Спектральный круг: Как пользоваться цветовым кругом — Записки преподавателя

Понятие цветового круга — Пилигрим & Менестрель — LiveJournal

Оригинал взят у vip_vizage в Понятие цветового круга

По материалам сайтов:
http://designofsite.ru/teorija-dizajna/23-cvetovoj-krug,
http://designinfoline.ru/?p=78

Ученые всего мира до сих пор не пришли к единому мнению о природе цвета. На этот счет существует два мнения. И. В. Гете, поэт и мыслитель, считал, что цвет объективно существует в природе. В то время как И. Ньютон, первым исследовавший свойства света и цвета, утверждал, что в природе объективно существует только белый цвет, а все другие цвета – это реакция наших глаз на определенную длину волны. И до сих пор этот спор между физиками и «лириками» не привел к единому мнению.
Пока ученые спорят, дизайнеры и художники активно используют открытие И.В. Гете: его цветовой круг. Его открытие по значимости для цветоведения сравнивают с открытием таблицы Менделеева для химии. Цветовой круг известен любому, кто мало-мальски интересуется теорией цвета. Он имеет большое прикладное и научное значение, потенциал которого до сих пор еще полностью не раскрыт.
Цветовой круг – универсальный инструмент графического дизайнера. Можно различить цветовой круг Гете, Освальда, Иттена. Но, по сути, все эти цветовые круги представляют собой один и тот же инструмент колористики.
Гете первым выявил положительное и отрицательное влияние цвета на личность человека.
— Положительными цветами, по его мнению, являются цвета желто-красного спектра, использование которых в интерьере и в одежде приводит к увеличению количества энергии и общему подъему настроения.
— Отрицательными цветами являются цвета сине-фиолетового спектра, применение которых вызывает угнетение настроения и общего психологического тонуса.
Зеленый цвет И.В.Гете считал нейтральным. Он писал, что глядя на зеленый, «душа отдыхает».

Благодаря работам И. Ньютона, уже было известно, что белый цвет распадается на семь основных цветов, составляющих радугу. Все вы конечно же помните, что радуга состоит из 7 цветов:

Красного-Оранжевого-Желтого-Зеленого-Голубого-Синего-Фиолетового

Размышляя о том, как рождается цвет, Гете выявил чистые цвета – те, которые нельзы получить путем смешивания, а можно лишь взять готовыми. Это Красный, Желтый и Синий Он же сделал вывод о том, что Оранжевый, Зеленый и Фиолетовый — это смешанные цвета, которые получаются путем смешивания основных в разных пропорциях. Вообще же между чистыми основными цветами находится неограниченное количество смешанных цветов и оттенков, плавно перетекающих один в другой.
Гете пошел дальше и предположил, что один из существующих цветов, не являющийся в радужным, может быть продолжением фиолетового и началом красного. И этот цвет – пурпурный. Найдя это недостающее звено, Гете смог «закруглить радугу» и создать свой цветовой круг.
Таким образом, он показывает нам зарождение бесконечного количества оттенков из трех основных цветов.

Круг Гете помогает находить гармоничные цветовые сочетания.
Так, дополнительные цвета находятся на противоположных концах диаметра круга, например:
— оранжевый-синий;
— желтый-фиолетовый;
— красный-зеленый.

Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.
Для чего можно использовать цветовой круг дизайнеру? Конечно, для подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу. А уж сами сочетания цветов вы можете использовать уже где угодно — и в графической композиции, и в одежде. Хотя сочетания цветов, скажем, в одежде, лучше подбирать исходя из своего вкуса, но цветовой круг может дать вам некоторый теоретический фундамент в этом. Если вы хотите подобрать цвета не опираясь только на ваш вкус и художественное чутье (но о них дизайнеру забывать ни в коем случае нельзя!), то вы можете использовать формальный подход к подбору цвета с помощью цветовой круга.
Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.
Кстати, для подбора цветов по цветовому кругу для дизайнеров созданы специальные программы. В них обычно используется спектральный цветовой круг Освальда. Одну из таких программ вы можете найти и скачать здесь . К сожалению, эта программа платная, у бесплатной версии ограниченный функционал, но можно найти и бесплатный аналог. Хотя лично мое мнение, что эти программы дизайнеру не нужны. Нельзя подходить столь формально к цветовому кругу, и к подбору цветовой гаммы.

Комплиментарные (дополнительные) цвета
Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Сама природа подсказывает нам примеры комплиментарных сочетаний – посмотрите на грядку с клубникой! Использовать комплиментарную гамму для больших композиций трудно, но если надо что-то выделить, подчеркнуть, это то, что вам нужно. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций.

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатичастном цветовом круге. Используются в мягких, комфортных и нераздражающих композициях. Аналоговая схема чаще всего встречается в природе, поэтому выглядит гармонично и приятно. При использовании этой схемы, пожалуй, дизайнеру стоит выбрать один цвет главным, второй – поддерживающим, а третий использовать для акцентирования. Также следует позаботиться о достаточном контрасте в аналоговой композиции.


 
Контрастная триада
Контрастная триада – вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные цвета – используйте контрастную триаду.

 Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых – комплиментарные. Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проце было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные – вспомогательными.

Квадратная схема  
 Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудаленные по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Цветовой круг: заключение.
Первые правила использования цветов, да и не только цветов, были созданы задолго до появления современного графического дизайна Леонардо да Винчи в его «Трактате о живописи». Но даже он уже говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

Дизайнеру, ровно как и визажисту, нельзя ограничивать себя правилами, нужно следовать своей интуиции. При умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы дизайнерской композиции. Но, все же, не стоит перегибать палку. Нельзя формально ткнуть в первые попавшиеся цвета классической схемы, надо экспериментировать, искать живые сочетания цветов. А цветовой круг – хорошая проверка их гармоничности.

ну и отрывочек из моего очерка 10-летней давности
http://zhurnal.lib.ru/editors/s/sergeew_m_a/terminologicheskijsubbotnik.shtml

И последнее. Про чувства опять, но на этот раз про телесные. Вот говорят, что чувств пять. (Гегель говорил, что искусств тоже пять. Но в его время не было кино — ему простительно). Итак — чувств пять и все ищут шестое, седьмое, восьмое и вплоть до того числа, до какого позволяют познания в арифметике. А между тем есть оно реальное, а не оккультное шестое чувство. Это не третий глаз и не двадцать первый палец , и даже не тепловые точки на кончиках ушей у сыщиков. Это вестибуляция. Все о ней знают, все знают об органе вестибуляции — трёх полукружных каналах — все знают, что это чувство ориентации в пространстве, нарушение которого всегда очень неприятно и сопровождается тошнотой. Меня тошнит оттого, что это чувство не упоминается в ряду пяти в качестве шестого. Мир, похоже, просто дезориентирован, и не только в пространстве. С полом тоже большие проблемы — многие не могут сориентироваться. А между тем это чувство помогает при актах связанных с полом, особенно тем, кто практикует кама-сутру. Оно в паре со слухом, как зрение в паре с осязанием, а обоняние — со вкусом. При другом раскладе можно составить не три пары, а пару триад: слух — обоняние — вестибуляция и зрение — вкус — осязание.

Люди, не забывайте его — это настоящее шестое чувство, оно такое же как другие пять. Не обижайте его, лучше заберите единицу у цветовой гаммы, ведь цветов не семь, а шесть. Отдайте штатную единицу чувствам! Забудьте про фазана и охотника. Цветов шесть — три простых и три сложных:

жёлтый — красный — синий

фиолетовый — зелёный — оранжевый

Всё остальное — оттенки. И не нужно про радугу и спектр — давайте говорить о логике. Будем изоморфны при любой классификации и типологизации. Не будем ставить в один ряд молочных поросят и забальзамированных животных. Мы же не в Китае, мы люди русские.

Как создать свой цвет

Как смешать пигменты, чтобы получить новый цвет? Какие пропорции красителей для получения оттенков? В какой последовательности вводить красители друг в друга?

Оптимально использовать хроматический или цветовой круг.

Цветовой круг Иттена один из основных инструментов дизайнера. Наверное, каждый, работающей в сфере дизайна и моды не раз сталкивался с понятием «цветовой круг», но мало кто знает, кто стоит у истоков данного творения.

Первым, кто исследовал свойства цвета был И. Ньютон. На основании его работ, стало известно, что белый цвет, который, по его мнению, единственный объективно существует в природе распадается на семь составляющих. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – основные цвета, составляющие радугу. Ньютон описал модель цветового круга по аналогии музыкальной модели, разделив окружность на 7 частей, пропорциональных музыкальным тонам.


Круг И.Ньютона

Круг Гёте

Круг Иттена

Круг В.Освальда

У поэта и мыслителя — Иоганн Вольфганг фон Гете, другой взгляд. По его мнению, цвет объективно существует в природе, он реален. Гёте выявил чистые цвета – которые нельзя получить путем смешивания (красный, желтый, синий) и смешанные, число которых неограниченно. Все они плавно перетекают из одного оттенка в другой и находятся на стыках между чистыми цветами. Более того, И. В. Гёте выдвинул предположение о том, что один, из существующих цветов, не входящих в число радужных является продолжением фиолетового и началом красного. Таким образом, Гёте замкнул радугу и создал свой цветовой круг (хотя иногда данный этап приписывают И.

Ньютону, называя 8-ми цветовой круг «Цветовым кругом И. Ньютона»).

Позже Йохансен Иттен предложил двенадцатичастный цветовой круг, который принято считать классическим. Он основан на тех же 3-х цветах, названных Гёте чистыми. Затем идет вторичные цвета – полученные путем смешивания синий+красный=фиолетовый, красный+желтый получается оранжевый, синий и желтый дают зеленый – это цвета второго порядка. Остальные цвета также образуются путем смешивания.
Круг Иттена получил наибольшую популярность в мире художников и дизайнеров.


Не менее известен и цветовой круг Вильгельма Освальда, представляющий собой непрерывный спектральный цветовой круг. Основными цветами в нем являются так же 3 цвета, но это уже красный, синий и зеленый – стоящие в основании современной модели цвета RGB. А белый и черный цвета в чистом виде отсутствуют. Они трактуются как полное отсутствие цвета – белый, или же, как максимальная насыщенность цвета — черный цвет.

Цветовой круг прошел долгий путь, прежде чем приобрел привычный нашему глазу вид и вошел в обиход. Но, независимо от того, кому мы приписываем создание цветового круга, и кому в большей степени признательны современные дизайнеры, цветовой круг — это прежде всего инструмент колористики.

Вот вам, да и нам, небольшая шпаргалка по смешиванию цветов.


Главное не забывать, а лучше записывать, все эксперименты с цветами — количество смешивания красителя того или иного цвета. Потому что, если вам критично удержать нужный оттенок, важны пропорции до капли.

Мы возьмем за основу три цвета — красный, синий и желтый. Из них можно получить почти все остальные цвета, ну кроме белого и черного. Впрочем, почти черный (но все таки не черный !!!) можно изготовить, смешав все три вида.


Эти три цвета являются базовыми или первичными. Получающиеся из их смешения называются вторичными или составными. Третичные цвета — это смешение уже первичных и вторичных. Ну и так далее.

Вторичных цветов немного, всего три, и получить их довольно просто:
желтый + синий = зеленый
красный + желтый = оранжевый
красный + синий = фиолетовый


Важно при получении нового цвета вводить в большую часть малую. То есть для зеленого — в желтый цвет добавлять синий, а не наоборот. Например, берем 50 мл желтого и вмешиваем каплю синего, смотрим на результат, добавляем еще каплю, если надо, снова мешаем. И так до получения необходимого результата. Если делать наоборот, то будет огромный расход цветов — для получения зеленого на 50 мл синего вам понадобится хорошо если литр желтого, а то и больше.


Не ориентируйтесь на названия цветов, потому что каждый производитель использует свои пигменты разной интенсивности и свои «красивые» названия цветов, и та же фуксия или фиолетовый может значительно различаться в оттенках. Более того даже у одного производителя иногда от партии к партии цвет может гулять.

Итак, смотрим на картинки и экспериментируем :)

#адалик #основадлямыла #мыльнаяоснова #глиттеры #пигменты #перламутр #правиласмешенияцветов #флюоресцентныекрасители #пигментыдлямыла #отдушкидлямылаисвечей #подарочныекоробочки #красителидлямыла #глиттерыекрасители #люминофор #формыдлямыла #распродажа #скидки #низкиецены #формыдлямыловарения #мыловарам #мыловарение #красителидлямыла #интернетмагазинхобби #товарыдлямыловарения #товарыдлятворчества #вседлямыловарения #цветоваяпалитра

Spectral Circle Поворотная подставка для телевизора и саундбара