режиме реального времени.

Через разъём 3,5мм есть возможность подключения внешней кнопки спуска затвора. Настройками камеры можно управлять через Wi-Fi с помощью любого браузера, поддерживающего возможности HTML5, на телефоне, планшете или компьютере.

LargeSense LS911 может снимать 4K-видео со звуком, на частоте 26 кадров в секунду.

Примеры фотографий, снятых на фотокамеру LargeSensor (больше снимков в галерее на сайте компании):

Пример видео 4K:

Процесс съёмки в видео ниже:

LargeSense LS911 уже продают в США, но большинству фотографов придётся взять кредит, чтобы купить новинку. Стоит она 106 000 долларов.

Смотрите также:

cameralabs.org

СНИМАЕМ НА ШИРОКИЙ ФОРМАТ | Наука и жизнь

Широкоформатные снимки камеры «Мамия» формата 4,5 * 6 и 6 * 8 см.

Схема упрощенной зарядки.

Зеркальная камера «Лингоф» снимает на формат 6 * 9 см.

Панорама формата 24 * 58 см, сделанная фотоаппаратом «Горизонт».

Камера ФТ-2 имела кадр формата 24 * 110 мм, позволяя на стандартной перфорированной пленке получить панорамный снимок.

Аппарат «Хассельблад Х-пан» может снять на пленку шириной 35 мм либо панораму формата 24 x 65 мм, либо портрет 24 x 36 мм.

Профессиональная панорамная камера «GX 617» дает кадр огромного размера -6 * 17 см. Набор ее сменных объективов позволяет снимать без искажений и в тесном интерьере, и на широко открытом пространстве (две следующих фотографии ).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Профессиональная камера GX680III формата 6 * 8 см.

Камера «Мамия 645 AF» формата 4,5 * 6 см с короткофокусным объективом позволяет получать панорамные снимки.

Некоторые модели камер «Хассельблад» не имеют корпуса. Эти аппараты разбираются на три части: объектив с встроенным затвором, стандартный магазин с широкой пленкой и две стойки для их закрепления, соединенные мехом.

Широко- и крупноформатными называются
фотоаппараты с размером кадра примерно от 4,5 * 6 см до 6 * 8, 6 * 9 см
и больше. Точное значение форматов не применяется, так как все они несколько
различаются у аппаратов разных фирм.

В начале века малоформатными назывались фотокамеры с размером пластинки
9 * 12 см. Широко- и крупноформатные аппараты в современном понимании этого
слова сегодня относятся к профессиональной аппаратуре, но еще в шестидесятые
годы камеры такого формата («Любитель» 6 * 6, «Москва» 6 * 9) считались
основными. Правда, в отличие от современных широкоформатных фотоаппаратов
их нередко делали складными. Сейчас это большая редкость даже для 6 * 9
и больше.

В последние годы среди фотожурналистов популярны камеры формата 4,5
* 6 см. Это объясняется тем, что профессиональные малоформатные камеры
даже при относительно хорошем освещении не могут дать качественное изображение,
пригодное для большого увеличения: его резкость недостаточна. Довольно
широко стал применяться формат 6 * 7 см, введенный несколько десятилетий
тому назад под рекламным названием «идеальный». В последние годы к нему
добавился формат 6 * 8 см, который почти точно совпадает с форматом листовой
фотобумаги, что упрощает печать цветных фотоснимков на принтерах сервисных
центров.

Все перечисленные форматы относятся к классическим. Кроме них существуют
панорамные форматы шириной 6 см и длиной до 24 см.

Фотографу, снимающему вне студии, важно иметь легкий фотоаппарат с вариообъективом.
По этой причине оказался потесненным формат 6 * 6 см, несмотря на его относительное
удобство: нет необходимости поворачивать камеру, чтобы в кадр вошло высокое
здание. Но эти аппараты и объективы для них значительно больше и тяжелее,
чем для камер 4,5 * 6.

У широкоформатных камер нет кассет, в них заряжается намотанная на катушку
пленка шириной 6 см (точнее — 61,5 мм) типа 120 и 220. Пленка типа 120
защищена по всей длине от света плотной бумагой — ракордом. На нем нанесены
метки, цифры и код, по которому автоматическая камера ставит светочувствительность
пленки. По меткам определяют место, где начинается пленка, по цифрам можно
считать кадры, если у аппарата есть для этого окошечко в задней крышке.
Пленка типа 220 длиннее, и, чтобы она разместилась на стандартной катушке,
ракорд приклеен только к ее концам. В результате на ней получается в два
раза больше кадров, чем на пленке типа 120.

Крупноформатные камеры могут использовать практически любую пленку,
для этого к ним выпускаются всевозможные держатели, адаптеры и магазины.
Однако камерами формата 9 * 12 см и выше снимают в основном на плоскую
пленку, которую можно обработать вручную. Рулонная пленка шириной более

6 см применяется редко из-за необходимости обрабатывать ее в проявочной
машине. Плоские пленки помещаются поодиночке в кассеты, большей частью
двухсторонние, или по нескольку листов сразу в упаковку — фильмпак.

Наборы для «моментальнй» фотографии после съемки в обработке не нуждаются.
Изображение на них получается меньше чем за две минуты после извлечения
отснятого материала из камеры. Большей частью применяются материалы «Полароид»
и «Фуджифильм».

Большинство широкоформатных камер с кадром до 6 * 8 см включительно
— зеркальные. Крупноформатные камеры, как правило, для наводки на резкость
имеют матовое стекло. Упрощенные камеры для съемки с рук и панорамные камеры
условно можно назвать дальномерными, хотя собственно дальномера у них может
и не быть. Камеры с матовым стеклом выпускаются складными, подобно производившимся
в прошлом, и на оптической скамье.

Особое место среди дальномерных камер занимает фотоаппарат «Фуджифильм
GA 645Zi» формата 4,5 * 6 см с автоматической наводкой на резкость и автофокусом.
На близких расстояниях наводка производится ин-фракрасным дальномером,
на дальних — с помощью пассивной системы сравнения. Объектив — с переменным
фокусным расстоянием 55-90 мм. Затвор встроенный центральный, с минимальной
выдержкой 1/700 секунды. Экспозиция замеряется через видоискатель и отрабатывается
с приоритетом диафрагмы или по программе. Камера имеет встроенную автоматичес
кую вспышку, может впечатывать в край пленки за пределом кадра дату съемки,
время, экспонометрические данные и дистанцию съемки.

Упрощенная зарядка аппарата позволяет вставить в него катушку с пленкой,
положить кончик ракорда на направляющие кадрового окна и закрыть крышку.
Остальное камера сделает сама. Когда остается последний кадр, автоматика
дает звуковой сигнал.

Зеркальные камеры, особенно формата 6 * 7 см, довольно тяжелы. Это вызвало
к жизни буквально из небытия дальномерную автоматическую камеру «Мамия
7» формата 6 * 7 см. Камера с объективом 80 мм весит около 1200 граммов
— меньше малоформатного фотоаппарата высшего класса. Она имеет электронный
центральный затвор в каждом сменном объективе. Пленка перематывается от
куркового взвода. Экспозиция замеряется через видоискатель; отрабатывается
с приоритетом диафрагмы. Минимальная выдержка 1/500 секунды.

Вращая дистанционное кольцо объектива, добиваются совмещения изображений
на оптическом дальномере в центре видоискателя. Светящиеся рамки в поле
зрения показывают границы кадра для объективов с фокусным расстоянием 65,
80 и 150 мм. Для объектива с фокусным расстоянием 43 мм необходим приставной
видоискатель.

Из двухобъективных камер формата 6 * 6 можно встретить камеру «Любитель
165» и «Роллейфлекс».

У «Любителя» имеются центральный затвор с минимальной выдержкой 1/250
секунды и контроль перемотки пленки по цифрам на ракорде через окошко в
задней крышке камеры. Основной недостаток этой небольшой камеры — плохое
крепление передней линзы объектива в корпусе затвора.

Профессиональная прецизионная камера «Роллейфлекс»
не автоматическая; ее межлинзовый затвор отрабатывает минимальную выдержку
1/500 секунды; экспозиция измеряется за объективом. Конструкция камеры
сохранилась едва ли не с 40-х годов, когда ею вели съемку репортеры почти
всех ведущих газет и журналов крупных стран.

Сохраняют свои позиции довольно архаичные
по конструкции зеркальные камеры со съемной пентапризмой, напоминающие
однообъективые зеркалки. Их формат 6 * 6 («Киев 6С») и 6 * 7 («Пентакс
67»). Затвор у камер шторно-щелевой, с минимальной выдержкой 1/1000 секунды.
Измерение экспозиции за объективом, интегральное. Набор объективов довольно
внушителен, особенно для «Пентакса»; имеется даже объектив с фокусным расстоянием
в один метр. Основной недостаток камер — сложность смены пленки, которую
приходится делать едва ли ни на ощупь.

Появление сменного магазина у зеркальных
камер формата 6 * 6 см обычно связывают с камерой «Хассельблад», появившейся
в 1947 году. Его конструкция позволяет быстро перезарядить аппарат и в
любой момент поставить магазин с пленкой другого сорта. Поэтому магазинные
камеры получили распространение и в более популярных форматах 4,5 * 6 и
6 * 7 см, а наиболее легкие модели имеют лишь
вставку для упрощенной зарядки пленки. В последнее время для перемотки
пленки даже у неавтоматических камер стали использоваться электромоторчики,
причем ручной дублер перемотки может отсутствовать.

Первоначально «Хассельблад» снабжался шторно-щелевым
затвором с минимальной выдержкой 1/1500 секунды. Почти точная копия этой
камеры выпускалась у нас под названием «Салют», замененным впоследствии
на «Киев 88». Первая имела минимальную выдержку 1/1250 секунды, вторая
— 1/1000 секунды.

Более компактные автоматические камеры
формата 6 * 6 см с огромным количеством приспособлений, в том числе с устройством
для цифровой обработки изображения, выпускает фирма «Роллей». Меньшие размеры
камеры достигаются с помощью оригинального плоского магазина. В ее объективы
встроены шаговые электрические двигатели, управляющие диафрагмой и центральным
затвором. Минимальная выдержка 1/1000 секунды. Экс-позиция замеряется за
объективом по интегральному и точечному способам. Значения выдержки и диафрагмы
высвечиваются по краю экрана для наводки на резкость. Это удобнее при макросъемке
и репродукциях, поскольку позволяет работать в автоматическом режиме. Основной
недостаток камер — отсутствие объективов с переменным фокусным расстоянием.

В отличие от них подобные объективы имеют
почти все зеркальные камеры формата 4,5
* 6. Первой из них стала «Пентакс 645N». Затвор у камеры шторно-щелевой,
с минимальной выдержкой 1/1000 секунды. Объективы изменяют фокусное расстояние
в пределах примерно 1:2. Камеры комплектуются двумя объективами: один -
в диапазоне от широкоугольника до умеренного телевика, другой — от телевика
до длиннофокусника. По комплектации дополнительными приспособлениями они
не отличаются от малоформатной зеркалки; ручной перемотки и взвода затвора
не имеют.

Интересная особенность у камеры «Контакс
645» формата 4,5 * 6. У ее магазина имеется вакуумный стол, который притягивает
пленку (но только без бумажного ракорда, то есть типа 220), придавая ей
совершенно плоское положение. Это позволяет получить высокую резкость при
съемке длиннофокусными объективами с полностю открытой диафрагмой.

Для выездной съемки на формат 6 * 7 см
подходит довольно компактная автоматическая камера «Зенза Броника» со «складным»
зеркалом. Затвор всех объективов электронный центральный, с минимальной
выдержкой 1/500 секунды. Пентапризма съемная, экспозиция замеряется интегрально
или точечно. Электрического привода для взвода затвора и протяжки пленки
у камеры нет.

Камеры «Мамия» формата 6 * 7 и 6 * 8 см
отличаются только размерами кадрового окна. Часть камер выпускаются с механическим
центральным затвором и часть, автоматические, — с центральным электронным.
Наводка на резкость производится выдвижением балки с объективной стойкой
и мехом. Мех имеет довольно большое растяжение, позволяя вести макросъемку
без всяких приспособлений. Магазин может поворачиваться на 90о, чтобы получить
вертикальный снимок; в видоискателе при этом меняется поле зрения. К автоматической
камере выпускается больше двух десятков объективов, в том числе и с переменным
фокусным расстоянием. Привод затвора и протяжка пленки могут производиться
и от руки, и от электродвигателя.

К студийным камерам относится фотоаппарат
«GX 680III» с кадром 6 x 8 см компании «Фуджифильм». Его объектив крепится
на объективной стойке, которая может выдвигаться, поворачиваться и наклоняться.
Камера имеет огромное количество сменных объективов с электронными центральными
затворами со встроенными моторами.

Панорамные фотоаппараты можно разделить
на две группы. У первой при съемке объектив поворачивается вокруг вертикальной
оси камеры, у второй он неподвижен. Те и другие дают довольно своеобразное
изображение. Из первой группы наиболее интересен отечественный аппарат
«Горизонт 205», объектив которого может дополнительно перемещаться относительно
центра кадра вдоль вертикальной оси.

Отношение сторон кадра у аппаратов с вращающимся
объективом примерно 16:9, с неподвижным широкоугольным объективом — 4:1
и немного больше. Замер экспозиции у них отсутствует, перемотка пленки
и взвод затвора производятся от руки, чтобы снизить вес и размеры этих
довольно громоздких аппаратов.

Изображение форматом примерно 5:3 позволяет
получить аппарат фирмы «Фуджифильм», по внешнему виду напоминающий сильно
увеличенную «мыльницу». Вспышка встроенная, экспозиция определяется автоматически.

Формат 6 * 9 получил распространение среди
профессиональной крупноформатной аппаратуры. Наиболее известны камеры «Хорземан»
и «Лингоф», которые выпускаются и других форматов, преимущественно 9 *12
и 13 * 18 см. Эти камеры имеют традиционную компоновку складного фотоаппарата
эпохи фотопластинок — прямоугольного ящика с откидной передней стенкой
и сменной задней. Объектив с центральным затвором крепится в стойке, которая
перемещается по направляющим передней крышки в ее откинутом положении.
Стойка соединена с корпусом камеры светонепроницаемым мехом, способным
растягиваться вдвое больше, чем при наводке на бесконечность.

Двойное растяжение меха позволяет снимать
в масштабе 1:1 и применять объективы с большим различием в фокусном расстоянии.
Объективная стойка имеет механизмы для смещения и наклона объективов. На
задней стенке крепится держатель для кассеты, магазина или адаптера, который
тоже можно наклонять в разные стороны. Это позволяет в больших пределах
исправлять и трансформировать изображение.

Для наводки на резкость используется матовое
стекло или оптический дальномер. Спусковая кнопка аппарата сблокирована
с перемоткой пленки, но при необходимости можно произвести многократное
экспонирование, нажав непосредственно на спуск затвора.

Складные камеры имеют довольно много сменных
объективов с центральным механическим или электрическим затвором, более
удобным в условиях студийной съемки. Минимальные выдержки механических
затворов — 1/500 секунды, электрических — большей частью длиннее.

Значительно больше возможностей у камер
на оптической скамье. Их объективы и держатели фотоматериала могут принимать
самые неожиданные положения; балку, на которой крепятся стойки, можно наращивать.
К камерам придается множество различных держателей объективов и адаптеров
для фотоматериала самых невероятных форматов. Чтобы использовать почти
любые объективы, у камеры есть сменные центральные затворы. Имеются всевозможные
приспособления для цифровой обработки. Экспозиционная автоматика у крупноформатных
камер в традиционном виде отсутствует, применяются лишь устройства для
объективной оценки сюжета — его контраста, распределения светов и теней,
цветности и т. д. Снимают такими камерами только со штатива или струбцины,
укрепленной на жестком основании.

Возможности крупноформатных камер многократно
увеличиваются с помощью различных приспособлений — оборачивающих насадок,
устройств для рассматривания изображения двумя глазами и многое другое.

К крупноформатной аппаратуре относятся
и довольно своеобразные фотоаппара ты для моментальной фотографии. Они
рассчитаны прежде всего на массового любителя, совершенно не подготовленного
к съемкам. Поэтому у этой аппаратуры автоматизирована установка экспозиции
и часто имеется автоматическая наводка на резкость.

Аппараты фирмы «Полароид» — пионера в области
как таких фотоаппаратов, так и фотоматериала — довольно разнообразны. Простейший
по конструкции имеет жесткий пластмассовый корпус, но более удобные складные
камеры. Видоискатель встроенный; наводка на резкость производится автоматически
с помощью ультразвукового локатора; имеется вспышка; экспозиция устанавливается
автоматически. Снимок сразу выталкивается из камеры, и через некоторое
время на нем появляется цветное изображение. Питается камера от плоской
батарейки, вмонтированной в пакет с фотоматериалом на восемь снимков.

Почти ко всем широкоформатным камерам выпускаются
магазины для материала типа «Полароид». Они используются в основном для
подбора точек съемки и установки света, например при съемке интерьера.

В заключение заметим, что у широкоформатных
и тем более крупноформатных камер почти никогда не бывает встроенных вспышек,
но обязательно имеются устройства для их подключения, иногда с управлением
длительностью и энергией светового импульса. Ко всем камерам выпускаются
устройства для быстрого крепления к штативу. И, наконец, практически неотъемлемая
их часть — компендиум, который позволяет устранить падение лучей света
на переднюю линзу объектива и крепить перед ним всевозможные светофильтры
и насадки.




НЕОБЫЧНЫЕ КАМЕРЫ ШИРОКИХ
ФОРМАТОВ


Интерес к широкоформатным и панорамным фотоаппаратам
в последние годы сильно вырос. Это привело к появлению ряда новых любопытных
моделей любительских и профессиональных камер.

Долгое время основной панорамной камерой,
причем не только у нас в стране, был «Горизонт» производства Красногорского
завода. Он ведет свое происхождение от камеры ФТ, созданной известным оружейником
Ф. В. Токаревым.

Камеры ФТ имели объектив с фокусным расстоянием
50 мм (другого тогда просто не было) и позволяли получать на обычной кинопленке
шириной 35 мм изображение 24 * 110 мм, то есть с отношением сторон почти
1:4,5. Сменивший ее «Горизонт» имел кадр 24 * 58 мм и высококачественный
объектив с фокусным расстоянием 28 мм. У обеих моделей корпус был металлический
и объектив поворачивался вокруг оси, параллельной короткой стороне кадра.
Угол зрения обеих камер был 120о.

В последние годы появилась камера, формат
которой рассчитан на увеличители 6 * 7 см. Выпустила ее шведская фирма
«Хассельблад». Эта камера тоже снимает на кинопленку шириной 35 мм, делая
кадр

24*65 мм.

«Хассельблад» имеет неподвижный объектив
с фокусным расстоянием 45 мм — для панорамных снимков и 90 мм — для портрета
(для этого предусмотрен переход на формат кадра 24 * 36). Эта камера, называющаяся

«Х-пан», измеряет экспозицию по свету,
прошедшему через объектив, ее автоматика работает с приоритетом диафрагмы,
позволяя также установить выдержку и диафрагму вручную и провести коррекцию
экспозиции. Шторно-щелевой затвор отрабатывает выдержки от 1/8 до 1/1000
секунды. Выдержка синхронизации со
вспышкой 1/125 секунды. Наводка на резкость — по оптическому дальномеру.
Состояние камеры контролируется по двум экранам: в видоискателе и на задней
стороне камеры. Протяжку пленки и взвод затвора производит электромотор,
позволяя сделать за секунду два панорамных снимка и три обычного формата
с автоматическим изменением экспозиции.

Снимки довольно высокого качества дает
«Горизонт 205». К сожалению, весит он около трех килограммов, что делает
его, по существу, специализированным фотоаппаратом. Кроме того, самая короткая
его выдержка 1/60 секунды не позволяет снимать с рук даже неподвижные объекты
и использовать свойства высококачественного объектива (55 мм, светосила
3,5, резкость по центру 58 линий/мм). Размер изображения 6 * 11
см, угол зрения 120о.

Значительно больший размер кадра — 6 *
17 см — у камеры «GХ617 профессиональ» японской фирмы «Фуджи». Угол зрения
зависит от объективов, которых четыре. Камера весит 1270 г, каждый объектив
— 1000-1300 г. Угол панорамирования — около 90о
для объектива с фокусным расстоянием 90 мм (светосила 5,6). Нормальный
объектив камеры «GХ617» имеет фокусное расстояние 180 мм (угол зрения -
около 52о), длиннофокусный — 300 мм (33о), универсальный — 105 мм (80о).
Относительное отверстие около 4,5, а у длиннофокусного даже 6,4 позволяет
получить при сильном диафрагмировании особо большую глубину резкости. Но
при этом приходится снимать со штатива с длинными выдержками даже на высокочувствительную
пленку. Диапазон выдержек, отрабатываемых встроенными в
объективы центральными затворами, — от 1 до 1/500 секунды. Предусмотрена
выдержка «от руки». Спуск производится электромагнитом, работающим от батарейки.
Взвод затвора, наводку на резкость, перемотку пленки и установку диафрагмы
осуществляют вручную. Ни дальномера,
ни экспонометра у камеры нет; для каждого объектива требуется свой видоискатель.
На верхней части камеры имеется уровень, по которому камеру устанавливают
горизонтально. Чтобы уменьшить неравномерность экспонирования при съемке
короткофокусными объективами, к камере прилагается нейтральный оттененный
светофильтр с повышенной плотностью в центральной части.

Ограждение из алюминиевых стержней оберегает
объективы от повреждения, но значительно затрудняет установку диафрагмы,
выдержки и наводку на резкость, особенно зимой, когда приходится работать
в перчатках. Смена объективов не вызывает затруднений, поскольку они крепятся
на откидных винтах с удобной накаткой.

Интересна автофокусная камера «Мамия 645
AF» формата 4,5 * 6 см. Она позволяет делать панорамные снимки короткофокусными
объективами с углом зрения около 90о. Наводка на резкость вблизи, при съемке
малоконтрастных сюжетов и при плохом освещении производится с помощью встроенного
инфракрасного локатора, в остальных случаях — пассивно. Камера может снимать
подвижные объекты в режиме сопровождения, учитывая перемещение снимаемого
предмета за время подъема зеркала.

Вертикальный металлический шторно-щелевой
затвор имеет минимальную выдержку 1/4000 секунды, максимальную отрабатывает
автоматически 4 секунды, а вручную — до 30 секунд. Предусмотрены выдержки
В («от руки») и Х (затвор закрывает повторное нажатие на спуск). Выдержка
синхронизации 1/125 секунды. Перед сменой магазина затвор автоматически
открывается, предохраняя шторки от повреждения.

Экспозицию камера замеряет по свету, прошедшему
через объектив. Замер производится по выбору средневзве шенным интегральным
или точечным способом, возможен и автоматический переход от одного способа
к другому. Это облегчает получение правильной экспозиции высококонтрастных
сюжетов с возможностью ее ручной корректировки. Память камеры позволяет
производить точечный замер по любой части сюжета. Работа возможна в режиме
приоритета выдержки или диафрагмы либо по программе, когда пару выдержка
— диафрагма выбирает камера.

Пленка помещается в приставную кассету
(магазин). Протяжка пленки и взвод затвора производятся только от встроенного
электромотора, что может вызвать сбои, например, в дождь или при низких
температурах. Камера делает на один кадр больше, чем предшественница на
пленке формата 120, а на пленке формата 220 — на два. Для перехода от одного
типа пленки к другому достаточно передвинуть флажок указателя. Подмотку
ракорда на приемную катушку камера делает автоматически.

Сменные объективы камеры сохранили те же
фокусные расстояния, что и у предшественницы. Новые объективы с длиной
больше 120 мм имеют внутреннюю фокусировку, короткофокусные — плавающую.
Последнее позволило значительно уменьшить у них дисторсию и сократить минимальную
дистанцию наводки на резкость. Линзы новых объективов не содержат свинца
и арсенидов, что соответствует рекомендациям по защите окружающей среды.

К камере «Мамия 645 AF» подходят и объективы
от предшествующей модели. При этом замер экспозиции возможен только при
рабочей диафрагме, что не всегда удобно. На экран видоискателя выводится
обычная информация светящимися цифрами и пиктограммами. На кассете имеется
жидкокристаллический дисплей, который функционирует и при ее отсоединении
от камеры. Основная информация контролируется и по экрану на корпусе камеры;
при плохом освещении он подсвечивается.

Управление вспышками производится через
адаптер системы «Метц SCA 3000», но можно пользоваться и обычным синхрогнездом.
В этом случае управление вспышкой с замером света через объектив невозможно.

У камеры предусмотрена возможность использования
матрицы ПЗС, позволяющей получить весьма высококачествен ные снимки в цифровой
форме.

Несмотря на металлический корпус камеры,
ее вес с нормальным объективом (80 мм, угол зрения 47о) всего лишь 1700
граммов. Основной недостаток камеры — несъемная пентапризма. Это затрудняет
съемку аппаратом, поднятым над головой, и с уровня земли (правда, для этого
предусмотрен угловой видоискатель).

Многоформатная камера GX680III и ее упрощенная
модель GX680IIIS не имеют автоматической наводки на резкость, но позволяют
получить высококачественное изображение.

Максимальный формат их кадра 6 * 8 см,
а маски для приставных кассет позволяют получать форматы 6 * 7,
6 * 6 и 4,5 * 6 см. Упрощенная модель позволяет
получить масштаб изображения примерно 1:1 едва ли не с половиной сменных
объективов, а основная кроме этого дает возможность корректировать перспективу.

К камере выпускается 15 сменных объективов
с фокусным расстоянием от 50 до 300
мм, что соответствует 23-137 мм для кадра 24 * 36 мм. Вес корпуса камеры
2690 граммов; самый легкий объектив с фокусным расстоянием 125 мм, светосила
5,6, весит 545 граммов. Полный комплект камеры GX680III, включая видоискатель,
мех и т. д., весит немного больше 4600 граммов.

Во все объективы встроен электронный затвор,
отрабатывающий выдержки от 8 секунд до 1/1400 секунды. Замер экспозиции
проводится камерой по свету, прошедшему через объектив. Возможна ручная
установка выдержки и диафрагмы. Светочувствительность пленки вводится в
камеру автоматически по БАР-коду.

Объективы крепятся в держателе, который
связан с корпусом камеры мехом и передвигается по цилиндрическим направляющим.
В основной модели держатель может перемещаться относительно центра кадра
(на 15 мм вверх и в сторону и на 13 мм вниз) и наклоняться во все стороны
в пределах 12о. Все это позволяет значительно корректировать перспективу
и фотографировать без искажений с самых не-ожиданных точек. Например, театральная
сцена, снятая из бокового прохода, выйдет так, как при съемке с центра
зала. Однако, чтобы сильно трансформировать изображение, приходится менять
мех и направляющие штифты. Камера имеет несколько сменных видоискателей.
Основной с откидной шахтой и видоискатель для макросъемки имеют традиционную
лупу; угловой видоискатель облегчает съемку с рук.

Пленка заряжается в кассету при помощи
вставки, которую можно использовать для пленок типа 120 и 220. Зарядка
упрощенная, без необходимости совмещать метки на ракорде и на вставке.
Кассета имеет жидкокристал лический дисплей с подсветкой, контролирующий
режим работы, тип пленки, число отснятых кадров, их порядковый номер и
т. д. Такой же экран есть и на корпусе камеры.

Камера может впечатывать в край пленки
за пределами изображения день и время съемки, экспозиционные параметры
и номер кадра. Она подает акустические сигналы, когда на пленке остается
только один кадр, неправильно установлена экспозиция или возник сбой в
работе.

Протяжка пленки и взвод затвора производятся
от встроенных электродвигателей. Это позволяет камере снимать серией со
скоростью примерно кадр в секунду. Ее поворотная кассета позволяет получить
на пленке типа 120 девять кадров формата 6 x 8 см, десять кадров формата
6 * 7 см, двенадцать кадров формата 6 x 6 см и шестнадцать кадров формата
4,5 * 6 см. На пленке типа 220 число кадров удваивается.

Как это неожиданно ни звучит, появились
аппараты вообще без корпуса. Такую камеру выпускает «Хассельблад», она
представляет собой держатель объектива, соединенный мехом с держателем
стандартной кассеты для пленки. Их относительное положение можно изменять
в очень широких пределах. Наводка на резкость производится по матовому
стеклу, которое ставится вместо кассеты или по дистанционной шкале. Эта
камера отличается крайне малым весом и размерами, никакой электроники она
не имеет и в сложенном положении занимает очень мало места. Для
нее пригодны объективы только со встроенным центральным затвором, хотя
на малочувствительную пленку можно снимать и дедовским способом, открывая
на время экспозиции крышку объектива.

www.nkj.ru

Системы большого формата: 4х5, 5х7 или 8х10: prostolf — LiveJournal


(автор изображения — Ronn aka «Blue» Aldaman used under CC BY)

В начале эпохи фотографии Большой формат переживал бурное развитие: в течении короткого времени появлялись и исчезали компании, которые с энтузиазмом производили и продавали фотоаппараты, объективы, пластины.

Результатом бурного развития стало то, что параллельно существовало и развивалось большое количество не самых совершенных фотографических систем.

Более-менее спасало только то, что фотоаппараты, кассеты и прочие аксессуары были деревянные, в связи с чем необходимый ремонт (доработку) техники фотограф мог сделать самостоятельно.

Постепенно произошла унификации систем большого формата. В результате вымирания непопулиярных остались две основные системы, в рамках каждой из которых производятся камеры под пленку трех размеров:

— Англосаксонская форматная система: 4х5, 5х7, 8х10 (дюймы).
— Континентальная форматная система: 9х12, 13х18, 18х24 (сантиметры).

Как нетрудно догадаться, числа в наименовании форматов обозначают размеры сторон листа пленки в дюймах (для англосаксонской системы) и сантиметрах (континентальной системы).

* «Англосаксонская форматная система» — довольно условное наименование. В отличие от США в Англии размер кадра обозначается, начиная не с короткой, а с длинной стороны кадра, т.е. форматы выглядят так: 5х4, 7х5, 10х8.

Так выглядят кассеты для форматов 4х5, 5х7, 8х10:


(автор изображения — Jefrey Pelagio Jacob used under CC BY)

Несмотря на похожие размеры в англосаксонской и континентальной системах пленку формата 9х12 не получится использовать в кассетах для пленки 4х5 (размеры кадра 4х5 в переводе в метрическую систему будут 10.2х12.7см), а пленке 8х10 (20.3×25.4cм), соответственно, не получится подружиться с кассетами 18х24.

* Некоторые производители пленки 5х7 режут ее таким образом, что можно использовать как в родных кассетах, так и кассетах 13х18, однако, даже в случае, если повезет, пленка в направляющих кассеты будет сидеть очень непрочно и может легко выскочить/перекосится при вставке шибера.

В настоящее время континентальная система при обозначении формата фотоаппарата и аксессуаров к нему применяется крайне редко, так как большинство производителей фотоаппаратов, в том числе расположенные в континентальной Европе и Азии, уже давно перешли на маркировку техники в дюймах.

* Исключением из этого правила остается обозначение фокусного расстояния объектива в миллиметрах.

Позитивным результатом развития систем стало то, что уже в течении долгого времени задники делаются таким образом, чтобы принимать кассеты родственных стандартов.

Таким образом, кассеты 4х5 и 9х12 имеют одинаковые внешние размеры, в связи с чем они могут быть использованы как в фотоаппаратах, маркированных 4х5, так и 9х12. Данное правило действует в отношении форматов 5х7 и 13х18, 8х10 и 18х24.


(автор изображения — Junjie Tang used under CC BY)

Люди часто задаются вопросом, с какого формата начать погружение в большой формат.

Каждый выбирает ношу по себе, но есть несколько основных моментов, которые нужно принимать во внимание:

1. Распространенность

На рынке наиболее широко представлены камеры формата 4х5, менее популярны — формата 8х10, а формат 5х7, к сожалению, встречается сравнительно редко.

2. Расходы

Тут все очевидно: чем больше размер пленки, тем дороже будет стоить один кадр.

Например, кадр 5х7 обходится примерно в 1.5 раза дороже кадра формата 4х5.

Стоимость кадра 8х10 в 2.6 раза превышает стоимость кадра 5×7, и в 3,3 раза кадра 4х5.

3. Размеры и вес

Для фотографа большого формата размеры и вес техники имеют существенное значение.

Размер фотоаппарата зависит от размера кадра, так как задний стандарт должен быть размером не меньшим, чем кассета, которая в него вставляется. Таким образом, если сравнивать камеры одной и той же конструкции, то камера формата 5х7 будет больше по размеру камеры 4х5 — в 1,75 раз, а камера формата 8х10 больше 4х5 — в 4 раза.

Конечно, мерить размер фотоаппарата по размеру заднего стандарта — не самый точный подход, но в целом он позволяет понять масштаб проблем, которые могут возникнуть при покупке камер большого формата.

Проблемы по большей части связаны с тем, что покупая фотоаппарат большого формата, фотограф чаще всего не бывает готов к небольшим трудностям, с ним связанным.

Fotografia de gran formato, 20×25 (8×10″), large format photography from Ledicia Audiovisual on Vimeo.

Многие, годами мечтая о большом формате, сразу покупают себе фотоаппарат 8х10, и сильно разочаровываются в нем, так как только купив, понимают, что не могут его таскать на себе. В итоге у таких владельцев громоздкие фотоаппараты пылятся на полке или тихо оккупируют штатив в углу.

По этой причине желательно заранее понимать, что и где вы будете снимать, до покупки фотоаппарата формата 8х10. Если такого понимания нет, то лучше приобрести фотоаппарат формата 4х5, который можно легко переносить в рюкзаке или небольшой сумке.

4. Удобство

Значение удобства конструкции фотоаппарата для получения удовольствия от съемки трудно переоценить.
Существуют два основных типа конструкции форматных камер:

а) полевые (дорожные) фотоаппараты (field cameras)


(автор изображения — Tom Hart used under CC BY)

б) карданные фотоаппараты (monorail cameras).


(автор изображения — [email protected] used under CC BY)

* Существуют также павильонные фотоаппараты, которые размещаются не на штативах, а на столах-подставках, но широко данные конструкции в большом формате не применяются, а целесообразность их применения возникает только в монструозных ультра-больших форматах (11х14, 14х17 и т.д.)

Пусть вас не смущают исторические названия: карданные фотоаппараты также часто используют на пленэре, как и полевые, а в случае съемки архитектуры они даже более предпочтительны.

Если не вдаваться в технические подробности, то главное различие между конструкциями полевых и карданных камер пролегает в удобстве:

— полевые фотоаппараты удобны в транспортировке, так как относительно быстро складываются по принципу трансформера в коробку с ручкой, которую легко переносить. Тем не менее, они менее удобны карданных при фотографировании с большим количеством подвижек.

— карданные фотоаппараты более удобны для съемки с активным использованием подвижек, чем полевые, но они требуют больше времени и сил для сборки/разборки.

5. Мультиформатность

Мультиформатность — это не фактор, который позволяет определить подходящий формат, а техническая возможность снимать одним фотоаппаратом на несколько форматов.

Мультиформатность полевой камеры достигается тем, что в нее можно поставить задник меньшего формата (например задник 4х5 в камеру 5х7 или 8х10), но тогда в работе придется испытывать все неудобства (вес и размеры) фотоаппарата большего формата.

Мультиформатность модульных карданных камер позволяет для перехода на другой формат быстро поменять заднюю рамку и меха, что снижает размеры и вес фотоаппарата и увеличивает удобство его использования и транспортировки.

Разговор о существующих форматах неизбежно приведет к вопросу:

Так фотоаппарат с каким размером пленки лучше выбрать?

Ответ довольно прост, если посмотреть на виды пленки, которые сейчас производятся.


(автор изображения — Leo Smith Photos / gaucho74’s used under CC BY)

Черно-белая пленка производится во всех основных размерах, как для континентальной, так и англосаксонской системы.

Однако, цветная пленка (и позитив, и негатив) официально режется и фасуется только в размерах: 4х5 и 8х10.

По этой причине для максимального разнообразия (съемки черно-белых и цветных изображений) желательно приобрести камеру, способную использовать кассеты под пленку 4х5 или 8х10.

Впрочем, это не является непреодолимым препятствием для энтузиаста: при желании можно самостоятельно разрезать листы пленки под нужный размер.

Так, например, компанией Shen Hao производятся фотоаппараты и кассеты под формат 5х8, пленка для которого официально не производится. Лист размера 5х8 получается, если самостоятельно разрезать лист пленки 8х10 пополам.

Если попытаться сформулировать простой совет для желающего погрузиться в большой формат, то наиболее выигрышным в художественном и экономическом плане станет покупка легкой дорожной камеры формата 5х7, для которой можно купить (или самостоятельно адаптировать) задник под кассеты 4х5.

Этот комплект позволит снимать как на черно-белую, так и цветную пленку двух основных систем, а также существенно сэкономит деньги и продлит интерес к большому формату.

Если такой универсальной камеры на примете не будет, можно смело брать фотоаппарат формата 4х5.

При этом можно и нужно рассматривать вариант покупки не только полевой, но и карданной камеры, которые на вторичном рынке часто продаются в гораздо лучшем состоянии и за меньшие деньги, чем полевые. Недостатком такого выбора будет разве что необходимость учиться быстро и аккуратно паковать камеру и принадлежности в случае выездных съемок.

Другие материалы по теме:
— Oleg «JurassicParkCamera» Moiseyenko — 4×5 или 8×10?
(хорошая статья, но советы по поводу объективов довольно спорные)

prostolf.livejournal.com

ProGraf :: Фототехника для профессионалов

















Все преимущества самого современного
цифрового фотоаппарата меркнут, стоит только защелкнуть кассету
крупноформатной камеры.




Все преимущества самого современного цифрового фотоаппарата меркнут,
стоит только защелкнуть кассету крупноформатной камеры

Крупноформатная фотография — пожалуй, только такая возможность
была в начале прошлого века для получения качественных отпечатков.
Прошло много времени. Развитие технологий, шедшее по пути постоянного
уменьшения размеров кадра и габаритов фотоаппаратов, повышения
их функциональности, привело к появлению сначала малоформатной,
а потом и цифровой фотографии. Но даже сейчас компаний, производящих
крупноформатные камеры, больше, чем тех, которые предлагают среднеформатную
технику. Объемы производства, естественно, гораздо меньше, но
новые марки периодически появляются, и каждая такая камера находит
своих покупателей и почитателе. Значит, есть нечто, что заставляет
фотографа мириться с размерами, весом и неудобством работы с такой
техникой. Попробуем разобраться. У форматной камеры на крупном
матовом стекле отчетливо виден весь снимаемый сюжет.


Широкий выбор высококлассной оптики, не ограниченный производителем
и типом присоединения. Большой размер кадра позволяет делать большие
и высококачественные увеличения или печатать контактным способом. И,
наконец, фактически индивидуальная, «штучная» работа с каждым
отдельным кадром и листом светочувствительного материала.

Даже такого перечисления вполне достаточно, чтобы понять достоинства
крупного формата. Но даже не это главное. Самым интересным и важным
аспектом крупноформатной фотографии является широкий диапазон движений
и перемещений объективной и кассетной частей камеры относительно друг
друга.

Практически все камеры крупного формата построены по одному простому
принципу- объективная часть, кассетная часть с матовым стеклом и соединяющие
их оптическая скамья и мех. Как на кассетной, так и на объективной частях
могут находиться приспособления и механизмы для перемещений, наклонов
и точной фокусировки.

Различают два основных типа крупноформатных камер. В карданных объективная
и кассетная часть движутся независимо друг от друга по направляющей
или рельсу (Sinar Liпhof Kardan, Toyo-View, Arca-Swiss и проч.) Ко второму
типу относятся складные полевые камеры.

В полевых камерах кассетная часть представляет собой ящик, в который
помещаются объективная стойка и мех, когда камера складывается (крепятся
на шарнирах). Ящик закрывается основанием со скрытыми направляющими.
Полевые камеры изготавливаются из ценных, твердых пород дерева (Horseman,
Tachihara, Wisner), из металла (Linhof Technika, Toyo-Field), а иногда
даже из композитных материалов (Walker). Особняком стоят ручные камеры,
такие как Sinar Handy, Linhof Technar, GranVier. Как правило, в них
нет подвижек, а мех заменен на жесткий конус, рассчитанный под фокусное
расстояние конкретного объектива.



 
Подъем объективной стойки — все
вертикали здания передаются правильно. Диафрагма f45, выдержка
1/8 секунды


Андрей Акимов


Обычно камеры крупного формата
конструируются так, что в начальном, т.н. «нулевом» положении
оптическая ось объектива проходит через центр кадра и перпендикулярна
ему. Движением здесь называется любое перемещение передней или задней
части камеры относительно оптической оси, что и приводит к определенному
эффекту. Так, есть наклоны объективной и кассетной частей камеры вверх
и вниз, повороты в горизонтальной плоскости, вертикальные и горизонтальные
перемещения частей камеры — подъемы, опускания и сдвиги влево или вправо.
Все эти движения могут комбинироваться. Что дает это? Правила, описывающие
использование движений камеры и получаемые результаты, впервые были
сведены вместе и описаны Теодором Шаймпфлугом (см. врезку). Наиболее
известны третье и четвертое правила или «принципы Шаймпфлуга»,
касающиеся использования наклонов для управления положением и глубиной
резко изображаемого пространства. Различные сочетания наклонов и поворотов
позволяют исправлять нежелательные перспективные искажения или, наоборот,
получать нужные перспективные искажения. Подъемы и опускания служат
для корректировки положения объекта в кадре или для изменения его геометрии.
Отдельную роль в крупноформатной камере играет оптика. Одна из самых
важных характеристик крупноформатного объектива — диаметр создаваемого
изображения, т.н. кроющая способность. Чем больше диаметр изображения,
создаваемого объективом, тем шире раздвигаются пределы, в которых фотограф
может сдвигать и наклонять части камеры. Надо сказать, что бюджетных
объективов для крупного формата практически нет. Почти все объективы
производятся весьма именитыми фирмами, хотя встречаются и менее известные
производители (см. врезку).

 




 
Исправление вертикалей, большая
точность передачи линий и деталей. Диафрагма f32, выдержка 20
секунд.


Андрей Акимов

 

Таким образом, привлекательность крупноформатной камеры состоит в
сочетании большого набора творческих возможностей и высокого качества
получаемого результата. Однако за все приходится платить. Камеры крупного
формата велики в размерах, тяжелы, совсем не оперативны и требуют
большой внимательности и аккуратности при съемке. Немалое значение
имеет и цена, причем не только аппаратуры, но и светочувствительного
материала и его обработки. По стечению обстоятельств первой крупноформатной
камерой, протестированной нами, стала современная полевая ProGraf
45. Примечательно то, что знакомство любого человека с ней неизменно
начинается со вздоха «Ах!» И действительно, с внешним видом
у нее все в порядке — тиковый корпус так и хочется погладить рукой.

 

 

 

Красивая деревянная «шкатулка» с матовой полировкой в считанные
секунды раскрывается в рабочее положение. И вот тут начинаешь понимать,
что это очень многофункциональный инструмент. Судите сами. Набор движений
и их диапазоны немногим меньше, чем у карданной камеры. Сменный мех.
Для крепления объективов применяются весьма распространенные объективные
панели типа Linhof. Задник международного стандарта позволяет использовать
практически все доступные кассеты, адаптеры и фильм-паки под формат
4×5 дюймов.

Начинаем работать. Удобнее всего сначала поставить съемную платформу
штативной головки и лишь потом установить камеру на штатив в сложенном
виде. Несколько движений руками — камера раскрывается, и все стойки
устанавливаются в «нулевое» положение. Почти во все механизмы
перемещений, за исключением подъемов, встроены маленькие стальные
шарики, которые помогают четко отслеживать положение стоек. Задняя
стойка закреплена на двух стальных пластинах, по которым осуществляются
горизонтальные перемещения и повороты. Все остальные механизмы и направляющие
стоек изготовлены из латуни и покрыты матовой черной краской. Достаточно
удобные фиксаторы с тефлоновыми прокладками позволяют при наличии
некоторой сноровки работать в перчатках. Мех из искусственного материала
сначала показался немного грубоватым, но в работе оказался на удивление
эластичным. Приведение камеры в «боевую готовность» с предварительной
фокусировкой на объект занимает около минуты.

На матовом стекле нанесены метки под все форматы существующих рольфильм-адаптеров-6×7,
6×9 и 6×12 см. Само матовое стекло немного грубовато, но наводиться
на резкость по его зерну было удобно даже в затемненном помещении.
Впрочем, матовое стекло можно заменить — крепление это позволяет.

 




 
Применение правила
Шаймпфлуга позволяет достичь распределения резкости буквально
от ног штатива до бесконечности. Наклон объективной стойки около
7 градусов вперед. Диафрагма г32, выдержка 1/30 секунды


Андрей Акимов

 

Как уже было сказано выше, задник универсальный и позволяет использовать
стандартные кассеты 9×12 см / 4×5 дюймов.Ход у пружин, крепящих матовое
стекло, небольшой, поэтому для работы с адаптерами или фильм-паками
его необходимо снять. Эта процедура проста, хотя и придется выполнять
ее двумя руками. Одной рукой освобождаете защелки, а второй — аккуратно
придерживаете рамку матового стекла. Задник не вращается, поэтому
переход с горизонтального формата кадра на вертикальный происходит
путем его снятия и перестановки на 90 градусов. Разобраться в системе
управления движениями достаточно просто. Все манипуляции осуществляются
вручную, привод есть только у механизма фокусировки на передней стойке.
Слегка затянув фиксирующие винты и поджав таким образом тефлоновые
прокладки, можно точно перемещать одни части камеры, не затрагивая
других. Стойки фиксируются очень надежно, и опасений, что тяжелый
объектив «съедет», не возникает. Однако, скомпоновав кадр
и наведя на резкость, легко сбить фокусировку, излишне туго затянув
стопорящие винты. Потренировавшись несколько раз, можно определить
то усилие, которого будет достаточно для того, чтобы все крепко стояло
на своих местах и не затрагивало произведенные настройки.



 
Диафрагма f45, выдержка 1/8 секунды.
Большой формат слайда — высокая деталировка и четкость. Параллельные
линии остаются параллельными и на снимке


Андрей Акимов

 

К сожалению, на задней стойке отсутствуют
уровни, поэтому устанавливать ее в вертикальное положение приходится
«на глазок». Необходим хотя бы простейший уровень. Это повысит
удобство работы, особенно при архитектурной съемке.

Со стандартным мехом и стандартной (плоской) объективной доской можно
применять широкоугольные объективы с фокусным расстоянием от 58 мм.
Если этого мало, или просто хочется большей свободы движений, можно
установить специальный широкоугольный мех. Стандартный растягивается
на 360 — 370 мм.

О системе аксессуаров. Помимо упомянутого широкоугольного меха, к камере
можно дополнительно приобрести: плоские и углубленные объективные панели,
бленду-компендиум, светозащитную шахту, зеркальную шахту с лупой, рольфильм-адаптер
6×12 см и многое другое.

Камера создана для работы в поле, однако и в студии она ведет себя уверенно.
Благодаря наличию необходимых движений достаточного диапазона ее можно
использовать для прикладной предметной съемки и съемки натюрмортов (илл.
2).

Если сравнивать полевую крупноформатную камеру ProGraf 45 с другими
аппаратами этого класса, то первой приходит на ум полевая Tachihara.
При близкой к ProGraf 45 цене Tachihara проигрывает по причине отсутствия
горизонтальных перемещений, несменного меха и использования мягких сплавов
алюминия в механизмах движений. При этом Tachihara лишь чуть компактнее
и легче.

www.prograf.ru

Камера большого формата собственными руками. / Блог им. fejin / Коллективные блоги / Steampunker.ru

Решил выложить небольшой ворклог о создании моей камеры большого формата, посредством которой я делал снимки в последние пару лет, в частности и на этом мероприятии steampunker.ru/blog/7811.html, о котором писал раньше.

Итак все по порядку.



Предистория.

После того как я познакомился с амбротипией, точнее узнал о таком методе, встала задача приобретения соответсвующей камеры. начались поииски, вариантов по-началу было не много купить или… сделать, но сделать я не мог, так как нехватало теоритических знаний. В итоге камера почти сама нашла меня) Я нашел ее у соседа, мы произвели бартер и я получил Фотокамеру дорожную (ФКД) 13х18 см.

Начался процесс. Со временем, я понял что мне хочется чего-то большего. Со временем — это с изучением теории о камерах большого формата и мыслями сделать оную самому.

В инете я нашел замечательнейший сайт http://home.online.no/~gjon/camerabuilders.htm где нашел исчерпывающую информацию на свои вопросы.

Сначала я сделал штатив для ФКД http://fejin.livejournal.com/9611.html  — это был своеобразный подготовительный этап, а потом приступил и к самой камере.

Камеру решил делать монорельсовую, как по мне оптимальный вариант для начала. Более проста в конструкции и соответсвенно в реализации.

Теперь пойдут сухие фото и коментарии.

Общие чертежи с размерами:


по клику большой размер.

На скане все рисунки пронумерованы — цифры обведены в кружок, ниже будут даваться ссылки на эти рисунки с соответсвующим номером.

На рис 1. детали основного скелета: сам монорельс, рогатки (2-ве штуки) к которым будут крепиться перед и задник камеры, крепления рогаток к монорельсу — 2 штуки, и одно крепление монорельса к штативу. Оно весьма массивное, потому как общий вес камеры достаточно большой и необходима четкая фиксация.



Это крепление состоит из железки изогнутой буквой П. Далее был сделан деревянный держатель мнорельса, который вставляется в эту железку и прикручивается шурупами.

Встает вопрос как крепится это дело к штативу.


Было это реализованно следующим образом. У некоторых штативов есть съемная часть, которая прикручивается к фотоаппарату и позволяет затем легким движением установить фотоаппарат на штатив. На этой съемной части есть болт, который вкручивается в камеру. На каждой камере, есть место куда вкручивается этот болт. Я взял старую поломанную фотокамеру Ломо, отрезал ее низ, где как раз находился соотвествующий разъем, вмонтировал ее в деревянный держатель монорельса, при помощи стамески, эбоксидки и некоторых усилий. И прикрутил деревянную часть к железной, тоже смазав места состыковки эбоксиной смолой. Получилось очень крепко. Последний штрих, прикрутил съемную часть со штатива, к получившемуся креплению.

Рогатки и держатели для них это в принципе самое простое что можно сделать в камере, ничего сложного:


их я делал в первую очередь.

Самое ответсвенное было в заднике рис.2 и рис.5. Необходимо было добится следующих точностей:

— касета должна входить максимально плотно. Задняя часть куда вставляется касета — рис.2




Также после вставки касеты между ней и задней панелью не должен проходить свет, для этого на места состыковки по периметру была проклеена ворсистая ткань

Нижеследующее для рис.5

— расположить матовое стекло таким образом, чтобы проэцируемое на него изобраджение точно также проэцировалось и на пластину в касете, не выше, не ниже. Делал я под свои имеющиеся касеты от ФКД (тут уже необходимо смотреть на те касеты которые у вас есть, если кто-то будет делать сам).




— третье и самое важное. Если во втором пункте шла речь о расположении матового стекла вертикально и горизонтально, то в конце необходимо расположить его в глубину ровно настолько же насколько оно утоплено в касете. Чтобы не получилось так, что при проэкции изображение на матовое стекло вы настраиваете поле резкости на глазах портретируемого, а при вставке касеты, эмульсионный слой уходил от настроенной плоскости на 1-2 мм вперед или назад и в итоге плоскость резкости будет совсем другая уходить вперед или назад.

Передняя панель для объектива рис.3.


В месте состыковки с объективной панелью проклеена все таже ворсистая ткань, с обратной стороны черной бумагой.

Камера почти готова, остался мех. Но как оказалось это не так просто. Делал я его трижды и только на третий раз он удовлетворил меня своими характеристиками. Опять же как его делать можно найти на указанном в начеле сайте. Но в итоге сделал по своему, взяв оттуда основу. Первые разы я делал из тонкого кожзама, на который наклеивал картонные ребра, но результат меня не порадовал, так как его толщина в сжатом состоянии была слишком большой, да и особой эластичностью он не отличался.

И я решил сделать его просто из картона,



а края, места сгибов проклеил тонкой плащевой тканью,




искал такую которая светонепроницаема. Нашел которая даже была прорезинена.

После того как был сделан мех, были изготовлены квадраты рис.4, к которым он приклеивался.

При сборке эти квадраты вставляются в переднию и заднию панель, вставляются очень плотно.

Вот собственно и все. Если у кого какие вопросы задавайте. Возможно что-то упустил и надо более детального объяснения.

И напоследок, камера в действии

Добавлю еще несколько фотографий, на фотографиях самый первый вариант, на котором еще было слабовато крепление камеры к штативу, в ворклоге выше, этот недочет исправлен, но на общую конструкцию камеры это никак не повлияло. Также в итоговом варианте заменены фиксаторы объективной и задней панелей с деревянных на пластиковые:

steampunker.ru

Широкоформатный фотоаппарат – Фотографические форматы

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх