Широкоугольный фотоаппарат: Широкоугольные объективы Canon купить, цена в интернет-магазине Canon

Содержание

Съёмка соревнований на широкоугольный объектив с трансмиттером / Как это снято? / Уроки фотографии

Когда и как грамотно применять съёмку на широкоугольный объектив в спортивном репортаже? Что нужно учитывать при работе с трансмиттерами на больших соревнованиях? Какой технике можно доверить такую работу? Своим опытом делится спортивный фоторепортёр, амбассадор Nikon Роберт Максимов.

Как правило, спортивный репортаж — преимущественно съёмка с телеобъектива. Но зачастую снимки на один лишь «телевик» дают однообразную картину. Поэтому «дальнобойный» репортаж я разбавляю кадрами с широкоугольного объектива. Это, кстати, вечная тема моих споров с фотографами из агентств: они работают только, например, с AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR, другие объективы даже не рассматривают. Объясняют это тем, что возьмут у них только крупные планы, остальное никому не нужно. Однако сам я часто сталкиваюсь с требованием получать разноплановые кадры, так что для раскрытия темы один-два снимка обязательно делаю на широкий угол.

Действительно, в классической спортивной съёмке широкоугольники используются крайне редко. Всё-таки у нас в приоритете крупные планы, эмоции, динамика. А это, как правило, работа для таких линз, как AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Признаюсь, со съёмкой на широкий угол на крупных состязаниях не всё так просто. Да, на маленьких соревнованиях такая съёмка доступна практически каждому желающему. Но на крупных — чемпионатах, Олимпийских играх — получить допуск на установку камеры с широкоугольным объективом непосредственно на «поле битвы» крайне проблематично. На соревнованиях по лёгкой атлетике использовать этот приём очень сложно, его мало где разрешают. А применять ближние ракурсы на баскетбольных матчах или, скажем, под водой во время соревнований по плаванию позволяют только избранным профессионалам из ведущих агентств либо своим клубным фотографам. Тем не менее я беру широкоугольники на большие турниры, если хочу поставить камеру на трансмиттере.

И совершенно точно без такого объектива не обойтись, когда нужно сделать панорамный кадр, например, с церемонии открытия Олимпийских игр — к подобному снимку вообще все готовятся заранее и очень серьёзно!

Тандем из широкоугольного объектива с трансмиттером на соревнованиях по лёгкой атлетике позволяет получить эффектные кадры, которые иначе не снимешь — так близко к объекту съёмки на соревнованиях попросту не подберёшься. С разрешения шеф-фотографа (а если я сам выступаю в этой роли, то всегда даю себе это разрешение!) камеры ставятся на специальных точках. Например, метание молота: тут всё действие происходит за сеткой, а через неё снимать плохо. Установка камеры с широкоугольным объективом на нижнюю точку позволяет показать совсем другой план, делающий снимок интересным. Очень люблю использовать этот приём и на прыжках в длину, и на низких стартах — камеру можно установить там, куда фотографов вообще не допускают. Тут есть интересный нюанс: снимать до выстрела старта запрещено.

Если нажать на кнопку спуска раньше, звук затвора заставит спортсменов рвануть вперёд. Так же, как и в гольфе, нельзя снимать во время замаха, а только в момент удара. Нарушившего правило горе-фотографа попросту удалят с поля.

Давайте посмотрим, как это работает. Трансмиттер-приёмник установлен на камере, второй передатчик, который даёт команду снимать, — либо на второй камере, либо на пульте в руках фотографа.

Стоит учесть несколько важных нюансов, если вы планируете съёмку с трансмиттером на соревновании. Во-первых, у нас запрещено использование американских и японских передатчиков; разрешены только европейские и китайские системы. При нарушении этого правила службы безопасности либо конфискуют аппаратуру, либо удалят виновника, такое случалось на чемпионатах. Во-вторых, на крупных соревнованиях фотограф обязан перед съёмкой регистрировать передатчики, чтобы их рабочие частоты не совпадали с частотами спецслужб. Часто перед мероприятием приносят список разрешённых частот, и это примиряет все заинтересованные стороны.

Дальность работы трансмиттеров — не более 100 метров. И есть ещё третий важный момент: помимо частот, на трансмиттере есть диапазоны «подчастот», или раздельные каналы. Так вот, эти каналы нужно выбрать так, чтобы они отличались от настроек других фотографов, иначе при нажатии на спуск будут срабатывать и фотоаппараты коллег.

Бывает, разрешают использовать камеры с трансмиттерами на хоккее под крышей над воротами. Правда, на камеру устанавливаются длиннофокусные объективы — минимум 70–200 мм, а то и вовсе 300 мм. Меньше нельзя — очень высоко. Там есть специальный мощный кронштейн со страховочным тросом. Этот трос одним концом должен быть закреплён на камере и объективе, а другим — на месте крепления кронштейна, чтобы в случае падения камеры она повисла и не рухнула на лёд. Как правило, вся конструкция устанавливается за пару часов до начала матча. На состязаниях по лёгкой атлетике камеру можно поставить на позицию за час до старта соревнований.

Теперь разберёмся, как выставить кадр. Сначала надо решить, какой именно кадр хочется сделать. Только определившись с этим, нужно подать заявку на съёмку с трансмиттером, указать в форме камеру, вид трансмиттера. Ещё понадобится маленький крепкий штатив — примерно 20 см в высоту, большой не допустят. Далее следует получить разрешение шеф-фотографа или главного судьи и, наконец, установить камеру в нужном месте.

Фокус на таких снимках выставляется в ручном режиме. Можно сделать это в момент настройки, попросить кого-либо встать на нужную вам точку либо самому рассчитать по глубине резкости, где будет находиться объект съёмки.

Самое главное — правильно предсказать нужный план с низкой точки, чтобы и спортсмен не выпрыгнул, и лишнего не захватить. Это достаточно сложно, нужно хорошо представлять себе, что предстоит снимать. Для таких задач по отстройке плана, чтобы не ползать на коленях, пригодится камера с поворотным дисплеем. Например, просто шикарная Nikon D850.

Какие объективы выбрать? Для «широких» кадров я использую «классический» набор: либо AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.

8G ED, либо AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED с обычным защитным фильтром от песка и прочих сюрпризов. Аналоги других фирм не пробовал, потому что последние 40 лет я пользуюсь только фирменной оптикой и изменять своим принципам не собираюсь. Только «родные» объективы дают максимально качественную картинку, быстрый автофокус и лучшее качество снимка. Честно говоря, на серьёзных съёмках не до экспериментов. Если ради пары кадров мне понадобится объектив, которого у меня нет, то я обращусь в Nikon либо к коллегам.

Современная техника позволяет работать в любых условиях и получать великолепные кадры. Но не забывайте, что кое-что по-прежнему зависит от самого фотографа. Просто так нажимать на кнопку трансмиттера бесполезно, всё равно нужно ловить именно тот кадр, который задуман изначально. Представьте себе «идеальный» снимок и то, что вы хотите на нём увидеть. Спортсмен в полёте или уже в приземлении? Как он расположен на низком старте? В какой части кадра находится главное? Чёткое понимание конечного результата повышает шансы на успех.

Техника — лишь инструмент, ведь сильный кадр зарождается не в видоискателе, а в голове. Помните об этом, наблюдайте, анализируйте; только так можно добиться успеха в нашем непростом деле. Недавно я снимал на соревнованиях по лёгкой атлетике стипль-чез (прыжки через яму с водой). Несмотря на то, что участников было немного, кадры выглядят эффектно, потому что они сняты на широкоугольный объектив. Я заранее задумал этот план и просто ждал подходящего момента.

ГОСТ 25205-82



Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 апреля 1982 г. N 1456 срок введения установлен с 01.07.1983 г.

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 1982 г.


Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области любительских фотоаппаратов и съемочных фотографических объективов, относящихся к ним.

Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Стандарт унифицирован со стандартами ГДР ТГЛ 37649 и ТГЛ 37650.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов — синонимов стандартизованного термина запрещается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

Настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ 7427-76.

В случаях, когда необходимые и достаточные признаки понятий содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено, и, соответственно, в графе «Определение», поставлен прочерк. В стандарте в качестве справочных приведены иностранные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (D), английском (E) и французском (F) языках.

В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся в нем терминов на русском языке и их иностранных эквивалентов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М. : Издательство стандартов, 1982

Термин

Определение

ФОТОАППАРАТЫ

1. Фотоаппарат

D. Stehbildkamera

Е. Still picture camera

F. Appareil photographique

Прибор для получения на фотографическом материале действительного изображения предмета при фотографировании.

Примечание. При проекции временная последовательность отдельных изображений не вызывает впечатления естественного движения

2. Формат кадра

D. Bildformat

E. Picture format

F. Format d’image

Номинальные размеры фотографического изображения, получаемого на фотографическом материале при помощи фотоаппарата

3. Кадровое окно

D. Bildfenster

E. Gate aperture

F.

Полевая диафрагма, расположенная непосредственно перед фотографическим материалом и определяющая формат кадра

4. 35-мм фотоаппарат

D. Kleinbildkamera

E. 35 mm camera

F. Appareil de petit format

Фотоаппарат для съемки на 35-мм фотопленку

5. Кассетный фотоаппарат

D. Kassettenkamera

E. Cartridge camera

F. Appareil chargeur

Фотоаппарат для съемки на фотопленку, транспортируемую внутри кассеты

6. Фотоаппарат под роликовую фотопленку

D. Rollfilmkamera

E. Roll-film camera

F. Appareil pour le film bobine

Фотоаппарат для съемки на роликовую фотопленку

7. Пластиночный фотоаппарат

D. Plattenkamera

E. Plate camera

F. Appareil plaques

Фотоаппарат для съемки на фотопластинку или плоскую фотопленку

8. Миниатюрный фотоаппарат

D. Kleinstbildkamera

E. Subminiature camera

F. Appareil ultra-miniature

Фотоаппарат с форматом кадра менее 18×24 мм

9. Полуформатный фотоаппарат

D. Halbformatkamera

E. Half-format camera

F. Appareil de demi-format

Фотоаппарат с форматом кадра 18×24 мм

10. Малоформатный фотоаппарат

D. Kleinbildkamera

E. Miniature format camera

F. Appareil de petit format

Фотоаппарат с форматом кадра от 24×24 до 24×36 мм включительно

11. Среднеформатный фотоаппарат

D. Mittelformatkamera

Е. Medium format camera

F. Appareil de format moyen

Фотоаппарат с форматом кадра более 24х36 и менее 90×120 мм

12. Крупноформатный фотоаппарат

D. Grossformatkamera

E. Large format camera

F. Appareil de grand format

Фотоаппарат с форматом кадра 90×120 мм и более

13. Фотоаппарат с матовым стеклом

D. Mattscheibenkamera

E. Ground glass camera

F. Appareil verre

Фотоаппарат с наводкой на резкость по матовому стеклу, расположенному в плоскости последующего размещения фотографического материала

14. Шкальный фотоаппарат

D. Sucherkamera

E. Viewfinder camera

F. Appareil viseur

Фотоаппарат с наводкой на резкость по шкале расстояний или по символам, в котором изображение, наблюдаемое в водоискателе, не используется для наводки на резкость

15. Дальномерный фотоаппарат

D.

E. Rangefinder camera

F. Appareil

Фотоаппарат, в котором наводка на резкость осуществляется с помощью встроенного дальномера

16. Незеркальный фотоаппарат

D. Nichtreflexkamera

E. Non-reflex camera

F. Appareil non-reflex

Шкальный, дальномерный фотоаппарат или фотоаппарат с матовым стеклом

17. Зеркальный фотоаппарат

D. Spiegelreflexkamera

E. Refleх camera

F. Appareil reflex

Фотоаппарат, в котором изображение в видоискателе образуется зеркалом на матовом стекле или фокусирующем элементе и служит для наводки на резкость

18. Однообъективный зеркальный фотоаппарат

D. Spiegelreflexkamera

E. Single-lens reflex camera

F. Appareil reflex un objectif

Зеркальный фотоаппарат, в котором съемочный фотографический объектив посредством зеркального отражения или светоделения служит также для получения изображения в видоискателе

19. Двухобъективный зеркальный фотоаппарат

D. Spiegelreflexkamera

E. Twin-lens reflex camera

F. Appareil reflex deux objectifs

Зеркальный фотоаппарат, в котором, кроме съемочного фотографического объектива, имеется объектив для получения изображения в видоискателе

20. Неавтоматический фотоаппарат

D. Nichtautomatische Kamera

E. Non-automatic camera

F. Appareil non-automatique

Фотоаппарат без экспонометра или с экспонометром, не сопряженным с ним

21. Полуавтоматический фотоаппарат

D. Halbautomatische Kamera

Е. Semiautomatic camera

F. Appareil demi-automatique

Фотоаппарат с экспонометрическим устройством, в котором установка выдержки и (или) диафрагмы осуществляется вручную по индикатору правильной экспозиции

22. Автоматический фотоаппарат

D. Automatische Kamera

E. Automatic camera

F. Appareil automatique

Фотоаппарат с экспонометрическим устройством, в котором отработка выдержки и (или) диафрагмы осуществляется автоматически.

Примечание. Автоматически отрабатываются либо выдержка, либо диафрагма, либо выдержка и диафрагма, связанные между собой определенной программой

23. Фотоаппарат с многорежимной автоматикой

D. Mehrfachautomatik-Kamera

E. Multifunctional camera

Автоматический фотоаппарат, в котором отработка выдержки и (или) диафрагмы может осуществляться в нескольких режимах по выбору: либо как автомат выдержки, либо как автомат диафрагмы, либо как автомат выдержки и диафрагмы, связанные между собой определенной программой

24. Фотоаппарат с внутрикамерной обработкой

Фотоаппарат одноступенного процесса

D. Sofortbildkamera

Е. Instant camera

F. Appareil de photographie foraine

Фотоаппарат, в котором фотографический материал непосредственно после экспонирования обрабатывается для получения изображения.

Примечание. Приведенные термины до 01.01.86 не стандартизируются и каждый из них допускается к применению. После 01.01.86 будет стандартизован только один термин

25. Стереофотоаппарат

D. Stereokamera

E. Stereo camera

F. Appareil

Фотоаппарат с двумя съемочными фотографическими объективами для получения изображений одного и того же сюжета, которые при рассматривании двумя глазами или с помощью оптического приспособления создают стереоэффект

26. Панорамный фотоаппарат

D. Panoramakamera

E. Panoramic camera

F. Appareil panoramique

Фотоаппарат, в котором съемочный фотографический объектив при экспонировании и поворачивании вокруг оси, перпендикулярной к его оптической оси и проходящей через заднюю главную точку, а соотношение сторон кадра не менее 2:1*

_____________
* Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

27. Подводный фотоаппарат

D. Unterwasserkamera

E. Underwater camera

F. Appareil sous-marin

Фотоаппарат, герметизированный для съемки под водой

28. Широкоугольный фотоаппарат

D. Weitwinkelkamera

E. Wide-angle camera

F. Appareil grand-angle

Фотоаппарат с жестковстроенным широкоугольным съемочным объективом

СЪЕМОЧНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТИВЫ

29. Съемочный фотографический объектив

Съемочный объектив

D. Aufnahmeobjektiv

Е. Camera lens

F. Objectif photographique

Оптическая система фотоаппарата, скорригированная для получения действительного изображения предметов на фотографическом материале

30. Фокусное расстояние съемочного объектива

Фокусное расстояние

D. Brennweite

Е. Focal length

F. Longueur focale

Заднее фокусное расстояние съемочного фотографического объектива.

Примечание. Номинальное фокусное расстояние в миллиметрах, маркируют на съемочном фотографическом объективе

31. Диафрагма съемочного объектива

Диафрагма объектива

D. Objektivblende

Е. Lens stop

F. Diaphragme de I’objectif

Апертурная диафрагма в съемочном фотографическом объективе с отверстием, ограничивающим пучок лучей

32. Относительное отверстие

D. Relative

E. Relative aperture

F. Ouverture relative

По ГОСТ 7427-76.

Примечание. Максимальное значение относительного отверстия маркируют на съемочном фотографическом объективе в виде 1: или диафрагменного числа

33. Диафрагменное число

D. Blendenzahl

E. F-number

F. Nombre d’ouverture

По ГОСТ 7427-76.

Примечание. Номинальные значения диафрагменного числа съемочного фотографического объектива составляют геометрическую прогрессию со знаменателем 2

34. Глубина резкости

D.

E. Depth of field

F. Profondeur de champ

Расстояние в пространстве предметов вдоль оптической оси съемочного фотографического объектива, в пределах которого нерезкость изображений, создаваемых съемочным фотографическим объективом различно удаленных предметов, не превышает допустимого кружка нерезкости

35. Угол поля зрения

D. Bildwinkel

E. Field angle

F. Angle de champ

Угол в пространстве предметов между двумя внеосевыми лучами, проходящими через съемочный фотографический объектив, и ограниченный диагональю кадрового окна

36. Присоединительная оправа

D. Kameraanschluss

Часть съемочного фотографического объектива для соединения его с корпусом фотоаппарата

37. Рабочий отрезок

D. Anlagemass

E. Flange focal distance

Расстояние между опорной плоскостью присоединительной оправы и фокальной плоскостью съемочного фотографического объектива

38. Кружок нерезкости

D.

Е. Circle of confusion

F. Cercle de confusion

Нерезкое изображение изолированной точки, образуемое реальным съемочным фотографическим объективом и принимаемое за норму при расчетах глубины резкости

39. Насадочная линза

D. Vorsatzlinse

E. Close-up lens

F. Bonnette d’approche

Линза или несколько линз, устанавливаемые перед съемочным фотографическим объективом для изменения его фокусного расстояния

40. Насадочный объектив

D. Vorsatzobjektiv

E. Supplementary lens

Оптическая система, используемая в качестве насадочной линзы

41. Составной съемочный объектив

Составной объектив

D. Satzobjektiv

Е. Convertible lens

F. Trousse d’objectifs

Съемочный фотографический объектив, состоящий из частей, которые при применении совместно или по отдельности изменяют его фокусное расстояние

42. Конвертер

D. Konverter

E. Converter

Оптическая система, устанавливаемая между корпусом фотоаппарата и съемочным фотографическим объективом для увеличения его фокусного расстояния

43. Съемочный объектив с переменным фокусным расстоянием

Объектив с переменным фокусным расстоянием

D. Varioobjektiv

Е. Vaarifocal lens

F. Objectif focale variable

44. Сверхширокоугольный съемочный объектив

D. Superweitwinkelobjektiv

E. Superwide-angle lens

F. Objectif grand angle de champ

Съемочный фотографический объектив с углом поля зрения 83° и более

45. Широкоугольный съемочный объектив

Широкоугольный объектив

D. Weitwinkelobjektiv

Е. Wide-angle lens

F. Objectif grand-angle

Съемочный фотографический объектив с углом поля зрения от 52° до 82° включительно

46. Нормальный съемочный объектив

Нормальный объектив

D. Normalobjektiv

Е. Normal-angle lens

F. Objectif normal

Съемочный фотографический объектив с углом поля зрения от 40° до 51° включительно

47. Длиннофокусный съемочный объектив

Длиннофокусный объектив

D. Teleobjektiv

Е. Long focus lens

F. Objectif grande focale

Съемочный фотографический объектив с углом поля зрения от 10° до 39° включительно

48. Сверхдлиннофокусный съемочный объектив

Сверхдлиннофокусный объектив

D. Superteleobjektiv

Съемочный фотографический объектив с углом поля зрения 9° и менее

49. Съемочный объектив с асферической оптикой

Объектив с асферической оптикой

D.Objektiv

Е. Aspheric lens

F. Objectif

Съемочный фотографический объектив, в котором одна или несколько линз имеют асферические поверхности

50. Съемочный объектив «рыбий глаз»

Объектив «рыбий глаз»

D. Fischeye-Objektiv

Е. Fish-eye lens

Съемочный фотографический объектив с углом поля зрения 180° и более и с бочкообразной дисторсией

51. Съемочный объектив с подвижным компонентом

Объектив с подвижным компонентом

D. Floatingobjektiv

Е. Floating lens

Съемочный фотографический объектив, в котором линзы или группы линз смещаются относительно друг друга для повышения качества изображения при съемках с конечных расстояний

52. Съемочный объектив с флюоритовой оптикой

Объектив с флюоритовой оптикой

D. Fluoritobjektiv

E. Fluorite lens

F. Objectif la fluorine

Съемочный фотографический объектив, в котором для уменьшения хроматических аберраций применяют одну или несколько линз из флюорита

53. Макросъемочный объектив

D. Makroobjektiv

E. Macrolens

F. Objectif de photomacrographie

Съемочный фотографический объектив, специально корригированный для съемки с конечных коротких расстояний

54. Съемочный объектив со смещением оптической оси

Объектив со смещением оптической оси

D. Schiftobjektiv

Е. Shift lens

Съемочный фотографический объектив, в котором его оптическая система может смещаться относительно деталей присоединительной оправы в направлении, перпендикулярном к оптической оси

55. Съемочный объектив с наклоном оптической оси

Объектив с наклоном оптической оси

D. Tiltobjektiv

Е. Tilt lens

Съемочный фотографический объектив, в котором ось оптической системы может наклоняться относительно опорной плоскости присоединительной оправы

56. Зеркальный съемочный объектив

Зеркальный объектив

D. Spiegelobjektiv

Е. Mirror lens

F. Objectif miroir

Съемочный фотографический объектив, в котором оптическая система включает не менее двух отражающих поверхностей и имеет конструктивную длину, значительно меньшую фокусного расстояния

57. Mягкорисующий объектив

D. Weichzeichnerobjektiv

E. Soft-focus lens

F. Objeciif flou

Съемочный фотографический объектив, в котором передача контраста снижена для получения плавных переходов по контурам оптического изображения

58. Съемочный телеобъектив

Телеобъектив

D. Echtes Teleobjectiv

E. Telepholo lens

Съемочный фотографический объектив, в котором расстояние от передней оптической поверхности до задней фокальной плоскости меньше фокусного расстояния

59. Ретрофокусный объектив

D. Retrofocus-Objektiv

E. Retrofocus lens

Съемочный фотографический объектив, в котором расстояние от последней оптической поверхности до задней фокальной плоскости больше фокусного расстояния

60. Жестковстроенный объектив

D. Festobjektiv

Несменяемый съемочный фотографический объектив, который соединен с корпусом фотоаппарата при сборке

61. Сменный съемочный объектив

Сменный объектив

D. Wechselobjektiv

Е. Interchangeable lens

F. Objectif interchangeable

Съемочный фотографический объектив, способ крепления которого к корпусу фотоаппарата позволяет заменить его другим объективом с аналогичным креплением при эксплуатации

62. Штатный съемочный объектив

Штатный объектив

D. Standardobjektiv

Е. Standard lens

F. Objectif standard

Установленный для данного типа фотоаппарата съемочный фотографический объектив, входящий в комплект поставки фотоаппарата.

Примечание. Для одного фотоаппарата в качестве штатного можно использовать сменные съемочные объективы нескольких типов

63. Постоянная диафрагма

D. Festblende

E. Fixed stop

F. Diaphragme fixe

Диафрагма съемочного фотографического объектива с постоянным отверстием

64. Неавтоматическая диафрагма

D. Manuell einstellbare Blende

E. Manual stop

F. Diaphragme manuel

Диафрагма съемочного объектива с переменным отверстием, установку которой осуществляют вручную

65. Диафрагма с фиксатором

D. Rastblende

E. Click stop

F. Diaphragme crans

Неавтоматическая диафрагма, которую устанавливают вручную, и значение относительного отверстия фиксируют

66. Диафрагма с предварительной установкой

D. Vorwahlblende

E. Preset stop

F. Diaphragme

Диафрагма съемочного фотографического объектива с устройством для предварительного выбора значения относительного отверстия и установку которой осуществляют вручную

67. Автоматизированная диафрагма

D. Automatische Blende

E. Automatic stop

F. Diaphragme automatique

Диафрагма съемочного фотографического объектива, установка которой автоматизирована

68. Прыгающая диафрагма

D. Springblende

Диафрагма съемочного фотографического объектива, отверстие которой изменяется до заранее выбранного размера под действием пружины.

Примечание. Предварительный выбор размера относительного отверстия можно осуществлять вручную или экспонометрическим устройством

69. Нажимная диафрагма

D. Druckblende

Диафрагма съемочного фотографического объектива, отверстие которой изменяется до заранее выбранного размера с преодолением усилия пружины, открывающей диафрагму.

Примечание. Предварительный выбор размера относительного отверстия может осуществляться вручную или экспонометрическим устройством

70. Имитатор диафрагмы

D. Blendensimulator

Устройство в съемочном фотографическом объективе, с помощью которого устанавливается предварительно выбранный размер относительного отверстия для оценки экспозиционных параметров

71. Передача значения диафрагмы

D.

Механическая или электрическая передача предварительно выбранного значения относительного отверстия в экспонометрическое устройство фотоаппарата

72. Расстояние до предмета

D. Einstellentfernung

E. Focussing distance

F. Distance de mise au point

Расстояние от плоскости предмета до плоскости изображения на фотоматериале в съемочном фотографическом объективе

73. Фиксированная фокусировка

D. Fixfocuseinstellung

E. Fixed focus

F. Mise au point fixe

Установка съемочного фотографического объектива на постоянное расстояние до предмета.

Примечание. Съемочный фотографический объектив с фиксированной фокусировкой не имеет устройства для установки на другое расстояние до предмета

74. Гиперфокальное расстояние

D. Hyperfokale Entfernung

E. Hyperfocal distance

F. Distance hyperfocale

Расстояние от плоскости изображения до передней границы резко изображаемого пространства при установке съемочного фотографического объектива на бесконечность

75. Инфракрасный индекс

D. Infrarotindex

E. IR index

F. Index de mise au point infrarouge

Дополнительная маркировка на съемочном фотографическом объективе для съемки в инфракрасном свете, служащая точкой отсчета при установке шкалы расстояний

76. Перевернутое положение объектива

D. Retrostellung

Положение съемочного фотографического объектива, при котором его задняя линза обращена к предмету

Глубина резкости

34

Диафрагма автоматизированная

67

Диафрагма нажимная

69

Диафрагма неавтоматическая

64

.Диафрагма объектива

31

Диафрагма постоянная

63

Диафрагма прыгающая

68

Диафрагма съемочного объектива

31

Диафрагма с предварительной установкой

66

Диафрагма с фиксатором

65

Имитатор диафрагмы

70

Индекс инфракрасный

75

Конвертер

42

Кружок нерезкости

38

Линза насадочная

39

Объектив длиннофокусный

47

Объектив жестковстроенный

60

Объектив зеркальный

56

Объектив макросъемочный

53

Объектив мягкорисующий

57

Объектив насадочный

40

Объектив нормальный

46

Объектив ретрофокусный

59

Объектив «рыбий глаз»

50

Объектив с асферической оптикой

49

Объектив с наклоном оптической оси

55

Объектив с переменным фокусным расстоянием

43

Объектив с переменным фокусным расстоянием съемочный

43

Объектив с подвижным компонентом

51

Объектив с флюоритовой оптикой

52

Объектив сверхдлиннофокусный

48

Объектив съемочный сверхширокоугольный

44

Объектив сменный

61

Объектив со смещением оптической оси

54

Объектив составной

41

Объектив съемочный

29

Объектив съемочный длиннофокусный

47

Объектив съемочный зеркальный

56

Объектив съемочный нормальный

46

Объектив съемочный «рыбий глаз»

50

Объектив съемочный с асферической оптикой

49

Объектив съемочный с наклоном оптической оси

55

Объектив съемочный с переменным фокусным расстоянием

43

Объектив съемочный с подвижным компонентом

51

Объектив съемочный с флюоритовой оптикой

52

Объектив съемочный сверхдлиннофокусный

48

Объектив съемочный сверхширокоугольный

44

Объектив съемочный сменный

61

Объектив съемочный со смещением оптической оси

54

Объектив съемочный составной

41

Объектив съемочный широкоугольный

45

Объектив съемочный штатный

62

Объектив фотографический съемочный

29

Объектив широкоугольный

45

Объектив штатный

62

Окно кадровое

3

Оправа присоединительная

36

Отверстие относительное

32

Отрезок рабочий

37

Передача значения диафрагмы

71

Положение объектива перевернутое

76

Расстояние гиперфокальное

74

Расстояние до предмета

72

Расстояние фокусное

30

Расстояние фокусное съемочного объектива

30

Стереофотоаппарат

25

Телеобъектив

58

Телеобъектив съемочный

58

Угол поля зрения

35

Фокусировка фиксированная

73

Формат кадра

2

Фотоаппарат

1

Фотоаппарат автоматический

22

Фотоаппарат дальномерный

15

Фотоаппарат зеркальный

17

Фотоаппарат зеркальный двухобъективный

19

Фотоаппарат зеркальный однообъективный

18

Фотоаппарат кассетный

5

Фотоаппарат крупноформатный

12

Фотоаппарат малоформатный

10

Фотоаппарат миниатюрный

8

Фотоаппарат неавтоматический

20

Фотоаппарат незеркальный

16

Фотоаппарат одноступенного процесса

24

Фотоаппарат панорамный

26

Фотоаппарат пластиночный

7

Фотоаппарат подводный

27

Фотоаппарат полуавтоматический

21

Фотоаппарат полуформатный

9

Фотоаппарат под роликовую фотопленку

6

Фотоаппарат с внутрикамерной обработкой

24

Фотоаппарат с матовым стеклом

13

Фотоаппарат с многорежимной автоматикой

23

Фотоаппарат среднеформатный

11

Фотоаппарат широкоугольный

28

Фотоаппарат шкальный

14

Фотоаппарат 35-мм

4

Число диафрагменное

33

Anlagemass

37

Objektiv

49

Aufnahmeobjektiv

29

Automatische Blende

67

Automatische Kamera

22

Bildfenster

3

Bildformat

2

Bildwinkel

35

Blendensimulator

70


71

Blendenzahl

33

Brennweite

30

Druckblende

69

Echtes Teleobjektiv

58

Spiegelreflexkamera

18

Einstellentfernung

72

Festblende

63

Festobjektiv

60

Fischeye-Objektiv

50

Fixfocuseinstellung

73

Floatingobjektiv

51

Fluoritobjektiv

52

Grossformatkamera

12

Halbautomatische Kamera

21

Halbformatkamera

9

Hyperfokale Entfernung

74

Infrarotindex

75

Kameraanschluss

36

Kassettenkamera

5

Kleinbildkamera

4, 10

Kleinstbildkamera

8

Konverter

42

Makroobjektiv

53

Manuell einstellbare Blende

64

Mattscheibenkamera

13

Mehrfachautomatik-Kamera

23

Messsucherkamera

15

Mittelformatkamera

11

Nichtautomatische Kamera

20

Nichtreflexkamera

16

Normalobjektiv

46

Objektivblende

31

Panoramakamera

26

Plattenkamera

7

Rastblende

65

Relative

32

Retrofocus-Objektiv

59

Retrostellung

76

Rollfilmkamera

6

Satzobjektiv

41


34

Schiftobjektiv

54

Sofortbildkamera

24

Spiegelobjektiv

56

Spiegelreflexkamera

17

Springblende

68

Standardobjektiv

62

Stehbildkamera

1

Stereokamera

25

Sucherkamera

14

Superteleobjektiv

48

Superweitwinkelobjektiv

44

Teleobjektiv

47

Tiltobjektiv

55

38

Unterwasserkamera

27

Varioobjektiv

43

Vorsatzlinse

39

Vorsatzobjektiv

40

Vorwahlblende

66

Wechselobjektiv

61

Weichzeichnerobjektiv

57

Weitwinkelkamera

28

Weitwinkelobjektiv

45

Spiegelreflexkamera

19

Aspheric lens

49

Automatic camera

22

Automatic stop

67

Camera lens

29

Cartridge camera

5

Circle of confusion

38

Click stop

65

Close-up lens

39

Converter

42

Convertible lens

41

Depth of field

34

F-number

33

Field angle

35

Fish-eye lens

50

Fixed focus

73

Fixed stop

63

Flange focal distance

37

Floating lens

51

Fluorite lens

52

Focal length

30

Foccussing distance

72

Gate aperture

3

Ground glass camera

13

Half-format camera

9

Hyperfocal distance

74

Interchangeable lens

61

Instant camera

24

IR index

75

Large format camera

12

Lens stop

31

Long focus lens

47

Macrolens

53

Manual stop

64

Medium format camera

11

Miniature format camera

10

Mirror lens

56

Multifunctional camera

23

Non-automatic camera

20

Non-reflex camera

16

Normal-angle lens

46

Panoramic camera

26

Picture format

2

Plate camera

7

Preset stop

66

Rangefinder camera

15

Reflex camera

17

Relative aperture

32

Retrofocus lens

59

Roll-film camera

6

Single-lens reflex camera

18

Soft-focus lens

57

Semiautomatic camera

21

Shift lens

54

Standard lens

62

Stereo camera

25

Still picture camera

1

Subminiature camera

8

Superwide-angle lens

44

Supplementary lens

40

Telephoto lens

58

Tilt lens

55

Twin-lens reflex camera

19

Underwater camera

27

Varifocaf lens

43

Viewfinder camera

14

Wide-angle camera

28

Wide-angle lens

45

35 mm camera

4

Angle de champ

35

Appareil automatique

22

Appareil chargeur

5

Appareil demi-automatique

21

Appareil de demi-format

9

Appareil pour le film bobine

6

Appareil de format moyen

11

Appareil de grand format

12

Appareil grand-angle

28

Appareil non-automatique

20

Appareil non-reflex

16

Appareil panoramique

26

Appareil de petit format

4, 10

Appareil de photographie foraine

24

Appareil photographique

1

Appareil plaques

7

Appareil reflex

17

Appareil reflex deux objectifs

19

Appareil reflex un objectif

18

Appareil sous-marin

27

Appareil

25

Appareil

15

Appareil ultra-miniature

8

Appareil verre

13

Appdreil viseur

14

Bonette d’approche

39

Cercle de confusion

38

Diaphragme automatique

67

Diaphragme crans

65

Diaphragme fixe

63

Diaphragme manuel

64

Diaphragme de I’objectif

31

Diaphragme

66

Distance hyperfocale

74

Distance de mise au point

72


3

Format d’image

2

Index de mise au point infrarouge

75

Longueur focale

30

Mise au point fixe

73

Nombre d’ouverture

33

Objectif

49

Objectif flou

57

Objectif la fluorine

52

Objectit focale variable

43

Objectif grand-angle

45

Objectif grande focale

47

Objectif interchangeable

61

Objectif miroir

56

Objectif normal

46

Objectif photographique

29

Objectif de photomacrographie

53

Objectif standard

62

Objectif grand angle de champ

44

Ouverture relative

32

Profondeur de champ

34

Trousse d’objectifs

41

Как избежать ошибок при использовании широкоугольного объектива

Широкоугольные объективы часто неправильно используются или выбираются по ошибочным причинам. Многие новички покупают действительно хороший объектив с широким углом, 50-миллиметровый (потому что кто-то посоветовал) и более длинный зум-объектив. Но самой большой ошибкой является непонимание того, как они работают, почему вам нужен конкретно каждый из них и для какой ситуации.

В этой статье мы рассмотрим широкоугольные объективы. Что они делают, как их использовать и как избежать следующих пяти наиболее распространенных ошибок, которые допускают фотографы.

  • Все на изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива.
  • Отсутствует четкий объект съемки.
  • Широкоугольный объектив используется только для того, чтобы поместить больше объектов в кадр.
  • Съемка неудачных фотографий людей.
  • Съемка с широкоугольным объективом без причины.

Что такое широкоугольный объектив?

Технически это любой объектив, который имеет более широкий угол обзора, чем  человеческий глаз. Еще во времена пленки 50-миллиметровый объектив считался «нормальным», потому что он дает картинку, которая ближе всего к той, которую видит человек. Теперь с «цифрой» это немного сложнее — 50 мм считается нормальным для полнокадровых камер, что соответствует приблизительно 35 мм для APS-C или кроп-сенсоров (для того же угла обзора).

Таким образом, все объективы, фокусное расстояние которых превышает 50 мм (полный кадр) или 35 мм (APS-C), считаются широкоугольными объективами. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире будет кадр, например; 15 мм, который является сверхшироким (полный кадр) или 10 мм (специальный объектив, сделанный только для камер APS-C). Еще более широкие объективы считаются объективами «рыбий глаз», при съемке изображение становится практически круглым.

Что делает широкоугольный объектив?

Широкоугольные объективы искажают предметы и улучшают перспективу: объекты, расположенные ближе к камере, кажутся более крупными, чем те, которые находятся дальше, даже если они одинакового размера в реальности.

Посмотрите на фотографию знака метро выше; обратите внимание, насколько больше его часть, расположенная ближе к камере, по сравнению с дальней. Это результат работы широкоугольного оптического объектива. То же самое видно на фотографии с Бруклинским  мостом сверху и со зданиями ниже.

Давайте сравним изображения ниже, снятые при помощи широкоугольного и телеобъектива соответственно.

17-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (для получения этого угла обзора вам нужно использовать 11 мм на APS-C)  

75-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (50-мм объектив на фотоаппарате APS-C даст вам примерно тот же угол обзора)

Посмотрите на размер трактора на двух изображениях. Обратите внимание, насколько визуально больше трактор на первом фото по сравнению с объектом на заднем плане. Посмотрите, как изменилось соотношение размеров на втором изображении? Трактор не двигался между снимками, расстояние между объектами тоже не менялось. Единственное, что изменилось —  объектив, который использовал фотограф, а также расстояние между объектом и камерой.

  

5 ошибок начинающих при использовании широкоугольного объектива

  • Все на вашем изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива

Чтобы использовать широкоугольный объектив правильно, вам нужен какой-то объект на близком расстоянии к объективу.

Это было снято с 24-миллиметровым объективом. Здесь отсутствует объект, потому что все элементы находятся на одном и том же расстоянии от камеры. Сравните с изображением трактора выше, особенно с широкоугольным снимком: трактор на нем буквально оживает

Теперь посмотрим на два изображения велосипеда ниже. На снимке слева нет ничего выделяющегося. По мере приближения фокус переходит на велосипед. Фотограф находился всего лишь в нескольких дюймах от передней шины, когда делал второй снимок.

  

Вы не можете оставаться незаметным, когда занимаетесь широкоугольной съемкой. Чтобы сделать ваши снимки более интересными, иметь больше глубины и перспективы — вам нужно приближаться к снимаемым объектам. Попытайтесь найти объект на очень близком расстоянии к объективу, что-то еще на среднем расстоянии, а фон оставить еще дальше. Это придаст вашей фотографии глубины.

Изображение выше было снято с бедра (буквально), когда фотограф пересек улицу в Нью-Йорке. Готовое изображение было обрезано и обработано следующим образом.

Истинный Нью-Йорк — шумный центр деятельности. И перспектива, полученная при помощи широкоугольного объектива, переносит зрителя в самую гущу. Вы чувствуете хаос через фото?

Еще один пример.

Красивый восход солнца, но может показаться, что ему чего-то не хватает

Лучше всего добавить человека в кадр, близость к камере вносит глубину

  • В изображении нет четкого объекта

Эта ошибка тесно связана с первой. Когда все находится на равном расстоянии от объектива, все объекты выглядят маленькими и несущественными. Как только вы приблизитесь, чтобы сделать объект в кадре более крупным, он начнет визуально выделяться.

В этих примерах фотограф начал с 17-мм и очень низкого угла съемки. Он хотел подчеркнуть перспективу через сходящиеся линии железнодорожных путей.

  

В первом снимке (выше) этого не удалось достичь, в нем нет четкого объекта, на котором бы зритель мог задержать взгляд. Затем фокус был сделан на гвозде, который торчал из доски. Вышло лучше, но потом обнаружился торчащий из гнилых досок желтый лист. Подсвеченный солнцем, он действительно выделялся на фото. Лист стал фокусной точкой изображения не только из-за своего размера в кадре, он яркого теплого цвета, не центрирован, а также на него падает свет определенным образом.

Какую историю вы хотите рассказать в своей фотографии?

Используйте все свои чувства, чтобы проникнуться тем, что происходит вокруг вас, когда вы фотографируете. Как вы можете связать это с вашим изображением?

Изображение выше было сделано в Базилике Нотр-Дам в Монреале.

Широкоугольный объектив был использован, чтобы сосредоточить больше внимания на статуях и кафедре и меньше — на главном алтаре. Глаз зрителя «идет» к ним из-за их размера в кадре.

Наконец, продумывайте композицию и освещение. Если объект съемки будет размещен не в центре, фотография будет интереснее. Убедитесь, что он хорошо освещен, а задний план не отвлекает зрителя.

  • Ошибка №3 — попытка вместить слишком много всего в кадр

Уличный продавец в Гаване, Куба; 17-миллиметровый объектив (полный кадр)

Выберите что-то интересное на прилавке, чтобы сфокусироваться, пока остальная его часть будет играть роль фона. Необходимо выбрать какой-то один объект, а не всю комнату, рынок или другое место. Ваш посыл будет разбавленным, если вы попытаетесь вместить как можно больше вещей в кадр.

Упрощайте — упрощайте — упрощайте. Часто в фотографии, меньше — это больше. Скажите больше с меньшим количеством вещей  в своих изображениях. Посмотрите, насколько просты, но в то же время графичны, фотографии ниже?

  • Снимаете неудачные фотографии людей

Широкоугольные объективы искажают объекты в  кадре. Таким образом, нос человека на фото будет удлиняться, челюсть будет торчать, а голова — выглядеть просто громадной!

17-миллиметровый объектив — не очень удачное фото модели

Такая съемка, как правило, не подходит большинству людей. Если вы хотите удачно сфотографировать человека, просто не используйте широкоугольный объектив. Вам нужно понять, какой эффект он будет производить на фото и использовать с мудростью.

35 мм — немного лучше

70 мм — другое дело. 85 мм является общим фокусным расстоянием для портретных фотографий. Лицо выглядит приятно, отображается меньше фона, внимание зрителя фокусируется на лице модели

160 мм — отлично подходит для съемки головы

Поэкспериментируйте со всеми объективами, которые у вас есть, подумайте, если бы фотографировали вас, то вы бы хотели в итоге получить изображение, снято с каким объективом? С ним и фотографируйте.

Используйте широкоугольный объектив, чтобы фотографировать людей, которые показывают свое окружение (вспомните владельца магазина в приведенном выше примере), добавьте веселья или даже немного юмора, расскажите историю. Но знайте, что это фото, вероятно, не будет лестным для модели.

Если вы намерены сделать лестный для модели портрет — выберите объектив чуть длиннее обычного в коротком телефото диапазоне (85-135 мм в полноэкранном режиме, 60-90 мм APS-C).

Широкоугольный вид показывает всю картину целиком. Это путеводитель и шаман в Перу, играющий в Мачу-Пикчу. Задний план в данном случае очень важен — он рассказывает часть истории

Юмор и широкоугольная съемка отлично сочетаются

Дети — очень важный объект съемки, с которыми вы можете немного повеселиться. Пусть в них проснется дух исследователей, и они приближаются к широкоугольному объективу. Это добавит ощущение игривости и веселья всем фотографиям.

  • Съемка с широкоугольным объективом хороша просто «потому что хороша»

Последняя ошибка заключается в использовании широкоугольного объектива только потому, что «он классный». Часто, когда люди покупают новый объектив,  какое-то время только его и используют, причем где нужно и не нужно.

Успех с широким объективом

Выберите свой объектив, отталкиваясь от эффекта, который вы хотите получить в своих снимках.

Сходящиеся линии длинного коридора ведут зрителя к сцене

Подходите ближе, находите четко определенный и понятный объект съемки, не старайтесь поместить в кадр как можно больше вещей, правильно фотографируйте людей с широкоугольным объективом и принимайте осознанные решения о его использовании в целом.

Широкоугольный объектив — что это — Technovybor.ru

Широкоугольный объектив предназначен для акцентирования глубины и относительного размера в снимке. Но чтобы максимально использовать все возможности, которые открывает широкоугольный объектив, необходимо разобраться в использовании его уникальных характеристик.

Содержание

  1. Обзор
  2. Широкоугольная перспектива
  3. Наклон вертикали
  4. Съёмка в замкнутых пространствах
  5. Поляризационные фильтры
  6. Управление светом
  7. Глубина резкости

Обзор

Часто под «широкоугольным» подразумевают объектив, фокусное расстояние которого менее 35 мм. Со сверхшироким углом всё несколько сложнее, но в большинстве случаев это соответствует фокусному расстоянию 20-24 мм и меньше. У небольших камер широкий угол соответствует максимальному раскрытию зума, а вот сверхширокий угол появляется только при использовании специального адаптера. Тем не менее, чем короче фокусное расстояние, тем больше раскрываются эффекты широкоугольного объектива. Почему же широкоугольные объективы уникальны? Их используют в тех случаях, когда невозможно отдалиться от предмета достаточно далеко, но важно уместить предмет съёмки в один кадр. Но очень часто широкоугольные объективы применяют и для того, чтобы максимально приблизиться к объекту. Особенности такого объектива: — охватывает широкий угол зрения; — имеет минимальную дистанцию фокусировки. На первый взгляд эти характеристики кажутся базовыми, но они открывают большой набор возможностей.

Широкоугольная перспектива

Широкий угол зрения приводит к тому, что близлежащие объекты кажутся огромными, а дальние — маленькими и очень далёкими. Причина — угол зрения. 

 Поэтому одна и та же композиция, снятая на широкоугольный и телеобъектив, смотрится по-разному. Широкоугольный объектив не влияет на перспективу, на него влияет только положение фотографа относительно объекта в момент съёмки. На практике при использовании широкоугольного объектива приходится приближаться к объекту, что не может не влиять на перспективу. Снимать людей необходимо с осторожностью, поскольку пропорции тела становятся неестественными. Для этих целей лучше применять обычную портретную съёмку.

Наклон вертикали

Когда широкоугольный объектив отклоняют от линии горизонта, это приводит к тому, что исходно параллельные вертикальные линии начинают сходиться. Даже небольшое изменение в композиции, которое будет незаметно при обычной съёмке, значительно изменит положение точки схождения. Неверно выбранный ракурс сильно исказит всю композицию, но порой именно этот эффект используется как художественный эффект. Уменьшить схождение по вертикали можно несколькими способами: — направить камеру ближе к линии горизонта — отдалиться от объекта съёмки; — использовать объектив с большим фокусным расстоянием; — обрабатывать снимки в программах-редакторах. Все эти способы имеют свои недостатки: потеря разрешения, перспективы, высокая стоимость, потеря качества изображений.

Съёмка в замкнутых пространствах

Для съёмки в замкнутых пространствах широкоугольный объектив может стать незаменимым, так как иногда невозможно отдалиться от предмета, чтобы он целиком поместился в кадр. Его можно применять для съёмки интерьеров или помещений.

Поляризационные фильтры

Крайне неудачное сочетание поляризационных фильтров с широкоугольным объективом. Поляризатор напрямую зависит от угла относительно солнца. Если камера расположена под прямым углом к солнцу, то эффект фильтра будет максимальным. Если же камера направлена по солнцу или против него, то эффекта не будет. При использовании широкоугольного объектива одна граница кадра может располагаться под прямым углом к солнцу, а другая перпендикулярно ему. В этом случае поляризация негативно отразится на кадре.

Управление светом

Использую широкоугольный объектив будьте готовы к сильной вариации интенсивности света, поэтому нужно больше времени потратить на определение нужной экспозиции. Следует помнить о сильной подверженности бликам, так как солнце зачастую оказывается в кадре. К тому же, очень сложно закрывать объектив от попадания боковых лучей.

Глубина резкости

При увеличении предмета съёмки, широкоугольный объектив обеспечит достаточную глубину резкости. Широкоугольные объективы имеют репутацию повышающих глубину резкости, хотя причина только лишь в их частом применении.


LS: Удивительное трио: Distagon, Biogon и Hologon


Ретрофокусные объективы – причины появления.

В фотографии, под термином «стандартный/нормальный объектив» обычно понимается объектив с фокусным расстоянием равным диагонали кадрового окна. Кадр 24×36 мм имеет диагональ 43,3 мм, кадр APS-C – 28,4 мм, среднеформатный аппарат снимающий на пленку между 70 и 90 мм, а цифровой вариант таких камер между 55 и 60 мм.

Широкоугольными считаются все объективы, фокусное расстояние которых значительно меньше, чем диагональ кадра. При фокусном расстояние примерно равным длинной стороне кадра, объектив считается умеренно широкоугольным. При фокусном расстояние имеющем значение между длиной короткой стороны кадра или половиной диагонали кадра объектив считается сверх широкоугольным. А при еще более коротком фокусном расстоянии – экстремально широкоугольным объективом. Граница между «сверх» и «экстрим» не являются точно определенной, и во многом определяются личными предпочтениями.

Объектив с более коротким фокусным расстоянием может быть получен, из уже существующего, за счет соответствующего уменьшения его размеров. Многие объективы для мало и средне форматных камер очень похожи по конструкции, и отличаются только размерами. Конечно, при таком «масштабировании» оптических конструкций, уменьшается поле изображения и расстояние между задней линзой объектива и плоскостью изображения, что не всегда желательно. Поэтому получить широкоугольный объектив только уменьшив его размер не получиться, так как с изменением фокусного расстояния пропорционально уменьшается круг изображения, и в результате угол поля зрения остаётся неизменным.

На практике многие умеренные широкоугольные объективы были созданы на основе оптических схем стандартных объективов, таких как Tessar или Planar. Однако, при необходимости существенно увеличить угол поля зрения, при хорошей коррекции аберраций, такие схемы уже не могут быть использованы. Создание широкоугольных объективов всегда требует от конструктора новых идей, что делает их разработку одной из самых сложных задач в области оптики.

Еще одной специфической проблемой в создании широкоугольного объектива, является то, что во многих камерах расстояние от последнего оптического элемента в объективе до плоскости изображения не должно быть меньше определенного значения. Это пространство необходимо для размещения некоторых функциональных узлов камеры, например, зеркала и механизма его подъема в зеркальных камерах или цветоделительной призмы в цифровых камерах с тремя отдельными датчиками для трех основных цветов. В 1930-х годах, кинокамеры часто имели револьверный блок объективов для быстрого изменения фокусного расстояния, что также накладывало ограничения на расстояние между объективом и плоскостью изображения.

В 1917 году для съемки цветных кинофильмов был разработан процесс Technicolor, который с 1932 года начинает широко применяться в киноиндустрии. Использование этого процесса также накладывало определенные ограничения на расстояние между задней линзой объектива и плоскостью пленки. Так как в этом пространстве должна была находиться цветоделительная призма для получения первоначально двух, а позднее трех изображений в дополнительных цветах, необходимых для получения полноцветного изображения. Призма занимала так много места между объективом и пленкой, что это не позволяло использовать объективы с фокусным расстоянием короче, чем 50 мм. В то время для получения более широкого угла зрения такой кинокамеры использовались специальные насадки, которая закреплялась на передней части обычного объектива.

Рассеивающие действие отрицательного оптического элемента такой насадки увеличивает угол зрения, и немного уменьшает оптическую силу расположенного за ним положительного оптического компонента, что приводит к увеличению заднего фокусного расстояния. Такая конструкция очень похожа на теле объектив, но с расположенными в обратной последовательности оптическими элементами поэтому, их также часто называют перевернутый телеобъектив.

В 1950 году Пьер Анжени и Гарри Цёльнер из Carl Zeiss Jena практически одновременно подали заявки на получение патента на первый объектив для 35-мм зеркальной камеры, основанный на принципе перевернутого телеобъектива. Объектив из Carl Zeiss Jena получил название «Flektogon». А компания Angenieux назвала свою модель «Retrofocus», чтобы сделать акцент на смещении заднего фокуса. В последствие название «Retrofocus», стало именем нарицательным и обозначает все объективы, сделанные по схеме перевернутого телеобъектива.

 

Оптическая схема первого ретрофокусного
объектива разработаного в Carl Zeiss Oberkochen,
Distagon 5,6/60 для фотокамеры Hasselblad 1000F (1954).

С конца 1952 года ретрофокусные широкоугольные объективы были разработаны и в Carl Zeiss Oberkochen. Первой моделью был объектив Distagon 5,6/60мм для камеры Hasselblad 1000F. С тех пор все ретрофокусные объективы Carl Zeiss Oberkochen называются «Distagon».

Не смотря на достаточно простую идею ретрофокусного объектива, изначально конструкторы столкнулись с некоторыми сложностями. Из-за очень сильной асимметричности конструкции некоторые виды аберраций проявляются гораздо сильнее чем в конструкциях с симметричным дизайном, где передний и задний компоненты взаимно компенсирует аберрации друг друга.

В наибольшей степени возникали трудности со следующими искажениями – кома, дисторсия и продольные хроматические аберрации. Сложное взаимное влияние отдельных компонентов объектива делало подбор оптимальной коррекции аберраций очень длительным по времени. А так как при разработке первых объективов Distagon в 1950-х годах практически не использовались средства компьютерного расчета, это накладывало ограничения на сложность их оптической конструкции.

Успех оптической схемы Distagon в 60-х, 70-х годах 20 века, неразрывно связан с увеличением доли автоматизированных оптических расчетов, ростом производительности компьютерной техники и улучшению программного обеспечения. Что позволило создать множество отличных моделей по схеме Distagon.

К середине 70-х годов 20 века, прогресс в разработке ретрофокусных объективов, продолжился, благодаря появлению новых типов оптических стекол с недоступными ранее характеристиками. В настоящее время оптическая схема Distagon является одной из самых важных и лучших схемотехник для объективов ZEISS, особенно если требуются большие углы поля зрения и высокая светосила. Конечно, объектив, получается не очень компактный и простой по конструкции. Но достигаемые характеристики того стоят

.

 

Оптическая схема современного объектива,
Distagon T* 2/25 ZF. 2

Техническое задание на объектив может требовать очень большой асимметричности от его конструкции, например, как в случае с моделями для трех-матричных видеокамер формата 2/3 дюйма. В таких камерах используется цветоделительная призма, имеющая длину 48 миллиметров и соответственно расстояние между задней линзой и матрицей должно быть значительно больше, чем фокусное расстояние самого объектива: Широкоугольник Distagon DigiWide 1,7/3,9 мм (соответствует примерно 14 мм в формате 35 мм) имеет общую длину в 60 раз больше, чем фокусное расстояние.

В таких камерах, схема Distagon используется не только для широкоугольных моделей: например, DigiPrime Distagon 1,5/70 мм (имеет угол поля зрения эквивалентный 280 мм объективу для камеры 35 мм) выполнен по ретрофокусной схеме из-за необходимости иметь больше заднее фокусное расстояние и телецентричную конструкцию.

Современные высококачественные объективы типа Distagon могут иметь достаточно сложную конструкцию: от 12 до 16 оптических элементов в них не являются редкостью. Например, объектив ZEISS Ultraprime Distagon 2.8/8 мм для 35 мм кинокамер, с углом поля зрения 130°, состоит из 24 линз.

Другой подход к высокому качеству изображения: симметричные широкоугольные объективы.

Если конструкция камеры позволяет, чтобы задний оптический элемент объектива, располагался достаточно близко к фокальной плоскости, то для широкоугольника можно использовать симметричную оптическую схему, которая при более простой конструкции будет давать изображение, сопоставимое по качеству с лучшими образцами Distagon.

Первый патент на новый вид симметричных широкоугольных объективов был получен в 1946 советским ученым-оптиком Михаилом Русиновым. Схема напоминала два ретрофокусных объектива расположенных положительными элементами друг к другу.

 

Оптическая схема первого объектива Biogon f/4. 5  

Использую эту конструкцию как основу Людвиг Бертеле в 1951 разработал легендарный Zeiss Biogon. В то время, он имел максимальную диафрагму 4,5, выпускалось несколько моделей с разными фокусными расстояниями в зависимости от формата камеры: 21 мм для 35-мм малоформатных камер, 38 мм для среднеформатных камер 6х6, 45 мм для среднеформатных камер 6х7, 53 мм для среднеформатных камер 6х9 и 75 мм для крупноформатных камер 9×12. Кроме этого существовал тестовый прототип Biogon 2.8/38 и Biogon 5.6/60 для фотограмметрии, которые были разработаны по заказу NASA.

Название «Biogon» впервые было использовано в 1936 году в названии объектива 2.8/35мм для дальномерной камеры Contax, также разработанного Людвигом Бертеле. Слог «био» в его названии имел другой смысл, чем сегодня, когда «био» ассоциируется с экологическими продуктами. В то время слог «био» использовался в названии самых разных по техническим характеристикам объективах, например, модель «Biotar» о которой было рассказано ранее и означал возможность получения очень динамичных фотографий.

Качество изображения первых объективов Biogon было настолько сенсационным для 1950-х годов, что это привело к настоящему буму съемки широкоугольными объективами. В дополнение к отличной контрастности и резкости, эти объективы также имеют идеальную геометрию изображения практически без искажений. У модели Biogon 4,5/21, максимальное радиальное отклонение составляло всего 40 мкм. То есть менее чем 0,1%, что в сравнении с 2-4%, типичными для ретрофокусных объективов, является практически идеальным значением.

 

Cравнение объективов Distagon 2,8 / 25 (справа) с Biogon 4,5 / 21 (cлева),
для камеры Zeiss Ikon. Как видно из снимка объективы имеют
практически одинаковую длину, но конструкция Biogon почти полностью
находиться внутри камеры.

У современных моделей объективов Biogon немного увеличилось заднее фокусное расстояние, что было вызвано необходимостью размещения датчиков системы замера экспозиции. Так, например, у первого Biogon 4,5/21 это расстояние составляло всего 9 мм, у такой же модели для камер ContaxG – 12 мм, а у современных объективов серии ZM– 15 мм. По этой причине, геометрические искажения также немного увеличились, но все равно остаются почти неразличимыми.

Легенда среди фотообъективов.

Критичность матриц современных цифровых камер к углу падения света на них, является причиной почему возращение некоторых легендарных в прошлом объективов пока не представляется возможных. К таким моделям относиться экстремально широкоугольный объектив Hologon.

Объектив был разработан доктором Эрхардом Глатцелем в конце 1960-х годов. Название объектива составлено из двух греческих слов «Holos» (все или полный) и «Gonia» (угол), символизирую максимально полный угол обзора. Объектив имел конструкцию состоящую всего из трех оптических элементов, два отрицательных мениска большой толщины и сильной кривизной поверхности по краям и положительная линза в середине. Эту схему можно описать это как обратный триплет. Тем не менее, внешне простая конструкция не означает, что такой объект было легко сделать. Требования к точности изготовления формы линз и их центрировании были чрезвычайно высокими. Так из-за трудностей в производстве, Hologon T* 8/16 для камеры Contax G, появившейся несколько позже, объектив состоял уже из пять линз. Сложные по форме оптические элементы были заменены на склейки из двух линз из одного вида стекла. Этот технический «трюк», позволил упростить производство объектива.

 

 Оптическая схема объектива  Hologon® T* 8/16 для камеры Contax G  

Угол поля зрения 110° по диагонали кадра, очень высокая разрешающая способность по всему полю кадра и минимальные геометрические искажения делали объектив Hologon очень популярным. Даже когда в 1972 году был прекращен выпуск камер Zeiss Ikon для которых он изначально выпускался, компания Leica выкупила у Carl Zeiss несколько сотен объективов Hologon для использования на их на своих камерах серии Leica М.

Поэтому не удивительно, что компания Carl Zeiss до сих пор постоянно получает запросы от фотографов со всего мира, с просьбой выпустить новую версию объектива Hologon. К сожалению, для всех поклонников оптики ZEISS, оптическая схема Hologon, по крайне мере в настоящее время, не совместима с цифровыми камерами, из-за того, что на краю кадра свет падает на матрицу под углом около 55°.

При написании статьи были использованы материалы из брошюры: From the Series of Articles on Lens Names: Distagon, Biogon and Hologon by H. H. Nasse. Carl Zeiss AG Camera Lens Division Dezember 2011

ZEISS Batis 2/40 CF — универсальный широкоугольный объектив для полнокадровых камер Sony // Новости фотоиндустрии // FOTOEXPERTS

Производительность
Фокусное расстояние 40 mm
Диапазон диафрагмы f/2 – f/22
Крепление для камеры Sony E-Mount
Совместимость форматов Full Frame
Диапазон фокусировки 0,24 m (0.78 ft) – ∞
Свободное минимальное расстояние фокусировки 0,14 m (0.45 ft) – ∞
Угловое поле (диаг. | горz. | верт.) 56° / 47° / 33°
Диаметр поля изображения 43,3 mm (1.7″)
Зона охвата на близком расстоянии (MOD) 79 x 117 mm (3.1 x 4.6″)
Пропорции изображения на минимальном расстоянии до объекта 1:3.3
Количество элементов | групп 9 / 8
Рабочий отрезок 18,0 mm (0.71″)
Положение входного зрачка (впереди от плоскости изображения) 75.1 mm (2.96″)
Функции
Автофокус +
Стабилизация изображения
Физические характеритсики
Резьба фильтра M67 x 0,75
Угол поворота фокусировочного кольца Focusing not mechanically coupled. Rotation angle depending on rotation speed.
Диаметр, не более 91 mm (3.6″)
Диаметр фокусировочного кольца 78 mm (3.1″)
Длина (с крышкой объектива) 106 mm (4.2″)
Длина (без крышки объектива) 93 mm (3.7″)
вес 361 g (0.80 lbs)