Сканирование пленки – Оцифровка фотопленок 35 мм, сканирование негативов и слайдов

Сканирование фотопленок 🎞 | Услуги сканирования в Москве

Наша фотолаборатория оборудована профессиональным оборудованием и осуществляет сканирование любых типов пленок на современных мультиформатных фильмсканерах: Nikon SuperCoolscan ED 9000/8000/5000,  Noritsu S4, Pakon F235+,135. Оптическое разрешение составляет до 5000 dpi. Парк из 9-ти фильм-сканеров позволяет получить высокое качество оцифровки фотопленки, а также выгодные цены. Сканирование фотоплёнок и негативов может заказать любой желающий – не только постоянные посетители с клиентской картой. Оцифрованные снимки с фотопленки могут быть записаны на диск, другие носители или отправлены на сервер для дальнейшего скачивания.

C 1997 года мы специализируемся на профессиональном сканировании негативов и фотопленок и предлагаем по оптимальным ценам:

  • профессиональное сканирование многих видов фотоматериалов: слайдов, фотопленки, стеклянных фотопластин и листовых негативов, фотографий, рентгеновских снимков и томограмм;
  • выполнение задач любого уровня сложности, будь то кадры отснятые на коммерческую пленку или рваные отрезки советских времен;
  • сканирование только на высококлассных системах: Nikon SuperCoolscan 9000/8000/5000/4000 (Япония), Noritsu S4 (Япония), Pakon 235+(США)
  • предоставление услуг сканирования по наиболее выгодным для клиентов ценам.

Хотите сохранить памятную фотопленку или важную фотографию? Лучшее решение – отсканировать материалы на высококачественном оборудовании Nikon, Pakon, Noritsu! На компакт-диске данные могут храниться очень и очень долго. При этом сканировать и пополнять свой архив вы можете в любое удобное для вас время!

Цены сканирования пленок:

Сканирование фотопленки (оцифровка фотопленки) – перевод изображений с пленок в цифровой формат. Почему возникает необходимость в сканировании фотопленок , зачем преобразовать их в электронный вид?

Сканирование фотопленки — это единственный надежный способ сохранить в позитиве в электронном виде ваш фотоархив.
Со временем эмульсия фотопленки постепенно теряет цвет, покрывается царапинами, трескается и приходит в непригодность к полноценному использованию. Подарите ей новую, цифровую жизнь! Перенесите изображения с фотопленок в цифровой вид.

Наши профессиональные сканеры и опытные лаборанты, работающие с пленкой более 15 лет, максимально качественно восстановят выцветшие изображения, сделав их более яркими, удалят царапины и сохранят кадры с фотопленки на долгие годы.

Популярные услуги по сканированию пленок:

xn--80aqekdv.xn--p1ai

Сканирование фотоплёнок

Сроки исполнения заказов:

  • Проявка C-41 — 3 часа (максимум 24 часа).
  • Проявка D-76 — 2 суток (максимум 5 суток).
  • Проявка ECN-2 — 2 суток (максимум 5 суток).
  • Проявка E-6 — 7 суток (максимум 10 суток).
  • Проявка + сканирование негативных фотопленок С-41 в режиме «стандарт» — 3 часа (максимум 24 часа), кроме сканирования в TIFF.
  • Сканирование любых фотопленок (без проявки) в режиме «стандарт» — 3 часа (максимум 24 часа), кроме сканирования в TIFF.
  • Сканирование фотопленок в режиме «максимум» — 3 суток (максимум 5 суток).
  • Сроки на сканирование архивов и нестандартных заказов оговариваются в индивидуальном порядке.

Cканеры:

Noritsu HS-1800, Fuji Frontier SP-3000, Nikon Coolscan 5000, Nikon Coolscan 9000, Epson 10000 XL.

На оцифровку принимаются фотопленки:

  • тип 135 («узкие», 35 мм),
  • тип 120 («широкие», средний формат),
  • тип 127, APS и «полукадровые» форматы.

Фотопленки 135 типа («узкие», 35 мм) принимаются целиком не более 40 кадров или в отрезках по 2-6 кадров. Отрезки менее 3-х кадров и слайды в рамках сканируются покадрово. Пленки не должны быть туго скручены, перфорация не должна быть повреждена.

Пленки туго скрученные или с поврежденной перфораций принимаются на сканирование с наценкой +100%.

Для сканирования фотопленок 120 типа («широкие», средний формат) в режиме «максимум», пленка режется на отрезки по 2-4 кадра, в зависимости от формата кадров.

Удаление пыли и царапин

При оцифровке фотопленок мы убираем пыль и царапины с помощью функции Digital Ice. По желанию клиента Digital Ice может быть отключен.

Digital Ice отключен

Digital Ice включен

sreda.photo

Фотопроект. Сканирование. Услуги и цены

В нашем распоряжении есть несколько сканеров, каждый из которых предназначен для решения своего круга задач и работает с определённым типом материалов. У нас вы можете отсканировать плёнки типов 135 («узкие»), 120 («широкие») и листовые; а также плоские непрозрачные изображения — фотографии, рисунки и т.д.

Когда речь идёт о сканировании, необходимо учитывать не только цель, для которой нужны изображения, но и требуемый размер файла, а также формат и тип материалов (плёнки или отпечатка). Для печати небольших форматов достаточно Экспресс-сканирования. Для профессиональных целей, самостоятельной обработки, печати больших и нестандартных форматов мы предлагаем Профессиональное сканирование.

Заказы на Экспресс-сканирование принимаются со 100% предоплатой, поскольку сканы становятся доступны для скачивания в вашем Личном Фотокабинете сразу после того, как будет выполнен заказ. В остальных случаях файлы записываются на диск и доставляются в центр обслуживания.

При Экспресс-сканировании изображение корректируется автоматически: выполняются кадрирование, цветокоррекция, удаление следов от пыли и царапин. При Профессиональном сканировании до 4000 dpi (на сканерах Nikon CoolScan 5000 и 9000) используется функция Digital Ice — автоматическое удаление следов от пыли и царапин (для всех типов плёнок, кроме чёрно-белых). При необходимости, и эту коррекцию можно отключить. На стоимость сканирования включение или отключение функции Digital Ice не влияет.

Образцы изображений, полученных при Экспресс-сканировании (слева) и Профессиональном сканировании (справа)

Техническая ретушь включает кадрирование, цветокоррекцию, удаление следов от пыли и других дефектов, возникших в процессе сканирования, но не включает удаление дефектов, присутствующих на оригинале. Сканы без ретуши, как правило, не предназначены для последующей печати или публикации в Интернет, им необходима дополнительная обработка.

Обратите внимание: при Профессиональном сканировании плёнки целиком, на скан попадает и межкадровое пространство. Стоимость сканирования указана за всю плёнку, но не более 36 кадров для плёнок типа 135 («узких»).

Файлы предоставляются в форматах TIFF или JPEG — на ваш выбор. Цветовое пространство сканов — sRGB. Глубина цвета — 8 или 16 бит/канал, также на ваш выбор. Если этот параметр не оговаривается дополнительно, сканирование выполняется в режиме 8 бит/канал.

Стоимость сканирования плёнок целиком

Тип сканированияЭкспресс-сканированиеПрофессиональное сканирование
СканерNoritsuNikon 5000
Тип исходника
тип 135, 120,
цветная, ч/б
тип 135,
цветная, ч/б, негатив, слайд
Формат сканов (см)нерезаная плёнкарезаная плёнка1нерезаная плёнкарезаная плёнка1
негативслайднегативслайд
10×15230290290345450680
15×22660900
20×305005505506009101150
40×60990109010901190

Стоимость технической ретуши при профессиональном сканировании пленок составляет 35 руб/кадр.

1 Для пленки типа 135 плёнка должна быть порезана не менее чем по 3 кадра.

Стоимость покадрового сканирования плёнок

Тип сканированияПрофессиональное сканирование до 4000 dpiПрофессиональное сканирование до 8000 dpi
СканерNikon CoolScan 5000 / 9000
Imacon Flextight 848
Тип исходникатип 135, 1201,
цветная, ч/б, негатив, слайд
тип 135, 1202, листовая не более 9х12,
цветная, ч/б, негатив, слайд
Формат сканов (см)без ретушис тех. ретушьюбез ретушис тех. ретушью
10×15659095165
15×2090144120210
20×30120216160295
30×45200360370675
40×603403612348038653
60×9045038103630311353

1 Для пленки типа 120 возможно сканирование только покадрово и только порезанной пленки: для 6х6 — по 3 кадра, для 6х8, 6х7 и 6х9 — по 2 кадра.
2 Для пленки типа 135 плёнка должна быть порезана не менее чем по 3 кадра, для типа 120 не менее чем по 2 кадра.
3 Сканирование размеров 40х60 и 60х90 доступно только для пленок типа 120.

Наценка за мятые, порванные и сильно скрученные пленки — 100%, при этом пленка в обязательном порядке режется по 6 или менее кадров.

Фотоплёнки с понарамными кадрами и изображением на перфорациях сканируется с наценкой 200%. Срок сканирования данных фотоплёнок составляет 10 дней.

Стоимость сканирования непрозрачных материалов

На планшетном сканере можно отсканировать изображения форматом до 90 см в ширину и 200 см в длину.

Формат сканов (см)с тех. ретушью
10×1565
15×2090
20×30120
30×45200
40×60320
60×90480
90×120630

Размер и разрешение сканов

Экспресс-сканирование позволяет получить файл с разрешением 260 ppi. При Профессиональном сканировании и сканировании непрозрачных материалов — 300 ppi. Ориентировочные размеры конечных файлов в пикселях вы можете уточнить в таблицах.

При Экспресс-сканировании:

Формат сканов (см)тип 135тип 120,
кадр 6×4,5
тип 120,
кадр 6×6
тип 120,
кадр 6×7
тип 120,
кадр 6×8
тип 120,
кадр 6×9
10х151024 х 15361399 х 10241039 х 10241024 х 12551024 х 13811024 х 1491
20х302048 х 30722797 х 20482079 х 20482048 х 25112048 х 27622048 х 2982
width=»100%» border=»0″ cellspacing=»1″ cellpadding=»3″>

При Профессиональном сканировании:

Формат сканов (см)тип 135тип 120,
кадр 6×6
тип 120,
кадр 6×7
тип 120,
кадр 6×8
тип 120,
кадр 6×9
 
10х151181 х 17721181 х 11811181 х 13781181 х 15741181 х 1771 
15х201772 х 26571772 х 17721772 х 20671772 х 23611772 х 2656 
20х302362 х 35432362 х 23622362 х 27552362 х 31482362 х 3542 
30х453543 х 53153543 х 35433543 х 41333543 х 47233543 х 5312 
40х604724 х 70874724 х 47244724 х 55114724 х 62974724 х 7083 
60х907087 х 106307087 х 70877087 х 82677087 х 94457087 х 10625 

rasf2.fotoproekt.ru

Оцифровка 35мм фотопленки / Habr

Доброго времени суток, наверно у каждого из нас имеется много старой пленки. Так вот недавно я решил взять и оцифровать ее, а заодно поделиться с вами, тем что у меня из этого вышло. Итак, в этой статье я хочу показать и рассказать как практически из подручных средств можно собрать домашнюю фото-лабораторию, в частности будет рассмотрено как оцифровывать: цветную, черно-белую позитивную и негативную пленку. Цель оцифровать более 1000 кадров. Требование качества-очень высокое. В конце статьи затрону оцифровку слайдов.

Если Вам все еще интересно добро пожаловать под кат.

Начнем с того, что нужно собрать все необходимое, ниже я приведу список необходимого, но не обязательного, почему так расскажу дальше.

Что потребуется:
— цифровой зеркальный фотоаппарат(DSLR)
— вспышка(мощный источник света)
— объектив 50мм-80мм
— макро-кольца
— фотоувеличитель
— софтбокс
— soft к DSLR
— кабель usb-mini usb

Возможно потребуется:
— переходное кольцо М42
— синхрокабель для вспышки
— слайд-адаптер
— скотч
— фонарик

Начнем подготовку рабочего места, собираем фотоувеличитель, удобнее всего поставить его рядом с ПК.

Собранный фотоувеличитель.

Красным обведено то что необходимо будет снять т.к. помешает установке фотоаппарата.
Перейдем к объективу, здесь у каждого будет индивидуально, скажу только то, что можно использовать практически любой объектив(как штатный так и сторонний), желательно с фиксированным фокусным расстоянием от 50мм до 80мм (не зум), лучше попробовать разные, потому что объектив может искажать цвета, я использовал старенький советский «зенитар-м 1,7/50» через переходное кольцо М42 и два макро-кольца которые давно пылились в коробке рядом с этим объективом. Макро-кольца подбираются опытным путем, об этом позже.

Переходим к сборке софтбокса, он будет использоваться как фон. В моем случае он был самодельный, я взял первую попавшуюся коробку, вырезал в ней два отверстия одно под вспышку, другое для установки фона, внутри коробки поместил два листа белой бумаги для лучшего отражения.

Как бы это банально не звучало, в качестве фона я использовал поддон от печенья, закрепил на скотч, выглядит это примерно так.

Дает очень мягкий, ровный и рассеянный свет, то что нужно. С обычной белой бумагой вместо фона вы не получите такого света, в худшем случае будут видны ворсинки.

В качестве источника света была использована вспышка, я считаю что это самый удачный выбор, т.к. вспышка обладает рядом преимуществ:
— можно регулировать мощность
— мощный свет дает возможность снимать при коротких выдержках и на закрытой диафрагме
Но это не значит, что нельзя использовать другие источники, мне кажется диодные панели тоже покажут не плохой результат.

Ну вот маленькими шагами переходим от подготовке к настройке. Итак, теперь очень ответственный момент, необходимо подобрать макро-кольца и настроить фокус, от этого этапа зависит всё. Так же хочу отметить что подойдет любой фотоаппарат со сменной оптикой, будь то CANON или SONY, на качестве снимка это практически ни как не отразиться, очень хорошо если в нем есть режим Live View. Единственная разница в фотоаппаратах будет если вы используете кроп или фулфрейм-хотя все это поправляется макро кольцами, в моем случае в качестве тушки canon eos 7d-это кропнутый фотоаппарат и я использую два макро-кольца, одно большое, другое маленькое. Просто помните, что чем больше колец тем сильнее увеличение.

Для подборки колец выньте из фотоувеличителя слайд-адаптер и закрепите в нем пленку, выберете самый резкий кадр, дальше сделайте подсветку для слайд-адаптера, ну тут все очень просто лично я использовал свой телефон, открыл на нем белый экран и поставил тайм-аут отключения дисплея на максимум, получается своеобразный пред просмотр в процессе оцифровки так им и пользовался.

Встаем вертикально над столом и наводим на резкость, смотрим что бы кадр не обрезался, если обрезается то нужно либо убавить количество колец, либо поставить более короткое кольцо и наоборот. Лично я пренебрег этим правилом и позволил себе немного обрезать кадр, получилось так что примерно по 2-3мм с ширины и высоты срезалось т.е. по факту я переснимал кадр не 36х24мм, а 34х22, я не считаю это критичным. хотя можно было бы и снять кадр целиком, а позже обрезать в редакторе. Определились с кольцами пол дела сделано, снимаем с фотоаппарата наглазник, переводим его в ручной режим(у canon диск ставим в «M»), на объективе отключаем авто фокус, подключаем к компьютеру и кладем его вертикально под фотоувеличитель, вставляем слайд адаптер с пленкой.

Запускаем удаленное управление камерой и как можно лучше ловим фокус перемещая фотоувеличитель вверх или вниз. Для более точного фокуса я открыл диафрагму на максимум(f1.7) и дополнительно подсвечивал фонариком.

Поймав резкость я затянул все гайки на фотоувеличителе, перешел к более тонкой настройке фокуса, в режиме Live View сделал цифровое увеличение и уже кольцом фокуса на объективе поймал идеальный фокус, после чего закрыл диафрагму на максимум (f16), дабы вытянуть максимальную резкость и иметь запас погрешности.

Устанавливаем софтбокс и подключаем вспышку к фотоаппарату, у меня в качестве ведущей вспышки выступала встроенная, так же можно подключить через синхрокабель. В сборе выглядит вот так:

Теперь перехожу к настройке фотоаппарата, вся съемка будет производиться полностью в ручном режиме, так же перевожу вспышку в ручной режим. Ставим ISO100, если есть возможность поставить меньше, то это хорошо, выдержку 1/250с это самая короткая выдержка для работы со вспышкой, у некоторых она может быть 1/125с, проверяем еще раз диафрагму, у меня написано f1.4, вранье по факту f16, формат съемки я выбрал RAW те кто знает что это поймут, те кто не знает-снимайте в JPEG, по поводу баланса белого(ББ) я поговорю отдельно для каждого типа пленок, пока я поставил температуру Кельвина, в настройках делаем что бы снимок сразу сохранялся на компьютере, ну вроде все осталось нажать кнопку спуска.

Немного отойду от темы для просмотра готовой фотографии я использовал программу FastStone Image Viewer, она достаточно удобная, быстрая и бесплатная, особенно хорошо работает с RAW, но можно использовать и другой софт, на вкус и цвет… По умолчанию в ней стоят горячие клавиши для инверсии цвета (Ctrl+I) и поворот изображения, влево(L), вправо(R.), отразить по горизонтали(Alt+R) и по вертикале(V). Все это очень удобно и значительно ускоряет процесс оцифровки.

Вернемся к оцифровке, начну с негативов(цветные и Ч/Б).
Для Ч/Б негативов в настройках фотоаппарата ставим пользовательский режим изображения-монохромное. Цветовая температура здесь не играет ни какой роли, ее не трогаем. Можем снимать.

Для цветных можно поставить портрет, пейзаж или оставить натуральные цвета. Цветовую температуру(ББ) можно менять. Вообще для большинства фотографий подойдет 5500К, но бывает так что после инверсии вы видите, что изображение излишне теплое, хочется добавить холода, то вам потребуется поднять температуру к примеру до 6200-6500 или выше и наоборот(снимая в RAW это можно будет сделать потом в lightroom или photoshop).

Самое главное правило для успешной оцифровки это рассчитать мощность вспышки и правильно подобрать ББ.

У негативной пленки:
1. Чем больше света при съемке, тем темнее она будет в итоге и наоборот.
Получается, что если вы сделали снимок, инвертировали его и ведите что он явно пересвечен, то вам нужно добавить мощность вспышки.
2. Чем выше стоит температура, тем ниже она будет на готовом снимке и наоборот.
Честно говоря часто путался.

С позитивной пленкой все проще, тут чем больше света тем ярче и чем выше цветовая температура тем теплее.

Пару примеров:

Ч/Б негатив.

Москва. 1974 год. Цветной негатив.

Москва. Цветной позитив.

Подведу итоги, лично я результатом доволен, не уступает сканерам, если только в разрешении, но это дело техники, при увеличении моих снимков до 100% видно зерно пленки, я считаю лучше уже не куда. Вообще по большей части качество фотографий зависит от пленки. Возможно из данного топика кажется, что это все сложно и долго, но на самом деле зная выше сказанное, подготовку к съемке я делаю за 10 минут и сам процесс съемки довольно отлажен, со временем руки привыкают, примерно за 3 дня(в день по 5-7 часов) я отснял 1500 кадров. Тему по поводу пост обработки я не затрагиваю.

Как и обещал скажу пару слов об оцифровке слайдов. Вообще для слайдов действуют те же правила что я описал выше, единственное, не нужен фотоувеличитель.

Самое сложное в оцифровке слайдов, это слайд-адаптер и где его взять. Лично я его взял из советского проектора и примотал скотчем к уже знакомому нам поддону от печенья(просто валяется без дела) и еще немного скотча ушло, что бы все это чудо примотать к книжке, дабы уровнять на одном уровне с софтбоксом.

Ставим софтбокс, фотоаппарат на штатив, здесь главное соблюдать плоскостность.

(фотографии носят условный характер, у меня стоит не ровно)

В итоге должно получиться вот так:

Расстояние от софтбокса до слайда 20-30см, если во время съемки на пленке появляться белые блики и вы уверены, что это не дефект пленки, попробуйте отодвинуть софтбокс еще дальше или перевернуть слайд.
Все остальное так же как и с фотоувеличителем.

P.S.
Весь необходимы софт к своей камере вы можете скачать с официального сайта.
По этим ссылкам вы можете посмотреть примеры фотографий в реальную величину 18MP:
Пример№1
Пример№2
Пример№3
Пример№4

UPD: Хочу немного добавить по поводу диафрагмы. Всегда думал, что чем сильнее закрыта тем резче, спасибо всем кто указал на эту ошибку, вы прямо открыли мне глаза на мир. Но все оказалось не так просто, я переснял один кадр на f5, f7, f9, f11 и f16, действительно резче всего получилось на f7, но так же наблюдается падение резкости и оптическое искажение по углам кадра. Скажу сразу пленка ровная и прижимается стеклом плюс ко всему я ее переворачивал и пробовал разные кадры. Так вот на мой взгляд оптимальный вариант оказался на f9. Ниже показываю что получилось в 100% увеличении.

f7

f9

f16

Спасибо за внимание. Буду рад объективной критике, а так же готов ответить на интересующие вопросы.

habr.com

Как я обрабатываю сканы с цветной пленки: pavel_kosenko — LiveJournal


(c) Photo by Andrey Zeigarnik

Сканировали вчера Андрюхе его киношные плёнки, я ему посылю отдельные сканы посмотреть, что получается — а он пишет «после твоей коррекции и делать ничего не надо, а что именно правишь?» Поскольку такой вопрос мне задают часто разные люди, решил ответить письменно сразу всем.

Только сразу предупреждаю — ничего нового вы не узнаете. Моя обработка цветных сканов до безобразия примитивна. Более того, она заведомо неправильна. Потому что мой инструмент, это мои глаза, все остальное для меня вторично. Никакой стройной теории цветокорркции, и уж тем более никакого профилирования или коррекции по цифрам за моими подходами не стоит. Несмотря на то, что я в этом ориентируюсь, в реальной фотографической практике все намного проще.

Прежде всего стоит отметить, что обработка сканов и обработка Raw требуют принципиально разных подходов. Потому что на входе у нас два совершенно разных исходника. По моим наблюдениям, ключевые сложности в обработке сканов возникают из-за того, что современные фотографы слишком перестроились на цифровую фотографию и забыли уже вообще, с чего все начиналось. У меня самого были такие же проблемы, когда я начинал работать с пленкой после длительного перерыва.

Итак, что мы имеем после сканера? Некий растровый формат, как правило, TIFF или JPEG. Внутри которого чаще всего будет вялая малоконтрастная картинка, и довольно часто — смещенный баланс белого. Потому что каждая пленка рассчитана на определенные условия освещения, и обычно мы их нарушаем, не корректируя соответствующими светофильтрами.

Контраст картинки будет зависеть от того, слайд это или негатив. Слайд обладает более высоким контрастом, потому что это конечный носитель для просмотра изображения. Картинка на негативе малокотрастная, потому что это промежуточный, сырой формат, требующий дальнейшей интерпретации (печати на контрастной бумаге).

В обоих случаях контраст требует коррекции. На слайде скорее некоторого уточнения, на негативе же — как правило, значительного повышения. Подход к работе с контрастом будет одинаковый, отличаться будет степень вмешательства в сырое изображение.

Продемонстрирую свою коррекцию сканов на примере цветного негатива. В данном случае это кинопленка F 250D (Fujifilm Enterna 250 Daylight) для дневного освещения. Кадр с одной из пленок Андрея Зейгарника — приводится в качестве примера, естественно, с его разрешения.

Сырой скан, полученный на Nikon 9000 с максимальным разрешением, без применения каких-либо профилей, выглядит следующим образом:

Лично мне в процессе цветокоррекции удобно посматривать на гистограмму. Наличие полей вокруг картинки затрудняет ее чтение. Поэтому первым делом я обычно избавляюсь от лишних полей.

В тех случаях, когда мне нужны поля, я сначала делаю обработку для кропа, сохраняю ее в виде корректирующих слоев, потом возвращаюсь на первый этап и применяю к исходному некадрированному изображению.

Эту картинку можно обрабатывать разными способами, и каждый из них будет правильным, если приведет нас к хорошему результату. Но так или иначе, нам скорее всего потребуется повысить контраст фотографии. Если посмотреть на гистограмму, то становится сразу видно, за счет чего — за счет белой точки.

А точнее, за счет трех белых точек — в каждом канале они будут чуть разные. А заодно можно и выставить черные точки, например по гистограмме видно, что можно чуть сдвинуть ее в зеленом канале. Делать это можно с помощью Levels или Curves, мне привычнее Curves. Итак, выставим белые и черны точки.

К бабке не ходи, сразу понятно, что теперь картинка станет светлой.

Обратите внимание, баланс белого подровнялся автоматически (в данном случае ушел голубовато-зеленоватый налет). Это произошло за счет того, что черную и белые точки мы установили для разных каналов разные, в зависимости от их информативности. В большинстве случаев этого оказывается достаточно, при этом общая цветопередача более-менее будет вполне соответствовать задумке производителя. Если же не достаточно и виден явный оттенок, можно убрать его теми же кривыми вручную (реально лично я с этим редко сталкиваюсь).

Все хорошо, но уж больно белёсая картинка получилась. А раз так, так давайте настроим общую яркость фотографии. В случае печати мы бы регулировали это временем экспонирования фотобумаги, температурой проявителя и временем проявления. В случае скана всё еще проще — та же кривая. Для приведенного примера она будет выглядеть, например, так.

А фотография, соответственно, так.

Так как я манипулировал кривой в пространстве RGB, после повышения контраста, очевидно, повысилось и насыщение. В целом это вполне соответствует восприятию человека, но в случае обработки сканов иногда бывает несколько избыточно по отношению к аналоговому процессу печати.

Поэтому после значительного повышения контраста (а у нас именно такой случай) имеет смысл или сменить режим наложения яркостной кривой с Normal на Luminocity, или же просто снизить насыщение. Я выбрал второе и снизил Saturation на -20%.

Вот, собственно и всё. Вообще говоря, в программах сканирования, да и в Фотошопе часть работы можно сделать с помощью элементарных Auto Levels. Но я предпочитаю делать это вручную, потому что авто-левелсы работают слишком формально и неточно. В подавляющем большинстве случаев за ними надо исправлять, а значит проще изначально сделать самому, контролируя результат глазами.

Вообще, глаза — это главный инструмент фотографа. Например, на гистограмму можно и нужно поглядывать, устанавливая черные/белые точки, но окончательное решение я принимаю, глядя не на гистограмму, а на фотографию. При этом формально гистограмму порой приходится обрезать там, где чисто технически это считается не очень корректно. Впрочем, я изначально предупреждал, что мои методы неправильные. Потому что я работаю не с цифрами и гистограммами, я работаю с картинкой.

По той же причине я не рекомендую пользоваться пипетками для установки черных, белых, и тем более серых точек. Баланс белого по серой пипетке это вообще убийца тех самых волшебных разбалансов, которые так тщательно закладывает в пленку производитель.

Похож ли скан на настоящую пленку?

Ну и на последок, пожалуй, стоит сказать пару слов о том, что очень часто беспокоит начинающих пленочных фотографов. Будет ли картинка после такой цветокоррекции соответствовать тому, что задумал призводитель плёнки? Ответ — и нет, и да одновременно.

Нет, не похож. Потому что любая пленка (уж негативная точно, но и слайдовая тоже) требует интерпретации. Многие фотографы снимают на одну и ту же пленку, но получают при этом совершенно разные по цвету фотографии. Потому что по разному экспонируют, снимают при разном освещении, с разными конверсионными светофильтрами, по-разному потом проявляют (как минимум доступные в наше время всем пуш/пул-процессы), по-разному печатают — на разной бумаге, с разной экспозицией, опять-таки, с разными фильтрами, разным временем проявления и т.д. И сканируют тоже все по-разному, с разными профилями, с разной цветокоррекцией.

Да, похож. Потому что исходные цвето-контрастные решения и характерные разбалансы (характерные соотношения цветов), заложенные производителем, в некоторой степени сохраняются, независимо от того, как была снята и обработана фотопленка.

Пожалуй, в рамках обозначенной темы, это всё. Впереди нас ждет еще много вопросов — зачем вообще в наше время снимать на пленку, почему пленка не умерла и откуда у нее взялось второе дыхание, как изменились за последние двадцать лет эстетические задачи пленочной фотографии, с какими параметрами сканировать, где можно купить и проявить киношные пленки, на какие пленки снимались известные фильмы, почему кино продлжают снимать на пленку и в наше время, зачем снимать на Polaroid и Fuji Instax, как сканировать и обрабатывать моментальные отпечатки и многие другие. Планирую в обозримом будущем продолжить серию публикаций, посвященных пленкам и всему, что с ними связано.

pavel-kosenko.livejournal.com

Чем сканировать плёнку и слайды

В этой области я не назову себя профессионалом, хотя и отсканировал достаточно много слайдов и плёнок. В первую очередь по той причине, что я не пользовался специализированными барабанными сканерами. Они слишком дорогие для моих задач, но рад буду услышать ваше мнение и личные впечатления по поводу слайд-сканеров.

Итак, первым сканером я купил Epson Perfection 4990 Photo. Сканер имеет в комплекте рамки для различных размеров слайдов и плёнок.

Epson Perfection 4990 Photo

Тип датчика: CCD
Оптическое разрешение: 4800×9600 dpi
Максимальная оптическая плотность: 4 D
Особенности: Уменьшение зернистости. Восстановление цвета. Удаление следов пыли. Оптимизированная автоэкспозиция. Повышение резкости с шумоподавлением. Удаление растра с оптимизатором документа. Регулировка тоновых кривых с помощью гистограммы.

100% кроп

Вряд ли с этого слайда можно вытащить еще какие-то детали, кроме уже имеющихся. Дальше всё «съел» шум. Плёнка скорее всего ISO 200.

100% кроп

100% кроп

100% кроп

фотосъемка со вспышкой на плёнку

100% кроп

Специально захватил немного тени, чтобы было видно, как усиливается шум на плёнке. В целом, его весьма много.

Все эти 35мм слайды отсканированы в разрешении ~3000 x 2000 px (6 Мпикс), т.к. «искать там больше нечего». При бОльших разрешениях только увеличивается файл, а новых деталей не добавляется.

Возможно, на другой плёнке, было бы по-другому. Особенно на различных профессиональных мелкозернистых пленках. Но на плёнках типа ORWO и проч., при съемке на ЗЕНИТ-ET с советским объективом разрешение не было слишком велико и не требуются какие-то особенные слайдеры на мой взгляд.

Позднее, я заеду к своему другу, пожилому фотографу-профессионалу и посмотрю его слайды, сделанные на Pentax и более качественные пленки. Сравним.

Для большинства же семейных архивов достаточно планшетного сканера.

После Epson Perfection 4990 Photo появился Epson Perfection V700 Photo со сходными характеристиками и тоже весьма пригодный для сканирования пленки и слайдов. Не дешевый, конечно.

Epson Perfection V700 Photo

Тип датчика: CCD
Оптическое разрешение: 6400×9600 dpi
Максимальная оптическая плотность: 4 D

Актуальная на сегодня модель Epson Perfection V750 Pro.

Epson Perfection V750 Photo

Тип датчика: CCD
Оптическое разрешение: 6400×9600 dpi
Максимальная оптическая плотность: 4 D
Особенности: Автоматическое удаление пыли и царапин с помощью технологии Digital ICE. Сканирует пленки: пленка 120/200, пленка 35 мм, пленка 4 x 5 дюймов

Для себя лично я сделал вывод, что технология Digital ICE в таком виде применяться не может (технология удаления царапин и пылинок с пленки). Слайд сканируется намного дольше (дополнительно идёт сканирование в инфракрасном диапазоне для выявления дефектов пленки) и это отбивает всякое желание этой технологией пользоваться.

Хотя, сама технология Digital ICE очень полезна, я с этим не спорю и я ею немного пользовался.

Что же в итоге важно для слайд-сканера, использующегося для сканирования домашнего архива или для сканирования обычных плёнок?

снято на Смену-8М

кроп 100%

Важна максимальная оптическая плотность (динамический диапазон сканера), чтобы не было провалов в тенях или светах по возможности. ДД сканера в 4D хватает, чтобы покрыть ДД любого слайда (порядка 3.2D). По крайней мере если 4D в характеристиках сканера — правда. Возможно негативную пленку такой сканер «оцифрует» не в полной мере, у неё фотоширота больше.

Для планшетного сканера также требуется построение ICC профиля для правильной передачи цвета с помощью цветовой шкалы IT8.7/2.

IT8.7/2

Планшетные сканеры не предназначены для сканирования и последующего увеличения для печати на большие форматы с 35мм плёнки. Если вы снимали на высококачественные объективы (не советские) и на зарубежную плёнку, а печатать планируете (если планируете печатать) на формат более, чем 10×15см, то стоит пойти в фотолабораторию и отсканировать слайды там. И резкость будет выше и ДД специализированные барабанные сканеры имеют более высокие и честные (без провалов в тенях).

провалы…какие провалы?

Надеюсь в ближайшее время представить фото самодельного аппарата для пересъемки слайдов и плёнки. А также описать фирменные аксессуары для подобной процедуры.

Интересен ваш опыт сканирования пленки и слайдов, поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

evtifeev.com

Сканирование фотоплёнок – зачем это?

  (Фотографии кликабельны, второй клик увеличивает до полноразмера)

Однажды, решив оцифровать свой фото архив, я принялся искать способы это сделать, и к своему удивлению, пришел к выводу, что не так тут всё и просто. Будучи жадным к подобным знаниям, не на шутку разошелся и много чего узнал по этой теме, не всё конечно, но чуть есть. Ну и теперь в виду своей склонности что-то объяснять и рассказывать, неизменно с умным видом))))), берусь поведать вам об этом мистическом деле – о сканировании фотоплёнок.

Наверно следует начать с того, зачем всё это вообще нужно.

Почти у каждого из нас дома имеется солидный архив фотоплёнок. На них хранятся наши воспоминания о пережитых временах, интересных событиях, победах, достижениях, интересных путешествиях, счастливые и курьёзные моменты  — лучшие моменты нашей жизни.

Но не все кадры распечатаны, а те что распечатаны тоже есть не все, какую «фотку» подарили, какая порвалась, какая потёрлась и потеряла вид, а самая-присамая выгорела в рамке на стене. Да и не все плёнки принимают в печать, ссылаются на потёртость, несоответствие формату (будь то слайд или черно-белая плёнка), не всегда на отпечатке получается то, что хочешь увидеть – «радуют глаз» царапины, пыль, искаженные цвета, «пальчики» и прочее.

Время идёт и пленки стареют, слипаются, выцветают, рвутся, теряются, царапаются.

На них бедных обрушиваются все несчастья этого мира :). Да, звучит конечно печально, но зачастую, по закону падающего бутерброда, самые лучшие кадры находятся на самом затёрто-зацарапаном месте плёнки.

Люди знающие возразят, что правильное хранение (в сливерах из кальки, сливеры в папке, а папка в шкафу, а в шкафу нужные климатические условия) исключает механические повреждения. Я почти не буду спорить — механических повреждений можно избежать, но эмульсия стареет, выцветает… Потому смело могу сказать, что фотографии, сделанные с разницей в один год с одного негатива будут неравноценны по цветопередаче. Условным исключением могут стать черно-белые плёнки с серебряной эмульсией — они стареют намного медленней, особенно если их после проявки хорошо отмыли от остатков тиосульфата натрия и прочих продуктов реакции проявления и фиксирования.

К счастью современные технологии позволяют дать новую молодость старым кадрам.

С помощью современных плёночных сканеров и программного обеспечения можно перевести изображение с плёнки в цифровой вид, что открывает очень широкие возможности по его обработке, ретушированию и допечатной подготовке. С помощью программ обработки изображений можно вернуть выцветшим изображениям былую насыщенность, убрать царапины, пыль, отпечатки пальцев, убрать посторонние оттенки, избавится от дефектов на лице, будь то шрам, морщинки, бородавки или подлый прыщик на носу. Следует заметить, что очень часто полученные таким образом фотографии могут составить серьёзную конкуренцию снимкам, сделанным современными, профессиональными цифровыми камерами, как по качеству, так и по передаче натуральных цветов и оттенков, даже если плёнке уже лет и лет.

Наверно многие замечали, что старые фотографии, сделанные с помощью пленочных технологий, имеют необычайно натуральные цвета и обладают непревзойдённой пластикой тонов, в них нет той «пластмассовости» которая присуща цифровым снимкам.

Это конечно не аксиома и многие любители цифрового творчества накинутся на меня: посему спешу заявить, что цифровая фотография даёт слишком много преимуществ, чтобы в чем-нибудь её упрекать :). И вообще, не стоит рвать на себе рубаху, доказывая преимущества цифры или плёнки, потому что это уже квадратилион раз обсуждалось и все для себя всё давно решили ).

Вообще принято считать, и вполне обосновано, что предел разрешения стандартного пленочного кадра составляет 24 мегапикселя, в виду того, что плёночное зерно не способно передать большую линиатуру, к тому же только очень не многие объективы способны дать такое разрешение, потому и гонка на мегапиксельность цифровых фотоаппаратов остановилась на отметке 24 мегапикселя (речь не идёт о среднеформатных системах) — больше просто нет смысла. Правда существуют плёнки, которые обладают просто огромной разрешающей способностью, которая в разы превышает стандартные. В основном это плёнки для аэрофотосъёмки, репродукционные и прочего технического назначения, а к ним требуется и соответствующая оптика, и вообще это тема отдельного разговора.

Ну, в общем-то, в 99,9% случаев большего разрешения и не надо.

К примеру, можно сказать, что плёночный кадр отсканированный на профессиональном слайд сканере Nikon CoolScan V ED, в лучшем качестве, будет иметь разрешение в 24 мегапикселя !!!, что позволяет распечатать его в высочайшем качестве на формате А3 и даже А2.

К слову,  ознакомиться с ценами можно тут.


Представьте себе — старая фотография, которая казалась уже почти потерянной, сможет возродиться и еще очень и очень долго радовать глаз, красуясь яркими красками на стене и радуя Вас и ваших близких.

Разобравшись зачем сканировать, можно прейти к вопросу – а зачем сканировать плёнку, если можно отсканировать сам фотоотпечаток?


  1. Как я уже говорил, отпечатки есть не со всех кадров, с которых хотелось бы.

  2. Не все имеющиеся отпечатки имеют надлежащее качество, например красные глаза или упомянутые прыщики и морщинки, некоторые выгорели, некоторые с непонятными оттенками, некоторые банально порвались и зацапались неаккуратными гостями.

  3. Отсканировать отпечаток можно только на планшетном сканере, который работает на отражение, в котором обязательно будет стекло, которое будет находится между отпечатком и сканирующим элементом, что в свою очередь потянет за собой светорассеяние и потерю и без того маленького контраста — в итоге получим серые сапоги вместо чёрных, голубую кофточку вместо синей,…, и плоское, невыразительное изображение, которое никого радовать не будет. Кроме того, сосканируются все пятна, царапины не только самого отпечатка, но и пятна, царапины стекла на котором он лежит, причём с обеих сторон. Да еще и может появиться неприятное физическое явление называемое — кольцами Ньютона, это такие радужные концентрические разводы, дело неприятное.

  4. Отпечатки имеют малый контраст – это их наверно главный недостаток, потому образно говоря — практически «не из чего» врядли получится «что-то».

  5. Плёнка обладает очень широкими контрастными характеристиками. Конечно это зависит от типа плёнки, наименования, производителя, способа и качества проявки, но, тем не менее, эти контрастные характеристики в любом случае будут выше чем у отпечатка на бумаге.

  6. Плёнка сканируется на просвет. Свет от лампы сканера проходит сквозь плёнку и попадает прямо на матрицу сканера, не встречая по пути никаких рассеивающих элементов вроде зеркал или стекол. В итоге из-за малого светорассеивания вытягивается вся цветовая и яркостная информация с кадра, и ограничивается это только способностями конкретного сканера. В итоге сканируя негатив (позитив) получаем: больше цветовой информации, больше яркостной информации, большую контрастность, более резкую, детализированную картинку.

А так выглядят кольца Ньютона:

Разобрав в чём преимущества в сканировании пленки неизменно возникнет вопрос – какими сканерами можно сканировать плёнку?

Начнём с «нехороших» сканеров для этого дела, с планшетных сканеров.

В некоторых моделях планшетных сканеров опционально присутствует функция сканирования пленок. Дело выглядит так: отрезок пленки зажимается в специальную рамку, эта рамка укладывается на стекло сканера. В крышку сканера встроена лампа, которая будет просвечивать пленку. Свет, пройдя сквозь пленку, пройдет еще и стекло, и только тогда попадёт на матрицу сканера. Тут возникает та же проблема что и в сканировании отпечатка – вместе с пленкой мы сканируем стекло сканера. Можно конечно представить, что стекло идеально чистое, ни пылинки, но представить, что оно не рассеивает свет очень тяжело. В итоге — физически невозможно получить контрастное детализированное изображение. Кроме того, максимальная оптическая плотность таких сканеров не позволяет «пробивать» тёмные участки негативов и позитивов, что приводит к провалам в светах и тенях соответственно, а в крайних точках тональной кривой, где такие сканеры еще хоть что-то видят, зачастую бывают серьёзные «уезды» по цветам. Например, тени на слайдах часто приобретают ярко выраженный синий оттенок и т.д. Рамочки, в которые зажимаются пленки, редко имеют добротный конструктив и потому плохо выравнивают плёнку, из-за этого некоторые части изображения выходят из зоны резкости объектива сканера (сами понимаете, что из этого получается). Такие сканеры часто по разрешению тянут на 2700dpi, на большее их не хватает, и это не смотря на то что производитель часто заявляет 4000dpi, бряхня! )))).

Если подытожить, то такие сканеры годны для сканирования и размещения фотографий в сети Интернет и для создания превьюшек, а вот для серьёзной постобработки и последующей качественной печати они не годятся.

Продолжим опять-таки «нехорошими» — Слайд модули в фотолабах.

Обычно эта опция в «фотолабах» работает таким образом: Вы сдаете плёнку и чистый СD диск в лабораторию. Там оператор одной рукой ест бутерброд, а другой запихивает Вашу плёнку в «минилаб», «минилаб» её затягивает, сам там что-то решает, что с ней делать, распознаёт границы кадра и сканирует, автоматом вычитая оранжевую маску. На всё 2 минуты, потом оператор вставляет диск, записывает 36 прекрасных JPEGов с качеством сжатия 6 из 12, разрешением 2000х3000пикселей (6 мегапикселей) и бросает диск в конвертик с плёнкой. Всё. И Вы топаете домой, радоваться «непревзойдённому качеству». Эти, простите, идиоты заявляют, что после этого все плёнки можно выкинуть за «не надобностью». И даже если оператор контролировал процесс сам, сохранил JPEGи с качеством 12, то это может и улучшит ситуацию, но информации станет не намного больше, потому что максимальная оптическая плотность таких сканеров мало чем отличается от планшетных сканеров и разрешение в 6 мегапикселей, извините не много, да и сам формат JPEG порадует Вас своими фирменными «артефактами».

Говоря кратко, скажу, что эти сканеры годны для того, для чего годны «планшетники», не больше.

Остались два (с натяжкой три) вида сканеров, это специализированные пленочные сканеры и барабанные сканеры.

Начнём с специализированных пленочных сканеров или слайд-сканеров.

Эти сканеры разрабатываются специально для сканирования плёнки. Они имеют закрытую структуру, то есть плёнка вставляется в них уже зажатой в спец рамку. Эти рамки качественно отличаются от своих планшетных сородичей — они зачастую лучше зажимают и распрямляют плёнку, что избавляет от нерезких участков на изображении. Рамки для пленок большего и среднего форматов могут иметь специальные антиньютоновские стёкла, что позволяет, идеально выпрямить негатив и избежать появления колец Ньютона.

Также плёнки можно монтировать на «мокрую», то есть на лист оптического стекла — наклеивается негатив (позитив) на специальный гель, это позволяет избежать переотражений и преломлений света на границах стекло-воздух-плёнка.

Работают эти сканеры напрямую просвечивая негатив, отсюда и преимущества этих сканеров — отсутствие стекол, зеркал, да и закрытые корпусы этих сканеров намного меньше подвержены пыли, боковым засветкам. Такие сканеры обычно имеют высокое разрешение, современные модели «разрешают» 4000dpi, и это на самом деле так, и нет никакой интерполяции, которой грешат «планшетники». Такие сканеры имеют намного большую «пробивную» способность, реально они могут пробивать плотности до 4d, что позволяет использовать их для качественного сканирования слайдов с высокими плотностями, не говоря уже о негативах и ч/б. Как профессиональный инструмент они дают большие возможности по управлению процессом сканирования, контроля всех его параметров и позволяют получать предсказуемые результаты.

Они позволяют задавать разрядность сканирования, управлять экспозицией, фокусировкой, использовать многопроходное сканирование, чтобы минимизировать тепловые шумы матрицы.

Существуют еще так называемые — псевдобарабанные сканеры.

Эти сканеры функционально устроены как и слайд-сканеры, за исключением позиционирования пленки. Плёнка в таких аппаратах ложится не прямо, а образует дугу — в таком виде сканируется. Это «изгибание» призвано помочь в проблеме неравномерной резкости кадра. Также эти сканеры зачастую имеют немного большую разрешающую способность и максимальную оптическую плотность.

И наконец короли пленочных технологий – барабанные сканеры.

Работа барабанных сканеров базируется на использовании высокочувствительных фотоэлементов, которые позволяют регистрировать световой поток разделением его на три основные составляющие RGB-цвета. В качестве источников излучения в барабанных сканерах используются ксеноновые или галогенные лампы, излучение которых, с помощью волоконной оптики и линзового конденсора фокусируется на малом участке оригинала.

Только оригиналы, изготовленные на гибкой основе, могут закрепляться на прозрачном барабане.. Оригиналы освещаются с внутренней стороны барабана. Световой поток, пропущенный через очень маленький участок оригинала, попадает на светочувствительный приемник, который перемещается вдоль быстровращающегося барабана. Свет направляется в систему цветоделения, откуда попадает на фотоэлектронные умножители, где в свою очередь преобразуется в цифровой сигнал.

Вот такая сложная система обеспечивает наилучшие цветовые, яркостные и резкостные характеристики сканирования. Монтаж оригиналов на барабан производится по «мокрому», что усложняет процесс и делает его очень трудоёмким. Сами сканеры имеют титанические размеры и вес, потому на компьютерный стол его не поставишь. Кроме того они баснословно дороги, тяжелы в обслуживании, требуют высокопрофессиональных кадров и энергозатратны.

Но могут обеспечить наивысшее качество сканирования, не достижимое для других систем. Чего только стоят 25000dpi !!!!!!! с глубиной цвета 48 bit, без шумов с максимальной оптической плотностью 4,5d.

Теперь коротко о видах плёнки и особенностях их сканирования.

Слайдовые плёнки.

Также могут именоваться как обращаемые или позитивные плёнки.

На таких плёнках изображение передаётся в позитивном виде, то есть так, как мы видим окружающий мир.

Преимущества этих плёнок заключается в чрезвычайно мелком зерне, что ведет к увеличению разрешающей способности, потрясающим по насыщенности цветам. Их вполне обоснованно считают эталонами цветопередачи, даже сейчас, в эпоху цифровых технологий. Высокий контраст изображения, возможности оценить качество съемки не прибегая к техническим средствам обращения. А отсутствие оранжевой маски заметно упрощает процесс сканирования.

К недостаткам позитивов можно отнести следующее: сложность в съемке (требуют от фотографа серьёзных познаний в экспонометрии), которая обусловлена очень высоким контрастом, более сложный, а соответственно и более дорогостоящий процесс проявления пленки, малый срок годности и специфические требования к хранению. Ну и наверно основной недостаток — это невозможность напечатать фотографии напрямую, с плёнки. (откровенно говоря напечатать можно, но например в Украине нельзя, нет таких услуг, правда в Москве есть одна точка, но честно говоря не знаю работает ли она сейчас, да и стоит это удовольствие космических денег).

Для печати со слайда аналоговым способом, сперва требуется сделать контратип (что тоже дело не простое). Контратип – это негативная копия позитивного изображения, и только с контратипа можно печатать, как с обычного негатива. Жаль, но при этом Вы потеряете все преимущества слайда.

Либо же отсканировать слайд, а потом напечатать с полученного цифрового файла, этот способ самый эффективный, потому что максимально сохранит качество и передаст качественные особенности слайда.

В принципе, слайды режут и зажимают покадрово в рамочки, после чего просматривают их через проектор. В случае если проектор и экран качественный, то можно получить море удовольствия от этого процесса — это красиво и завораживает, но сложно — что многих останавливает.

Из всех видов плёнки слайды имеют самую высокую плотность в тенях, что требует от сканера высокой максимальной оптической плотности: в большинстве случаев «планшетники» и «минилабы» отпадают — они не справляются. Хорошо подходят для этих целей слайд сканеры и барабанные сканеры. А в соотношении деньги/качество только слайд сканеры. Ну, это моё личное мнение. Кроме того, если кадр того стоит, то почему бы и не барабанным отсканировать.

Негативные плёнки.

Негативные плёнки или по простому негатив — это самый распространенный тип плёнок Им пользовались все, и все знают как он выглядит)).

Преимущества негатива: возможность напрямую отпечатать фотографии, отнеся его в ближайший «минилаб». Возможность съемки в сложных условиях и простота в использовании, обусловленная высоким динамическим диапазоном. Проще говоря, на негатив могут снимать все, особо не разбираясь в экспонометрии — навёл, нажал кнопку, готово!

Недостатки негатива выплывают из его преимуществ: первый — малая контрастность, которая есть прямым следствием широкого динамического диапазона. Получаем более вялые тона, в общем глазу труднее «зацепится» за изображение. Наличие оранжевой маски, которую при печати и сканировании нужно вычитать, а удаётся не всегда и всегда по-разному, откуда возникают искажения в цветах. Плохая цветопередача и повышенная зернистость в теневых областях снимков. При печати и сканировании пыль и царапины превращаются в белые точки и линии, когда в слайде они чёрные, а вот рассмотреть белое на чёрном значительно легче, чем рассмотреть чёрное на белом, потому повышенная «страдаемость» от пыли и царапин.

И наконец — классические, серебренные черно/белые плёнки.

Эти плёнки зачастую являются «дедушками» в фотоархивах, хотя сейчас черно-белая плёнка производится и пользуется устойчивым спросом, ибо обладает качествами, ценимыми и почитаемыми очень многими фотографами.

Преимущества черно белых пленок. Основное преимущество — эти плёнки не имеют цвета (может показаться странным такое заявление, но это правда, они волшебные и эта волшебность проистекает из их бесцветности). Такие материалы обладают просто огромным динамическим диапазоном, отдельные представители могут воспроизвести до 11 экспозиционных ступеней, это значит, что самый яркий участок сцены может быть освещён примерно в 2000 раз сильней, чем самый тёмный, и оба этих участка проработаются на снимке, не провалившись в черноту и не выгорев добела, возможность управления контрастом, зернистостью и чувствительностью в очень широких пределах. Некоторые пленки позволяют изменить чувствительность от 25 до 3600 единиц ISO, а есть и такие, что позволяют снимать с чувствительностью аж 125000 ISO! (Можно в безлунную ночь снимать летящих летучих мышей). Черно-белые пленки довольно легко сканируются, поскольку не имеют оранжевой маски и цветовой составляющей, вся коррекция сводится к тональной подстройке изображения на этапе сканирования.

Недостатков у черно-белых плёнок довольно таки мало и все они сродни недостаткам цветных негативных плёнок, хотя из-за отсутствия цветовой составляющей они малозначимы и легко преодолимы. Кроме того возможности управления контрастом очень велики, как на стадии проявки, так и на стадии печати. Самый значимый недостаток — невозможность применения технологии Digital ICE при сканировании таких плёнок, что требует ручного ретуширования, которое занимает много времени и требует хороших навыков цифровой обработки изображений.

Технологии, облегчившие жизнь.

На помощь фотографам пришли специалисты компании Applied Science Fiction, разработавшие технологию Digital ICE, которая в автоматическом режиме сканирует поверхность плёнки в инфракрасном спектре, строит карту дефектов (царапины, пыль…) и автоматически их ретуширует, избавляя от долгой кропотливой ручной работы по обработке. Вместе с Digital ICE были разработаны технологии: Digital ROC — восстановление цвета, Digital GEM – подавление зернистости, Digital DEE и Digital SHO — автоматическая коррекция тональных характеристик изображения для «проявления» плохо проработанных на снимке деталей в областях темных и светлых тонов.

Разобравшись, что к чему, пришло время показать несколько примеров сканирования, и работы некоторых технологий.

Так выглядит первичный скан негатива после 7 лет хранения в плохих условиях, то есть в пластиковой баночке от фотоплёнки с периодическим извлечением негатива:

Кроп:

Так выглядит фотография после использования технологии Digital ICE:

Кроп:

Обращаясь к черно белым плёнкам, на которых технология Digital ICE не работает, привожу пример первичного скана:

Кроп:

После ручной ретуши, тот же кадр выглядит так:

Кроп:

Так же на этапе пост обработки можно исправить огрехи экспозиции, неправильной проявки, кадрировать для улучшения композиции, убрать «завал» горизонта и многое другое.

Приведу пример кадра снятого в наши дни, на просроченную на 20 лет киноплёнку (не фотоплёнку, есть отличия), на фотокамеру ФЭД-2, в которой по несчастливой случайности оказался сломан шторный затвор, что привело к неравномерной экспозиции по полю кадра (правая часть кадра на 3 ступени переэкспонирована относительно левой). Плюс «фирменные» царапины от фильмового канала камеры. И наконец — не отфильтрованный фиксаж оставил кучу белых точек и пятен. А кадр сделан в Глубока над Влтавой, что в Чехии, и имеет историческое значение для меня, и неповторимость момента для «портретируемых».

Итак, первичный скан:

Кроп:

То что получилось после удаления пыли, пятен и царапин, с последующей корректировкой неравномерной экспозиции:

Кроп:

В итоге эта, может и художественно не выразительная, но важная фотография для людей, изображенных на снимке, висит на стене и дарит радость от приятных воспоминаний и о проведенном времени.

ЗЫ: В статье могут быть небольшие неточности, на истину не претендую и цель такую не ставлю. Буду рад ответить на все возникшие вопросы. Еще больше обрадуюсь здоровой критике.

specnazspn.livejournal.com

Сканирование пленки – Оцифровка фотопленок 35 мм, сканирование негативов и слайдов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх